Реферат по предмету "Разное"


10 августа 2001 года

Время MN10 августа 2001 годаВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫАлександр ЗАХАРОВГенеральный директор Московской межбанковской валютной биржиОдним из актуальных вопросов конституционной экономики является проблема соотношения национальных валют государств одного региона и координации курсов этих валют между собой. С этой точки зрения создание единого валютного пространства СНГ - одна из самых интересных задач. О возможности создания такого пространства говорил в 1999 году Роберт Манделл, получивший Нобелевскую премию по экономике за создание теории, на основе которой была введена в действие единая европейская валюта евро. 8 декабря 2001 года исполняется 10 лет со дня подписания Соглашения о создании Содружества независимых государств. По историческим меркам срок небольшой, но за этот короткий период в СНГ произошли радикальные перемены: во всех странах Содружества заложены основы рыночной экономики, во многих государствах период становления рыночных отношений практически завершен. Это открывает реальные перспективы для развития интеграции между нашими странами, поскольку для того, чтобы взаимодействовать на рыночных принципах, необходим сложившийся национальный рынок. Интерес стран СНГ к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству заметно вырос. Сейчас эта работа идет по нескольким направлениям. Сформирован Таможенный союз, прорабатываются вопросы создания зон свободной торговли, обсуждаются проблемы организации единого экономического пространства. В конце 2000 года пять государств - Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - создали Евразийское экономическое сообщество. Одновременно все большее внимание уделяется сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Первые попытки наладить координацию валютно-финансовой политики были предприняты еще в начале 90-х. Так, в 1993 году был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994-м заключено Соглашение о Платежном союзе. По ряду объективных и субъективных причин продвижение вперед в данной области шло очень медленно, и результаты интеграции оставались весьма скромными. Но все же они были. На рубеже 1999 - 2000 гг. ситуация стала в корне меняться: интерес к валютно-финансовому сотрудничеству со стороны национальных властей и бизнеса заметно оживился. Для этого имелись веские причины. Во-первых, кризис 1998 года продемонстрировал уязвимость переходной экономики и высокий уровень взаимной зависимости стран региона. Во-вторых, в конце 90-х завершился процесс утверждения бывших республик СССР как самостоятельных государств. Завершилась и переориентация торговых потоков на третьи страны, государства Содружества уже получили достаточный опыт внешнеэкономического сотрудничества с соседями извне, вкусили его как сладкие, так и горькие плоды. В отношениях с Россией на смену эмоциям постепенно стал приходить здоровый прагматизм. Межгосударственный валютный комитет СНГ возобновил начатую еще в 1995 году работу над концепцией сотрудничества стран СНГ в валютной сфере. Сейчас документ находится в финальной стадии проработки, текст прошел согласование в 11 научно-исследовательских организациях стран Содружества. Окончательный вариант должен быть представлен на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в декабре 2001 года, а в первом полугодии 2002 он должен быть вынесен на утверждение Совета глав государств СНГ. В 2000 году под эгидой Национальной валютной ассоциации России был проведен сравнительный анализ валютного законодательства стран СНГ, начала действовать банковская ассоциация "Объединенная платежная система Содружества", создана Международная ассоциация бирж (МАБ) стран СНГ. В 2001 году началась разработка проекта интегрированного валютного рынка СНГ на базе объединения электронных торговых систем бирж стран СНГ. Валютные и фондовые биржи стран СНГ стали реальной силой интеграции финансовых рынков Содружества. Они доказали свою способность консолидировать национальные финансовые рынки на начальном этапе становления рыночной экономики. Сейчас они располагают сложившейся системой организационных и технологических возможностей, необходимых для налаживания финансового взаимодействия между нашими странами. Начавшееся движение вперед ставит перед органами Содружества, государствами СНГ, деловыми кругами наших стран и особенно их финансовыми институтами ряд весьма сложных и масштабных вопросов. Нам предстоит понять, каковы главные цели валютно-финансового сотрудничества СНГ и его приоритетные задачи; при помощи каких инструментов их можно реализовать; на каких принципах может строиться такое сотрудничество; каким образом в этом процессе могут взаимодействовать государственные и частные структуры. Часть I Валютно-финансовая интеграция: сущность и мировые тенденции Во второй половине XX века валютно-финансовая интеграция превратилась в одну из важнейших тенденций развития мировой валютной системы. Первопроходцами в этом деле стали западноевропейские страны. В 1950 году 17 государств создали Европейский платежный союз, который уже к концу 50-х позволил всем им перейти к полной конвертируемости национальных валют и наладить эффективную систему взаимных расчетов. Таким образом, валютно-финансовая интеграция заявила о себе как об исключительно эффективном инструменте решения коллективных задач того или иного региона. Впоследствии этот способ многократно применялся как в Европе, так и в других частях мира. ^ 1. Современные тенденции мировой валютной системы и цели валютно-финансовой интеграции в СНГ В 90-е годы на мировых финансовых рынках произошло, по крайней мере, два качественных сдвига: всеобщая либерализация движения капиталов и бурное развитие информационных технологий. Это привело к резкому увеличению оборотов на международных финансовых рынках и многократно усилило их неустойчивость. Первым свидетельством наступления эпохи финансовой глобализации стал кризис 1992-1993 гг., в ходе которого спекулятивным атакам подвергся целый ряд западноевропейских валют, многие из которых были девальвированы и были вынуждены уйти в свободное плавание. В 1997-1998 гг. финансовый кризис охватил огромный регион - Юго-Восточную Азию, Россию и Латинскую Америку. Теперь уже нет сомнений, что нестабильность и высокие риски - неизменные спутники глобализации. Глобализация, стирая национальные границы, одновременно нарушает существовавшие веками оболочки, в которых развивались национальные хозяйства и обращались национальные валюты. Рубль и другие валюты государств СНГ теперь вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. Страны СНГ в этом плане находятся в особо неблагоприятных условиях. В результате ускоренной либерализации уровень открытости их национальных финансовых рынков вплотную приблизился к уровню, характерному для ведущих промышленно развитых стран мира. Однако в большинстве государств Содружества процесс либерализации намного опережал развитие экономики и становление институтов рыночного хозяйства. В результате финансовые рынки СНГ открыты для конкурентов извне, хотя они гораздо слабее, чем аналогичные рынки в странах Запада. В этом смысле региональная валютно-финансовая интеграция приобретает для стран Содружества особое значение. Она позволит в значительной мере нейтрализовать отрицательные последствия глобализации, сохранить естественную внутреннюю среду того или иного региона, закрыть уязвимые места и превратить региональную специфику в конкурентное преимущество. Для стран СНГ интеграция осталась едва ли не единственным легальным способом защитить внутреннее пространство от гораздо более сильных конкурентов, приостановить распространение на него международных "правил игры", отвечающих исключительно интересам лидеров. Это очень важно для ослабленных рынков СНГ. Перед всеми государствами Содружества стоит задача укрепить национальные валюты и финансовые рынки. В условиях глобализации мировых финансовых потоков им очень трудно выдержать конкуренцию с ведущими мировыми валютами и финансовыми центрами и занять достойное место в мировой валютно-финансовой системе. Каждой из стран предстоит создать емкий, интегрированный национальный финансовый рынок с полным объемом инструментов, присущих рынкам высокоразвитых государств. И если на Западе подобные рынки формировались многие десятилетия, то в СНГ их приходится создавать в очень короткие сроки. Страны СНГ заинтересованы в том, чтобы финансовое пространство Содружества было упорядоченным, а не фрагментарным. Наличие той или иной формы его организации необходимо не только для того, чтобы противостоять конкурентам из третьих стран, но главное - чтобы обеспечивать на долговременной основе национальную валютно-финансовую безопасность. Интеграция в валютно-финансовой сфере нужна странам СНГ, поскольку у них имеются цели, реализовать которые поодиночке неизмеримо сложнее, чем сделать это на коллективной основе, совместными усилиями. Вот эти цели: укрепить позиции национальных валют; создать емкие финансовые рынки с полным набором инструментов, присущих рынкам высокоразвитых стран; занять достойное место в мировой валютно-финансовой системе. В конце XX столетия глобализация и конкуренция достигли такого уровня, что возможности стран добиться экономического и социального роста в одиночку, на индивидуальной основе, резко сократились. Не случайно региональная интеграция стала неотъемлемой чертой последнего десятилетия ушедшего века. Европейский союз принимает все новых членов, вводит единую валюту, создает Шенгенскую зону, переходит к единой внешней и оборонной политике. В Северной Америке дипломатия США прилагает невиданные усилия для формирования Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В Латинской Америке страны "Южного конуса" образуют региональную группировку Меркосур, которая ставит своей задачей содействовать развитию взаимной торговли и снижению зависимости от колебаний мировой хозяйственной конъюнктуры. Участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) принимают решение о создании зоны свободной торговли и введении коллективной расчетной единицы. В этом смысле политический и экономический выбор стран СНГ предопределен. По прошествии десяти лет после распада СССР уже ни у кого нет сомнений в том, что наши страны связывает не только и не столько прошлое. Главное - нас связывает общее настоящее и общее будущее, общность политической и экономической судьбы. Применительно к валютному сотрудничеству сейчас стало совершенно ясно, что единая валюта - дело не сегодняшнего дня, а отдаленного будущего. Но вот единое валютное пространство - это вопрос выживания наших национальных денежных единиц и финансовых рынков. ^ 2. Формы валютно-финансовой интеграции В настоящее время в мире существует три основных пути регионального взаимодействия в валютной сфере. Условно их можно назвать западноевропейский, латиноамериканский и африканский. Западная Европа шла к единой валюте несколько десятилетий. Главным предназначением европейской валютной интеграции было и остается обеспечение системы многосторонних расчетов, поскольку экономические связи в Европе всегда были многосторонними, а национальные хозяйства тесно переплетались. Уже в конце 50-х годов все члены только что образовавшегося Европейского экономического сообщества направляли и получали из стран-партнеров от 30 до 50% экспортно-импортных товаров. В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы, когда мир перешел к плавающим курсам, каждая из европейских валют стала двигаться по индивидуальной курсовой траектории. Многосторонние расчеты снова оказались под угрозой. Тогда страны Сообщества создали "валютную змею", а позже - Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эти механизмы удерживали (хотя и не всегда) национальные курсы в рамках единого коридора. В 90-е годы всеобщая либерализация движения капиталов резко снизила эффективность коллективной привязки курсов. Жесточайший кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал, что держать в одной "упряжке" свыше десяти разных валют больше не получится. Оставалось либо "отпустить их на волю", либо отказаться от них, создав единую валюту. В Латинской Америке в 60-80-е годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Механизм компенсации сальдо и взаимного кредитования Латиноамериканской ассоциации интеграции, Карибский стабилизационный фонд. Однако с общей расчетной единицей ничего не получилось. Соглашение 1964 года о создании Центральноамериканского валютного союза и Центральноамериканское валютное соглашение 1974 года были выполнены лишь в малой части: государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта - центральноамериканское песо - использовалась лишь для взаимного зачета требований. Жестко был привязан к доллару США карибский доллар - расчетная единица Карибского общего рынка. В 90-е годы в Латинской Америке быстро набирал обороты процесс долларизации. Толчком к этому послужило резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран региона и усиление соответствующего компонента внешнеполитической стратегии США. В 2000 году Эквадор отказывался от национальной валюты - сукре, поменяв ее на доллар США. В Аргентине Центральный банк готовит план замены на доллар аргентинского песо. Давно и полностью долларизованы денежные системы Панамы и Гаити. Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики. В Африке на базе зоны франка существует два валютных союза - Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз. Расчетной единицей этих объединений является франк африканского сообщества - франк КФА, который жестко привязан к французскому франку. Казначейство Франции гарантирует полную свободу конверсии валют по паритету, установленному французским правительством. Для этого Франция предоставляет африканским странам неограниченные кредиты во французских франках. Страны - участницы валютных союзов согласовывают валютную политику, определяют единые правила эмиссии единой денежной единицы, использования общих золотовалютных резервов, контроля над внешними расчетами, регламентирования деятельности банков. Франция широко представлена в высших эмиссионных институтах данных валютных союзов. По существу, французский франк является для африканских стран параллельной валютой, используемой для внешних расчетов. В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения к 2004 году коллективной денежной единицы - афро. Национальные политические элиты демонстрируют высокую степень заинтересованности в проекте. Уже согласованы экономические критерии, которые должны выполняться странами-членами, и принято решение о создании валютного института - прообраза будущего единого центрального банка Африки. Правда, до сих пор не ясно, что будет положено в основу новой валюты - национальные валюты государств-участников или более сильная валюта какой-либо промышленно развитой страны. Присутствие в формирующейся группировке крайне бедных стран и стран с напряженной внутриполитической обстановкой ставит под сомнение реалистичность всего проекта. Нечто подобное собирается сделать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Там изучается возможность создания коллективной счетной единицы, которая использовалась бы во внешних расчетах внутри группировки и помогла уменьшить зависимость от доллара США. Страны АСЕАН не собираются вводить новую валюту и в качестве расчетной единицы готовы принять самую устойчивую валюту в регионе - сингапурский доллар. Таким образом, западноевропейский вариант валютного пространства - это валютный союз на базе экономического с единой валютой внутреннего - европейского происхождения. В Латинской Америке единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего обращения. В Африке счетная единица привязана к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние; эмиссию коллективных денег финансирует бывшая метрополия. Разрабатываемые проекты африканского и азиатского валютных союзов комбинируют в разных сочетаниях элементы европейской и действующей африканской моделей. Странам СНГ сейчас нужно определить, какой путь взаимодействия в валютно-финансовой сфере наиболее полно отвечает их интересам и возможностям, и разработать свой собственный вариант построения валютного пространства. ^ 3. Теория оптимального валютного пространства Роберта Манделла Нынешние процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории "оптимального валютного пространства", которую создал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл. В 1961 году он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория послужила основой созданного в 1999 году Европейского экономического и валютного союза. В 1961 году Роберт Манделл работал экономистом в специальном исследовательском подразделении Международного валютного фонда. В статье, где он сформулировал свою теорию, Манделл цитировал знаменитого экономиста XIX века Джона Стюарта Милля, который называл варварством желание стран сохранять собственную валюту: "Балканизация валютных систем мешает деньгам исполнить свою главную функцию - сделать торговые отношения, весь товарооборот удобным". В статье Манделла есть ссылки на работы восьми авторов (одним из которых был он сам). Эти ссылки говорят о том, что возможность создания общей европейской валюты обсуждалась еще в начале 50-х. В своем выступлении в Тель-Авиве в 1996 году Манделл рассказал, что еще во время учебы в аспирантуре в Массачусетском технологическом институте он впервые задумался о создании оптимальных валютных зон. Его диссертация была посвящена движению капитала, и он продолжил работу над ней в Лондонской школе экономики, где гибкие курсы обмена валют в то время находились в центре внимания. Это было время подписания Римского договора о Европейском союзе угля и стали. Манделл продолжал исследования в 1956-1957 гг. в университете Чикаго рядом со знаменитым Милтоном Фридманом, а затем в Стэнфордском университете. Что представляет собой "оптимальное валютное пространство"? Под ним понимается группа государств, которые договорились проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики - развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие передвижению капитала между странами, обеспечение экономического развития. Согласно теории, условиями создания оптимального валютного пространства являются следующие факторы: ^ Наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля была. В 1950 году они заключили соглашение о Европейском платежном союзе, в 1957-м был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка), а заключенный в 1991-м Маастрихтский договор дал начало Европейскому союзу. За полвека страны ЕС проделали в области валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной оспорить на мировых рынках позиции доллара. Политическая воля к объединению присутствует и в странах СНГ. К этому стремятся как правительства, так и бизнес, в первую очередь в лице бирж. ^ Мобильность факторов производства (товаров, услуг, капиталов и рабочей силы) между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимного торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы. Однако до сих пор из-за языковых барьеров мобильность рабочей силы в странах ЕС остается невысокой. В странах СНГ фактор языка, наоборот, имеет ярко выраженное положительное действие: на русском говорит значительная часть населения Содружества и подавляющее большинство лиц с высоким уровнем образования. Мероприятия, проводимые в русле формирования Таможенного союза, способствуют устранению и снижению барьеров на пути движения товаров и услуг. Многие страны СНГ имеют весьма либеральное законодательство в отношении движения капиталов. ^ Активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Достаточно сказать, что в середине 90-х крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта. В СНГ ситуация, к сожалению, иная: взаимная торговля обслуживается преимущественно в свободно конвертируемых иностранных валютах, главным образом в долларах США. ^ Обеспечение долговременной стабильности курсов национальных валют по отношению друг к другу, в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках "валютной змеи", потом при помощи механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза. Странам СНГ предстоит найти способы, которые позволят минимизировать колебания курсов их национальных валют. Единое валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий. Во-первых, в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют свою деятельность между собой. Во-вторых, в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Эти программы общие для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами. В-третьих, внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли. В марте 2000 года во время визита в Москву Роберт Манделл высказал мнение, что закономерности интеграционных процессов в валютной области в принципе применимы и к СНГ. Тогда известный ученый был готов возглавить рабочую группу по подготовке концепции единого валютного пространства Содружества. В 2001 году он вновь подтвердил свой интерес к обсуждению проблем создания единого валютного пространства СНГ. Оценка Манделлом перспектив СНГ крайне важна и подтверждает реальность такого процесса. Ведь в 1961 году его теорию единого валютного пространства сочли абстракцией, утопией, имеющей мало общего с экономической практикой. Через 38 лет - в 1999 году - в Европе была создана единая валюта - евро, которая через несколько месяцев появится в наличном обращении. У стран Содружества нет 30 или 40 лет, чтобы наладить финансовое взаимодействие друг с другом. Но создание единого валютного пространства не должно растянуться на десятилетия. Оно может быть создано за 5-7 лет напряженной, целенаправленной работы. Начинать ее надо уже сейчас. Часть II ^ Состояние и перспективы валютно-финансовой интеграции в СНГ 1. Нынешнее состояние экономики и финансов стран СНГ Наметившийся в последние два-три года поворот от дезинтеграции к взаимодействию в экономических и финансовых отношениях стран Содружества стал результатом объективных процессов, связанных с развитием рыночных отношений и позитивными изменениями в экономике стран СНГ. - Происходит постепенное укрепление экономического положения участников СНГ. После затяжного периода промышленного спада и застоя в экономике во всех государствах Содружества национальные хозяйства в конце 90-х годов вышли на устойчивые темпы роста (табл. 1). - Хотя в целом в Содружестве темпы инфляции остаются на высоком уровне, многим государствам в последние годы все-таки удалось затормозить рост цен (табл. 2). В 2000 году четыре страны - Азербайджан, Армения, Грузия и Туркменистан - имели однозначные темпы инфляции. В 2001-2002 гг. к ним, как ожидается, присоединятся Казахстан и Киргизия, а в России, Украине и Молдавии инфляция снизится до 10-12%. - Происходят положительные сдвиги в валютно-финансовой сфере. Так, в банковском секторе наблюдаются следующие тенденции: концентрация и консолидация банковского капитала, которая ведет к сокращению числа коммерческих банков за счет ликвидации несостоятельных банковских институтов и образования крупных банков в результате слияния мелких и средних банков; приватизация государственных и рекапитализация коммерческих банков; усиление надзорных функций центральных (национальных) банков за деятельностью коммерческих банков; ужесточение требований в отношении собственного капитала действующих банков и капитала вновь создаваемых банковских институтов. Например, в Азербайджане в 1999 году три банка, принадлежащие государству, были преобразованы в один частный коммерческий банк. В Грузии в 1999 году были отозваны лицензии у пяти коммерческих банков, собственный капитал которых не соответствовал установленному минимальному требованию. Ужесточены требования к собственному капиталу коммерческих банков в Казахстане. Их минимальный уровень был повышен до 1 млн долл. в августе 2000 года и до 2 млн долл. в августе 2001 года. После рекапитализации крупнейший сберегательный банк Казахстана предполагается продать стратегическому инвестору. Повышены минимальные требования к собственному капиталу банков в Молдавии. Центральный банк Молдавии поощряет процесс слияния банков. Существенно улучшилась ликвидность банков в России. Сократилось число банков на Украине (с 214 в начале 1999-го до 199 в апреле 2000 года). Ужесточение требований в отношении деятельности коммерческих банков обеспечивает продолжение процесса консолидации банковского сектора на Украине. Процессы консолидации и реструктуризации в банковском секторе стран СНГ стали важными предпосылками налаживания взаимодействия финансовых институтов этих государств, в том числе путем расширения сети корреспондентских отношений, создания совместных банков, взаимного участия в капитале действующих банков, открытия филиалов и отделений банков на территории стран Содружества и т.д. Развивается структура и наращиваются объемы операций на финансовых рынках стран СНГ. Наиболее активным и организованным его сегментом на сегодня является валютный рынок, который выступает главным элементом национальных валютных систем. В течение последнего десятилетия большинство стран Содружества достигли внутренней конвертируемости национальных валют, курс которых теперь складывается на внутреннем валютном рынке на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный. Основу валютного рынка государств СНГ составляет организованный биржевой валютный рынок: его средневзвешенная доля составляла в 2000 году 47% (табл. 3), совершенствуются и расширяются операции на межбанковском валютном рынке. Важным фактором развития валютных рынков СНГ стало применение современных технологий и новых финансовых инструментов в торговле национальной валютой. Практически все страны СНГ в той или иной мере были затронуты мировым финансовым кризисом 1998 году, который привел к снижению курсов национальных валют и вынудил центральные (национальные) банки отказаться от "привязки" курсов национальных валют к доллару США. "Плавающие" валютные курсы ввели Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Украина. Тем не менее, введя "плавающие" курсы национальных валют, центральные (национальные) банки не отказались от политики стабилизации курсов национальных валют. После финансового кризиса курсы национальных валют продолжали испытывать давление, вызванное неодинаковым действием конъюнктуры мирового рынка на платежные позиции отдельных стран (табл. 4). Так, курсы российского рубля, казахстанского тенге и украинской гривны испытывали давление в сторону повышения благодаря увеличению притока валютных поступлений. Курсы национальных валют многих других стран испытывали давление в сторону снижения. Одним из наиболее перспективных сегментов финансового рынка является фондовый рынок, хотя только в России и Киргизии его капитализация в настоящее время составляет значимую величину - соответственно 44 и 24% - по отношению к национальному ВВП (табл. 5). Для сравнения: в зоне евро этот показатель составляет 70%, в Японии - 140%, в США - 160%. Выступая механизмом перераспределения капитала, фондовые рынки СНГ способны оказать существенное влияние на динамику развития и структуру национального хозяйства. Вместе с тем следует отметить, что позитивные изменения в системе экономических и финансовых отношений стран СНГ еще не столь велики, чтобы радикально повлиять на ситуацию на фондовых рынках этих государств. В то же время, оставаясь разрозненными и неконсолидированными, финансовые рынки государств СНГ остаются низко- ликвидными и потому непривлекательными для инвесторов. ^ 2. Проблемы взаимных экономических отношений В самом конце 90-х странам СНГ удалось преодолеть наблюдавшуюся с момента распада СССР тенденцию к переориентации внешнеторговых потоков на третьи страны, постепенно увеличивается доля взаимной торговли в общем внешнеторговом обороте государств СНГ. Для целого ряда государств - Белоруссии, Грузии, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркмении, Украины - страны Содружества стали главными торговыми партнерами: на них приходится от 40 до 60% внешнеторгового оборота (табл. 6). Рост экономики в странах СНГ способствует активизации взаимной торговли, благоприятно сказывается на деловой активности сопредельных государств. Вместе с тем почти все страны СНГ (кроме Белоруссии и Молдавии) имеют ярко выраженную сырьевую ориентацию экспорта. В большинстве из них на долю нескольких видов сырья и полуфабрикатов приходится от 60 до 85% стоимости вывозимых за границу товаров (табл. 7). В результате экономическое развитие стран СНГ, их внутреннее финансовое положение и состояние валютного рынка, в том числе и курс национальной валюты, в значительной степени зависят от конъюнктуры мировых товарных рынков. Кроме того, большая доля сырья в экспорте приводит к тому, что значительная часть расчетов между странами СНГ ведется в свободно конвертируемых валютах, прежде всего в долларах США, поскольку в них традиционно устанавливаются мировые цены на большинство видов сырья. Таким образом, в области внешней торговли перед странами СНГ стоит общая задача - снизить зависимость экспорта от сырьевых товаров, диверсифицировать структуру экспорта, повысив в ней долю готовой и высокотехнологичной продукции. Перспективы диверсификации экспорта стран СНГ в значительной степени связаны с развитием взаимной торговли, повышением роли внутриотраслевого обмена, развитием кооперации между предприятиями. По мере диверсификации экспорта будет усиливаться и роль национальных валют во взаимных расчетах. Главной на сегодняшний день проблемой в валютно-платежных отношениях СНГ является высокая долларизация взаимных расчетов и низкая доля в них национальных валют. В структуре расчетов внутри СНГ и оборотов национальных валютных рынков значительную долю занимают свободно конвертируемые валюты, главным образом доллар США, на который приходится более 80% проводимых операций, тогда как доля денежных единиц стран СНГ не превышает 5-10%. При этом, по данным Межгосударственного банка и таможенной статистики, доля Содружества в общем объеме экспорта стран СНГ составляла 29%, а в импорте - 45% (почти половину!), что свидетельствует о высоком уровне взаимной торговой зависимости. По показателю торговой зависимости СНГ стоит впереди таких региональных блоков, как МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай) и АСЕАН, и приближается к показателям НАФТА. Из этого следует очевидный вывод, что в рамках Содружества степень использования национальных валют в расчетах и на валютном рынке (3-5%) не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте (30-45%). Очевидно, что более широкое использование национальных валют во взаимных расчетах способствовало бы увеличению внешнеторгового оборота, получению странами СНГ дополнительных преимуществ в рамках международного разделения труда, росту экономики, использованию выгод взаимной кооперации и интеграции. Сейчас предприятия стран Содружества, желающие торговать с партнерами из СНГ, сталкиваются с проблемами информационного характера: они не знают, можно ли осуществлять расчеты в национальных валютах, каков обменный курс между валютами СНГ, можно ли конвертировать валюты, а если можно, то как и где. В результате расчеты осуществляются в долларах, и от этого страдает взаимная торговля. Операции на рынке валют стран Содружества проводит очень ограниченное число банков (не более 10) из других стран СНГ. В то же время по состоянию на июнь 2000 года в странах СНГ насчитывалось свыше 1800 действующих коммерческих банков, большинство которых работало с долларами. Получается, что финансовые учреждения государств Содружества проводят операции с валютами третьих стран, но не с валютами стран СНГ. До сих пор основной причиной, по которой банки и предприятия СНГ не используют национальные валюты во взаимных расчетах, является отсутствие общего валютного рынка Содружества и взаимной конвертируемости национальных валют. Между тем в 1999 году взаимный торговый оборот стран СНГ достиг 45 млрд долл. Сейчас валюты стран СНГ обмениваются друг на друга главным образом через доллар США. Такое положение нельзя считать нормальным. Оно ведет не только к чрезмерному росту трансакционных издержек (что отбивает у предприятий всякое желание работать с национальными валютами), но и к совершенно неоправданному риску, поскольку операторы из двух стран Содружества оказываются в зависимости от динамики американской валюты, которая складывается в результате изменения экономической конъюнктуры в США и на международных валютных рынках. Если бы страны Содружества смогли обеспечить взаимную конвертируемость своих валют (например, российский рубль - тенге, украинская гривна - белорусский рубль), то участники внешнеэкономических отношений могли бы использовать национальные валюты во взаимных расчетах, сократились бы расходы на банковские комиссии и - что особенно важно - существенно уменьшилась бы потребность в свободно конвертируемых валютах. ^ 3. Пути валютно-финансовой интеграции стран Содружества В 1991 году советский рубль из ден


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эрих Хонеккер
Реферат История происхождения проституции как социального явления на постсоветском пространстве
Реферат Місце час ситуація вчинення злочину Суб єкт злочину
Реферат Аудиторська перевірка Національного банку України
Реферат Контроль электронно-оптических преобразователей
Реферат Эффективность деятельности методиста в профессиональном училище
Реферат Введение 1. И.П.Елагин и формирование историко-литературного кружка 2. Возникновение Елагинского историко-литературного кружка и его деятельность Заключение Список использованной литературы
Реферат Поняття ознаки класифікація правочинів та їх місце в системі юридичних фактів
Реферат Нелинейные элементы
Реферат Эколого–правовые аспекты государственного регулирования деятельности в области охраны окружающей среды от электромагнитных излучений
Реферат Историко-правовой анализ реформирования вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ второй половины XIX в.
Реферат Исторические уроки проведения землеустройства в России XVII века
Реферат 1. Содержание и значение государственного долга Государственный долг как проявление государственных кредит­ных отношений. Необходимость и условия возникновения государст­венных заимствований. Государственные заимствования и госу
Реферат Аудит основних засобів та нематеріальних активів на прикладі ВАТ Ст
Реферат Культура в общественной системе, ее элементы, функции и формы проявления