Реферат по предмету "Разное"


1. Мой покоя дух не знает

« мой покоя дух не знает» (Театрализованное представление о Ломо­носове) ОФОРМЛЕНИЕ СЦЕНЫ И ЗАЛА: Плакаты: 1. »Мой покоя дух не знает»; 2. »Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец – он всё испытал, и всё проник». 3. «Для пользы общества сколь ра­достно трудиться» (А.С.Пушкин). 4. Газеты, посвященные М.В.Ломо­носову. В ходе представления в зале звучит музы­ка Моцарта. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНА­ЩЕНИЕ: Магнитофон с фонограммой, диапроектор, экран. Занавес открывается, за журнальными столиками сидят пять ведущих. Му­зыка стихает.1 ведущий: Вероятно, у вас может возникнуть вопрос: «Почему мы снова обращаемся к тебе, Ломоносов?» 2 ведущий: Конечно,280-летие со дня рождения Ломоносова отметили 19 ноября 1991 года. 3 ведущий: 9-серийнмй фильм все посмотрели. 4 ведущий: Всё это и вызвало интерес к личности Ломоносова, показало, что в истории человечества от седой античности до наших дней не много найдется личностей, подобных ему.5 ведущий: Он был личностью в самом высоком и торжественном смыс­ле этого слова. Кто же он, Михайло Васильевич Ломоносов? Ведущий уходит.^ Голос ведущего: Восемнадцатый век... Благословенный ХVIII век: декольтированные дамы Рокотова, величавые хоралы Бортнянского, торжествен­ные оды Тредиаковского, неторопливые менуэты под синью царскосельских лип. (Две пары танцуют менуэт. На авансцену выходит экскурсовод). Экскурсовод: Разрешите пригласить вас в своеобразную картинную га­лерею (на сцене в рамках "живые портреты", звучит музыка). Экскурсовод: Императрица Анна Иоановна. Заказала Академия наук ас­трологические провидения. Кабинет-министр Волынский. Избивает поэта Тредиаковского. Прос­то так, потехи ради. "Правое мое ухо оглушил, а левый глаз подбил, что он изволил чинить в три или четыре приема",- так несколько дней спустя жаловался Академии наук униженный поэт. Дело тут не в драчливости Волынского. Просто поэта можно было бить! Граф Кирилла Григорьевич Разумовский. Первый русский президент Академии наук. Ничего, что ему было всего восемнадцать лет от роду, из которых читать и писать (последнее, правда, не очень уж бойко) его сиятельство умели всего четыре года. Но зато Кирилла Григорьевич был братом Алексея Григорьевича Разумовского, к которому у матушки-импе­ратрицы был особый интерес. Да и уж очень хорош собой был первый рус­ский президент! (На сцену выходят трое ведущих).^ 1-Й ВЕДУЩИЙ: Академия, в которой было большинство немцев, существо­вала для потреб двора. Где, как не здесь, подготовят праздничный фей­ерверк, напишут оду, где переведут последний гишпанский роман о Мар­кизе де Куза, сраженном проказником-амуром?^ 2-Й ВЕДУЩИЙ: Ломоносов был талантлив. Ломоносов был трудолюбив. Ло­моносов был честен. Ломоносов был русским и к тому же "подлого" про­исхождения. Заступиться за него было некому. У любого чинуши чесались руки сделать ему какую-нибудь гадость. 3-Й ВЕДУЩИЙ: Помните, в фильме Ломоносов читает стихи о кузнечике, обращаясь к дочке. Такими они кажутся добрыми, безобидными. Послу­шайте это стихотворение еще раз и учтите, что написано оно в душный июльский день в скрипучем рыдване по дороге в летнюю царицыну рези­денцию, куда автор ехал - в который раз!- просить о мизерной для нужд Академии финансовой поддержке. Называется оно длинно. "Стихи, со­чиненные по дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же". Думаю, вы поймете, чего стоили поэту незамысловатые строки и сколь­ко горького раздумья в стихах о беззаботном кузнечике. (Занавес закрывается. На авансцене в лучах света чтец. Звучит ти­хая музыка). Чтец: Кузнечик, дорогой, коль много ты блажен, Коль больше перед людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь: Ты ангел во плоти иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен: Что видишь, все твое, везде в своем дому: Не просишь ни о чем, не должен никому. (Музыка стихает. На авансцену входят ведущие). 1 ведущий: В семнадцать лет Ломоносов отходит от церкви. Тяжким грехом тогда считалось неверие, а нелюбовь к церкви - преступлени­ем. 2 ведущий: Вот какой указ в I748 году издал епископ Велико-Устюж­ский и Тюменский (звучит магнитофонная запись): "Буде же кто леностью и нерадением во святую церковь ходить не будет, такого по­буждать и увещевать непременно. А ежели во втором и третьем увеща­нии и понуждении кто непреклонен и упрям окажется, такого священником и причестником каждому своего прихожанина садить в цепь и ко­лодки и держать летним временем на площади при колокольне". 3 ведущий: Ломоносов пишет сочинение с невиннейшим названием "Гимн бороде", которое на самом деле было памфлетом на церковников. Михайло Васильевича вызвали на допрос в Священный Синод и через несколь­ко дней государыне-императрице был послан доклад, в коем смиренные старцы употребили такое выражение, как "крайне скверные и совести и честности христианской противные ругательства генерально на всех персон". "Означенного Ломоносова" они просили "для надлежащего в том увещевания в Синод отослать". 4 ведущий: У каждого большого таланта есть горестный дар - притя­гивать к себе ненависть посредственностей и злобу бездарей. Год в Академии не платят жалованья. В его двухкомнатной квартире протека­ют потолки, стены покрыты какой-то скользкой дрянью, печные трубы растрескались. Жена болеет и не на что купить лекарства. Сам он заманен в ловушку, оклеветан и арестован. ГОЛОС "ЛОМОНОСОВА": "Нахожусь болен и при том не токмо лекарство, но и дневной пищи себе купить, на что не имею и денег взаймы достать не могу". 5 ведущий: Давайте еще раз зайдем в нашу галерею (музыка, занавес открывается, на сцене в рамах - "живые портреты"). ЭКСКУРСОВОД: Библиотекарь Шумахер. Человек, ставший Ломоносовским Сальери. Тауберт, зять Шумахера, примеривался к роли Дантеса. Екатерина, прозванная Великой. Под конец жизни Михаила Василь­евича, подписывает указ о его отставке. Наследник престола великий князь Павел Петрович, узнав о смерти Ломоносова, сказал: "Что о дураке жалеть - казну только разорял и ни­чего не делал". (На сцену выходят ведущие). 1 ведущий: История рассудила и воздала должное каждому. 2 ведущий: Тогда Ломоносов всюду числил за собой врагов, мечтавших о его унижении, а случалось, и о его смерти. Учеников было мало, дру­зей тоже, да и тех отнимали, ссылали, а каких и просто покупали. Пом­ните неугомонного черноволосого Виноградова, так хорошо показанного в фильме? Он стал "отцом" русского фарфора. Умер 36 лет, отсидев 10 из них в тюрьме. И как горько звучат слова, сказанные Михаилом Васильевичем за несколько дней до смерти академику Штелину. ГОЛОС "ЛОМОНОСОВА": "Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не мог я совер­шить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для прира­щения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей дол­жен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною». 3 ведущий: Усталый, больной, затравленный, летом 1743 года, сидя под арестом, Ломоносов пишет стихи, дышащие такой любовью к жизни, к миру, к Вселенной, к бытию! Вот они. Чтец (под музыку): Лицо свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь. Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. Занавес закрывается, на сцене ведущие.4 ведущий: Написать такие строки мог Великий Поэт и Мыслитель. Ос­таваться самим собой в такой обстановке мог только великий Человек. 5 ведущий: Конечно, тут же напрашивается множество вопросов! Например, как же он не отчаялся, смог всё перенести, откуда столько сил, воли, веры? 1 ведущий: Послушаем самого Ломоносова.ГОЛОС "ЛОМОНОСОВА": "За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство". "Восстани и ходи, Россия, восстани и ходи! Отряси свои сомнения и страхи, и радости, и надежды сполнена, красуйся, ликуй, возвышайся!"5 ведущий: Поразительное ощущение своей силы, возможностей, осоз­нание своего долга перед Родиной! (Задумчиво). Интересно, а что смо­гу я сделать для людей, для Родины? 1 ведущий: (с усмешкой). Именно это ты хотел спросить? 5 ведукщий: (словно пробуждаясь). Нет, нет, конечно. Извините, за­думался. Давай посчитаем: на 32 году жизни Ломоносов только вернул­ся из Германии, да 8 месяцев под арестом, да проболел почти весь 1742 год, и, значит, на все, что он сделал, остается чуть больше двух десятков лет. Тут я вижу плакат со словами Пушкина: "Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник". Обратите внимание, каждое слово с большой буквы. Как можно столько успеть? Ведь у него не три жизни! Словно было несколь­ко Ломоносовых... 2 ведущий: В 1869 году французский ученый Гефер выпустил огромный труд, посвященный истории химии. На Западе не очень-то жаловали рус­скую науку. Но, тем не менее, строки, посвященные Ломоносову, я про­цитирую полностью (читает): "Среди русских химиков, которые получи­ли известность как химики, мы упомянем Михаила Ломоносова, которого не следует смешивать с поэтом того же времени". Вот так. Что же ка­сается высказывания Пушкина, то к этому перечню, пожалуй, ещё есть что добавить. 3 ведущий: Давайте заглянем на одну научную конференцию, посвящен­ную наследию Ломоносова. Ведущие уходят. Занавес открывается. На сцене несколько столов полукругом. За ними сидят участники конференции. Перед, каждым табличка: математик, астроном, метеоролог, художник, лингвист, метал­лург, демограф, географ, поэт, журналист, физик, философ. На столе возле председателя - графин и стакан с водой. Общий шум. Председатель: Внимание, послушаем выступление товарищей. АСТРОНОМ: Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда ут­вердил свое имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он скон­струировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте!МЕТЕОРОЛОГ: Да, но и метеорологом он был тоже. Ломоносов первым пред­ложил забрасывать в верхние слои атмосферы самопишущие метеорологи­ческие приборы с помощью особой "аэродромной машины".ХУДОЖНИК: Ломоносов создал не только великое панно "Полтавская битва", но и лик богородицы (включает диапроектор) и один из наиболее выра­зительных портретов Петра I. Смотрите сами!ЛИНГВИСТ: Разрешите две цитаты: "Языка нашего небесна красота"... О русском языке: "В нем великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского... краткость греческого и латинского". Ломоносов составил "Российскую грамматику", выдержавшую 14 из­даний и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов - лингвист!ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (он же металлург): (не выдержав, вскакивает со своего места). Дозвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! (Показыва­ет кадр из диафильма). Посмотрите, вот обложка знаменитой его кни­ги "Первые обоснования металлургии и рудных дел". Сколько поколений отечественных металлургов училось по этой книге! ДЕМОГРАФ: Минуточку! Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в I761 году сочинение "О размножении и сохранении народа российско­го". Кстати, здесь большое внимание уделено борьбе с детской смер­тностью и расширению медицинской помощи населению. ГЕОГРАФ: Однако прошу вас не забывать, что официально с 1750 года М.В.Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов. ПОЭТ: Разрешите мне! Послушайте: "Меж стен и при огне лишь обращаюсь, Отрада вся, когда о лете я пишу; О лете я пишу, а им не наслаждаюсь, И радости в одном мечтании ищу. В средине жаждущего лета, Когда томит протяжный день, От знойной теплоты и света Прохладна покрывает тень, Где ветви, преклоняясь, зелены, В союз взаимный сопряжены, Отводят яркие лучи. Но коль великая отрада И томным чувствам тут прохлада,Как росу пьют цветы в ночи". Даже научные работы он часто излагал стихами. Белинский наз­вал Ломоносова отцом русской поэзии. ЖУРНАЛИСТ, ФИЗИК, ФИЛОСОФ, МАТЕМАТИК: Разрешите мне! Общий шум. Двое ведущих выходят на авансцену. 1 ведущий: (закрывая сцену). Поверь, каждому из них есть что ска­зать. 2 ведущий: Но сам Ломоносов, когда заходила речь о его профессии, отвечал, не задумываясь "Химик". До Ломоносова химию не считали на­укой, а лишь "химическим искусством". После же его работ искусством ее не называл никто. Диссертация ученого называлась "Элементы ма­тематической химии". 1 ведущий: Наука, точная наука, полноправная сестра математики и физики. Наука, где все можно выразить "мерой и весом". История этой науки открывается золотой страницей, имя которой - ЛОМОНОСОВ. 2 ведущий: Непостижимо! И сначала подумал, что он разбрасывался. А сейчас понял, что этот человек просто очень быстро исчерпывал возможности какой-либо науки на уровне 18 в. и, понимая это, шел дальше, не желая терять время. 3 ведущий: Думаю, ты прав - не мог же Ломоносов в 18 веке про­верить атомистическую теорию с помощью синхрофазотрона или посмо­треть структуру сплава под электронным микроскопом. Между прочим, его простые весы давали точность до 2-десятичных долей грамма, как те, что стоят в кабинете аналитической химии. Занавес открывается, на авансцену выходят все участники пред­ставления.4 ведущий: Ломоносов был гений, талант, энциклопедист!5 ведущий: Ломоносов был человеком, сумевшим спрессовать время! 1 ведущий: Он взвалил на себя высочайшую ответственность: "Я сам и не совершу, однако начну; то будет другим после меня легче сделать".2 ведущий: Петр Великий говорил: "И предчувствую, что Россияне когда-нибудь, а может быть и при жизни нашей, пристыдят самые про­свещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы".ГОЛОС ЛОМОНОСОВА:О вы, которых ожидаетОтечество от недр своихИ видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны!Дерзайте, ныне ободрены, Раченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рожать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тема поэта и поэзии в творчестве В Маяковского
Реферат «Методика проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов»
Реферат Adolescent Drug Abuse Essay Research Paper Adolescent
Реферат [Новини консалтингу]
Реферат Robert E Lee Essay Research Paper Biography
Реферат Литовська доба
Реферат Метаморфозы Овидий
Реферат 03 – 08 октября 2011 г
Реферат І обдумати, щоб витягнути з нього всі можливі аргументи І висновки
Реферат Монтень о родительской любви
Реферат Arthurian Legend Essay Research Paper King Arthur
Реферат Становление феодальных отношений в Японии
Реферат Проект технологии бурения разведочной скважины глубиной 1822м на Кристаллический горизонт Елгин
Реферат Альтернативы российским реформам сверху общественное движение в россии XIX в
Реферат Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством