Реферат по предмету "Разное"


2. Ассонанс созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха

ПРИЛОЖЕНИЕСЛОВАРИК СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИФонетические средства выразительности1. Аллитерация — усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков: — Где он, бронзы звон или гранита грань…(В. Маяковский)2. Ассонанс — созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону: БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных, ВхожУ ль во многолюдный храм, СижУ ль меж юношей безУмных, Я предаюсь иным мечтам.(А. Пушкин)3. Звукоподражание — слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер (мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать): Птицы прх..., прх..., вспорхнули.Лексические и синтаксические средства выразительности1. Анафора — синтаксическое средство выразительности, единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы:^ Жди меня, и я вернусь, только очень жди.Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.(К. Симонов)2. Антитеза — приём контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний: — Полюбил богатый — бедную, Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную, Полюбил хороший — вредную: Золотой — полушку медную. (М. Цветаева)3. Бессоюзие — приём, когда в предложении отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм:^ Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет.(А. Пушкин)4. Гипербола — троп, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление: ...раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.(В. Маяковский)5. Градация — приём расположения слов и выражений в порядке их возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:^ Не волнуйся, не плачь, не труди, Сил иззябших и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай.(Б. Пастернак)^ 6. Именительный представления (именительный темы) — синтаксическое средство выразительности, изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:^ Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! (А. Пушкин)7. Инверсия — синтаксическое средство выразительности, перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла: И курганов зеленеет Убегающая цепь. (А. ^ Фет) Арагвы светлой он счастливо Достиг зелёных берегов.(М. Лермонтов)8. Ирония — троп, «притворство, насмешка», употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель — тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии — сарказм: Посмотрите на него: каков Геракл! (о слабом, хилом человеке).9. Каламбур — приём, «игра слов», построенная на омонимических словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм: Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. (Д. Минаев)^ 10. Контекстные антонимы — лексическое средство выразительности, слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте: У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота.(Н. Некрасов)^ 11. Контекстные синонимы — лексическое средство выразительности слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии: Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.^ 12. Крылатые выражения — лексическое средство выразительности, афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов: Блажен, кто верует... (А. Грибоедов)^ 13. Лексический повтор — приём, повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающий эмоциональность, подчеркивающий ключевое слово:^ И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой.(М. Лермонтов)14. Литота — троп, преуменьшение свойств, качеств. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка. (А. Грибоедов)15. Метафора — троп, употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства (железная воля, горячее сердце, тяжелый характер); метафора перефразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно: Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец. (Я. Заболоцкий)Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком(С. Есенин) (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор) ^ Ножка стула (стёртая метафора)16. Метонимия — троп, употребление слова в переносном значении, замена слова или понятия другим словом, имеющим внешнюю или внутреннюю связь с первым: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал, (вместо: книгу Апулея) (А. Пушкин) Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик (т.е. Ломоносов) По своей и божьей воле Стал разумен и велик.(Н. Некрасов) Молчалины блаженствуют на свете. (А.С. Грибоедов)17. Многосоюзие — приём, когда все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом и), таким образом подчеркивается единство перечисляемого: Ох, лето красное! Любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)18. Оксюморон — лексическое средство выразительности, сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление (сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия»):^ Печаль моя светла. (А. Пушкин) Смотри, ей весело грустить... (А. Ахматова) Кого позвать мне? С кем мне поделиться Той грустной радостью... (С. Есенин)19. Олицетворение — троп, особый вид метафоры, при котором неодушевленные явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью свойствами живых существ, изображающееся как живые существа. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. (Ф. ^ Тютчев)ВодаБлаговолила Литься! (Л. Мартынов)20. Парадокс — приём, парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод: Спеши медленно, (лат.)^ 21. Парцелляция, присоединительные конструкции — приём, разделение фразы, предложения на части; является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл: Но горы близко. И снег на них. Мы время проведёмУ печки. В Имеретии. Зимою.Как в Переделкино, как под Москвою.(В. Инбер)22. Перифраза — троп, «пересказ», вид развернутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим неназванного прямо предмет или лицо, оценку.^ Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прохладная краса! (об осени) (А. Пушкин).^ 23. Риторический вопрос — синтаксическое средство выразительности, вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность: И кому же в ум придёт на желудок петь голодный?(И. Крылов)^ 24. Риторическое обращение — синтаксическое средство выразительности, слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые... (А. Пушкин) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский)^ 25. Риторическое восклицание — синтаксическое средство выразительности, восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи:^ Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)26. Сарказм — троп, высшая степень иронии, злая насмешка. «...рядом с «рабьим» языком народился язык холопский, претендовавший на смелость, но, в сущно­сти, представлявший смесь наглости, лести и лжи» (М.Е. Салтыков-Щедрин о стиле «желтой прессы»). «...говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М.Е. Салтыков-Щедрин об Иудушке Головлеве)27. Синекдоха — троп, вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части (и наоборот): И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (вместо: французские войска) (М. Лермонтов)^ 28. Синтаксический параллелизм — синтаксическое средство выразительности, одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста. Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)29. Сравнение — троп, образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания:Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий) ^ Намокшая воробышком Сиреневая ветвь!(Б. Пастернак) — Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.(А. Пушкин) Он был похож на вечер ясный... (М. Лермонтов)Горы уходятЗа горы. ^ СловноНавек наколотоЭтогоСинего сахара, СветлогоЭтого холода, (развернутое сравнение, основанное на нескольких образах) (Н. Асеев)Стилизация — воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка че­ловека, принадлежащего к определённому социальному слою например, в рассказах М. Зощен­ко, В. Шукшина, произведениях А. Платонова.Эпитет — троп, обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравне­ния, образную, художественную характеристику предмета, действия.Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.(А. Ахматова)32. Эпифора — синтаксическое средство выразительности, повторение в конце строк слова или словосочетания:Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!(А. Блок)СЛОВАРИК СОСТАВЛЕН НА ОСНОВЕ КНИГ: И.Б. Голуб. Стилистика русского языка. М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. А.П. Квятковский. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000. Д.Э. Розенталь, МЛ. Теленкова. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Про­свещение, 1985.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М.В. Панов. М.: Педаго­гика, 1984. 107


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.