Реферат по предмету "Разное"


3. Организация работы в кабинете информатики, классах с пэвм или вдт, основные виды деятельности учителя и учащихся

3. Организация работы в кабинетеинформатики, классах с ПЭВМ или ВДТ,основные виды деятельности учителяи учащихся Организационную работу Кабинета информатики должен возглавлять заведующий из числа преподава­телей информатики, который является организатором оборудования кабинета, работы учителей и учащихся по применению средств вычислительной техники, ин­формационных технологий в преподавании отдельных общеобразовательных или специальных учебных пред­метов. Под его руководством составляется перспектив­ный план оборудования кабинета, перечни работ по са­мооборудованию, распределяется работа между препо­давателями и учащимися. Планы утверждаются директором учебного заведения. Заведующий кабинетом несет ответственность за со­хранность оборудования, ведение журнала инвентариза­ционной записи, содержание оборудования в постоянной готовности к применению, своевременность и тщатель­ность профилактического технического обслуживания вычислительной техники, правильное использование ее, регистрацию отказов машин и организацию их отладки или ремонта, за исправность противопожарных средств и средств первой помощи при несчастных случаях, за свое­временное проведение вводного и периодического инст­руктажей учащихся по технике безопасности, за соблю­дение преподавателем и учащимися правил техники бе­зопасности, регистрацию в журнале времени начала и окончания каждого занятия, включения и выключения электропитания. При знакомстве с Кабинетом информатики препо­даватель должен распределить учащихся и закрепить их по рабочим местам с учетом роста, состояния зрения и слуха; ознакомить с правилами техники безопасно­сти и работы в кабинете. Учащиеся, в свою очередь, должны сдать зачет по технике безопасности и прави­лам работы в кабинете, что отмечается в «Журнале ре­гистрации вводного и периодического инструктажей по технике безопасности», в котором указывается дата инструктажей и зачетов, фамилии и инициалы препо­давателей, проводивших инструктаж и принявших за­чет, фамилии и инициалы учеников, сдавших зачет, содержание инструктажа. Ученики должны нести пол­ную ответственность за состояние своего рабочего мес­та и размещенного на нем оборудования. Преподаватели, работающие в Кабинете информа­тики, должны строго следить за выполнением учащи­мися требований техники безопасности и правил рабо­ты в кабинете и отмечать на каждом занятии в журна­лах использования КУВТ время начала и окончания работы, ее содержание, состояние рабочего места, отка­зы машин. При организации работы в Кабинете информатики следует, исходить из необходимости интенсивного и од­новременно эффективного использования оборудова­ния. Учебная загрузка КУВТ должна составлять не ме­нее 36 часов в неделю. Время, свободное от обязатель­ных занятий по программе курса информатики, должно использоваться для преподавания других учеб­ных предметов с использованием ПЭВМ, для факульта­тивной и кружковой работы. Можно рекомендовать за­ведующему кабинетом создание из наиболее творчески активных учащихся некоторой инициативной группы, которая наряду с участием в кружковой работе выпол­няла бы одновременно и отдельные работы, связанные с оборудованием кабинета, разработкой и изготовлени­ем различного рода учебных пособий. Целесообразно также постараться подключить к внеклассной работе с учащимися их родителей. Важнейшей формой внеклассной работы, осущест­вляемой заведующим Кабинетом информатики или преподавателями, работающими в нем, должен стать учебно-методический семинар, к участию в котором не­обходимо привлечь не только преподавателей ин­форматики, но и преподавателей других общеобразова­тельных и специальных учебных дисциплин. Этот се­минар может взять на себя прежде всего решение та­ких задач, как распространение опыта, знакомство с новыми учебными программами, обучение преподава­телей основам работы на ПЭВМ, обсуждение основных направлений кружковой работы с учащимися и т. п. Очевидно, что организационные формы семинара мо­гут быть весьма различными и, вероятно, будут меня­ться по мере совершенствования информационной ку­льтуры преподавателей. Деятельность заведующего Кабинетом информати­ки охватывает широкий круг обязанностей, очень мно­гогранна и ответственна. Помощь в его работе должен оказывать лаборант (или техник) Кабинета информати­ки. Лаборант находится в непосредственном подчине- нии заведующего кабинетом и отчитывается перед ним за сохранность, правильное хранение и использование учебного оборудования. Лаборант обязан знать всю сис­тему КУВТ, правила ухода за ним, условия хранения техники и наглядных пособий. В соответствии с перс­пективными планами развития кабинета лаборант под руководством заведующего участвует в приобретении необходимого учебного оборудования, организует его доставку, ведет отчетность, инвентаризационные запи­си. По плану преподавателя и под его руководством ла­борант готовит оборудование к уроку. Лаборант обеспе­чивает соблюдение учащимися правил техники безо­пасности, постоянную готовность противопожарных средств и средств первой помощи. Лаборант осуществ­ляет регистрацию в журнале времени начала и оконча­ния каждого занятия, регистрирует отказы техники во время занятий. Под руководством заведующего Каби­нетом информатики лаборант проводит мелкий ремонт вышедшего из строя оборудования вне кабинета (в ла­борантской).^ 4. Гигиенические рекомендации при работев кабинете информатики, классах с ПЭВМили ВДТ В настоящее время учебные заведения системы об­щего образования оборудованы ПЭВМ или ВДТ на базе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ). Поэтому приведен­ные здесь гигиенические требования будут относиться к условиям и работе с видеомониторами на базе ЭЛТ, хотя в недалеком будущем могут появиться плазмен­ные, жидкокристаллические, электролюминесцентные дисплеи. Алфавитно-цифровые символы на экране мо­ниторов воспроизводятся в форме точечной матрицы. При этом изображение на ЭЛТ может быть двух видов: светлые символы на темном фоне (отрицательный кон­траст) или темные символы на светлом фоне (положи­тельный контраст). Изображение на экране ЭЛТ возни- кает при воздействии электронного луча на слой люми­нофора, который нанесен на внутреннюю поверхность ЭЛТ\ вызывая его кратковременное свечение. Выпук­лая стеклянная поверхность экрана ЭЛТ обуславливает ряд параметров, относящихся к изображению инфор­мации (яркость, контраст, мерцание, цветность, блики на экране видеомонитора). При работе видеомониторов возникают различные виды излучений. Наибольшие уровни электромагнитного излучения создаются у зад­ней, верхней и боковых стенок корпуса монитора, электрический заряд — на экране видеомонитора. По­следний генерирует квазистатическое электрическое поле. Величина заряда на поверхности экрана зависит от яркости изображения, количества воспроизводимых символов, частоты включения видеомонитора, его кон­струкции, наличия пыли на экране, температуры, влажности и циркуляции воздуха, окружающих пред­метов и пр. Напряженность электромагнитного и элек­тростатического полей, плотность магнитного потока уменьшаются с увеличением расстояния до монитора. Уровни напряженности электростатического поля на расстоянии 10 см от экрана не должны превышать 5 кВ/м. Мощность экспозиционной дозы рентгеновско­го излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от эк­рана и корпуса видеомонитора при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74 х 10 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/час или 100 мкР/ч (измерение этих параметров могут осуществлять Центры Госсанэ­пиднадзора). Работа на ПЭВМ или ВДТ, особенно длительная, приводит к появлению ряда неблагоприятных состоя­ний, таких как зрительный и костно-мышечный дис­комфорт, появление головной боли, стрессовые рас­стройства. Отмеченные состояния дискомфорта, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохра­нения, следует рассматривать как результат влияния на организм многих факторов. К таким факторам мож- но отнести физические, химические, обусловленные работой на ПЭВМ или ВДТ, окружающей средой, орга­низацией рабочего места, психоэмоциональным напря­жением, отклонениями в состоянии здоровья, возрас­том, особой чувствительностью организма, режимом работы за ПЭВМ или ВДТ и др. Что касается конструктивных особенностей ПЭВМ и ВДТ, применяемых в средних и высших учебных за­ведениях, то они в настоящее время определены гигие­ническими требованиями к ним, которые изложены в Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.2.2. 542-96). В них приведены требования к ПЭВМ и ВДТ, помещениям для их эксплуатации, микроклимату, освещенности, оборудованию рабочих мест, режиму и организации работы, а также профилактические меро­приятия.^ 5. Гигиенические требования к помещениям с ПЭВМ или ВДТ Очень важно, чтобы помещение для установки ПЭВМ или ВДТ отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья. Учебное помещение с ПЭВМ или ВДТ не должно распо­лагаться в подвале и цокольных этажах, но может нахо­диться на любом другом этаже учебного здания. Площадь на одно рабочее место в помещении с ПЭВМ или ВДТ должна быть не менее 6 кв. м, объем — 24 куб. м при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить пло­щадь, приходящуюся на одно рабочее место. Поверхность пола должна быть ровной, без выбо­ин, не скользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами. При Кабинете информатики должна быть лаборан­тская площадью не менее 18 кв. м с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в92 , лируемого движения, жилая улица и пр.). Уровень шума в учебных помещениях с ВДТ при неработающей вычислительной технике не должен превышать 40 дБА, а при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха — 35 дБА. Во время учебных занятий шум не должен превышать 50 дБА (измерение параметров могут осуществлять Центры Госсанэпиднадзора). С целью снижения уровня шума в помещениях с ВДТ могут быть использованы высокоэффективные звукопоглощающие материалы с максимальным коэф­фициентом звукопоглощения в области частот 63-8000 Гц. Дополнительное звукопоглощение в поме­щениях с ПЭВМ или ВДТ могут обеспечивать плотные, тяжелые занавеси на окнах, подвешенные в складку на расстоянии 15-20 см от стены с оконными проемами. При этом ширина занавеси должна быть в два раза больше ширины оконного проема. Занавеси по цвету должны быть однотонными и гармонировать с окрас­кой поверхностей интерьера учебного помещения. Гигиенические исследования, проведенные в учеб­ных, помещениях с ПЭВМ и ВДТ, в которых были ис­пользованы различные полимерные материалы, пока­зали, что из них в воздух могут выделяться вредные химические вещества, такие как фенол, формальдегид, хлористый винил, аммиак, толуол и пр., которые даже в концентрациях, не превышающих предельно допус­тимые величины, могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм, снижая его работоспособ­ность. С увеличением температуры воздуха миграция химических веществ в воздушную среду помещения увеличивается. При наличии в воздухе различных хи­мических веществ ощущается неприятный запах нео­динаковой степени выраженности. Концентрация этих веществ зависит не только от температуры воздушной среды помещения, но во многом определяется погодны­ми условиями: температурой наружного воздуха, атмо­сферным давлениемскоростью и направлением ветрапо отношению к оконным проемам помещения и др. Погодные условия определяют и работу вытяжной вен­тиляции с естественным побуждением, которая преду­смотрена для обычных классных помещений. При на­личии дождливой погоды, воздушной инверсии, повы­шении температуры наружного воздуха работа вытяжной вентиляции ухудшается. По этим причинам для внутренней отделки интерь­ера помещений с ПЭВМ или ВДТ не разрешается при­менять синтетические материалы, выделяющие в воз­дух вредные химические вещества и соединения. К их числу можно отнести древесно-стружечные плиты, сло­истый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические ковровые покрытия и др. Отделка поме­щений при использовании полимерных материалов должна быть согласована с центрами санэпиднадзора.^ 6. Гигиенические требования к правильнойпосадке учащихся при работе на ПЭВМили ВДТ Правильная посадка учащихся за рабочим столом с ПЭВМ или ВДТ способствует нормальному функциони­рованию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обес­печивается подбором стола и стула в соответствии с ро­стом учащихся в обуви. При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, напротив видеомонитора, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым углом по отношению к плечам и опираться на наклонную повер­хность стола с клавиатурой; тем самым снимается ста­тическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, об­ращенный к учащемуся, на 5-7 см. Угол, образуемыйголенью и бедром, должен составлять примерно 90-120 градусов, стопы должны опираться на пол или подстав­ку для ног. Голова должна быть слегка наклонена впе­ред (не более чем на 15 градусов). Линия взора должна быть перпендикулярна центру поверхности экрана и составлять с горизонталью в вертикальной плоскости, мысленно проведенной через середину экрана видео­монитора небольшой угол (не более 10 градусов; опти­мальное значение — 5 градусов). Уровень глаз должен соответствовать середине вы­соты экрана видеомонитора. Оптимальный обзор в гори­зонтальной плоскости, проходящей через центр экрана, располагается в пределах ±15 градусов, допустимый — ±30 градусов. При рассматривании информации, нахо­дящейся в крайних положениях на экране видеомони­тора, угол рассматривания, ограниченный линией взора и информацией, расположенной по левому или правому краю экрана, должен быть не менее 45 градусов. В зоне доступности ±30 градусов должны находить­ся учебные пособия, нютгрр. Оптимальное расстояние от глаз учащихся до экра­на монитора должно быть в пределах 60—70 см, допус­тимое — не менее 50 см. При расстоянии глаз до экра­на менее 50 см работать на ПЭВМ или ВДТ не рекомен­дуется, поскольку это будет приводить к быстрому развитию усталости глаз, их покраснению, рези в гла­зах и т. п., а в дальнейшем это может сказаться на раз­витии близорукости у учащихся с нормальным зрени­ем, а у близоруких — к ее прогрессированию. Учащим­ся с близорукостью и дальнозоркостью средней степени выраженности (более 3 диоптрий) за видеомонитором необходимо работать в очках, корректирующих зрение для различения информации на экране ПЭВМ или ВДТ с расстояния 60-70 см. При этом угол рассматривания символов на экране ПЭВМ или ВДТ должен быть не ме­нее 20 угловых минут. 7. Гигиенические требования к организации режима работы на ПЭВМ или ВДТ Рациональный режим занятий с использованием ПЭВМ или ВДТ предусматривает соблюдение регла­ментированной длительности непрерывной работы на видеомониторе и перерывов, а также соблюдение про­филактических мероприятий, направленных на охра­ну здоровья учащихся. Длительность работы на ПЭВМ или ВДТ во время учебных занятий при соблюдении гигиенических тре­бований к условиям, организации рабочего места и по­садке учащихся определяется возрастом учащихся, временем начала работы, длительностью перемен (пе­рерывов), предшествующих занятиям с ПЭВМ или ВДТ, а также зависит от их конструктивных особенно­стей. Непрерывная длительность работы учащихся X-XI классов на ПЭВМ или ВДТ при сдвоенных уроках не должна превышать на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором — 20 минут. Интервал между ра­ботой на ПЭВМ или ВДТ на первом уроке и на втором должен быть не менее 20 минут, включая перемену, во время которой все учащиеся обязательно должны вы­ходить из класса, а класс должен быть хорошо провет­рен в любую погоду. Для учащихся VIII-IX классов длительность рабо­ты на ПЭВМ или ВДТ не должна превышать 25 минут, VI-VII классов — 20 минут, II-V классов — 15 минут, I классов (6 лет) — 10 минут. Работа на ПЭВМ или ВДТ должна проводиться в свободном ритме и темпе, отве­чающем индивидуальным особенностям учащихся. Для учащихся VIII - XI классов должен проводиться комплекс упражнений для глаз через 15-20 минут ра­боты на ПЭВМ или ВДТ, для остальных классов — по­сле установленной длительности работы. Во время уро­ков могут выполняться физкультпаузы целенаправ­ленного действия (см. СанПиН 2.2.2.542-96). Минимальная длительность перемен между урока­ми должна быть не менее 10 минут. При занятиях в школе в одну смену для старших школьников целесо­образно устраивать после третьего-четвертого уроков перерыв в 50-60 минут для приема пищи и отдыха. По­сле такой перемены улучшается функциональное со­стояние учащихся, приближаясь к дорабочему уровню перед первым уроком учебных занятий. При производственном обучении учащихся стар­ших классов с использованием ПЭВМ или ВДТ в учеб­но-производственном комбинате или других учебных учреждениях 50% времени следует отводить на теоре­тические занятия и 50% времени — на практические. Режим работы должен соответствовать требованиям с обязательным проведением профилактических ме­роприятий. Общее время производственной практики учащихся старших классов во вне учебное время с ис­пользованием ПЭВМ или ВДТ должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для уча­щихся моложе 16 лет — двумя часами в день. При этом обязательно соблюдение режима работы с проведением профилактических мероприятии: гимнастики для глаз через 20-25 минут и физических упражнений через 45 минут во время перемены (перерыва). Занятия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий. Это время должно отводиться для отдыха и приема пищи. Заня­тия в кружках с использованием ПЭВМ или ВДТ дол­жны проводиться не чаще двух раз в неделю, общей продолжительностью: для учащихся H-V классов (7-10 лет) не более 60 минут; для учащихся VI классов и старше — до 90 минут. Недопустимо отводить время всего занятия в кружке для проведения компьютерных игр с навязан­ным ритмом. Разрешается проводить их в конце заня­тия длительностью др 10 минут для учащихся II-V классов и до 15 минут — для более старших учащихся. Режим занятий в кружке при работе на ПЭВМ или ВДТ должен соответствовать требованиям, изложенным при организации учебных занятий с обязательным про­ведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз, физкультпауза и физкультминутки). Не следует пренебрегать выполнением комплексов упражнений для глаз, физкультминутками и физкульт-паузами, так как их проведение улучшает функциональ­ное состояние зрительного анализатора, центральной нер­вной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др. систем организма, способствует ликвидации застой­ных явлений в нижней половине тела и ног, образующих­ся при работе в положении сидя, улучшает кровоснабже­ние мозга.^ 8. Учебно-материальная база,ориентированная на использование средствинформационных технологий Создание учебно-материальной базы (УМБ) инфра­структуры информатизации образования, в том числе преподавания курса информатики, предполагает реше­ние ряда комплексных проблем. К основным из них от­носятся: D отбор средств вычислительной техники, инфор­мационных и коммуникационных технологий, входящих в КУВТ, отвечающих техническим, психолого-педагогическим, гигиеническим и эр­гономическим требованиям [5]; D создание в масштабах страны (территориального региона, республики, района) системы информа­ционного взаимодействия пользователей КУВТ; а создание распределенной системы государствен­ных и локальных баз данных и, в перспективе, баз знаний учебного назначения; □ создание телекоммуникационной сети учебного назначения регионального и, в перспективе, гло­бального масштаба;□ интеграция ведомственных, республиканских,территориальных и других информационно-вы­числительных систем учебного назначения вЕдиное информационное образовательное про­странство системы непрерывного образования. Остановимся на рассмотрении состава УМБ, ориен­тированной на использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения курса информатики и других учебных предметов.^ Первый вариант состава УМБ, ориентированной на использование средств информационных технологий: 1. Кабинет информатики с лаборантской, предназна­ченный для преподавания курса информатики и отдель­ных общеобразовательных или специальных учебныхпредметов с использованием информационных и комму­никационных технологий, в состав которого входят: □ комплект учебной вычислительной техники,имеющий характеристики, удовлетворяющиепсихолого-педагогическим, гигиеническим, эр­гономическим и техническим требованиям; D учебно-методический комплекс (УМК), ориенти­рованный на использование средств информаци­онных технологий и предназначенный для преподавания общеобразовательных предметов. УМК целесообразно формировать в виде блочной структуры, допускающей перекомплектацию от­дельных видов учебного, демонстрационного обо­рудования, сопрягаемого с ПЭВМ, сообразно целям и задачам изучаемого учебного материала; п специализированная мебель и оргтехника; D устройства и средства, обеспечивающие технику безопасности при работе в Кабинете информатики. 2. Лаборатория, предназначенная для проведенияучебных экспериментально-исследовательских работпо общеобразовательным или специальным учебнымпредметам с использованием периферийного, демонст­рационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ.3. Школьная библиотека, оборудованная ПЭВМ с соответствующим периферийным оборудованием, обес­печивающим следующие возможности: □ демонстрация прикладных программных средств, в том числе реализованных на базе CD-ROM учеб­ного и досугового назначения; а осуществление издательской деятельности. Средства и устройства, обеспечивающие функ­ционирование телекоммуникационной сети, обеспечи­вающей выход в Интернет. Автономные ПЭВМ, распределенные по од-ной-три по предметным кабинетам учебного заведения,предназначенные для использования (при необходимо­сти на каждом уроке) вычислительных, демонстраци­онных, информационных и других возможностейПЭВМ. В случае проведения индивидуальной, групповой, коллективной работы по общеобразовательным или специальным учебным предметам, требующей исполь­зование ПЭВМ на каждом рабочем месте учащегося, а также в случае необходимости применения учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, учащиеся могут заниматься 2-3 раза в неделю в Кабинете информатики по расписанию (по одному или вдвоем за каждой ПЭВМ). 6. Информационная сеть учебного заведения, обес­печивающая: D связь между КУВТ, расположенным в кабинете информатики, и автономными ПЭВМ, распреде­ленными по другим кабинетам учебного заведе­ния; D доступ к телекоммуникационному посту учебно­го заведения. Ориентировочная схема сетевого решения Кабине­та информатики представлена в Приложении 2.^ 9. Система средств обучения курсу информатики Реализация возможностей современных ПЭВМ в области управления различными устройствами и меха­низмами создает предпосылки для разработки качест­венно новых средств обучения для поддержки процесса преподавания курса информатики, объединяющих программные средства с техническими устройствами, имитирующими разнообразные промышленные меха­низмы и приспособления, управляемые ЭВМ. Приме­ром этому может служить использование учебных ро­ботов, управляемых ПЭВМ: робот-манипулятор (ро­бот-подъёмник) , имитирующий промышленные механизмы, управляемые ЭВМ, и осуществляющий по-грузочно-разгрузочные работы, или робот-тележка, имитирующий управление движущимися объектами с помощью компьютера. Цель использования учебных роботов: демонстрация возможностей современных ЭВМ в сфере управления объектами реальной действи­тельности; обучение практике составления программ для управления объектами реальной действительнос­ти; профориентация подрастающего поколения. Новым компонентом учебной деятельности стано­вится работа со средствами пространственного ввода и манипулирования текстовой и графической информа­цией. Они демонстрируют возможности технических и программных средств по обеспечению комфортности работы пользователя в области передачи и обработки информации. К ним можно, например, отнести мани­пуляторы типа «Мышь»(или «Трекбол»), «Джойстик», «Графический планшет», «Световое перо». Цель исполь­зования средств пространственного ввода и манипули­рования текстовой и графической информацией: де­монстрация возможностей аппаратных и программных средств по обеспечению комфортности работы пользо­вателя в области обработки и передачи информации; изучение сущности процессов передачи и обработки информации в ЭВМ; использование разнообразных средств ввода (вывода) информации в ЭВМ. Новое направление использования компьютера в учебном процессе открывает интеграция возможностей сенсорики (техники конструирования и использования датчиков физических параметров) с учебным, демонст­рационным оборудованием, сопрягаемым с ПЭВМ. Ис­пользование датчиков и устройств для регистрации и измерения некоторых физических величин (например, величины светового потока, температуры, влажности) и устройств, обеспечивающих ввод и вывод аналоговых и дискретных сигналов, для связи с комплектом обору­дования, сопрягаемого с ЭВМ, или оборудования на их базе (дополнительное учебное оборудование, сопрагае-мое с ПЭВМ) позволяет визуализовать на экране ЭВМ различные физические закономерности в виде графи­ков, динамически изменяющихся в зависимости от из­менения входных параметров. Цель использования до­полнительного учебного оборудования: изучение воз­можностей и овладение разнообразными методами использования информационных технологий в области обработки информации о реально протекающих про­цессах в реальном времени; осуществление автоматиза­ции процессов обработки информации, в том числе ре­зультатов учебного эксперимента. В настоящее время существуют уже традиционно сложившиеся виды использования ресурсов телеком­муникационных сетей в образовании: D электронная почта — асинхронная телекомму­никация; □ Всемирная сеть Интернет и мультимедийная среда (WWW — World Wide Web), которая по­зволяет осуществлять поиск и представление ин­формации (аудио- и . видеоинформация, элементы технологии виртуальной реальности и пр.) по выделенным словам и рисункам, а также обеспечивает легкий доступ к нужному ресурсу Всемирной сети; □ электронные конференции («электронные доски объявлений»), которые позволяют принять учас­тие в обсуждении интересующих проблем само­му широкому кругу желающих, обеспечивая при этом участнику возможность одновременно­го «присутствия» сразу на нескольких конфе­ренциях, не отходя от своего компьютера; п On-line Database — позволяют осуществлять по­иск данных в различных базах данных, которые поддерживаются на серверах Всемирной сети Ин­тернет в диалоговом режиме реального времени. Все перечисленные виды использования ресурсов телекоммуникационных сетей и соответствующие им виды информационного взаимодействия на основе те­лекоммуникационных сетей (при определенных мето­дических подходах) способствуют развитию у обучае­мых: умений в сжатой форме представлять в различ­ном виде (в том числе аудиовизуальном) передаваемую информацию; составлять краткие, информационно ем­кие сообщения, выражающие суть передаваемой ин­формации; вычленять существенные признаки содер­жательного аспекта информации; отсортировывать по определенным признакам необходимую информацию. Таким образом, реализация возможностей совре­менных информационных и коммуникационных тех­нологий обуславливает введение в процесс обучения принципиально нового учебного оборудования, обеспе­чивающего: п управление с помощью ЭВМ объектами реаль­ной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими техниче­ские устройства и механизмы, управляемые ЭВМ); Q автоматизацию процессов обработки результа­тов эксперимента (демонстрационного, лабора­торного) по основам наук; а визуализацию в виде графиков на экране ЭВМ изучаемых закономерностей; □ сбор, обработку и передачу информации о реаль­ных и виртуальных процессах, явлениях; п графические построения (например, конструи­рование разнообразных графических форм с по­мощью графического планшета); а использование информационных ресурсов Все­мирной сети. Система средств обучения, реализующая возмож­ности современных информационных и коммуникаци­онных технологий, включает принципиально новое учебное оборудование, которое по своему составу на­много разнообразнее традиционных средств обучения, которые также находят свое применение. Представим краткую характеристику системы средств обучения нового поколения* 1. Программно-методическое обеспечение курсаинформатики (общеобразовательного или специально­го учебного предмета), включающее как программныесредства (ПС) для поддержки преподавания, так и ин­струментальные программные средства (ИПС), обеспе­чивающие учителю возможность управления учебнымпроцессом, автоматизацию контроля учебной деятель­ности, разработки программных средств (или их фраг­ментов) учебного назначения для конкретных педаго­гических целей. Объектно-ориентированные программные систе­мы, обеспечивающие формирование культуры учебнойдеятельности, в основе которых лежит определеннаямодель объектного мира пользователя (например, тек­стовый редактор, база данных, электронные таблицы,различные графические системы). Средства обучения, функционирующие на базеинформационных технологий, компенсирующие илиамортизирующие отсутствие предметной среды и обес­печивающие предметность деятельности, ее практичес­кую направленность. Примером таких средств обу­чения могут служить учебные роботы, управляемыеЭВМ; электронные конструкторы; модели для демонст­рации принципов работы ЭВМ, ее частей, устройств. 4. Средства телекоммуникаций, обеспечивающие доступность информации для пользователей сферы об­разования, вовлеченность их в информационное взаи­модействие, богатое интеллектуальными возможностя­ми и разнообразием видов использования ресурсов Все­мирной информационной сети. Остановимся на составе системы средств обучения курсу информатики: а программно-методическое обеспечение процесса преподавания; о объектно-ориентированные программные систе­мы для формирования культуры учебной дея­тельности; D учебное, демонстрационное оборудование, со­прягаемое с ПЭВМ; D учебно-наглядные средства обучения для под­держки процесса преподавания; а методика применения системы средств обуче­ния, ориентированной на использование инфор­мационных и коммуникационных технологий. Применение системы средств обучения курсу ин­форматики должно, во-первых, осуществлять поддер­жку процесса преподавания курса, во-вторых, обеспе­чивать демонстрацию возможностей современных ин­формационных и коммуникационных технологий, в-третьих, способствовать формированию культуры учебной деятельности и информационной культуры учащихся. Такая система средств обучения совместно с учебно-методической литературой (учебники, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителя) со­ставит учебно-методический комплекс для изучения курса информатики с использованием средств инфор­мационных и коммуникационных технологий. Варьи­руя состав и комплектность УМК, его можно исполь­зовать не только в процессе преподавания информати- ки, но и других предметов, а также интегрированных курсов. Естественно, что применение УМК возможно толь­ко в условиях работы Кабинета информатики, осна­щенного комплектом средств вычислительной техники с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, сопряга­емым с ПЭВМ, учебно-наглядными пособиями, специа­лизированной мебелью. Для того, чтобы Кабинет информатики отвечал вы­шеперечисленным требованиям, необходимо обеспе­чить возможность перекомплектации отдельных бло­ков оборудования кабинета, ответственных за исполь­зование различных видов средств информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим обору­дование Кабинета информатики целесообразно форми­ровать в виде блочной структуры, обеспечивающей воз­можность «наращивания» к основному блоку-модулю (КУВТ) других блоков (различные виды учебного, де­монстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, или определенные устройства и средства информацион­ных и коммуникационных технологий) и их заме­ны/модернизации. Заключение Активное использование информационных и ком­муникационных технологий в учебно-воспитательном процессе неизбежно влечет за собой введение новой пе­дагогической технологии обучения. Как и в случае лю­бого иного изменения устоявшейся технологии, этот процесс требует определенного «адаптационного» пе­риода для ознакомления с возможностями средств обу­чения нового поколения и психологической «притир­ки». В настоящее время необходимо интенсивно и пла­номерно вводить новую педагогическую технологию обучения, использующую разнообразные возможности средств информационных и коммуникационных техно-логий, и прежде всего в процессе изучения курса ин­форматики (базового и профильных). Возможной тактикой внедрения новой педагогичес­кой технологии обучения, основанной на использова­нии информационных и коммуникационных техноло­гий, может быть организация информационно-методи­ческих центров, объединяющих в единую сеть различ­ные учебные заведения, в том числе и расположенные на периферии. Функционирование информационно-ме­тодических центров, концентрирующих и распростра­няющих перспективные технологии обучения, сможет в сравнительно сжатые сроки обеспечить внедрение ин­формационных и коммуникационных технологий в учебный процесс современной общеобразовательной школы и других учебных заведений системы общего среднего обр


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лекции по истории философии (начало)
Реферат Прямые налоги виды проблемы налогообложения в РФ
Реферат Who Or What Is To Blame For
Реферат Великобритания в послевоенный период (1945-1960 гг.)
Реферат Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза
Реферат Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения
Реферат Создание ядерного оружия в Советском Союзе
Реферат Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации v. 2
Реферат Особенности взимания НДС при перемещении товаров через таможенную границу: анализ действующей практики и ее совершенствование
Реферат Математическое моделирование 2
Реферат The Great Gatsby Essay Research Paper Psychological
Реферат Влияние дестабилизирующих, технологических и эксплуатационных факторов на радиоэлемент
Реферат Антроподицея и теодицея К.Н. Леонтьева ...как основополагающие категории его философии истории
Реферат Краткая история ипатьевской обители
Реферат Маркетингові стратегії підприємств та їх використання в інвестиційному проектуванні