Реферат по предмету "Разное"


Iii. Культура народная, элитарная и массовая

Глава III. Культура народная, элитарная и массовая Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный. Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура — это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная, природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная», «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям. А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего1. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей. ^ Субъект(создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность, а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный. Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности: Морфология — (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии. генетическое – рождение и становление культурных форм; историческое – динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени;микродинамическое – динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);структурно-функциональное – принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;технологическое – распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве2. Субъект (лат. subjectus ­–лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность. Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте, т.е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом». ^ Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т.е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т.д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь). Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т.д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру. Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки» ^ Объект – материальные и духовные реальности: предметы, средства производства, здания, видео-аудио и иная аппаратура, а также представления, идеи, научные теории, ценности (этические, эстетические, религиозные), смыслы и формы их выражения (словесные, пластические, изобразительные, предметно-вещные). Все это – в широком смысле суть культурные тексты, искусственная среда. ^ Социальные механизмы функционирования культуры, способы создания, использования, поддержания, передачи из поколения в поколение, воспроизведения. Первичным является непосредственное движение культурной информации от лица к лицу, вторичным – опосредованное использование письменности, средств книгопечатания, тиражирование институтов специального обучения, исследо- вания, СМИ и пр. КУЛЬТУРА«Блок» субстанциональный«Блок» функциональный ^ Субъект – носитель культуры, создающий культуру (искусственную среду), преобразующий, потребляющий, сохраняющий ее. Его образуют: индивиды, социальные группы, классы, все общество. ^ Роли (функции), выполняемые культурой в целом и ее компонентами в обществе, общественной деятельности (человекотворческая, нормативная, функция передачи знаний, познавательная и др.). Слобода – пригородное селение. Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации. Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной) и неспециализированной (непрофессиональной) культуре и т.д. С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты. По национально-этнической принадлежности – это: – этническая, – национальная, – мировая культура;по социально-культурному критерию: – народная, – элитарная, – массовая и многие другие варианты культуры. В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности: – народную культуру, – элитарную, – массовую. Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т.д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты. Народная культураНоситель (субъект) народ – это первоначально совокупность индивидов, а позже общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом. В далеком прошлом она представляла собой все сообщество (род, племя, общество в целом), являющееся создателем и потребителем культурных ценностей, представлений, знаний, обрядов, способов деятельности и пр. Элитарная культураСубъект (носитель) — элита, т.е. высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, сообщества, объединенные общностью ценностей, норм, идеалов, создаваемых в рамках этого сообщества. Здесь осуществляются важные социальные и культуротворческие функции (управления, создания социокультурных ценностей, авторских инноваций и т.д.) Элита и элитарная культура обособлены от народа.^ ТИПЫКУЛЬТУРЫ Массовая культураЕе субъект – особая профессиональная группа, создающая культурные артефакты. Носитель – человек массы, совокупность индивидов, недифференцированных, с невыраженным личностным началом, образующих массу и потребителя. Они принадлежат к разным социально-профессиональным слоям, потребляющим, сохраняющим, распространяющим созданные артефакты, которые на уровне постиндустриального общества могут оказаться и оказываются в виртуальном (возможном, условном) пространстве. ^ Народная культура, ее субъект и отличительные особенности Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная, непрофессиональная, фольклорная) является исторически первой «базовой» типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры (А.М. Горький). ^ Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения: народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т.д.), ценностные ориентации и устремления; уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства; народную медицину, народную педагогику, этические и нравственные нормы; художественное творчество (устно-поэтическое, игровое (драматическое), словесно-музыкальное, танцевально-хореографическое, изобразительное, декоративно-прикладное); фольклор крестьянской, рабочей (городской, купеческий, чиновничьей, армейской, академической, студенческой, школьной среды), фольклор деревенских усадеб и столичных салонов, монастырей и церквей.Народ, как историческая общность и субъект культуры, вырабатывает общие представления, верования, идеалы, ценности, а потому и выступает целостным (единым) создателем (творцом, носителем) и потребителем своей собственной культуры. Но народ не застывшая, а развивающаяся во времени, в пространстве и в социокультурной реальности общность, проходящая через ряд качественных исторических изменений. В далеком-далеком прошлом носителем (субъектом) культуры были род и племя, а позднее – этнос (народность). Народность, как исторически сложившаяся территориальная, экономическая и культурная общность, предшествует нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов на основе постепенного смешения племен. Происходит замена прежних кровнородственных Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большой части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Род возникает из «первобытного человеческого стада». В силу закона экзогамии роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена. Племя обладало единой территорией, экономической общностью соплеменников, племенным языком, общим самоназванием, племенным самоуправлением и т.д. связей территориальными отношениями. Народность (этнос) обычно складывается из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. В процессе складывания народности, по мере усиления связей между отдельными ее частями, язык одного из этнических компонентов (более развитого и многочисленного) превращается в общий язык, а другие племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда и совсем исчезают. Так постепенно формируется этнос – единая территориальная, культурная и хозяйственно-экономическая общность с общим самоназванием. Становление государства способствует упрочению и зрелости народности, хотя в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. Важнейшим фактором формирования этноса как исторического и социокультурного субъекта, преодоления этнической и культурной ограниченности, раздробленности и конфликтов была религия. Позднее религиозно-сакральная основа консолидации этноса стала наполняться и усиливаться светской культурой, создающей богатство и разнообразие всей национальной культуры того или иного народа. ^ Этнос, этническая общность (от греч. ethnos – племя, народ) – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей с присущими ей культурно-психологическими признаками, языком и сознанием. Следует отметить, что по вопросу о происхождении этносов (этногенезе) в отечественной науке существует несколько точек зрения (концепций). Среди них наиболее распространены социобиологическая, рассматривающая этничность как изначальные, природой обусловленные свойства людей. Ее разрабатывал Лев Николаевич Гумилев (1912-1992) – выдающийся русский историк – этнолог, философ, автор оригинальной концепции исторического процесса. Другая – эволюционно-историческая концепция – отводит главную роль в образовании этничности территориальным, природным, социально-экономическим факторам. Эта позиция представлена в работах Юлиана Владимировича Бромлея (1921-1990) – выдающегося отечественного этнолога и антрополога. При всем разнообразии точек зрения на этногенез важно не упускать из вида роль и значение феномена культуры в этом процессе. Этническая культура – источник витальных ценностей, обеспечивающих базисные элементы бытия и ориентации в мире, она – защитный механизм, обеспечивающий гарантию жизнедеятельности внутри своего народа.^ Этническая культура и ее субъект в историческом процессе своего формирования Стереотип (от гр. stereos – твердый, typos – отпечаток), т.е. неизменный образец для воспроизведения. Весь исторический процесс развития общества и культуры характеризуется постоянным, непрерывным усложнением субъекта культурной деятельности в результате его расслоения, т.е. социальной, классовой и духовно-культурной дифференциации. Выделяются особые группы, слои, классы, отличающиеся имущественным положением, социальным статусом (ролями). Появляются представления о высших и низших слоях, народе и не-народе. К высшим слоям относят жрецов, волхвов, вождей, племенную знать, аристократию и т.д. В классовых обществах к народу стали относить преимущественно низшие классы, слои городского и сельского населения – в современных условиях тех, кто отождествляет себя, идентифицирует, причисляет к народу, принимает его ценности, нормы, обычаи, стереотипы и т.д. Народ формирует свои культурные варианты, свои культурные артефакты. Народная культура — седая древность, современность и будущее. Она – первичный фундамент, почва этнической, национальной и мировой культур, уходящая корнями в далекое прошлое каждого народа, и определяющая особенности всех культурных разновидностей, культурных типов. Она всегда интересна, так как имеет исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим поколениям. Артефакт (лат. arte –искусственно + factus – сделанный) – 1. процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования; 2. произведение искусства, любой искусственно созданный предмет. ^ Основные, родовые черты народной культуры — синкретизм и традиционность. Они пронизывают все ее сферы, все стороны жизнедеятельности сообщества. Синкретизм (synkretismos — слитность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние явления, процесса) — понимается в широком смысле как нерасчлененное сосуществование в связанном виде представлений о мире, о человеке, т.е. картины мира, носящей изначально мифологический характер. Это – нерасчлененность знаний и верований, этических и эстетических норм, художественной и внехудожественной деятельности. Она обусловлена убежденностью наших предков, будто совокупностью определенных жестов, слов, пения, танцев можно реально воздействовать на среду в желаемом направлении, т. е. магически. Это характерно для группового (соборного), коллективистского сознания и поведения, особенно в древности. Соборный, т.е. собранный из множества в единство, единый во множестве. Данное понятие характеризует не только социальную, но и духовную общность народа, общность картины мира. ^ В народной культуре еще нет разделения на создателей, потребителей, исполнителей, публику. Все сообщество (община) представляет собой единую среду, некую культурную единицу, где создаются, сохраняются в коллективной памяти, передаются от человека к человеку культурные тексты – словесные, изобразительные, музыкально-интонационные и пр.^ Структура народной культуры Носитель — коллективный субъект: род, племя, семья, община, все сообщество. Он создает в рамках сообщества, потребляет, изменяет, сохраняет, транслирует культурные артефакты, создает, воспроизводит устойчивые образцы, каноны. Объект (культурный текст) — представления о происхождении мира, человека, его образ жизни, а также соционормативные, эстетико-художест-венные, хозяйственные, утилитарно-бытовые и пр. представления, практические навыки, знания, верования и т.д. в их знаковом выражении: словесном, изобразительном, пластическом (танцы, игры). Это и предметная среда: жилище, домашняя утварь, рабочие инструменты. ^ Механизмы поддержания, передачи культурной информации — для народной культуры – это первичный (изустный) способ оперирования, передачи непосредственно от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению в живом общении посредством имитации (подражания), т.. е. – следование образцу (канону). ^ Роль (функции) народной культуры в формировании картины мира, в нормативно-ценностном регулировании всех сторон жизни общины, семьи, индивида в организации хозяйственно-ытовой деятельности, воспитании, «взращивании» человека как члена общины, сообщества (коллектива), идентификация (отождествление) с ним. Рекреационный – (от лат. recreation) восстановление, отдых. В прошлом народная культура определяла и нормировала все аспекты жизни: обычаи, обряды, тип семьи, правила воспитания детей, характер жилища, одежды, отношение к природе, верования, язык, художественное творчество и пр. Иными словами, определяла, когда сеять зерно, выгонять скот, убирать урожай, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и многое другое. Так, празднично-танцевально-музыкально-игровые действа в Древней Греции Великие Дионисии связаны с культом плодородия и посвящены богу плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. В них эстетический момент (танцы, пение, театрально-игровое действо) неотделим от обрядово-ритуального, магического, призванного повлиять на получение хорошего урожая, от рекреационного. Подобные действа характерны для народной культуры народностей всех континентов. Традиционность – опора на традицию как способ коллективного накопления (аккумуляции), трансляции социально-культурного опыта, знаний, смыслов сообществ.Традиция понимается как механизм сохранения, воспроизведения и передачи социально значимых знаний, представлений, смыслов, трудовых навыков и т. д., а также их обновления в процессе непосредственной совместной коллективной (соборной) практики в сообществах разного масштаба (семье, общине, этнической общности и пр.). Этот механизм называют устной передачей культурных текстов, устностью в широком смысле. Устность не есть отсутствие письменности, но особый принцип, способ передачи культурного опыта (знаний, навыков, умений) в пространстве и времени непосредственно из уст в уста, из поколения в поколение, носящий имитационный, подражательный характер, когда обучающийся следует действиям мастера: поет «за следом», подражая более умелому певцу, повторяет движения кузнеца, резчика, пахаря, усваивая их и закрепляя. Он существует у разных народов как первичный механизм по сей день наряду с развитой письменной культурой и сложившейся системой специального образования, разработанными методами и технологиями обучения, опосредованного различными аудио-видеосредствами, компьютерными технологиями. Таким способом обучался Леонардо да Винчи в мастерской художника Вероккио, непосредственно перенимая все правила, тонкости мастерства живописца, начиная с растирания красок.^ Синкретизм и традиционность тесно связаны и пронизывают все компоненты народной культуры: субъекта-носителя, объекта, функционирование. Следование традиционному образцу, который принадлежит всему сообществу, обусловливает отсутствие установки на личное авторство, когда мастер не осознает себя персональным создателем конкретного артефакта. Но каждое воспроизведение образца не есть копия, Коллективный отбор текстов в связи с появлением нововведений, изменений, искажений выдающийся советский этнограф, фольклорист, литературовед П.Г. Богатырев (1893- 1971) называет коллективной цензурой, позволяющей изъять из текста то, что не соответствует образцам данного коллектива. (П. Г. Богатырев «Вопросы теории народного искусства». М., 1971. С. 332-333). а вариант (инвариант), имеющий свою «особинку». Она обусловлена индивидуальностью субъекта (субъектов), уровнем мастерства, т.е. умениями, владением традицией, с которой он (они) себя идентифицируют, историко-культурным контекстом (условиями) и особенностями среды бытования. Механизм аккумуляции (накопления) большого объема культурного опыта, прошедшего коллективный отбор в изустной его передаче, сохранение в памяти рода, общины обеспечивается специфическими средствами: высокой степенью обобщения культурной информации, ее каноничностью, стереотипизацией, т.е. формированием системы стереотипов. Стереотипы — устойчивые, повторяющиеся структурно-смысловые единицы, композиционно-содержательные схемы (формулы, каноны, лейтмотивы, «общие места», изобразительные мотивы, комплексы действий трудовых, обрядовых и пр.), своего года «кирпичики», из которых строится некое целое согласно правилам использования, оперирования ими. Эти первичные ячейки (словесные комплексы¸ попевки и пр.) образуют так называемый «словарь», основанный на сложившихся в глубокой древности символах, значениях, магических знаках (круг — знак солнца, прямоугольник — знак земли, волнистые линии – знаки воды и т.д.). Они обеспечивают народной культуре устойчивость, стабильность (стереотипность) и, значит, узнаваемость для членов сообщества (общины). Таковы повторяющиеся последовательности обрядовых действий при начале и окончании жатвы, первом выгоне скота. Например, на Руси перебрасывание палки через стадо призвано уберечь его от болезней и хищников. ^ Стереотипы, общие места (loci communes) почти дословно переходят из одного произведения в другое, от одного сказителя (певца) к другому, от одного работника к другому. Они особенно характерны для эпоса, песен календарно-обрядового цикла, обрядовых действий. Таковы – описания щита, битвы героев у Гомера, описание пира у князя Владимира, избивания врага и многое другое в древнерусском эпосе. Зачин «Во стольном было городе во Киеви, / У ласкова у князя у Владимира, / Как было пированьице почестен пир» (запись П. Рыбникова) присутствует во многих былинах, но в разных вариантах. Формируются устойчивые изобразительные мотивы, лежащие в основе орнаментов, основанные на комбинации древних и названных выше изобразительных символах, магических знаках, устойчивых формах изделий (домашней утвари, одежды), особенностях народной архитектуры. Изменчивость, пластичность, способность адаптироваться (приспосабливаться) к меняющимся условиям в устном бытовании обеспечиваются вариативностью (лат. vario видоизменять, разнообразить). Поэтому нет двух абсолютно одинаковых изделий (ковшей, прялок, сарафанов), деревянных, керамических изделий, культовых и жилых сооружений, одинаковых исполнений одной и той же песни, сказки, обрядовых действ. «То же, да не так», – говорят народные мастера. В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты, образцы, но устоявшиеся структурно-смысловые единицы (стереотипы), уподобляемые своего рода строительным «кирпичикам». Воссоздание целого происходит традиционно, т.е. путем комбинирования, сочленения, противопоставления этих первичных типовых элементов. В итоге оно осуществляется по-разному в разных условиях одним или различными мастерами (исполнителями), вносящими свои штрихи, что создает богатство и разнообразие произведений народного творчества. Изменчивость, вариативность, импровизационность способствует динамизму, способности приспосабливаться к конкретным условиям, иными словами пластичности традиций. Народная культура функционирует параллельно с профессиональной, поскольку существует потребность во внерациональном, целостном постижении действительности, что свойственно даже современным обществам с высокоразвитыми информационными технологиями. Традиционные формы народной культуры изменчивы и исторически преходящи. Со временем разрушается традиционный образ жизни, ослабевают традиционные социальные связи, меняются взаимоотношения, менее однородным становится субъект (носитель). Изменяются механизмы передачи, сохранения культурной информации благодаря использованию для ее фиксации, тиражирования, распространения новейших технических достижений (аудио- видеотехники), нарушается традиционная преемственность (от лица к лицу). Все шире используются современные технические средства, ручной труд все чаще заменяется механическим, а они требуют новых навыков в разных видах работы и художественном творчестве.Современные стереотипы имеют более короткий жизненный путь, они более динамичны, более тесно привязаны к жизненным реалиям. Большее место в настоящее время занимают малые формы фольклора или постфольклора, бытовое творчество (байки, анекдоты, частушки, устные рассказы, слухи, толки, речевая стихия и пр.), меньшее место занимают ручные формы труда. Но живучесть традиционной культуры, ее ценностей, норм, сюжетов, очевидно, в их соответствии современным жизненным реалиям, вечным и вневременным. ^ Элитарная культура, ее субъект и отличительные особенности Элитарная культура в широком смысле – высокая, профессиональная, специализированная, концентрирующая духовный, интеллектуальный, художественный опыт поколений, ориентированная на активную преобразующую деятельность, требующая специального усвоения норм, ценностей, навыков и пр. (Специализация – (от специальный) – особенный, относящийся к одному предмету, одному виду деятельности). Субъект-носитель и потребитель данного типа культуры — элита (elite, франц. — избранный, лучший, отборный) представляет собой не все сообщество, но его высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы. Элита — господствующие социальные группы, которые вырабатывают и осуществляют государственную, социальную, культурную и экономическую политику Они формируют свои культурные разновидности, свои ценности, образ жизни, идеалы, правила и нормы поведения, смыслы, характеризуются духовным аристократизмом, отделенностью от народной (сельской и городской) культуры, т.е. образуют элитарную культуру. Такова рыцарская культура средневекового Запада, аристократическая (придворная) культура, русская дворянская культура и пр. Элитарная культура ориентирована на активную преобразующую деятельность.Субъект элитарной культуры в широком и узком смысле — личность, совокупность личностей, способных к индивидуальной творческой деятельности, восприятию ее продуктов, обладающие необходимыми навыками. Они входят в высшие, элитарные слои общества, формируют свою аудиторию.^ Элитарная культура обращается к меньшинству, включающему ее творцов и потребителей, и противостоит народной, массовой культуре и обладает рядом принципиальных особенностей. Необходимость и целесообразность ее обосновывают такие современные мыслители как испанский философ и публицист Х. Ортега-и Гассет, итальянский социолог и экономист В. Парето, выдающийся русский философ и культуролог Н. Бердяев и мн. др. В. Парето видел движущую силу общественного развития в «круговороте элит» (их стабилизации и упадке). По мнению Н. Бердяева,…«аристократия (элита) как управление и господство лучших…остается на веки веков высшим принципом общественной жизни…Господство всех ничего реального не означает, кроме темного, безличного и смешанного хаоса»3. Субъект-носитель элитарной культуры уже не синкретическое единство, целостность, как в народной культуре. Он дифференцирован. Его составляют: авторы, т.е. личности, создающие культурные ценности, носящие индивидуально-личностный характер, заказчики, обеспечивающие их материальный фундамент, финансирующие авторов и потребители. Хотя создателей объединяет общность ценностей, идеалов, норм, но социальная принадлежность их может быть различной. Так, авторы могут оказаться выходцами из иных, более низких слоев. Например, композитор И. Гайдн, художник В.А. Тропинин, великий ученый М.В. Ломоносов — выходцы из крестьян, поэт И.В. Гете – из бюргерской среды. Мастерство – высокий уровень владения профессиональными навыками ^ Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Память как компонент познавательной деятельности
Реферат Урок-семінар у 8 класі з геометрії на тему "Перетин прямої і кола" /Укр./
Реферат Поляризация материи и пространства-времени
Реферат Учет продажи продукции работ услуг
Реферат Farm Real Estate Economy Essay Research Paper
Реферат Стресс сельскохозяйственных животных
Реферат Категория Дао в трактате "Дао дэ цзин"
Реферат «Музыкальный дилижанс» 4 персонажа, декорация. Для детей 5-12 лет Подходит на выпускной 4 кл
Реферат Проблемное обучение в высшей школе
Реферат Поняття уваги Основні функції і види уваги
Реферат Подключение линий передач к нагрузке с заданным сопротивлением
Реферат Понятие состояния квантово-механической системы. Принцип суперпозиции
Реферат Гражданская война в США 2
Реферат Статистический анализ показателей использования производственных ресурсов
Реферат Понятие о строении вещества