Реферат по предмету "Разное"


2 Переход на новые технологии в гато глава III

ВВЕДЕНИЕ Глава I. СОВРЕМЕННЫЕ АРХИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Проблема автоматизации архивного дела Разработка автоматизированных архивных технологий База данных «Паспорт архива» База данных «Учет архивного фонда» База данных «Учреждения – источники комплектования» База данных «Учет использования документов архива» Программные комплексы «Архивный фонд» и «Фондовый каталог» ВЫВОДЫ Глава II. ГАТО- его структура и задачи по комплектованию документов 2.1. Проблемы автоматизации отдела комплектования ГАТО 2.2. Переход на новые технологии в ГАТО Глава III. Совершенствование автоматизации информационных технологий отдела комплектования ГАТО 3.1. Автоматизированный учет источников комплектования архивов Тульской области 3.2. Организация работы ГАТО в системе локальных сетей. 3.3. Влияние информационных технологий на безопасность архивных документов 3.4. Расчет трудоемкости разработки программного продукта ЗАКЛЮЧЕНИЕВВЕДЕНИЕВ начале третьего тысячелетия архивы являются главным звеном преемственности исторического времени, фиксирующим эволюцию общественных процессов. В структуре исторических знаний выявляются несколько относительно самостоятельных направлений, без которых невозможно представить себе науку в целом. Это, прежде всего источниковедение, которое разрабатывает теорию, методику, изучение и использование исторических источников. Архивы сегодня как никогда привлекают исследователей, вознаграждая их стремление ко все более глубокому проникновению в былое удивительными находками. Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя», «присутственное место». Но мы, этим словом, обозначаем хранилище документов. Документ - материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для её передачи во времени и пространстве. Документы фиксируют каждый шаг нашей жизни, начиная с момента рождения, поступления в школу, затем в специальное среднее или высшее учебное заведение, на работу. В них зафиксирован брак и развод, уход человека из жизни. Документы могут содержать тексты на естественном или формализованном языке, изображения, звуковую информацию и т.д. Функционирование современного общества и процесс производства вызывают и обмен значительного числа документов, в основном текстовых. По определению специалистов - документоведов документ представляет собой результат отображения фактов, событий, предметов, явлений объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специальном материале (бумаге, фотопленке и т.п.).Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обеспечивает её сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. В историческом исследовании невозможно обойтись без изучения документов, поэтому задача их сохранения является очень важной. Начиная свою жизнь в организации, учреждении или предприятии документы завершают ее в архиве, который является окончательным местом их хранения. Как в делопроизводстве спланирована система хранения документов, зависит и его архивное хранение, и трудоемкость организации архива, и полнота сохранности документов. В связи с этим архив заинтересован в комплектовании делами, находящимися уже в упорядоченном состоянии, имеющими определенный научно-справочный аппарат (НСА) к ним. Но подготовка дел для архивного хранения проводится не всегда своевременно. Это впоследствии усложняет работу архива, делает ее чрезмерно трудоемкой, затрудняет поиск необходимых документов. К сожалению, попадая в государственный архив, документы находятся в различном, зачастую неупорядоченном состоянии, что значительно снижает их информативную ценность и возможность полноценного использования. В этом случае сотрудники архива, вынуждены начинать работу по подготовке дел для дальнейшего хранения с проведения экспертизы их ценности, заново формировать дела и разрабатывать или усовершенствовать уже имеющийся НСА. Эти факторы играют определяющую роль в стремлении государственных архивов к первоначальной правильной постановке, организации и ведении делопроизводства, а также упорядочению текущего хранения документов в организациях. Архивный фонд Российской Федерации (АФ РФ) в соответствии с формой собственности на документы является одной из крупнейших информационных систем России и состоит из государственной и негосударственной частей. Его объем составляет свыше 460 млн. дел (единиц хранения). Этот огромный пласт архивных документов содержит уникальную информацию по различным аспектам общественно-политического, государственного, экономического, социального, культурного развития народов, населяющих Российскую Федерацию. Эти документы являются составной частью национального наследия, задача сохранения которого законодательно закреплена1. Однако мало только сохранить, необходимо еще удовлетворить потребность общества в ретроспективной документной информации, которая на современном этапе все более и более возрастает. Ограниченность финансовых возможностей государства (а архивы были и остаются государственными учреждениями) не позволяет значительно расширить штат, требующийся для решения всех задач, стоящих перед архивами. Эта ситуация сужает выбор приемлемых оптимальных способов решения проблемы эффективного использования архивных документов в максимально полном объеме. Единственно перспективным, долговременным, объективно обоснованным современными экономическими и социальными условиями остается использование способов автоматизации архивных технологий. Автоматизированная архивная технология рассматривается как составная часть архивного дела и на современном этапе его развития может быть представлена как совокупность методов и процессов обработки информации, осуществляемых архивными учреждениями с использованием средств электронной вычислительной техники. Впервые вопрос о внедрении компьютерной техники в архивных учреждениях был поставлен в 1964 г. на Брюссельском конгрессе Международного совета архивов (МСА). Однако участники конгресса отнеслись к данной теме с изрядной долей скептицизма, и никаких решений не последовало. Несмотря на это, в следующем (1965) году на IX Международной архивной конференции круглого стола (МАККС) в Лондоне вновь встает вопрос об архивной информатизации. Здесь уже многие участники конференции признали пользу электронно-вычислительных машин (ЭВМ) для создания автоматизированных каталогов, однако лишь США выразили готовность внедрять электронную технику, в то время весьма дорогостоящую. В 1971 г. на XIII конференции МАККС призывалось безотлагательно разработать политику применения компьютерной техники в архивах. В 1972 г. на Московском конгрессе МСА был создан Комитет по вычислительной технике (КВТ). Комитет начал практически сразу после создания издавать вестник «Автоматизация, архивы и компьютерная техника». В России (тогда в СССР) информатизация в архивной отрасли началась фактически одновременно с появлением в стране персональных компьютеров, то есть в 80-х гг. Реализация совместных международных проектов сопровождалась, как правило, поставкой техники или целевым выделением зарубежными партнерами средств на ее приобретение. Однако если с приобретением техники архивные учреждения, так или иначе, справлялись, то с программным обеспечением дело обстояло несколько иначе, поскольку информатизация архивного дела в нашей стране – явление достаточно замкнутое. Так, чтобы автоматизировать процесс делопроизводства в каком-нибудь офисе, можно выбрать программу из множества предлагаемых на рынке программного обеспечения. Для архивных же работников на рынке программного обеспечения разработок практически нет. Хотя соответствующие фирмы могут разработать на заказ любые программы, но стоимость такой индивидуальной разработки поглотит бюджет архива за несколько лет. Опыт разработки архивных автоматизированных информационно-поисковых систем в нашей стране (АИПС), практически начатой с 1975 г., показал, что при выборе объекта автоматизации необходимо учитывать следующие факторы: общественную значимость архивных документов, включаемых в АИПС, долгосрочность потребности в этих документах, интенсивность их использования, а также степень концентрации информации, позволяющей осуществлять поиск документов на межархивном уровне. Автоматизация поиска информации по документам Государственного архивного фонда (ГАФ) начала проводиться по двум направлениям: Разработка автоматизированной информационной системы по документам ГАФ на базе Центрального фондового каталога Главного архивного управления, в котором содержатся сведения о каждом архивном фонде (коллекции), входящем в состав ГАФ; Разработка АИПС на отдельные тематические комплексы архивных документов ГАФ, наиболее важные с точки зрения и характеризующиеся наибольшим спросом со стороны потребителей. Функциональная структура автоматизированной информационной системы предусматривала наличие подсистемы сбора, обработки и ввода информации, ее ретроспективного поиска и избирательного распространения, а также ее передачи, проведения статистической обработки информации, редакционно-издательских работ. Системы была введена в эксплуатацию в 1980 г. Ее разработку и внедрение осуществлял Всесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) при активном участии всех учреждений государственной архивной службы. В состав технических средств, обеспечивающих работу АИПС на документы ГАФ СССР, входили ЭВМ Единой системы и аппаратура по подготовке данных на основе оптического читающего устройства, которое представляет собой комплекс для считывания информации с печатного листа, перевода ее в двоичную форму и последующей записи на магнитную ленту. В состав комплекса входил оптико-механический читающий механизм, процессор (мини-ЭВМ с объемом оперативной памяти 32 Кб), накопитель на магнитной ленте, дисплей, устройство ввода с перфоленты и вывода на перфоленту. В Базу данных (БД) было введено за несколько лет 70 тыс. карточек. К середине 90-х машина ЕС-1022, на которой размещалась БД, окончательно вышла из строя. В начале 90-х г. был предложен иной подход к автоматизации системы централизованного госучета, и началась его реализация. Система автоматизированного централизованного государственного учета структурно должна повторять систему централизованного госучета, являясь двухуровневой для федеральных архивов и трехуровневой для государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов. На каждом уровне создаются базы данных, содержащие описания фондов. Все сведения в конечном итоге аккумулируются в автоматизированном Центральном фондовом каталоге (ЦФК). Основным условием создания системы является ввод описаний в едином электронном формате, или возможность регулярного конвертирования данных в этот единый формат. Суть нового подхода заключалась в следующем: все архивы снабжаются унифицированным программным обеспечением по учету архивных документов и производят ввод информации по описанию фондов, а также заполняют паспорт архива; архивы регулярно передают массивы данных в БД регионального Фондового каталога и в БД ЦФК. Для построения такой автоматизированной системы централизованного государственного учета необходимо было: разработать программное обеспечение для каждого уровня системы; наличие в архивах соответствующего технического обеспечения; подготовить методические материалы; обеспечить нормативно-организационную базу.Основные требования к программному обеспечению, выполняющему функции автоматизированного учета: оно должно быть унифицированным по отрасли; должна быть преемственность по отношению к традиционным методикам; для облегчения работы с Программным обеспечением (ПО), он должен иметь дружественный интерфейс; работать как в автономном, так и в сетевом режимах; возможность использования ПО на компьютерах разного класса. Вместе с тем внедрение автоматизированных архивных технологий в практику архивной деятельности связано с рядом проблем, не обращать внимание на которые невозможно. Сейчас в периодической печати появляются публикации, авторы которых пытаются привлечь внимание специалистов к подводным камням, встающим на пути информатизации. Однако в большинстве своем это либо издания, ориентированные на специалистов в области компьютерной техники, малопригодные для широкого использования архивистами, либо материалы, указывающие на проблему, но не дающие конкретных рекомендаций по ее устранению. Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ достаточно полно определены в законодательстве, подзаконных нормативных актах и методических документах общего действия. Основным правовым актом, определяющим современную государственную политику и права граждан России в сфере информационно-документационного обмена, является Конституция РФ. В ней записано: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…» (ч. 4, ст. 29). Важное место в ряду законодательных актов, регулирующих работу с документами занимает Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»2. Основы законодательства регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и государства. Однако данные основы не содержат правовой регламентации вопросов делопроизводства. Положение об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ от 17 марта 1994 г. № 552 (в ред. от 01.12.98), закрепляет за Росархивом функции межотраслевого организационно-методического руководства и контроля за организацией документов в делопроизводстве; координации деятельности федеральных органов государственной власти в области делопроизводства и унифицированных систем документации, а также определяет порядок хранения и использования документов АФ РФ. Положение «О федеральной архивной службе России»3 в свою очередь определяет задачи ФАС России в деле организации, формирования, сохранности, учета и использования АФ РФ, а также структуру Федеральной архивной службы. Системообразующим актом в области информации и документации является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»4. Этот закон определяет правовой режим документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах, категории информации по уровню доступа к ней, порядок правовой защиты информации. Закон устанавливает также ответственность органов государственной власти, организаций и их должностных лиц за правонарушения при работе с документированной информацией. Опираясь на общероссийское законодательство, Тульская областная Дума 22 января 1998 г. приняла Закон Тульской области «Об архивном фонде Тульской области и архивах»5. Этот закон определяет понятие государственной и негосударственной частей АФ, регулирует правоотношения в области формирования, организации хранения и учета, использования архивов и архивных фондов на территории Тульской области и управления ими в целях обеспечения сохранности архивных документов. Регулирование отношений в области передачи информации за пределы Российской Федерации и получения ее извне в Россию осуществляется на основе Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене»6. Целью этого закона является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Определенное значение для данной работы имело знакомство с рядом смежных законов, среди которых следует упомянуть Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»7, Закон РФ «О государственной тайне и изменениях, и дополнениях к нему»8, федеральный закон «О связи»9. Важными источниками исследования являются нормативно-методические материалы и государственные стандарты по вопросам документации, классификаторы и перечни документов. В этой группе источников необходимо отметить все редакции единой государственной системы делопроизводства, унифицированные системы документации, правила работы государственных и ведомственных архивов, перечни документов с указанием сроков хранения, инструкции по делопроизводству, проспекты и описания разработанных автоматизированных систем документационного обеспечения управления, государственные стандарты СССР и Российской Федерации и международные стандарты в области документации. Наиболее полным межотраслевым документом в сфере документационного обеспечения управления до настоящего времени является Государственная система документационного обеспечения управления, одобренная коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 года. На базе ГСДОУ была разработана Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации 1993 года. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления, а также термины и понятия, применяемые в делопроизводстве организаций, учреждений и предприятий определяются ГОСТ Р 51141-9810 и ГСДОУ11. В свою очередь, Основные правила работы архивов12 являются главным нормативным документом, закрепляющим систему хранения документов в делопроизводстве и архиве. Правила опираются на современную правовую базу деятельности государственных архивов, учитывают различные формы собственности на архивные документы, влияющие на организацию работы с ними. Их требования рассчитаны на государственные и ведомственные архивы с различным объемом и составом документов. В них регламентирована технология сохранности документов. В этот норматив включены требования к номенклатурам дел. Правила закрепляют общие принципы формирования дел, порядок организации и проведения экспертизы ценности, описания документов; порядок и методику подготовки дел к передаче, как в ведомственный, так и в государственный архивы. Нормативным документом, закрепляющим сроки хранения, являются различные Перечни документов со сроками хранения13, для организаций как государственной, так и негосударственной формы собственности. Положения об ЭК (ЦЭК)14устанавливают порядок проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке их к передаче на государственное хранение. Примерное положение об архиве учреждений регламентирует порядок хранения и комплектования документами ведомственного архива, ответственность за их сохранность, порядок учета и использования. Для того чтобы наиболее полно осветить круг рассматриваемых вопросов, в процессе работы были изучены следующие нормативно-методические акты: - рекомендации по ведению списков учреждений, организаций и предприятий-источников комплектования; - соглашение о сотрудничестве между госархивом и организацией; - а также, различные распоряжения Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и отбора и передачи на государственное хранение. Отечественным документоведением к настоящму времени накоплен значительный объем знаний, отраженный в опубликованных монографиях, сборниках научных трудов МГИАИ и ВНИИДАД, сборниках статей, учебных и методических пособиях, материалах конференций и других научных мероприятий. К сожалению, до сих пор нет крупных монографических исследований. Опубликованные работы имеют преимущественно характер учебников и учебных пособий (работы Андреевой В.И., Кузнецовой Т.В., Лившица Я.З., Митяева К.Г., Мингалева В.С., Пшенко А.В., Соковой А.Н., авторского коллектива кафедры документоведения и документационного обеспечения управления Государственного университета управления). В процессе подготовки данной работы были использованы многочисленные периодические издания: «Отечественные архивы», «Вестник архивиста», «Делопроизводство», «Секретарское дело», «Служба кадров», другие журналы профильной и смежной тематики, материалы научных конференций, семинаров и симпозиумов. Использовались терминологические словари, программы учебных курсов МГИАИ РГГУ по дисциплинам документоведческого и архивоведческого профиля, а также смежным дисциплинам. Итак, при написании настоящего диплома я попыталась собрать воедино существующие в данной области наработки, с тем, чтобы сформулировать практические советы по построению автоматизированной системы в современном архивном учреждении – отделе комплектования АФ РФ, ведомственных архивов и делопроизводства15 государственного архива Тульской области (ГАТО).Решение проблемы автоматизации делопроизводства ГАТО в современных условиях, по моему, позволит целенаправленно формировать информационные ресурсы организации, обеспечивать эффективное функционирование автоматизированных систем, а также открыть доступ потребителям к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств. Объектом исследования в данной работе является совокупность процессов автоматизации отдела комплектования АФ РФ, ведомственных архивов и делопроизводства государственного архива Тульской области. В связи с усложнением структуры и содержания информационных ресурсов, взрывным ростом их объема, возникает важная задача рационального управления ими, которая по своей значимости сопоставима с задачей автоматизации организации. Предметом исследования является применимость информационных технологий в процессах автоматизации ГАТО. Современное состояние документальной среды обусловлено не только социально-экономическими преобразованиями, но и развитием информационных технологий. Большое значение приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации, надежность ее хранения, удаленный доступ, предоставление информации в нужное время, на нужном носителе и в нужной форме. Целью данной работы является анализ и совершенствование процессов автоматизации ГАТО на базе применения современных информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. анализ процессов управления документооборота ГАТО в информационном поле, регламентированном нормативными требованиями РФ; 2. исследование специфики электронных документов; 3. применимость прикладного программного информационного обеспечения в деятельности ГАТО; 4. документоведческий анализ современных информационных технологий и автоматизированных систем ДОУ; 5. конкретизация и описание совершенствования процессов автоматизации документооборота ГАТО.ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ АРХИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ1.1. Проблемы автоматизации архивного делаИнформатизация архивного дела – многосторонний процесс, включающий методические и нормативные разработки, экспериментальные работы, создание программного обеспечения, обучение, внедрение, планирование работ и т.д. сердцевиной информатизации являются информационные технологии (ИТ). В свою очередь информационная технология не сводится только к наличию в компьютере программного обеспечения. Это – также и весь комплекс вопросов, связанных с его эффективным использованием: способы и режимы работы с программами, определение и подбор специалистов (их квалификация, специализация и полномочия), организационные формы разнообразного применения ПО, его сопровождение (поддержка в рабочем состоянии, модернизация), планирование ввода информации (последовательность, полнота), эффективное использование результатов машинной обработки данных. Автоматизированные архивные технологии (ААТ) в отличие от традиционных, не использующих средства вычислительной техники, имеют существенные преимущества: дают возможность быстрого доступа к информации с возможностью получения всей ее необходимой совокупности в нужном виде, оперативного внесения изменений в информацию и получения ее на экране дисплея или в печатном виде непосредственно на рабочем месте; повышает доступность всех информационных массивов (независимо от мест их хранения), на которые не распространяются ограничения функционального или служебного характера. В настоящее время под воздействием информатизации изменяются не только технологии – изменяются теория и методика архивного дела. В этом легко убедиться, обратившись к последнему изданию «Основных правил работы архивов организаций» и «Основных правил работы государственных архивов», в которых целые разделы посвящены комплектованию, учету и экспертизе ценности и обеспечению сохранности электронных (машиночитаемых) документов, созданию электронного научно-справочного аппарата архива и ведению автоматизированного учета, организации внедрения информационных технологий. По ряду направлений работы архивов информационные технологии почти вытеснили традиционные технологии (учет документов, учет интенсивности использования, каталогизация и др.). На современном этапе информатизация архивов должна способствовать расширению доступа (в том числе удаленного, то есть через глобальные компьютерные сети) к документной информации, появлению дополнительных возможностей научного анализа информационных богатств архивов, созданию нового инструментария архивной эвристики, новых форм издания документов и справочников на нетрадиционных носителях (прежде всего СD-ROM и DVD), интеграции информационных ресурсов архивов в мировые глобальные сети. К объектам информатизации работы государственного архива относятся: информатизация комплектования архива и экспертиза ценности документов; создание и ведение информационно-поисковых архивных справочников по всем документам архива с целью совершенствования процесса поиска информации (номенклатуры дел, описей, каталогов, указателей и др.); комплектование, хранение и поиск документов на машиночитаемых носителях, создаваемых в учреждениях-источниках комплектования государственного архива; учет документов архива и контроль обеспечения сохранности документов; информационно-справочная работа, контроль исполнения запросов, поступающих в архив от учреждений, исследователей и граждан; контроль внедрения автоматизированных систем делопроизводства и электронного документооборота в учреждениях-источниках комплектования государственного архива. Достаточно сложной задачей является разработка программного обеспечения для архивов. Система архивных учреждений в России в силу своей малочисленности и зависимости от государственного бюджета (то есть бедности) не является рынком. Архивное дело является централизованным, и, следовательно, программное обеспечение должно обеспечивать высокий уровень форматной совместимости, что приводит разработку специализированных программ в индивидуальный заказ. Исходя из этих объективных условий, можно определить два варианта решения проблемы программного обеспечения: Использование промышленным образом произведенного продукта. Создание собственных программных разработок. В силу перечисленных выше причин, второй вариант получил наиболее широкое распространение. Практически одновременно с приобретением техники в архивных учреждениях начинают создаваться программы по основным направлениям деятельности государственных архивов, прежде всего по учету документов на уровне фонда. При реализации автоматизации системы государственного учета документов АФ РФ, созданной ВНИИДАД, пришлось решать ряд серьезных проблем. Первая заключалась в скудном финансировании информатизации. Удалось привлечь архивистов, которые работали бесплатно. На оплату программистов нужны были значительные деньги. Они были найдены в разных источниках – часть от выполнения международных договоров архивами, из Института Открытое общество, и, наконец, пришлось обратиться с письмом к регионам с просьбой выделить деньги на разработку первых версий программы ПК «Архивный фонд» и «Фондовый каталог». В основе второй проблемы лежали причины скорее психологического характера. По предложенной схеме при создании автоматизированного ЦФК накопленный карточный массив ЦФК никак не используется. Для архивистов трудно было принять подход, при котором труд многих сотен людей в течение десятков лет оказался напрасным, хотя выдвинуть разумную альтернативу никто не смог. Третья проблема была связана с внедрением программы. К моменту ее создания в архивах уже работало более десятка разных программ сходного назначения. Для создания единой системы автоматизированного учета были нужны однотипные сведения в едином формате, поэтому внедрение унифицированного ПО было критическим условием развития автоматизированного госучета. Кроме того, решено было ПО сделать многофункциональным. Помимо функций учета в архиве, программа осуществляет функции научно-справочного аппарата, функции контроля за обеспечением сохранности, контроля за состоянием НСА, автоматически формирует большую часть паспорта архива (подсчитывает 170 показателей из 220), автоматически формирует текст путеводителя по архиву. Каждый из этих моментов весьма важен для архива, например, на подготовку путеводителя по архиву обычно тратится 2-4 года. Было решено ПО раздавать архивам бесплатно. Архивам было исполнено бесплатное конвертирование всех массивов, накопленных ими в других программах, в формат нового ПО. Каждое из этих решений приходилось отстаивать с большими усилиями. Не лишним будет напомнить еще об одной проблеме, препятствующей скорейшей и успешной автоматизации архивной отрасли – недостаток специалистов. Особенность рассматриваемой предметной области – ее консервативность. Помимо действующих нормативных актов, технологии работы с документами определяются сложившейся практикой. Внесение изменений в существующий порядок, тем более таких революционных как внедрение автоматизации системы, отнюдь не приветствуется. Система отечественного делопроизводства подразумевает движение документа в бумажном виде. Сотрудники архивных учреждений и организаций привыкли работать с бумажными документами. Все еще широко используется бумажные учетные формы (бумажные картотеки и журналы). Даже если в организации действует автоматизированная система, предназначенная для поддержки работы с документами, на нее возлагается минимум функций (в основном это регистрация документов и подготовка отчетов). В качестве еще одной особенности можно выделить слабую профессиональную подготовку сотрудников архивных служб. Несмотря на наличие профильных высших учебных заведений, специалистов с высшим образованием в области делопроизводства и архивного хранения документов, работающих по специальности, можно встретить достаточно редко. В основном же знания в данной предметной области приобретаются по результатам опыта работы с документами и являются следствием существования устойчивых, но часто ошибочных стереотипов. Причем эта проблема актуальна не только в России. На пленарном заседании XIII конгресса Международного совета архивов очень живо обсуждалась тема архивного образования в новых условиях влияния информационных технологий. Т. Томассен из Королевской архивной школы Нидерландов представил доклад под названием «Получение водительских прав для электронного шоссе: архивное образование в эпоху транснациональных информационных коммуникаций». Он предположил, что простое вклю­чение технических дисциплин в традиционные программы обучения не даст должного эффекта и приведет лишь к нерациональным материаль­ным расходам. Вместе с тем он предложил схему нового архивного обра­зования, состоящего из четырех компонентов: комплексное обеспече­ние образования и подготовки архивистов, отражающее статус архивной науки как самостоятельной дисциплины в сфере информационных наук; основы преподавания и обучения, учитывающие свойства личности и индивидуальный подход к обучаемому; гибкая организация, ориенти­рованная на сотрудничество и международный обмен; тесное и крити­ческое взаимодействие с коллегами по профессии. По мнению Томассена, основным элементом методологии образова­ния архивистов должна быть интеграция, которая предусматривает не только включение в существующие программы новых предметов, но и взаимосвязь всех элементов архивоведческого образования. При этом необходимо также учитывать, что в результате технического прогресса архивоведения из вспомогательной отрасли исторической науки фактически превратилась в самостоятельную дисциплину в сфере информационных услуг. Бурный прогресс, происходящий в области информации и телекоммуникаций, ускоряет и темпы развития архивоведения. Однако всему нужно время, и пройдет, не один год, прежде чем архивная отрасль в должной мере насытится грамотными и подготовленными специалистами. Сейчас же в большинстве случаев сотрудники архивов совершенствуют свои знания и умения самостоятельно либо путем организации курсов компьютерной грамотности. И это, на мой взгляд, наиболее реальный и эффективный в настоящее время способ решения проблемы.Таким образом, можно констатировать, что в первой половине 1990-х гг. в архивной отрасли появилась реальная почва для широкого применения информационных технологий. Парк персональных компью­теров значительно вырос, накоплен большой массив машиночитаемой информации, в основном в виде тематических баз данных, реже в виде баз данных по учету и спискам учреждений — источникам комплектова­ния. В целом среди архивистов возросла компьютерная грамотность, появился опыт работы с базами данных, компьютеры перестали быть чужеродной экзотикой, а превратились в одно из необходимых средств повседневной работы. В то же время быстро выяснилось, что компьюте­ры удобны и полезны при подготовке архивами различного рода изданий и выполнении социально-правовых запросов. Все, что описывалось мной до сей поры, можно назвать периферией архивной работы. Процесс компьютеризации не вторгался сколько-нибудь глубоко в ведение учета, создание научно-справочного аппарата, контроль за обеспечением сохранности документов. Однако автоматиза­ция этих основных функций архивных учреждений и должна составлять ядро архивной информационной системы.1.2. Разработка автоматизированных архивных технологий Компьютеризация архивного дела базируется на Концепции информатизации архивного дела в России и в общеотраслевой Программе информатизации, принятой Государственной архивной службой в 1995 году. В Концепции даются лишь общие ориентиры. Это комплектование архивных фондов, экспертиза ценности и отбора документальных материалов, хранение архивной информации в распределенной базе данных, учет и обеспечение сохранности документов архивного фонда, автоматизация научно-справочного аппарата, подготовка к изданию архивных справочников и документальных материалов, планирование и учет деятельности и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.