Реферат по предмету "Разное"


14. Соборное Уложение 1649 г

14. Соборное Уложение 1649 г. Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в январе 1649 г. он принял Соборное Уложение. Разработка проекта Уложения была поручена особой комис­сии в составе бояр, князей и дьяков. 28 июня 1648 г. правительством были разосланы грамоты о присылке в Москву к 1 сентября выборных людей для обсуждения и утверждения на Земском Соборе проекта Уложения. Обсуждение проекта Уложения началось 3 октября 1648 г. в двух па­латах. В одной из них заседал царь с Боярской думой и Освященным со­бором, в другой, Ответной палате, совещались выборные люди под пред­седательством князя Ю.А.Долгорукого. 29 января 1649 г. Уложение было принято; его скрепили подписями патриарх, представители высшего ду­ховенства, бояре и 277 выборных земских людей. Новый свод статей назван Соборным Уложением. Соборное Уложе­ние, получившее силу государственного закона, весной 1649 г. было от­печатано особой книгой и разослано, для руководства всем воеводам по городам и во все московские приказы. Уложение состояло из XXV глав и 967 статей. "Соборное Уложение" завершило долгий процесс складывания кре­постного права, прошедший ряд этапов. Было оконча­тельно оформлено крепостное право. Как указывалось выше, крепостное право – это зависимость крестьянина от феодала (или от феодального го­сударства) в личном, земельном, имущественном, юридическом отноше­ниях, основанная на прикреплении крестьянина к земле. Соборное Уложение по своему содержанию было крепостническим и отражало победу дворянства. В этом документе провозглашалась отмена "урочных лет" и установление бессрочного сыска беглых крестьян и по­садских людей. Землевладение закреплялось как привилегия господствующего фео­дального класса. При увольнении со службы поместья служилых людей переходили детям, братьям, племянникам или внукам, которые записы­вались на службу. Разрешалось менять поместья на вотчины, что приво­дило к слиянию дворянского поместья с вотчиной. Крепостное право в стране получило законодательное утверждение: частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лиша­лись права самостоятельно выступать в судах со своими исками. Феодал по своей воле мог также устраивать браки и семейные разделы крепост­ных. Ряд статей Уложения отразил тенденцию к дальнейшей централиза­ции власти, укреплению самодержавия. Традиционная монархия с Бояр­ской думой постепенно уступала место абсолютной монархии. Абсолютизм - такая форма правления, когда законодательная, исполни­тельная и судебная власть полностью сосредоточена в руках монарха, а последний опирается на назначаемый и контролируемый исключительно им разветвленный чиновничье-бюрократический аппарат. В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) все реже собирались Зем­ские соборы, снижалась роль Боярской думы, с другой стороны все бо­лее разветвленной становилась приказная система. ^ 15. Церковный раскол в русской православной церкви. В XVII в. в России довольно отчетливо прослеживались два обще­ственных течения. В духовно-идеологической сфере начинали сталкиваться позиции российских западников и проводников национально-культурной само­бытности России. Много внимания этому вопросу уделялось и православной церко­вью. Передовые священнослужители ратовали за такой вариант эволюции России, который вел бы к полити­ческой и экономической мощи при сохранении своеобразия духовной культуры. Русский народ ими представлялся хранителем подлинной хри­стианской нравственности, поэтому они протестовали против распро­странившихся из Немецкой слободы нравов, нередко переходящих грань распущенности. Традиционная нравственность русских людей оберегалась прежде всего церковью, поэтому была связана с религиозностью. Церковные установки к тому времени прочно впитались в русский быт. Церковь строила свою деятельность так, чтобы влиять на все стороны общественной жизни. Эпоха Смуты наложила своеобразный отпечаток и на православную церковь. В настроения духовенства и монахов были привнесены элемен­ты воинственности. Привыкнув воевать, сохранили дух воинственности и после Сму­ты. Он проявлялся в непримиримости к влиянию неправославных веро­учений. Стремление сохранить сильные позиции в отношениях с царской ад­министрацией просматривалось в поведении преемников Филарета. Осо­бенно это было характерно для Никона (в миру Никита Минов ), ставшего патриархом в 1652 г. Никон получил титул "Великого госуда­ря" и потребовал, чтобы его голос имел решающее значение в любом го­сударственном деле. В 1653 г. Никон стал инициатором церковно-обрядовой реформы (1653-1656), которая была проведена без должной подготовки массового сознания. Была введена греческая обрядность вместо старорусской: двое-перстие было заменено троеперстием, символом культа был объявлен че­тырехконечный крест вместо восьмиконечного и "аллилуйя" петь триж­ды, а не дважды, крестные ходы, вокруг храмов совершать по ходу солн­ца и т.п. Никон объявил об исправлении старославянских церковных тек­стов по греческим образцам. Исправлением церковных книг занялись выходцы с Украины. Украинское влияние нарастало также в иконописи и литургии. Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Период относи­тельной стабилизации усилил Русское государство. На Украине к тому времени были проведены изме­нения в обрядах по греческому образцу. Никон стремился продемонстрировать отсутствие каких-либо различий между православием в Московии и на Украине. Как дипломат и политик, Никон действовал осмысленно, как глава русской православной церкви – допустил поспешность. Реформа вызвала первый серьезный раскол русской церкви. Никону противостояла груп­пировка церковных деятелей во главе с протопопом Аввакумом, высту­пившая под флагом "хранителей древнего благочестия" с резким протес­том против нововведений. С точки зрения исторических фактов были правы Аввакум и его союзники: не русские, а греки отступили от тради­ций первых христиан, перейдя в XII веке от двоеперстия к троеперстию, пересмотрев и другие обрядовые нормы. Церковный раскол приобрел характер широкого народного движения. В общем-то сторонники Никона были не меньшими патрио­тами, чем старообрядцы. Реформы не были направлены против духа православия, однако, внесли расстройство в массовое сознание. Пострадало единство церкви. В лоне старообрядческой церкви осталась треть верующих. Расколь­ники проявили фанатичную духовную стойкость. В борьбе против них официальная церковь обращается за содействием к государству, волей-неволей сделав шаг в сторону подчинения светской власти. Алексей Михалович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Государство преследовало старообрядцев. Старообрядчество продолжило древ­нерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск ис­тины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по тради­ции, когда после падения престижа официальной церкви советская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духов­ного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг опреде­ленных функций. ^ 1. Мировая история: переход к новому времени. В этот период выходит буржуазия, которая стремится к власти в своих странах, посредством исполн. власти. В России в этот период проходило укрепление крепостного права, которое способствовало феодально-крепостнич. отношениям. Новое время способствовало к появ-ю в Европе промыш. революции и созданию обществ. группы буржуазии и рабочего класса. ^ 2. Преобразования Петра I. В XVII в. в результате деятельности первых представителей дина­стии Романовых был преодолен социально-экономический и политиче­ский кризис государства и общества, вызванный событиями смутного времени. В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились и предпосылки будущих петровских преобразований. 1) активизация нешней политики и дипломатической деятельности российского государства 2)интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с приняти­ем "Уставной таможенной грамоты" (1653), "Новоторгового устава" (1667) 3)реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем 4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов 5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвация деятельно­сти Земских соборов как сословно-представительских органов), включе­ние в царский титул слова "самодержец" 6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) 7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил 8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культу­ры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений. России в XVII в., в целом значительно отставала от уровня развития западно­европейских государств. Это отставание обусловлено рядом причин: 1)Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной "смутой". 2)Экстенсивный путь развития сельского. 3)Формирование и уси­ление крепостничества. 4)Отсутствие у Русского го­сударства выхода к морям. Два моря - Балтийское и Черное - были закрыты для внешних связей Османской империей и Швецией. Петр Алексеевич(1682–1725). Семилетнее правление Софьи (1682–1689); Правление Петра и Ивана совместно (1689–1696); Далее Петр правит единолично с 1696 года (кончина Ивана). Экономические преобразования. Содержание экономических преобразований Петра I в значительной степени определялось активным балансом внешней торговли. Основной частью этой политики является протекционизм. Государство взяло на себя регулирование промышленного строительства. При его непосредственном участии и на его деньги стали создаваться казенные мануфактуры, прежде всего по производству воен­ной продукции. За первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 ма­нуфактур вместо 15-20, которые существовали в конце XVII в. Государство захватило и торговлю - путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. Государство добилось своей цели - поступления в казну резко воз­росли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества. Государство отказа­лось от своей монополии на продажу товаров на внешнем рынке. Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную роль продолжало играть ремесленное про­изводство. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. По указу Петра I 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цеха. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало со­вершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных маги­стралях, а также отмена в 1754 г. внутренних таможенных пошлин. Социальная реформа. При Петре I дворянство было привилегированным со­словием, являясь опорой власти и проводником преобразований, но оно понесло такие повинности, как обяза­тельное пожизненное несение военной или гражданской службы и обучение. При этом критерием продвижения по служебной лестнице являлась не "родовитость", а личные качества и способности. Так, в военной службе звание офицера дворянам присваивалось лишь после того, как они проходили суровую солдатскую школу. В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодаль­ной земельной собственности - вотчины и поместье. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в воен­ную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была по­жизненной. Поме­стье нельзя было продавать и закладывать. Несомненно важную роль в социальной политике преобразователя сыграло введение "Табели о рангах" (1722). Значение этого нововведения велико, ибо оно давало возможность, качествам и способностям, занять соответствующее положение в обществе и государстве. Примером тому может служить голо­вокружительная карьера А.Д.Меншикова. Северная война 1700 – 1721 г.г. еще более усилила потребность государства в день­гах. Их поисками занимались прибылыцики. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, барки, бороды. В 1718-1724 гг. Петр I ввел подушную подать. Душа мужского пола была не реальной плателыцицкой единицей, а счетной, так как подушную по­дать. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызвало рост недоимок. Значение этой финансовой меры трудно переоценить: Во-первых, практически удвоилась сумма налоговых поступлений с населения. Во-вторых, податная реформа распространила кре­постное право и на те слои населения, ко­торые ранее были либо свободными, либо могли об­рести свободу после смерти господина. В-третьих, каждый крестьянин, ухо­дивший на заработки дальше 30 верст от места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения. Административные реформы. В 1708-1710 гг., была проведена реформа органов власти на местах – областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Наибо­лее крупными выступлениями были Астраханское восстание 1705-1706 гг. В 1707-1708 гг. началось мощное народное движе­ние, охватившее Дон. Лишь в конце 1708 г. властям удалось подавить основные его очаги. Вся страна была разделена на 8 губерний. Гу­бернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, в руках которого находилась судебная, административная, полицейская и финан­совая власть. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанно­сти перешли к губернской администрации. В 1719 г. Петр I вновь возвратился к проблеме местной администра­ции. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат. Сенат был высшим органом, выполнявшим такие ф-ии как законодательная, управленческая, контольная и судебная. В 1717-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. В 1722 г, был создан важнейший контрольный орган – прокуратура. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором за деятельностью администрации на всех уровнях. Церковная реф. Правами коллегии обладал образованный в 1721 г. Святейший Си­нод. 25 января 1721 г Петр 1 утвердил "Духовный регламент". Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа, ликвидиро­вавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью учреждена специальная Духовная коллегия, преобразованная 14 в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела. Синод имел также функции духовно­го суда. Петр I полностью подчинил церковь своей вла­сти. Воен.реф. Многие петровские реформы были направлены на коренную реорга­низацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и по­стройку мощного отечественного флота. Реорганизация армии началась уже в 1698 г., когда стали распускаться стрелецкие и создаваться регу­лярные полки. Была оформлена рекрутская система в 1705 г, в соответствии с ко­торой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск стал наби­раться из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус – из дворян. Сначала брали по одному рекруту с 20 дворов, а с 1724 г. рас­кладку рекрутов стали вести в соответствии с числом душ мужского пола, положенных в оклад. Документом, определяющим жизнь и деятельность армии, стал "Устав воинский" 1716 г. В 1704 г. в Петербурге началось строительство Адмиралтейства и верфей, на которых создавались кораб­ли Балтийского флота. Жизнь и деятельность морского флота опреде­лял "Морской устав" 1720 г. Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот ти­тул был пожалован Петру I Сенатом 22 октября 1721 г. после подписания Ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император об­ладал всей полнотой власти в государстве. В 1722 г. Петр I подписал указ о престолонаследии, но назначить се­бе наследника по своему усмотрению не успел. ^ 3. Век просвещения. Русские просветители. Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом! одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохране старых порядков. Другие историки пытались показать, как проcвtщенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно* способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем! один из этапов эволюции абсолютной монархии. ХУШ в.— время господства просветительской идеологии. Фран­цузские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения сво­боды, равенства и братства философы видели в деятельности просве­щенных монархов — мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению спра­ведливости. Представление о государстве как о главном инструменте достиже­ния общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе законов» было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монар­хия с четким разделением законодательной, исполнительной и судеб­ной властей. В своей политике Екатерина II пыталась реализовать эти теоретические положения. Естественно, она не могла пойти про­тив дворянства, против крепостного права. Она стремилась постро­ить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом но­вых исторических реалий, а не вводить конституционный демократи­ческий строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании поло­жений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской рево­люции наметился курс на усиление внутренней и международной ре­акции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.18 век занимает важное место в истории русской культуры. Создается система общего и специального образования, открывается университет, возникает периодическая печать и журналистика, увеличиваются масштабы книгопечатания. В живописи на первый план выдвигается портрет, в архитектуре появляются выдающиеся образцы гражданского общества. В 1724 г. создается Академия наук Дворяне, не имевшие даже начального образования, не имели права жениться. В 18 веке появляются такие виды литературы как поэзия драматургия и проза. Денис Иванович Фонвизин(1725-1792) – русский писатель, просветитель, создатель социальной комедии. Он увидел истинный характер «Просвещенного правления» Екатерины II . Один из первых начал разоблачать миф о «философе на троне», обличая тупость, невежество русского дворянства. Значительного развития достигла русская наука в лице Щербакова, Ломоносова, Татищева. Щербаков(1733-1790) выступал против ликвидации крепостнического порядка, видя в этом начало анархии в стране и ослабления государственной власти. С именем Василия Николаевича Татищева(1686-1750) связана пятитомная «История Российская». Татищев считал возможным достижение экономического прогресса в России в рамках существующего строя и не ставил вопрос о ликвидации крепостнического строя. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1768) был выдающимся ученым. Основал и открыл Московский университет (1755). Один из первых Ломоносов читал лекции на русском языке, а в 1755 г. выпустил «Российскую грамоту», заложив основы современного русского языка. ^ 4. Екатерина II и ее программа "просвещенного абсолютизма". Екатерина Алексеевна оказалась на русском престоле, не имея на то права. Она, по словам Ключевского, "совершила двойной захват власти: отняла власть у мужа и не передала ее сыну, естественному наследнику отца". Будучи от природы женщиной одаренной, обладавшей упорной волей и редким умением по­нимать людей и влиять на них, Екатерина II сравнительно скоро вполне овладела положением. В манифестах от 28 июня и 6 июля 1762 г. она по­старалась обосновать свои действия, оправдывая их "опасностью всему Российскому государству", проистекавшей из изменнической политики Петра III, волей "всех наших верноподданных" и самого Бога. Екатерина II всячески подчеркивала свою приверженность новой родине, ее языку, обычаям и вере. Новая императрица решила также для начала дезавуировать ряд действий своего предшественника: приостановила секуляризацию цер­ковных имуществ, отменила мирный договор с Пруссией; согласно указу от 11 февраля 1763 г. служба дворян вновь объявлялась обязательной. Однако ближайшие события показали, что ни о каком разрыве с прежней политикой речи идти не может. В 1764 г. был заключен новый договор с Фридрихом II и в том же году Екатерина провела секуляризацию имений духовного ведомства, распространив ее в 1768 г. на территории Украины; в 1785 г. подтверждено освобождение от обязательной службы. Все восстановилось. В течение двух лет Екатери­на трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме "Наказа" созванной Комиссии о сочинении нового Уло­жения. В качестве исходных положений в "Наказе" торжественно декла­рировались идеи естественного права и общего блага; объявлялось, что задача государства и власти – не та, "чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их с тем обосновывалась для России само­державно направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем обосновывалась неограниченная власть. Что­бы предотвратить вырождение монархии в деспотию, императрица пред­лагала, утвердить в стране принцип строгой законности, установить ра­венство всех граждан перед законом. "Наказ" намечал направления эко­номической политики - Екатерина II выступала против сохранения мо­нополий, за свободу торговли и промышленности. Автор "Наказа" принципиально вы­сказывается против крепостного права, поскольку оно противоречит "закону естественному", но требования освобождения "рабов" не выдви­гала. Программа Екатерины II оказывалась, таким образом, внутренне противоречивой: с одной стороны, она провозглашала передовые истины просветительской философии, а с другой - сохраняла самодержавие, гос­подство дворянства, крепостное право. Сам созыв Уложенной комиссии 1767 г. явился ярким проявлением политики "просвещенного абсолютизма". Комиссия не решила своей главной задачи - не создала нового кодекса законов, основывающегося на "Наказе" императрицы. Но Прин­ципы "просвещенного абсолютизма" на­шли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Уже в 1762-1763 гг. были изданы указы, которые нанесли удар сис­теме монополий в сфере торговли и промышленности, объявлялась также свобода город­ских промыслов. Принцип свободной промышленности торжественно возвещался в манифесте от 17 марта 1775 г. Однако не могло быть подлинной свободы хозяйственной жизни, пока сохранялось крепостное право. Внутренние противоречия "Наказа" нашли себе полное соответствие в политике Екатерины II по крестьян­скому вопросу. С одной стороны она поставила пе­ред Вольным экономическим обществом конкретную задачу о целесооб­разности обеспечить помещичьих крестьян правом на движимую и зе­мельную собственность, сохранила сословие государственных крестьян. Лифляндскому дворянству Ека­терина II "советовала" воздержаться от чрезвычайных поборов с кресть­ян. Но с другой стороны, при Екатерине II дворянство добивается почти безграничных полномочий в отношении своих крепостных. В 1763 г. бы­ло установлено, что крепостные крестьяне, которые решились "на многие своевольства и продерзости", должны "сверх подлежащего за их вины наказания" оплачивать все расходы. В 1765 г. императрица разрешила помещикам ссылать по своей воле крепостных в Сибирь на каторгу. Наконец, в авгу­сте 1767 г. был издан указ, который объявлял государственным преступ­лением любую жалобу крестьян на своих помещиков и предписывал под­вергать жестокому наказанию. Та­ким образом, дворянин становился полновластным судьей, и его дейст­вия в отношении крестьян не подлежали контролю со стороны органов государственной власти, суда и управления. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы централь­ной власти. Екатерина II в 1763 г. реформи­ровала Сенат, разделив на 6 департаментов (4 в Петербурге и 2 в Москве). Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразде­ление со своим кругом дел и своей канцелярией. Сенат лишился своей главной функции- законодательной инициативы, она фактически пере­шла к императрице. Начиная с 1775 г. проводилась в жизнь губерн­ская реформа. Россия была разделена на 50 губерний по 300-400 тыс. жи­телей в каждой, губернии делились на уезды – по 20-30 тыс. Губернию возглавлял назначенный из столицы губернатор, иногда 2-3 губернии объединялись под властью генерал-губернатора, подчинявшегося только императрице. В городах вводилась должность городничего, назначаемо­го правительством. В губернских городах создавались приказы общест­венного призрения, ведавшие школами, приютами, больницами. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-ис­правнику. Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дво­рян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учрежде­ния. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседа­телей. Укрепление власти самодержца в России и защита от посягательств на собственную корону были наиглавнейшими стержнями царствования Екатерины II. Стремясь создать более реальные гарантии "просвещенной монархии" Екатерина начала работать над жалованными грамотами дворян­ству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и го­родам получили силу закона в 1785 г. Жалованная грамота подтвержда­ла старые привилегии: монопольное право на владение крестьянами, землями и недрами, освобождение от обязательной службы государству, от налогов и телесных наказаний, право на торговлю и предпринима­тельство, передачу дворянского звания по наследству и невозможность лишиться его иначе как по суду и т.д. Издавна главен­ствуя в центральном аппарате и армии, дворянские представители все чаще стали замещать многие чиновничьи должности в губернском и уездном административном аппарате. Таким образом, дворянство превраща­лось в политически господствующее сословие в государстве. Многие мероприятия Екатерины II, в наибольшей степени проник­нутые духом либерализма и желанием европеизировать страну, оказались неоконченными и нерезультативными, отторгнутыми русской действительностью. Реакционный поворот наблюдался и во внешней политике Екатери­ны II. Вообще внешнеполитическая деятельность "просвещенной" импе­ратрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787-1791 гг.) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема- по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 гг.) с Россией воссоединились Правобережная и Восточная Белоруссия. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание - борьбу за освобождение родины возглавил генерал Тадеуш Костюшко. Но Екатерина II поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми командовал А.В.Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая как государство перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и за­падная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. ^ 5. Мировая история. Переход к индустриальной цивилизации. В середине 19 века страны зап. Европы перешли к индустриальному обществу от аграрного. В зап. Европе складывается техногенная цивилизация – особый тип цив-го устройства, при котором техника играет ведущую роль в жизни общества. Во 2ой половине 19 века в Европе складывается индустриальное общество – общество, в котором машинная индустрия играет ведущую роль и определяет экономическое благополучие, военный потенциал и международный авторитет этого общества. Наиб. развитие получают естественные и технические науки. Отличительные черты индустриального го общества: 1)все ускоряющееся развитие техники и технологий на основе научных достижений; 2)союз науки и произ-ва приводит к пром-ой, научной, научно-технической революциям, которые меняют положение человека в техн-ом процессе, превращая его в придаток машины; 3)быстрое изменение искусственно создаваемой человеком предметной среды(транспорт, быт-я техника и мн. др.); 4)формируется идеология технократизма – стремление построить жизнь общества по типу тех-го процесса. 5)формирование корпоративного коллективизма. Корпорации – крупные фабрики и заводы. 6)формирование классового полит-го сознания. Развитие буржуазных отношений приводит к образованию 2х классов: наемной рабочей силы и собственников производства – пролетариат и буржуазия. 7)19 век – век буржуазных революций. Вслед за Великой Французской Революцией (1787-1794) происходит целый ряд революций в других буржуазных странах. Россия вошла в 19 век в качестве крупной Европейской державы(по территории и численности населения). В первой четверти 19 века в России складываютя 2а сословия: привилегированное(дворяне, духовенство, купцы) и податное(мещане, церк-е ремесленники, крестьяне). 19 век – ряд изменений в с\х: увеличиваются посевы культур; применяется двоеполье; новая с\х техника; растет доля наемного труда; растет покупка и аренда земли крестьянами (право покупать земли: гос-е кр-не с 1801 года, а помещичьи кр-не с 1848 года). Появляются районы торгового земледелия, которое специализируется на производстве с\х продукции. Помещичьи и кр-е хоз-ва втягиваются в товарно-ден-е отношения: изменяются виды феодальной ренты. В черноземных областях до 90% крестьян переводят на барщину. В нечерноземье – до 70% на оброк. Нарастает кризис крепостничества, т.к. крестьяне втянулись в товарно-ден-е отношения то работа на помещика менее эффективна, доходы помещиков сокращаются. Помещики закладывают и перезакладывают своих крестьян на получение ссуды. Таких – до 65%. Происходит разорение помещиков. Пром-ть: появляются черты капиталистического производства, крупное пр-во – мануфактуры. Влад-ми мануфактур были разные категории населения, имеющие на это деньги. Раб-я сила на мануфактурах – труд крепостных, отпущенных на заработки. Появляются первые шоссейные дороги. ^ 6. Реформы в России в первой половине XIX в. Девятнадцатый век для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., когда в результате заговора был убит император Па­вел I. Александр I начал с того, что восстановил отмененные Павлом "Жалованные грамоты" дворянству и городам, дворянские корпоратив­ные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амни­стию всем, бежавшим от павловских репрессий за границу, и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круг­лые французские шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Большинство историков выделяют в царствовании Александра I (1801-1825) два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. и после победы, когда во внут­ренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенден­ции. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы - П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.А.Чарторыйский. Преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в пер­вые пять лет своего царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета. 20 февраля 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопаш­цах". В соответствии с ним земледельцы могли отпускать на волю крепо­стных крестьян с землей на условиях выкупа. Однако этот акт имел лишь моральное значение: к концу царст­вования Александра I в "вольных хлебопашцах" числилось 47153 кресть­янина. Указы 1804-1805 гг. в определенной степени ограничивали крепост­ное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запреща­лось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельца­ми своих земельных наделов. Их повинности в пользу помещиков фикси­ровались и определялись особыми комиссиями, вводилось крестьянское самоуправление и крестьянские суды. В 1803 г. было издано новое положение "Об устройстве учебных за­ведений". Универ­ситетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо 11 коллегий - 8 министерств. Министры, назначае­мые царем и подотчетные ему, единолично принима­ли решения и несли за них персональную ответственность. В целях координации деятельности министерств учреждался Комитет министров. Более четко структура и функции мини­стерств были определены в 1811 г – «Общие учреждения министерств» - число министерств увеличивается до 12. Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М.Сперанского (1772-1839). В конце 1808 г. Алек­сандр I поручил ему составить общий план государственных преобразо­ваний. В начале октября 1809 г. проект реформы, названный М.М.Сперанским "Введение к Уложению государственных законов", был закончен. В основе проекта преобразований М.М.Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредотачивались в новом органе – Государственной думе, судебные – в Сенате, исполнительная власть предос­тавлялась министерствам. Для координации действий высших государст­венных учреждений создавался Государственный совет, его члены не из­бирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предва­рительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную ду­му. Исключительное право законодательной инициативы и утверждении новых законов сохранялись за императором, в его руках сосредотачива­лась и вся полнота управления страной. Гражданскими правами, по мысли Сперан­ского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян. Для депутатов Государственной думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала дея­тельность исполнительных органов власти. Александр I одобрил план Сперанского, но не решился на осуществ­ление реформ. По его мнению, преобразования следовало начать с цен­тральной системы государственного управления, а затем поэтапно пере­носить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет - законосовещательный орган при государе. Этим, по существу,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.