Реферат по предмету "Психология"


Личнось

С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Понятие личности 5 ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. 1. Ролевая концепция личности 2. Фрейда 13 2.3.

Поведенческая концепция личности 4. Культурно-историческая концепция личности 16 2.5. Л.С. Выготский и его культурно-исторический подход в психологии 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 БИБЛИОГРАФИЯ 227 ВВЕДЕНИЕ С древнейших времен человек задумывался о своей природе, и том, что он собой представляет, какое место занимает в мире, ка¬ковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием.

Сегодня проблема человека находится в центре внимания многих паук, составляет осно¬ву и предмет междисциплинарных исследований. Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по

меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных

социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов. Особую актуальность проблема формирования личности приобрела в современных условиях, в частности, в России. Успешность осуществляемых в стране экономических реформ требует решения целого комплекса проблем, при этом ключевой из них является проблема формирования личности.

Процесс формирования личности осуществляется весьма разнопланово, как в ходе целенаправленного воздействия на человека в системе воспитания, так и под влиянием широкого круга воздействующих факторов (семейного общения, искусства, средств массовой информации и др.). ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – личность в современных условиях. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – изучение различных подходов к проблеме формирования личности.

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 1. Понятие личности На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления

в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном дей¬ствии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда иг¬рает определенные жизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обра¬щенное к окружающим. Чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в социологии и психологии, обратимся

к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой об¬ласти. Например, Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, со¬ставляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Оллпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутрен¬нее “нечто”, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индиви¬дууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концеп¬цию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец,

Альберт Бандура рас¬сматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния ин¬дивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концеп¬ций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в перво¬начальной концепции “внешнего социального образа” . Еще одно определение личности: “Личность – характерные черты поведения отдельного человека” . “Личность”,

следовательно, в этом случае выводится из поведения, т.е. чья-то “личность” считается причиной его (ее) поведения. К этому можно добавить, что во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отно¬шениях к людям, в обществе. Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. большинство теоретических определений личности содержат

следующие общие положения: • В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка¬чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина¬ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче¬ния индивидуальных различий. • В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич¬ности в соотношении с жизненной историей

индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об¬стоятельства окружающей среды. Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично¬сти у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека

в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич¬ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна¬чимые для людей поступки.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на¬ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди¬вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот¬ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде¬ние с момента выделения

Homo sapiens. Индивид - это единич¬ный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот¬ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот¬ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи¬ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека.

Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-ис¬торической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “инди¬вид” используют и понятие личность.

Индивид в данном случае рас¬сматривается как отправной момент для формирования личности от ис¬ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки,

предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует . Индивидуальность можно определить как совокупность черт, от¬личающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъ¬екта

деятельности, познания и творчества. Психология изучает лич¬ность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д. В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, ко¬торый как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой? Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания

неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность — целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.

ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1. Ролевая концепция личности Одной из известнейших социологических теорий личности явля¬ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси¬хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ¬циональном анализе. Основоположником ролевой концепции личности считают

Дж.Мида. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи¬ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро¬ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает¬ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со¬держание современного этапа развития зарубежной социологии. Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви¬дуального взаимодействия.

Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про¬цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида

и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво¬лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре¬деляется как конституирующий фактор сознания. В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст¬виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают

данные символы. “Значе¬ние - отмечал Мид это не состояние сознания Значение жеста рав¬но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со¬циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций” . Одной из важнейших частей социологического учения

Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са¬мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци¬альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру¬гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи¬ми символами (жестами или словами).

В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан¬ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”. Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго¬го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по

Миду, отражают единст¬во и структуру социального процесса. Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен¬ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев¬ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало¬женных в том или ином индивидуальном

Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов¬лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”. Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен¬ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного

набора со¬циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко¬торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив¬ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах. Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное,

творческое нача¬ло личности. 2.2. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии

Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях. По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису¬щие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор¬мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био¬логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело¬веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан¬нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас¬таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив ход развития

человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред¬ков. 2.3. Поведенческая концепция личности В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло¬гического анализа “элементарное социальное

поведение” (т.е. непо¬средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми¬нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно. Новое понимание природы и сущности социального поведения объ¬ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными,

так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа¬ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ¬ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та¬кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове¬сия или баланса между обменами” . Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван¬ных им субинституциональным

(парные непосредственно-личностные от¬ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со¬циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз¬личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи¬зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо¬ванными.

Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес¬ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры . Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи¬тает Хоманс процесс обмена между индивидами. Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному

правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво¬дить это действие. Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото¬рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие. Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности

достижение определенного резуль¬тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ¬ленное на его достижение. Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис¬ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб¬ной награды. Пятое положение - положение “агрессии-одобрения” - характери¬зуется тем, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал,

то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результа¬ты такого поведения становятся для него более пенными. И наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказа¬ние, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одоб¬ряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более пенными. Этот набор из пяти положений, которые Хоманс предпочитает рас¬сматривать как систему, по его

мнению, объясняет, почему человек действует так или иначе в любой ситуации. Он пытался экстраполи¬ровать эти положения на объяснение всех социальных процессов и считал, что отношения между группами и социальными организациями мало чем отличаются от непосредственного взаимодействия между индивидами. 2.4. Культурно-историческая концепция личности В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека

как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно опре¬делить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая са¬мого себя и условия своего существования, В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности

не могло бы существовать. Твор¬ческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру

и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: ор¬ганическими, функциональными, материальными, социальными, духов¬ными. Как правило, в качестве пели деятельности выступает ее про¬дукт. Деятельность принято рассматривать в структурном и функциональном аспектах .

Структурный аспект предполагает выяснение стро¬ения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность. Изучение личности при деятельном подходе сводится к следую¬щему: - определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д./ - выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная; - изучение

характера связи между различными видами деятель¬ности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности; - исследование уровня осуществления каждого из видов деятель¬ности. Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпы¬вает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. До сих пор мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана социологическая модель личности.

Вероятно, это дело буду¬щего. В продолжение разговора о характере человеческой деятельности нельзя не отметить тот факт, что она не всегда позитивна и способ¬ствует прогрессу как самой личности, так и общества в целом. Это признавали многие социологи и историки. В качестве примера можно привести теорию так называемых культурно-исторических типов, воз¬никшую как попытку преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического

процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов мира, в том числе и России. Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Дани¬левский . Наряду с тем, что личность создает в процессе деятельности культуру, культурные образцы , культурная принадлежность обуслав¬ливает характер деятельности, правила, нормы, ценности и т.п.

Г.Терборн отмечает, в частности, что предпочтения людей раз¬личаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они усвоили различные жизненные цели и желания, конк¬ретные нормы правильного поведения, особые способы выражения эмоций и владения ими. Это предположение само по себе может служить объяснением человеческого действия . Кроме того, принадлежность к культуре означает усвоение оп¬ределенной когнитивной и коммуникативной

компетенции, определенно¬го языка, социального горизонта, мировоззрения или совокупности верований, способа толковать или определять ситуации, справляться с неопределенностью и посылать сигналы. Еще один важнейший аспект социологического понимания принад¬лежности к культуре состоит в том, что она определяется по двум измерениям - общему ощущению действующим его тождественности с од¬ними людьми и отличия от других. Это положение дополняется нали¬чием подобного ощущения “идентичности - дифференцированности”

и у других участников коллективного действия Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных. Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает

и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода – А.Маслоу, К.Роджерс. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого

мнения по основным жизненным вопросам. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека. Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь

психологических кризисов: 1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни). 2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет). 3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет). 5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 – 18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами). 8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс

формирования личности – групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт. 2.5.Л.С. Выготский и его культурно-исторический подход в психологии. Говоря о культурно-историческом подходе в методологии психологии, следует несколько слов сказать о его основателе – русском психологе Льве Семеновиче Выготском (1896-1934). В работе «История развития высших психических функций» [5]

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), например, механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие процесса интериоризации, т.е. формирования внутренней структуры

психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей. Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения

между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий. Л.С. Выготский четко дифференцирует процессы употребления орудий у человека и у обезьян. Он соглашается с размышлениями А.Р. Леруа о недопустимости сравнения технической деятельности первых

людей ("примитивов") с ловкостью бильярдного игрока, напоминающей во многом действия обезьяны и других животных. Ловкость в большой мере принадлежит к области инстинкта и передается биогенетическим путем. Техническая же деятельность "примитивов" носила надинстинктивный, надбиологический характер, что исключало возможность их биологического исследования. Изготовление лука или топора не сводится к инстинктивной операции: надо выбрать материал, узнать его

свойства, высушить, размягчить, разрезать и т.д. Во всем этом ловкость может придать точность движения, но не может ни осмыслить, ни комбинировать. Тем самым Выготский с полным основанием мог заявить, что культурно-историческая теория видит основные факторы психологического развития примитива в развитии техники. Близка к этой идее позиция А.Н. Леонтьева. Отталкиваясь от своего историко-генетического подхода к

изучению психики, он рассматривает ее как продукт и дериват материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая преобразуется в ходе общественного исторического развития во внутреннюю деятельность, в деятельность сознания. В какой мере человек создавал технику, в такой же мере она создавала его: общественный человек и техника обусловили существование друг друга. Техника, техническая деятельность обусловили существование культуры.

Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества.

Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания. В рамках детской психологии Л.С. Выготским был сформулирован закон развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

Высшие психические функции формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие высших психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как

у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изложение основного содержания исследования поз¬воляет сделать некоторые обобщающие выводы,

важнейшие из которых состоят в следующем: 1. Первичным агентом социального взаимодействия и отношений в обществе является личность. Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отра¬жающих наиболее значимые свойства нормативных, требований, предъ¬являемых социальными общностями их членам. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.

Личная независимость при этом сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает нали¬чие у личности самосознания, т.е. способности к. самоанализу, само¬оценке, самоконтролю. 2. В центре внимания социологической мысли всегда были и остаются проблемы взаимодействия личности, социальной группы и общества в целом. Действительное решение основного вопроса психологии и соци¬ологии о приоритете личности или общества заключается не в обособ¬лении и тем более не в противопоставлении

одного другому, а в организации их тесного и гармоничного взаимодействия. Нет и не может быть совершенствования общества вне совершенствования лич¬ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви¬тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного общества. 3. Анализ современного состояния мировой психологической и социологической мысли показал, что она представлена большим разнообразием раз¬личных подходов и концепций, теорий личности, в т.ч. ролевой концепцией, психоаналитической

теорией личности, культурно-исторической концепцией, поведенческой концепцией и другими. Вместе с тем, ни один из приведенных в данной работе вариантов понимания феномена личности не исчерпывает его целиком, каждый из них рассматривает лишь отдельные его проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана единая социально-психологическая модель личности.

БИБЛИОГРАФИЯ 1. Ансар П. Современная социология// Социологические исследования. – 1995 г №12, 1996 г №1-2, 7-10. 2. Антонович И. И. Социология США: проблемы и поиски решений М 1976. 3. Андреева Г.М. Социальная психология М.:Знание,1990. 4. Бергер П Лукманн Т. Социальное конструирование реальности:

Трактат по социологии знания М.: Медиум,1995. 5. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология [Сборник]. – М 2002. 6. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии М.:Высш.шк 1982. 7. История социологии. Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова

Мн.: Высшая шк 1997. 8. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 1996 г. – №2. 9. Кон И.О. Ребенок и общество М 1988. 10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах М.:Высш.шк 1983. 11. Мид Д. Культура и мир детства М 1988. 12. Немов Р.С. Психология.Учебник. В 3-х книгах.

Кн.1 Общие основы психологии М.:ВЛАДОС,1995. 13. Общая психология М.:Просвещение,1986. 14. Радугин А.А Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -М.:Центр,1997. 15. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. – Ростов-на-Дону. – Феникс, 2000.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.