Реферат по предмету "Разное"


9. Методы обучения

9. Методы обучения: Классификация и выбор методов обучения умственно отсталых школьников зависит от принципов решения вопроса обучения. Классификация методов обучения многообразна, их нас­читывается до 10. В отечественной практике олигофренопедагогики ис­пользуются две традиционные классификации методов обучения: - Санкт-Петербургская, рассматривающая использование методов в зависимости от этапов обучения. Эта классификация выглядит следующим обра­зом:методы изложения нового материала; методы закрепления и пов­торения. - Московская, которая предлагает делить методы на словесные, наглядные и практические. В практике применяются все три группы методов в сочета­нии и на всех этапах урока. А. Граборов назвал это сочетание «живое слово учителя». Специфика методов обучения в специальной шко­ле 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие вклю­чает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчленен­ность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. Чтобы методы работали надежно и эффективно, необходимо правильно их выбрать и применить. Средства обучения. Это содержание обучения, наглядность, технические средства и т.д. Методы состоят из приемов. Ценность метода реализуется в том случае, если он обеспечивает общее развитие умственно отсталого школьника, делает обучение доступным и посильным, обеспечивает прочность знаний, учитывает индивидуальные особенности ребенка, способствует активизации учебной деятельности аномального ученика. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа. Требования к рассказу: это должно быть небольшое по объему и эмоционально насыщенно изложение учебного материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образнос­ти в рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки. В сюжете рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение наглядности. В рассказе иногда мож­но использовать небольшой диалог. По длительности рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут, а в 5-9-х классах - 20 минут. Фабула рассказа должна быть предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам. Они из-за этого могут поте­рять нить рассказа. Перед рассказом и после него ведется объясни­тельно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа жела­тельно провести обобщающую беседу с выделением главной идеи. Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств, рассуждений и описаний. Делается это для понимания умствен­но отсталыми учащимися содержания учебного материала. Объяснение в младших классах краткое, не более 5 минут, в других группах классов продолжительность объяснения составляет до 10 минут. При объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержа­ния материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении. Ценным в методическом плане является проблемное изложение в виде вопросов-задач, рассуждений на поиск ответов. Объяснение необхо­димо совмещать с показом и демонстрацией. Беседа - это вопросно-ответ­ный способ изучения учебного материала. Она побуждает к активной мыс­лительной деятельности умственно отсталого учащегося. Беседа являет­ся мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. В беседе с учеником учитель исправляет неточности речи, аграмматизмы, наращивает словарный запас ученика, требует от детей полных, выразительных отве­тов. Благодаря беседе можно выявить пробелы в знаниях учащихся, недос­татки их умственного развития. Эффективность беседы зависит от харак­тера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль ум­ственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен вытекать из второго. Вопросов не по теме изучаемого учебного материала и лишних слов не должно быть. Большое значение для результативности беседы имеет ее темп. Ответ для умственно отсталого ученика всегда большой труд и дети пытаются его избежать. Из-за это­го часто отвечают невпопад. Замедленный темп беседы соответствует за­медленному темпу мышления аномального ученика. Эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной. Ученик специальной школы 8-го вида мыслит прямолинейно и сказанное учителем он воспринимает как истину, выраженную в речевой форме. Поэтому свои мысли учителю необхо­димо выражать адекватно, без двусмысленности. В специальной школе 8-го вида словесные методы обучения являются наи­более распространенными (по данным Луценко В.С. - 49,4% из всех применяемых методов). Из них чаще всего применяются изложение и несколько меньше - беседа. В выборе методов обучения учитывается предмет изуче­ния, содержание темы и цель урока, а также возможности школы и состав учащихся. Беседа побуждает воспроизведению усвоенных знаний. В беседе ответы детей в 1,5-2 раза полнее по сравнению с самостоятельным пе­ресказом услышанного и прочитанного. На уроках естественно-научного цикла дети срав­нительно легко усваивают названия предметов, объектов и географичес­ких явлений, а также фактические сведения. Но с большой трудностью дается усвоение отвлеченных сведений типа: «скапливание воды над слоем глины». Для осознанности такого рода знаний учитель в бесе­де применяет вопросы на сравнение (что общего? чем похожи? чем отли­чаются! и пр.). Если сравнивают два явления (родник и ручей), то нуж­но найти три сходных и четыре различных свойств, а для раскрытия при­чинно-следственных связей нужно помочь назвать три причины, так как только треть учеников специальной школы 8-го вида может справиться с этой работой. Рекомен­дуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмо­циональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей. Наглядные методы:Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей. Лозунг при этом такой: ни один урок географии без опоры на наглядность. Особенность применения наглядных методов: рассредоточение по всему полю учебного процесса. Сочетание словесных методов с наглядными пере­водят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отне­сенность понятий (как можно говорить о пустыне, не показав ее карти­ну?). Показ - это предъявление образа действия (реку показывают на кар­те от истока до устья, показ полуострова осуществляют обводом его с трех сторон и т.д.) разных способов работы. Условие: обеспечить ум­ственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям нужно смотреть. Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечи­вает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметно­го соотношения (особенно смену времен года, высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение - процесс целенаправленного восприя­тия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока. Наиболее часто наблюдение употребляется в начальном курсе географии и особенно в биологии. В процессе применения наглядности многими олигофренопедагогами рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнение предметов по вку­су, цвету, размерам. В процессе познания должны участвовать руки. Все возможное должно зарисовываться и лепиться. Однако Л.В. Занков считает, что успешность усвоения нового материала мало зависит от учас­тия в познании одновременной работы разных анализаторов. Психологические функции наглядных средств в обучении состоят из:-сигнально-информативной;-носителя образа;-стимулятора в деятельности всех анализаторов;-иллюстрации и демонстрации.Особенности практического использования наглядных средств. Картины дополняют вербальное описание, дают зрительный образ демонстрируемого объекта. Синев В.Н. установил, что картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям. Приемы использования картины: ее не следует рано показывать для осмысле­ния содержания, дети сами при помощи вопросов учителя должны делать раскрытие содержания картины. Перед рассматриванием проводят предва­рительную беседу. При восприятии картины необходимо внимание учени­ков направлять на характерное, существенное в ее содержании. Описание картины должно осуществляться по плану. После просмотра картины необ­ходимо побеседовать на эту тему. Можно составить рассказ по картине. Для рисунков придумать вопросы на сравнение. Желательно использова­ние в процессе восприятия не более двух картин. На уроке также ис­пользуются и другие наглядные пособия: объемные, графики, схемы. Они не­заменимы, если у учителя возникает необходимость объяснять по ходу сообщения. Все это улучшает внимание и восприятие аномального ребен­ка. Рисунки выполнять лучше цветными мелками. Графическое содержание учебника можно попросить перерисовать в тетради по предмету. Этим мы получаем конкретность представлений. Для лучшего восприятия объекта изучения используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении они имеют большую дидактическую пользу из-за осознанности интереса к восприятию (модели из песка, глины, пластилина, гербарии). Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. При наблюдении восприятием умственно отсталых детей нужно управлять: сравнивать один объект с другим, знакомиться с ним, разбивать за­дачу наблюдения на части. Наблюдение используется для перевода познания с уровня представлений на уровень понятий. При наблюдении на уроках картинки или иллюстрации используются как опора для понимания общей мысли. Упражне­ние - это повторение действий в целях выработки умения и навыков. Если качество упражнения улучшается, то умственно отсталые дети приобре­тают умения, если в упражнении появился автоматизм - это означает сформированность навыков. Для формирования умений и навыков при использовании упражнении нужно использовать:-осознанность действия; -систематичность; -разнообразие;-повторяемость;-расположение упражнений во времени в нужном порядке. Требования к упражнениям: -понимание цели;-краткость инструкций;-для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;-упражнения должны иметь практическую направленность.Практические методы: Основной источник познания – деятельность учащихся. Практические и лабораторные работы часто связаны с программированными метода­ми работы. Некоторые методисты считают, что практические и лаборатор­ные работы повышают прочность знаний, другие отрицательно относятся к ним из-за низкой речевой активности процесса обучения. Практические методы как вид деятельности умственно отсталых детей используется на всех этапах обучения. Это заключается и в выполнении рисунков, схем, диаграмм, обведение контуров материков и т.д. Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :