Реферат по предмету "Разное"


Iii. Проблемы ответственности за отдельные виды контрабанды

Глава III. Проблемы ответственности за отдельные виды контрабанды 3.1. Контрабанда наркотиков и культурных ценностей Предмет контрабанды в виде наркотиков, охватываемый квалифицированным составом этого преступления, исчерпывающе указан в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Перечень наркотических средств и психотропных веществ определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 6811. К наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. Психотропные вещества – это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года. По смыслу уголовного закона признаки контрабанды усматриваются при незаконном перемещении через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ и, в том числе, в небольших размерах. В то же время в ст. 228 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере. В этой связи некоторые специалисты предлагают установить ответственность и за их контрабанду только в крупном и особо крупном размерах2. Данная позиция представляется не совсем оправданной. Действительно, указанные в ст. 228 УК РФ деяния, совершенные без цели сбыта в небольших размерах, уголовно ненаказуемы, а ст. 228-1 предусматривает уголовную ответственность независимо от размера только за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Думается, что контрабанда наркотических средств и психотропных веществ, даже в небольших размерах, ничуть не менее опасна, чем сбыт или пересылка указанных средств, и декриминализация ее не вполне обоснованна. Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, под которыми понимаются вещества, используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ3, не включены в перечень предметов контрабанды, данный в ч. 2 ст. 188 УК РФ. Между тем, устанавливая контроль за их оборотом, государство тем самым признает, что неконтролируемое их хождение представляет опасность для общества. Так, в соответствии с п. 3 примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, «транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в настоящий перечень, запрещается». В этой связи представляется необходимым включить прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ в перечень предметов ч. 2 ст. 188 УК РФ. Наряду с наркотическими средствами и психотропными веществами выделяются такие предметы преступления как сильнодействующие (список 1) и ядовитые (список 2) вещества. Списки этих веществ определены заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков. Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, психотропных и ядовитых веществ, прекурсоров, а также их номенклатуры и квоты установлены следующими постановлениями Правительства Российской Федерации: 1. от 16 марта 1996 г. № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ»4. 2. от 3 августа 1996 г. N 930 «Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 278, и квот на ввоз (вывоз) наркотических средств»5. 3. от 31 июля 1998 г. N 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ»6. 4. от 6 августа 1998 г. N 890 «Об утверждении перечня прекурсоров, ввоз (вывоз) которых осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности»7. При этом согласно пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1539 «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.2000 № 148) оговаривается: «Вывоз из Российской Федерации лекарственных средств, указанных в приложениях N 1 и 2 к настоящему Положению, осуществляется по лицензии на внешнеторговую деятельность с лекарственными средствами при наличии сведений об отсутствии в составе вывозимых лекарственных средств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 6818, ядовитых и сильнодействующих веществ и веществ, включенных в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, номенклатура которых утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 9309. Указанные сведения представляются в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации».На наш взгляд, имеются основания расширить круг рассматриваемых предметов контрабанды. Помимо собственно наркотиков, предметом преступления может выступать информация (научно-технического, публицистического, иного характера), зафиксированная на тех или иных материальных носителях – письменных документах, чертежах, фотографиях, аудио- и видеокассетах, магнитных дисках, компакт-дисков, которая содержит в себе признаки:1. Статьи 3 Закона СССР от 9 октября 1990 г. № 1708-1 «Об общественных объединениях» (в редакции Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ), в которой оговаривается: «Преследуются в соответствии с законом создание и деятельность общественных объединений, посягающих на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан»; Статьи 13 того же Закона, по смыслу которой эмблемы общественных объединений «не могут служить пропаганде целей, указанных в части второй статьи 3 настоящего Закона». Как представляется, листья конопли, изображенные на эмблеме гипотетического гражданского движения, вполне подходят под такой запрет. 2. Статьи 3 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в редакции Федерального закона З от 20 июня 2000 г. № 90-ФЗ), согласно которому: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».3. Пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»10, в соответствии с которым реклама не должна побуждать граждан к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. То есть, неправомерно, к примеру, перемещать на основании «законных» документов книги, иные источники информации, в которых есть информация о кулинарных рецептах приготовления пищевых продуктов на основе, допустим, препаратов из конопли. Пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе, запрещающего побуждать к действиям, нарушающим природоохранительное законодательство. А именно, незаконному уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений или их неправомерному культивированию. 4. Статьи 6 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»11, которая дает описание абсолютных оснований для отказа в регистрации товарного знака, когда он являются ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали. Следовательно, перемещение подобных товарных знаков и товаров под такими знаками на территорию России правомерно признать контрабандой. 5. Статьи 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». 6. Части 3 статьи 43 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», которая гласит: «Информация о лекарственных средствах, отпускаемых по рецепту врача, допускается только в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Информация о лекарственных средствах для специалистов сферы обращения лекарственных средств может быть представлена в виде монографий, справочников, научных статей, докладов на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также инструкций по применению лекарственных средств, предназначенных для врачей».В части 1 статьи 44 Закона специально оговаривается: «В средствах массовой информации допускается реклама лекарственных средств, отпускаемых только без рецепта врача».7. Статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где расписаны формы защиты ребенка (индивида в возрасте до 18 лет) от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в частности органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.8. Статьи 21 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», которым также затрагивается интересующий нас вопрос. В этой норме прописано следующее правило: Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти в области образования, физкультурно-спортивные объединения, средства массовой информации определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями – курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью.Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ.9. Статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». Законодатель предусмотрел в качестве основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических средств и психотропных веществ, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий. Перемещение вышеперечисленных носителей информации такого рода через таможенную границу, по нашему мнению, следует считать контрабандой.Вместе с этим, незаконное перемещение в Россию технологий и научно-технической информации о наркотиках, используемых для осуществления преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, допустим, диверсий (ст. 281 УК РФ), конкретных незаконных деяний принадлежащих иным разделам и главам Особенной части УК РФ, к примеру, терроризма (ст. 205 УК РФ) образуют, по нашему убеждению, самостоятельные составы преступлений. ^ Объективную сторону контрабанды наркотиков образует их перемещение через таможенную границу Российской Федерации. Согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ объективную сторону контрабанды наркотиков можно раскрыть следующим образом: при ввозе препаратов на таможенную территорию РФ и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ — фактическое пересечение таможенной границы России; при вывозе наркотиков с таможенной территории РФ и при ввозе наркотиков с остальной части таможенной территории России на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады — подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти товары или транспортные средства.Незаконный характер перемещению наркотиков через таможенную границу придает один из указанных в законе способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, недекларирование, а равно недостоверное декларирование.Под контрабандным перемещением наркотиков помимо таможенного контроля понимается их транспортировка вне определенных таможенными органами Российской Федерации мест — таможен, таможенных постов или вне установленного времени производства таможенного оформления должностными лицами российских таможенных органов. Сокрытие от таможенного контроля наркотиков, перемещаемых через таможенную границу РФ, предполагает любой способ их утаивания, затрудняющий обнаружение, а также камуфлирование подлинности (например, использование всякого рода тайников — специальных хранилищ, придание одним товарам вида других). Таким образом, по действующему законодательству данный способ совершения контрабанды подлежит более широкой трактовке, нежели использование узкоспециального понятия «специальное хранилище», широко использовавшегося в судебной практике прежних лет.Обманное использование документов или средств таможенной идентификации включает в себя предъявление таможенному контролю в качестве оснований или условий для перемещения наркотиков, ядов и прекурсоров заведомо подложных (поддельных) документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам (предметам). Сюда же входит использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и др.Недекларирование или недостоверное декларирование предполагает незаявление в установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений либо заявление ложных сведений о наркотиках, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом важно учитывать, что таможенная декларация согласно таможенному законодательству становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента оформления принятия ее таможенным органом.Момент окончания преступления зависит от того, производится ли ввоз или вывоз наркотиков, и от места совершения контрабандных действий. При ввозе наркотиков на таможенную территорию РФ и при вывозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории страны контрабанда является оконченной при фактическом пересечении таможенной границы РФ. При вывозе наркотиков с таможенной территории РФ и при их ввозе с остальной части таможенной территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады состав оконченной контрабанды налицо после подачи таможенной декларации или иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения соответственно вывезти или ввезти предметы преступления.Следует учитывать, что незаконные приобретение, хранение, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ, прекурсоров и последующее их перемещение через таможенную границу РФ образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 188 и соответственно ст.ст. 228, 228-1, 228-2, 229, 231, 234 УК РФ. Однако современная правоприменительная практика в этой части искажена и во многих случаях подобные деяния квалифицируются лишь по одной из статей УК РФ. В условиях российских реформ охрана монополии внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы в этой сфере — контрабанда культурных ценностей, эффективность борьбы с которой зависит от хорошо скоординированных уголовно-правовых мер. Однако изменение таможенного законодательства и современный характер контрабанды усложнили применение уголовно-правовых норм, что повлекло разнобой в правоприменительной практике. В частности, по-разному суды подходят к решению вопроса о судьбе предметов контрабанды – культурных ценностей. Одни возвращают их прежним владельцам, т. е. лицам, осужденным за контрабанду, другие — обращают в доход государства. Образование суверенных государств на территории бывшего СССР обострили и без того сложные вопросы обеспечения сохранения культурного наследия народов Российской Федерации. Значительный рост краж культурных ценностей из музеев, церквей, частных коллекций, образование так называемых «прозрачных границ» с государствами СНГ, Балтии свидетельствуют о масштабах разграбления России. В межгосударственных отношениях новых суверенных государств возникли проблемы возвращения культурных ценностей странам их происхождения. Следует отметить, что данные проблемы в той или иной мере характерны для многих стран. В соответствии с Хельсинским Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и итоговым документом Венской встречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1985 г.) государства согласились осуществлять беспрепятственное обращение произведений искусства и других предметов культуры, предусматривая лишь ограничения, обеспечивающие сохранение культурного наследия. В настоящее время международно-правовая защита культурных ценностей осуществляется на различных уровнях: всемирном, региональном и двустороннем. Сегодня с полной уверенностью можно говорить о том, что хищения, контрабанда произведений искусства (в условиях мирного времени) относятся к преступлениям международного характера. О том, что эти преступления давно переросли национальные границы, свидетельствует множество факторов. Во-первых, ущерб, причиняемый культурным ценностям, наносится не только достоянию определенного народа, но и всему мировому культурному наследию. Во-вторых, защита культурной собственности является политическим делом и может повлиять на международные отношения. В-третьих, предупреждение и раскрытие такого рода преступлений требует согласованных действий различных государств. Широкая распространенность краж, контрабанды произведений искусства привела к тому, что на Западе преступный бизнес на произведениях искусства занимает второе место после торговли наркотиками. Взятые на себя международные обязательства по предупреждению и запрещению незаконного ввоза, вывоза культурных ценностей, передачи права собственности на них государства должны обеспечиваться посредством совершенствования национального законодательства. Представляется, что соответствующие изменения должны быть внесены и в национальные законодательные акты России. Однако, несмотря на то, что российское государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, до настоящего времени отсутствуют нормы права, исчерпывающе регламентирующие правила торговли культурными ценностями, обеспечивающие в полной мере контроль и ответственность за ненадлежащее исполнение правил отчуждения культурных ценностей (купля-продажа, дарение, обмен) и вывоз их из страны. Взятые на себя международные обязательства по предупреждению и запрещению незаконного ввоза, вывоза культурных ценностей, передачи права собственности на них государства должны обеспечиваться посредством совершенствования национального законодательства. Представляется, что соответствующие изменения должны быть внесены и в национальные законодательные акты России. 1. ^ Гражданское право. В настоящее время порядок отчуждения памятников истории и культуры не в полной мере соответствует требованиям ст. 128 ГК РФ и ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.) - государство обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей. К сожалению, до настоящего времени отсутствуют нормы права, регламентирующие правила торговли культурными ценностями, обеспечивающие контроль и ответственность за ненадлежащее исполнение правил отчуждения культурных ценностей (купля-продажа, дарение, обмен). 2. ^ Административное право. До принятия в 2001 году Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в административном законодательстве - в ст. 87 КАП РСФСР – отсутствовал перечень нарушений, посягающих на памятники истории и культуры. Бланкетная форма диспозиции ст. 87 КАП РСФСР носила несколько абстрактный характер, так как фактически не было разграничения ответственности за нарушение действующих норм. В этой связи представляется, что законодатель должен непосредственно в Кодексе об административной ответственности определить круг деяний в области охраны и использования памятников истории и культуры, влекущих административную ответственность, дифференцирование тяжести и общественной опасности правонарушения. Такой подход будет способствовать надлежащей защите памятников истории культуры, а также максимальному достижению целей по формированию у населения и владельцев памятников правовой культуры по их использованию и сохранению. В определенной степени этот вопрос был разрешен в новом КоАп Российской Федерации, в котором в главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» предусмотрена административная ответственность за отдельные правонарушения, посягающие на объекты культурного наследия, в частности, нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13); проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14); ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15); незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7. 16). 3. Уголовное право. В действующем Уголовном кодексе есть несколько норм, предусматривающих ответственность за посягательства на объекты культурного наследия. Это ст. 164 – хищение предметов, имеющих особую ценность; соответствующая часть ст. 188 – контрабанда культурных ценностей и ст. 190, предусматривающая ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. В целях обеспечения должной защиты памятников истории и культуры как объектов особого рода в соответствии со взятыми международными обязательствами предлагается изложить статью 164 УК РФ в следующей редакции: «Хищение, уничтожение, повреждение памятников истории и культуры независимо от формы собственности, а равно незаконное проведение археологических раскопок (полевых, подводных) с присвоением или разрушением археологических объектов, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Те же действия, совершенные повторно или группой лиц по предварительному сговору, либо причинившие значительный ущерб государству, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового. Продажа, купля или обмен памятников культуры, совершенные в нарушение действующих правил, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового. Те же действия, совершенные повторно или группой лиц по предварительному сговору, либо причинившие государству значительный ущерб, наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом до миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового». Кроме того, следует внести в УК РФ самостоятельную норму, предусматривающую уголовную ответственность за контрабанду предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации, либо невозвращение их в Россию, если такое возвращение является обязательным. В частности, национальные законы ряда государств предусматривают контрабанду объектов культуры в качестве самостоятельной нормы. Ст. 173 УК КНР предусматривает наказание за нелегальный вывоз антиквариата в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет, при отягчающих обстоятельствах - 10 и более лет, либо бессрочного лишения свободы. В Мексике за аналогичное преступление предусмотрено наказание от 2 до 12 лет тюремного заключения.^ 3.2. Контрабанда, совершаемая с использованием служебного положения В главу 22 Уголовного кодекса РФ законодатель включил нормы, регулирующие общественные отношения в сфере экономической деятельности. Однако применение их на практике вызывает определенные затруднения. Более того, некоторые из них по ряду причин остаются недействующими. Это связано с неточностью формулировок, небрежностью в применении терминов, используемых при определении отдельных нормативных положений, погрешностями, допущенными при конструировании подавляющего большинства уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Так, несмотря на большое количество нормативных правовых актов, принятых законодательными и исполнительными органами, раскрывающими понятие «должностное лицо», «единого нормативного определения должностного лица на сегодняшний день не выработано, хотя в отдельных нормативных актах даются определения некоторых категорий должностных лиц»2. Исходя из вышеназванных проблем, представляется оправданным более подробно рассмотреть одну из них, а именно — проблему ответственности должностного лица, совершающего преступления в сфере экономической деятельности. Это в полной мере относится к преступлениям, совершаемым в таможенной сфере, которые в настоящее время получили широкое распространение и причиняют значительный ущерб экономическим интересам России. Одним из опаснейших преступлений данной категории является контрабанда3. Необходимо отметить, что повышенную общественную опасность представляет контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п.«б» ч.З ст.188 УК РФ). При привлечении к уголовной ответственности данной категории лиц за контрабанду в правоприменительной практике возникают определенные трудности. В одних случаях они связаны с толкованием закона, а в других — с правореализацией. Причиной сложившегося положения явилось то, что законодатель не раскрыл содержание должностного лица со ссылкой на конкретную норму уголовного закона, то есть проигнорировал важнейшее уголовно-правовое положение. Общепризнанно, что в случае отклонения значения юридического термина от общеупотребительного целесообразно его разъяснение. Данное положение в полной мере применительно и к толкованию термина «должностное лицо». В данном случае разъяснение термина «должностное лицо» необходимо, так как уяснение его признаков, содержания правоприменителем вызывает серьезные затруднения. Исходя из законодательной формулы п. «б» ч. З ст.188 УК РФ, совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения предполагает использование для целей совершения данного преступления полномочий, предоставленных должностному лицу по службе. В данном случае авторы исходят из того, что совершение рассматриваемого преступления возможно только тогда, когда субъект занимает определенную должность в таможенных органах. Как правило, они и совершают эти деяния, хотя по смыслу данной уголовно-правовой нормы к ответственности можно привлечь и иных должностных лиц, использующих свои полномочия. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих таможенное дело, показал, что в нем отсутствует законодательное определение понятия «должностное лицо» и не приводится его исчерпывающего перечня. Например, в Таможенном кодексе РФ в ст.ст.408-413 определяются только обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов. На практике может возникнуть вопрос, в какой мере сотрудник таможни подлежит ответственности, действуя по указанию своего непосредственного начальника, не распространяется ли на него положение ст.42 УК РФ, исключающей преступность деяния в случае причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. При получении приказа или указания, явно противоречащего законодательству Российской Федерации, должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться положениями закона. Оценка законности приказа о пропуске товаров через границу в нарушение установленного законом порядка ложится на исполнителя. Перемещение или содействие в перемещении товаров через таможенную границу, если сотрудник таможни осознает, что при его участии совершаются незаконные действия, хотя и во исполнение приказа начальника, не освобождает его от уголовной ответственности4. В Федеральном законе от 21 июня 1997 года «О службе в таможенных органах Российской Федерации»5 под должностными лицами в таможенных органах понимаются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном законом, присвоены специальные звания. Как видно из приведенных примеров, законодатель оставил данный вопрос на усмотрение правоприменителя. Понятие «должностное лицо» применительно к незаконному перемещению товаров через таможенную границу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1976 года № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» с определенными коррективами. Так, Пленум разъяснил, что субъектом контрабанды, совершенной с использованием служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе, а также иные должностные лица, злоупотребляющие властью или служебным положением в целях незаконного перемещения товаров или иных ценностей6. К ним, естественно, в данном случае нельзя относить лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Руководители негосударственных коммерческих и иных организаций, виновные в совершении действий, предусмотренных ст.188 УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков, подлежат ответственности по части 1 этой статьи7. Как указано названным Пленумом, в качестве субъектов контрабанды, совершенной с использованием служебного положения, могут выступать должностные лица, осуществляющие контрольные функции на государственной границе РФ. Должностным лицом, совершающим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать такое лицо, служебное положение которого обязывает осуществлять соответствующие действия по контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. Таковыми могут признаваться лица, осуществляющие оперативно-распорядительные или властные полномочия. К таким лицам, видимо, следует отнести начальника таможни и его заместителя; инспектора; других должностных лиц, осуществляющих таможенное оформление и проводящих таможенный контроль, проводящих таможенную идентификацию товаров или транспортных средств. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, может быть совершена также и другими должностными лицами, не связанными непосредственно с выполнением указанных выше функций, но использующими свое служебное положение для незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Ими могут быть должностные лица, которые по долгу службы имеют возможность пересекать таможенную границу или осуществлять контроль, надзор за перемещением грузов, а также некоторые категории иностранных лиц, которые в силу положений главы 25 Таможенного кодекса освобождаются от определенных форм таможенного контроля и пользующиеся этим для контрабандного перемещения товаров через таможенную границу. Вместе с тем при отнесении тех или иных категорий к должностным лицам, выполняющим свои обязанности в таможенных органах, возникают определенные сложности. Некоторые авторы к должностным лицам, выполняющи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.