Реферат по предмету "Разное"


8. фирма в условиях совершенной и несовершен¬ной конкуренции

Тема 8. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ И НЕСОВЕРШЕН¬НОЙ КОНКУРЕНЦИИ8.1. Совершенная конкуренцияПод конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цепе любое количество единиц товара (рис. 8.1).Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся:1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тай¬ный сговор между которыми практически невозможен;2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации;3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. От¬расль — это совокупность всех предприятий, производящих однородныйпродукт;4) отсутствие выходных барьеров из отрасли;5) отсутствие входных барьеров в отрасль.Достоинствами совершенной конкуренции являются:— максимальное удовлетворение потребителя;— производство продукции с минимальными затратами.К недостаткам совершенной конкуренции относятся:— неполный учет издержек;— отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок, эколо¬гия и др.);— отсутствие концентрации средств для технического прогресса.8.2. Типы рыночных структурНедостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте - чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте - олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке.Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.Наряду со сказанным, для нее характерно:- выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей;- барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован;- монополист определяет объем продаж и цену и определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос).Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии:1 - граница естественной монополии; 2 – искусственная монополияГлавной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.8,3 монополистическая конкуренцияМонополистическая конкуренция включкает в себя черты совешенной конкуренции и олигополии. Ее характерными чертами являются:— Наличие достаточно большого числа фирм разных объемов производства:— выпускаемый продукт максимально дифференцирован:— конкуренция между фирмами носит в основном неценовой характер:— имеется неполная загрузка производственных мощностей:— Вход на рынок относительно свободный, т.е. отсутствует высокий входнойбарьер.— эффект масштаба не имеет большого значения.Монополистическая конкуренция в основном господствует в отраслях производящих товары первой и второй необходимости ( одежда, обувь, продукты питания и другие).В условиях монополистической конкуренции кривая спроса приобретает отрицательный наклон. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции цена выше, а объем выпускаемой продукции меньше, чем в условиях совершенной конкуренции (Qc>Qм)- Причем, в первом случае цена больше, чем предельные издержки (Рм>МС и Рм>АТС), а во втором случае они равны (Р=МС), (рис. 8.3).Рис. 8.3. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции:Qс – объем производства в условиях совершенной конкуренцииQм – объем производства в условиях монополистической конкуренции8.4. ОлигополияОлигополия - это рыночная структура, при которой функционирует небольшое число фирм, а вход в отрасль затрудняется высокими барьерами.К основным характерным чертам олигополии относятся: — количество фирм в отрасли ограничено, как правило, от 4 до 10;—фирмы в основном функционируют в капиталоемких и наукоемких отраслях;—,доступ для других фирм в отрасль ограничен высокими барьерами (эффект от масштаба).Основная проблема олигополии сводится к всеобщей взаимозависимости фирм, гак как товары унифицированы, а конкурентная борьба слишком разорительна. Как следствие этого, поведение фирм в условиях олигополии сильно взаимосвязано. Принимая решения, каждая фирма должна учитывать реакцию со стороны конкурентов. В этих условиях любой сговор между фирмами эффективен, так как приводит к образованию чистой монополии. Анализ взаимоотношений двух фирм в условиях олигополии провел французский экономист Курно. Если фирмам удастся договориться об общем объеме производства, то равновесия они достигнут в точке пересечения кривых реагирования, т.е. в точке Е0 (рис. 8.4).Если они договорятся о максимизации совокупной прибыли, то множество решений, связанных с определением объемов производства будет находиться на контрактной линии, т.е. на отрезке |АВ|. Равновесие Курно достигается на точке пересечения кривых реагирования QA(QB) и QB(QA) двух фирм.Рис. 8.4. Равновесие Курно:Q1 - предложение фирмы A, Q2- предложение фирмы В. Е0 равновесие Курно, QB- кривая реакции фирмы В на поведение фирмы А: QA- кривая реакции фирмы А на поведение фирмы ВРавновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой объем производства, какой ожидает от нее другая фирма.^ 8.5 Показатели монопольной властиМонопольная власть - это возможность производителя устанавливать цену на товар и изменять его объем. В современной экономической теории выделяется два индекса монопольной власти:- индекс Лернера, характеризующий степень монополизации рынка;- индекс Херфиндаля - Хиршмана (IНН), определяющий степень концентрациирынка.Индекс монопольной власти Лернера определяется по формуле: (8.1)где М- индекс Лернера, РМ монопольная цена. Правило максимизации прибыли (MR=MC) можем написать в следующем виде: (8.2)Из уравнения (8.2) можно сделать вывод, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса по цене. Также очевидно, что чем меньше значение эластичности спроса по цене, тем выше монопольная власть. Если заменить предельные издержки средними, то уравнение (8.2) примет вид: (8.3)Формула (8.3) в некоторых случаях показывает, что, чем выше доля прибыли (рентабельность продаж) в общем доходе, тем выше монопольная власть.Теперь рассмотрим другой показатель, характеризующий степень концентрации рынка. Основными составляющими этого показателя являются доли продукции фирм в отрасли. (8.4)где S1- доля продукции самой крупной фирмы в отрасли, S2 доля продукции второй по величине фирмы в отрасли, Sn -доля продукции маленькой фирмы в отрасли, n - количество фирм в отрасли. В развитых странах отрасль считается монополизированной, если в ней индекс Херфиндаля - Хиршмана больше 1800. В условиях российской действительности этот показатель гораздо выше чем 1800.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.