Реферат по предмету "Разное"


I. общее понятие и структура познания

I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАНИЯ Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Раздел философии, изучающий природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, формы познания, отношение знания к действительности, а также условия и критерии его истинности называется гносеология- теория познания (от греч. gnosis – знание, познание; logos – учение). Изучая гносеологию, необходимо прежде всего выяснить что такое познание; каким образом человек познает окружающий мир и самого себя; в состоянии ли он познать мир и самого себя; в чем заключается цель познания; что такое истина; что является критерием истины. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира.Познание выступает как процесс, целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. С античных времен в понимании сущности познания существуют две традиции: - первая от философии Демокрита, согласно которой познание есть отражение действительности, восприятие отторгающихся от вещей образов (эйдосов). С точки зрения Демокрита, познание носит апостериорный характер; - вторая от философии Платона, который отверг идею отражения в понимании познавательного процесса. С его точки зрения, познание – это воспоминание душой ее прежних впечатлений (когда она, до того как вселиться в тело человека, находилась в потустороннем идеальном мире). Но вместе с тем идея отражения действительности в определенной мере присутствует и у Платона, который утверждал, что человек умен не сам по себе, а умна окружающая его среда и не столько мы отражаем действительность, сколько она отражается в нас. Современная гносеология при рассмотрении познавательного процесса не ограничивает его способностью сознания отражать мир, поскольку человеческое сознание имеет творческий характер, и отражение человеком объективного мира не является чисто механическим процессом. Творчество – процесс создания качественно нового предмета, явления, процесса или компонента системы. Творчество и отражение – различные, но в сфере понимания взаимосвязанные феномены. Познание мира не есть «чистое отражение», так как творчество пронизывает собой весь познавательный процесс. В процессе жизни человек выполняет два вида действий при познании чего-либо: - познает окружающий мир, открывая нечто новое либо для себя, либо для человечества; - познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений, читая книги, обучаясь и приобщаясь ко всем видам материальной и духовной культуры. Значит, познание – это не только процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, но и процесс, ориентированный на получение нового знания об объекте. Целью познания является нахождение истины. Гносеологическое отношение включает три основных составляющих: субъект, объект и знание как результат познания.Знание как результат познания представляет собой устойчивую систему представлений о мире. В современной философии термин «знание» употребляется в трех значениях: навык что-либо осуществить; познавательно-значимая информация; теоретико-познавательная форма отношения человека к действительности.СредствапознанияЗнаниеСхема 1. Структура познанияСтруктура познания включает в себя ряд компонентов: субъект и объект познания, средства познания, уровни и формы познания, истину как цель познания, основные методы познания бытия. Субъект познания – тот, кто действует, влияет на объект, а значит, выступает носителем предметно-практической деятельности и познания. Субъектом познания является человек разумный, освоивший арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры, также является познавательным субъектом.Объект познания – часть объективной реальности, включенная в человеческую деятельность и познание. Это то, на что направлена человеческая деятельность. Объект познания противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Нередко в философской литературе имеет место отождествление предмета и объекта, в то время как это - совершенно различные понятия. Объектом философского познания является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека. Объектом познания становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, а также были разработаны проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете, объектом познания стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Теория познания рассматривает субъект и объект познания в диалектической взаимосвязи, взаимодействии, единстве, в котором социально активной стороной является субъект познания. Субъект и объект образуют отношение, предполагающее своих посредников.Посредники познания – это средства познания: а) материального характера: орудия труда, приборы, инструменты и т.п.; б) идеального характера: понятия, категории, нормы, научные теории, концепции и т.п. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъективный по восприятию, но объективный по содержанию. В субъективном аспекте образа отражается объективное, не зависящее от субъекта содержание. К этому выводу философия пришла не сразу. В истории философии сложилось три варианта связи образа и объекта: - образ есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); - образ есть постижение разумом объективно существующих идей (позиция объективного идеализма); - образ есть субъективное освоение объективной действительности, существующей независимо от сознания субъекта (позиция материализма). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональные. Первые – наглядные, вторые – абстрактные. Традиционно в структуре познания выделяют два уровня (этапа):Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность (непосредственное восприятие мира);Рациональное (от лат. ratio – разум) познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений). Процесс познания включает апробацию полученных результатов – знания на практике. Любая теория познания обязательно проходит проверку практикой.Практика – конкретная деятельность людей по приспособлению и преобразованию окружающего мира и самого человека в соответствии с потребностями общества.^ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯСхема 2. Роль практики в познанииВиды практики: - материально-производственная (связана с созданием материальных, жизненно необходимых благ); - общественно-политическая (связана с деятельностью и регулированием отношений между государствами, нациями, социальными группами внутри государства); - научно-экспериментальная (накапливает новые знания о мире). Практика существует в единстве с познанием. Практика – материально-предметная деятельность. Познание – идеально-образная деятельность. По способу и результату деятельности: практика – это производство материальных вещей, преобразование общественных отношений самого человека; познание – это производство идей, знаний, моральных норм,рисунков, объектов культуры. Так, например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достоянием не только Коперника или его поколения, но и всего человечества. Таким образом, познание – это процесс целенаправленного, активного отражения объективного мира в сознании людей, обусловленный общественно-исторической практикой человечества. Познание возникает одновременно с развитием навыков к труду и общению. От элементарного освоения природы человек пришел к познанию, перерастающему в гносеологию. Это был довольно сложный и противоречивый путь от неосознанного познания к стихийному, а от него – к сознательно осуществляемому и обусловленному социокультурным фактором своей эпохи.Виды познанияВ истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные виды постижения реальности. Рассмотрим обыденное, художественное, философское, научное виды познания.^ Обыденное (житейское) познание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит практический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными (теоретическими) построениями. Обыденное познание является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связано с эмоциональным переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных формах деятельности людей, которая регламентируется обычаями, обрядами, праздниками и ритуалами, нравственными и иными предписаниями и запретами. Как правило, житейское познание и знание сводятся к констатации фактов и их описанию. В круге обыденного познания исторически ранними способами постижения реальности являются миф и религия.Миф – сказание о мире в слове. Специфика мифа заключается в неразличении вещи и образа, тела и свойства. Характерными чертами мифологического знания являются принцип множественности, двусмысленности и многозначности, антропоморфности, т.е. перенесение на объекты природы человеческих качеств. Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначными.Религиозное познание основывается на интуитивно-мистическом осознании мира и человека путем откровения (бездоказательно) и медитации. К ранним формам постижения мира относят также фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, приметы. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства предмета (вещи), способные предохранять человека от различных бед, за исключением предметов целебного свойства.Тотемизм – вера в сверхъестественную связь и кровную близость родовой группы с каким-либо видом животных, растений. Это своеобразная форма сродности человека и природы.Магия – вера в способность человека определенным образом воздействовать на объекты и людей. Белая магия осуществляет колдовство с помощью небесных сил, а черная – колдовство с помощью дьявола. В целом магия воплощает веру в чудо.Анимизм – вера в существование духа, души у каждой вещи. Анимизм является следствием антропного принципа: я вижу мир сквозь призму своих представлений о себе ( Ф. Бэкон о призраке «рода»).Приметы – фиксированная форма часто повторяющихся событий. Некоторые из примет фиксируют причинно-следственную связь, улавливают их необходимый характер. Некоторые приметы носят случайный характер, но ошибочно принимаются за необходимое. И те и другие формируют стереотип поведения, закрепляются верой. Таким образом, все ранние формы освоения мира основаны на вере. Неслучайно вера является и основанием таких форм чувственно-абстрактного познания бытия, как оккультное, паранормальное и медитативное познание.^ Оккультное постижение мира. Оккультизм (от лат. occultus – тайный) представляет собой совокупность учений о скрытых, сверхъестественных силах космоса, земли, людей. К этому виду вненаучного постижения мира относят астрологию, алхимию, графологию, спиритизм, кабалистику и т.п. В них либо неизвестное объясняется через знания науки (астрология использует знания астрономии, математики, искусства, философии), либо неопределенность приумножаться неопределенностью (алхимия, спиритизм). Но и в том и в другом случае есть свои удачные находки, достижения, стимулирующие генерацию новых «безумных» идей, без которых иссякает воображение, фантазия, творчество и, стало быть, культура. Оккультное познание оставило след и в наработке методик познания, экспериментов, приемов, операций с числами и словами.^ Паранормальное познание мира. Паранормальное познание (от греч. para – около) претендует поставлять информацию о необъяснимых с позиций науки физических явлениях и особых способностях некоторых индивидов воздействовать на других людей, объекты природы. К нему относят биолокацию, контактерство, телекинез, телепатию, экстрасенсорное воздействие. Попытки объяснить феномен паранормальности пока, что остаются безуспешными, ибо наука не располагает на сегодня доступной фактической базой, достаточным экспериментальным материалом. Отсюда множество гипотез, версий, спекуляций по поводу способностей экстрасенсов, которые демонстрируют безграничность духовного и физического потенциала человека.^ Медитативное познание себя. Медитация (от лат.meditatio – мысленное созерцание, размышление) – это предельно глубокое духовное состояние, которое достигается либо волевой отрешенностью от внешнего мира при помощи определенных упражнений, молитв, танцев; либо в результате приема наркотических средств. Медитация направлена на обретение нирваны, того покоя и блаженства, которое открывает возможность познать свою сущность и приобщиться к священной силе – «Брахме». Интерес к формам оккультного, паранормального и медитативного познания – явление не случайное. Оно обусловлено и ломкой общественных отношений, и духовным кризисом, ощущением тупика в развитии новоевропейской цивилизации, обострением глобальных проблем современности и неспособностью человечества их оптимально решать. Как видим, приведенные виды вненаучного познания делятся на заблуждения, связанные с исследованиями людей, которые убеждены, что создают подлинную науку и практику (антинауку, «альтернативную» науку»), куда входят оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.Философское познание формирует общее представление о мире в целом, о его субстанциях, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Философия создает целостный образ мира, выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры.Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему протекает то или иное событие, явление. Научное – это прежде всего объяснительное, объективное, имеющее доказательство знание. Сущность научного познания состоит в систематизированном подходе изучения объекта; в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; в достоверном обобщении фактов; в том, что за случайным находит выражение необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение различных явлений.^ II. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРАХотя термин «теория познания» был введен в научный оборот в 1854 г. шотландским философом Дж. Феррером, само учение о познании, проблемы познаваемости мира разрабатывались с древних времен. В античной философии центральной проблемой теории познания была проблема соотношения мнения (доксы) и знания (эпистемы), истины и заблуждения. Знание рассматривалось как своеобразная копия предмета. Истинный объект может быть только «дан» познающему субъекту, а продукты его субъективной познавательной деятельности – не истина, а мнение. Главными для европейской философии XYII-XYIII вв. являлись проблемы связи «Я» и внешнего мира, внутреннего и внешнего опыта. В гносеологии была поставлена задача нахождения абсолютно достоверного знания. Родоначальник классической немецкой философии И. Кант утверждал зависимость объективной реальности от самого познания: объект существует лишь в деятельности субъекта. Согласно Г. Гегелю объект и субъект являются тождественными. В диалектико-материалистической гносеологии процесс познания рассматривается не только в аспекте бытия сознания и индивида, но и как социально-исторический процесс развития знания. Вопрос о сущности познания заключается в том, возможно ли его адекватное, достоверное познание? ^ Проблема: Способно ли наше сознание давать адекватное отражение действительности? В философии существуют две основные точки зрения на эту проблему:* Гностицизм (гносеологический оптимизм)* Агностицизм.Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.^ Сторонники агностицизма (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности действительности.^ Главным признаком агностицизма является отрицание познаваемости именно сущности действительност^ III. ОСНОВНЫЕ УРОВНИ И ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. СЕНСУАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМПознание, развивающееся на единой основе практики, представляет собой сложный, противоречивый процесс отражения действительности в идеальных образах. Но образы могут отличаться по характеру и глубине отражения объекта. Это связано с тем, что объект познания имеет две стороны: внешнюю, открытую нам, и внутреннюю, скрытую от нас. Первая сторона – это явление, вторая – его сущность. Задача познающего субъекта - не просто изучить явление, но и раскрыть его сущность, открыть законы для того, чтобы поставить их на службу человеческой практике. Представление – воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов Ощущение – отражение в сознании одной стороны (отдельного свойства) предмета ЧУ ПВ ОС ЗТ НВ АЕ НН ИН ЕОЕ ^ Схема 4. Формы чувственного и рационального (абстрактного) познания Познание имеет различные уровни (ступени). К числу основных уровней познания относятся чувственное и рациональное (схема 4).Чувственный уровень познания – непосредственное отражение внешнего мира, его предметов и явлений в наглядных, конкретных образах. Иногда чувственное познание называют живым созерцанием (непосредственное восприятие). Результат чувственного познания – непосредственное знание. Отражая конкретную действительность с ее внешней стороны, чувственное познание не способно проникнуть в сущность вещей и процессов и раскрыть законы действительности, то есть данное таким познанием знание конкретного не содержит в себе знания существенного и существенных связей. На уровне живого созерцания познание действительности осуществляется и опосредованно – с помощью искусственно созданных человеком приборов.Формы чувственного познания - это субъективные образы объективного мира.Ощущение – отражение в сознании одной стороны (отдельного свойства) предмета органами ощущений. Ощущение – исходный пункт познания, это результат отражения отдельных свойств предметов и явлений мира, который возникает в процессе их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Существуют различные виды ощущений, связанные со спецификой органов чувств и физиологическим состоянием человеческого организма: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные; ощущения температурные, болевые, вибрационные, мышечно-суставные, равновесия, ускорения; ощущения голода, сытости, холода, тепла, света, темноты и др. Ощущения образуют генетическую предпосылку восприятия.Восприятие - комплекс ощущений, создающий целостный чувственный образ предмета. В отличие от ощущения, восприятие соответствует системе свойств предмета, например, восприятие вкуса, запаха, цвета, формы, объема в их единстве. Без ощущений нет восприятия. Это целостный образ предмета как результат целостного воздействия предмета на органы чувств. В процессе восприятия происходят обнаружение или выделение предмета, различение в нем отдельных свойств и их синтез. Восприятие дает информацию о предмете в его целостности на основе комплекса ощущений. Ощущения могут существовать вне восприятия, но восприятия без ощущений не существует.Представление - воспроизведение в памяти образов ранее воспринимаемых предметов. Образ ранее воспринятого предмета или явления является следствием сохранения в сознании человека следов прошлых воздействий: представлений памяти, воспоминаний. Представление как чувственно-наглядный образ предмета может возникать в человеческом сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. В сознании человека существуют и образы, созданные продуктивным воображением. Высшей формой представления является творческое воображение. Представление проявляется в двух основных формах: образов памяти и воображения. Восприятие всегда индивидуально и единично, представление же может носить общий характер: представление о человеке вообще, о животном вообще, о доме вообще и т.д. На формирование всех форм чувственного познания действительности влияет эмоциональное состояние человека. Каждая из рассматриваемых форм является единством объективного и субъективного компонентов. Но все они существуют объективно.Рациональное (абстрактное мышление) познание – выделение в сознании отдельных сторон, признаков предмета и соединение их в особые сочетания с целью получения нового знания. Рациональное познание (опосредованное восприятие мира в форме понятий, суждений и умозаключений) основано на разуме. Абстрактное мышление (от лат аbstractio – отвлечение мысленное) дает информацию о внутреннем, необходимом, о сущности предметов и явлений. Проявляется абстрактное мышление в выделении в процессе познания определенных сторон исследуемых объектов и соединении их с целью получения нового знания, в мысленном оперировании отдельными признаками предметов. На уровне рационального познания сопричастность с предметом осуществляется в мышлении без непосредственного взаимодействия человека с этим предметом. Объективно существующий предмет в процессе его мысленного исследования замещается идеальным образом, символом (знаком). Таким символом, замещающим предмет в мышлении, является слово. Поэтому принципиальное различие между чувственным и рациональным познанием заключается в способности выразить предмет в слове. Чувственное знание – невербальное знание о предмете. Знание на уровне абстрактного мышления всегда вербализовано (от лат verbum-слово), то есть выражено в слове, в языке. Рациональное познание осуществляется в определенных формах, изучение которых составляет предмет логики.Формы рационального познания: Понятие - форма мышления, отражающая общие и существенные стороны, признаки предмета. Понятие отражает общие, существенные свойства и связи предметов и явлений действительности. Это исходная и ведущая форма абстрактного мышления (мысленного познания бытия), в результате которого происходит выделение в группах, классах предметов общих и отличительных признаков. Понять – значит выразить в понятиях. Понятие является оценкой значения с точки зрения представлений. Понятия связаны с представлениями. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы. Существуют различные классификации понятий. Кроме понятий обыденного уровня, понятий на уровне здравого смысла с научной точки зрения выделяются следующие виды понятий: частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские). К высшему уровню понятий относятся понятия-идеи. Понятия выражаются в суждениях, представляющих собой связь понятий.Суждение - форма мышления, утверждающая или отрицающая наличие признака в предмете. Суждение – форма мысли, выраженная в предложении, в котором утверждается или отрицается что-либо о чем-либо, это законченная мысль в предложении. На основе понятий и суждений образуются умозаключения. Умозаключение - форма мышления, представляющая выведение нового знания (суждений) о предмете, либо явлении на основе связи исходных суждений по определенным правилам. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а новое суждение – выводом умозаключения. С логической точки зрения умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение и следствие). Например: «Все учащиеся в университете – студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я – студент». По характеру умозаключение может быть индуктивного и дедуктивного плана. Индуктивным будет такое умозаключение, в котором процесс познания идет от единичного к общему, а дедуктивным – если на основе знаний всей сущности предмета делаются выводы об отдельных его сторонах. На основе умозаключений строиться доказательство - логическая процедура, обосновывающая истинность суждения. Процесс познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное познание как этапы познавательного процесса диалектически взаимосвязаны. В процессе и живого созерцания, и абстрактного мышления присутствует единство чувств и разума человека. Переход от чувственного к рациональному познанию происходит в форме скачка с постижением внутренних свойств предметов, то есть постижением их сущности. Чувственное и рациональное познания имеют свои особенности.Особенности чувственного и рационального познания ^ Чувственное познание Рациональное познание Непосредственное отражение действительности.Отражение осуществляется в форме наглядных образов.Отражаются внешние, случайные стороны, свойства предметов. Опосредованное отражение действительности.Формы абстрактного мышления лишены наглядностиОтражаются существенные, внутренние, общие стороны, свойства предметов. Процесс познания основан на совокупности чувственных и рациональных форм. Абсолютизация одних и недооценка других форм приводит в конечном итоге к логической ошибке. В Новое время в философии наблюдаются два направления такой абсолютизации – сенсуализм и рационализм. Сенсуализм (лат. sensus - чувство) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль чувств в познании. Рационализм (лат. ratio – разум) – направление в гносеологии, абсолютизирующее роль разума в процессе познания. Сторонники сенсуализма (Дж. Локк, Л. Фейербах и др.) утверждают, что только чувства являются источником знания, что в разуме нет ничего такого, что не прошло бы через чувства. Сенсуалисты не учитывали диалектики общего и отдельного: в действительности не все свои знания индивид получает на основе личного опыта, а тезис «в разуме нет ничего, что не прошло бы через чувства» справедлив не для отдельного человека, а для всего человечества. Готовые рациональные знания отдельный человек получает с помощью языка из книг, лекций, рассказов, компьютерных программ и т.д., то есть не в процессе непосредственно чувственного отражения действительности. Кроме того, сенсуалисты не учитывали творческую активность субъекта. Так, техника существует вначале в идеальных прообразах в голове человека (как автора, конструктора), а затем в чертежах. Только будучи материализованной и став объективной реальностью, она может быть объектом чувственного созерцания индивидов. В свою очередь, сторонники рационализма (Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.), преуменьшая или игнорируя познавательную роль чувств, например, Г. Лейбниц, утверждал, что чувственное познание вводит нас в заблуждение. Рационалисты, гиперболизируя роль разума в познании, вынуждены были утверждать, что разум основывается на априорных истинах. Рационалисты также утверждают, что только на основе рационального мышления возможно познать сущность процессов и явлений; чувственные формы познания – лишь предпосылка возникновения знаний на ранних стадиях цивилизации. Оппозиция сенсуализма и рационализма ошибочна. Процесс познания нельзя сводить только к чувственному или только к логическому анализу или переоценивать одно за счет другого. ^ Чувственное и рациональное познание – самостоятельные уровни познания и в то же время они взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Каждый момент чувственного отражения в познании опосредован мышлением. В свою очередь, рациональное познание приобретает свое содержание из чувственных данных, которые обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными предметами и явлениями действительности. И в мышлении человек не может абсолютно обходиться без наглядности на действительность и результативное осуществление предметно-практической деятельности. Хотя в деталях механизмы взаимосвязи чувственного и рационального познания еще не изучены, но в общей форме можно выделить ряд форм их взаимосвязи.^ Первая форма взаимосвязи – от чувственного к рациональному. Чувственное познание не только генетически предшествует рациональному, но и оказывает постоянное воздействие на логические образы. Понятия обычно тогда становятся доступными, когда они связаны с некоторыми наглядными представлениями.^ Вторая форма взаимосвязи – от рационального к чувственному. Это осмысленность чувственных образов, то есть влияние рациональных (логических) образов на чувственные, их своеобразная «вплетенность» в чувственное познание. К этому нужно добавить, что обычно чувственное познание стимулируется какой-то целью, поставленной мышлением. Как известно, в процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами принимают участие и нерациональные. Особый интерес при изучении познания представляют творческое воображение и интуиция.Воображение – способность человека создавать в сознании образы предметов, отсутствующих в объективном мире. Воображение является основой творчества. Творческое воображение – это высшая форма представления. С помощью воображения может осуществляться комбинирование образов и их компонентов, находящихся в памяти, вследствие чего возникают не только фантастические образы (русалки, черта, домового и др.), но и образы-модели, образы-планы.Интуиция – это особая форма скачка от незнания к знанию, это способность (внутреннее озарение) к проникновению в сущность объектов и постижению истины непосредственно без обоснования с помощью доказательств. Характерными чертами интуиции являются неожиданность (внезапность) решения проблемы и неосознанность средств этого решения. Возникновение интуиции связано с переходом от чувственных форм познания к рациональным и, наоборот, - от рациональных к чувственным. Интуиция не возникает на пустом месте, в ней нет ничего таинственного. Основными предпосылками интуиции выступают: наличие у человека опыта деятельности в определенной сфере; понимание сути решаемой проблемы; обладание богатым фактическим материалом; возникновение проблемной ситуации; познавательной целеустремленности и активности в исследовательской деятельности. Таким образом, познание в своем диалектическом развитии проходит длинный путь от простых ощущений к сложным научным выводам и теориям. Диалектический процесс углубления человеческих знаний от явления к сущности является общим законом познания, высший уровень которого рациональное (логическое) познание.^ IY. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИЦелеустремленность субъекта познания обусловлена нахождением истины. Что есть истина? Существует масса ответов на вопрос об истине, которые выражаются разными интересами людей, различиями в мировоззренческих и теоретических подходах на суть данного феномена. Так, с онтологической точки зрения, представленной в мифах, истина – это не знание, а живое существо – прекрасная и гордая женщина. Онтологическое понимание истины было характерным для древних славян. Древние греки понимали истину в гносеологическом смысле – как феномен, находящийся в человеческом сознании. Древние римляне понимание истины имело морально-юридический смысл (veritas) и означало положение разбираемого в суде дела в противоположность ложному его освещению одной из сторон судебного процесса. Для религиозных людей характерным в понимании истины является священный смысл – слово Божие. Не является однозначным понимание истины и в философии. Так в ряде идеалистических философских систем истина понимается: как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин); как согласие мышления с его априорными формами (Кант); как соответствие мышления ощущениям субъекта (Юм); как наиболее простая взаимосогласованность ощущений, истинно то, что просто, что экономно мыслить - (Мах, Авенариус). По мнению экзистенциалистов, истина представляет собой форму психического состояния личности. В классической немецкой философии феномен истины анализировался с диалектических позиций как процесс развития знания. В современный период понятие истины в философии также многозначно, так как во многом обусловлено не только различиями в теоретико-методологических основаниях исследования познавательных процессов, но и связью проблемы истины с интересами людей. Отсюда проблема истины приобретает социальное, политическое, правовое и моральное значение. Не случайно Н. Бердяев утверждал, что «в миру» истина имеет разоблачающий смысл и с ней в грешном мире жить трудно; Н. Макиавелли писал о том, что людей ослепляют ложные ценности, наружность, поэтому они далеки от истины в оценке своих и чужих поступков, а в политике многое зависит от мнений и психологии деятелей и масс. Научный, объективный, реалистический подход к проблеме истины требует рассматривать ее как гносеологическую, а не аксиологическую категорию, хотя и имеющую социальное значение, ибо истина познается людьми, живущими в обществе. С гносеологической точки зрения истина – не материальный, а идеальный феномен. ^ Проблема истины является одной из ведущих в гносеологии. Главное место занимает оценка знания с точки зрения его истинности или ложности. Хотя понимание истины в философии в разных направлениях различно, все же понятие истины, как правило, относят к знаниям, суждениям, концепциям.^ В объективном идеализме и религии истина понимается как некоторая идея вне человека. Религия говорит об истине откровения. Это своего рода мысли, указания, нормативы поведения человека, исходящие от божества. Некоторая вещь так же может быть названа истинной, если она соответствует идее. Истинный друг – тот, кто соответствует понятию друга (Гегель).^ Субъективный идеализм связывает истину со свойствами и структурой человеческого сознания, трактуя истину как «экономию мышления», непротиворечивость знания, процесс мышления, ведущий к пол


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.