Реферат по предмету "Разное"


13. социальная стратификация понятие социальной стратификации

ТЕМА 13. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Понятие социальной стратификации. Типы стратификационных систем. Совокупный социально-экономический статус. Социальная стратификация российского общества. 1. Понятие социальной стратификации Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к раз­личиям между людьми в каждом конкретном обществе. Про­блема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядо­чить эти отношения между категориями людей, различаю­щимися во многих аспектах. Так, в большинстве стран феодальной Европы главной характеристикой была принадлежность к определенному со­словию: господа-феодалы, свободные горожане или зависи­мые крестьяне, «свои» и «чужие»; отделялись по цивилиза-ционному признаку принадлежности к той или иной конфес­сии. В эпоху складывания национальных рынков и ста­новления капитализма этническая принадлежность из го­ризонтального деления, не ставившего человека в более высокое или низкое положение, стала превращаться в вер­тикальное. Знатность происхождения и власть над зависи­мыми людьми вооруженных сеньоров уступает место мар­кировке людей по признаку богатства и наличия собствен­ности. В современных информационных обществах иссле­дователи отмечают сосуществование и переплетение не­скольких, если и неравнозначных, то относительно автоном­ных систем неравенства (или иерархий): власти, собствен­ности, престижа.Для описания системы неравенства между группами (об­щностями) людей в социологии широко применяют понятие«социальная стратификация». Само слово «стратифика­ция» заимствовано у геологов. Оно латинского происхожде­ния (первоначально stratum означало «покрывало», «по­стель»). В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании); множественное число — strata, stratification (стратифика­ция) — деление на общественные слои («пласты»). Стратификация подразумевает, что определенные соци­альные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. Что это за различия? Оче­видно, что люди различаются во многих отношениях, и да­леко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство озна­чает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Дальнейшее изложение требует раскрытия нескольких важных понятий, которые органично входят в систему зна­ния о социальной стратификации. Осмысление реалий социальной стратификации проще всего начать с места отдельного человека среди других лю­дей. Любой человек занимает в обществе много позиций. Эти позиции далеко не всегда можно ранжировать по их значи­мости. Например, возьмем любого из студентов: студент, молодой мужчина, сын, муж, спортсмен. Каждая из этих позиций может иметь для самого человека большее или меньшее значение. Да и окружающие могут оценивать их применительно к конкретному индивиду по-разному. Напри­мер, хороший спортсмен социально будет определяться ок­ружающими именно в этой его позиции (то, что данный че­ловек еще и студент, сын и т. д., — не воспринимается окру­жающими его людьми как значимые характеристики). Для обозначения всей гаммы различий между людьми существует особое понятие, по отношению к которому «со­циальная стратификация» является частным случаем, ви­довым понятием по отношению к родовому. Это — «соци­альная дифференциация», объемлющая различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, как по объективным характеристикам (экономическим, професси- ональным, образовательным, демографическим и т. д.), так и по субъективным (ценностные ориентации, стиль поведе­ния и т. д.). Данное понятие, и именно в этом ключе, было использовано Г. Спенсером при описании универсального для эволюции общества процесса появления функциональ­но специализированных институтов и разделения труда. Со времен Г. Спенсера социальная дифференциация рассмат­ривается как важное понятие в анализе социальных изме­нений и при сравнении индустриальных и постиндустриаль­ных обществ. Термин «дифференциация», применяемый как синоним слова «различие», употребляется для классификации ста­тусов, ролей, социальных институтов и организаций. Имен­но социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, диффе­ренциация подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. Как мы видим, в теории стратификации постоянно об­суждается проблема равенства—неравенства. При этом под равенством понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шан­сов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образо­вание и т. д.); 4) равенство результатов. Неравенство, как очевидно, предполагает те же четыре типа взаимоотноше­ний людей, но с противоположным знаком. В реальной прак­тике изучения социальной жизни социологи особое внима­ние уделяют распределению дохода и благосостояния, раз­личиям в продолжительности и качестве образования, участию в политической жизни во властных структурах, вла­дению собственностью, уровню престижа.Рассмотрим теперь основные компоненты неравенства. Начнем с понятия «власть» (power). Этот термин не следу­ет смешивать с термином «управление», который относится к другой области социологического знания. Власть как со­циальный феномен многообразна, поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции. Можно дать следую­щее определение. Власть — это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и направлен­ность деятельности других социальных субъектов (безотно­сительно к их интересам), распоряжаться материальными, информационными и статусными ресурсами общества, фор­мировать и навязывать правила и нормы поведения (уста­новление запретов и предписаний), предоставлять полномо­чия, услуги, привилегии. Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъек­та, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия. В структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе дру­гих людей.Собственность, по широко распространенному опреде­лению, это основное экономическое отношение между инди­видуальными и групповыми участниками процесса произ­водства, опосредованное их отношенияем к средствам про­изводства, один из важнейших социальных институтов. Собственность может быть частной, групповой, обществен­ной, формы ее весьма многообразны. Собственность реаль­но раскрывается как процесс распоряжения, владения и присвоения. Это означает, что собственность есть властные отношения, форма экономической власти, т. е. власть вла­дельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается. Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, вла­дельцев) — как использующих наемный труд, так и не ис­пользующих его, и на людей, не имеющих средств производ­ства. Богатство и бедность задают многомерную стратифи­кационную иерархию. Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измере­ния неравенства выступает социальный престиж.^ 2. Типы стратификационных систем Когда заходит речь об основных типах стратификацион­ных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладель- ческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами обще­ственного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Другой под­ход предполагает, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Можно выделить девять типов стратификационных систем, которые могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно: физико-генетическая; социально-профессиональная; рабовладельческая; классовая; кастовая; культурно-символическая; сословная; культурно-нормативная; этакратическая. В основе первого типа —физико-генетической страти­фикационной системы — лежит дифференциация соци­альных групп по «естественным» социально-демографичес­ким признакам. Здесь отношение к человеку или группе оп­ределяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости. Соответ­ственно, более слабые, обладающие физическими недостат­ками считаются ущербными и занимают приниженное об­щественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем оно закрепляется в обы­чаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господ­ствовала в первобытной общине, но продолжает воспроиз­водиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или рас­ширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьян- ской общине, живущей плодами примитивного ручного тру­да; мужественный воин Спартанского государства; истин­ный ариец национал-социалистического воинства, способ­ный к производству здорового потомства. Система, ранжи­рующая людей по способности к физическому насилию — во многом продукт милитаризма древних и современных об­ществ. В настоящее время, хотя и лишенная былого значе­ния, она все же поддерживается военной, спортивной и сек­суально-эротической пропагандой. Вторая стратификационная система — рабовладельчес­кая — также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридичес­ким принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собствен­ности. Определенные социальные группы этих прав лише­ны совершенно и, более того, наравне с вещами, превраще­ны в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом зак­репляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообраз­ны. Это и античное рабство, где число рабов порою превы­шало число свободных граждан, и холопство на Руси вре­мен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских штатов до гражданской войны 1861 — 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортиро­ванных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны. Способы воспроизведения рабовладельческой системы тоже характеризуются значительным разнообразием. Ан­тичное рабство держалось в основном за счет завоеваний. Для раннефеодальной Руси более характерно было долго­вое, кабальное рабство. Практика продажи в рабство соб­ственных детей при отсутствии возможности их прокормить существовала, например, в средневековом Китае. Там же обращали в рабов и разного рода преступников (в том чис­ле и политических). Эта практика была воспроизведена много позднее в советском ГУЛЛГе (хотя рабовладение осу­ществлялось здесь разве что в скрытых внеюридических формах). Третий тип стратификационной системы —кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою оче­редь, закрепляются религиозным порядком и религиозны­ми ритуалами. Каждая каста представляет собой замкну­тую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерар­хии. Это место появляется в результате обособления функ­ций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. По­скольку положение в кастовой системе передается по на­следству, возможности социальной мобильности здесь край­не ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством касто­вой системы по праву считается Индия (юридически эта си­стема была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе средне­азиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских госу­дарств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и , пр.). Роль скрепляющих теологических доктрин в данном слу­чае брала на себя националистическая идеология. Четвертый тип представлен сословной стратификацион­ной системой. В этой системе группы различаются юриди­ческими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обя­зательства перед государством, закрепленные в законода­тельном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей. Примеры развитых сословных систем являли феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Вот как определял понятие «сословия» В.О. Ключевский н сво­ей «Истории сословий в России»: «Сословием мы назымаем классы ("классы" для него просто синоним понятия"групп" — авт.), на которые делятся общества по правам и обязанностям учрежденным верховной властью». — «Со­словное деление — существенно юридическое, устанавлива­ется Законом в отличие от других общественных делений». Итак, это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, эт-ническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого — «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в пер­вую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по воз­можностям мобилизации и распределения ресурсов, а так­же по тем привилегиям, которые эти группы способны из­влекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощу­щаемый ими престиж, связаны здесь с формальными ран­гами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографичес­кие и религиозно-этнические, экономические и культур­ные — играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы власт­ных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, — а могут оста­ваться и вне сферы государственного законодательства (на­глядным примером может служить система советской парт­номенклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исклю­чением зависимости от государства), отсутствие автоматичес­кого наследования властных позиций также отличают эта-кратическую систему от системы сословий. Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает госу- дарственное правление. В древности яркие образцы эта­кратической системы наблюдались в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенных, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых «социалистических обществах» и, возмож­но, даже играет в них определяющую роль. Нужно сказать, что выделение особой этакратической системы пока не тра­диционно для работ по стратификационным типологиям. Далее следует шестая — социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по со­держанию и условиям своего труда. Особую роль выполня­ют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответству­ющим опытом, умениями и навыками. Утверждение и под­держание иерархических порядков в данной системе осуще­ствляется при помощи сертификатов (дипломов, присвоения разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень ква­лификации и способность выполнять определенные виды де­ятельности. Действенность квалификационных сертифика­тов поддерживается силой государства или какой-то дру­гой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные приме­ры которой можно найти во всяком обществе с более-менее развитым разделением труда. Это строй ремесленных це­хов средневекового города и разрядная сетка в современ­ной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престиж­ным рабочим местам.Седьмой тип представлен наиболее популярной классо­вой системой. Классовый подход нередко противопоставля­ют стратификационному. Но классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся в данном слу­чае на наиболее традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производ­ства и производимый продукт, а также в уровне получае­мых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных ферме­ров и т. п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наслед­ству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит ни­каких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу). Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация — явление доволь­но редкое и неустойчивое. Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят под­чиненный характер. На передний план они выходят, пожа­луй, только в буржуазных западных обществах.Осталось рассмотреть еще две стратификационные систе­мы. Одну из них можно условно назвать культурно-символи­ческой. Дифференциация возникает здесь из различий досту­па к социально значимой информации, неравных возможнос­тей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистичес­кого или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, тол­кователям священных текстов, составляющим основную мас­су грамотного населения, в Новое время — ученым, технокра­там и партийным идеологам. Претензии на общение с боже­ственными силами, на обладание истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те,, кто имеет лучшие возможности для манипулирования созна­нием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. Несколько упрощая картину, можно сказать, что для до-индустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование, для индустриальных — партократичес-кое, а для постиндустриальных — технократическое мани­пулирование. Наконец, последний, девятый тип стратификационной си­стемы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и пре­стижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потреби­тельские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, осо­бый язык (профессиональная терминология, местный диа­лект, уголовный жаргон) — все это ложится в основу соци­ального деления. Причем происходит не только разгра­ничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («бла­городные — неблагородные», «порядочные — непорядоч­ные», «элита — обычные люди — дно»). Благородные манеры джентльмена, праздное времяпреп­ровождение аристократа, самоотверженный аскетизм рели­гиозного подвижника, ораторское искусство идейного вож­дя — не только знаки высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять фун­кции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений. И это касается не только обособления элиты, но и диф­ференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существу­ют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совес­ти», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле». Своя норматив­ная культура, свои образцы поведения и своя «аристокра­тия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого «антиобще­ственного поведения», кстати, тоже во многом продукт мо­рального регулирования и идеологического контроля, осу­ществляемых в данном обществе.Список стратификационных систем полностью не исчер­пывается указанными девятью типами. Можно, например, ставить вопрос об особом социально-территориальном типе, где группы дифференцируются местом своего жительства и типом поселений, а различия детерминируются системой гражданства, паспортным режимом, жилищной политикой и т. п. Наш подход дает достаточный простор для творче­ства. Одним из главных водоразделов между стратификаци­онными системами является наследуемость или ненаследу­емость соответствующих позиций в иерархии. Рабовладель­ческая, сословная и кастовая системы включают в себя эле­менты пожизненного и формально-юридического насле­дования. Прочие же системы, по крайней мере, ни формаль­но пожизненного характера статусов, ни их наследования не предусматривают. Однако указанный водораздел подвижен. С одной сто­роны, существуют пределы жесткости формально-юридичес­ких стратификационных границ. Так, рабы могут отпускать­ся или выкупаться на свободу. Представители купеческого сословия, разоряясь, опускаются в более низкое мещанское сословие (для России XIX в. — это обычный случай). И на­против, при определенных условиях можно заслужить (а иногда и купить), почетный наследственный титул. И даже при наиболее ригидном кастовом строе сохраняются воз­можности для вертикальной социальной мобильности. С другой стороны, высшие группы во всех стратификаци­онных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наслед­ству. В классовой системе подобное наследование обеспечи­вается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI—XIII вв. или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице.) В этакратической системе чинопиик формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга. Положение же в со­циально-профессиональных, культурно-символических и культурно-нормативных стратах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секре­тов мастерства, санкционирование определенных кодексов по­ведения (профессиональные династии — не единственный, но яркий пример). Что же касается физико-генетической систе­мы, то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных ме­ханизмов, а чисто биологически. Еще раз подчеркнем, что все девять типов стратифика­ционных систем — не более чем «идеальные типы». Любое реальное общество является их сложным смешением, ком­бинацией. В реальности стратификационные типы перепле­таются, дополняют друг друга. 3. ^ Совокупный социально-экономический статус Социальная стратификация описывает социальное нера­венство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию при­вилегий. В первобытном обществе неравенство было незна­чительным, поэтому стратификация там почти отсутствова­ла. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по уровню доходов, образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В од­них обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход огра­ничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобо­да социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.Доход — количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарп­латы, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислении от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и пре­вращаются в богатство.Богатство — накопленные доходы, т. е. количестмо ил-личных или овеществленных денег. Во втором случае они на­мываются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусство, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наслед­ству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход — только работающие. Главное до­стояние высшего класса — не доход, а накопленное имуще­ство. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего клас­сов главным источником существования выступает доход.^ Суть власти — в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институционализирована, т.е. охраняется законами и,траПрестиж — уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Доход, власть, престиж и образование определяют сово­купный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус высту­пает обобщенным показателем стратификации. Приписы­ваемый статус характеризует жестко закрепленную систе­му стратификации, т. е. закрытое общество, в котором пе­реход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Дости­гаемый статус характеризует подвижную систему страти­фикации, или открытое общество, где допускаются сво­бодные переходы людей вниз и вверх по социальной лестни­це. К такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец, феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить к промежуточ­ному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь пе­реходы юридически запрещены, но на практике они не ис­ключаются. Таковы исторические типы стратификации. Средний класс Средний класс — совокупность социальных слоев, зани­мающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Характе­ризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим авторам исследований говорить о нем во мно­жественном числе: «средние классы», «средние слои». Раз­личают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профес­сиональных работников умственного труда («белые ворот­нички», или менеджеры). Старые средние слои — мелкие предприниматели, тор­говцы, ремесленники, представители свободных профессий, редкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товар­ного производства — подвержены разорению. Стре­мительный рост технологий и науки, всплеск сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного госу­дарства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи соб­ственной рабочей силы. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55—60%. Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных про­фессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочета­ется с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культур­ном отношении. Эти классы представляют собой оплот цен­ностей современного общества, они — основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спек­тра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества. В современном российском обществе средний класс нахо­дится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. Маргинальное™Маргинальность — это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно неопределенного социального состояния субъекта. Люди, по разным причинам выпадающие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым общ­ностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывают большое психологическое напряжение и пере­живают своеобразный кризис самосознания. Теория маргиналов и маргинальных общностей была выд­винута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикаг­ской социологической школы (США) Р.Э. Парком, а ее соци­ально-психологические аспекты развиты в 30—40-х гг. Э. Стоунквистом. Но еще К. Маркс рассматривал пробле­мы социального деклассирования и его последствий, а М. Ве-бер прямо сделал вывод о том, что движение общества на­чинается тогда, когда маргинальные слои организовывают­ся в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям — революциям или реформам. С именем Вебера связана более глубокая трактовка мар­гинальное™, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подоб­ных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» — индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранно­му стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной сто­роны, социологи всегда признавали безусловную связь меж­ду возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) соци­альных связей и процессом формирования новых общнос­тей: негэытропийные тенденции и в человеческих сообще­ствах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упо­рядочен». (Именно такого рода процессы происходят в современном российском обществе.)С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организован­ной активностью попрошаек и бомжей, скорее, оно может рассматриваться как строительство «параллельных соци­альных структур» людьми, чья общественная жизнь до пос­леднего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной. Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа соци­альности при его серьезных деформациях. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, сформи­рованные миграциями в чужую среду или выросшие в ре­зультате смешанных браков; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргина-лы, как, например, группы находящихся в процессе неза­вершенного социального перемещения; возрастные марги­налы, формирующиеся при разрыве связей между поколе­ниями; политические маргиналы: их не устраивают легаль­ные возможности и легитимные правила общественно-поли­тической борьбы; экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа — так называемые «новые бед­ные»; религиозные маргиналы — стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.^ 4. Социальная стратификация российского обществаОсновные изменения в социальной стратификации рос­сийского общества в XX в. До революции 1917 г. в России официальным было сословное, а не классовое деление насе­ления страны. Оно подразделялось на два основных сосло­вия — податных (крестьяне, мещане) и неподатных (дворян­ство, духовенство). Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им оп­ределенные права, закрепленные законодательством. Сами права гарантировались сословиям лишь постольку, посколь­ку они выполняли определенные повинности в пользу госу­дарства. Государственный аппарат, чиновники регулирова­ли отношения между сословиями. Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 миллионов россиян, распределялось на следующие сословия: дворяне — 1,5% от всего населения, духовенство — 0,5%, купцы — 0,3%, мещане — 10,6%, крестьяне— 77,1%, казаки — 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Те дворяне, которые были землевладельцами, составляли осо­бую группу — класс помещиков. Постепенно классы появляются внутри других сословий. Некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образова­нием были мещане — средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников, кустарей, студентов и т. д. Из их среды и из крестьянства выходили русские про­мышленники, м


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.