Реферат по предмету "Разное"


«Основные черты философии Платона»

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1505Реферат по теме: «Основные черты философии Платона» Ученика 9 класса «А» Бабич Артура.Преподаватель: Глебкин Владимир Владиславович.Москва, 2010г. Оглавление Оглавление 2Вступление 2I.Жизнь Платона 4Сочинения Платона 5II.Идеализм. Учение об «идеях» («видах») 6III.Учение о знании 9Диалектика Платона 11IV.Диалектика Платона и закон противоречия. 12V.Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» 15VI.Теория «идей», космология Платона и пифагорейское учение о числах. 17VII.Учение Платона об обществе и государстве 21Утопия Платона 23Заключение 25 Вступление Платон – великое явление в истории мировой культуры. Он был философом, ученым, писателем. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое наука, философия, искусство, поэзия, что такое человек, в чем трудность его исканий и свершений. Платон разработал один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположно материализму, был осознан и развит первые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается история борьбы материализма и идеализма. Демокрит и Платон начали эту борьбу. Идеализм до Платона выступает еще в зачаточной, частичной форме. Он находится далеко от идеализма Платона. Идеализм Платона охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, - и о красноречии, и о воспитании. Если греки были создателями как бы «пробных систем» в философии, то Платон создал «пробную систему» идеализма. Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики – как стадия воспитания ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания. Платон-философ неотделим от Платона-математика. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он – философ, художник, поэт – в неразрывном единстве. Как ученый крупного стиля, Платон мыслит гипотезами, но эти гипотезы становятся у него мифами. При этом он не использует всем известные мифы, но создает мифы заново с неистощимым и мощным воображением, смело и изобретательно. Он излагает свои идеи в диалогах. Диалоги – сцены, философские комедии и драмы. Диалоги Платона полны живого драматического движения; широко и свободно набросаны, выразительны по краскам и живописному изображению характеров, они блещут иронией, насмешкой, дышат вдохновением и страстью. Цели, каким служит язык платоновской прозы, очень разнообразны: и средство индивидуальной характеристики лица, и средство создания и закрепления вновь возникающего термина философии, теории познания, логики. Цель этого реферата – краткая характеристика Платона, философа, ученого, писателя-художника. Цель заключается в том, чтобы связать и осмыслить факты, достоверно известные или весьма вероятные. В большей степени реферат написан по книге Валентина Фердинандовича Асмуса «Платон». ^ Жизнь Платона Платон был коренной афинянин, чья практически вся деятельность протекла в Афинах. После Пелопонесской войны Афины утрачивают первенствующее положение. Однако первенствующая роль Афин в греческом Просвещении не ослабевает. Через одиннадцать лет в после смерти учителя Платона – Сократа, он основывает школу (Академию) 387 г. до н.э. Сократ способствовал блестящему развитию философии в Афинах. Он впервые орудием достоверного познания истины провозгласил понятие. Но Сократ ограничил приложение открытого им метода определения понятий областью этики. А Платон расширил область этих исследований. Сократовский метод определения понятий он распространил на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, эстетики, теории общественно-политического устройства, законодательства и учения о художественном воспитании. Философский идеализм, которому Платон следовал, превращается у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. За последние 11 лет жизни Сократа Платон был в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии. Сведения из Египта сыграли большую роль в формировании научных и политических воззрений Платона. В Египте на него произвело особо сильное впечатление форма обучения арифметике и фиксированные формы труда. Ещё одним из важных путешествий стало путешествие в Южную Италию. Одной из задач Платона было ознакомление с учением пифагорейцев, в особенности с результатами математических исследований учеников Пифагора. После пребывания в Южной Италии Платон отправился в Сицилию. Крупнейшим в то время городом во всём греческом мире были Сиракузы. Власть в Сиракузах принадлежала Дионисию – энергичному и властолюбивому тирану. При дворе Дионисия развивалось искусство мимов, у которых Платон, быть может, учился мастерству индивидуальной характеристики персонажей своих диалогов. Здесь же Платон знакомился со сценками сатирического поэта Эпихарма, осмеивавшего парадоксы гераклитского учения о непрерывном потоке становления. В своей математике Платон развивал взгляды о различии между чувственными вещами и их идеальными прообразами. Из математики Платон позаимствовал свой метод доказательства при помощи опровержения принятых гипотез. Главная мысль этого метода – чувственно воспринимаемые вещи изменчивы и противоречивы. А истинное бытие не может обладать противоречащими свойствами. К Академии Платона примкнули крупнейшие математики: Архит, Теэтет, Евдокс, Амикл, Менехм, Динострат и др. Теэтет и Евдокс были учителями Платона в области математики, но они же были его учениками в философии. После основания академии Платон совершил ещё две поездки в Сицилию и там пытался осуществить свой проект идеального государственного строя. Проект не имел успеха, и Платон вернулся в Афины. Последние годы своей жизни Платон провёл в Афинах. Попытка перестроить общество принесла ему горькое разочарование. В последнем его крупном произведении – «Законах» - Платон отказывается от ряда ригористических черт своей первоначальной системы воспитания и политической системы. ^ Сочинения Платона Платон – первый крупнейший философ, сочинения которого до нашего времени дошли все или почти все. Большая часть сочинений была заподозрена в том, что не принадлежит Платону. Многие сочинения подвергались критике. Были затруднения и в хронологической последовательности диалогов Платона. Для решения этой проблемы исследователи стали применять стилометрический метод – метод, который состоит в статистическом изучении некоторых повторяющихся стилистических особенностей языка платоновских диалогов. Применяя различные методы исследования, таких как метод стилевой характеристики, исследователи выделяют несколько групп диалогов. Одна из групп диалогов Платона – сократические диалоги. В них Платон исследует понятия этики. Например: «Евтифрон», «Хармид», «Лахет». Эти диалоги точно не вызывают сомнения, что их написал Платон. Одна часть диалогов написана с драматической живописью изображения. Это сцены из духовной жизни Афин. Другая часть – это диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие проблемы диалектики. Хотя они ясно изложены Платоном, но по сложности содержания относятся к труднейшим произведениям мировой философской литературы.^ Идеализм. Учение об «идеях» («видах») Идеализм – учение, по которому истинное бытие вещей – мысль, идея, понятие. Термин «идея» был введён не Платоном, а материалистом Демокритом. У него «идея» - формы, открывающиеся уму в вещах как элементы бытия этих вещей. Принципиальную перемену в применении терминах «идея» вносит Платон. «Идея» у Платона также применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида»; «идея», также как и у Демокрита - форма, постигаемая не чувствами, а умом. Идеи-формы недоступны, чувствам, потому, что сама природа их отнюдь не та, что природа вещей чувственного мира. «Формы» Платона – нечувственные формы, и сознание этих форм принципиально иное, чем познание чувственных вещей. Философия элейцев сыграла немалую роль для Платона. Он усвоил очень важное для всей философии различие между сущностью и явлением – между тем, что существует поистине и тем, что кажется существующим, но не имеет истинного бытия. Из всех сущностей Платон уделяет наибольшее внимание исследованию прекрасного. Но предметы чувственного мира оказываются и называются прекрасными в относительном смысле. Всякий предмет будет не безусловно прекрасным или даже вовсе не прекрасным в сравнении с каким-либо другим предметом. Ни в одном из своих диалогов, Платон не развивает своё учение об «идеях» в полном и систематическом виде. Но и тексты, вкоторых можно было бы искать ответы на все эти вопросы, находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным периодах его полувековой философской эволюции. При внимательном рассмотрении текстов Платона в области «идей» Платон отмечает «иерархию». Во-первых, к области «идей» принадлежат «идеи» высших по ценности категорий бытия. Это идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Во-вторых, это «идеи» физических явлений и процессов («покой», «движение», «цвет», «звук») В-третьих, «идеи» существует и для отдельных разрядов существ («идея» животного, «идея» человека) В-четвёртых, Платон допускает существование «идей» для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством. В-пятых, большое значение имеет исследование понятий науки, «идеи» отношений. В понятии об идее у Платона сочетается то, что делает «идею»:ПричинойОбразцомЦелью У самого Платона на первом плане стоит онтологическое и теологическое значение слова «идея». Итак, «идеи» Платона – это зримые умом фигуры, или формы, вещей. «Идеи» - не только сами по себе существующие формы. Платон наделяет их целым рядом важных свойств. Полная характеристика этих свойств «вида», или «идеи», развита Платоном при исследовании «идеи» прекрасного в диалогах «Федон», «Пир», «Филеб». Говоря об «идее» следует отметить диалог «Гиппий Больший» (диалог анализировал не Асмус, но автор реферата), где учитель Платона Сократ разговаривает с софистом Гиппием. Он был известен блестящими речами, одна из которых рассказывала о прекрасных занятиях. Сократ задал вопрос: если справедливые поступки предполагают справедливость вообще, а мудрые - мудрость вообще и, следовательно, справедливость является чем-то и мудрость является чем, то и все прекрасные предметы предполагают прекрасное вообще, то есть прекрасное также является чем-то. Сократ и Гиппий приходят к выводу, что собственно прекрасное, которое, присоединяясь к любого предмета или живого существа, делает его прекрасным, является не какой-то отдельный предмет (например, прекрасная девушка, прекрасная Кобылица или прекрасный кувшин), но особого рода общая идея: если прикоснуться к ней, все становится прекрасным. «Идея» противопоставляется у Платона всем её чувственным аналогом, подобием и отображением в мире вещей, воспринимаемых нами посредством чувств. Чувственные вещи, в них нет ничего прочного и устойчивого. Однако «идея» прекрасно не изменяется, Эта идея и есть сущность, чувственно не воспринимаемая.Платон поясняет, что в системе «идей» имеются «идеи» высшие и низшие. Высшая идея – это идея блага, поэтому всякая душа стремится к благу и всё делает ради блага. В теологическом учении Платона существование Бога необходимо для самого познания идей. Бог не только существо живое, Он - совершенство благ. По Платону «идея» (Бытие) и «материя» (небытие) не совсем противоположны. Это не две «субстанции» - духовная и материальная. По Платону области «идей» принадлежит безусловное первенство. Не будь «идей», не существовала бы «материи». Мир чувственных вещей по Платону порожден этими областями находится областью бытия и небытия. Это учение указывает путь для последующего развития диалектики Гегеля. ^ Учение о знании Рассмотренный выше логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о знании. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, от его учения о человеке, от его учения о мире, от его диалектики. Платоновское учение о познании тесно связано с его учением о душе. Платон видит в душе начало, посредствующее между миром нечувственных «идей» и миром чувственных вещей. Высшее назначение души – постижение «идей». Когда душа ведёт исследование сама по себе и не встречает препятствий, она «направляется туда, где всё чисто, вечно бессмертно и неизменно». (Платон, Федон, 79 D) Пребывая в непрерывном соседстве и соприкосновении с постоянным и неизменным, она «и сама обнаруживает те же свойства». (Платон, Федон, 79 Е) Размышляя, душа «решительно и, безусловно, ближе к неизменному, чем к изменяющемуся. Она в высшей степени подобна «божественному бессмертному умопостигаемому, единообразному». (Платон, Федон, 79 В). В развитии мысли о «серединном» положении души между миром бытия и небытия, т.е. миром страстей и желаний, Платон различает в душе три части:РазумнуюЭффективнуюВожделеющую. Платон помещает ум в голове, аффективное начало – в груди, а начало вожделения в печени. Знание, по Платону, относится к бесцветной, бесформенной и неосязаемой сущности зримой только для разума. Для психологии Платона характерно, что души различных людей он представляет – и в отношении нравственных доблестей, и в отношении способности к познанию – далеко не однородными и неравноценными. Душа, никогда не видевшая истины не примет человеческого образа. (Платон, Федон, 249 В) Путь к усмотрению единства лежит через воспоминания. По Платону знания – это ни ощущения, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех случаях знание следует ограничить от чувственности и рассматривать не как порождение чувственных образов и представление, а как предшествующее им условие. Знание по Платону ценится значительно выше правильного мнения. Следующий этап в исследовании вопроса о знании – диалог-«Пир». В нём, так же как «Теэтете» и «Меноне», рассматривается вопрос о связи знания с чувственностью. «Правильное мнение» толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и чувственностью. В «Пире» знания и чувственность сближены до неразличимости и представляется в образах мифа. В «Государстве» Платон изображает становление знания в образах мифа, и развёртывает анализ вопроса об отношении между бытием и знанием, об отношении знания и бытия к благу. Это знаменитый миф Платона о пещере. Платон делает вывод: чтобы созерцать высшее для разума человека, понадобилась бы привычка к восхождению, упражнение. Каждый узник, который вышел из пещеры и может познать солнце, не станет завидовать людям, находящимся в пещере и их ценностям. По Платону идея «блага» не есть небытие, незнание, но начало, которым порождаются и бытие и знание. Виды знания В VI книге «Государства» Платон развивает понятия о видах знания. Основное деление классификации Платона – разделение знания на чувственное и интеллектуальное. Чувственное знание – низший вид, интеллектуальное – высший. Каждая из этих сфер в свою очередь делится на «мышление» и «рассудок». Под мышлением Платон понимает деятельность одного лишь ума, свободную от примеси чувственности. Под «рассудком» Платон понимает такой вид интеллектуального знания, при котором познающий также пользуется умом, но уже не ради самого ума, а для того, чтобы понимать чувственные вещи. Рассудок, согласно Платону действует между сферами ума и мнения. Чувственное знание Платон также делит на две области: «веру» и «подобие». Посредством «веры» мы воспринимаем вещи в качестве существующих и утверждаем их в этом качестве. «Подобие» - вид уже не восприятие, а представления вещей, или интеллектуальное следствие с чувственными образами вещей. От «мышления» оно отличается тем, что здесь нет действия с чистыми «идеями». Но «подобие» отличается и от «веры», удостоверяющей существование. «Подобие» - мыслительное построение, основывающееся на «вере». С этими различиями у Платона тесно связано различение знания и мнения. Знает то, кто любит созерцать истину. Математические предметы и математические отношения Платон выделяет в особый вид бытия и, соответственно в особый предмет знания. В системе видов знания математическим предметам также принадлежит «серединное» место. Это место между областью «идей» и областью чувственно воспринимаемых вещей, а также областью их отображения. В отличие от «идей» математические предметы и математические отношения постигаются посредством рассуждения, или размышления рассудка. Чувственные вещи постигаются посредством мнения.^ Диалектика Платона Разумное постижение истинно сущих родов бытия, или «идей» - совершеннейшее знание – Платон называет «диалектикой». Диалектика Платона, прежде всего учение о бытии. Идеализм Платона имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона, прежде всего, истинно сущие роды бытия. Диалектика Платона соприкасается не только с его учением о душе (психология), учением о познании (гносеологией), учением о мышлением (логикой), учением о методе (методологией), но и совсем комплексом учений о мире (космологией), о системе небесных светил (астрономией), о числах, о душе мира и т.д. Иногда в своих размышлениях Платон придерживается метафизической характеристики бытия. В некоторых других отступают от неё. Когда философ характеризует истинно сущее как вечное, неизменное, неподвижное и тождественное, он ещё не характеризует, по Платону все его сущности. В силу доказательств, развиваемых в «Софисте», должна быть отвергнута не только безусловная подвижность, но и безусловная неподвижность сущего. Кто познает, тот действует. (Платон, Софист, 248, D-E) Познание сущего предполагает разум. Разум, может быть, мыслим только в душе, душа же будучи живой, необходимо причастна движению. Из трудов софиста следует, что бытие по своей природе (онтологически) имеет противоположно понятию (гносеологически) определение. ^ Диалектика Платона и закон противоречия. Сопоставление и анализ, относящихся к вопросу противоположности определений текстов Платона приводит к выводу, что противоположные определения сущего, развиваемые Платоном в «Пармениде» и в других диалогах, отнюдь не означают, что Платон отказывается от закона противоречия. Хотя Платон доказывает, что одно и то же бытие едино и множественно в одно и то же время, он поясняет при этом, что «единым» и «множественным» оно оказывается в различных отношениях. Другие определения бытия у Платона мыслятся как противоположные, но не как противоречащие друг другу в одном и том же отношении. В IV книге «Государства» обсуждается вопрос, возможно ли, чтобы противоположности относились к одному и тому же предмету (рассматриваемые в одно и то же время, в одном и том же отношении). Платон утверждает, что если бы человек стоял и в тоже время двигал руками или головой, то это означало, что в этом человеке одно стоит, а другое движется. Закон немыслимости противоречия по Платону означает невозможность и недопустимость противоречивых утверждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении. В предметах мысли противоречия несовместимы. Совмещение противоположностей допустимо в чувственных вещах. Согласно Платону в предметах чувственного мира в одной и той же вещи, в одно и то же время совмещаются противоположные качества, притом не случайно, а необходимым образом. Убеждение Платона таково, что противоположности могут совмещаться только для мнения, только для низшей части души, направленной на познание чувственных предметов. Напротив, для разумной части души, направленной на познание истинно сущих «видов», или «идей», не приложенным будет закон, запрещающий совмещение противоположных утверждений об одном и том же предмете. Из того, что в правильном мышлении противоречие не должно допускаться, по Платону, не следует, будто в человеческом мышлении противоречие не может вообще возникнуть. Будучи бессмертной, неоднократно рождаясь и воплощаясь, душа всё видела – и здесь, и в преисподней - так что нет вещи, которой она бы не знала. Но чтобы извлекать из души, погребённые в ней и позабытые ею знания, необходимо вызвать душу к размышлению. Вызвать к размышлению может только такое впечатление или такая мысль, которая заключает в себе противоречие. Платон называет здесь «диалектикой» не искусство открывать противоречия, поистине существующие в самих вещах, а искусство обнаруживать и разоблачать противоречия в сбивчивых мнениях относительно вещей, которые, как таковые, никаких противоречий в себе скрывать не могут. Именно потому, что по Платону, недопустимо мыслить противоречивые утверждения об одном и том же, в одно и то же время, в одном и том же отношении. Противоречие у Платона побуждает мысль отвратиться от мнимого мнения и обратиться к истинному знанию. Платон – рационалист в логике, обосновывающий непреложное значение закона противоречия. Вместе с тем «диалектика» Платона есть путь или движение мысли через неистинное к истинному. Именно поэтому Платон определяет «диалектику» и как положительную, более того, как верховную философскую науку, которая ведёт к постижению истинного сущего: «Не кажется ли тебе, - поучает платоновский Сократ, - что диалектика, как некое оглавление наук, стоит у нас наверху и что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше её: ею должны завершаться все науки». (Платон, Государство,VII, 533 B). Только диалектический метод, по Платону, возводит предположение к самому началу – с тем, чтобы утвердить их. Существует два диалектических пути Платона. Первый путь – «путь вверх». Это нечувственное восхождение по ступеням ума до нечпредполагаемой основы. Дойдя до непредполагаемого «начала всего», коснувшись этого начала и придерживаясь того, что с ним соприкасается, ум начинает совершать вторую половину своего пути. Это «путь вниз». А именно: ум «вновь нисходит к концу и уже не прикасается ни к чему чувственному, но имеет общение лишь с «видами» («эйдосами») через «виды», для «видов» и заканчивают «видами»» (Платон, Государство, VII, 511 B-С). Итак, «диалектика» получила двоякое определение – как метод восхождения от предположений к их умопостигаемой непредполагаемой основе, так и метод обратного нисхождения – по ступенькам «видов» к исходным предположениям. Все это двоякое постижение, или движение исследуемой мысли, имеет аспект бытия (онтологический) и аспект познания (логический). Первая половина задачи «диалектического» – в платоновском смысле – состоит в том, чтобы выяснить какому родовому бытийному единству относится все мыслимые под ним и в нем видовые своеобразия (Платон, Федор, 265 D). Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы уметь «разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни один член, словно дурные повара» (Платон, Федор, 265 Е). Метод восхождения от низших понятий к высшим поясняется в Платоновском «Филебе»: «…мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею найдем. Когда мы наконец схватим ее, необходимо смотреть, нет ли кроме одной или еще двух или трех идей или какого иного числа, а затем с каждым из этих единств поступать таким же образом – до тех пор пока первоначальное единство не предстанет взору не просто как единое и беспредельное многое, но как количественно определенное» (Платон, Филеб, 16 С-D). Метод нисхождения от высшего понятия к понятиям низшим Платон связывает с методом проверки предположений. Последнее состоит в том, что «диалектика» рассматривает, что вытекает из принятого им начала, и согласны ли между собой следствия, вытекающие из этого начала (Платон, Федон, 101 D). «Если… кто ухватится за самое основу, ты не обращай на это внимание и не торопись с ответом, пока не исследуешь следствия, из ней вытекающие, и не определишь, в лад ли друг другу незвучен» (Платон, Федон, 101 D). Итак, «диалектика» Платона – важный этап в развитии логики: в развитие учения категориям, о суждении, об утверждении и об отрицании, о противоречии и об его видах, о родах и видах понятий, о методах определения, индукции и разделение понятий. Однако «диалектика» Платона отнюдь не есть учение о развитии через противоположности. ^ Платоновская самокритика учения об «идеях» в диалогах «Парменид» и «Софист» Учение Платона об «идеях» не осталось неизменным. Ранее, Платон придерживался мировоззрения, что «идея» выступает как бестелесное и постигаемое лишь умом причина, через причастность которой только и существуют все вещи чувственного мира, как прекрасный и совершенный образец всех несовершенных вещей, как цель, к которой люди и вещи стремятся, как понятия мышления об общей сущности вещей. Впоследствии Платон отступил от некоторых черт этого воззрения. Основное сомнение возникает у Платона по вопросу возможности существования «идей» с теми их свойствами, которые он приписал им и которые были характеризованы выше. Но даже если мы допустим существование подобных «идей», возникает вопрос об их отношениям к вещам. А именно: придётся или принять, будто единая и вечная «идея» как бы раздроблена или рассеяна в бесчисленном множестве рождаемых ею вещей, или – допустить, что, находясь в вещах, идея целиком находится и вне себя и в самой себе, и при этом как тождественная себе. Ранее, до самокритики, развитой в «Пармениде» и «Софисте», Платон отвечал на подобные вопросы с ссылкой на то, что вещи якобы «участвуют» в «идеях», или «причастны» «идеи». Но теперь этот ответ уже не удовлетворяет Платона. В самом деле, допустим, что каждая вещь есть то, что она есть вследствие «участия» в одноимённой «идее». Тогда представляется две возможности: или «идея» должна целиком заключатся в каждой из вещей, или каждая вещь должна заключать в себе часть своей «идеи. Но, по Платону, невозможно ни то ни другое. «Идея» не может заключаться в вещах ни целиком, ни частью, а это значит, что вещи не могут быть «причастными» своим «идеям», или участвовать в них. Знаменитое возражение против Платоновской «идеи» получило название «третий человек». Оно состоит в том, что для каждой вещи должна существовать уже не только одна единственная «идея», как это первоначально утверждала теория, а бесконечное множество обусловливающих её «идей». Парадоксальность Платоновской теории «идей» как будто снимается, если предположить, что «идеи» только наши мысли, а не само бытие и что они могут существовать в нашем уме. Отношение между «идеей» и вещами, возможно, представить ещё и так, будто «идея» - прототип вещей, а вещи – подобие «идей». Но непонятно, как в этом случае согласовать существование вещей несовершенный и даже низменных с совершенствованием их «идей». Платон указывает также на трудность другого рода. Если бы бытие «идей» и могло быть обосновано, то учение об «идеях» неизбежно должно было бы подвергнуться самому радикальному преобразованию. А именно пришлось бы отвергнуть исходное положение об неизменности «идей» и об их неподвижности. Выходом из этих трудностей не может быть простое отрицание существования «идей»: оно ведёт к ещё большим затруднениям, так как лишает знания его предмета и делает невозможной философскую науку-диалектику. С критикой Платона и сомнением, будто он никогда не входил в разбор вопроса об «участии» вещей в «идеях», выступил Аристотель и позднее специалисты по античной философии – Зохер, Ибервег, Шааршмидт. Они пытались доказать, что диалоги, содержащие критику теорий «идей» и включённые в античные собрания сочинения Платона, написаны не им, а другими авторами. Но полное молчание Аристотеля об Платоновской «самокритики» теории «идей» не доказывает, что Платон не писал эту критику. В частности, что касается довода «третий человек», то, как указывает историк античной философии академии наук Украины А.Н. Гиляров, довод этот ясно намечен в «Государстве» и в «Тимее». В «Государстве» Платон доказывает, что Бог мог создать только одну идеальную скамью, «Так как если бы он создал две, то появилась бы вновь одна, вид которой имели бы те две первые, и истинно сущей скамьей была бы та единая скамья, а не эти две» (Платон, Государство, X, стр. 597). В рассуждении Платона в «Тимее» он ставит вопрос: правильнее ли предполагать единый мир или беспредельное множество миров? По Платону, правильнее предполагать, что мир един, если только он построен по образцу: «То, что содержит в себе все умопостигаемые животные, не может существовать как второе при другом, так как в таком случае должно было бы существовать ещё другое животное, обнимающее собой те два, каких части, и тогда было бы правильнее сказать, что мир устроен не на подобие их, а на подобие того, которое их обнимает» (Платон, Тимей, 31, А-B).^ Теория «идей», космология Платона и пифагорейское учение о числах. Учение Платона разрабатывалось в течение более чем полувека. Важным этапом в идейном развитии Платона оказалось происшедшее ещё в Италии его сближение с пифагорейцами, влияние их религиозно-этического учения, их философии и их космологии. Основатель школы Пифагор, на основе занятий математикой, музыкальной акустикой и астрономией, пришёл к убеждению, что всё сущее происходит из «чисел». На эту мысль его навело открытие числовых закономерностей, лежащих в основе благозвучных музыкальных интервалов октавы, квинты и кварты. Для непосредственного восприятия музыкальные интервалы казались явлением чисто качественных различий: вот это – благозвучный аккорд октавы, а это – квинты, а это – кварты. Исследования пифагорейцев показали, что качество сводится к лежащему в его основе числу. Качество – только видимость, реальность и сущность – в числе. Принцип, обоснованный в сферах акустики и астрономии пифагорейцы обобщили и превратили в основной принцип своего учения о бытии. Всё произошло из числа. В основе всех качественных свойств и различий лежат свойства и отношения чисел. Космологическое учение пифагорейцев было хорошо известно Платону. Возможно и вероятно, что не только пифагорейцы повлияли на Платона, но пифагорейские теории сложились и развивались под влиянием платонизма. Согласно космологическому учению Платона, мир есть живое существо, имеющее форму шара. Как живое существо мир имеет душу. Это мировая душа. Душа не является частью мира, она окружает весь мир и состоит из трёх начал: «тождественного», «иного» и «сущности». Начала эти – высшие основания «предельного» и «беспредельного» бытия. Тело мира состоит из четырёх элементов: земли, воды, огня и воздуха. Они образуют между собой пропорциональные соединения – по законам чисел. Круг «тождественного» образует круг неподвижных по отношению друг к другу звёзд. Круг «иного» - круг планет, перемещающихся на небесном своде относительно звёзд и друг друга (Платон, Тимей, 36B). «Мировая душа» не только живёт, но и познаёт. Душа человека родственна душе мира: в ней подобная гармония и подобные же круговороты. Цель человеческой жизни – восстановление совершенной природы. Орудием для достижения служат наши чувства, способность речи и музыкальный голос, служащий слуху, а через слух – гармонии. Движения гармонии родственны круговращениям души. Сходство между учением Платона и пифагорейцев обнимает целый ряд пунктов. Сам Платон удостоверил это в своём «Филебе». «Древние – говорит он здесь, которые были лучше нас и обитали ближе к богам, передали нам сказание, что всё, о чём говорится, как о вечном сущем, состоит из единства и множества и заключает в себе сросшиеся воедино предел и беспредельность» (Платон, Филеб, 16C-D). Из этого строения сущего Платон выводит метод его познания. А именно: «мы всегда должны полагать одну идею относительно каждой вещи и соответственно этому вести исследование: в заключение мы эту идею найдём ». (Платон, Филеб, 16C-D). Платон говорит о пифагорейцах как о родоначальниках искусства различать роды, виды и устанавливать их субординацию. Действия над понятиями у пифагорейцев связаны с их учением о числах. Всё познаваемое, согласно их взгляду, имеет своё число. Близость своего учения к пифагорейскому Платон отмечает и в диалоге «Политик». Но в нём он и осуждает пифагорейцев в том, что они не умеют правильно применять найденную ими истину. Диалектика пифагорейцев несовершенна. Они не умеют открывать истинную субординацию вещей. Платон же утверждает, что истинный метод предполагает умение сочетать двоякое: при усмотрении родового единства не упускать из виду видовые различия, а при рассмотрении видовых различий неустанно вести исследование до того, пока все эти различия не будут включены в пределы соответствующего рода. Сродство «идей» Платона и «чисел» пифагорейцев очевидно. «Идеи» и «числа» - бестелесные прообразы пластических телесных типов вещей, а также прообразы закономерности, согласно которой всё совершается в мире. Как и у пифагорейцев, у Платона «идея» - единая в многообразии, одновременно причина и цель, сообщающая многому характер общности; у Платона, как у пифагорейцев, «число» - причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя. В своей космологии Платон сближает необходимость с пространством и называет её «кормилицей происхождения» (Платон, Тимей, 46 Е). «Кормилица происхождения» в философии Платона играет роль относительно разнообразия существующих вещей. Многообразие вещей, производимых идеей-числом, - результат ограничения, обособления и определения пустого пространства. Элементы физического мира – огонь, вода, воздух представляют собой пустое пространство, ограниченное плоскостями. Плоскости эти состоят из треугольников. Из смешанных между собой видов треугольников и возникло беспредельное множество вещей природы. Наконец, имеется знаменательная близость между Платоном и пифагорейцами и в их учениях о начале, посредствующем между идеальной и вещественной сферами. У пифагорейцев это средний космос, или область правильного движения. У Платона этому посредствующему началу пифагорейцев соответствует «мировая душа». Платоновская «мировая душа» посредствует между идеальным и телесным мирами, а также осуществляет начало движения, подчинённого мере. У пифагорейцев дополнением к учению о «мировой душе» является их учение – астрономическое и в месте с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.