Реферат по предмету "Разное"


1949 г. 39. Чутье зла

1949 г.39. ЧУТЬЕ ЗЛАВ этом наша беда и наша опасность: мы живем в эпоху воинствующего зла, а верного чутья для распознания и оп­ределения его не имеем. Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим — и не видим; видим — и не верим глазам; боимся поверить; а поверив, все еще стараемся «уговорить себя», что «может быть все это не так»; и не к месту, и не вовремя сентиментально ссылаемся на евангельское «не судите», и забываем апостольское «измите злаго от вас самех» (Кор. 1.5—13). Делаем ошиб­ку и стыдимся сказать: «я ошибся»; поэтому держимся за нее, длим ее, увязаем во зле и множим соблазны. А воинствующее зло отлично знает нашу подслепова­тость и беспомощность и развивает искуснейшую технику маскировки. Но иногда ему не нужно никакой особой тех­ники: просто назовется иначе и заговорит, как волк в детс­кой сказке, «тоненьким голосочком»: «ваша мать пришла, молочка принесла»... А мы, как будто только этого и жда­ли, — доверчивые «козляточки», — сейчас «двери настежь» и на все готовы. Нам необходима зоркость к человеческой фальши; вос­приимчивость к чужой неискренности; слух для лжи; чутье зла; совестная впечатлительность. Без этого мы будем об­мануты как глупые птицы, переловлены, как кролики, и передавлены, как мухи на стекле. В нас до сих пор живет ребяческая доверчивость: наив­ное допущение, что, если человек что-нибудь говорит, то он и в самом деле думает то, что говорит; если обещает — то желает исполнить обещанное; если рассказывает о своем прошлом — то не врет; если развивает «планы», то сам от­носится к ним серьезно; если обвиняет другого, то «не ста­нет же заведомо и злостно клеветать»; если восхваляет ко­го, то не потому, что ему пригрозили, наобещали или уже заплатили; если выставляет себя «патриотом», то никак не может принадлежать к враждебной контр-разведке; если произносит священные слова, то не ради провокации; если носит какую-нибудь одежду (военную, духовную или иноземную), то и внутренне соответствует своему наряду; если располагает деньгами, то добыл их законным и чест­ным путем; если обещает продовольственные посылки, то от сочувственной доброты и т. д. Мы, как маленькие дети, судим о внутреннем по внешности: по словам, по одежде, по статьям в газете и особенно по обещаниям, по личным комплиментам и по подачкам. Но слова без дела не весят. У каждого из нас есть свое прошлое, состоящее из поступков, совершенных нами и, может быть, втайне совершаемым и ныне. Это прошлое отнюдь не подобно змеиной коже, периодически обновляю­щейся; напротив — оно вырастает у нас из души и сердца, оно остается внутренно вращенным и несется нами через всю жизнь; оно звучит в интонациях голоса, оно посверки­вает во взгляде, оно сквозит в манерах, оно прорывается в оборотах речи и в аргументации, оно выдает нас. Иногда человек выдает себя одним взглядом, одним словом, одной постановкой вопроса. Поэтому за словами должны стоять общеизвестные де­ла; и судить надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное право на те слова, которые он произно­сит. Священные слова не могут прикрыть грязных дел. Ве­ликие лозунги не звучат из уст предателя. Надо быть ду­ховно слепым и глухим, чтобы верить в искренность наем­ного агента. Наше поколение богато отвратительным опы­том лжи и лицемерия; мы обязаны иметь чутье зла и не име­ем права поддаваться на соблазны. И одежда не гарантирует ничего. Разве иеро-чекисты, прилетавшие в Париж и соблазнившие митрополита Евлогия54 и митрополита Серафима (Лукьянова)65 — были не в рясах? Разве Скоблин не имел права на форму бело­го генерала? Разве шулер не выдает себя слишком безу­коризненным фраком и белоснежной рубашкой с брилли­антовыми запонками? И газетные статьи не должны вводить нас в заблужде­ние. На статьи, как и на слова, и на речи — человек должен иметь жизненное право, право, приобретенное делами жиз­ни, ее мужеством, ее искренностью, ее жертвенностью, цельностью своего характера. Современный мир богат костюмированными писателями, уже не раз переодевав­шимися, писателями-наймитами, писателями «чего изволите», писателями-лицемерами и предателями. Надо на­учиться распознавать их. Еще глупее верить «обещаниям». И под советами, и в эмиграции мы видели множество «искусников», которые делают себе карьеру неисполняемыми, а часто и заведомо неисполнимыми обещаниями: суля другим впустую мни­мую «конъюнктуру», они постепенно готовят самим себе настоящую. Еще глупее верить хвалителям и льстецам. Лесть есть такая разновидность взятки, которая ненаказуема и кото­рую люди не стыдятся брать: и «дал», и «не дал»; и «взял», и «не взял»; подкуп состоялся, а доказать его нельзя. Между тем льстец всегда есть в то же время клеветник: кто не даст подкупить себя лестью, тот будет им оклеветан. А нам надо помнить: современное человечество кишит нравственно — и политически — скомпрометированными людьми, которым необходимо скрыть или диссимулировать свое прошлое; ложь, лесть и клевета — их главное жизненное оружие.Что же нам делать? 1) Отходить от зла и творить благо. Не замешиваться в ту праздную и вредную сумятицу партийной интриги и клеветы, которой столь многие отдают свои силы. Искать реальной борьбы, а не эмигрантской карьеры, которая все­гда была и всегда будет пустозвоном. Надо быть, а не ка­заться; наносить удары врагу, а не считаться «эмигрантс­ким проминентом». 2) ^ Смыкать наши ряды. Упорно, неустанно искать лю­дей, заслуживающих абсолютного доверия: людей совер­шенных дел; людей непоколебимого стояния; людей, никогда и никуда не продававшихся и ни на что грязное не на­нимавшихся; таких людей, что если ловкий клеветник пред­ставит нам «несуразные доказательства» их мнимой нече­стности, то мы отвернемся от клеветника с омерзением. Надо находить людей абсолютного доверия и связываться с ними напрочно. 3) Постоянно крепить в себе чутье к добру и ко злу. Беречь свое чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола; и всякого нового человека мерить про себя требованием полной чести и честности. Всегда проверять свои впечатления и свой внутренний суд — в общении с людьми абсолютного доверия. От бесчестных решительно отходить; сомнительным не доверяться. Ни те, и ни другие — не годятся для борьбы: продадут и предадут. 4) Учиться безошибочно отличать искреннего человека от неискреннего. Крепить в себе чувство фальши и слух для лжи. Бережно копить в себе соответственный жизненный опыт и делиться им с людьми абсолютного доверия. И всегда и во всех своих общественных ошибках отдавать себе ясный и честный отчет.^ 40. ЧТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО – КОРПОРАЦИЯ ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЕ?I 1. Когда мы находим в левых органах русской зарубежной прессы категорические заявления о том, что «теперь-де демократия признана всеми и окончательно», то мы изумляемся политической близорукости и партийной наивности этих писателей. На самом деле «демократия» переживает сейчас «великий и затяжной кризис», который может иметь только два исхода: или торжество диктатур и тираний тоталитарного направления (чего не дай Бог!), или же полное обновление демократического принципа в сторону отбора лучших и политического воспитания. Идея «формальной демократии», выдвинутая за последние полтораста лет в качестве всемирной политической панацеи (всеисцеляющего средства) уже привела целый ряд государств, а за ними и все остальное человечество к величайшим затруднениям и бедствиям и уперлась в выросший из ее последовательного осуществления тоталитарный строй. Не видеть этого могут одни только доктринеры. То, что в действительности произошло в мире за последние тридцать лет, есть духовное обличение и отвержение тоталитарного строя, все равно – левого или правого; но совсем не политическое оправдание формальной демократии. Напротив, именно «формальная демократия» с ее внутренними пустотами, ошибками и соблазнами, и привела к левому и правому тоталитаризму: эти два политических режима связаны друг с другом, как уродливая реакция на болезненное преувеличение, или как тирания, возникающая из распада; или как рабство, возвращающееся на того, кто не сумел найти и соблюсти духовно-верную меру свободы. Ныне мы переживаем период, когда человечество еще не разочаровалось ни в формальной демократии, ни в право-левом тоталитаризме; когда одни наивно собираются лечить провалившийся тоталитаризм – формальной демократией, а другие организуются для того, чтобы заменить формальную демократию – правым или левым тоталитаризмом. Мы же настаиваем для России на третьем исходе и считаем его единственно-верным. Для того, чтобы уразуметь его, надо поставить весь вопрос со всей возможной политико-юридической ясностью. Государство, как многоголовый (или совокупный) субъект права, может быть или «корпорацией», или «учреждением». Что же оно есть на самом деле? Спросим себя прежде всего: что есть «корпорация» и что есть «учреждение»?Корпорация (например, кооператив) состоит из активных полномочных и равноправных деятелей. Они объединяются в единую организацию по своей свободной воле: хотят – входят в нее, не хотят – выходят из нее. Они имеют общий интерес и вольны признать его и отвергнуть. Если они признают его и входят в эту корпорацию, то они тем самым имеют и полномочие действовать для его удовлетворения. Они уполномочены формулировать свою общую цель, ограничивать ее, выбирать голосованием все необходимые органы, утверждать их и дезавуировать их, «отзывать» свою волю, погашать свои решения, обусловливать свое участие «постольку поскольку». Кооперация начинает с индивидуума: с его мнения, изволения, решения; с его «свободы» и интереса. Она строится снизу вверх; она основывает все на голосовании; она организуется на свободно-признанной (и соответственно свободно-ограничиваемой, свободно-отвергаемой) солидарности заинтересованных деятелей. «Все через народ» - идеал формальной демократии. Напротив, жизнь учреждения (напр., больницы, гимназии) строится не снизу, а сверху (даже и тогда, когда само учреждение – учреждено всенародным голосованием). Люди, заинтересованные в жизни этого учреждения, получают от него благо и пользу, но не формулируют сами ни своего общего интереса, ни своей общей цели. Они не имеют и полномочия действовать от лица учреждения. Они «проходят» через него, но не составляют его и не строят его. Они пассивно принимают от учреждения — заботы, услуги, благодеяния и распоряжения. Не их слушаются в учреждении, а они слушаются в учреждении. Учреждение само решает, «принимает» оно их или нет; и, если «прини­мает», на каких условиях и доколе. Они не выбирают его органов, не имеют права «дезавуировать» или «сменять» их; и даже не всегда могут самовольно отвергнуть его ус­луги и «уйти». Следовательно, учреждение строится по принципу опеки над заинтересованными людьми. Оно имеет свои права и обязанности, свой устав, свою органи­зацию; но все это оно получает не от опекаемых; оно не от­читывается перед ними, и органы его не выбираются, а на­значаются. Больные в больнице не выбирают врачей; гим­назисты в гимназии не могут сменить директора и инспек­тора, и кадеты не могут самовольно выйти из кадетского корпуса; студенты принимаются в университет, но не оп­ределяют его целей и задач, и профессора не слушаются их распоряжений. И поскольку государство есть учрежде­ние, постольку народ в нем не управляет собою и не распо­ряжается, а воспитывается, опекается и повинуется. И вот, сторонники формальной демократии считают, что государство тем лучше организовано, чем последова­тельнее оно превращено в корпорацию. А сторонники тота­литарного строя убеждены, что государство тем лучше ор­ганизовано, чем последовательнее всякое самоуправление исключено и подавлено, чем больше государство превра­щено в учреждение. Принцип корпорации, проведенный последовательно до конца, погасит всякую власть и орга­низацию, разложит государство и приведет его к анархии. Принцип учреждения, проведенный последовательно до конца, погасит всякую человеческую самодеятельность, убьет свободу личности и духа и приведет к каторге. Анар­хия не лечится каторгой; это варварство. Каторга не оздо­равливается анархией: это безумие. Спасителен только третий путь. Какой же? И как найти его?^ 41. ЧТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО-КОРПОРАЦИЯ ИЛИ УЧРЕЖДЕНИЕ?IIПрежде всего надо понять и до конца продумать, что корпоративный строй требует от граждан зрелого право­сознания. Желающий участвовать в управлении государ­ством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику со­циальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого — и общий интерес останется неосознанным, подмененным частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности останется пустым словом, об­щая цель утратится, полномочие будет подменено «кулач­ным правом»; — начнется фальсификация государствен­ности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаториального учреждения. И вот, по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевно­больные, дикари, политически-бессмысленные, уголовно-преступные, анормальные, жадные плуты и т.п. — государ­ство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто неспособен осознать и жизненно оформить свой общест­венный интерес и кому нелепо давать право голоса, — го­сударство всегда будет опекать и вести. Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, закон­ность, справедливость и технически-хозяйственные удоб­ства жизни. Кипение в политических разногласиях, стра­стях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолю­бии — есть не культура, а растрата сил и жизненных воз­можностей. Поэтому политика не должна поглощать вре­мени и воли больше, чем это необходимо. Корпора­тивный строй склонен растрачивать народные силы; строй учреждения, если он на высоте, экономит их. В довершение всего — политическое дело требует осо­бых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, кото­рыми «все» никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства. Поэтому государство никогда не перестанет строиться по типу учреждения, особенно в тех отношениях, где необходимы единая власть и дисциплина: а именно – в делах общественного воспитания, порядка, суда, управления, обороны, дипломатии и некоторых других. Это совсем не означает, что принцип самоуправления исключается из государственной жизни и строительства, что он осуждается и отвергается; но это означает, что сфера его применения по самому существу дела ограничена: 1) принудительным характером государственного союза вообще (подданство – гражданство, лояльность без всякого «поскольку-постольку», налоги, воинская повинность, судебный приговор и наказание); 2) самой техникой государственного и в особенности военного строительства (вопросы, требующие тайны и личной ответственности, вопросы стратегии и тактики – не голосуются); 3) наличным уровнем правосознания в стране; 4) необходимой экономией сил (люди живут на свете решительно не для того, чтобы политиканствовать). Все это означает, что современные крайности (формальной демократии и тоталитарного режима) являются нездоровыми заблуждениями. Государство в своем здоровом осуществлении всегда совмещает в себе черты корпорации с чертами учреждения: оно строится – и сверху, и снизу, и по принципу властной опеки, и по принципу самоуправления. Есть государственные дела, в которых уместно и полезно корпоративное самоуправление; и есть такие дела, в которых оно решительно неуместно и недопустимо. Голосования в русской армии в 1917 году были проявлением политического кретинизма и революционной интриги (одновременно). Подобно этому есть государственные дела, которые могут вестись только по принципу властного предписания, назначения и взыскания; и есть такие дела, в которых необходимо самоуправление, ибо тоталитарный централизм убивает в них жизнь (срв. советский строй). Нелепо строить все государство по схеме больницы или школы: ибо государственно зрелые граждане – не больные и не школьники; их осознанная солидарность драгоценна, их политическая активность необходима, их публично-правовая уполномоченность зиждительна; все это есть могучий политический цемент. Это означает также, что политик, организующий государство, должен считаться, прежде всего, с наличным в данной стране и в данную эпоху уровнем народного правосознания, определяя по нему то жизненное сочетание из учреждения и корпорации, которое будет наилучшим «при данных условиях жизни». Такими условиями жизни являются: 1. Территория и ее размеры (чем больше эти размеры, тем необходимее сильная власть и тем труднее проводить корпоративный строй). 2. Плотность населения (чем больше она, тем легче организация страны; чем меньше она, тем необходимее начало учреждения). 3. Державные задачи государства (чем грандиознее они, тем меньшему числу граждан они понятны и доступны, тем выше должен быть уровень правосознания, тем труднее корпоративный строй). 4. Хозяйственные задачи страны (с примитивным хозяйством маленькой страны может легко управиться и корпоративное государство). 5. Национальный состав страны (чем он однороднее, тем легче народу самоуправляться). 6. ^ Религиозная принадлежность народа (однородная религиозность масс облегчает управление, разнородная – затрудняет; обилие противогосударственных сект – может стать прямой государственной опасностью и т.д.). 7. Социальный состав страны (чем он первобытнее и проще, тем легче дается народу солидарность, тем проще управление). 8. Культурный уровень народа (чем он ниже, тем необходимее начало учреждения). 9. Уклад народного характера (чем устойчивее и духовно-индивидуализированнее личный характер у данного народа, тем легче осуществить корпоративный строй; народ, индивидуализированный не духовно, а только биологически, и притом бесхарактерный – может управляться только властною опекой). Все это указуется здесь только для примера; при всем этом подразумевается оговорка «при прочих равных условиях». Итак: единого мерила, единого образцового строя для всех народов и государств нет и быть не может, И тот, кто вечно твердит «все через народ» — обнаруживает свое верхоглядство и свою политическую неспособность. Идея «государства — учреждения» представлена в ис­тории началом монархическим (и диктаториальным); не­смотря на это, монархическая форма государства способ­на уживаться с самым широким корпоративным самоуп­равлением (напр., Англия; Россия до 1917 г.). Идея «государства — корпорации» представлена в ис­тории началом республиканским (и демократическим); несмотря на это, республиканская форма государства спо­собна вырождаться в сущий тоталитаризм, приближаясь к диктатуре (Германия после 1933 года; Россия после 1917 года).Крайние лозунги — «все сверху» и «все снизу»,— столь соблазнительные для людей примитивного мышления и страстного темперамента, одинаково несостоятельны и опасны. Тот, кто попытается делать все «сверху» — убьет творческую самостоятельность своего народа, отвратит его от себя, ожесточит его, изолирует себя, захлебнется в сетях формальной и продажной бюрократии и подорвет жизнен­ную силу своего государства, независимо от того, будет ли он левым или правым тоталитаристом. Тот, кто попытается строить все «снизу»,— разложит государство на систему маленьких и бессильных общинок, сделает невозможным единение и правопорядок, даст преобладание дурному количеству над творческим качеством, захлебнется в вол­нах демагогии и смуты и очнется под пятой у тирана. Государство по самому существу своему есть органи­зация не частно-правовая, наподобие кооператива, добро­вольно-свободная, а публично-правовая, властно-повели­тельная, обязательно-принудительная. И этим одним уже предопределено, что оно никогда не перестает быть учре­ждением и никогда не превратится в кооперацию чистой воды. Дух учреждения может временно отступать на зад­ний план, но горе той республике или демократии, в кото­рой он выветрится совсем! В час смуты, революции, войны, стихийного бедствия, общей опасности, голода, заразы — самая демократическая, архи-федеративная республика вспомнит о ведущей, повелевающей и принудительной опе­ке учреждения и не будет решать «все через народ», как этого требовали наши русские сверх-демократические го­ловотяпы в 1917 г. Грядущей России предстоит найти для себя — свою, особую, оригинальную государственную форму, такое соче­тание из «учреждения» и «корпорации», которое соответ­ствовало бы русским, национальным историческим дан­ным, начиная от наличного в России по-революционного правосознания и кончая национальной территорией. Перед лицом такой творческой задачи — призывы зарубежных партий к формальной демократии остаются наивными, легкомысленными и безответственными.^ 42. ПОЧЕМУ МЫ ВЕРИМ В РОССИЮГде бы мы, русские люди, ни жили, в каком бы поло­жении мы ни находились, нас никогда и нигде не покидает скорбь о нашей родине, о России. Это естественно и неиз­бежно: эта скорбь не может и не должна нас покидать. Она есть проявление нашей живой любви к родине и нашей веры в нее. Чтобы быть и бороться, стоять и победить, нам необхо­димо верить в то, что не иссякли благие силы русского на­рода, что не оскудели в нем Божии дары, что по-прежнему, лишь на поверхности омраченное живет в нем его исконное боговосприятие, что это омрачение пройдет и духовные силы воскреснут. Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и отпадут, как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить ее духом; а это значит, что они ее потеряют, выйдут из ее духовного лона и перестанут быть русскими. Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским лю­дям, и в то же время — указание Божье, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовью принимать ее, как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Рос­сию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу. Может быть и не прав Тютчев, что «в Россию можно только верить», ибо ведь и разуму можно многое сказать о Рос­сии, и сила воображения должна увидать ее земное ве­личие и ее духовную красоту, и воле надлежит совершить и утвердить в России многое. Но и вера необходима: без веры в Россию нам и самим не прожить, и ее не возродить. Пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержден­ная и в Божьем луче узренная - есть именно предмет ве­ры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом обоснованной. Россия, как пень исто­рических явлений и образов, есть. конечно, земное состоя­ние, подлежащее научному изучению. Но и самое это науч­ное не должно останавливаться на внешней видимости фактов; оно должно проникать в их внутренний смысл, в духовное значение исторических явлений, к тому единому, что составляет дух русского народа и сущность России. Мы, русские люди, призваны не только знать историю сво­его отечества, но и видеть в ней борьбу нашего народа за его самобытный духовный лик. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущей­ся страстности, но и в его смиренной молитве: не только в его грехах и падениях, но и в его доброте, в его доблести, в его подвигах; не только в его войнах, но и в сокровенном смысле этих войн. И особенно — в том скрытом от посто­роннего глаза направлении его сердца и воли, которым проникнута вся его история, весь его молитвенный быт. Мы должны научиться видеть Россию в Боге — ее сердце, ее государственность, ее историю. Мы должны по-новому — духовно и религиозно осмыслить всю исто­рию русской культуры. И, когда мы осмыслим ее так, тогда нам откроется, что русский народ всю свою жизнь предстоял Богу, искал, до­могался и подвизался, что он знал свои страсти и свои грехи, но всегда мерил себя Божьими мерилами; что через все его уклонения и падения, несмотря на них и вопреки им, душа его всегда молилась и молитва всегда составляла живое естество его духа. Верить в Россию значит видеть и признавать, что душа ее укоренена в Боге и что ее история есть возрастание ее от этих корней. Если мы в это верим, то никакие «провалы» на ее пути, никакие испытания ее сил не могут нас стра­шить. Естественна наша неутихающая скорбь о ее времен­ном унижении и о мучениях, переносимых нашим народом; но неестественно уныние или отчаяние. Итак, душа русского народа всегда искала своих кор­ней в Боге и в его земных явлениях: в правде, праведности и красоте. Когда-то давно, может быть еще в доисторичес­кие времена, был решен на Руси вопрос о правде и кривде, решен и запечатлен приговором в сказке: - «Надо жить по-Божьи... Что будет, то и будет, а кри­вдой жить не хочу»... И на этом решении Россия строилась и держалась в течение всей своей истории - от Киево-Печерской Лавры до описанных у Лескова «Праведников» и «Инженеров-Бессеребренников»; от Сергия Преподоб­ного до унтер-офицера Фомы Данилова67, замученного в 1875 году кипчаками за верность вере и родине; от князя Якова Долгорукова68, прямившего стойкой правдой Петру Великому, до умученного большевиками исповедника — Митрополита Петербургского Веньямина69. Россия есть прежде всего — живой сонм русских прав­долюбцев, «прямых стоятелей», верных Божьей правде. Какою-то таинственной, могучей уверенностью они знали-ведали, что видимость земной неудачи не должна смущать прямую и верную душу; что делающий по-Божьи побеж­дает одним своим деланием, строит Россию одним своим (хотя бы и одиноким, и мученическим) стоянием. И тот из нас, кто хоть раз попытался обнять взором сонм этих русских стоятелей, тот никогда не поверит западным раз­говорам о ничтожности славянства и никогда не поколеб­лется в своей вере в Россию. Россия держалась и строилась памятью о Боге и пребы­ванием в Его живом и благодатном дуновении. Вот почему, когда русский человек хочет образумить своего ближнего, он говорит ему: «Побойся Бога!» — а укоряя, произносит слова: «Бога в тебе нет!» Ибо имеющий Бога в себе носит в своей душе живую любовь и живую совесть: две благород­нейшие основы всякого жизненного служения,— священ­нического, гражданского и военного, судейского и царско­го. Это воззрение исконное, древне-русское; оно-то и на­шло свое выражение в указе Петра Великого, начертанном на Зерцале: «Надлежит пред суд чинно поступать, понеже суд Божий есть, проклят всяк, творяй дело Божье с небре­жением». Это воззрение выражал всегда и Суворов, выдви­гая идею русского воина, сражающегося за дело Божье. На этом воззрении воспитывались целые поколения рус­ских людей, — и тех, что сражались за Россию, и тех, что освобождали крестьян от крепостного права (на основах, не осуществленных нигде в мире, кроме России), и тех, что создавали Русское земство, русский суд и русскую школу предреволюционного периода. Здоровая государственность и здоровая армия невоз­можны без чувства собственного духовного достоинства; а русский человек утверждал его на вере в свою бессмерт­ную, Бога предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпичес­кое и спокойное восприятие смерти — и на одре болезни, и в сражении, которое было отмечено не раз в русской лите­ратуре, в особенности у Толстого и Тургенева. Но здоровая государственность и здоровая армия не­возможны и без верного чувства ранга. И прав был тот капитан у Достоевского, который ответил безбожнику — «Если Бога нет, то какой же я после этого капитан?»70 — Творческая государственность требует еще мудрости сер­дечной и вдохновенного созерцания, или по слову Митрополита Филарета71, сказанному во время коронова­ния императора Александра II, — она требует — «наипаче таинственного осенения от Господня духа владычного. Ду­ха премудрости и ведения, Духа совета и крепости». Этим духом и держалась Россия на протяжении всей своей истории и отпадения ее от этого духа всегда вели ее к неисчислимым бедам. Поэтому верить в Россию значит принимать эти глубокие и великие традиции, — ее воли к качеству, ее своеобразия и служения, укореняться в них и уверенно строить на них ее возрождение. И вот, когда западные народы ставят нам вопрос, по­чему же мы так непоколебимо уверены в грядущем воз­рождении и восстановлении России, то мы отвечаем: пото­му, что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. Мы утверждаем духовную силу и светлое будущее рус­ского народа в силу многих оснований, из коих каждое имеет свой особый вес и кои все вместе ведут нас в глуби­ну нашей веры и нашей верности. Мы верим в русский народ не только потому, что он до­казал свою способность к государственной организации и хозяйственной колонизации, политически и экономичес­ки объединив одну шестую часть земной поверхности; и не только потому, что он создал правопорядок для ста шестидесяти различных племен, — разноязычных и разноверных меньшинств, столетиями проявляя ту благодуш­ную гибкость и миролюбивую уживчивость, перед которой с таким радостным чувством преклонился однажды Лер­монтов («Герой нашего времени», глава I, «Бэла»); и не только потому, что он доказал свою великую духов­ную и национальную живучесть, подняв и пересилив двух­сотпятидесятилетнее иго татар; и не только потому, что он незащищенный естественны­ми границами, пройдя через века вооруженной борьбы, проведя в оборонительных войнах две трети своей жерт­венной жизни, одолел все свои исторические бремена и дал к концу этого периода высший в Европе средний уровень рождаемости: 47 человек в год на каждую тысячу населе­ния; и не только потому, что он создал могучий и самобыт­ный язык, столь же способный к пластической вырази­тельности, сколь к отвлеченному парению,— язык, о кото­ром Гоголь сказал: «что ни звук, то и подарок, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи»... («Выбран­ные места из переписки с друзьями». 15.1); и не только потому, что он, создавая свою особую на­циональную культуру, доказал — и свою силу творить но­вое, и свой талант претворять чужое, и свою волю к каче­ству и совершенству, и свою даровитость, выдвигая из всех сословий «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» (Ломоносов)72; и не только потому, что он выработал на протяжении веков свое особое русское правосознание (русский предре­волюционный суд, труды российского Сената, русская юриспруденция, сочетающая в себе христианский дух с утонченным чувством справедливости и неформальным созерцанием права); и не только потому, что он создал прекрасное и само­бытное искусство, вкус и мера, своеобразие и глубина ко­торого доселе еще не оценены другими народами по до­стоинству — ни в хоровом пении, ни в музыке, ни в литературе, ни в живописи, ни в скульптуре, ни в архитектуре, ни в театре, ни в танце; и еще не только потому, что русскому народу даны от Бога и от природы неисчерпаемые богатства, надземные и подземные, которые обеспечивают ему возможность,— в самом крайнем и худшем случае успешного вторжения западных европейцев в его пределы, отойти вглубь сво­ей страны, найти там все необходимое для обороны и для возвращения отнятого расчленителями, и отстоять свое место под Божьим солнцем, свое национальное единство и независимость... Мы верим в Россию не только по всем этим основаниям, но, конечно, мы находим опору и в них. За ними и через них сияет нам нечто большее: народ с такими дарами и с такой судьбой, выстрадавший и создавший такое, не может быть покинут Богом в трагический час своей истории. Он в действительности и не покинут Богом, уже в силу одного того, что душа его искони укоренялась и укорени­лась в молитвенном созерцании, в искании горнего, в слу­жении высшему смыслу жизни. И если временно омрачилось око его, и если единожды поколебалась его сила, отличающая верное от соблазна, то страдания очистят его взор и укрепят в нем его духовную мощь... Мы верим в Россию потому, что созерцаем ее в ^ Боге и видим ее такою, какой она была на самом деле. Не имея этой опоры, она не подняла бы своей суровой судьбы. Не имея этого живого источника, она не создала бы своей культуры. Не имея этого дара, она не получила бы и этого призвания. Знаем и разумеем, что для личной жизни человека — 25 лет ей срок долгий и тягостный. Но в жизни целого народа с тысячелетним прошлым этот срок «выпа­дения» или «провала» не имеет решающего значения: исто­рия свидетельствует о том, что на такие испытания и по­трясения народы отвечают возвращением к своей духовной субстанции, восстановлением своего духовного акта, но­вым расцветом своих сил. Так будет и с русским народом. Пережитые испытания пробудят и укрепят его инстинкт самосохранения. Гонения на веру очистят его духовное око и его религиозность. Изжившиеся запасы зависти, зло­бы и раздорливости отойдут в прошлое. И восстанет новая Россия. Мы верим в это не потому, что желаем этого, но потому, что знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, мысленно обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской ис­тории, русского национального бытия.24>17>10>^ 43. О ТОТАЛИТАРНОМ РЕЖИМЕЕще тридцать лет тому назад никому и в голову не при­ходило включать в науку права понятие «тоталитарного» государства; не потому, чтобы идея такого государства ни­когда не появлялась на горизонте историка (это было бы неверно!), а потому, что такой режим казался невозможным и никто его не злоумышлял. Если бы даже кто-нибудь «выдумал» его (срв. напр. проект Шигалева - Верховен-ского в «Бесах» Достоевского!), то все сказали бы: нет, на земле не найдется ни таких бессовестных и безумных людей, ни таких чудовищных государственных учреждений, ни таких технических орудий и приспособлений, что­бы осуществить эту всепроникающую, всенасилующую, всерастлевающую политическую машину. Но вот тотали­тарный режим стал историческим и политическим фактом, и мы вынуждены с этим считаться: и люди нашлись, и уч­реждения развернулись, и техника явилась к услугам людей. Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширив­ший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и прину­дительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь, целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планиро­вать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитар­ный режим внушает совсем иное: все непредписанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфе­ра частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный инте­рес и ты им связа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.