Реферат по предмету "Разное"


«Многозначность важное и естественное свойство слова»

Мещовская общеобразовательная школа Научное общество «Этимология» Реферат на тему:«Многозначность - важное и естественное свойство слова». Ученицы 8 «а» класса Дроздовой Ольги. Руководитель: Сенчурина Галина Сергеевна. г. Мещовск 2005г.Многозначность - важное и естественное свойство слова. Многозначность присуща слову в силу самой природы слова, того, что слово есть представитель предмета. Поскольку предмет выступает в разных связях и взаимосвязях, постольку и в слове, называющем его, могут находить выражение то одни, то другие признаки, указанием на которые это слово становится. Многозначность позволяет слову развивать свои значения, а язык, пользуясь многозначностью слова, создает новые названия на основе уже существующих. Поскольку каждый предмет может представать перед нами в разной роли, то и его название может указывать на разные признаки: в станке или снаряде название детали стакан указывает на форму; стакан крупы или сахару - это уже мера т.е. столько, сколько помещается в стакане. Переносы значения возможны именно потому, что название предмета или действия может указывать на различные признаки, которые проявляются в предмете и выделяются в нем говорящим. Эти различные признаки сами становятся представителями других предметов. Так, например, слово стол приобретает несколько различных значений. Кроме предмета мебели, стол еще и питание (диетический стол), и отдел в учреждении (адресный стол милиции). Например, у русского глагола идти отмечены следующие значения: 1. Менять место в пространстве, перемещаться в том или ином направлении. А.о человеке и животном. Передвигаться, Ступая ногами, шагая. Противоположное: стоять или бежать. Б. О средствах передвижения. Ехать, плыть, лететь. В. О тучах, облаках. Нестись, плыть. Г. О реке, волнах. Течь, двигаться. 2.Переносное значение. Двигаться, направляться, устремляться. - Не идти дальше чего- нибудь. Останавливаться на чем-либо.3. Направляться куда- либо, предназначаться для кого -, чего- либо. Идти в продажу, в обработку и т.п. 4.Продаваться, находить сбыт. О товарах. Идти ходко, шибко. Течь, литься. О воде, крови, слезах и т.п. Отделяться, выделяться, откуда-либо; доноситься, проникатькуда- либо. О дыме, паре, тепле. О запахах, о звуках. Переносноезначение - Распространяться, о слухе, славе, вестях. 7. Вести начало, происхождение, происходить. Род, порода. 8. Устремляться на приманку, хватать приманку. О рыбе, птице. Идти на удочку. Поддаваться какому- либо влиянию. 9. В карточной, шахматной игре делать ход, какой- либо картой или фигурой. 10. Иметь известное направление, простираясь, помещаясь где-либо; располагаться. О поле, лесе, долине. О дороге, тропинке, аллее. 11. Занимать то или иное место в ряду (при сравнении, сопоставлении по качеству по важности и т.п.) Идти впереди, после чего-либо. 12. О движении, течении времени. День за днем. Неделя за неделей, год за годом и т.п. идет, шел. 13. Наступать, надвигаться, приближаться. О каком- либо времени, о времени чего-либо. О наступлении сумерек, вечера, ночи. Дело идет, шло (к чему-либо). Приближается, наступает что-либо. 14. Даваться, выдаваться постоянно. О жаловании, пособии, подарках и т.п. исчисляться, начисляться. О процентах, пени и т.п. Об уважении, почете, милостях. Действовать, поступать каким- либо образом. Идти на что-либо. Быть готовым к чему-либо, способным на что- нибудь.^ Идти на все четыре стороны. Располагать свободой,независимостью и т. п. Идти вразрез с кем, чем-либо. Идти вногу. Двигаться, действовать согласованно, совместно. Идтивперед. Достигать успехов, совершенствоваться, продвигаться. Устраиваться, поступать на работу; выбирать специальность;вступать в какую-либо организацию. Устаревшее - идти наслужбу. 17. Осуществляться, совершаться, двигаться. ^ Идти чередой,чередом. В сочетании с именем существительным, обозначающимназвание действия, состояния: идет работа, идет веселье.Беседа идет, шла; разговор, рассказ, идет, шел. Идетпредставление, пьеса, опера.Разговорное. Удаваться, получаться, спориться. Существовать,выполняя свое назначение, развиваясь, процветать. Идет, шло.Получается, выходит. Идти как по маслу. Легко, быстрополучаться, удаваться. Идти колом. Идти с трудом, плохополучаться, выполняться и т.п. Дело идет на лад. Ладится,спорится что-либо. Идти в гору (под гору). Двигаться,развиваться в благоприятном (неблагоприятном) направлении. Употребляться для какой- либо цели. Идти в дело. Находитьприменение. Идти за (кого -, что-либо). Приравниваться к кому-,чему- либо.Разговорное. Тратиться, расходоваться. Требоваться, бытьнеобходимым. 21. Лить, падать. О дожде, снеге.Разговорное. В оборотах речи (обычно отрицательных),характеризующих физиологическое и психическое состояние: сонне идет = не спится; слова не идут = не хочется говорить. Расти, вырастить. Идти в ботву, в корень; Идти в тело и т.п.Просторечное. О преимущественном росте, развитии ботвы,корня. Быть в действии, работать. О механизмах. Показать время. Очасах. В значении вспомогательного глагола быть. Становиться,делаться. Идти впрок — быть полезным, идти в убыток = бытьубыточным. 26. Быть подходящим, соответствовать, годиться. Устаревшее.Идти к лицу. Куда ни шло. Так и быт, согласен. Идти по миру.Устаревшее. Собирать, просить на пропитание. Вот сколько значений имеет слово идти в русском языке! И это только одно слово! В разных языках слова, обозначающие один и тот же предмет, окружают себя различными кругами значений. Способность слова приобретать новые дополнительные значения и само наличие у него круга значений называетсямногозначностью слова или полисемией. Многозначность и позволяет переносить название с одного предмета на другой. Явление полисемии обусловлено природой самого языка и закономерностями процесса познания. Семантическая структура многозначного слова отражает сложный процесс познания окружающей действительности. Так, слово спутник первоначально обозначало попутчика (мой спутник), а также того, кто совершает вместе с кем-либо свой жизненный путь (спутник жизни), а потом приобрело дополнительное значение: « небесное тело, движущееся вокруг планеты, звезды» (луна- спутник земли). В связи с изменением жизни происходит утрата прежних значений некоторых слов и появление новых. В частности, существительное бригадир в 18 веке обозначало военный чин, средний между полковником и генералом, а теперь это руководитель производственной группы, бригады; слово анекдот еще во времена А. С. Пушкина обозначало необычный случай, небольшой занимательный рассказ. А ныне - это маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием; современники Евгения Онегина приобретали щепетильный товар, т.е. галантерейные изделия, в наше время щепетильным называют человека деликатного, скрупулезного, до мелочей соблюдающего установленные правила поведения. Существует зависимость между употребительностью слова и количеством его значений: чем реже в литературном языке употребляется слово, тем меньше значений оно имеет. Самые многозначные слова характеризуются наиболее высоким коэффициентом частотности. У разных типов слов многозначность развита в разной степени. Если сравнить степень развития полисемии у разных частей речи, то на первом месте стоят глаголы, затем существительные и прилагательные, за ними следуют наречия, междометия, числительные, союзы и частицы. Русские глаголы, как правило, многозначны. Разные по происхождению, они отличаются друг от друга и по количеству значений. Исконно русские глаголы (бежать, бить, делать) имеют самое большое количество значений. Заимствованные глаголы чаще всего однозначны: аккредитовать активизировать, гармонизировать, гипертрофировать и др. Подобно глаголам, существительные в зависимости от происхождения характеризуются разной степенью развития полисемии. Наибольшее количество значений имеют исконно русские существительные, называющие жизненно необходимые предметы: голова, рука, язык, дом, огонь, жар и т.д. Менее развита полисемия у отглагольного существительных, в частности, с суффиксами - anuj(e), -enuj(e): восстание, вразумление, доверие, заседание и т.д. Полисемия слова органически связаны с явлениями антонимии и синонимии. Многозначное слово в разных значениях может иметь разные синонимы и антонимы. Так, прилагательные старый в значении « достигший старости» Имеет антоним молодой, а синоним пожилой; в значении «давний, существующий с давних времен» - антоним новый (старое время- новое время). Органическая связь полисемии с антонимией и синонимией - свидетельство системности лексических единиц, их взаимозависимости и взаимообусловленности. Основное, исходное значение слова называется прямым, другие значения того же слова - переносными. Так, прямое значение прилагательного крепкий - « такой, который трудно сломать, разбить, порвать и т.п.» (крепкий орех), переносное - « надежный, верный» ( крепкая дружба). В полисемии заложены возможности образности речи: перенос названия одного предмета на другой сообщает высказыванию живость, оригинальность, свежесть. Поэтому полисемия широко используется в художественной литературе в качестве изобразительного средства. Многие названия художественных произведений построены на полисемии, что придает им особую значимость: романы « Дворянское гнездо», « Дым», « Новь» И.С.Тургенева, « Обрыв» И.А. Гончарова, пьесы « Лес», «Гроза», «Волки и овцы», рассказы « Стена», « Бездна» Л. Андреева. Комедии « Клоп», «Баня» В. Маяковского и др. Мастера художественной литературы в своих произведениях раскрывают семантические оттенки многозначных слов, часто незаметные в повседневном употреблении. Чтобы убедится в этом, достаточно проследить хотя бы использование многозначных слов дорога, дело, хватать и других в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», дело, земля, в «Василии Теркине» А. Твардовского. Так, в «Мертвые души» Н.В. Гоголя только на одной странице слово дело употребляется в значении « собрание документов», «административное разбирательство», «работа» и в составе фразеологизма, означающего «все в порядке»: ^ Но ждет проситель день, другой, не приносят дело на дом, на третий тоже. Он в канцелярию, дело и не начиналось; он к драгоценному алмазу. «Ах, извините! - говорил Чичиков очень учтиво, схвативши его за обе руки, - у нас было столько дел, но завтра же все будет сделано, завтра непременно, право, мне даже совестно!» Прежде было знаешь, по крайней мере: что делать: принёс правителю дел красную, да и дело в шляпе…» Выбор нужного слова и правильное его употребление -необходимое условие яркой, выразительной и точной речи. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное - научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка. Читая книги по языку, мы осознаем нашу собственную речь. Нет человека, который не интересовался бы родным языком, его словами, их употреблением и строением. Слова имеют синонимы, когда они называют очень и очень нужные для людей предметы, причем сходные предметы сами по себе бывают различными. Говорящий может выбрать любой из синонимов, заменить один синоним другим. Чтобы понять, почему и зачем употребляются синонимы, надо четко уяснить, для чего людям нужны слова. Слова являются названием какого- либо предмета, лица, явления, качества, действия. Слова указывают на один из их признаков. Через этот признак слово представляет весь предмет целиком. Учитель - тот, кто учит; ученик - тот, кто учится, кого учат. Эти слова называют лица, указывают на их отличительную деятельность. Слова не только называют предметы, но и характеризуют их, выражают наше понимание их, наше отношение к ним. А наше понимание предметов, наше отношение к ним меняется. Изменяются и сами предметы и лица, явления и события. Предметы и явления, лица и события обладают не одним, а несколькими признаками. Каждый из них может лечь в основу наименования предмета. Любой человек, наблюдая свою речь и речь окружающих, может легко заметить, что один и тот же предмет, одно и то же лицо в разных ситуациях называются разными словами, указывающими на разные стороны предметов и лиц. Есть три основных правила выбора синонимов. Первое правило гласит: выбирай такое слово, которое точнее характеризует явление или действие, предмет или лицо, подчеркивая в нем нужную тебе сторону. Например, слово ошибка означает: неправильный поступок или действие. Однако ошибки бывают разные - ошибка может быть незначительной (тогда лучше сказать погрешность), крайне досадной (тогда говорят ляпсус), случайной ( это оплошность), неумышленной (промах). Второе правило указывает: выбирай такое слово, которое больше всего подходит к стилю твоей речи, твоего рассказа, твоего выступления. Вспомни, как Маяковский употребляет слова отечество (а не обычное родина), славить (а не хвалить),трижды (а не словосочетание три раза) для того, чтобы его высказывание о Советской Отчизне звучало торжественнее и весомее: « Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Третье правило напоминает: слова не только называют предметы, события, но и оценивают их, выражая положительное или отрицательное отношение к ним. Отрицательным смыслом наполнены, например, слова клика и критика, шуткой и иронией - вояка, одобрением и восхищением - орел (о человеке отважном и смелом). Слово может окрылить, но слово может и ранить. Синонимические богатства русского языка огромны, синонимические сближения слов в индивидуальной речи бесконечны. Только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, только, тот ощутит радость свободного владения ею. Каждый из нас впитывает живительную влагу родной речи. Детство каждого из нас, школьные годы несут все новые и новые потоки слов и выражений родного языка. Мы их узнаем все больше и больше, мы любим свой русский язык, владеем им и боремся против шаблона. Против невыразительных фраз и пустых слов. Язык - наш великий друг, когда мы его знаем; он же наш неприятель, если мы плохо его знаем или мысль наша ясна. Кто не искал мучительно нужное слово, тот никогда не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова. Язык наш велик и могуч. Его синонимические богатства разнообразны. Слова - одежда твоих мыслей. Пусть же слова, будут всегда красивыми и яркими, а мысли - добрыми и разумными.Литература 1. Л. К. Градулина «Беседа о русской грамматике» Москва, «Знание» 1983 2. В. И. Кодухов « Рассказы о синонимах» Москва, «Просвещение», 1988 Н. М. Шанский «В мире слов» Москва «Просвещение» 1984 4. М. Д. Феллер «Как рождаются и живутслова» Москва «Просвещение», 1974


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы бюджетирования
Реферат Експертиза м'ясних консервів
Реферат Типология правовых систем. Романо-германская, Англо-американская, религиозно-традиционного, социалистического права
Реферат Станки ЧПУ
Реферат Особенности нотариального удостоверения договора ренты
Реферат КИС - корпоративная информационная система
Реферат Информация, как инструмент делового общения
Реферат Германизм в зеркале русской идеи: исторические перспективы Германии в отражении русского утопического традиционализма
Реферат Основы языка VHDL
Реферат The Double Helix Essay Research Paper After
Реферат А. Б. Немченко, доц., канд екон наук, І. В. Ніраз, студ гр. Фк-07-1
Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» Цели и задачи дисциплины
Реферат Образ Печорина 3
Реферат Названия журналов как инструмент брендинга: сравнение российских и зарубежных изданий
Реферат Особенности способов повествования в научно-популярной статье (на материале немецкого журнала «Der Spiegel»)