Реферат по предмету "Разное"


5. Ценообразование Тема Ценообразование 1

Тема 5. Ценообразование Тема 5. Ценообразование 1 1. Место цены в комплексе маркетинга и виды цен. 1 2. Факторы, влияющие на ценообразование 6Внутренние факторы влияния на ценообразование 6Внешние факторы влияния на ценообразование 13 3. Цена и ценность товара с точки зрения покупателя 15 4. Соотношение цены и спроса 16 5. Ценовая эластичность спроса 17 6. Издержки, цены и предложения конкурентов, 17 7. Прочие внешние факторы 18 8. Основные подходы к ценообразованию 18Ценообразование на основе потребительской ценности 19Ценообразование на основе себестоимости товара. 21Ценообразование на основе конкуренции 22 9. Демпинг. 23 10. Виды цен на новые продукты. 26 11. Подходы к ценообразованию на уже имеющиеся на рынке товары и услуги. 32 ^ 1. Место цены в комплексе маркетинга и виды цен. Все коммерческие и многие некоммерческие организации должны устанавливать цены на свои товары и услуги. Цена может называться по-разному. Цены окружают вас везде. Вы вносите квартплату за жилье, плату за обучение в учебном заведении и оплачиваете услуги стоматолога. Авиационные, железнодорожные, таксомоторные и автобусные компании взимают с вас плату за проезд. Плата предприятиям общественных и коммунальных услуг называется тарифом, а плата за кредит, полученный в банке, - ссудным процентом, Проезжая по автострадам, вы платите пошлину за проезд, а компания, застраховавшая ваш автомобиль, получает страховой взнос. Приглашенный лектор получает гонорар за доклад о нечистом на руку чиновнике, который брал взятки в качестве платы за содействие преступнику в присвоении профсоюзных взносов. Клубы и общества, в которых вы состоите, проводят специальные денежные сборы для оплаты непредвыиденных расходов. За свои услуги ваш юрист запрашивает определенное вознаграждение. «Цена» работы должностного лица называется жалованьем, продавец получает комиссионные с продажи, а рабочий — заработную плату. И пусть экономисты со мной не согласятся, но подоходный налог – это наша плата за возможность зарабатывать деньги. В узком смысле слова, цена — это денежная сумма, взимаемая за товар или услугу. В более широком смысле ценой можно считать совокупность всех ценностей, которые, потребитель обменивает на возможность обладать или использовать товар или услугу. В прежние времена цена была главным фактором влияния на выбор товара покупателем. Сегодня таковой она остается в бедных странах, среди малоимущих групп населения и в отношении товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупателя при выборе товара все большее влияние оказывают неценовые факторы. Цена — это единственный элемент маркетингового комплекса, приносящий доходу остальные элементы представляют затраты. Кроме того, цена — один из самых гибких элементов маркетингового комплекса. В отличие от свойств товара и обязательств по I отношению к каналам сбыта, цену можно быстро изменить. Однако ценообразование и выбор стратегии ценовой конкуренции остаются задачей первостепенной значимости для многих маркетологов. Далеко не все компании успешно справляются с этой задачей. Самыми распространенными ошибками ценообразования являются: чрезмерная ориентация на себестоимость; недостаточно частый пересмотр пен, который должен отражать изменения рынка; игнорирование остальных элементов маркетингового комплекса; установление цен, которые недостаточно учитывают специфику товаров, сегментов рынка и ситуаций покупки.I. По характеру обслуживаемого оборота выделяют: 1) Оптовые цены, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям. 2) Розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению; 3) Закупочные цены, по которым производители реализуют предприятиям для последующей переработки и продажи. 4) Накидки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);II. По способу установления фиксации выделяют: 1) Свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложений; 2) Регулируемые цены, устанавливаемые соответствующим органом управления (Правительством РФ, мереей и др.); 3) Контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;III. По времени действия цены подразделяется на: 1) Твердые (постоянные), которые не меняются в течение всего поставки продукции по данному соглашению или контракту; 2) Текущие, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка; 3) Сезонные, действующие в течение определенного периода времени;IV. По степени обоснованности выделяют: 1) Базисные цены, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичное изделие. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами; 2) Справочные цены, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, справочниках и экономических обзорах; 3) Прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и публикуемые в прейскурантах фирм-продавцов; 4) Фактическая цена сделки, учитывающая применение различных надбавок или скидок к базисной цене; Важное значение в ценообразовании имеет форма оплаты транспортных расходов.V. По условиям поставки и продажи различают: 1) Франко-станция отправления, при котором покупатель оплачивает продукцию и транспортные расходы до станции отправления; 2) Франко-станция назначения, расходы по доставке включены в стоимость продукции; 3) Франко-склад, в этом случае покупатель, кроме стоимости товара, оплачивает транспортировку товара от склада производителя.^ Состав и структура цены. Любая цена состоит из определенных элементов. При этом в зависимости от вида цены по характеру обслуживаемого оборота, этот состав может меняться, т.к. в цену входят различные элементы. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или в долях единицы, представляет собой структуру цены. Расчет структуры цены является важным этапом при определении их обоснованности, т.к. позволяет судить о значимости отдельных элементов цены, их уровне и динамике. При рассмотрении структуры цены следует, прежде всего, остановиться на структуре отпускной цены предприятия (фирмы). По своему экономическому содержанию эта цена является конечной ценой для многих видов продукции производственно-технического назначения. В ее состав включается полная себестоимость и прибыль. Прибыль определяется исходя из нормы прибыли. На предприятии норматив рентабельности рассчитывается по отношению к полной себестоимости продукции. Размер норматива определяется расчетным путем, исходя из оптимального размера прибыли по предприятию. В процессе продвижения продукции от предприятия-производителя к потребителям могут быть задействованы различные посреднические организации, которые закупают продукцию у производителя оптовыми партиями и перепродают их другим предприятиям или торговым организациям. За свои услуги посреднические организации самостоятельно устанавливают наценки или скидки к отпускным ценам. Состав цены:^ 2. Факторы, влияющие на ценообразование На решения, принимаемые компанией по поводу ценообразования, действуют как внутренние, так и внешние факторы (рис. 9.1) ( в таблице сделать гиперссылки не журнальные статьи)^ Внутренние факторы влияния на ценообразование К внутренним факторам, влияющим на ценообразование, относятся маркетинговые цели, избранная маркетинговая стратегия, издержки производства и особенности организационной структуры компании.^ Маркетинговые цели Прежде чем установить цену, компания должна определить свою товарную стратегию. Если компания правильно выбрала целевой рынок и правильно позиционирует товар, у нее не возникнет проблем с формированием маркетингового комплекса, в том числе с установлением цены. Например, если компания General Motors решает приступить к производству нового спортивного автомобиля, чтобы потеснить европейские спортивные модели на этом весьма прибыльном сегменте рынка, то этот шаг предполагает установление очень высокой цены. Компании Motel 6, Econo Lodge и Red t Roof Inn позиционируют себя как мотели с недорогими номерами для экономных путешественников; такое позиционирование подразумевает установление низких цен. Таким образом, стратегия ценообразования в значительной степени определяется решениями в области позиционирования товара на рынке. В то же время компания может преследовать дополнительные цели. Чем лучше компания представляет свои цели, тем проще ей установить цену на товар. Вот примеры наиболее распространенных целей: выживание компании, максимизация текущей прибыли, максимизация доли рынка и лидерство в области качества.Выживание компании становится главной целью ее деятельности в тех случаях, когда она сталкивается с проблемой перепроизводства, острой конкуренцией или изменением потребностей покупателей. Чтобы удержаться на плаву, компании может существенно снизить цену на товар в надежде увеличить спрос на него. В этом случае для компании выживание важнее прибыли. Пока низкие цены будут покрывать переменные и часть постоянных издержек, компания сможет продолжать свою деятельность. Однако выживание является лишь промежуточной целью: В отдаленной перспективе компании придется либо научиться повышению потребительской ценности, либо смириться с поражением. Многие компании целью ценообразования ставят максимизацию текущей прибыли. Они определяют, какими будут спрос и издержки при разных ценах и выбирают ту цену, которая дает максимальную текущую прибыль, поступление наличности или прибыль на инвестированный капитал. В любом случае компанию больше интересуют сегодняшние финансовые показатели, чем перспективы развития. Есть также компании, которые с помощью ценообразования пытаются получить максимальную долю рынка. Они считают, что большая доля рынка гарантирует компании минимальные издержки и максимальную прибыль надолго вперед. Чтобы завоевать максимальную долю рынка, такие компании устанавливают предельно низкие цены. Компания может поставить своей целью лидерство по качеству товара. Обычной это подразумевает установление высокой цены, покрывающей издержки производствам более качественных товаров и расходы на исследования и опытные разработки. Например, компания Hewlett-Packard облюбовала рынок высококачественных и очень дорогих карманных калькуляторов. Компании Sharp, Canon и прочие борются между собой за рынок недорогих факс-аппаратов стоимостью около 500 долларов, Pitney Bowes в качестве целевой аудитории выбрала крупные корпорации и продает свои факс-машины примерно по 5000 долларов за аппарат. "Неудивительно", что компания Pitney Sowes— безусловный лидер в своей нише рынка и крупнейший поставщик факс-аппаратов ведущим корпорациям; ее доля рынка составляет 45%. Компании также могут использовать цену для достижения иных, более специфических целей. Например, можно установить низкие цены для предотвращения проникновения на рынок конкурентов или установить цены на уровне цен конкурентов для стабилизации рынка. Цену можно использовать для полдержания уровня приверженности торговой марке, для оказания поддержки посредникам или для предотвращения государственного вмешательства. Цены можно временно снизить для популяризации товара или привлечения большего числа потребителей. Цены на одни виды товаров могут устанавливаться таким образом, чтобы содействовать сбыту других товаров в рамках одной ассортиментной группы. Другими словами, ценообразование играет важную роль в достижении компанией своих ближайших целей и целей на перспективу.^ Маркетинговая стратегия компании Цена — это всего лишь одно из средств маркетингового комплекса, которые компания использует для достижения своих маркетинговых целей. Формирование последовательной и эффективной маркетинговой программы требует, чтобы решения по поводу ценообразования координировались с решениями о дизайне товара, каналах сбыта и методах продвижения. Изменение параметров любого элемента маркетингового комплекса требует, как правило, пересмотра всей ценовой политики компании. Очень часто компании начинают с ценового позиционирования своих товаров, а решения по остальным элементам маркетингового комплекса принимают, исходя из цен, которые им хочется назначить. Здесь цена является решающим фактором позиционирования товара, которым определяется рынок товара, его конкуренты и дизайн. Многие компании придерживаются стратегии позиционирования товара на основании иены, используя мощное стратегическое оружие — метод калькуляции плановой себестоимости. Этот метод меняет местами три основных этапа традиционного процесса планирования, когда сначала ведется разработка нового товара, затем определяются издержки его производства, а затем уже решается вопрос: "Сможем ли мы продать этот товар по такой цене?". "При калькуляции плановой себестоимости планирование товара начинается с определения идеальной (с точки зрения потребителя) рыночной цены, а затем создается товар, издержки производства которого позволят продавать его по такой цене. Оригинальные часы Swatch представляют собой классический пример калькуляции плановой себестоимости. Вместо того чтобы начать непосредственно с разработки моде ли часов, компания Swatch изучила рынок и выявила еще неосвоенный сегмент, представители которого хотели бы" получить "недорогой, но модный аксессуар, который к тому же еще и показывал "бы" время". Вооружившись этой информацией о "нуждах рынка, Swatch решила дать потребителям то, чего они хотят, по цене, которую они готовы заплатить. Исходя из принятого решения, была рассчитана себестоимость нового товара. Целевых потребителей стиль волновал гораздо больше, нежели точность, надежность и Срок службы, поэтому компания использовала не слишком дорогой часовой механизм. Поскольку цена на часы должна быть достаточно низкой, чтобы владелец мог просто выбросить часы, когда у них сядут батарейки. Swatch использовала пластиковый корпус и пластиковый же ремешок, которые никогда бы не выдержали такого срока службы, на какой рассчитаны традиционные часы. На основании столь точных расчетов Swatch созвала часы, которые предлагали отличную комбинацию моды и функциональности по цене, которую потребители охотно готовы были заплатить. В результате с самого начала часы Swatch стали пользоваться огромной, популярностью; в восприятии покупателей потребительская ценность товаров Swatch возросла, что позволило компании с тем же успехом представить на рынок более дорогостоящие модели.^ Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара (стратегия "снятия сливок") Данная стратегия заключается в установлении высокой цены на товар па небольшом сегменте рынка и «снятии сливок» в виде высокой рентабельности продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые покупатели, входящие в данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень. Применение данной стратегии становится возможным при преимуществе данного изделия над аналогами или его уникальности.^ Стратегия следования за спросом Данная стратегия схожа со стратегией "снятия сливок", но вместо удерживания цены на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Часто товар получает несущественные изменения в дизайне и возможностях, чтобы значительно отличаться от предыдущих моделей. Иногда, чтобы соответствовать снижению цены, приходится менять внешний вид товара, мероприятия по стимулированию его сбыта, упаковку или способ распределения. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Как только объем продаж начинает существенно сокращаться, следует готовиться к следующему снижению пены.^ Стратегия проникновения Ценовой прорыв, как видно из самого названия есть установление очень низкой цены для проникновения и развития деятельности на новом рынке в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства. Такая стратегия мало подходит для небольшой компании, так как она не имеет нужных объемов производства, а розничная торговля конкурентов может отреагировать очень быстро и жестко.^ Стратегия устранения конкуренции Стратегия устранения конкуренции схожа со стратегией проникновения, но используется в других целях. Она предназначена для того, чтобы не дать потенциальным конкурентам выйти на рынок, другое ее предназначение — добиться максимального объема продаж прежде, чем на рынок выйдет конкурент. Цена поэтому устанавливается максимально близко к расходам, что дает малую прибыль и оправдывается только большим объемом продаж. Небольшая компания могла бы прибегнуть к данной стратегии для концентрирования своей деятельности на небольшом сегменте рынка: быстро выйти на него, быстро получить прибыль и так же быстро покинуть этот сегмент. Помимо описанных стратегий, возможны и другие: сохранение стабильного положения на рынке (сохранение умеренного процента рентабельности к акционерному капиталу: на западе 8-10 % для крупных предприятий) поддержание и обеспечение ликвидности — платежеспособности предприятия (эта стратегия в основном связана с выбором надежных заказчиков, которые могли бы обеспечить стабильное поступление денежных средств на счет предприятия, что связано с переходом на выгодные для заказчиков виды оплаты, предоставление безупречным в платежах заказчикам льгот по ценам и т.п.) — ценовая стратегия, направленная на расширение экспортных возможностей предприятия (она связана со стратегией "снятия сливок" на новых рынках).^ Запрещенные стратегии Существует также ряд стратегий, которые предприятию не рекомендуется применять, так как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть применение санкций государственными органами, либо ответные меры конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся: — стратегия монополистического ценообразования — направленные на установление и поддержание монопольно-высоких цен. Обычно с преследованием цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли. Запрещена законодательством. — стратегия демпинговых цен — т.е. рыночных цен, сознательно заниженных предприятием в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен с целью получения крупных преимуществ в отношении своих конкурентов. Эта стратегия ценообразования относится к монополистической деятельности. — стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию — в том числе соглашения, направленные на установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному признаку или какому-либо другому признаку, ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. — стратегии ценообразования, ведущие к нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования — стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели. Существует довольно много компаний, которые перенесли центр тяжести с цены на другие инструменты маркетингового комплекса и которые ориентируются на неценовое позиционирование. Часто лучшая стратегия заключается не в назначении максимально низкой цены, а в дифференциации маркетингового предложения, повышающей потребительскую ценность товара. Например, компания Johnson Controls, выпускающая кондиционеры для административных зданий, на протяжении многих лет использовала низкую цену как главное оружие в конкурентной борьбе. Однако исследования показали, что покупателей больше интересует не начальная цена, а полная стоимость эксплуатации кондиционера, включая установку и обслуживание; ремонт в случае возникновения неисправностей дорог, длителен и небезопасен. Потребителям приходилось выключать систему кондиционирования во всем здании и разъединять многочисленные электропровода, рискуя получить удар током. Компания Johnson пересмотрела свою стратегию и разработала совершенно новую систему под названием Metasys. Чтобы от ремонтировать эту систему, потребителю надо всего лишь заменить небольшой пластиковый модуль, для чего не требуется никаких специальных инструментов. Себестоимость Metasys выше себестоимости прежней системы, и начальная цена Metasys выше, зато расходы на установку и обслуживание системы значительно сократились. Несмотря на повышение запрашиваемой цены, новая система Metasys в первый же продажи год продажи принесла компании 500 миллионов долларов прибыли. Таким образом, при назначении цены маркетолог должен принимать во внимание все элементы маркетингового комплекса. Если товар позиционируется на основании неценовых факторов, то цена во многом будет определяться качеством товара, методами его продвижения и распространения. Если цена является ключевым фактором позиционирования, то она будет оказывать существенное влияние на решения, принимаемые по отношению к остальным элементам маркетингового комплекса. Однако, даже когда цена является ключевым" фактором позиционирования, маркетологу не следует забывать, что при совершении покупки потребитель редко ориентируется исключительно на цену. Потребитель ищет товар, который обеспечивает максимальную потребительскую ценность с точки зрения оптимального сочетания цены и достоинств товара. Следовательно, при разработке маркетинговой программы компания должна рассматривать цену наряду со всеми остальными элементами маркетингового комплексаИздержки Издержками производства определяется минимальная цена, которую компания может запросить за свой товар. Компания стремится установить такую цену, которая не только компенсировала бы издержки производства, расходы на распространение и продажу товара, но и обеспечивала бы достаточную прибыль за приложенные усилия и риск. Издержки могут стать важным элементом в стратегии ценообразования. Многие компании стремятся добиться самых низких издержек в своей отрасли, поскольку это позволяет им устанавливать более низкие цены, повышая тем самым уровень продажи и прибыли.Существует два вида издержек — постоянные и переменные. Постоянные издержки (называемые также накладными расходами) — это_ издержки, которые не зависят от изменения объемов производства и сбыта. Например, независимо от объемов производства, компания должна ежемесячно плачивать аренду и отопление, платить проценты по кредитам и жалованье служащим. Переменные издержки напрямую завися от объема производства. Например, Производство каждого персонального компьютера Compaq связано с издержками на компьютерные микросхемы, электропровода, пластик, упаковку, другие компоненты. Для каждой единицы продукции эти издержки обычно остаются неизменными, однако их совокупный объем изменяется в зависимости от объемов производства, поэтому они называются переменными. Сумма переменных и постоянных издержек при определенном уровне производства носит название валовых издержек. Руководство обычно стремится установить на товар такую цену, которая бы, как минимум позволяла покрыть валовые издержки при существующем уровне производства. Компания должна постоянно отслеживать свои издержки. Если производство и продажа товара обходятся компании дороже, чем конкурентам, компания должна либо повысить цену на товар, либо лишиться части прибыли; в любом случае компания теряет конкурентное преимущество.^ Особенности организационной структуры компании Руководство компании должно решить, кто именно в компании занимается установлением цен. Вопросы ценообразования в разных компания решаются разными структурами. В мелких фирмах цены чаще устанавливаются высшим руководством, а не отделами маркетинга или продаж; в крупных компаниях вопросы ценообразования обычно находятся в ведении менеджеров подразделений или ассортиментных групп. На рынке товаров производственного назначения продавцам позволяется вступать с покупателями в переговоры и снижать цены в установленных пределах. Но и в этом случае цели и стратегии ценообразования формулируются высшим руководством компании, и оно же утверждает цены, предлагаемые руководителями среднего звена и продавцами. В отраслях, где ценообразование выступает ключевым фактором (авиационно-космическая и нефтеперерабатывающая промышленность, железнодорожный транспорт), компаниях зачастую есть отдел ценообразования, который либо сам устанавливает наиболее выгодные для компании цены, либо помогает в этом вопросе другим подразделениям. Такой отдел ценообразования подчиняется отделу маркетинга или непосредственно высшему руководству. Кроме лиц, занимающихся вопросами ценообразования по должности, на формирование цен оказывают влияние менеджеры по сбыту, управляющие производством, финансовые менеджеры и бухгалтеры.^ Внешние факторы влияния на ценообразование К внешним факторам, воздействующим на ценовые решения компании, относятся: характер рынка и спроса, конкуренция и другие элементы окружающей среды.^ Характер рынка и спроса Если издержки определяют нижний предел цен, рынок и спрос определяет верхний предел. И индивидуальный потребитель, и агент по закупкам промышленных товаров сравнивают цену на товары и услуги с преимуществами от обладания или использования этих товаров или услуг. Таким образом, прежде чем установить цены, маркетолог должен оценить соотношение цены и спроса на данный товар. В этом разделе мы объясним как меняется отношение цена-спрос в зависимости от различных типов рынков и как покупательское восприятие цены воздействует на ценообразование. Затем мы поговорим о методах измерения соотношения цены и спроса.^ Ценообразование на рынках различных типов В зависимости от типа рынка продавец обладает разной степенью свободы в ценообразовании. Экономисты выделяют четыре типа рынков, каждый из которых диктует свои задачи в ценообразовании. Рынок чистой конкуренции (видео о работе биржи) состоит из очень большого числа продавцов и покупателей однородных товаров, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один покупатель или продавец не оказывает решающего влияния на цену. Продавец не может; назначить цену выше текущей, потому что покупатель найдет любое необходимое ему количество товара по более низкой цене. С другой стороны, продавцы не сталкиваются с необходимостью назначать цену ниже рыночной, так как продажа хорошо идет по существующей цене. Если цена и прибыль возрастают, на рынке легко могут появиться новые продавцы. В условиях чистой конкуренции роль маркетинговых исследований, разработки товаров, ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта минимальна либо вовсе сведена к нулю. Так что продавцам на таких рынках не приходится тратить много времени на разработку маркетинговой стратегии. Рынок монополистической конкуренции(видео о работе магазинов ,аптек, авто ателье) состоит из многочисленных покупателей и продавцов, причем последние назначают разные цены в пределах некоего ценового диапазона, а не торгуют по примерно одинаковой цене, как в условиях чистой конкуренции. Возникновение ценового диапазона обусловлено наличием дифференциации предложений, с которыми маркетологи выходят на рынок. Дифференцируются и товар (его качество, свойства, стиль), и услуги (их исполнение). Покупатели понимают различия в товарах-аналогах и платят за них по-разному. Продавцы стремятся дифференцировать маркетинговые предложения для разных сегментов рынка, для чего используют не только цену, но и торговые марки, рекламу и личную продажу Поскольку на рынке существует достаточно серьезная конкуренция, маркетинговые стратегии компаний-конкурентов меньше воздействуют друг на друга, чем в условиях олигополистического рынка. На рынке олигополистической конкуренции ( видео о работе авто дилеров, Гознака ) доминируют несколько продавцов, каждый из которых весьма подвержен влиянию ценовой и маркетинговой стратегии конкурентов. Товар здесь может быть однородным (сталь, алюминий) или неоднородным (автомобили, компьютеры), а небольшое число продавцов объясняется тем, что новичкам крайне сложно проникнуть на такой рынок. Каждый продавец мгновенно реагирует на изменения стратегий и действия конкурентов. Если сталелитейная компания снизит цену на 10%, покупатели тут же станут покупать у этого поставщика. Другие производители стали должны будут ответить либо снижением своих цен, либо повышением уровня обслуживания. Олигополист никогда не уверен в том, что за счет снижения цены он получит некое постоянное конкурентное преимущество. И наоборот, если олигополист повысит цену, конкуренты не обязательно станут следовать его примеру. В таком случае олигополисту приходится снова снижать цену до прежнего уровня, иначе он рискует лишиться покупателей в пользу конкурентов. В случае чистой монополии ( пример о работе РАО Газпром, РАО ЕС Россия, РЖД) на рынке присутствует только один продавец. В этом качестве может выступать государственное учреждение, например почтовая служба, частная регулируемая монополия (энергетическая компания) или частная нерегулируемая монополия (Du Pont, когда она начала продажу нейлона). Во всех случаях ценообразование происходит по-разному. Государственная монополия может преследовать самые разные цели в ценообразовании. Она может установить цену ниже себестоимости, потому что товар необходим покупателям, которые не в состоянии заплатить полную стоимость. Государственная монополия может установить такую цену, которая только покрывала бы издержки, или цену, которая позволила бы получить хорошую прибыль. Более того, государственная монополия может установить чрезвычайно высокую цену, чтобы снизить потребление данного товара. В условиях регулируемой монополии правительство разрешает компании устанавливать цены, которые обеспечивают справедливую прибыль, позволяющую компании поддерживать производство на нынешнем уровне и при необходимости расширять его. Нерегулируемым монополиям никто не мешает назначать любые цены, какие только сможет заплатить потребитель. Однако они все же достаточно редко устанавливают запредельные цены, что объясняется целым рядом причин: боязнью привлечь конкурентов, желанием быстрее завоевать рынок при низких ценах, опасением государственного регулирования.(см. Ситуация 4.1 стр. 50)^ 3. Цена и ценность товара с точки зрения покупателя В конечном счете, именно покупатель определяет справедливость установленной на товар цены. Решения в ценообразовании, как и все решения относительно элементов маркетингового комплекса, должны приниматься исходя из интересов потребителя. Приобретая товар, покупатель обменивает одну ценность (выраженную ценой) на другую (возможность владеть и пользоваться приобретенным товаром). Эффективное, ориентированное на покупателя ценообразование предполагает, что маркетолог знает, как покупатель оценивает блага, получаемые им от обладания товаром, и назначает цену, которая соответсвует этой оценке. Компания часто испытывает затруднения с определением потребительской ценности которую покупатель связывает с ее товаром. Так, например, несложно подсчитать общую стоимость ингредиентов блюд, подаваемых в экзотическом ресторане.( видео об обслуживании в ресторане из «Бриллиант. Руки» - где дичь подавали) Гораздо сложнее измерить степень удовлетворения, получаемого потребителем от вкусовых качеств блюд; возможности отдохнуть и поговорить, от престижности ресторана. К тому же ценность этих благ различна для разных клиентов в разных ситуациях. И все же потребитель судит о цене товара именно по этим ценностям. Если покупатель полагает, что цена выше потребительской ценности товара, он не будет покупать этот товар. Если же покупатель сочтет что цена ниже потребительской ценности товара, он купит его, хотя при этом продавец упустит благоприятную возможность получения большей прибыли.^ 4. Соотношение цены и спроса Все цены, назначаемые компа­нией, порождают спрос разного уровня. На рис. 9.2 изображена кривая спроса, отражающая зависимость между ценой и уровнем спроса на товар. Кривая спроса показывает, какое количество единиц товара покупается на рынке за определенный период времени при различных ценах. Обычно спрос и цена находятся в обратной зависимости: чем выше цена, тем ниже спрос. Следовательно, компания понесет потри, если повысит цену Р, до величины Р2. Другими словами, покупатели с ограниченными средствами, скорее всего, станут меньше покупать какого-либо товара, если цена на него будет слишком высока. Для престижных товаров кривая спроса иногда выглядит по-другому. Например, ^ Gibson Guitar Corporation недавно решила снизить цены на свои музыкальные инструменты, чтобы более эффективно конкурировать с японскими компаниями, в частности с Yamaha. К своему немалому удивлению Gibson обнаружила, что ее инструменты плохо продаются по низким ценам. "Оказалось, что у нас обратное соотношение [цена—спрос], — объяснил один из руководителей корпорации. — Чем выше наши цены, тем лучше идут продажи". Потребители считают, что более высокая цена соответствует лучшему качеству. Однако если компания назначит чересчур высокую цену на свой товар, уровень спроса начнет снижаться. ( видео пример о покупке золота, бриллиантов, или ссылка на статью) ^ 5. Ценовая эластичность спроса Маркетолог также должен знать степень ценовой эластичности, т.е. насколько чувствителен спрос к изменению цены. Если спрос практически не меняется при изменении цены, мы говорим что спрос неэластичный. Если же спрос при изменении цены существенно меняется, мы говорим, что это эластичный спрос. Чем определяется ценовая эластичность спроса? В случае уникальности высокого качества, престижности или наличия у товара исключительных свойств покупатели проявляют меньшую ценовую чувствительность. Более низкий уровень ценовой чувствительности наблюдается и в ситуациях, когда трудно найти товар-заменитель или когда тот значительно хуже по качеству. Наконец, покупатель менее чувствителен к цене, когда затраты на приобретение товара не существенны по сравнению с его доходами или кoгдa товар приобретается в складчину. Если спрос эластичен, продавцы могут принять решение о снижении цен. Более низкая цена в условиях эластичного спроса приводит к росту продаж и увеличению общей прибыли. Снижение цен оправдано до тех пор, пока дополнительные расходы на выпуск и сбыт большего количества товара не превышают дополнительной прибыли.( Решить ситуации 4.9; 4.12; 4.14 стр. 54-55)^ 6. Издержки, цены и предложения конкурентов, Другой внешний фактор, влияющий на ценообразование компании, — это размер издержек производства компаний-конкурентов, их цены, а также предполагаемая реакция конкурентов на инициативное изменение цен компанией. Покупатель, который намеревается купить фотоаппарат, скажем, компании Canon, будет сравнивать его соотношение цены и качества с аналогичными показателями у фотоаппаратов, предлагаемых такими компаниями, как Nikon, Minolta, Pentax и пр. На природу конкуренции, которая существует на рынке, может повлиять и ценовая стратегия компании. Если Canon изберет стратегию высокой цены и высокой прибыли, то тем самим может привлечь конкурентов. Стратегия низкой цены и небольшой прибыли, напротив может привести к противоположному результату: конкуренты потеряют интерес к данному рынку и могут покинуть его. Компании C


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.