Реферат по предмету "Разное"


4 Россия в международном движении капиталов Вопросы и учебные задания

Международные экономические отношения СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Внешняя торговля, экономический рост и распределение и доходов 1.1 Стандартная модель внешней торговли. 1.2 «Разоряющий рост факторов производства» 1.3 Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь» и деиндустриализация страны 1.4 Внешняя торговля и распределение доходов Глава 2. Международная торговая политика 2.1. Выгоды и потери в результате введения импортных пошлин при условии падения экспортной цены 2.2. Импортные квоты 2.3. “Добровольные” ограничения экспорта 2.4. Экспортные субсидии 2.5. Внутренние субсидии. Демпинг Глава 3. Экономическая политика и валютные курсы 3.1. Экономическая политика в условиях Бреттон–Вудской валютной системы: уроки для будущего 3.2. Упадок и крах Бреттон-Вудской валютной системы 3.3. МВФ: структура, капитал и 3.4. Капитал и заемные ресурсы 3.5. Кредитная деятельность МВФ Глава 4. Международное движение капиталов 4.1. Структура мирового рынка капиталов 4.2. Прямые зарубежные инвестиции и их последствия 4.3. Мировой рынок ссудных капиталов 4.4. Международный кредит и его формы 4.5. Мировой кризис задолженности 4.6. Россия в международном движении капиталов Вопросы и учебные задания Глава 5. Между народная миграция рабочей силы 5.1. Причины международной миграции рабочей силы 5.2. Влияние миграции рабочей силы на экономику 5.3. Государственное регулирование миграции рабочей силы. Россия на мировом рынке труда Введение Курс «Международные отношения» предназначен для студентов специальности «мировая экономика». В этой связи содержание курса ориентировано на более углубленный анализ разделов, которые могли изучаться студентами в курса «Мировая экономика». Теории международных экономических отношений дополняются примерами из практики, что позволяет лучше понять суть взаимосвязей, механизмы экономических отношений между различными странами. Глава 1. Внешняя торговля, экономический рост и распределение и доходов. 1.1 Стандартная модель внешней торговли. Экономический рост для любой страны в конечном счете является конечной целью развития, поскольку является предпосылкой благосостояния всех ее граждан. Роль экономического роста в мировом хозяйстве – это предмет длительных и постоянных споров среди экономистов и политиков. Сложность проблем экономического роста заключается в том, что его факторы неоднородны, динамичны, а последствия неодинаковы для различных стран и групп населения. С точки зрения теории внешней торговли дискуссия может возникнуть по двум вопросам: 1. Полезен ли для страны экономический рост в других странах? 2. Как влияет на экономический рост в стране ее интеграция в мировой рынок? Для ответа на первый вопрос можно выделить противоположные аргументы 1. Рост в других странах полезен для нас, т.к. расширяет рынки для отечественного экспорта. 2. Рост в других странах наносит нам ущерб, т.к. усиливает конкуренцию нашему экспорту. Для ответа на второй вопрос также выделяют противоположные аргументы. 1. Рост внутри страны и последующая интеграция в мировой рынок позволяет расширить нам экспорт. 2. Рост производства внутри страны и ее экспорт может вызвать снижение экспортных цен по сравнению с ценами импорта (ухудшение условий торговли для нашей страны) Указанные противоречивые аргументы в определенной мере позволяет снять стандартная модель внешней торговли. Стандартная модель внешней торговли. Анализ стандартной модели внешней торговли опирается на базовые понятия экономической теории: спрос, предложение, производственные возможности страны. Сбалансированный рост. Предположим, что в мировой экономике возможна ситуация, когда факторы производства во всех странах растут абсолютно одинаковыми темпами. Т.е. площади сельскохозяйственных земель количество работников, их квалификация, капитал прирастают со временем на одинаковый процент. Графически эту можно показать, сместив границу производственных возможностей симметрично по осям на более высокий уровень. Можно предположить, что в этой ситуации соотношение мировых цен не изменится. Поэтому не изменятся относительные выгоды торговли для стран, что сохранит неизменной товарную и географическую структуру мировой торговли. А изменятся лишь абсолютные объемы внешней торговли. Рассмотренная ситуация является крайней и слишком абстрактной, и скорее идеальной. В реальности трудно представить, что возможен абсолютно одинаковый темп прироста факторов. Но польза от анализа этой крайней ситуации в том, что они позволяют понять, что в действительности влияет в процессе экономического роста на внешнюю торговлю. Можно догадаться, что необходимо анализировать именно различия в темпах роста факторов как между отраслями, так и между странами. Рост экономики страны может быть показан сдвигом в право ГПВ страны. В действительности причины этого сдвига: 1. Рост ресурсов страны. 2. Рост эффективности их использования. Несбалансированный рост. Можно предположить, что влияние роста на внешнюю торговлю неравномерно, т.е. по одним товаром производственные возможности растут в большей мере, чем по другим. Показанный график иллюстрирует реальный случай экономического роста. Цель графика – показать возникновение предпосылок для изменения условий торговли страны. Предположим, в отечественной экономике растет только сельское хозяйство. В этом случае можно предположить, что растет производство зерна, а ткани – снижается. Можно показать это на графике, сместив кривую мирового предположения зерна вправо. Данный сдвиг ведет к падению относительной цены зерна с 1cFPP до 2cFPP. В результате условия торговли для страны ухудшаются, а для остального мира – улучшаются. Вывод: не имеет значения, в какой стране происходит рост. Важно, в какой отрасли. Влияние роста предложения факторов на внешнюю торговлю зависит от того, какие факторы растут: 1. Занятые в отраслях, конкурирующих с импортом. 2. В экспортных отраслях. В этой связи выделяют Экспортно - расширяющий рост. Если экономический рост в стране и расширение ее экспорта может снизить мировую цену товара, что ухудшает условия ее торговли с остальным миром. Импортозамещающий рост. Если экономический рост в стране может снизить цену импортируемого товара, это улучшает условия ее торговли с остальным миром. 1.2 «Разоряющий рост факторов производства». Возможность «разоряющего» роста исследовал экономист Д. Бхатвати из Колумбийского университета (США) в 1958 г. Гипотеза «разоряющего» для страны роста факторов производства основана на том, что рост предложения некоторых факторов и товаров, производимых на основе этих факторов, может так резко снизить цены на эти товары на мировом рынке, что рост ухудшает благосостояния страны. Данная гипотеза при первом приближении выглядит как парадокс, поскольку приводит к парадоксальному выводу для экономической политики. Получается, что возможна ситуация, когда Правительство должно препятствовать экономическому росту страны. Пример «разоряющего» роста может основан на реальной ситуации. Например, Бразилия расширяет производство кофе быстрее, чем производство в других отраслях. При любом соотношении мировых цен это стимулирует экспорт кофе из Бразилии в обмен на продукцию других отраслей. Но доля Бразилии в мировом экспорте кофе значительна, и становится еще больше. Необходимо также учесть, что спрос других стран на кофе (как на все виды продовольственного сырья) неэластичен по цене. В результате резкое снижение цен на кофе не компенсируется ростом его закупок другими странами. Поэтому благосостояние Бразилии ухудшается. Условия «разоряющего роста». 1. Экономический рост должен быть связан с ростом экспортных отраслей. 2. Внешний спрос на экспорт неэластичен по цене. 2 модели экономического роста Экспортно- расширяющий импортозамещающий 3. Обмен внешней торговли данной страны должен быть достаточно велик, чтобы негативные последствия ухудшения условий торговли перевесили выгоду от роста поставок. 1.3 Теорема Рыбчинского. «Голландская болезнь» и деиндустриализация страны. Опережающий рост одного из факторов производства повышает удельный вес отрасли экономики, где он интенсивно используется (например, рост предложения плодородной земли повышает долю сельского хозяйства). Но ограниченность ресурсов (факторов производства) позволяет предположить, что идет отток факторов в растущую отрасль, соответственно, сокращается производство в других отраслях. Данная зависимость получила название «Теоремы Рыбчинского» и заключается в том, что при постоянных ценах и наличии в экономике только двух секторов, рост одного из факторов ведет к снижению производства одного из товаров. Для доказательства теоремы в 1955 г. Т. М. Рыбчинский использовал не только экономические, но и алгебраические методы. Вывод Рыбчинского получил подтверждения на практике в ситуации так называемый «Голландской болезни». Хотя можно трактовать ее как частный случай в мировой экономике, ее реальное существование весьма важно для понимания возможных последствий неравномерного роста отраслей экономики, обусловленного условиями внешней торговле. Это важно прежде всего для стран с сырьевой структурой экспорта, в том числе и для России. История «Голландской болезни» такова. В 50-е гг. XX в. открытее богатых месторождений природного газа в голландском шельфе Северного моря, рост мировых цен на топливо «обрушили» на маленькую страну лавину валютных доходов. Добыча и экспорт газа росли, но через некоторое время началось заметное падение производства и экспорта промышленной продукции. Поэтому экономисты и политики делали вывод: добычи сырья, «переманивая» факторы из производства готовых изделий, стимулирует спад в обрабатывающей промышленности. Т.е. это мнение полностью соответствует выводам «Теоремы Рыбчинского». Однако, как полагают некоторые экономисты (П. Линдерт) «голландская болезнь» не является неизлечимой1. Даже в этих условиях остаются конкретные возможности поддержания экономического роста в обрабатывающей промышленности, сферы услуг. 1.4 Внешняя торговля и распределение доходов. Практика торговых отношений между странами показывает, что характер торговой политики может меняться, либерализация чередуется с протекционизмом, и наоборот. Теория сравнительных преимуществ доказывает явные преимущества свободы торговли. Но если это так, то неразумно проводить протекционистскую политику. Для объяснения этой «неразумной политики» мы должны делать предположение, что утверждение о «выгоде страны» слишком абстрактно. В реальной экономике действуют различные отрасли, их состояние прямо затрагивает интересы разумных групп населения. То, что выгодно для нефтяной компании, экспортирующей нефть по высоким мировым ценам, может быть совершенно не выгодно для отечественных производителей автомобилей, которые задыхаются без инвестиций, не выдерживают конкуренции с иномарками. То есть внешняя торговля затрагивает интересы многих групп населения, которые хорошо представляют, например, к чему приведет отмена импортных пошлин на автомобили. В этой связи необходимо проанализировать, как влияет внешняя торговля на доходы различных групп населения. Поскольку именно рост или падение доходов (зарплаты, прибылей, дивидендов) – самый сильный и очевидный инструмент воздействия на экономические интересы субъектов хозяйства. Достоинством теории «Хекшера – Олина» является реалистический анализ влияния внешней торговли на распределение доходов. В жизни мы наблюдаем, что рост внешней торговли делит население страны на тех, кто выигрывает, и тех, кто проигрывает в доходах. Усиление свободы торговли способствует выравниванию цен между торгующими странами. Например, в Аргентине много пахотных земель, поэтому зерно относительно дешево. А в Индонезии много рабочей силы и дешевая текстильная продукция. Экспорт зерна в обмен на ткань на основе сравнительных преимуществ приносит прибыль и Аргентине, и Индонезии. Взаимная торговля стран растет до тех пор, пока сохраняется разница в ценах. В Аргентине зерно относительно подорожает, а в Индонезии – подешевеет (относительно ткани). Внешняя торговля повлияет на действия производителей товаров. В Аргентине начнется перетек ресурсов в сельское хозяйство из текстильной промышленности. В Индонезии будет происходить отток ресурсов из сельского хозяйства в текстильную промышленность. Изменение структуры производства меняет структуру спроса на факторы производства. Растущие сектора (в нашем примере – производство зерна в Аргентине и ткани в Индонезии) повысят спрос и на труд, и на землю. Депрессивные, сокращающиеся сектора, наоборот, станут высвобождать рабочих и землю. Краткосрочные последствия и мнения спроса на факторы. В краткосрочном плане рынки факторов производства выведены из равновесия. Факторы, которые пользуются растущим спросом, дорожают. А высвобождаемые факторы дешевеют. Долгосрочные последствия изменения спроса на факторы. В долгосрочном плане хозяева факторов производства приспосабливаются к изменениям спроса. Часть рабочих, например, может переквалифицировать из текстильщиков и перейти в Аргентине в сельское хозяйство. В результате роста предложения рабочей силы ставки заработной платы в сельском хозяйстве Аргентины, вероятно понизятся. Аналогичным образом в Индонезии сельскохозяйственные рабочие будут переходить в текстильную промышленность, что понизит зарплату в этой отрасли. ^ Глава 2. Международная торговая политика. В данной теме основное внимание уделено нетарифным инструментам внешней торговой политики. Их применение вызывает разнообразные последствия для страны. Оценка этих последствий требует построения и анализа графических моделей и определенных расчетов. 2.1. Выгоды и потери в результате введения импортных пошлин при условии падения экспортной цены. Бесспорно, что очевидный эффект введения импортных пошлин – рост внутренних цен на товары. Но можно предположить, что экспортер снизит цену поставки товара, опасаясь резкого падения спроса. Причем, чем выше ценовая эластичность спроса, тем большее падение величины спроса следует ожидать. Если экспортная цена будет снижена, то добавление к ней ставки пошлины вызовет не столь значительное повышение внутренних цен, какое возможно. Поэтому влияние пошлины на потребности потребителей страны, отечественных фирм, доходы бюджета будет несколько иным. Пошлина повышает внутреннюю цену в стране на данный вид товара с до . Внутренне производство увеличивается с до , а внутренний спрос падает с до . Отечественные потребители в результате роста цены с до теряют сумму, показанную площадью a + b + c + d. Национальные фирмы выигрывают сумму, показанную площадью a, поскольку цена продажи растет с до . Доходы государственного бюджета равны Ставка пошлины wPwPtPtP0S0S1S1S0DP0DP1D1DwPwPttwPwP. tPtP Объем импорта (площадь c + e). Чисты эффект в результате введения импортной пошлины оценивается: Потери потребителей – выгоды производителей – доходы бюджета. Итоговый баланс выгод и потерь в результате введения импортных пошлин может обеспечить стране как чистый выигрыш, так и чистые потери, но только при условии, что иностранный поставщик снижает экспортную цену. Графически иллюстрация итогового баланса может быть представлена на рис.1.2. Отрицательный эффект импортных пошлин показывает треугольник b и d. Треугольник b – это потери производства страны, вызванные тем, что пошлина “выводит” на рынок национальные фирмы с более высокими издержками производства. Треугольник d – потери потребителей по причине снижения потребления. Положительный эффект – это прямоугольник e, возникающий по причине снижения экспортной цены. Для малой страны – покупателя, которая не может вынудить иностранного поставщика снизить экспортную цену, этот положительный эффект отсутствует. 2.2. Импортные квоты. Импортная квота – это прямое ограничение количества товара, которое может быть импортировано. Обычно это ограничение сопровождается выдачей лицензии какой-либо группе лиц или фирм, которые занимаются импортом. Импортную квоту и пошлину можно рассматривать как альтернативные решения внешнеторговой политики. Правительства часто выбирают импортную квоту. Во-первых, квота более приемлема с политической точки зрения, поскольку не ведет к росту налогового бремени. Во- вторых, квота позволяет проще достичь ограничения импорта. Например, намного проще ограничить импорт автомобилей до 2 млн. штук, чем рассчитывать ставку пошлины, которая снизит импорт до 2 млн. штук. В-третьих, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями. Поэтому правительство, применяя импортные квоты, имеет большую свободу действий, чем при установлении пошлин. Пошлины регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО). Главное негативное последствие импортной квоты – она поднимает внутреннюю цену на квотируемый товар. Это происходит в связи с сокращением предложения квотируемого товара. Таким образом, с точки зрения потребителя влияние квоты аналогично влиянию пошлины. Но главное различие заключается в перераспределении дохода. В случае импортной пошлины доход перераспределяется в государственный бюджет. В условиях квоты прирост до-хода идет в “карман” импортирующих компаний, поскольку они покупают товар по мировой цене и затем могут перераспределять его по более высокой внутренней цене. Таким образом, квотирование дает импортирующим компаниям дополнительные доходы. Но этот доход все же может быть перераспределен в государственный бюджет (хотя бы отчасти), если государство продает импортное лицензии на аукционе. wP Прибыли компаний, которые получают права на импорт, называют квотной рентой. При оценке выгод и потерь от импортной квоты важно определить, кто получит квотную ренту. Если ренту от продаж на внутреннем рынке получают правительства зарубежных стран-экспортеров, то перевод ренты за границу приводит к существенно большим потерям, чем эквивалентная импортная пошлина. Негативный эффект импортной квоты может быть большим, чем от пошлины, если в стране растет на квотируемый товар. Если растет спрос на квотируемый товар в условиях пошлины, то это вызывает рост объемов импорта. Если же аналогичный рост спроса происходит в условиях квоты, то происходит значительный рост цен. В результате есть опасность монополизации рынка отечественными фирмами со всеми вытекающими негативными последствиями. 2.3. “Добровольные” ограничения экспорта. Добровольное ограничение экспорта (ДОЭ) – это разновидность импортной квоты. Иногда ДОЭ называют соглашениями о добровольном ограничении (СДО). СДО – это квота, введенная не страной-импортером, а страной-экспортером. Например, в 1981 году Япония добровольно ограничила свой экспорт автомобилей в США. Обычно ДОЭ страна-экспортер устанавливает в ответ на просьбу страны-импортера. ДОЭ позволяют избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. Экономические последствия ДОЭ абсолютно идентичны последствиям введения импортных квот. Наиболее распространены ДОЭ в торговых отношениях между развитыми странами. Обычно это двухсторонние соглашения. Но есть и многосторонние соглашения, например, Соглашение в отношении международной торговли текстильными товара-ми, заключенное в 1974 году 50 странами. На основе этого соглашения США, например, ограничивает примерно 80% импорта всего текстиля из 43 стран. В России ДОЭ определяются “Порядком квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации”, которые приняты в 1995 году. “Добровольные” квоты под угрозой санкций и применения антидемпинговых пошлин установлены Правительством России в отношении экспорта карбида кремния, некоторых видов плоского и сортового проката и текстиля в страны ЕС, экспорта алюминия во все страны. 2.4. Экспортные субсидии. Экспортная субсидия – это сумма денег, которая выплачивается хозяйственному субъекту при экспорте товара. Источником выплаты субсидий является государственный бюджет. В результате экспортер может поставлять товар на мировой рынок по более низкой цене, что искусственно повышает ценовую конкурентоспособность экспорта. Экспортная субсидия может быть: 1) адвалорной 2) специфической. Влияние экспортной субсидии на благосостояние является зеркальным отражением эффекта импортной пошлины. В результате в стране-экспортере цена растет с до . Но поскольку в стране-импортере цена падает с до wPsPwPsP∗, рост цены меньше, чем уровень субсидии. В стране-экспортере потребители теряют, а производители – выигрывают, при этом государство несет издержки на субсидии. Потери потребителя равны сумме площадей a и b, выгоды производителя – сумме площадей a, b, c. Величина правительственной субсидии равна площади b + c + d + e + f + q. Поскольку экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее использование, как правило, требует одобрения законодательного органа страны. Аргументы в оправдание субсидирования экспорта сводятся к тому, что они: 1) поддерживают занятость в экспортных отраслях 2) повышают актив (или сокращают пассив) платежного баланса за счет роста экспорта. По правилам ВТО экспортные субсидии являются нечестной конкуренцией и запрещены. В ответ на применение экспортных субсидий пострадавшая страна имеет право применить компенсационные пошлины. 2.5. Внутренние субсидии. Демпинг. Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный инструмент внешнеторговой политики, который заключается в бюджетном финансировании конкурирующих с импортом отечественных производителей. Субсидии отечественным производителям товаров, конкурирующим с импортом, считают экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортной квотой и пошлиной. Пошлина и квота повышают внутренние цены. Внутренняя субсидия не ведет к росту внутренних цен. Но негативные последствия внутренних субсидий заключаются в том, что они финансируются из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Демпинг – это международная дискриминация в ценах, при которой фирма-экспортер продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном рынке. ДЕМПИНГ “Разбойничий” Постоянный • “Разбойничий” демпинг – означает временное установление низких цен, направленные на вытеснение конкурента с данного рынка и последующее восстановление уровня цен при достижении цели. • Постоянный демпинг – продолжается неограниченное время. Практика демпинга часто связана с периодами экономических потрясений в мировом хозяйстве. В период “Великой депрессии” 1929 – 33 годов имели место факты демпинга в международной торговле товарами различных отраслей. В начале 80-х годов правительство США обвинило несколько зарубежных компаний в демпинге на американском рынке. Известен случай с японской компанией “Сони”, которая продавала произведенные в Японии телевизоры за 180 долл., в то же время японские потребители платили за аналогичную модель более 300 долл. В 1975 году в США начались официальные антидемпинговое расследование в отношении автомобильных корпораций из восьми стран, в ходе которого было установлено, что они продают автомобили из США дешевле, чем на внутреннем рынке. Власти США пригрозили ввести импортные пошлины на эти автомобили. Данная модель показывает, что демпинг становится выгодным, если на внутреннем рынке фирма сталкивается с менее эластичной кривой спроса, чем на зарубежном рынке. Поняв это, фирма будет устанавливать такую цену на свою продукцию, при которой ее прибыль станет максимальной. На каждом данном рынке максимальная прибыль обеспечивается при условии: MR = MC. То есть на рынке США максимальная прибыль обеспечена при цене 180 долл. При цене 180 долл. Спрос на телевизоры равен штук в год. На рынке Японии выбор телевизоров меньше, и оптимальная цена, обеспечивающая прибыль, равна 300 долл. Спрос по этой цене равен телевизоров в год, а MR = MC. 1x1S Глава 3. Экономическая политика и валютные курсы. В настоящее время во всех странах существуют бумажно-денежное обращение, причем главным его свойством являются кредитный характер денег, которые утратили всякую связь с золотым эквивалентом. Другой важной характеристикой международных экономических отношений международных экономических отношений в сфере денежного рынка является преобладание плавающих валютных курсов, хотя есть решения, которые успешно используют фиксированные валютные курсы, не устанавливая при том золотой стандарт. Цель изучения данной главы – показать механизмы экономической политики в условиях фиксированных и плавающих валютных курсов. Необходимо знать, что в современных международных экономических отношениях валютный курс – важный инструмент экономической политики страны. И неумелое использование этого инструмента может нанести экономике страны значительный ущерб. 3.1. Экономическая политика в условиях Бреттон–Вудской валют-ной системы: уроки для будущего. В отличие от золотого стандарта, Бреттон – Вудская валютная система не была непосредственно основана на золоте. Но главное свойство золотого стандарта она унаследовала – это стабильность валютных курсов. По крайней мере, на первых порах эта стабильность существовала, обеспечивая достижение определенных целей экономической политики. Конечно, стабильность валютных курсов “подпирал” огромный послевоенный золотой запас США. Но это не меняло “бумажной” сути Бреттон–Вудса. Какие цели ставила Бреттон-Вудская валютная система? Учитывая горький опыт межвоенной нестабильности и хаоса валютных отношений, естественной целью было создание валютной системы, которая обеспечивала бы стабильность цен и полную занятость. Для достижения этих целей был учрежден Международный валютный фонд (был создан также Всемирный банк, но он имел собственные цели деятельности). Цели МВФ и его структуру, оценки результатов деятельности – отдельный вопрос, поэтому ниже речь пойдет о механизмах экономической политики, которые функционировали в условиях фиксированных курсов Бреттон-Вудской системы. Хотя эти механизмы, безусловно, взаимосвязаны с деятельностью МВФ. Внутреннее и внешнее равновесие в условиях Бреттон-Вудса Наиболее важной целью Бреттон-Вудской валютной системы – это создание механизма, позволяющего совмещать внешние обязательства поддержания фиксированного валютного курса с внутренним обязательством любого правительства поддерживать стабильность цен и полную занятость. В первые годы существования Бреттон-Вудской валютной системы многие страны в процессе восстановления разрушенной войной экономики контролировали дефицит баланса текущих операций. При этом главная внешняя проблема этих стран – возможность купить достаточное количество долларов для финансирования закупок товаров в США. Эти годы часто называют временем “нехватки долларов”, что было характерно для Западной Европы. Дефицит долларов частично был смягчен “планом “планом Маршалла”, по сути означавшем долларовые субсидии западноевропейским странам. Поскольку сделки по счету движения капиталов в Западной Европе в тот период жестко ограничивались, нарушение равновесия по счету текущих операций можно было финансировать лишь официальными резервами и государственными кредитами. Но сокращение резервов ставило под угрозу возможность Центрального Банка поддерживать фиксированный валютный курс. Спекулятивные переливы капиталов и кризисы В конце 50-х годов мобильность частного капитала повысилась. В европейских странах стали возникать дефициты баланса текущих операций. По Уставу МВФ это означало возникновение фундаментального неравновесия, которое является предпосылкой для девальвации валюты. В 1960-х годах кризисы платежных балансов стали более частыми и глубокими. Например, дефицит торгового баланса Великобритании привел к вспышкам спекуляций в отношении фунта стерлингов, который в итоге в 1967 году был девальвирован. • Поддержание внутреннего равновесия. Если цены за границей и валютный курс неизменны, то внутренняя инфляция зависит в первую очередь от совокупного спроса. По-этому для внутреннего равновесия необходима лишь полная занятость, чтобы совокупный спрос был равен совокупному предложению на уровне полной занятости fРfY. Совокупный спрос равен сумме личного потребления С, инвестиций I, государственных закупок G и баланса текущих операций СА. Потребление – это возрастающая функция располагаемого дохода Y – T. Положительное сальдо счета текущих операций – это убывающая функция располагаемого дохода и возрастающей функции и возрастающей функцией реального валютного курса dfPEP∗. При постоянных инвестициях I условие внутреннего равновесия: Y+ I + G + CA )TY(Cff−= (dfPEP,Tf−Y) При фиксированных валютных курсах правительство не может использовать кредитно-денежную политику для регулирования экономики. • Поддержание внешнего равновесия Достижение цели внешнего равновесия требует от правительства проведения такой валютной и бюджетной политики, при которой необходимо обеспечить следующее равенство: CA(dfPEP,Tf−Y) = X. При заданных и рост величины реального валютного курса иностранной валюты удешевляет отечественные товары и улучшает баланс текущих операций. dРfР 3.2. Упадок и крах Бреттон-Вудской валютной системы. Фиксированные валютные курсы затрудняли одновременное установление внутреннего и внешнего равновесия без некоторой, хорошо продуманной корректировки валютного курса. Но в условиях либерализации передвижения денег через границу возможность изменения валютного курса вызвали спекулятивные переливы капитала. Периоды эволюции Бреттон-Вудской валютной системы: 1. 1958 – 1965 год В 1958 году в Европе была восстановлена частичная конвертируемость валют. В 1959 году в США возник дефицит сальдо текущих операций. 2. 1965 – 1968 год Резкий рост государственных расходов в США, рост инфляции до 6% в год. 3. 1968 – 1973 год Банк Англии закрыл рынок золота. Создание двух- уровнего рынка золота: один – для частных лиц, другой – для официальных операций. В 1971 году США отменили конвертируемость доллара в золото. 3.3. МВФ: структура, капитал и Высший орган МВФ – Совет управляющих. В Совете каждая страна-участница представлен управляющим и его заместителем, назначаемым на 5 лет. Как правило, это министры финансов или руководители центральных банков. В ведении совета входит решение вопросов: • внесение изменений в Статьи Соглашения • прием и исключение стран-членов • определение и пересмотр их долей в капитале • выборы исполнительных директоров Управляющие собираются на сессии 1 раз в год. МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. В соответствии с принципом "взвешенного" количества голосов каждое государство имеет 250 "базисных" голосов независимо от величины взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам - как оперативным, так и экономическим и политическим - "специальным большинством" (соответственно 70 % или 85 % голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при создании МВФ) в интересах ведущих стран Запада. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,7 %; Германия – 5,5; Япония – 5,5; Великобритания – 4,9; Франция – 4,9; Саудовская Аравия – 3,4; Италия – 3,1; Россия – 2,9 %. Доля стран ЕС – 26,2 %. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). 24 промышленно развитых государства имеют 59,6 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86 % количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 % голосов. США вместе с ведущими западными государствами практически располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласованности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно. Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы, учрежденный в 1974 году. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в Вашингтоне. С 1992 года число исполнительных директоров доведено до 24. Пять из них назначены Великобританией, Германией, США, Францией и Японией, т.е. странами, у которых наибольшая квота в капитале Фонда; три - представляют каждый одну страну - Китай, Россию и Саудовскую Аравию; шестнадцать - избраны от остальных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географического представительства. Назначения и выборы исполнительных директоров производятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. Исполнительный совет МВФ назначает директора-распорядителя, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. Директор-распорядитель (с 1987 года) - Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 года) - Стенли Фишер и другие (США). 3.4. Капитал и заемные ресурсы Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота - важное звено во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стан в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 года 25 % квоты оплачивались золотом, ныне - резервными активами (СДР и конвертируемой валютой по согласованию страны с МВФ); 75 % суммы подписки - национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 года квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 году до 146 млрд. СДР (свы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация работы фермы ООО "Велюр" по получению второго приплода у хорьков
Реферат Архитектура на основе модели студента для интеллектуальных обучающихся сред
Реферат Создание клиентских частей SQL БД под ОС Windows'95 и WindowsNT
Реферат Сеть информационных систем отелей
Реферат 2. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, программы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос
Реферат Индивидуальный стиль деятельности
Реферат Ancient Nubia Essay Research Paper Definition of
Реферат К определению человека XXI века: философия образования в поисках целеполагающих стратегий
Реферат Лекции - Хирургия (грыжи)
Реферат Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Реферат Организация и проведение семинарского занятия в высшей школе 2
Реферат Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря
Реферат Лабораторная работа по Информатике 2
Реферат Новый этап "государственного социализма": правление Х. Буша
Реферат Куин, Кристина Каллахен