Реферат по предмету "Разное"


2. невербальные средства общения

ТЕМА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ (Изучается на двух уроках) УРОК1 ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «невербальное обще­ние», раскрыть приемы невербальной коммуникации, развить на­выки интерпретации невербальных сигналов в общении, идентифи­кации эмоциональных состояний людей по невербальным прояв­лениям в поведении. Ход работы Мы начинаем изучение темы «Невербальное (несловес- кое) общение». Вы узнаете о том, как много информации о характере и состоянии человека можно получить, наблю- дая за его жестами, позой, мимикой и даже походкой. 1. Основные каналы общения. Общение осуществляется по сле­дующим основным каналам: речевому (вербальному — от латин­ского слова устный, словесный) и неречевому (невербальному). Наши представления о невербальном общении находят отраже­ние во многих общепринятых фразеологических оборотах. О счаст­ливых людях мы говорим, что они «переполнены» счастьем или «си­яют» от счастья. О людях, испытывающих страх, мы говорим, что они «замерли» или «окаменели». Гнев или злость описывается та­кими словами, как «лопнуть» от злости или «дрожать» от ярости. Нервничающие люди «кусают губы». Чувства, эмоции могут выра­жаться средствами невербального общения. 2. Невербальное общение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Научиться понимать язык невербального общения важно по не­скольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее чувства, не поддающиеся словесному выражению, пе­редаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание это­го языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если го­ворящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отвора­чивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. Например, собеседник, который указывает пальцем, смотрит при­стально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужден­но и (главное!) нас слушает. Наконец, нужно иметь в виду, что не­вербальное общение как правило спонтанно я проявляется бессо­знательно. Поэтому, несмотря на то что люди взвешивают свои сло­ва и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скры­ваемых чувств через мимику, жесты, интонацию и тембр голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в истинности того, что сказано словами, или, как это иног­да бывает, поставить сказанное под сомнение. Психологами установлено, что от 60 до 80 % информации чело­век получает за счет невербальных (неречевых) средств общения. Выделяются следующие виды невербальных средств общения: Кинесика изучает внешние проявления человека, включаю­щие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (дви­жение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (руко­пожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.). Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное простран­ство и т.п.). Количество и качество невербальных сигналов зависит от воз­раста человека, например, у детей невербальные сигналы чита­ются легче, чем у взрослых. Кроме того, на них влияет пол, тип темперамента, социальный статус, национальность. Так, по дан­ным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, фран­цуз — 120, мексиканец — 180 раз. От принадлежности человека к той или иной культуре зависит значение одного и того же жеста. Например, «большой палец пра­вой руки, опущенный вниз» у англичан означает неодобрение, у римлян — наказание, а у русских такой жест отсутствует. Покачи­вание головой из стороны в сторону у русских означает «нет», у болгар — «да». Мимика тесно связана с эмоциями (см. разд. 3.4) и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радос­ти, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; ра­дость, гнев, печаль — самые распространенные эмоциональные состояния лица. При выражении радости мускулы лица приходят в движение, и все черты лица кажутся приподнятыми кверху. Носо-губные складки резко изменяют форму, дугообразно расходясь от крыльев носа сначала кверху, а потом вниз. Уголки губ оттягивают­ся назад и кверху, щеки также поднимаются вверх, образуя под глазами, у наружных углов мелкие морщины. Брови принимают изогнутый вид. Чувство гнева выражается в мимике нахмуриванием лба, брови сдвигаются. В межбровном пространстве появляются вер­тикальные складки, губы при этом плотно сжаты. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками. Немецкий писатель, литературный, театральный критик Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799) отмечал, что самая замечательная для нас поверхность на земле, — это человеческое лицо. Выражение лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости. Улыбка является универсальным средством невербального об­щения. Первоначально улыбка была символом угрозы, но в наше время означает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения, что человек улыба­ется не только потому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Возможно, эта точка зрения спорная, но все же при встрече улыбка снимает насто­роженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка украшает че­ловека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дру­желюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова при­ветствия и благодарности сопровождать улыбкой. Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, иро­ничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение. Улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, чем обычная улыбка. Однако такую открытую улыбку специалисты не рекомендуют использо­вать при первой встрече, так как она может породить недоверие. Широкая улыбка, когда рот приоткрыт и обнажены оба ряда зу­бов, не используется при знакомстве, она характерна при шутках между друзьями. Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако следуя этому принципу, помните, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника. Взгляд — это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, откры­тым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, зас­тывшим и т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику, люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени беседы. Зрительный контакт помо­гает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если говорящий переводит взгляд с партнера на что-то другое и обратно, это озна­чает, что он еще не закончил говорить. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. Больше всего нас раздражают люди, которые во время разго­вора опускают веки. Таким способом человек пытается убрать вас из поля своего зрения, потому что вы ему надоели, стали неинте­ресными, или он выражает чувство превосходства над вами (в сочетании с откинутой назад головой). Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседни­ками. Мы больше смотрим на говорящего, когда он находится на некотором расстоянии, и избегаем зрительных контактов, когда он находится вблизи. Чем ближе находится собеседник, тем мень- ше нужно смотреть ему прямо в глаза, чтобы не вызвать у него неприятного чувства. Статистики подсчитали, что в произведениях Л.Н.Толстого (1828—1910) описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки. Мимические выражения лица можно сознательно контроли­ровать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его дви­жениями. Жесты. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопо­жатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для ру­копожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает пре­восходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское ру­копожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он не­разрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека. Для определения понимания информации в психологии ис­пользуют механизм обратной связи, который проявляется в том, что в процессе обмена информацией она помимо своего первона­чального содержания несет сведения о том, как собеседники вос­принимают и оценивают поведение друг друга. Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакций, а также последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. В общении специалиста любого профиля с клиентом или кол­легой обратная связь является важным и необходимым условием установления доверительных отно­шений. Благодаря обратной связи мы можем понять, как встречено то, о чем мы говорим, — с одоб­рением или враждебно, открыт со­беседник или замкнут. «Бессловес­ная» обратная связь помогает дос­тичь нужного нам результата. В общении чаще всего встреча­ются следующие виды жестов: жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание (рис. 2); жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники (рис. 3,4); жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением боль­ших пальцев напоказ (рис. 5, 6), а также резкие взмахи сверху вниз; жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность (рис. 7), и пре­рывистое прикосновение к собеседнику. Поза — это положение человеческого тела; от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть яв­ляется дополнительным источником инфор­мации. Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетель­ствуют о беспомощности, боязливости и не­уверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свобод­но опущенные плечи «говорят» о внутрен­ней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решитель­ность (но нередко — на переоценку собствен­ных возможностей). Человеческое тело способно принимать около тысячи различ­ных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни позы являются запретными, а другие — норматив­ными. Поза свидетельствуют об уровне культуры общества. Так, сидеть, развалившись на стуле или положив ноги на стол, в при­сутствии партнера в нашем обществе не принято. Нужно учиться сидеть красиво, удобно и естественно, при этом не следует «плю­хаться» на стул — нужно садиться спокойно и красиво. Не следует также разглаживать юбку после того, как усядетесь. Когда собе­седник сидит, слегка наклонившись вперед, то он выражает вни­мание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и поло­жил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора. В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы: открытую, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак (рис. 8); закрытую, или защитную, означающую реакцию на возмож­ные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; по­садка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ноту на ногу или скрестив их (рис. 9—12); поза готовности, характеризующая желание активных дей­ствий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опи­раются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, ос­тавляя другую позади (рис. 13, 14).Позы и жесты. Установку и чувства человека можно опреде­лить по моторике, т. е. по тому, как он стоит или сидит, по его жес­там и движениям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы вос­принимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза го­ворит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывается назад или разваливается в кресле. Обычно легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. (Такую позу могут принимать и люди с более высоким поло­жением, вероятно, потому, что они больше уверены в себе в момент общения и обычно не стоят, а сидят, причем подчас не прямо, а от­кинувшись назад или склонившись набок.) Наклон, при котором сидящие или стоящие собеседники чувству­ют себя удобно, зависит от характера ситуации или от различий в их положении и культурном уровне. Люди, хорошо знающие друг друга или сотрудничающие по работе, обычно стоят или сидят бо­ком друг возле друга. Когда они встречают посетителей или ведут переговоры, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать несколько склонясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают поло­жение лицом к лицу, кроме ситуации соперничества. Американцы и англичане располагаются сбоку от собеседника, тогда как шведы склон­ны избегать такого положения. Арабы наклоняют голову вперед. Зная эмоциональное состояние вашего собеседника, понаблюдай­те, как он стоит, сидит, передвигает стул или как движется. Лучше наблюдать за ним, когда он думает, что на него не смотрят. Таким образом попробуйте установить связь между эмоциональным со­стоянием и его невербальными проявлениями. Значение многих жестов рук или движений ног в определенной мере очевидно. Например, скрещенные руки или ноги обычно ука­зывают на скептическую, защитную установку, тогда как нескрещенные конечности выражают более открытую установку, установку доверия. Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчи­вости. Стоять подбоченившись — признак неповиновения или, на­оборот, готовности приступить к работе. Руки, заведенные за голо­ву, выражают превосходство. Во время разговора головы собесед­ников находятся в постоянном движении. Хотя кивание головой не всегда означает согласие, оно действенно помогает беседе, как бы давая разрешение собеседнику продолжать речь. Кивки головой действуют на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэто­му говорящие обычно обращают свою речь непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Однако быстрый наклон или поворот головы в сторону, жестикуляция часто указывают на то, что слушающий хочет высказаться. Обычно и говорящим, и слушающим легко беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерное жестикулирование, однако, может быть выражением беспокойства или неуверенности. Походка. Ряд психологов утверждают, что по походке че­ловека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенно­стях его личности. Оказывается, что характер походки прямо связан с возрастом индивида и его физическим состоянием, за­висит от темперамента и образа жизни, указывает на его соци­альное положение. Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опира­ясь на пальцы, — сосредоточенны, не любят привлекать к себе вни­мание, часто углублены в свои мысли. Человек, ставящий ноги пятками внутрь, проявляет обостренное внимание к окружающему: он все видит и все слышит, весел, общи­телен, иногда до назойливости. Звучная ходьба обнаруживает несдержанность характера, бесце­ремонность. Часто при этом повышенный тон «компенсирует» от­сутствие уверенности в себе. Размеренный степенный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свиде­тельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целе­устремленности, а если при этом ноги он ставит легко и пружинис­то, то это вообще идеальный человек. Тяжелая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности и/или старости. Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания. Те, кто ходит мелкими шажками, как правило педантичны и ма­лообщительны. Человек нерешительный при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный — то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки. Люди, быстро меняющие свои взгляды, стирают подошву прежде всего изнутри.Голос. Важное значение для общения имеет голос, который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обста­новке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над по­становкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом. Существенное значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тем-бральной окраски. Тембр — это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются. Одним из важнейших средств может стать умелое использова­ние пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания. Длительность пауз различна и зависит от причи­ны, которой она вызвана. Голос и жест в сочетании с мимикой помогают человеку создать свой образ. Межличностное пространство. Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подальше» от того, кто нам не нравится или кого мы боимся, или «держаться поближе» к тому, в ком заин­тересованы. Обычно чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе друг к другу они сидят или стоят. Однако суще­ствует определенный предел допустимого расстояния между собе­седниками. Он зависит от вида взаимодействия и определяется сле­дующим образом: интимная зона (до 0,46 м) соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, возлюбленных, друзей. Может встречаться в спорте — в тех его видах, где имеет место соприкосно­вение тел спортсменов; личная зона (0,46—1,2 м) — для неформальных социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям; социальная зона (1,2-3,6 м) - это расстояние обычно выдер­живается при официальном и формальном общении; публичная зона (более 3,6 м) сохраняется при обращении к ауди­тории, к группе людей. Интересно, что определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия. Иссле­дователи отмечают, что чем больше разница в возрасте у общаю­щихся людей, тем больше расстояние между ними. То же проис­ходит при общении людей с разным социальным статусом. Исследования также показали, что между ростом собеседника и дистанцией общения существует связь: чем выше мужчина, тем более он старается приблизиться к собеседнику, и наоборот. У женщин прослеживается противоположная зависимость, поэтому специалисты рекомендуют учитывать в общении данную законо­мерность. Задавались ли вы вопросом: почему в местах общественного скопления (кинозал, транспорт, эскалатор и т.п.) чаще всего воз- никают конфликтные ситуации? Это может быть объяснено втор­жением людей в интимные зоны друг друга. В книге «Психология общения» Е.И.Рогов* приводит правила, которые А.Б.Добрович сформулировал как неписаные правила поведения современного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми. Не рекомендуется смотреть в упор на других. Лицо должно быть совершенно бесстрастным — никакого проявления эмоций не разрешается. Если у вас в руках книга или газета, вы должны быть полно­стью погружены в чтение. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над го­ловой. Жан де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, мас­тер афоризмов, говорил, что в любом самом мелком, самом не­значительном, самом неприметном нашем поступке уже сказыва­ется весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный чело­век.Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благопри­ятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соот­ветствующем указанным выше видам взаимодействия. Чрезмер­но близкое, как и чрезмерно удаленное, положение отрицатель­но сказывается на общении. Эти правила значительно варьируются в зависимости от воз­раста, пола и уровня культуры. Например, дети и старики дер­жатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение. Обычно женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (неза­висимо от его пола), чем мужчины. Личностные свойства также определяют расстояние между собеседниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собе­седнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся от собеседника подальше. Общественный статус также влияет на расстояние между людьми. Мы обычно держимся на большом расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на относительно близ­ком расстоянии.Практическая работа. Закрепление пройденного материала Другие люди заходят в наше личное пространство в двух слу­чаях. Любимые, родные люди таким образом выражают приязнь, бли­зость, доверие. Неприятели вторгаются в личное пространство, чтобы атако­вать. И в том, и в другом случае мы испытываем очень сильные чув­ства — приятные или неприятные. Оба события (и выражение любви, и выражение вражды) являются для нас чрезвычайно важными, значимыми. В обоих случаях мы должны быть готовы к немедлен­ному ответу. Анализ ситуаций Сейчас вам будет предложено описание нескольких ситуаций, с тем чтобы вы подумали и проанализировали, почему они закончи­лись именно таким исходом. а) Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выглядят унылыми, подавленными, безрадостными, раздраженными. У них и в самом деле скверное настроение? Или они следуютнеким неписаным правилам поведения в ситуациях, когда каж­дый невольно вторгается в личное пространство других людей? Что это за правила? Что происходит, когда эти правила наруша­ются? б) Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком. Он оказался интересным, остроумным собеседником, и она с удо­вольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он положил руку ей на плечо, продолжая дружески улыбаться и рас­сказывать смешной анекдот. Вскоре они простились, выразив надежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомца, она поняла, что не будет слишком огорчена, если никогда его больше не увидит. Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному че­ловеку? в) Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того как плотность толпы увеличивается, каждый отдельный человек получает все меньше и меньше личного пространства, поэтому он возбуждается и раздражается все больше и больше. По мере увели­чения толпа становится все более рассерженной, и возникает веро­ятность драк и столкновений. Этот факт учитывается полицией, которая пытается толпу рассечь и рассеять. Что происходит с людь­ми, составлявшими толпу, после ее разгона? г) Известно, что внутри одной и той же страны районы с высокой плотностью населения имеют наиболее высокий уровень преступ­ности. Почему? Подведение итоговУРОК 2 ЦЕЛЬ. Раскрыть учащимся приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в об­щении. Ход работы Сегодня мы продолжим изучение темы «Невербальные средства общения». Владение данным материалом позволит вам лучше понимать своего собеседника.1. Роль невербальных средств в передаче информации. Альберт Меграбиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации. В связи с этим нельзя не согласиться со словами Публиция: «Го­ворим мы голосом, беседуем всем телом». Прежде чем начать излагать новый материал, мне бы хотелось напомнить вам, что на определенном уровне вы все умеете расшиф­ровывать невербальные сигналы. В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем со­держанию слов? Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям? Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» (прил. 2). 2. Жесты. Первым проявил интерес к коду жестов Чарлз Дар­вин. Его труд «Выражение эмоций у человека и животных», напи­санный в 1872 году, не утратил своего значения и ныне. Итак: жест — это движение, имеющее сигнальное значение. «Алфавит» жестов можно разбить на 5 групп. Жесты-регуляторы — это жесты сообщения (например, «во-о-от такая рыба»). Жесты-отношения — это жесты, выражающие отношение го­ворящего к чему-либо (например, кивок). Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов (напри­мер, «до свидания»). Жесты-адаптеры — это специфические привычки человека, свя­занные с движениями рук (например, перебирание отдельных пред­метов.) 5. Жесты-иллюстраторы — жесты, выражающие определенныеэмоции посредством движений тела и мышц лица. Считается, что женщины обладают более ярко выраженной врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые не­сколько лет мать полагается только на невербальные каналы ком­муникации со своим ребенком.Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практи­чески во всех странах одинаково. Кивок головой почти везде озна­чает «да», пожимание плечами означает «не знаю». Но не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и то же дви­жение в разных странах порой имеет особое значение. Например, поднятый вверх большой палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он обозначает «все в порядке», а вот в Греции он обозначает «заткнись». Вот и представьте себе по­ложение американца, останавливающего привычным жестом маши­ну на дорогах Греции. Тем не менее умение правильно истолковывать жесты дает очень много полезной информации. Сцепленные пальцы говорят о разочаровании, шпилеобразное положение рук — о самоуверенности, акцентирование больших паль­цев — о властности. Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирает­ся в висок — это оценочное отношение, а вот использование руки как опоры — это скука, постукивание пальцами по столу — нетерпе­ние, почесывание шеи — несогласие. 3. Мимика. Не менее важно понимать мимику. Мимика — это движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное со­стояние. Она способна дать истинную информацию о том, что пе­реживает человек. Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или «привычек», имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их использование в борь­бе, а широко раскрытые глаза при испуге позволяли лучше разгля­деть врага. Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выража­ют основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удив­ление, страх, отвращение, счастье. Причем легче распознаются по­ложительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхище­нии — брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво сви­детельствуют о печали, грусти, горе. При обиде губы сжаты. Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставля­ют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся на- шей «визитной карточкой». Именно она позволяет малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: «надменный тип», «брюзга», «оптимист», «зануда» и т. д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано на нашей «визитной карточке», и на­учиться вносить в нее исправления. Какие еще мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состо­яний большинства людей?Для правильной трактовки невербального общения специали­сты рекомендуют руководствоваться следующими правилами: «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность; жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди» — при общении этот жест выражает недове­рие, закрытость; при холодной морозной погоде человек со скре­щенными руками попросту замерз); необходимо учитывать национальные особенности; при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку; необходимо помнить о формально-ролевом общении (см. разд. 2.2), т.е. если человек играет роль высокомерного, то и жесты будет использовать соответствующие; нужно учитывать факторы здоровья: к примеру, у близоруких людей зрачки всегда расширены, у дальнозорких — сужены. Рассмотрим некоторые типы невербального общения. В книге Дж. Ниренберга и Г. Калеро «Читать человека как книгу»* приво­дится пример, показывающий как продавец может понять, что у покупателя на самом деле на уме: «Если глаза возможного покупателя опускаются на землю, а лицо отворачивается в сторону — вам откажут. Напротив, если рот расслаб­лен, без механической улыбки, подбородок выставлен вперед, то поку­патель, вероятно, обдумывает ваше предложение. Если взгляд встречает­ся на несколько секунд с вашим, одновременно с легкой боковой улыб­кой, доходящей, по крайней мере, до уровня носа, то он склоняется на вашу сторону. И, наконец, если опускается голова на тот же уровень, что и ваша, улыбка расслаблена и энтузиастична, — покупка действи­тельно будет сделана».Практическая работа. Закрепление пройденного материала а) Упражнение «продемонстрируй состояние» Трем учащимся, втайне от других, предла­гается задание, которое они должны будут выполнить, войдя в кабинет. Задание заклю­чается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния: Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться. Самодовольной уверенности занимаю­щего высокий пост человека. Веселого беззаботного человека. Каждый из выполняющих задание должен поздороваться и задать несколько вопросов классу, играя условленную роль. Остальные учащиеся записывают впечатления: ста­тус, черты характера, его эмоциональное состояние, зачем пришел этот человек, что от него ждать и т. д. Затем записи зрителей и их мне­ние о том, какую роль играл каждый из трех «актеров», на выбор зачиты­ваются.6) Обсуждение На основании чего сло­жился образ? Насколько объектив­ным может быть наше представление о другом человеке? Подведение итогов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.