Реферат по предмету "Разное"


148 Урбан Гурски Украинский межбанковский рынок. Предварительные результаты исследований

Исследования и анализStudies & Analyses___________________________________________Центр социально-экономических исследований      Center for Socialand Economic Research148 Урбан ГурскиУкраинский межбанковский рынок. Предварительные результаты исследований  Варшава, январь 1999 г.Материалы, публикуемые в настоящей серии, имеют рабочий характер и могут быть включены в будущие издания. Авторы высказывают свои собственные мнения и взгляды, которые не обязательно совпадают с точкой зрения Центра CASE.Данная работа подготовлена в рамках проекта «Поддержка эконо­миче­ской трансформации на Украине», финансируемого ^ Агентством США по международному развитию (USAID).Редактор русского издания: Петр Козаржевский© CASE — Центр социально-экономических исследований, Варшава 1999 г.ISBN 83-7178-110-5Издатель: CASE — Центр социально-экономических исследований Польша, 00-585 Warszawa, ul. Bagatela 14 тел.: (48-22) 628-09-12, 629-43-83 факс: (48-22) 628-65-81 e-mail: case@case.com.plСодержание Содержание 5 Аннотация 8 1. Вступление 9 2. Украинский межбанковский рынок 12 2.1. Организация рынка 13 2.2. Инструменты и объем сделок 14 2.3. Участники 15 2.4. Анализ рисков 16 2.5. Залоговое обеспечение кредитов 18 3. Межбанковский рынок и монетарная политика 20 4. Определение межбанковских кредитных ставок 22 4.1. Информационные данные 22 4.2. Межбанковские ставки кредитов 23 4.3. Обменный курс 24 4.4. Коммерческий кредит 25 4.5. Рынок ОВГЗ 26 4.6. Уровень необходимых резервов 26 4.7. Дисконтная ставка 27 4.8. Ликвидность 28 5. Оценка эффективности функционирования рынка 28 6. Рекомендации и предложения для будущих исследований 30 ПриложениеИзбранные отчеты об интервью, проведенных в банках 33 Банк А 33 Банк Б 34 Банк В 35 Банк Г 36 Банк Д 38 Банк Е 39 Банк Ж 40 Графики 42 ^ Урбан Горский СASE – Центр социально-экономических исследованийАвтор сотрудничает с Центром социально-экономических исследований СASE с начала 1997 года. В 1996 году Урбан Горский окончил Сассекский университет по специальности «международная экономика» и в настоящий момент работает над дипломом в Варшавском университете. Основную сферу его исследовательских интересов составляет экономика переходного периода и, в частности, вопросы монетарной политики и политики обменного курса. С 1997 года автор участвует в проектах по предоставлению консультаций правительству Украины и Национальному банку Украины по вопросам монетарной политики.Аннотация В данной работе рассмотрены структура, развитие и функционирование межбанковского рынка на Украине, обозначены его сильные и слабые стороны. Такое исследование может стать полезным в процессе определения проблем, в решении которых техническая помощь США может оказать благотворное влияние на функционирование рынка, а также определить пути воздействия рыночных отношений на эффективное осуществление монетарной политики. Полученные данные позволяют прийти к заключению о существовании основополагающих условий для эффективного функционирования межбанковского рынка на Украине. Процентные ставки представляют результат взаимодействия между спросом и предложением фондов на рынке. Несмотря на то, что структура собственности банков (только два банка находятся в полной государственной собственности) способствует ориентированному на прибыль поведению участников рынка, качество управления банками не достигло уровня, который обеспечивает рыночную направленность их действий. Наконец, существование эффективной электронной системы позволяет совершать быстрое и недорогостоящее перечисление средств. Слабость системы неизбежно ведет к высоким номинальным и реальным ставкам, высокому уровню их неустойчивости и большой разнице между ставками. Инструменты с чрезвычайно коротким сроком погашения не способны обеспечить необходимой глубины рынка. На данный момент рынок не имеет достаточного количества участников. Многие банки еще не научились пользоваться преимуществами рынка. Все вышеизложенные слабые стороны развития рынка стали следствием его недостаточной прозрачности, ограниченности доступа к информации, плохого качества анализа рисков и нечеткого представления целей и инструментов монетарной политики. 1. Вступление Данная работа, выполненная по заказу Агентства США по международному развитию (USAID), представляет собой исследование структуры, развития и функционирования межбанковского рынка на Украине1. Целью данного исследования является описание принципов функционирования межбанковского рынка на Украине, а также анализ его сильных и слабых сторон. Это обозрение должно помочь в определении проблем, решение которых при технической помощи США могло бы оказать благотворное влияние на функционирование рынка, а также определить методы, воздействие которых на рынок сделало бы проводимую денежную политику более эффективной. Украине пришлось строить рыночную финансовую систему практически с нуля. Одним из важнейших компонентов создаваемой системы является эффективно функционирующий денежный рынок. Он является чрезвычайно важным для проведения действенной монетарной политики и достижения необходимой глубины развития банковской системы. Прежде всего развитый межбанковский кредитный рынок способствует эффективному размещению банковских инвестиций в реальную экономику путем быстрого и эффективного перераспределения аккумулированных в банковской системе средств. Как следствие, функционирование межбанковского рынка оказывает влияние на общий объем и эффект инвестиций и является чрезвычайно важным для экономики с точки зрения принятия инвестиционных решений и, в конечном счете, достижения экономического роста. Налаженное функционирование межбанковского рынка, являясь основой любой современной банковской системы, облегчает банкам доступ к необходимым ресурсам, способствует увеличению объема сделок, снижает необходимость в поддержании дополнительных резервов, позволяя банкам работать более эффективно и с меньшими издержками. Хорошо работающий межбанковский рынок не только облегчает функционирование банков, но и смягчает проявления рыночной нестабильности. Любая банковская система подвержена колебаниям ликвидности. Однако хорошо функционирующий межбанковский рынок смягчает неустойчивость, порожденную острыми непредвиденными потребностями в ликвидных ресурсах, обеспечивая стабильность устойчивость банковского сектора по отношению к непредвиденным шокам. Межбанковский рынок играет ведущую роль в процессе осуществления монетарной политики. Денежный рынок призван эффективно распределять кредитные ресурсы банковской системе и, в конечном счете, предприятиям и домашним хозяйствам. Это означает, что эффективно функционирующий межбанковский рынок является необходимым условием для того, чтобы осуществить переход монетарной политики от прямых методов воздействия к косвенным. Широко применяемые операции открытого рынка не будут в достаточной степени эффективными без работы межбанковского рынка, помогающего распространить эффект от данных операций по всей банковской системе. Таким образом, слабый межбанковский рынок ограничивает возможности осуществления монетарной политики, поскольку при отсутствии эффективно функционирующего межбанковского рынка нет также и необходимого для банковской системы передаточного механизма. Из этого следует, что эффективно функционирующий межбанковский рынок, способствующий эффективному перераспределению ликвидности, необходим для передачи рыночного воздействия косвенных инструментов монетарной политики банковской системе. Наконец, эффективно работающий межбанковский рынок повышает рыночную дисциплину в банковской системе, используя для этого механизмы дифференциации цен и возможности доступа отдельных банков к ликвидным ресурсам. Разумное управление банковской системой органами денежно-кредитного регулирования может лишь обеспечить некоторый уровень безопасности и устойчивости банковской системы. На столько же, если не более, важным является стремление самих банков проводить разумные банковские операции. Нормально функционирующий межбанковский рынок, который формирует, возможно, самые интенсивные (и немедленные) сигналы о состоянии банковской системы и рынка, и является главной основой для этой рыночной дисциплины. Для стран с переходной экономикой, и в том числе Украины, создание эффективного межбанковского рынка является сложнейшей задачей. На данный момент финансовые рынки Украины недоразвиты, обладают недостаточной емкостью (что делает их потенциально неустойчивыми) и недостаточно функциональны. Для них характерны периодическое обострение всплесков ликвидности, хотя до данного момента Национальному банку все же удавалось избежать серьезных проблем. Однако в условиях растущей интеграции Украины в международные финансовые рынки и, как следствие, увеличение иностранных портфельных инвестиций, общая финансовая ситуация становится все более непредсказуемой, о чем также свидетельствуют события конца 1997 года. Одной из проблем развивающихся рынков является недостаточная прозрачность доступной информации, что в условиях еще не завершенного процесса введения стандартов международного учета (СМУ) затрудняет анализ кредитоспособности партнеров (банков). На данном этапе, в условиях нехватки стандартизированной информации, возможности по анализу кредитных рисков является довольно ограниченным, и поэтому данный недостаток может и в дальнейшем провоцировать принятие ошибочных инвестиционных решений. Таким образом, повышение доступности и качества информации является одним из важнейших условий успешного функционирования рынка. Сегментация финансового рынка является еще одним недостатком, характерным для развивающихся экономик. Межбанковский кредитный рынок — это лишь одна из многочисленных составляющих финансовой системы, которая обычно включает и множество других рынков. Среди них наиболее тесно связанным с межбанковским кредитным рынком является рынок государственных ценных бумаг. В основном именно облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) используются в качестве гарантии при проведении межбанковских кредитных сделок. Однако в условиях потери ликвидности вторичного рынка государственных ценных бумаг возможно повышение стоимости обеспечения этими ценными бумагами, что в свою очередь окажет значительное воздействие на развитие и функционирование межбанковского кредитного рынка. Следовательно, межбанковский кредитный рынок необходимо рассматривать в тесной связи с другими финансовыми рынками, составляющими внешнюю среду его функционирования. Данная работа представляет собой анализ институционального аспекта рынка. Представленная информация была получена в результате подробного опроса работников финансовых отделов ряда украинских банков – активных участников рынка, а также представителей Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ), международных аудиторских фирм, а также иностранных советников Национального банка Украины. Наличие активных контактов стало определяющим фактором в процессе выбора банков для проведения интервью. Конкретные темы, представленные в данном анализе, включают организационные аспекты функционирования денежного рынка, детальное описание которых представлено в разделе 2. В частности, речь пойдет о платежной и клиринговой системе, участниках рынка и процессах выработки решений, инструментах и методах обеспечения ценными бумагами. В разделе 3 представлены актуальные вопросы монетарной политики, связанные с функционированием межбанковского рынка. Основное внимание уделяется роли межбанковского рыка в процессе осуществления монетарной политики. Раздел 4 посвящен вопросам установления процентных ставок, а также особенностям спроса и предложения денежных средств на рынке. В разделе 5 дается итоговая оценка эффективности межбанковского рынка с точки зрения поведения его участников, прозрачности рынка и доступности информации, системы расчетов и ценообразования. На основании оценки состояния рынка в разделе 6 даются рекомендации по предоставлению технической помощи правительством США и предложения по проведению дальнейших исследований. ^ 2. Украинский межбанковский рынок Эффективность является решающим аспектом функционирования денежного рынка, что обуславливает необходимость детального рассмотрения обеспечивающих ее условий. Во-первых, рынок должен функционировать на конкурентной основе, что подразумевает рыночные «правила игры» и такое поведение участников рынка, которое было бы направлено на максимизацию их прибыли. Далее, должен функционировать быстрый и относительно недорогой механизм перевода средств, работающий на основе надежной инфраструктуры и понятных правил, что позволяет снизить рыночные риски. И наконец, разнообразие применяемых финансовых инструментов должно обеспечить необходимую глубину рынка, а также возможность относительно легкой конвертации различных инструментов денежного рынка и наличности. Все вышеизложенные условия являются обязательными для обеспечения надлежащего функционирования денежного рынка. Вышеперечисленные факторы рассматриваются в этой части работы. ^ 2.1. Организация рынка С точки зрения организации рынка существует несколько способов проведения сделок на межбанковском рынке. Договоренность между дилерами может быть достигнута посредством прямой телефонной связи, системы Reuters 2000 и через брокеров. Заключение сделки по телефону — это наиболее распространенный способ проведения операции. Дилеры, используя свой опыт и знания рынка, могут определять потенциальных кредиторов либо заемщиков и непосредственно обращаться к партнерам в других банках по телефону. К тому же существуют специальные агентства, предоставляющие посреднические услуги, собирая банковские заявки на торгах и рассылая их по всем банкам – участникам системы. Получив от таких агентств предварительную информацию о ценах (процентных ставках), банки могут заключить сделку непосредственно по телефону. Система электронной почты, поддерживаемая ^ Reuters, позволяет отслеживать заявки на торгах непосредственно на экранах компьютеров и заключать сделки в режиме on-line. Эта система достаточно дорогая, и не все банки могут себе позволить ее приобретение. Поэтому в большинстве своем только крупные банки либо банки, являющиеся активными участниками рынка, приняли решение использовать эту систему. Естественно, что одновременно с использованием системы Reuters банки могут производить торги через телефонную связь. Тем не менее, система Reuters обладает большим количеством преимуществ по сравнению с обычными телефонными сделками (например, возможность одновременного торга с несколькими банками), что говорит в пользу дальнейшего расширения сети банков, использующих систему Reuters. Брокеры обслуживают клиентов (в основном банки), которые либо не могут найти подходящего партнера самостоятельно, либо предпочитают это делать через посредников. Из-за довольно серьезных ограничений этой формы сделок они составляют очень небольшую часть от общего количества проводимых на рынке операций. Ограничения заключаются в том, что банки не могут менять процентные ставки в зависимости от партнера по сделке. Кроме того, соглашение с брокером обязывает банки принять предложение в любой ситуации, когда для партнера установлен кредитный лимит. Данная схема выгодна банкам, которые сами не устанавливают цену на рынке. В обслуживании банковских сделок очень хорошо себя зарекомендовала система электронных платежей. Благодаря такой системе средства почти по всем сделкам переводятся и поступают в распоряжение сторон спустя тридцать минут после заключения договора. Это означает, что банки, используя эффективную электронную систему, могут осуществлять торги в течение целого дня. И только по окончании торгов банки обязаны предоставить отчет НБУ. К концу каждого дня все сделки должны быть зарегистрированы, и документы должны поступить в НБУ. НБУ собирает эти документы и регистрирует данные рыночные операции.^ 2.2. Инструменты и объем сделок Инструментами межбанковского денежного рынка являются краткосрочные займы. В основном банки могут устанавливать произвольный срок погашения кредитов, который удовлетворял бы их текущие потребности. Ввиду высокой нестабильности экономической ситуации на Украине на данный момент самыми распространенными и предпочтительными кредитными сделками являются сделки overnight. Объем кредитов overnight составляет 80-90 процентов от общего объема сделок, которые в сумме в среднем не превышают 100 миллионов гривен в день. Банки также используют двухдневные, пятидневные, однонедельные, двухнедельные и одномесячные кредиты. Межбанковские кредиты с более длительными сроками погашения практически не присутствуют на рынке. Использование различных инструментов на межбанковском рынке зависит от восприятия банком стабильности ситуации на рынке и в экономике. Это означает, что когда банки считают рынок рискованным, проявляется тенденция сокращения долгосрочных кредитов и уменьшения масштабов операций. На средину 1997 года ежедневный объем сделок превышал 100 млн. гривен, однако с того времени объем операций сократился на 70 млн. гривен. Средний срок погашения кредитов был также сокращен.2.3. Участники Свое желание участвовать в межбанковском рынке банки объясняют четырьмя основными причинами. Банки берут кредит для выполнения норм резервирования, предоставления средств под инвестиционные проекты своих клиентов, поддержки текущей ликвидности и для проведения арбитража. Иными словами, межбанковский рынок с одной стороны предоставляет возможность банкам, которые обладают дополнительной ликвидностью, отдать деньги в долг и минимизировать таким образом стоимость содержания привлеченных средств или средств, не приносящих процентов, в а с другой стороны рынок предоставляет возможность быстрого доступа к свободным средствам, необходимым для обеспечения банковских операций. Это означает, что для успешного функционирования коммерческим банкам необходим хорошо развитый межбанковский рынок. Несмотря на то, что общее количество коммерческих банков, функционирующих на Украине составляет 180, только очень немногие из них являются активными участниками межбанковского денежного рынка2. По оценке банкиров, общее количество банков, занимающихся торговлей на межбанковском рынке, составляет лишь около 80. Приблизительно 20 банков ежедневно участвуют в операциях по предоставлению займа и заимствования фондов; удивительно то, что большинство из них не могут одновременно назвать свои заявки купли и продажи на торгах (процентные ставки). Это означает, что на самом деле довольно малое число банков (приблизительно 6) могут одновременно продавать и покупать фонды в условиях установленной процентной ставки, остальные же либо только пытаются разместить избыточные ресурсы, либо привлечь недостающие им средства. Точно выяснить причины, влияющие на решение банков по поводу участия в работе межбанковского рынка, довольно сложно; так же сложно определить и доминирующие мотивы принятия этих решений (арбитраж, соблюдение норм резервирования, поиск клиента или же поддержка ликвидности). Ни форма собственности банка, ни его размер не являются ответом на этот вопрос и создается впечатление, что единственный фактор, объясняющий поведение банков, кроется в профессионализме управления банков и выбранном ими способе проведения анализа кредитных рисков. ^ 2.4. Анализ рисков Операции на межбанковском рынке чреваты риском невозврата предоставленных взаймы фондов. Поэтому банки стараются свести к минимуму данный риск путем оценки надежности партнера в плане способности возвратить кредит. Коммерческие банки признают, что у них есть собственный рейтинг и кредитный лимит для партнеров по рынку3. Это означает, что всякое решение по кредитованию банка принимается на основе анализа риска, свойственного конкретной сделке. Таким образом, качество анализа кредитного риска приобретет решающее значение для качества кредитного портфеля конкретного банка и, в конечном счете, для всей банковской системы. Как правило, два банка, заинтересованные в сотрудничестве на межбанковском рынке, подписывают документ под названием «генеральное соглашение». Данный документ регулирует правила сотрудничества партнеров на рынке, включая штрафы, сроки предоставления фондов, ответственных за исполнение, требования обмена информацией о балансах и другой статистической информацией. Следует отметить, что генеральное соглашение — это результат обширного исследования состояния банка – партнера. Анализ рисков, связанных с операциями с другими банками, основывается на различной информации. Например, банки используют рейтинговую информацию от различных организаций (таких как НБУ, Ассоциация украинских банков, рейтинги частных рейтинговых агентств и т. д.), а также общедоступную информацию о балансах существующих банков. Обмен информацией о балансах банков является распространенной процедурой информирования участников рынка. Однако следует помнить, что украинская банковская система находится лишь на стадии внедрения международной системы бухгалтерского учета, что может означать довольно частое получение информации о банковских балансах в нестандартном виде, и это, естественно, вносит дополнительные трудности в проведение сравнительного анализа. Банки также проводят анализ показателей основных фондов и прибыльности, среди которых наиболее значимым является структура активов, в особенности — доля межбанковского кредита в общих активах4. Помимо исследования количественных показателей, банки очень внимательно отслеживают информацию о текущей и прошедшей деятельности других банков на рынке, обращая особое внимание на аспекты, связанные с соблюдением норм, установленных НБУ, качеством управления и репутацией банков. Связи и личные отношения играют значительную роль в оценке надежности партнеров. На основании полученной информации банки принимают решение относительно дальнейшего сотрудничества, устанавливают для соответствующих банков рейтинг и кредитные лимиты. Обязанности выполнения аналитической работы, оценки рисков, рейтинга и лимитов, а также повседневного мониторинга и установления кредитных лимитов на месяц возлагаются на казначейские отделы банков. Представленная выше общая схема проведения анализа рисков далеко не полностью отображает реальный процесс принятия решений и проведение анализа рисков банками на Украине. В проведении анализа рисков значимым является каждый фактор, хотя степень важности каждого из них может быть разной. Складывается впечатление, что анализу рисков отводится недостаточно важная роль. Не в каждом банке существует казначейский отдел как подразделение, отвечающее за менеджмент ликвидности и анализ рисков. К тому же связи и личные отношения, которые не могут считаться равноценной заменой количественной информации, все еще являются главным фактором, определяющим во многих банках результат принятия решений относительно кредитования. Наконец, доступ к количественной информации довольно ограничен, что существенно снижает возможности банков в проведении анализа рисков. В результате методология оценки рисков, разработанная банками, которая предположительно должна охватывать все значимые факторы, является на самом деле не вполне адекватной. На данный момент постоянное противоречие между прибыльностью и ликвидностью устанавливает горизонт банковской деятельности. В итоге из-за ограниченной дееспособности аналитических и управляющих структур банки не могут выработать среднесрочную стратегию своего развития. ^ 2.5. Залоговое обеспечение кредитов Залоговое обеспечение кредитов служит механизмом, позволяющим уменьшать риск, связанный с заключением кредитных сделок. Тем не менее следует рассмотреть различные аспекты данных операций. Прежде всего требуется наличие высоколиквидного инструмента, используемого в качестве залогового обеспечения. Его роль играет ОВГЗ. Это, в свою очередь, требует высокой ликвидности вторичного рынка ОВГЗ и финансовой устойчивости правительства, как гарантов надежности ОВГЗ. Обеспеченные залогом сделки могут выступать в качестве гарантий стабильности рынка, что с началом функционирования рынка приобретает особую важность. Следует отметить, что в начале переходного периода государственные ценные бумаги обычно не соответствуют изложенным выше требованиям. К тому же институциональные преобразования не могут обеспечить эффективного использования залогового обеспечения по причине низкого уровня развития финансового рынка. В частности, системы депозита и расчета все еще не функционируют. Украинские банки используют ОВГЗ в качестве залоговых обязательств в процессе межбанковских кредитных сделок. Происходит следующее: быстроразвивающийся рынок ОВГЗ обеспечивает достаточное предложение данного инструмента для того, чтобы он мог использоваться в качестве залоговых обязательств на межбанковском рынке. Однако ликвидность вторичного рынка ценных правительственных бумаг является недостаточной, что ограничивает возможность их использования в качестве залоговых обязательств. К тому же ОВГЗ не считаются надежным инструментом, и это приводит к колебаниям ставок доходности по ценным бумагам, что отображает риск таких операций. В итоге можно сказать, что ОВГЗ являются весьма проблематичным инструментом залоговых обязательств. Отношение банков к использованию залоговых обязательств довольно неоднозначное. Доля кредитов под залоговые обязательства в общем межбанковском портфеле составляет от 20% до почти 100%, в зависимости от политики конкретного банка. Но есть одна общая черта, характерная для всех банков: в основном кредитные операции, осуществляемые в пределах кредитных лимитов, не требуют подкрепления в виде залоговых обязательств. Очевидно, эта политика может поменяться в условиях ожидания банками проблем с ликвидностью в банковском секторе или же в условиях падения рейтинга заемщиков. Многие банки поменяли свою политику залоговых обязательств начиная с ноября 1997 г. Они стали чаще выдвигать требования предоставления залога, одновременно увеличивая объем покрытия ими кредитов. В июле 1998 г. общепринятым размером покрытия кредита было приблизительно 1,2-1,5 суммы кредита в зависимости от срока погашения и дохода по ценным бумагам. С того времени этот размер возрос до величины в 300 и более процентов от объема кредита, и в конце 1998 г. банки выдвигают требования к залоговых обязательств почти на все кредиты, превышающие кредитные лимиты. Тем не менее предоставление залоговых обязательств не является достаточным условием получения кредита.^ 3. Межбанковский рынок и монетарная политика Многие аспекты формирования монетарной политики должны учитывать степень развития межбанковского денежного рынка, что особенно важно на начальных этапах переходного периода для экономик с высокой инфляцией. Общепринятый аргумент в пользу стабилизации, основанной на привязке к обменному курсу, опирается на тот факт, что недостаточно развитые финансовые рынки служат потенциальным источником нестабильности денежного спроса. В результате стабилизация уровня цен, являясь основной целью стабилизирующей монетарной политики, не может базироваться на нестабильном соотношении монетарной и реальной составляющих. С другой стороны, хрупкость денежного рынка также приводит к негативным последствиям при монетарной политике, основанной на якоре обменного курса для стабилизации цен. Для того, чтобы обеспечить последовательность и надежность такой политики, необходимо определить внутренний кредит частному сектору как остаточный. Это следует из неспособности органов денежно-кредитного регулирования целенаправленно перераспределять растущий внутренний кредит из-за слабо функционирующих каналов движения капитала на финансовом рынке. Межбанковский рынок играет центральную роль в осуществлении монетарной политики. В переходных экономиках, которые переключаются с прямых на непрямые инструменты монетарной политики, межбанковский рынок осуществляет распределение кредитных ресурсов для банковской системы и, в конечном счете, предприятиям и домашним хозяйствам. Таким образом, центральный банк нуждается в отлаженном функционировании денежного рынка для того, чтобы эффективно воздействовать через операции открытого рынка и другие инструменты монетарной политики на банковскую систему. Межбанковский рынок выступает в роли индикатора состояния и ликвидности банковского сектора. Колебания реальных и номинальных процентных ставок сигнализируют органам власти, отвечающим за осуществление монетарной политики, о состоянии межбанковского рынка, а также служат проявлением непосредственной реакции на макроэкономические меры правительства. В условиях существующей экономической ситуации роль межбанковского рынка довольно ограничена по причине следующих факторов. Во-первых, чрезмерные государственные расходы в результате эффекта вытеснения не оставляют места для рыночных инвестиций. Это означает, что финансирование экономики осуществляется через государственный сектор, повышая реальные процентные ставки коммерческих кредитов. Во-вторых, большое количество инвестиционных проектов финансируется с помощью прямых кредитных линий крупных банков, получающих средства из центрального банка. Такая процедура исключает «здоровое» рефинансирование банковской системы и рыночных механизмов инвестирования. Для успешного функционирования банковскому сектору необходимы четко сформулированные цели монетарной политики и инструменты для ее проведения. Банки признают отсутствие общих и четких правил, регулирующих применение денежных средств для рефинансирования банков, таких как ломбардный кредит, кредитные аукционы, и кредиты под залог других обязательств. Если имеющий проблемы ликвидности банк обращается за рефинансированием к центральному банку, то ответ на свое заявление, отказ или одобрение, он должен получить в тот же день, что в сегодняшней ситуации не выполняется. Банки неохотно применяют и боятся прибегать к возможности рефинансирования через НБУ по причине усложненности и длительности процесса рассмотрения заявки без какой-либо гарантии своевременного получения ответа. Банки считают, что процесс принятия решений по вопросу их рефинансирования не является достаточно прозрачным. НБУ все еще не определил принципы проведения кредитных аукционов и возможности обращения банков к НБУ как к последнему заемщику. В случае, если банки не могут воспользоваться услугами НБУ как заемщика последней инстанции в критической ситуации, они обязаны держать резервные фонды, чтобы избежать потенциальных проблем с ликвидностью. Такой эффект является более ощутимым для экономик с недостаточно развитыми финансовыми рынками, поскольку доступ банков к другим источникам средств весьма ограничен. В результате стоимость банковских операций выше, чем в условиях четко определенных «правил игры». Необходимость формировать резервные фонды в свою очередь ограничивает рост межбанковского рынка. Изложенные выше аргументы отнюдь не означают, что банки в любой момент должны иметь доступ к источникам рефинансирования НБУ, поскольку это было бы нежелательно как с точки зрения монетарной политики, так и с точки зрения необходимости развития надежной банковской системы. Тем не менее, банки должны иметь в своем распоряжении информацию о том, когда они могут обратиться и получить рефинансирование и на каких условиях. Более того, все банки должны иметь равный доступ к ресурсам и любое политическое предпочтение должно быть исключено. Наконец, необходимо также подчеркнуть, что политика прозрачного рефинансирования отнюдь не означает расплывчатую монетарную политику.^ 4. Определение межбанковских кредитных ставок Текущая ситуация с изменением ставок по межбанковским кредитам демонстрирует чрезвычайный уровень колебаний, что в свою очередь поднимает вопрос о факторах, оказывающих влияние на цены кредитного рынка и, в частности, вопрос о механизме установления процентных ставок по кредитам. Данная часть исследования представляет попытку анализа колебаний процентных ставок и разницы между процентными ставками, по которым банк получает средства и выдает их в заем.^ 4.1. Информационные данные Прежде чем приступить к анализу временных рядов, необходимо представить набор данных, который был использован для оценки процесса установления процентных ставок. Как уже упоминалось в предыдущей части работы, существует несколько агентств, занимающихся сбором предложений дилеров, а также их рассылкой с целью предоставления информации о рынках. Такие агентства регулярно публикуют ставки по межбанковским кредитам в форме простой средней ставки, рассчитанной на основе данных, полученных из банков. Однако следует отметить, что публикуемые ставки — это не ставки сделок, а лишь те, которые были объявлены дилерами. Более того, правильное определение средних ставок должно учитывать вес каждого типа кредитов в общем объеме, а не просто быть средней величиной процентных ставок. Это говорит о наличии некоторых ограничений в данных. Однако, предполагая, что неточность вычислений и разница между объявленными и реальными величинами в среднем являются постоянными, можно предположить, что информационные данные являются репрезентативными и несут определенную полезную информацию. В настоящем анализе мы придерживаемся вышеизложенного предположения и будем использовать информацию одного из агентств, под названием «Бизнес», которое занимается сбором информации о процентных ставках, предложенных дилерами. Все процентные ставки представлены понедельно и являются годовыми ставками. Недельная величина представляет просто среднюю величину ежедневных процентных ставок. Все остальные данные получены из статистических данных НБУ. Диапазон информации отличается в зависимости от переменных. В основном процентные ставки и другая информация (например, денежная база, процент скидки НБУ) представлены за период девяти месяцев начиная с июля 1997 г. до апреля 1998 г. Только доходность ОВГЗ охватывают период четвертого квартала 1997 г. года и первый квартал 1998 г. Требования к общему правительству представлены только за первый квартал 1998 года. В то же время, процентные ставки по кредитам экономике представлены на месячной основе и охватывают период 1997 года и первые два месяца 1998 года. Недостатки информации использованной для проведения настоящего анализа свидетельствуют о насущной необходимости найти более точные информационные данные для того, чтобы проводить дальнейшие исследования данного рынка.^ 4.2. Межбанковские ставки кредитов Все межбанковские кредитные ставки (например, overnight, 7-, 14-, 30-, 60- и 90-дневные), представленные на графике 1, находятся в довольно тесной связи. В то же время цены на кредиты характеризуются значительными колебаниями. Ставки overnight изменялись от 10 процентов в августе 1997 года до 40 процентов в конце февраля 1998 года5. Процентные ставки для 90-дневного кредита в девятимесячный период с конца июня 1997 г. до начала апреля 1998 г.6 колебались более сильно — от 25% до 85% годовых. Остальные ставки, следуя общей схеме, в основном оставались в пределах обозначенных величиной ставки overnight и ставки 90-дневного кредита. График 1 четко показывает разнородность колебаний процентных ставок в течение всего пери


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.