Реферат по предмету "Разное"


From: Андрей Степанов, Санкт-Петербург, 24 марта 2000 г

Идрис Шах. Путь суфиев--------------------------------------------------------------- From: Андрей Степанов, Санкт-Петербург, 24 марта 2000 г. WEB-server: http://www.habib.da.ru http://www.shabib.narod.ru---------------------------------------------------------------* ГЛАВА ПЕРВАЯ. КЛАССИКИ СУФИЗМА * Людей, громогласно заявляющих о том, что учение суфиев приводит их вполное недоумение, настолько много, что не остается ничего иного, какпризнать, что они сами хотят пребывать в недоумении. Другие, по причинамболее явным, упрощают все до такой степени, что их "суфизм" есть не чтоиное, как культ любви или медитаций, или чего-то еще, точно так жевырванного из общей системы. Но те, кто обладает толикой непредвзятого интереса, обозревая всеразнообразие суфийской деятельности, могут усмотреть общую отличительнуюособенность, которую просто невозможно не заметить. Суфийские мудрецы, школы, писатели, учения, юмор, мистицизм,формулировки -- все это связано с социальной и психологической уместностьюопределенных человеческих представлений. Будучи человеком "вневременным" и "внепространственным", суфийприлагает свой опыт в пределах той культуры, страны, природных условий, вкоторых он живет. Изучение суфийской деятельности только в былых культурах представляетсобой ценность лишь для тех, кто трудится на узком поприще схоластическойнауки. Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисторелигиозного, литературного или философского течения -- значит изобразитьпуть суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному.АЛЬ-ГАЗАЛИАль-Газали, философ и суфий двенадцатого века, в своей "Книге Знаний"приводит следующую строку Аль-Мутанаби: "Больному человеку сладкая водакажется горькой на вкус". Это могло бы послужить отличным девизом самому Газали. За восемьсот летдо Павлова он выделил и закрепил в сознании современников (часто впрелестных притчах, иногда в поразительно "современных" выражениях) проблемуобусловленности. Несмотря на открытия Павлова и десятки книг и отчетов о клиническихисследованиях в области человеческого поведения, появившихся за последниегоды, рядовые исследователи явлений, связанных с психикой, по-прежнему неподозревают о гипнотической силе навязанных идей. (Одной из наиболеепоразительных особенностей современного человека является то, что, несмотряна изобилие научных доказательств, он чрезвычайно трудно усваивает туистину, что его убеждения далеко не всегда связаны с его умственнымразвитием, культурным уровнем или его системой ценностей. Так что, почти самтого не осознавая, он предрасположен к навязыванию идей.) В тотали-тарномобществе навязывание идей считается явлением весьма желательным --разумеется, если насаждаются идеи данного общества. В обществах же иноготипа о существовании этого явления едва ли подозревают. Но именно это иделает почти каждого человека уязвимым с этой стороны. Труд Газали не только предвосхищает, но даже превосходит нынешниезнания в этой области. В вопросе о том, представляет ли навязывание идей(открытое или негласное) явление желательное, или наоборот, а такженеизбежно оно или нет, мнения нынешних специалистов расходятся. Газали не только указывает на то, что идея, которую люди называют своимубеждением или верованием, может фактически оказаться навязанной, оннедвусмысленно заявляет, в соответствии с принципами суфизма, что такоесостояние не является неизбежным, и настаивает, что люди обязаны уметь егораспознавать. Книги Газали сжигались средиземноморскими фанатиками повсюду, отИспании до Сирии. В наше время их больше не предают пламени костра, но ихвлияние -- за исключением, возможно, круга суфиев -- уменьшилось; они малоизучаются. Газали считал, что очень легко потерять способность разли-чатьубеждения и знания. Когда такое случается, на тех, кто знает эту разницу,ложится обязанность разъяснить ее, насколько это в их силах. Научные, психологические открытия Газали, хотя широко используютсясамыми разными учеными мужами, не получили должного признания, вследствиеего особого упора на то, что в основе их не лежат никакие научные илилогические методы. Он приобрел все свои знания благодаря суфийскомувоспитанию, принадлежности к суфиям и путем непосредственного восприятияистины, не имеющего ничего общего с механическим умствованием. Это, конечноже, сразу выводит его из разряда, так называемых, ученых. Забавно, однако,что его открытия столь поразительны, что, кажется, в глубине души ученые непрочь бы узнать, каким образом он пришел к ним. "Мистицизм", получивший репутацию чего-то непристойного, подобен собакеиз пословицы: если его нельзя повесить, то можно, по крайней мере,игнорировать. Явный метод схоластической психологии: примите открытиячеловека, если невозможно отрицать их, но игнорируйте его метод, если он несоответствует вашим представлениям о методах. Если бы Газали достиг лишь незначительных успехов, он бы вошел висторию как рядовой мистик и как очередное доказательство, что мистицизм, васпекте образовательном и социальном, непродуктивен. Влияние Газали на западную мысль во всех ее сферах, по общемупризнанию, огромно. Но само это влияние являет собой действие законаобусловленности: философы средневекового христианского мира, принявшиемногие его идеи, делали это крайне выборочно, совершенно игнорируя теположения, которые угрожали их собственной деятельности по навязываниюопределенных идей окружающему обществу. Комплекс идей Газали был направлен на то, чтобы донести до круга людейболее широкого, чем сравнительно небольшой круг суфиев, конкретное различиемежду верованием и насажденной идеей. Он подчеркивал роль воспитания вукоренении религиозных убеждений и советовал своим читателям изучатьмеханизм этого процесса. Он настаивал на признании того, что образованные иученые мужи могут быть и часто являются глуп-цами и могут оказатьсяфанатиками и одержимыми. Он заявлял, что помимо таких вещей, как обладаниеинформацией и способность ее воспроизводить, существует еще и знание,которое оказы-вается более высокой формой человеческой мысли. Привычку путать убеждение со знанием, -- привычку, с которой в нашевремя приходится сталкиваться повседневно, Газали считает эпидемическимзаболеванием. Говоря все это с обилием примеров и в духе откровенной непочтительностик "научному подходу", Газали выступал не просто в роли обычного диагностика.Сам он приобрел свои знания чисто суфийским путем и понимал, что высшеепонимание, являясь, по существу, достоянием суфиев, доступно лишь людям,способным различать и избегать явления, которые он анализировал. Газали написал и опубликовал множество книг. Его вклад в сокровищницучеловеческой мысли и жизненность его идей спустя сотни лет неоспоримы.Постараемся отчасти восполнить упущение наших предшественников и посмотрим,что он говорит о методе. Каков был Путь аль-Газали? Что должен делатьчеловек, чтобы стать подобным ему, -- тому, кто, по общему признанию, былодним из мировых гигантов философии и психологии?^ ГАЗАЛИ О ПУТИЧеловек не является человеком, пока его характеру свойственныпотворство своим желаниям, алчность, раздражительность и нападки на другихлюдей. Ученик должен как можно меньше обращать внимание на привычные вещи, тоесть на своих приятелей или свое окружение, ибо возможность концентрациивнимания ограничена. Ученик должен взирать на своего Учителя как на врача, знающего, какизлечить больного. Он будет служить своему Учителю. Суфии учат самыминеожиданными способами. Опытный врач точно предписывает определенныелекарства, однако, посторонний наблюдатель может быть весьма изумлен тем,что он говорит или делает; ему не понять необходимости или уместностисовершаемой процедуры. Вот почему маловероятно, что ученик сумеет задать должный вопрос вдолжное время. Но Учитель знает, что и когда человек может усвоить.^ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ИСТИННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮГазали указывает связь, а также различие между общественным, илиложным, контактом между людьми -- и высшим контактом. Что лишает развитие отдельного человека или группы людей похвальныхкачеств, так это их привязанность к повторению и к тому, что имеетзамаскированное социальное основание. "Если ребенок, -- говорит он, -- просит нас объяснить ему сутьудовольствия, заключающегося в обладании властью, мы можем ответить, что оноподобно удовольствию, испытываемому им во время игры; хотя, на самом деле,между ними нет ничего общего, за исключением того, что оба понятияпринадлежат к категории удовольствия".^ ТРИ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКАСовершенный Человек из круга суфиев знает три формы взаимоотношений слюдьми. Они зависят от состояния людей. Эти три образа действия применяютсяв: 1. Форме религии, окружающей суфиев; 2. Емкости сознания учеников, обучение которых ведется в соответствии сих способностью понимать; 3. Особом круге людей, разделяющих понимание знания, приобретенногопутем непосредственной внутренней практики.^ ПОГОНЯ ЗА ЗНАМЕНИТОСТЯМИЧеловеку, спасенному от свирепого льва, безразлично -- совершено ли этонеизвестным лицом или прославленным мужем. Отчего же тогда люди такстремятся получить знание от знаменитостей?^ ПРИРОДА БОЖЕСТВЕННОГО ЗНАНИЯВопрос Божественного Знания настолько глубок, что во всей полнотеизвестен только тем, кто обладает им. Ребенок не имеет истинного представления о достижениях взрослого.Средний взрослый не в силах понять достижения ученого мужа. Точно так же ученый неспособен понять практику просвет-ленных святыхили суфиев.^ ЛЮБОВЬ И СВОЕКОРЫСТИЕЕсли кто-то любит кого-то потому, что это доставляет удовольствие, неследует считать, что он любит этого человека. Такая любовь на самом деле,хотя это и не осознается, направлена на удовольствие. Источник удовольствияявляется второстепенным объектом внимания и замечается только потому, чтовосприятие удовольствия еще не настолько хорошо развито, чтобы подлинноечувство могло быть признано и описано.^ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬСЯ"Вы должны подготовиться к преображению, после которого не будет ничегоиз того, к чему вы привыкли, -- говорит Газали. -- После смерти ваше "я"должно будет ответить за все те стремления и побуждения, которые рождались увас в этой жизни. Если вы останетесь в сфере притяжения того немногого, счем вы хорошо знакомы, то переход сделает вас просто ничтожеством".НЕВЕЖЕСТВОЛюди многому противятся, потому что ничего о нем не знают.^ РИТУАЛЫ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯПодобные собрания должны проводиться в соотвествии с требованиямивремени и места. Зрители, побуждения которых недостойны, допускаться недолжны. Участники собрания должны сидеть молча и не смотреть друг на друга.Они устремляются к тому, что не может возникнуть в их собственном "сердце".^ БЕСПЛОДНАЯ ЖЕНЩИНАЧеловек пошел к врачу с жалобой на то, что его жена не может иметьдетей. Врач осмотрел женщину, измерил пульс и сказал: -- Я не могу лечить тебя от бесплодия, так как вижу, что ты все равноумрешь в течение сорока дней. Услышав это, женщина настолько расстроилась, что кусок не шел ей вгорло. Но в указанное время она не умерла. Муж вновь явился к врачу, который сказал: -- Да, я предвидел это. Теперь она может родить. Муж хотел узнать, как это случилось. Врач сказал: -- Твоя жена была слишком толста, и это препятствовало оплодотворению.Я знал, что удержать ее от неумеренного приема пищи может только страхсмерти. Зато теперь она здорова. Знание -- крайне опасное оружие.ТАНЕЦУченик попросил разрешения участвовать в "танце" суфиев. Шейх сказал: "Не ешь ничего три дня. Затем пусть пригото-вят вкуснейшиеблюда. Если ты предпочтешь "танец", можешь принять в нем участие".^ СВОЙСТВО ДОЛЖНО ИМЕТЬ НОСИТЕЛЯСкорость, ставшая достоинством в лошади, сама по себе таковым неявляется.ГЛУПОЕ "Я"Если вы не можете отыскать среди людей достойного примера преданности,изучайте жизнеописания суфиев. Человек должен также твердить себе: "О, мое"я"! Ты считаешь себя умным и расстраиваешься, когда тебя называют глупым.Но в действи-тельности разве это не так? Ты запасаешься одеждой на зиму, ноне заботишься о запасах для жизни той. Ты подобно человеку, который зимойговорит: "Я не стану носить теплые одежды, но полагаюсь на милость Божью,пусть она защитит меня от холода". Он не понимает, что, создав холод, Богтакже дал человеку средства защиты от него".^ ЧЕЛОВЕК БЫЛ СОЗДАН, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯВерблюд выносливее человека; слон крупнее; лев превосходит его вхрабрости; корова может съесть больше, чем он; птицы приносят болеемногочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.^ ЦЕНА ЗНАНИЯ"Это знание, несомненно, имеет цену. Оно дается только тому, ктоспособен хранить его и не утратить"."Книга Знания", цитата из "Икрима".^ КОММЕНТАРИЙ ДЖУНУБИ:Указанное знание, разумеется, есть знание суфиев. Это не относится ккнижному знанию, к чему-то такому, что может быть записано или увековечено вформе фактов, ибо от подобного материала не убудет, если открыть егокому-то, кто может оказаться неспособным извлечь из него пользу. Это естьзнание, даваемое в такой момент и таким образом, что оно подтверждает иодухотворяет книжное знание. "Дать знание, которое будет утрачено" означаетпозволить человеку раскрыть в себе определенное "состояние" восприятияистины, прежде чем он окажется способен удержать такое состояние; врезультате он теряет преимущества, даруемые этим состоянием, и оноутрачивается.^ КОММЕНТАРИЙ АХМАД МИНАИ:Вследствие трудности рассмотрения факта этого рода и благодаря весьмапонятной лени, интеллектуалы решили "упразднить" любое знание, которое неможет быть выражено в книгах. Это не значит, что его не существует. Этоусложняет нахождение его и обучение ему, поскольку вышеназванные деятели(интеллектуалы) приучили людей не искать его.СОБСТВЕННОСТЬВы владеете только тем, что невозможно потерять при кораблекрушении.^ ПРИОБРЕТЕНИЕ И УТРАТАХотел бы я знать, что человек, не обладающий знанием, действительноприобрел, и что человек знающий не приобрел.ОМАР ХАЙАМОмар Хайам был крупным философом, ученым и практикующим наставникомсуфизма. Его имя широко известно в европейской литературе, главным образомблагодаря Эдварду Фицджеральду, опубликовавшему в викторианские временаанглийский перевод ряда четверостиший Омара. Эдвард Фицджеральд -- подобномногим востоковедам-схоластам -- вообразил, что поскольку Хайам время отвремени выдвигает существенно расходящиеся точки зрения, он должен былстрадать психологической неуравновешенностью. Такое отношение, хотя ихарактерное для множества представителей академической науки, столь жеобоснованно, как отношение человека, считающего, что если кто-то показываетвам нечто, он непременно должен этому верить; а если он показывает вамнесколько вещей, то подлежит отождествлению со всеми ими. Но Фицджеральд повинен в гораздо большем, нежели в слабых мыслительныхспособностях. То, что он придал своим переводам Хайама характерантисуфийской пропаганды, не может быть оправдано даже его наиболее рьянымизащитниками. В результате они норовят обойти молчанием эту поразительнуюнепорядочность и вместо этого кричат о других вопросах. Учебные стихи Омара Хайама и других членов его школы, ставшиепризнанной частью его наследия, опираются на специ-альную терминологию иаллегории суфизма. Полное их исследование и перевод были осуществлены СвамиГовиндой Тиртха в 1941 году и опубликованы под названием "The Nectar ofGrace". Эта книга действительно является последним словом в осмысливании(насколько он может быть выражен на английском языке) наследия Омара.Любопытно заметить, что лишь немногие западные ученые используют этотосновополагающий труд в своих толкованиях Хайама. В результате истинный Хайам фактически остается совер-шеннонеизвестным.ТАЙНАТайну должно охранять от всех нечеловеков: Таинство должно быть сокрыто от всех идиотов. Думай о том, что несешь ты людям, -- Оно должно быть сокрыто от всех них.ЧЕЛОВЕЧЕСТВОКруг этого мира подобен кольцу: Нет никаких сомнений, что мы -- Накш, рисунок на камне кольца.^ ТАКИЕ СЕМЕНАВ келье, в монастыре, в церкви и синагоге -- Одни страшатся Ада, другие грезят Раем. Но человек, действительно познавший тайны своего Бога, Никогда не посеет такие семена в своем сердце.ВРАГ ВЕРЫЯ пью вино, а недруги слева и справа кричат: "Не пей хмельное, ибо это противно вере". Поскольку я знаю, что вино против веры, Во имя Бога, дозвольте мне его пить -- кровь врага законна для меня.МЕДИТАЦИИХотя "вино" запрещено, это зависит от того, кто пьет. И сколько пьет, а также с кем оно пьется. Когда эти три требования соблюдены, скажи по совести -- Тогда, если Мудрым нельзя пить "вино", кому можно?Те, кто стремится быть отвергнутым обществом, И те, что проводят ночь в молитвах, -- Все они бродят во мгле, солнца не зрит ни один. Единый бодрствует, все остальные -- спят.И заснул, и Мудрость сказала мне: "Для спящего роза счастья никогда не расцветает. Зачем предаваться тому, что соседствует со смертью? Пей "вино", ибо долго придется тебе спать". Друзья, когда вы сходитесь вместе, Почаще вспоминайте Друга. Когда вы пьете вместе друг за друга, Дойдя до меня, "опрокиньте кубок вверх дном".Те, кто шел перед нами, о Держатель Кубка, Спят в пыли своей гордыни. Ступай, пей "вино" и внемли моему слову Истины: "То, что они лишь произнесли, Мы держим в своих руках, о Держатель Кубка".^ ПОД ЗЕМЛЕЮВы, безрассудно беспечные, -- вы не золото, Чтобы, однажды засыпанных землей, Кто-то опять откапывал вас обратно.ЧЕЛОВЕКЧто такое человек от земли, знаешь ли ты, Хайам? Волшебный фонарь фантазий, а внутри -- светильник.^ НЕ ИДИ С ПУСТЫМИ РУКАМИ...Возьми с собой что-то Отсюда Туда. -- Не будет пользы, если ты пойдешь с пустыми руками.ЯВсяк судит обо мне по-своему -- Я же сам по себе; я есть то, что я есть.^ АТТАР ИЗ НИШАПУРАХотя Аттар является одним из величайших представителей классическойлитературы суфиев и вдохновителем Руми, его "Поучениям святых старцев" --сказкам и поучениям мудрецов-суфиев -- пришлось семь с половиной вековожидать английского перевода. Несмотря на возрастающий интерес к суфизму наЗападе, шестьдесят две главы этой книги были впервые опубликованы индийскимотшельником доктором Банки Бехари в 1961 году. Всего Аттар написал около ста четырнадцати книг. Наиболее известные среди них -- суфийская "Божественная Книга", "Собрание Птиц" и "КнигаСовета". Его учение передавалось посредством жизнеописаний, притч, афоризмов инравоучительных басен, содержащих не только нравственные поучения, но иаллегории, описывающие определенные ступени на пути человеческого развития.В "Собрании Птиц", к примеру, он обрисовал характерные фазы человеческогосознания, хотя они и представлены как относящиеся к отдельным личностям илиже к целой общине. Аттар использовал тему "путешествия" или "поиска" в качестве аналогии споследовательным продвижением по ступеням развития человеческой души в ееисканиях совершенства. Отказавшись от почестей со стороны монгольских завоева-телей СреднейАзии, он, как сообщают, пал от рук воинов Чингиз-хана, успев распуститьсвоих учеников -- разослав их в безопасные места, после того как предсказалэто монгольское нашествие. Традиции суфизма утверждают, что труд Аттара очень значителен, ибо,читаемый в целом, он способствует сохранению социальной структуры иэтических норм ислама; в то же время отдельные отрывки содержат важнуюинформацию для посвященных, скрытую тяжеловесными теологическими частями.^ ОТВЕТ ИИСУСАНесколько евреев поносили однажды Иисуса, когда он проходил по ихкварталу. Но он отвечал вознесением молитв во благо их. Некто спросил его: -- Ты молился за этих людей, разве ты не испытывал к ним гнева? Он отвечал: -- Я могу тратить только то, что есть у меня в кошельке.СЕРДЦЕНекто подошел к сумасшедшему, который плакал горючими слезами. И спросил: -- Почему ты плачешь? Сумасшедший ответил: -- Плачу, чтобы вызвать сострадание в Его сердце. Тот сказал: -- Глупости говоришь, у Него нет физического сердца. Сумасшедший ответил: -- Ты сам неправ, ибо Он -- Владелец всех сердец на земле. Через этосердце ты можешь протянуть живую нить к Богу.^ ПО ПОВОДУ НЕПРИЕМЛЕМОГО ДАРАЧто?! Вы хотите какой-то кучей денег Вычеркнуть мое имя из списка Дервишей?ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ФАЗЛ-РАББИОднажды некий бедный старик отправился повидать Фазл-Рабби, чтобыобсудить с ним некоторые вопросы. Вследствие слабости и нервозности старец воткнул желез-ный наконечниксвоей палки в ногу Фазл-Рабби. Почтительно выслушивая старца, Фазл-Рабби не проронил ни слова, хотялицо его то бледнело, то к нему приливала кровь от боли из-за железа,вонзенного ему в ногу. Когда посетитель закончил излагать свое дело, Фазл-Рабби взял у негобумагу и подписал ее. Когда старик удалился, довольный, что его просьба была удовлетворена,Фазл-Рабби позволил своему телу рухнуть. Кто-то из присутствовавших при этом знатных лиц произнес: -- Господин, вы сидели здесь, кровь лилась из вашей ступни, -- старик всвоем слабоумии пронзил ее железным наконечником палки, -- а вы не проронилини единого звука. Фазл-Рабби ответил: -- Я не показывал боли, ибо боялся, что старец расстроится и,смутившись, уйдет и откажется от мысли обратиться ко мне за помощью. Егонужда была столь велика -- как мог я прибавить к его заботам еще что-то,поступив иначе? Будь истинным человеком: учись благородству мысли и действия, будьподобным Фазл-Рабби.^ РАБ БЕЗ ХОЗЯИНАСкитаясь, некий дервиш в залатанном халате, с почерневшим от солнцалицом, забрел в Куфу, где его увидел купец. Купец заговорил с ним и решил, что это потерявшийся раб. -- Так как ты мягкого нрава, я буду называть тебя Хайр (Добрый), --сказал он. -- Ты случайно не раб? -- Да, я раб, -- ответил Хайр. -- Следуй за мной, ты сможешь у меня работать, пока я не найду твоегохозяина. -- Как прекрасно, -- сказал Хайр, -- ибо я уже так долго ищу своегохозяина. Много лет он проработал у этого человека, научившего его ткацкому делу;отсюда его второе имя -- Нассадж (Ткач). После многих лет службы купец, испытывая угрызения совести за то, чтоиспользовал его, сказал: -- Я не знаю, кто ты, но с этого дня ты свободен. Хайр Нассадж, великий Мастер Пути, продолжал свой путь в Мекку безсожалений, ибо он постиг, как продолжать самосовершенствование, даже когдаты лишен имени и с тобой обращаются как с рабом. Он был Учителем Шибли, Ибрахима Аббаса и многих других великих учителейсуфиев. Он умер более тысячи лет назад, в возрасте ста двадцати лет.^ ВОЛШЕБНЫЙ ЯЩИКЧеловек захотел продать грубый ковер, и стал предлагать его прямо наулице. Первый же прохожий сказал: -- Это грубый ковер, притом очень изношенный. И дешево купил его. Затем покупатель сам выставил этот ковер на продажу и сказал одномупрохожему: -- Вот ковер, мягкий как шелк, во всем свете нет равного ему. Проходивший мимо суфий был свидетелем купли и попытки продажи одного итого же ковра под двумя разными описаниями. Суфий сказал продавцу: -- Послушай, продавец ковров, помести меня в свой волшебный ящик,способный превратить грубый ковер в изящный, а также, быть может, ничто -- вдрагоценный камень!ЛУНАЛуну спросили: -- Каково твое самое сильное желание? Она ответила: -- Чтобы Солнце скрылось и навеки осталось затянуто облаками.^ ПЯТЬСОТ ЗОЛОТЫХ МОНЕТОдин из последователей Джунайда пришел к нему с кошельком, в которомбыло пятьсот золотых монет. -- Есть ли у тебя еще деньги, кроме этих? -- спросил суфий. -- Да, есть. -- Хочешь ли ты иметь больше? -- Да, хочу. -- Тогда оставь их себе, ибо ты нуждаешься в них больше, чем я. Яничего не имею и ничего не желаю. Ты имеешь много и все же хочешь еще.^ СУМАСШЕДШИЙ И МУЭДЗИНВ Исфагане муэдзин с крыши минарета призывал к молитве. В это время мимо проходил сумасшедший, и кто-то спро-сил его: -- Что он там делает, наверху минарета? -- Этот человек, по существу, трясет кошелек, в котором пусто. Когда вы произносите девяносто девять имен Бога, вы также играетепустым кошельком. Разве возможно понять Бога посредст-вом имен? Поскольку говорить о сущности Бога бессмысленно, лучше вообще ни о чемне говорить."Китаб-Илахи"^ СТРУКТУРА РЕЛИГИИОднажды, когда подвижник Омар перелистывал еврейскую священную книгу,Пророк Мухаммад сказал ему: -- Ты слишком поверхностно относишься к этой книге. Если хочешь извлечьиз нее пользу, ты должен стать иудеем. Быть совершенным иудеем лучше, чембыть несовершенным мусульманином; а баловство с этой еврейской книгой естьнерешительность и не принесет тебе пользы ни там, ни здесь. Твоя ошибка в том, что, поступая таким образом, ты есть ни то, нидругое. Ты ни веришь, ни не веришь. Каково же тогда твое состояние, как егоописать?"Китаб-Илахи"^ ПРЕДАНИЕ О МОИСЕЕОднажды Моисей попросил Бога показать ему одного из друзей Божьих, иголос ответил: -- Иди в такую-то долину, там найдешь одного любящего, одного изизбранных, который следует Пути. Моисей пошел и отыскал этого мужа, одетого в лохмотья, снедаемоговсевозможными насекомыми. Моисей сказал: -- Могу ли я чем-нибудь помочь тебе? Человек ответил: -- Посланец Господа, принеси мне кружку воды, я измучен жаждой. Когда Моисей вернулся с водой, он нашел человека уже мертвым. Он пошелпоискать что-нибудь, чтобы прикрыть тело. Когда же вернулся, тело было безостатка съедено пустынным львом. Горю Моисея не было предела, он кричал: -- Всемогущий и Всеведущий Единый, ты превращаешь в глину человеческиесущества. Некоторые уносятся в рай, другие проходят через муки, однисчастливы, другие несчастны. Вот парадокс, понять который никто не в силах. Тогда внутренний голос сказал Моисею: "Этот человек положился на Меня вотношении питья, а затем отрекся от своего доверия. Он положился на Моисея вжелании выжить, доверив-шись, таким образом, посреднику. Он был неправ,обращаясь за помощью к другому, после того как всецело предался Мне..." Твое сердце вновь и вновь цепляется за предметы. Ты должен знать, каксохранить связующую нить со своим истоком..."Илахи-Нама"^ ДУШИ ДО СОТВОРЕНИЯ ТЕЛАУзнайте о времени, когда были души и не было тел. Это время длилось несколько лет, но каждый год равнялся нашимтысячелетиям. Все души были выстроены в ряд. Их взору открылся мир. Девять душ из десяти помчались навстречу ему. Перед оставшимися душами открылся рай. Девять душ из десяти помчались навстречу ему. Оставшимся душам был показан ад. Девять из десяти в ужасе умчались прочь от него. После этого осталось всего лишь несколько душ, на которые ничто не повлияло. Их не привлекали ни земля, ни рай, их не испугал ад. Небесный Глас обратился к этим оставшимся: -- Ослиные души, чего же вы хотите? Души хором грянули: -- Ты, кому известно все, знаешь, что только Тебя мы жаждем, и что мыне хотим расстаться с Твоим Присутствием. Глас сказал им: -- Жаждать Меня опасно, это приносит невзгоды и бесчис-ленныеопасности. Души ответили: -- Мы с радостью примем все, только бы не разлучаться с Тобой, и всепотеряем, чтобы все обрести."Илахи-Нама".ИСПЫТАНИЕРассказывают, что однажды Шакик из Балха сказал ученикам: -- Я положился на Бога и прошел пустыню с самой малой монетой вкармане. Я отправился в паломничество и вернулся, и монета по-прежнему сомной. Один из юнцов поднялся и спросил Шакика: -- Если при вас была монета, как можете вы говорить, что положились начто-то высшее? Шакик ответил: -- Мне нечего сказать, ибо этот юноша прав. Когда полага-ешься на мирневидимый, нет более места для земных вещей, какими бы малыми они ни были!"Китаб-Илахи"^ О МУХАММАДЕ, СЫНЕ ИСЫМухаммад, сын Исы, был одним из близких сподвижников ПредводителяПравоверных. Гибкостью и живостью мышления он превосходил всех остальных. Однажды он проезжал на коне по улицам Багдада в сопро-вождениимногочисленной свиты. Люди спрашивали друг друга: -- Кто этот человек, столь ослепительно одетый, на такой великолепнойлошади, такой богатый? И некая старуха, припадавшая на одну ногу, сказала им: -- Это бедняк, а не богач. Ибо если бы Аллах не лишил его своегоблагословения, он бы не являл подобного тщеславия. Услышав это, Мухаммад, сын Исы, тут же спрыгнул со своего великолепноубранного коня, признав, что эти слова действительно соответствовали еговнутреннему состоянию. С этого момента его покинуло всякое стремление кпоказной парадности и богатству.^ ВОСПРИЯТИЕ СУМАСШЕДШЕГОЖил некий сумасшедший, не желавший принимать участие в общих молитвах.В одну из пятниц, с большим трудом, люди все же уговорили егоприсутствовать. Но как только ведущий собрание начал читать молитву, сумасшедший стализдавать ослиные крики. Остальные, решив, что он просто поддался приступу умопомешательства и вто же время желая помочь ему, обратились к нему: -- Разве в тебе не осталось никакого понятия о Боге, если ты можешьиздавать подобные звериные звуки, находясь в собрании верующих? Но сумасшедший ответил: -- Я только делал то, что и ведущий. Когда он начал петь, он покупалосла, я и заорал как осел! Когда это странное замечание пересказали ведущему, тот признался: -- Когда я произносил: "Бог превыше всего", я на самом деле думал освоем хозяйстве. А когда я дошел до фразы: "Слава Господу", я подумал, чтомне следовало бы купить осла. Именно в этот миг я услышал чьи-то вопли.^ СКРЯГА И АНГЕЛ СМЕРТИТрудом, торговлей и ростовщичеством скряга накопил триста тысячдинаров. У него были земли и строения, и самые разнообразные богатства. Тогда он решил, что проведет один год в развлечениях, живя в своеудовольствие, а потом решит, каким быть его будущему. Но лишь только он закончил пересчитывать свои деньги, перед нимпредстал Ангел Смерти, чтобы забрать его жизнь. Скряга пытался всевозможными доводами переубедить Ангела, но тотоставался непреклонным. Тогда человек сказал: -- Дай мне всего три дня, за это я отдам тебе треть своего имущества. Ангел отказался и вновь дернул за жизнь скряги, чтобы забрать ее. Тогда человек сказал: -- Если только ты отпустишь мне два лишних дня на земле, я отдам тебедвести тысяч динаров из своих сбережений. Но Ангел не хотел и слушать его. Он даже отказал несчаст-ному водном-единственном дне в обмен на все его триста тысяч монет. Тогда скряга сказал: -- Умоляю тебя, отпусти мне самую малость -- позволь написать всегонесколько слов. На этот раз Ангел сделал ему эту единственную уступку, и человекнаписал собственной кровью: "Человек, не растеряй свою жизнь. Я не мог купить даже час за тристатысяч динаров. Удостоверься, понимаешь ли ты ценность того времени, которымрасполагаешь".^ ОСЛИНАЯ ГОЛОВАСумасшедший увидел на шесте в саду ослиную голову. Он спросил: -- Что она здесь делает? Ему сказали: -- Ее установили тут, чтобы отвести дурной глаз. Сумасшедший ответил: -- У вас самих ослиные мозги, потому вы и посадили эту голову на кол!Когда она была жива, она не могла отвести удары палки, достававшиеся ей. Атеперь, мертвая, она должна отводить дурной глаз!^ АБСУРД И НЕВЕЖЕСТВОТо, что кажется абсурдом, но не является таковым, лучше, чем невежествочеловека, который считает это абсурдом.СВЕТИстинно любящий находит свет лишь, когда, подобно свече, он становитсясобственным топливом, расходуя себя самого.^ ХРИСТИАНЕ И МУСУЛЬМАНЕХристианин как-то перешел в мусульманство. И на следующий же день началпить вино. Мать, увидев сына пьяным, сказала: -- Сын мой, что ты делаешь? Своим поведением ты отринул Иисуса, нотакже не смог порадовать и Мухаммада. Оставайся при своих убеждениях! Никтоне может быть человеком и покло-няться идолам, хотя бы и придерживаясьдругой веры.^ ДЕРЕВО, НЕ ОСОЗНАЮЩЕЕ СВОЕ СОСТОЯНИЕЧеловек срубил дерево. Присутствовавший при этом суфий сказал: -- Взгляни на эту свежую ветвь, полную сока, счастливую, ибо она неведает о том, что срублена. Она может не знать об ущербе, нанесенном ей, --но узнает в должное время. До тех пор бесполезно убеждать ее. Эта отстраненность, это незнание -- и то, и другое являются состояниямичеловека.СТРЕЛАКогда стрелу пускают из лука, она может пойти прямо, а может и нет, взависимости от действий лучника. Как же странно тогда, что если стрела летит без отклонений, этоприписывается искусности стрелка; но если она отклоняется от цели, топроклинают именно стрелу!^ СУЛТАН МАХМУД И БОБЫМогущественный султан Махмуд из Газны однажды, охотясь, отбился отспутников. Он заметил дымок от кос


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гротеск как основа художественной системы "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина
Реферат Звезды
Реферат Ранняя диагностика рака яичников
Реферат Разработка микропроцессорной системы управления объектом
Реферат Этнические конфликты: их сущность и способы урегулирования
Реферат Русско-турецкие войны 2
Реферат Lexicology. Word structure in Modern English
Реферат Социально-экономическое развитие России в конце ХIХ-начале ХХ вв.
Реферат «Прибуток підприємства І його формування І використання в ринкових умовах» Зміст
Реферат Измерительные трансформаторы напряжения
Реферат LoveHate
Реферат Дионисий
Реферат Роль міжнародних фінансово-кредитних організацій у фінансуванні інвестиційної діяльності
Реферат Интеллектуальная история как направление в методологии исторических исследований периода постмодернизма
Реферат Политико-экономические взгляды А. Л. Ордина-Нащокина