Реферат по предмету "Психология"


Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А.Будасси

Министерство образования РФ Муниципальное образовательоне учреждение воронежсвий экономико-правовой институт тема Нахождение количественного выражения уровня самооценки по С.А.Будасси Проверил Пронин-старший Преподаватель Сдала Сахарова Н.В. Воронеж 2003год План Введение, актуальность проблемы. Глава Й Социальная матрица идентификаций. 1 Я концепция и социальный статус.

2 Социальная личность, самооценка. Глава Опытно-экспериментальная работа. 1 Тестирование испытуемых по методике С.А.Будасси 2 Анализ полученных данных в ходе эксперимента. Глава Вывод по работе. Библиография. Интерес человека к себе, к своему Я, издавна был предметом особого внимания. И кто знает, может быть, из этого интереса возникла сама

психология как наука. Внутренний мир личности, е самосознание всегда были в центре внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе образ Я и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок, структуры и функций образа Я представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с формированием жизненной

позиции личности. Один из ведущих отечественных исследователей проблемы самосознания В.В.Сталин, анализируя место самосознания в психической организации человека, пишет Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского,

А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.Р.Чаматы, и.И.Чесноковой, Е.В.Шороховой в общетеоретическом и методологических аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматривается более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.

Исследования А.А.Бедалева заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано исследований, в которых проанализированы проблемы, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, открыли многие новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Что же такое самосознание Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания

И.С.Кон дает следующее определение Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный образ Я Кон И.С. Открытие Я М.1978 И.С. кон также считает, что образ Я это не просто отражение в форме представления или понятия, а социальная установка, отношение личности к самой себе, которое включает, как и любая установка, три компонента 1

познавательный когнитивный-знание себя 2 эмоциональныйоценке своих качеств 3 поведенческий практическое отношение к себе. Проблема самосознания человека чрезмерно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего Я, существующих в разных ракурсах каким воспринимает сам себя человек в настоящий момент идеал своего Я, каким он мыслит идеал своего Я, каким это Я выглядит в глазах других людей. Будучи субъектом познания, человек вместе с тем выступает

и как объект для самого себя. Психологическую сущность Я имеется в виду личность, освещенная светом собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. Я- это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и прежде всего для самих себя в своем самопознаниии. Я предполагает знания и отношение к субъективной реальности и постоянное

ощущение в ней самого себя.Спиркин А.Г. Сознание и самопознание.М.1972. И.И.Чеснокова в структуре самосознания также выделяет три взаимосвязанных компонента самопознание эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.М 1977 Как видно, выделенные ею компоненты фактически совпадают со структурой самосознания, намеченной

И.С.Коном. Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из важнейших ею аспектов - самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Как же личность осуществляет самооценку Человек, как известно, становится личностью в результате совместной

деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности, в общении с ними. Человек включается в деятельность и общение и тем черпает некоторые существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что от него ожидает окружающие. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, вс, что человек делает для себя, он делает это вместе с тем и для других, даже в том случае,

когда ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившееся оценки собственного Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе присматривается к другому, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам все это входит в самооценку личности и определяет е психологическое самочувствие.

Другими словами, у личности всегда имеется референтная группа, с которой она считается, в которой черпает свои ценностные ориентации, идеалы которой являются ее идеалами, интересы - е интересы. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности уровень образа Я, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, порождаетконфликты двух тенденций с одной стороны, стремление повысить притязание, чтобы пере жить максимальный успех, а с другой снизить притязание, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обыяно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехи - соответственно снижается. Экспериментально показано, что уровень своих притязаний

личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур мягкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но, прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. В данной работе была поставлена следующая цель Выявить количественное выражение уровня самооценки с помощью слов, характеризующих отдельные качества

личности. Предмет исследования человек, как субъект познания. Объект исследования познание себя, как личности по методике С.А.Будасси. Задачи исследования 1. Изучить методическую литературу по теме личность, самооценка, структура личной определенности. 2. Провести тестирование испытуемых по методике С.А.Будасси. 3. Провести анализ полученных данных в ходе экспериментальной работы.

На основе поставленных в работе цели и задач была определена следующая гипотеза Будучи субъектом познания, человек выступает вместе с тем как объект для самого себя. ТГ. У каждого человека создается представление о себе самом на основе двух типов сенсорных сигналов. Первый тип связан с тем, что он может воспринимать непосредственно свою речь, движение, мускульные сокращения, удовольствие или боль, которыми сопровождаются эти движения.

Но многие проецируются на других людей. Это значит, что осязательные, тепловые, болевые и другие ощущения могут быть организованы в состоянии определить себя как отличное от других существо. Второй род - последовательные реакции людей играет важную роль в создании такого единства. Я концепция, как и большинство других значений, формируются, уточняются и укрепляются день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. Потому, как относятся к нему другие, человек может судить, к

какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидают, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно это позволило Г.Кули описать человеческое чувство личной определенности как зеркальное Яlooking glass self. Концепция самого себя это, по существу, отражение свойств человека такими как они воспринимаются в обществе, членом которого он является.

Он конструирует персонификацию на основании реакций, приписываемых другим людям. Если с человеком постоянно обращаются так, как будто он представляет собой нечто особенное, он начинает чувствовать себя необычным и отличающимся от других. Что бы не делали люди, все они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. Итак, я-концепция развивается в социальном взаимодействии.

Жж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали. Данное утверждение было подвергнуто проверке. Миямото и Дорнбуш разделили 195 людей на 10 групп и каждому испытуемому предложили a

Оценить себя самого b Оценить каждого из других членов экспериментальной группы c Определить, как его будут оценивать другие члены группы d Определить, как люди в целом оценивают его. Оценка производилась по четырем критериям умственные способности, самоуверенность, физическая привлекательность, обаятельность. Выяснилось, что средняя оценка личности другимиb, так же как средняя оценка, приписываемая другимc,

были выше у тех, у кого высокая самооценкаa, чем действительная оценка другимиb. Другой результат заключается в том, что обобщенная оценкаdприблизительно равнялась самооценкеаи была к ней ближе, чем оценка приписываемая экспериментальной группес. Эти данные, безусловно, подтвердили теорию Мида. То, как человек оценивает самого себя, соответствует тому, как по его мнению, о нем думают люди вообще, а также люди во временной группе, участником которой

он является. То, что в действительности люди думают о нем, оказывается несколько отличным. e Мид утверждал далее, что люди могут формировать определенные представления о себе, прежде всего благодаря символической коммуникации. Все ощущения переплетаются друг с другом, и человек может биополяризовать сво поле восприятия тогда, когда он способен расчленить свои переживания на отдельные единицы. Манипулирование такими единицами в воображении значительно облегчает подстановкой лингвистических символов.

Это значит, что персонификация значительно ограничивается символами, которые позволяют человеку описывать и упорядочивать свой опыт. Ряд трудностей в описании Я-концепций возникает из-за того, что многие нюансы человеческих переживаний не могут быть описаны и определены адекватным образом. 1. Каждый человек включен в сеть социальных взаимоотношений. Взаимоотношение между Я-концепций и социальным статусом обнаруживается в чувствительности некоторых

людей к символам статуса. Так, молодой врач старается, чтобы статоскоп торчал из его кармана, подчеркивая тем самым свое отличие от лаборанта или техника. В нашем обществе статус определяется в основном тем, каков род занятий главы семейства. Всякий раз, когда меняется статус человека, реакции на него других людей, шаблоны его собственного поведения, его Я-концепция вс подвергается изменению. Блестящий иллюстрацией может служить рассказ Лауры

Гобсон Джентльменское соглашение. Писатель не еврей сообщает своим коллегам, что он еврей, и поражается, как меняется к нему отношение. Хотя он всю жизнь имел друзей евреев, он впервые начинает понимать, что значит, на самом деле быть евреем. Когда человек получает новую работу, которая рангом выше прежней, он может быть вначале ошеломлен тем, как изменилось к нему отношение окружающих вскоре, он начинает к этому привыкать, и наконец у него выкристаллизовываются новые методы обращения с самим собой.

Различие между тем, кто приобрел определенный статус, и теми, кто этого не достиг, обнаружилось в исследовании Блау. Каждому из 468 лиц старше шестидесяти лет было предложено охарактеризовать самого себя. Шестьдесят процентов ответили, что они люди среднего возраста. 38 заявили, что они пожилые или старики. Анализ показал, что более молодые определили себя те, кто поддерживал устойчивый контакт с людьми своего возраста.

Когда же человек принимает статус отставника, он изменяет свое поведение и персонифицирует себя как вступивший в заключительную фазу жизни. Оценки самого себя с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, в школе, по соседству и на работе, постепенно интегрируются в единое целое. С каждым годом растет число исследований человеческого поведения, признающих важность личной определенности. Все то, что делает или не делает человек, в очень большой степени обусловлено его концепцией самого

себя. Каждый оказывается, привязан к тому или иному шаблону коллективной жизни в зависимости от того, как он сам себя определяеттест самооценки по С.А.Будасси. Каждый человек получает определенный статус в группе. Он знает свое место и узнается другими, и его взаимоотношения с каждым их этих других благодаря этому определены. Свои импульсы люди обычно сдерживают во имя того, чтобы жить в соответствии со стандартами

поведение, которые они сами для себя установили, постоянно реагирует на то чем, как они полагают, они являются. Многие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются сбыть такими, какими, по их представлению, они должны быть. Люди с готовностью отдают свои жизни во имя множества достойных дел они оказываются от многих радостей ради того, чтобы создать, гигантские политические или экономические империи они создают социальные барьеры,

чтобы защитить свое потомство от браков с людьми иной расы они вынашивают планы отмщения за обиду, давно нанесенную их предком они воздвигают монументы в честь самих себя они торопят детей создать себе имя влюбленных идут на самоубийство, когда им не разрешают вступить в брак художники счастливы, работая для потомков и совершенно безразличны к тому, что современники считают их сумасшедшими. Хотя люди принимают все эти действия как само собой разумеющуюся часть человеческой жизни, не одно

другое животное не знает такого поведения. Невероятно, чтобы какое-либо существо, не обладающее Я-концепцией, делало подобные вещи. Человеческое поведение складывается из ряда приспособлений к жизненным условиям, но каждый человек должен прийти к соглашению с самим собой так же, как и с другими особенностями своего мира. Понять, что делают люди, мы сможем только тогда, когда узнаем, что значит для себя самого каждый человек. 2 Трудно придумать более дьявольское наказание, чем если бы кто-нибудь попал в общество

людей, где на него совершенно не обращали внимание. То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Добрая или худая слава человека, его честь или позор это названия для одной из его социальных личностей. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью результат одного из тех раздвоений личности, о которых часто упоминают врачи. Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей

его среды является руководящим мотивом для одобрения, чем осуждения его поведения, смотря по тому, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не соблюдать при другой житейской обстановке. Так, частное лицо без зазрения совести покинуть город, зараженное холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятием о чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятельствах, когда другой человек имеет

полное право скрыться в безопасное место или бежать, не полагая на сво социальное Я позорного пятна. Так всегда и везде кодекс чести фешенебельного общества возбранял или разрешал известные поступки единственно в угоду одной из сторон нашей социальной личности. Что же такое самооценка Она бывает двух родов самодовольство и недовольство собой. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов.

Таковы с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие с другой скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание общественного позора и отчаяние. Самооценка человека часто зависит от его успеха или неуспеха в обществе. Человек должен тщательно рассмотреть различные стороны своей личности, чтобы искать спасение в развитии глубочайшей, сильнейшей стороны своего Я. Все другие стороны нашего

Я призрачны, только одна из них имеет реальное основание в нашем характере, и потому е развитие обеспеченно. Самоуважение, самооценка определяется всецело тем, каков наш успех у общества, но всякое расширение нашего Я составляет лишнее время и лишние притязания. Вот один из примеров Один господин потерял в последнюю американскую войну все свое состояние до последнего цента, рассказывают сделавшись нищим, он буквально валялся в грязи, но уверял, что никогда еще не чувствовал

себя более счастливым и свободным. Приравняй свои притязания к нулю говорит Карлейпь, -и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек прошлого века, что жизнь начинается с момента отречения. Таким образом, человек, поставленный весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольствии, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Из ежедневного опыта нам известно, в какой мере барометр нашей самооценки и доверия к самому себе поднимается и падает в зависимости от оценки чужих людей. В опытно-экспериментальной части предоставлено изучение самооценки некоторых качеств личности по отношению к е идеалу по Будасси. Глава опытно-экспериментальная работа проходила на базе ВЭПИ гуманитарно-психологического факультета. В исследовании участвовали 30 человек, они выясняли свою

самооценку по методике С.А.Будасси. Назначение методики выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование слова, характеризующие отдельные качества личности. Порядок исследования Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10

- отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала. После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку Х1 работая со словами из второй колонки. Он должен описать себя таким образом, чтобы на первом месте колонки 1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте - присуще, но менее, чем то качество, которое записано под 1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому

свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное - максимально достоверно описать себя. После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свой идеал человека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть, выражено у идеального человека больше всего, на втором - выражено, но менее чем первое и т. д. Под 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически

не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки 2. Колонку 1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки Х2. В колонке 4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например такое свойство как аккуратность в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей - на 7. о будет равно 1 7 -6 такое качество как отзывчивость и в первой, и в третьей колонке стоит на 3

ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-30 такое качество как беспечность в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей - на 2. В этом случае d будет равно 20 - 2 18 и т. д. В колонке 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству. В колонке 6 подсчитывается сумма d2, то есть d2 d12 d22 d202 х1 Качества Х2 d Х1-Х2 d2 d2 1 1 2 2 20 20 Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по

Спирмену где n - количество сравнительных пар. Так как в случае n 20 формула приобретает следующий вид R 1-0.00075 d2, то легче подсчитывать по второй формуле. Значения К будут находится в пределах -11. Если R находится в пределах -1 0, то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу. Если R 0,1 0,2 0,3, то самооценка заниженная. Если

R 0,4 0,5 0,6, то самооценка адекватная. Если R 0,7 0,8 0,9, то самооценка завышена по невротическому типу. Если R 1, то самооценка завышенная. СПИСОК СЛОВ Аккуратность беспечность вдумчивость осторожность восприимчивость вспыльчивость гордость грусть жизнерадостность заботливость завистливость застенчивость злопамятность изысканность искренность капризность легковерие медлительность мнительность мстительность настоцчивость нежность непринужденность нервозность нерешительность

несдержанность обаяние обидчивость осторожность отзывчивость педантичность подвижность подозрительность поэтичность презрительность принципиальность радушие развязанность рассудочность решительность самозабвение сдержанность сострадательность стыдливость терпеливость трусость увлекаемость упорство уступчивость холодность энтузиазм Список участников эксперимента прилагается, а также результаты проведенного эксперимента. Тест НАХОЖДЕНИЕ КОЛЛИЧЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ УРОВНЯ

САМООЦЕНКМИПО С.А.БУДАССИ КОНТРОЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ ИнициалыВозрастУровень самооценкивысокийсреднийнизкий1Наташа Т.31-0,12Лена Ш.20-0,93Оля Г 04Таня А.360,335Юля М.23-0,16Наталья М.30-0,57Наталья З.260,28Галина Г.380,29Наталья И.28-0,510Люда В.300,211Катя М 0,212Ирина С.230,613Натялья Я.240,214Ирина

П.26-0,415Люба К.29-0,0116Инна П 0,01917Оля К.250,618Оля Ю.200,26819Настя В.230,32720Люда Г.250,3321Елена П.180,422Елена К.210,323Наталья В.250,1424Таня И.240,3325Ирина Д.25-0,1426Лиля Г.320,327Марина Ш.220,428Наталья Х.19-0,629Анна А.400,630Елена Е 0,1Среднее зн.0525016,683,3 Следует отметить, что гипотеза данной работы оправдалась

Будучи субъектом познания, человек выступает как объект самого себя, т.е. все участники эксперимента адекватно оценили себя, но по результатам эксперимента видно, что независимо от возраста испытуемых большинство из них существует тенденция к заниженной самооценке, т.е. ниже реальной возможности личности обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию дерзаний. Из контрольной таблицы полученных данных видно, что только 5 человек оценили себя адекватно, остальные

написали заниженная, следствие неприятие себя. А ведь людям уже за 30, если человеку еще 19, то в принципе что-то ещ можно изменить в его отношении к себе, других, изменить его самооценку может и само общество, прежде всего ближайшее окружение. Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. Таких людей в эксперименте-25. конечно такое количество

заниженных самооценок не радует, т.к. люди, участвующие в эксперименте достаточно взрослые и самостоятельные, но мы видим, что существует некий комплекс неполноценности у большинства испытуемых. Конечно, в таких случаях, необходимо вмешательство психологов, коррекционная работа по исправлению самооценки. Здесь психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения к главным, стратегическим целям, рассчитанным на всю жизнь.

В таких случаях обязательно нужно объяснить человеку очень спокойно, не обижая его , что прежде всего сидеть в уголочке и тихо плакать или постоянно жаловаться на свои неудачи и неуспех в обществе. Хотя тот, кто жалуется и не представляет себе, что тот кому он жалуется тоже чем-то не доволен в своей жизни и что не так уж все и безоблачно. Но в представлении человека с заниженной самооценкой все плохо только у него, что он только несчастный, что только у него не сложилась личная жизнь и карьера на работе.

И что же получается Замкнутый круг неудач, постоянных жалоб себе самому, другим, человек постепенно привыкает к своей несчастности , жалость других ему импонирует, итог-инфантильность, т.е. человек действует по принципу день прожил и это уже хорошо, все равно в жизни мне не везет, карьеру делать поздно т т.д. и т.п. В заключении необходимо отметить, что главная цель эксперимента -изменить ситуацию изучаемой проблемы, т.е. изменить отношение людей к себе, к обществу, направить в коллективе людей так, чтобы

они умели друг друга понять, выслушать, поддержать. В противном случае конфликты неизбежны, т.к. в любом коллективе есть человек с завышенной самооценкой и, как правило, это руководитель, естественно, что он подавляет авторитетом своих подчиненных, что естественно рано или поздно вызовет в коллективе неадекватную реакцию. Задача практического психолога не только разбираться в конфликтологии, но и предупреждать конфликты,

оградить коллектив от неотрицательных эмоций, мыслей, действий, изменить по возможности самоопределение людей, их самооценку, т.к. человек, который уважает самого себя, свою семью, свой коллектив, свою страну никогда не позволит, чтобы им кто-то командовал. Коллектив в свою очередь должен ценить скромных, застенчивых, неуверенных в себе, т.к. часто такие люди обладают незаурядными способностями, что нужно ценить и уважать. Иными словами, адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, т.е. без слишком большой

переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Итак, выводим формулу самооценки личности. Самооценка Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология М 1988личность в социальной психологии 317-331 2. Бержс Р.В. Я-концепция и воспитание- М 1986Что такое

Я-кнцепция30-66 3. Психология индивидуальных различий. Тексты М 1982 Факторный анализ личности Р.Мейли84-100. Классификация личностей А.Ф.Лазурский 179-198. Психологические типы К.Юнг199-218 4. Психология личности М 1988Бодалев А.А. Личность и е основные проявления Б.Н. Формирование личности37-59 5.

Психология. Немов Р.С. Книга 1 М.Гаманит. Изд.центр ВЛАДОС,1999-Общие основы психологии-688с. 6. Психология личности. Т.1 Хрестоматия. Изд СамараИзд.дом БАХРАХ, 1999-448С. 7. Психология. Учебник для экономических вузов В.Н.Дружинина .2000г 672с ил серияУчебник нового века.Спб.

Питер. 8. Психология.Общие основыкурс лекций. Сост. Е.И.Логов-М.Гуманит.изд.ценр ВЛАДОС,2000-448с. Самосознание личности328-331. 9. Социальная психология. Пер с англ. В.Б.Ольшанского Ростов-на- Дону изд-во Феникс, 1999-544с. Автор Шибутани Т. 10. Психологический практикум по изучению типологических и индивидуальных особенностей личности.

ВоронежВЭПИ, 2002-99с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.