Реферат по предмету "Психология"


Особенности психического и личностного развития в зрелом возрасте

В возрастной психологии отдельные ученые зрелый возраст условно делят на два периода: до сорока лет и после сорока лет (Г.С. Абрамова). При этом считается, что на стадии до сорока лет у человека активно накапливается жизненный опыт, и он достигает к концу этого периода полного расцвета (возраст «акме» – вершина), а после сорока лет человек постепенно начинает как в физическом, так и в психологическом плане сдавать свои позиции. Вторая стадия зрелого возраста описывается в пессимистическом плане.

Такой подход имеет право на существование. Однако если учитывать возрастные закономерности психического и личностного развития, то в развитии человека все значительно сложнее. Каждый возраст по-своему хорош, имеет преимущества и некоторые слабые стороны перед другими возрастными стадиями. В соответствии с возрастной периодизацией развития по Э. Эриксону выделяется три стадии взрослого человека: ранняя взрослость (20 – 45 лет), средняя взрослость

(45 – 60 лет) и поздняя взрослость свыше 60 лет. В ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Э. Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Эту способность отдать часть себя, не боясь потерять собственную идентичность. При благоприятных условиях для удовлетворения возрастных потребностей возникает способность – близость

к людям, а при неблагоприятных условиях – возникает психическое образование – изоляция от людей. В средней взрослости, после того как предыдущие конфликты хотя бы частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем.

В этом случае проявляется позитивная направленность развития – творчество. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов, при пассивном отношении к жизни часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности собственным здоровьем, стремлением удовлетворить собственные психологические потребности, уберечь свой покой. В данном случае развитие определяется как застой. В поздней зрелости человек обычно пересматривает прожитую жизнь, и по-новому оценивает ее.

Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя, что было ему отпущено судьбой. В таком случае человек испытывает полноту жизни. При неблагоприятном стечении обстоятельств, если человеку жизнь кажется напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает отчаяние.

Следуя возрастным закономерностям психического и личностного развития, на наш взгляд, в зрелом возрасте можно выделить несколько стадий. Первая стадия зрелого возраста начинается с возникновением новой возрастной потребности – потребности самореализоваться в расширении своих возможностей в межличностном взаимодействии, поиске новых форм общения и отношений. Эта потребность возникает, как правило, к двадцати семи годам и удовлетворяется в целом к тридцати шести годам. Этот возраст можно условно назвать «бальзаковским

возрастом». Социальная ситуация развития включает переживание межличностных отношений с другими людьми, возможностей изменить что-то в жизни, искать новое, необыкновенное в отношениях и общении. Ведущим видом деятельности для большинства людей этого возраста является коммуникативный компонент профессиональной деятельности. Работа ценится тем, насколько она удовлетворяет возрастным потребностям в общении, комфортными межличностными отношениями, совместной с другими людьми активностью.

При достаточно высоком уровне личностного развития и при благополучных условиях на работе, в семье человек приобретает в этом возрасте психические и личностные новообразования: понимание других людей, чувствование их, доверительные отношения, открытость и другие свойства, обеспечивающие ему «близость к людям» (Э. Эриксон). При неудовлетворении возрастных потребностей возникает отчужденность, непринятие других людей, а иногда потребность в сексуальной близости как компенсация духовной близости к людям.

Сензитивной сферой является система отношений в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Второй стадией зрелого возраста можно назвать период примерно с тридцати шести лет до сорока двух. На этой стадии возникает новая потребность – потребность в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности, в большей мере ее когнитивного и поведенческого компонента. Следовательно, ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная

деятельность. Успехи в деятельности, материальные блага, карьера, признание наиболее полно удовлетворяют возрастные потребности. Кроме этого, на развитие влияет семейное благополучие, различные успехи членов семьи. Социальная ситуация личности в этом возрасте характеризуется переживанием собственных жизненных успехов, ретропереживанием своего поведения на предшествующей возрастной стадии. При благоприятном течении обстоятельств, при удовлетворении возрастных потребностей проявляются психические

и личностные новообразования: самоуважение, самодостаточность, ощущение себя как успешного человека. При неблагоприятном стечении условий развития человек может испытывать неудовольствие своей работой, чувство вины, безысходность, безразличие, ощущение себя неудачником. На этой стадии возникает такое психическое новообразование, как уважение к мудрости. Человек может легче, чем на других возрастах, перенести первые потери – смерть близких людей, родителей.

Он готов спокойнее принять отчуждение детей, их вступление в брак, рождение детей и рационально осознавать и переживать все значимые для него события. В этом возрасте может наблюдаться у человека первая стадия стагнации брачных отношений. На следующей стадии зрелого возраста, в соответствии с законом отрицание отрицания возникают новые возрастные потребности – потребности в самореализации во взаимодействии с другими людьми. Примерные возрастные границы этой стадии – от сорока двух до сорока восьми лет.

Серединой этого возраста является возраст сорока пяти лет, о котором в народном творчестве существуют известные поговорки. Социальная ситуация развития этого возраста определяется возрастными потребностями и возможностями их удовлетворять. При благополучных условиях личность в этом возрасте активно реализуется в совместной деятельности, стремится к взаимодействию, оказывать помощь, опекать других людей, поучать их. На этой стадии снова доминирует межличностное общение, но в отличие от общения на первой стадии

зрелого возраста, характеризуется высоким уровнем социальной направленности. В этом возрасте иногда возникает ностальгия по общению и отношениям со старыми товарищами, друзьями из детства и юношества. Люди этого возраста интересны тем, что с ними легче общаться как по профессиональным вопросам, так и по поводу личных проблем. Они уже имеют богатый жизненный опыт и в соответствии с возрастными потребностями еще не чувствуют своего возраста. При неблагополучном стечении событий в этом возрасте

возникает замкнутость в себе, уход в работу (психологическая зависимость), обеднение эмоциональной сферы. Возрастными психическими новообразованиями этого возраста являются эмпатия, умение сочувствовать и переживать не только родным и близким людям, но и любому человеку. В этом возрасте проявляется такое возрастное новообразование, как аутичная генеративность – психологическая готовность иметь внуков. Это психическое новоообразование часто неосознанно проявляется в рассказах

о семьях друзей или знакомых, у которых уже появились дети или внуки. При удовлетворении возрастной потребности этого возраста зарождаются и проявляются новые возрастные потребности для следующего возрастного периода зрелости – потребности в самореализации личности в профессиональной деятельности или другой деятельности (домашнее хозяйство), осознании значимости своих достижений в профессиональной деятельности и материальном благополучии. Возрастные границы данного возраста примерно от сорока восьми

до пятидесяти четырех лет. Социальная ситуация развития этого возраста характеризуется переживаниями о той деятельности, которой занимается человек. Как правило, человек, с особой тщательностью выполняет свои обязанности, ответственно относится ко всему, чем занимается. И это значимо переживается в этом возрасте. Отношение к профессиональной деятельности несколько похоже на отношение к работе на втором этапе зрелого возраста, только эти отношения являются более мудрыми,

философскими. В этом возрасте основным новообразованием является профессиональное самоуважение. Личность, как правило, конструктивно переживает свои достижения, ценит себя как личность. При негативной оценке со стороны других людей болезненно переживает это. Наряду с самоуважением формируется ответственное, а иногда и гиперответственное отношение к профессиональной деятельности (деятельности, которой занимается). В этом возрасте проявляются такие качества, как бережливость,

критичность. В соответствии с общими законами развития, примерно к пятидесяти пяти годам, проявляется возрастная потребность в самореализации в профессиональной деятельности в другом плане – социальном. Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется переживаниями личности об отношениях, складывающихся на работе и дома. В этом возрасте человеку до всего есть дело, и это иногда проявляется в чрезмерной вербальной активности. Вообще типично для этого возраста делать все так, как в последний

раз хорошо. Ведущим видом деятельности в этом возрасте чаще всего является профессиональная деятельность. В этом возрасте формируется такое новообразование возраста, как мудрость: умение предупреждать и успешно разрешать конфликтные ситуации, быть снисходительным и хорошо понимать других людей и уметь прощать им. В последней стадии зрелого возраста личность еще устремлена в будущее: строит жизненные планы, начинает осуществлять новые проекты, не боится начать новое дело.

Хотя для лиц этого возраста типично адекватно, и иногда скептически относится к своим успехам в трудовой деятельности, и больше ценить в себе и людях нравственные качества. Литература: http://psychologycenter.ru/index.php?opt ion=com_content&task=view&id=20& amp;Itemid=3



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інноваційна інфраструктура: проблеми, перспективи, рішення
Реферат Аварії з хімічно небеспечними речовинами і безпека на хімічних підприємствах
Реферат Яновский и его вклад в развитие кардиологии
Реферат Центральные идеи в философии В. И. Вернадского
Реферат О происхождении электрического заряда
Реферат Химия наследственности. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. Репликация ДНК и передача наследственной
Реферат Злочини у сфері використання електронно-обчислювальних машин систем та комп ютерних мереж
Реферат “Критика чистого разума” и сфера свободы для веры. К вопросу о восприятии Канта ранним иенским кантианством
Реферат «Развитие речи младших школьников через систему работы над обучающим сочинением»
Реферат Агроэкологическая группировка земель для обоснования адаптивно-ландшафтного земледелия АО "Лузинское" Омского района Омской области
Реферат Аудит основных средств в ОАО Каравай
Реферат Великий русский педагог К.Д.Ушинский
Реферат Стабілізоване джерело живлення
Реферат Уравнения Максвелла для электростатики. Векторные операторы в различных системах координат
Реферат Заболевания с нарушением Нуклеиновых кислот