Реферат по предмету "Разное"


2. Региональная экономика и принципы ее функционирования

Тема 2. Региональная экономика и принципы ее функционирования2.1. Экономическое пространство: понятие и структура2.1.1.Понятие экономического пространства2.1.2. Внутренняя пространственная структура региона2.2. Формы пространственной организации хозяйства2.3. Формы расселения2.4. Урбанизация2.5. Классификация регионов2.6. Трансгосударственные и межгосударственные регионы2.7. Региональная политика 2.7.1. Понятие региональной политики2.7.2. Этапы становления региональной политики за рубежом2.7.4. Позитивный и негативный опыт реализации региональной политики2.8. Становление региональной политики России2.1. Экономическое пространство: понятие и структура Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходные представления о территории. 2.1.1.Понятие экономического пространства Экономическое пространство - это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети. Каждый регион имеет свое внутренне пространство и связи с внешним пространством. Основными характеристиками экономического пространства являются: плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади); размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий); связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей). Для функционирования экономического пространства важное значение имеет расстояния между его элементами. Экономическое расстояние, в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего транспортными издержками. Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг, групп мигрантов. 2.1.2. Внутренняя пространственная структура региона Регион, как главная единица социально-экономического пространства, характеризуется несколькими структурными особенностями. С точки зрения внутренней пространственной структуры регионы делятся на два основных типа: однородные (гомогенные) и узловые (поляризованные). Регион является однородным или гомогенным, если он не имеет больших внутренних различий по существенным регионообразующим признакам (природные условия, плотность населения, доходы на душу населения и т.п.). Полностью однородный регион - это абстракция. Например, наличие в регионе даже одного особенного природного объекта (водного источника, месторождения полезных ископаемых) делает регион неоднородным по многим признакам. Понятие однородного региона имеет преимущественно концептуальное значение. Допущение об однородности регионов, в частности, неявно присутствует в макроэкономических теориях и моделях регионального развития. Узловой (поляризованный) регион имеет один или несколько узлов (центров), которые связывают остальную часть пространства. В пространственной структуре узлов региона выделяют ряд типовых элементов. Точка - объект, участок, внутренними размерами которого можно пренебречь. Центр - объект (или концентрированная группа объектов), который по отношению к остальному пространству выполняет какую-то важную функцию (административную, финансовую, информационную и т.п.) Ядро региона - участок, где свойства и признаки региона выражены наиболее ярко. Ядро как бы противостоит остальной территории региона, которую можно назвать периферией. ^ 2.2. Формы пространственной организации хозяйстваЛокалитет - элементарный объект пространства, местность(малая территория) с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникации. таким образом, локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения. Промышленный узел - сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов, вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенными на компактной территории. Транспортный узел - пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения. Территориально-производственный комплекс - сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке. Агломерация - территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения (например, Московская и Санкт-Петербургская агломерации). ^ 2.3. Формы расселения Формы расселения подразделяются на городские и сельские. Городские населенные пункты различаются по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) - не менее 2 тыс. чел. Так, согласно Градостроительному Кодексу РФ выделяются сверхкрупные города (свыше 3 млн. жителей), крупнейшие города (от 1 до 3 млн. жителей), крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. жителей), большие города (от 100 до 250 тыс. жителей), средние города (от 50 до 100 тыс. жителей), малые города (от 10 до 50 тыс. жителей). Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город). Некоторые города обслуживают единственное градообразующее предприятие (оборонный завод рудник, морской порт и т.д.). Более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, Здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п. Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке - лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем севере - оленеводческие и охотничьи поселки. 2.4. Урбанизация Урбанизация - это процесс концентрации населения и производства в городах. В результате образуются системы городов, поглощающие значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки. Развивающиеся города образуют агломерации. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по несколько десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и т.д.). Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (субурбанизация и дезурбанизация). В России эти процессы пока только в начальной стадии. ^ 2.5. Классификация регионов Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы. 1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам. В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают: объем валового регионального продукта; темпы экономического роста; тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный); коэффициент плотности населения; характер хозяйственной специализации региона. 2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. ^ 3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития. Вследствие совокупного действия исторической региональной дифференциации и факторов переходного периода в настоящее время большая часть территории России - это проблемные регионы. Основные типы проблемных регионов: 1. Слаборазвитые (традиционно отсталые) - регионы, хронически отстающие от среднероссийского уровня (больше половины всех республик - Тыва, Мордовия, Марий Эл, Алтай, северокавказские республики), ряд областей европейской части; 2. Депрессивные - характеризуются наиболее глубоким спадом производства. Сюда относятся, в частности, регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие госзаказ и инвестиционный спрос; 3. Экологически опасные - регионы, испытывающие последствия различных природных и техногенных катастроф: Мурманск, Кемеровская область, Челябинская область и др.; 4. Приграничные (новые) - регионы, в которых необходимо создать пограничную и таможенную инфрастуктуру (субъекты РФ, граничащие со странами СНГ, а также свободные экономические зоны).^ 4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский). ^ 2.6. Трансгосударственные и межгосударственные регионы Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках Европейского Союза. Статистическое бюро ЕС (ЕвроСтат) применяет многоуровневое территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territirial Units for Statistics). Регионы первого ранга - (НАТС-1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС-2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС-3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион «Сарлотлюкс» включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион «Нейсе» входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС. Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества. Понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам - регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления - например, регион ЕС, регион СНГ, северо-американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), только формируют межгосударственные институты. Так, в 1998 году создан межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество» (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну, в нее принята и Россия. Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов. Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Но поскольку в большинстве стран, за исключением предельно централизованных и тоталитарных, регионы являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами за пределами страны, связующим элементом иерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи. ^ 2.7. Региональная политика 2.7.1. Понятие региональной политики Россия переживает сегодня мучительный момент трансформации социальных и хозяйственных отношений, отличительной чертой которого является резкое снижение роли государства в регулировании экономических процессов, противостояние между федеральным Центром и субъектами Федерации, ослабление внутрироссийских экономических связей, а результатом - возрастание асимметрии территориального социально-экономического развития и нарушение целостности национального экономического пространства. Эти явления в сочетании с огромными масштабами территории и уникальным разнообразием природно-климатических, геополитических, этно-конфессиональных и геополитических условий делают необходимость разработки эффективной региональной политики императивом национального развития. В отличие от других направлений государственного регулирования экономики понятие региональная политика не сводится только к управлению региональными экономическими процессами. Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Причем, при наличии прочных межгосударственных интеграционных союзов это понятие приобретает и национальный контекст. Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются: Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций. Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды. Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения. Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов. Экологическая политика, предполагающая предотвращение детериорациии, улучшение экологической ситуации в регионе. Научно-техническая политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д. Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения (например, формирование на региональном уровне эффективной системы экологических налогов и штрафов способно стать предпосылкой для активизации природоохранной деятельности предприятий). Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов. ^ 2.7.2. Этапы становления региональной политикиза рубежом Выделение региональной политики в качестве самостоятельного направления деятельности государства произошло сравнительно недавно. За рубежом начало ее формирования как системного явления непосредственно связано с переосмыслением роли государства в экономике, в первую очередь под влиянием Великой Депрессии. В России (СССР) разработка принципиальных теоретико-методологических основ региональной политики началась чуть раньше, в 20-х г.г. нашего века, вместе с началом работ по экономическому районированию и определению административно-территориального устройства страны. За этот период региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный путь развития в поисках оптимальных моделей взаимодействий разноуровневых субъектов, разрабатывая новые и модифицируя действующие нормы, регулирующие региональные условия воспроизводства, совершенствуя теоретические и методологические аспекты региональных исследований. Первоначально, в странах с рыночной экономикой под региональной политикой обычно понимался комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными правительственными органами, так и территориальными органами власти и направленных на развитие так называемых депрессивных и вновь осваиваемых районов, выявление рациональной сети городов и их размеров, размещение отдельных предприятий и отраслей промышленности и т.п. В развитии зарубежной региональной политики можно выделить несколько этапов. ^ Первый этап: 30 гг. XX века Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933 гг. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы. ^ Второй этап: 40-50 гг. XX века В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании. ^ Третий этап: 60- нач.70 гг. XX века В этот период формируется целостная система региональной политики стран Запада. Произошло утверждение системы регионального программирования, совершенствуется инструментарий региональной политики. Наряду с исторически первым направлением региональной политики, связанным с развитием проблемных регионов, начинают проводиться мероприятия по разгрузке крупнейших городских агломераций. Увеличение ассигнований на региональные программы стало возможным благодаря устойчивым темпам экономического роста. ^ Четвертый этап: сер. 70 гг.- 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений) Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС. Активизация как специфического направления муниципальной политики, обусловлено ускоренными темпами передачи на муниципальный уровень не только прав, но и обязанностей, ранее возложенных на центральные и региональные органы власти. При этом перемещение полномочий зачастую не подкреплялось перемещением на муниципальный уровень адекватных источников доходов. ^ Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом. ^ 2.7.3. Позитивный и негативный опыт реализации региональной политики Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистыми общественными и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления юридических наук выделились муниципальное и региональное право. Вместе с тем необходимо отметить, что несмотря на расширение самостоятельности территориальных органов власти, конечные результаты реализуемых мероприятий в значительной степени определялись сохранением и развитием конституирующей роли Центра, выступающего гарантом соблюдения прав как населения отдельных территориальных образований, так и общества в целом. Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести: несоответствие между объемом закрепленных полномочий и источниками их финансирования для органов власти разных уровней; несовершенство критериев оценки эффективности деятельности федеральных, региональных и местных органов власти; вероятность достижения результатов, отличных от поставленных (например, в силу асимметричности информации в отношении особенностей социально-экономического развития отдельных территорий страны или напротив, манипулировании на региональном и местном уровнях при выполнении предписаний Федерального Центра); неравномерное распределение ресурсов (например, при отсутствии или неэффективности систем межбюджетных отношений). Однако равноценных субститутов государству в этой сфере пока не существует и дальнейшее развитие региональной политики государств с рыночной экономикой, очевидно, будет идти в направлении совершенствования уже достигнутых результатов. ^ 2.8. Становление региональной политики России Эволюция региональной политики России имеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием. На сегодня в развитии российской региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий развития страны.^ Первый этап (1920 - 1932 гг.) В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно: необходимость создания общегосударственной системы центров, способных организовать реализацию хозяйственной и социальной политики в территориальном разрезе; создание экономически эффективной территориальной организации производства, в первую очередь промышленности, и формирование экономически завершенных территориальных хозяйственных единиц. Экономический принцип районирования предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории. Каждый из выделенных районов целевым образом организовался в крупную хозяйственную систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов. ^ Второй этап (1933 - 1956 гг.) Этот этап характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности. В то же время, именно на этом этапе появляются теории управления региональным развитием, сохранившие значение до сегодняшнего момента. В частности, это концепция энерго-производственных циклов территориально- производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК). ^ Третий этап (1957 - 1964 гг.) Это очень короткий семилетний период, когда было предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Приоритеты ведомственно-отраслевого управления сохранились, предполагалось лишь обеспечить ослабление отраслевых ведомств за счет передачи некоторых управленческих функций на места, т.е. в регионы. Совнархозы не только не были хозяевами на территории, но часто противостояли местным органам власти. Обсуждение Закона о совнархозах дало новый импульс развитию теорий территориального управления. Необходимость специализации регионов базировалась не на отраслевой, а на общеэкономической эффективности, не только на отраслях материального производства, но и на других сферах. Одновременно появилось большое количество публикаций противоположного содержания, основанных на упрощенном понимании термина ТПК, когда производство рассматривается не в общеэкономическом смысле, а в узком значении непосредственного материального производства. В дальнейшем тенденция к упрощенному территориально-производственному комплексообразованию получила и официальное признание. ^ Четвертый этап (1965 - 1985 гг.) Этап характеризуется возрождением попыток сочетания отраслевого и территориального развития. Хотя приоритет ведомственно-отраслевых интересов сохранялся, понятие ТПК вошло в директивные документы, и они стали рассматриваться, прежде всего, как непосредственно управляемые формы организации хозяйства. На этом этапе появляются работы по территориальным социально-экономическим системам. Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этом случае не было ориентации на решение стратегических проблем территориального управления. ^ Период (с 1986 г. по настоящий момент) Этап, условно называемый перестройкой, характеризуется на первых порах полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления. Вступление России в трансформационный период послужило мощным толчком для начала глубоких преобразований, затрагивающих экономические отношения, политическую систему и идеологию общества. Практически одновременно с либерализацией экономики и появлением новых негосударственных субъектов собственности, приватизацией предприятий, в стране происходит децентрализация власти и управления, значительное расширение прав территорий в регулировании социально-экономических процессов. Однако формирующаяся система отношений, основанная на многосубъективном балансе интересов, потенциально обладая неизмеримо большими резервами социальной эффективности, одновременно создает предпосылки для резкого усиления пространственной дифференции темпов социально-экономического развития, что в свою очередь требует разработки концептуально новых подходов к решению неизбежно возникающих проблем согласования интересов разноуровневых административно-территориальных и отраслевых структур. В этих условиях уменьшение территориальных диспропорций станет возможным только путем формирования и реализации комплексной высокоэффективной государственной политики, всемерно учитывающей интересы разноуровневых территориально-административных образований различной отраслевой специализации. И если в дореформенный период мероприятия, реализуемые в рамках государственной региональной политики, как правило, ограничивались регулированием развития крупных, территориально и экономически целостных регионов, то сегодня целесообразно ставить вопрос о формировании комплексной пространственной (территориальной) политики, целью которой является упрочнение и создание единого национального экономического пространства, а объектом вся совокупность разноуровневых элементов территориальной структуры национальной экономики. Таким образом, региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами, особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального, политического, экологического развития страны в региональном аспекте. Различают: 1) государственную региональную политику, проводимую Федеральным центром и 2) региональную политику, проводимую субъектами РФ в отношении территорий, находящихся под их юрисдикцией. Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России на мировой арене и ее роли в международном разделении труда. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ; содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала; сокращение глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов; достижение экономически и социально оправданно уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов; развитие межрегиональных инфраструктурных систем; стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом - «полюса роста» хозяйства субъектов РФ; оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, депрессивным регионам, субъектам с высоким уровнем безработицы и демографических проблем; разработка и реализация соответствующей политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования (Север, Арктика, Дальний Восток).Вопросы для самоконтроля: Дайте определение понятия «регион». 2. Приведите классификацию регионов. Раскройте термины «промышленный узел», «агломерация», «территориально-производственный комплекс», «экономический район», «экономическая зона». Классифицируйте формы расселения населения. Что подразумевает понятие «Региональная политика»? Какие этапы выделяют при характеристике развития российской региональной политики? В чем особенность каждого из них?^ 1.2. Основные понятия и закономерности территориальной организации населения Первичной единицей размещения населения на любой тер­ритории является жилище — строение (помещение), в котором живут люди. При этом отдельные жилые строения (их плани­ровка, строительный материал и т. д.) — это предмет изучения архитектуры. А в территориальной организации населения (так же как в демографии и географии населения) первичной еди­ницей учета является населенный пункт (поселение). При этом следует учесть, что иногда населенный пункт может состоять из одного-единственного жилища (жи


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.