Реферат по предмету "Разное"


I want to tell you how Irkutsk theatres lived during the Great Patriotic War. The theatre helped our people to fight. And we must remember it

Курец Р.О.г. Иркутск, ИрГТУ ТЕАТР В ИРКУТСКЕ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫI want to tell you how Irkutsk theatres lived during the Great Patriotic War. The theatre helped our people to fight. And we must remember it. Помни войну! Пусть далёка она и туманна, Годы идут. Командиры уходят в запас,- Помни войну. Это, право же, вовсе не странно - Помнить всё то, что когда-то касалось всех нас. Юрий ВизборЧерез четыре дня после начала войны, 26 июня 1941 года, в Иркутске состоялось совещание работников искусств. На этом совещании была «создана военно-шефская комиссия». В состав комиссии вошли «представители иркутского радиокомитета, иркутской филармонии, областного драматического театра, иркутского театра юного зрителя, иркутского театра музыкальной комедии, черемховского драматического театра». Председателем комиссии стал артист драматического театра Борис Александрович Ситко. Военно-шефская «комиссия организовывала шефские концерты в воинских частях, в госпиталях, при отправке эшелонов на фронт» [1, 12]. Павел Григорьевич Маляревский, заведующий литературной частью драматического театра, создал литературные монтажи «За Советскую Родину» и «Мы – русский народ» по произведениям Владимира Маяковского, Константина Симонова, Алексея Суркова, Николая Асеева, по песням Исаака Дунаевского и Матвея Блантера, которые поставили Иркутские театры [2, 410]… Изменился репертуар иркутских театров. На сцене иркутского драматического театра шли «спектакли по произведениям: «Отелло» В. Шекспира, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Живой труп» Л. Н. Толстого, «Последняя жертва» А. Н. Островского»… Но уже в июле театр «всего за две недели выпустил яркий патриотический спектакль «Парень из нашего города» по пьесе Константина Симонова». Главную роль сыграл Борис Ситко [3, 96-97]. Драматический театр ставил «Боевые теа-сборники». Первый «Боевой теа-сборник» создали 11 сентября 1941 года [4]. В теа-сборники включали «одноактные пьесы, художественное чтение, другие номера, посвящённые борьбе с фашизмом…», о самоотверженном труде в тылу. «Вся программа связывалась единым конферансом». С этими «Боевыми теа-сборниками» театр выступал в воинских частях, в госпиталях, участвовал вместе с другими театрами в концертах в Фонд Обороны [5, 193]. Первый боевой теасборник, 1941 год [фото из 5]. А 8 сентября на сцене иркутского драматического театра работники иркутского областного радиокомитета поставили оперу «Родина зовёт», музыка Д. С. Васильева-Буглая и Г. Брук. В этом спектакле участвовали хор, оркестр Иркутского радиокомитета и балетная студия Дворца пионеров. В годы войны Иркутск принимал «актёров Московского театра сатиры, Ленинградского нового тюза, оркестр Леонида Утёсова, ансамбль Центрального дома культуры железнодорожников под руководством Исаака Дунаевского, Государственный ансамбль Игоря Моисеева, квартет баянистов Онегиных, иллюзионистов Атолло с группой лилипутов», здесь выступали Ольга Лепешинская, Тамара Ханум, Ваграм Папазян… В театре музыкальной комедии ставили «Свадьбу с приданым», исполняли «оборонные частушки» (И. Московченко, Н. Гладков и Г. Гросс) [2, 410-413]. 29 сентября в драматическом театре состоялся «последний концерт Государственного джаз-оркестра РСФСР под руководством и при участии Леонида Утёсова, Эдит Утёсовой, Нины Мирзоянц и Вс. Резцова» [1, 97]. В октябре 1941 года в Иркутск приехал Московский театр сатиры. «Мобилизовав все возможности, включая личные», театр в очень короткий срок частично восстановил репертуар: «Сашка», «Чужой ребёнок», «Пигмалион», «Неравный брак». Начались спектакли. Был художественный и кассовый успех». Театр сатиры подготовил в Иркутске и новые спектакли: «Калёным штыком», «Дым отечества» [6]. «13 октября 1941 года» иркутский театр музыкальной комедии «внёс в госбанк 2424 рубля – однодневный заработок коллектива» [7,395]. Театр кукол поставил спектакли: «Коричневая чума» Лукреций, «Кухня Геббельса» П. Г. Маляревский, «Петрушка и фашист» Е. Сперанский. «За один только 1941 год сыграно 428 спектаклей», их посмотрел 85321 зритель [8]. Тогда же коллектив драматического театра начал выступать в Черемхово: шли спектакли, прямо в раскомандировках «давались концерты», был специально создан теа-сборник «с номерами, построенными на местном материале». В Иркутск актёры драматического театра вернулись только в феврале 1942 года [5, 194-195]. «В январе 1942 года, находясь в Черемхово», коллектив драматического театра «подготовил премьеру «Батальон идет на запад» Георгия Мдивани» [4]. В том же 1942 году иркутский драматический театр «одним из первых» в стране поставил спектакли по пьесам Константина Симонова «Русские люди» и Леонида Леонова «Нашествие» [3, 97]. 23 августа 1942 года в Иркутске начал работать Харьковский театр оперы и балета [1, 48]. Десять дней харьковчане работали в здании театра юного зрителя, а десять дней в Клубе Октябрьской революции (в этом здании долгие годы проработал иркутский театр музыкальной комедии) [9, 148]. 15 сентября «на сценической площадке Дома культуры завода им. Сталина (позже этот завод будет носить имя В. Куйбышева) спектаклем «Беспокойная старость» начал театральный сезон» Харьковский русский драматический театр [1, 48]. Композитор Семён Аронович Заславский, драматург Павел Григорьевич Маляревский и художник М. С. Варпех создали антифашистскую музыкальную комедию «Под небом Праги», её поставил иркутский театр музыкальной комедии 7 ноября 1942 года [8]. Конечно, театр музыкальной комедии продолжал ставить и оперетты и музыкальные комедии. Академический Киевский театр оперы и балета имени Тараса Шевченко год проработал в Уфе, а затем его перевели в Иркутск. «7 ноября 1942 года в Иркутском драматическом театре состоялось торжественное собрание», на нём «перед передовиками производства выступили солисты Киевского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко» [4]. А 4 декабря 1942 года Киевский театр оперы и балета дал два спектакля. Днём шёл «Запорожец за Дунаем», а вечером - «Иван Сусанин» [1,48-50]. В Иркутске киевляне ставили оперы «Запорожец за Дунаем» С. С. Гулак-Артёмовского и «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко. «В опере «Запорожец за Дунаем» отражён свободолюбивый дух украинского народа, её образы жизненны и правдивы, а музыка построена на народно-песенном фольклоре» [10]. «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко написана по «малороссийской опере» И. П. Котляревского. В свою очередь, «малороссийская опера» И. П. Котляревского написана, «как резкий полемический протест против» пьесы А. А. Шаховского «Казак-стихотворец»), причём, в пьесе И. П. Котляревского сохраняются подлинные детали быта и отношений крестьян и введены песни, как народные «Ой, пид вишнею…», «Гомон, гомон по дуброве…», «Шёл казак с Дону…», так и написанные самим И. Котляревским «Веют ветры, веют буйны…» [11, 37-41,340-343]. Ставили киевляне и классику: «Евгений Онегин», «Иван Сусанин», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Наймычка», «Коппелия», «Бахчисарайский фонтан», «Шехеразада»… «Артисты Киевского театра «принимали активное участие в военно-шефской работе, культурном обслуживании бойцов действующей армии, раненых» [12,249]. Всего же «за время работы в Иркутске Киевский театр …поставил двенадцать спектаклей и дал восемьсот шефских выступлений… Труппой руководили народный артист РСФСР Николай Смолич и заслуженный артист УССР Яков Розенштейн» [4]. Оперы шли на украинском языке, «но это нисколько не умаляло впечатлений от музыки, изумительной красоты голосов певцов, от казавшихся сказочными декораций мирной украинской жизни. Зал срывался на аплодисменты после каждой арии. А далеко-далеко гремела война, умирали солдаты… Умирали, чтобы никогда не прерывалась связь времён и дружба наших братских народов и наших славянских культур. В 1942 году разгром немцев под Москвой киевляне отметили оперой Глинки «Иван Сусанин»», — так пишет об этих постановках Л. И. Наумова, видевшая их в юности [13]. Киевский театр подарил иркутским зрителям спектакли: «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко, «Наймычка» М. Вериковского, «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата» Д. Верди, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Чио-Чио-Сан» Д. Пуччини, «Коппелия» Л. Делиба, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Штраусиана», «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Лилея». К. Данькевича, балет-феерия «Бисова ночь» с музыкой В. Йориша». Иркутяне навсегда «сохранили память о замечательных киевских артистах — З. Гайдай, М. Бем, М. Литвиненко-Вольгемут, Н. Захарченко, И. Паторжинском, К. Лаптеве, П. Белиннике, А. Иванове, о целом созвездии прекрасных солистов балета, о дирижёрах В. Иорише и В. Тольбе, о художественном руководителе театра, режиссёре Н. Смоличе» [14.]. В годы войны «оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, балетную труппу возглавил С. Н. Сергеев (поставил украинский комедийный балет «Чёртова ночь» В. Я. Йориша, 1943)» [10, 535-593.]. В декабре в драматическом театре «состоялась премьера спектакля «Фронт» А. Корнейчука» [3,97]. А театр юного зрителя «поставил спектакль «Испанцы» по трагедии М. Ю. Лермонтова... Театр кукол поставил «пьесу Н. Гонет и Т. Гуровича «Гусёнок». Это «игра-спектакль – один из умело найденных способов театрального общения с детьми» [8]. Артисты иркутских театров не просто ставили спектакли перед зрителями города, они выступали с концертами в воинских частях и госпиталях, ездили по городам Иркутской области. Драматический театр передал в Фонд обороны страны 600 тысяч рублей… Творческая бригада иркутских артистов в 1944 году «побывала в частях 2-го Украинского фронта, где за 43 дня иркутяне дали 61 концерт» [2, 411]. «Концертная бригада под руководством В. И. Ванзина в 1945 году давала 3-5 концертов в день». Три месяца выступала перед бойцами 2-го Прибалтийского фронта в 1944-1945 годах «шефская бригада художественной самодеятельности под руководством К. Д. Петропавловского. Иркутские артисты выступали на Забайкальском и 2-м Дальневосточном фронтах (бригады драматического театра, театра юного зрителя, под руководством артиста Лаврова») [7, 462-463]. Как говорил о поездках на фронт Аркадий Исаакович Райкин, «маленький передвижной театр был… для бойцов кусочком большой земли, приветом от родных и друзей, воспоминанием о мирной жизни» [15,78]. Так же можно сказать и о выступлениях иркутских артистов на фронте. Иркутский театр кукол и марионеток объездил всю Восточную Сибирь и весь Дальний Восток со спектаклями «Гусёнок», «Ночь перед Рождеством», «Счастье». В составе передвижной труппы были артисты: В. Почекунин, Е. Карпова, А. Усольцева, Б. Збаржиевский, В. Кузнецов, А. Силантьев, Р. Аронов, Т. Барышникова. Художественный руководитель М. С. Хамкалова [2, 411]. 8 января 1943 года «на общегородском собрании работников искусств военно-шефская комиссия подвела итоги работы с начала войны. Для воинских частей и в госпиталях» было «дано более 15000 концертов, в Фонд обороны сдано 712848 рублей и 57 тысяч рублей – в Фонд помощи детям фронтовиков». 6 февраля в здании Театра юного зрителя были поставлены «Вечер-бал» и «Слуга двух господ», а вырученные деньги перечислены в фонд эскадрильи «Советский артист». А «10 марта члены фронтовой бригады Иркутской филармонии»: лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады Ю. Б. Хржановский, Н. А. Персиянинов, В. И. Ванзин, П. Г. Перевалов «были включены в состав агитпоезда ГлавПУРа Красной Армии». 4 мая состоялся «вечер цыганской песни, пляски, романса Государственного цыганского ансамбля «Романс-таборо» [1, 54-62]. Театр юного зрителя поставил спектакль «Двенадцатая ночь» (режиссёр Захарий Вина). Театр кукол поставил сказку «Красная Шапочка» и «спектакль по пьесе П. Г. Маляревского «Счастье». Пьесу переделали для постановки в театре кукол» [8]. «Только в 1944 году спектакль» по пьесе «Счастье» был «сыгран 45 раз, и его посмотрели 17495 человек» [8]. 27 марта 1944 года в театре юного зрителя выступал Московский государственный джаз-аккордеон под художественным руководством композитора Ефима Розенфельда. 7 ноября 1943 года Киевский театр оперы и балета выступал в городе Усолье на торжественном заседании в честь 26-й годовщины Октябрьской революции. Было это в Доме культуры. «И вдруг во время концерта прозвучало сообщение о том, что наши войска освободили» Киев. «Вся труппа театра заполнила сцену... Все обнимались, целовались, кричали: «Ура!». Зал стоя аплодировал тем, кто в эти минуты гнал врага дальше от Киева, и тем, кто знал отныне, что древний их город стал снова советским, и могучий Днепр вольно несёт свои воды. И ...Иван Паторжинский дал оркестру знак и запел: У прибрежных лоз, У высоких круч И любили мы, и росли... Пел оперный хор и весь зал, и каждый из нас верил, что близок славный День Победы» (эти слова Алиса Курцман цитирует по статье А. Пржиалковского «Песни мужества и любви», напечатанной в газете «Северная правда» 26 марта 1976 года) [16, 17]. А 28 мая 1944 Киевский театр оперы и балета уехал домой. Уже 23 июля 1944 года «спектаклем Д. Дэля «Большевик» начались гастроли Ленинградского государственного нового ТЮЗа под художественным руководством Бориса Вульфовича Зона». Ленинградцы выступали в здании драматического театра. 28-29 ноября состоялись «концерты лауреата Всесоюзного и международного конкурсов Игоря Аптекарева (рояль) при участии Ольги Могилевской (сопрано), И. И. Петрова (бас), В. Н. Пронина (скрипка), А. Морозовой (рояль) [1, 80-90]. Во время войны репертуар драматического театра составляли: «произведения А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Парень из нашего города», Л. Леонова «Русские люди», Ю. Чепурина «Сталинградцы», «Так и будет» Константина Симонова [3, 97]; также пьесы о гражданской войне «Любовь Яровая» К. Тренева, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского и исторические произведения «Великий государь» В. Соловьёва, «Давным-давно» Александра Гладкова (режиссёр Р. Р. Суслович). В репертуар драматического театра входила и пьеса А. Н. Островского «Без вины виноватые». В 1942 году шла пьеса «Нашествие» (режиссёр Д. А. Хадков). Играли: Таланов – В. И. Бурдин, отец Таланова — К. А. Прокофьев… Впервые в СССР» поставили пьесу А. Н. Островского «Красавец мужчина» в 1943 году. К 150-летию со дня рождения А. С. Грибоедова поставили «Горе от ума». Также шли «Мещане» М. Горького, «Три сестры» А. П. Чехова. Показывали спектакль-концерт «Анна Каренина», «отмечались юбилейные даты Крылова, Островского, Фонвизина… В 1944 году» прошёл в РСФСР «смотр спектаклей русской классики». На этом смотре драматический театр показал спектакль «Последняя жертва» (режиссёр Н. А. Медведев), исполнители главных ролей: Е. Е. Баранова, Г. А. Крамова, К. А. Прокофьев. Этому спектаклю была присуждена республиканская премия» [5, 197-198,202,211]. В спектакле «Русские люди» (режиссёр Н. А. Медведев, художник В. Н. Лебедев) роли исполняли: Глоба — Б. А. Ситко, Марфа Сафонова — Е. Е. Баранова. Спектакль «Сталинградцы» показали в 1944 году. Поставили его: режиссёр Г. А. Боганов, художник А. В. Хвостов. Роли исполняли: Кудров – Б. А. Ситко, Андрей – П. Пиховкин, Комиссар – Н. Н. Бодров, Фатах – А. И. Руккер, Буба – В. И. Гаврилов [5, 200-201]. Артисты иркутского театра юного зрителя выезжали с шефскими концертами в воинские части. 20 января 1944 года в газете «Восточно-Сибирская правда» появилась статья о творческом отчёте артистов ТЮЗа перед бойцами Н-ской части. «С большим интересом посмотрели бойцы, командиры и их семьи сцены из «Дубровского», «Бедность не порок» в исполнении Лаврова, Кушниковой, Ячменевой, Юрьевой, пляски и танцы в исполнении Егорова, Молдавской, Ячменевой, Козлитиной, Богач, послушали скрипача Ральмуль. Артист т. П. И. Лавров, кроме того, помог улучшить художественную самодеятельность в части» [8]. Артисты театра кукол «вместе с Тихоокеанским Краснознамённым ансамблем… участвовали в концертных программах на» острове Русский, а для ребятишек ставили спектакль «Семеро козлят» [8]. В 1944 году иркутский театр юного зрителя поставил пьесу Павла Григорьевича Маляревского «Падение острова Блютенбайль», написанную в 1943 году. Пьесу «Падение острова Блютенбайль» театр юного зрителя показал в 1944 году, и можно представить, как принимали зрители песню: «Разбит навеки подлый враг. И волею народов Мы водрузим над миром флаг Победы и свободы!» Пьесу П. Г. Маляревского «Меч Китая», написанную в 1941 году, ставили как в Советском Союзе (причём, «право первой постановки принадлежало Иркутскому ТЮЗу»), так и за границей. В 1944 году поставил её (в переводе на китайский язык) китайский театр Улан-Батора. Для этой постановки пьесу пришлось изменить. Г. Уварова, режиссёр этого спектакля, писала автору пьесы, что ей пришлось переделать «все имена действующих лиц», установить «их родственные связи», вычеркнуть богдыхана из списка персонажей, ведь имя богдыхана у китайцев вызывало уважение. Вместо богдыхана режиссёр ввела в пьесу тьян-хуа – «японского захватчика» потому, что «решила в лёгком намёке сблизить пьесу с современной борьбой китайского народа» [17, 504-506, 527]. 1 августа 1944 года Иркутский театр Музыкальной комедии поставил оперетту «Раскинулось море широко». «К музыкальной части оперетты привлекли С. А. Заславского, художественным оформлением занимался заслуженный деятель искусств А. В. Хвостов. Спектакль вышел первого августа 1944 года». Иркутская публика хорошо приняла оперетту о моряках-балтийцах: «в зрительном зале не умолкал смех, и звучали громкие аплодисменты» [8]. Роли исполняли: лейтенант Константин Кедров – Михаил Снегов, боцман Силыч – Николай Матвеевич Загурский, Жора Бронза – Григорий Муринский, Елена – Августа Воробьёва, комендант порта Чижов – Григорий Семёнович Гросс [18]... В том же 1944 году театр музыкальной комедии поставил балет «Коппелия» Л. Делиба (Балет в трёх картинах, либретто Ш. Нюитера и А. Сан-Леона, по новелле Э. Т. А. Гофмана), постановщик С. Н. Сергеев [19, 265]… А впервые в России этот балет поставил в Москве в 1883 году Иосиф Петер Гансен [20, 178]. В музее иркутского музыкального театра зритель может прочитать телеграмму, в которой Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин благодарил коллектив иркутского театра музыкальной комедии за средства, перечисленные в Фонд обороны. В 1944-1945 годах актёры драматического театра выступали в Хабаровске, работали на Дальневосточном фронте и для Краснознамённой Амурской флотилии. В 1944 они дали в Хабаровске 77 спектаклей, а в 1945 году – 90!. «Во время войны с Японией» актёры выступали «в частях действующей армии. Группа работников театра была награждена медалями «За победу над Японией» [5, 195-196] Владимир Гуркин сказал в одном из интервью: «В Черемхово ещё в моём детстве был очень сильный театр. Когда-то в годы войны в этом театре работала труппа эвакуированного из Москвы театра имени Ермоловой. Кроме того, и в Иркутске, и в Красноярске, и в Черемхово работало немало репрессированных артистов. Они привнесли сюда свою школу, настоящее мастерство, внесли мощный вклад в артистическую культуру» [21]. 3 апреля 1945 года в театре юного зрителя прошёл «концерт ансамбля песни и пляски Забайкальского фронта». А «15 апреля «Иркутская областная филармония приступила к организации Сибирского государственного ансамбля песни и танца» [1, 90]. В 1945 году театр юного зрителя поставил спектакль «Турандот, принцесса Китайская» (режиссёр Богданов). Ставились спектакли «Сын полка» и «Юность отцов» (режиссёр В. Я. Молдавский). Театр кукол поставил спектакли «Терем-теремок» и «По щучьему велению» [8]. «В 1945 году группе работников» драматического театра «Указом Президиума Верховного Совета РСФСР были присвоены почётные звания Заслуженного деятеля искусств – художественному руководителю театра Н. А. Медведеву, Заслуженных артистов РСФСР - режиссёру Г. А. Боганову, актёрам – Екатерине Евгеньевне Барановой и К. А. Прокофьеву» [5, 211]. Война ведь навсегда остаётся с теми, кто прошёл её. Сказал же поэт-фронтовик Александр Межиров: «Мы не вернулись с войны, мы навсегда остались на ней». И она действительно касалась, да и сейчас касается «всех нас». И нам – внукам фронтовиков – нужно передать эту память дальше, как передали наши дедушки и бабушки её нашим родителям и нам. Вот поэтому, я и решила написать о том, как в глубоком тылу люди воевали с врагом силой искусства. Примечания Земля Иркутская, № 1, 2005 год.Иркутск. Три века : страницы жизни: 1686-1986 / сост. М. Сергеев. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. – 559 с., ил. 3. Сидорченко, Виталий Петрович Суровая проверка боевым временем / Виталий Сидорченко //Земля иркутская : история, архитектура, археология, краеведение № 1, 2005. 4. Копылевич Б. Пушки музам не помеха / Борис Копылевич // Областная газета. - 2007. - 27 апреля. 5. Маляревский Очерк из истории театральной культуры Сибири / П. Г. Маляревский. – Иркутск: Иркутское книжное издательство, 1957. – 283 с., ил. 6. Сайт «Киносозвездие. Авторский проект Сергея Николаева»: http://kino-sozvezdie.narod.ru/kozubskiybio.html/ 7. Кузнецов, Илья Иннокентьевич Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945гг. / Илья Иннокентьевич Кузнецов. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1974. - 510 с. 8. Федотова, Анна. С сайта: www.edu.irkutsk.ru/project/war/ (Сайт Департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска). 9. История культурного строительства в СССР 1917-1967 гг. : Док. и материалы. Культурное строительство в Иркутской области (1917- 1967гг.) : сб. док. / Архив. отд. Иркут. облисполкома и др.; Сост. В. Г. Артемьев и др.; Под общ. ред. А. П. Косых. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. - 350 с., ил. 10. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). Т. 26. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1977. 11. Котляревский, И. П. Сочинения / И. П. Котляревский. - Л.: Сов. писатель, 1969. - 363 с. 12. Подвиг Земли богатырской. (Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) / М. Р. Акулов, В. Т. Анисков, Ю. А. Васильев. - М.: Мысль, 1970. - 364 с. 13. Наумова Л. И. Этот старый билет в театр. С сайта: http://www.legkovaya.ru/ news/i85332.html 14. Музыкальная культура Иркутска. С сайта: http://samih.narod.ru/pressa/ harkeevich 15. Уварова, Елизавета Дмитриевна Аркадий Райкин / Елизавета Дмитриевна Уварова. - М.: Искусство, 1986. - 303 с., ил. 16. Курцман, А. С. Марк Фрадкин / А. Курцман. – М: Сов. Композитор, 1991. – 204 с., ил. 17. Маляревский, П. Г. Чудесный клад : пьесы / П. Г. Маляревский. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. – 528 с. 18. Иркутский музыкальный театр имени Н. М. Загурского : 65 лет / сост. Д. В. Скоробегов. – Иркутск: РА «Весь Иркутск», 2006. 19. Балет : энциклопедия / гл. редактор Ю. Н. Григорович. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с., ил. 20. Бахрушин Ю. А. История русского балета : учеб. пособие для ин-тов культуры, театр., хореогр. и культ.-просвет. училищ / Ю. А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1977. – 287 с., ил. 21. Сухаревская Любовь Владимир Гуркин: Наступает пора диалога. С сайта: http://www.babr.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.