Реферат по предмету "Психология"


Когнитивные теории эмоций и личности

Когнитивныетеории эмоций и личностиПо меньшей мере два больших классатеорий могут рассмат риваться в качестве когнитивных теория Я и теории,рассматри вающие разум как причину или компонент эмоции. Центральной и широкораспространенной переменной в теории Я является Я-концепция восприятиеиндивидом самого себя и его раз мышления по поводу своего Я , организованные вцелостный и интегральный феномен, которому придается огромное объяснительноезначение

Snygg, Combs, 1949 Rogers, 1951 Combs, Snygg, 1959 .Теория Я, чувство и эмоция.Чем больше восприятие или познание связаны с ядром личности, тем в большейстепени они включают в себя. чувства или эмоции. Когда Я-концепция под вергаетсякритике, индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции, когдаже Я-концепция подтверждается и одобряется, индивид испытывает интерес илирадость.Теории Я постоянно подчеркиваютважность изучения чув ственного содержания как противоположного

строгомусеман тическому для понимания индивида. Они находят, что это осо бенно важнодля психотерапевтов. Действительно, подобный принцип используется несколькиминаправлениями современной психотерапии, например в группах психологическоготренинга, группах знакомств, в гештальттерапии.Эмоциякак функция разума. Некоторые современные тео рии рассматривают эмоцию восновном как ответ или как комп лекс ответов, обусловленных когнитивнымипроцессами.

Эти тео рии имеют общий корень со взглядами на природу человека,которые могут быть прослежены от Аристотеля, Фомы Аквинского, Дидро, Канта идругих философов. Это идеи о том, что а человекпрежде всего и в наибольшей степени рациональ ное существо б рациональноепо своей сущности хорошо, а эмоциональное плохо в когнитивные процессы должны использоватьсякак фактор, контролирующий и замещающий эмоции. Одна из наиболее разработанныхтеорий эмоций и личности в этой традиции

теория Арнолд Arnold, 1960 а,б .По Арнолд, эмоция возникает как результат последовательности событий,описываемых при помощи понятий восприятия и оценки.Арнолдиспользовала термин восприятие в значении про стого понимания объекта .Понимать что-нибудь это знать, что из себя представляет данный объект внезависимости от того, как он влияет на воспринимающего. До того, как эмоциявозник нет, объект должен быть воспринят и оценен.

В ответ на оценку объекта,т или иначе влияющего на воспринимающего, возни кает эмоции какнерациональное принятие или отвержение.Различиямежду эмоцией, восприятием и оценкой признают ся несмотря на тот факт, чтооценка сама по себе характери зуется как прямая и интуитивная и едва ли нестоль же непо средственна, как и восприятие. Последовательность восприятие оценка эмоция настолькожест ка, что наш повседневный опыт не располагает строго объектив ным знаниемвещей это всегда либо знание и принятие, либо зна ние

и неприязнь Интуитивная оценка ситуации побуждает дей ствие, что ощущается как эмоция,выражается в различных те лесных изменениях и обычно может вести к внешнемудействию Arnold, 1960 a, р. 177 .Арнолд делала различие между эмоциейи мотивом. Эмо ция это чувственно-действенная тенденция, тогда как мотив это действенный импульс плюс разум. Таким образом, мотивиро ванное действиеявляется функцией и эмоцией и когнитивных процессов.

Эмоции как интерпретацияфизиологического возбуждения Шехтер и его соавторы 1966, 1971 Schachter,Singer, 1962 предположили, что эмоции возникают на основе физиологическо говозбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызываютфизиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценитьсодержание ситуации, которая это возбуждение вызвала.

Тип или качество эмоции,испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при фи зиологическомвозбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой этопроисходит. Оценка узнавание или определение ситуации дает возможностьиндивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхомили отвращением или любой другой подходящей к ситуа ции эмоцией. По Шехтеру, тоже самое физиологическое воз буждение может испытываться, как радость или какгнев или

как любая другая эмоция в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер Mandler, 1975 предложил похожее рассмотрение эмо циональной активности.В одном хорошо известномэксперименте Шехтер и Сингер Schachter, Singer, 1962 проверяли свою теориюследующим образом в одной группе, испытуемым вводили эпинефрин, выэывающийвозбуждение, другой плацебо. Затем часть испытуемых получила объяснение одействии введенного

препарата либо истинное, либо ложное. Части испытуемыхинформации относительно влияния препарата не давали. Непосредственно послеэтого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшегоэйфорическое поведение, а другая полови на в общество человека, находившегосяв ярости. Оказалось, что дезинформированные или не получившие вообще никакойинформации индивиды были более склонны имитировать настрое ние и поведение, асубъекты, точно знавшие действие эпинефрина, были относительно

устойчивы. Средииспытуемых, следовав ших эйфорической модели, дезинформированные или лишенныеинформации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верноинформированная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинформация кимитации эмоционального поведения не привела. Аналогичные результаты былиполучены и на второй части испытуемых, оказавшихся в обществе человека,демонстрировавшего ярость.Теория Шехтера оказала огромноевлияние на изучение эмо ций, особенно в социальной психологии.

Тем не менеерядом авторов она критиковалась. Так, Плутчик и Акс Plutchik, Ax, 1967 Izard, 1971 проверяли предположение Шехтера, рассмат ривая физиологическиеэффекты эпинефрина, а Изард поднял вопрос о том, почему повышеннаяаналитическая деятельность дезинформированных и вообще неннформированных группне является объяснением возникновения эмоций.

Эти испытуемые находились внезнакомой ситуации, созданной физиологическими ощущениями, которые не былиобъяснены или были искажены. Ряд авторов Mandler, 1962, 1964 Mandler, Watson,1966 Atkinson, 1964 доказали, что в таких неопределенных ситуацияхсообразительность субъектов или их тревожность могут приве сти к выбору чегоугодно взамен продолжающейся неопределен ности. Далее, если субъекты следуютмодели и неосознанно ими тируют ее мимические и пантомимическое выражения,

тонейрон ная обратная связь от их выразительного поведения может вы зватьнаблюдаемую эмоцию Tomkins, 1962 Izard, 1971 . Пред положение о причиннойроли дифференцированной сенсорной обратной связи от комплекса лицевых измененийвыглядит более убедительным, чем допущение сомнительных сигналов от недиф ференцированногофизиологического возбуждения.Более значимым, однако, чемупомянутые опровержения, является тот факт, что два эксперимента,представляющие впер вые описанные повторения эксперимента

Шехтера Сингера, невоспроизвели полученные этими авторами результаты. Маслач в неопубликованнойработе показал, что необъясненное гипноти чески внушенное, автономноевозбуждение вызывает, отрица тельно интерпретируемые внутренние состояния. Невсе испытуе мые сообщали о возникновении гнева или радости в зависимости отдействия модели. Маршалл Marshall, 1976 использовал ту же, что и Шехтер сСингером, наркотически-возбуждающую тех нику

и обнаружил результаты, оченьсхожие с Малачом.Эмоциякак комплексный ответ, являющийся результатом оценки. Лазарус и его сотрудники Averill, Opton,Lazarus, 1969 Lazarus, Averill, 1972 представили теоретическую конструкцию, вкоторой каждая эмоция является комплексным ответом, со ставленным из трехразличных подсистем. Объяснение ими акти вации или причины эмоции аналогичныпринятым в классиче ской психоаналитической теории

Фрейда и в сущностиидентичны схеме, предложенной Арнолд Arnold, 1960 .Первый компонент их системыэмоционального ответа со стоит из сигнальных переменных или стимульных свойств.Второй компонент оценивающаяподсистема. Она опреде лена как функция мозговых процессов, с помощью которыхинди вид оценивает стимульную ситуацию.Третий компонент системыэмоционального ответа включает три типа категорий ответа когнитивный,экспрессивный

и инст рументальный. Лазарус и его сотрудники определяют первыйиз них когнитивные реакции как синоним того, что обычно описы вается какмеханизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полноисследованы в патологии эмоций и поведения.Экспрессивныеответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматриваются какповедение, не пресле дующее определенной цели. Средства выражения разделены надва типа биологические и приобретенные.

Третий тип ответа инструментальная реакция может относиться к одной из трех категорий символам, средствам и обычаям. Все они целенаправленны. Функция символов сигна лизироватьо наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могуттакже маскировать нежела тельный аффект. Средства сложные целенаправленныеинстру ментальные действия, такие, как агрессия и избегание. Обычаи культурально обусловленные средства, такие, как траур или спо собыухаживания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.