Реферат по предмету "Разное"


1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания

1.Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное сознание протекает в трех основных формах6 ощущение, восприятие представление.Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы. Запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.^ Рассмотрим основные особенности мышления: 1.Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания, мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. 2.Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать только то, что непосредственно воздействовало или воздействует на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, называется выводным, а сам его процесс – выведением. 3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль не возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать на базе языкового материала, в словах и предложениях. 4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек образует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке. В реальном познавательном процессе обе формы находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения , которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятия и ощущениям и создают предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, закон природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.^ 2. Значение логики в развитии современной науки. Логика – наука о мышлении, ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель(348-322 г.г. до н.э.) Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предикатов. Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков - основа другого направления математической логики- логики высказываний. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качество имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.^ 3. Логика современная(символическая) и традиционная. В Средние века(6-14в.) логика была в значительной степени подчинена богословию. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения общих понятий. При этом на протяжении Средних веков систематическая разработка формальной логики почти не выходила за пределы силлогистики. Основателем логики считается сирийский математик Аль-Фараби. Его логика направлена на анализ научного мышления. Он выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия, другая - теорию суждений, выводов и доказательств. В эпоху Возрождения логика переживала кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышления», основанного на вере. Которому противопоставлялось естественное мышление, базирующее на интуиции и воображении. Новый, более высокий этап, в развитии логики начинается с 17 века. Его начало было связано с появлением работы Ф. Бэкона «Новый Органон». В этом труде автор стремиться разработать приемы исследования самой природы. Он положил начало созданию механизмов установления причинно-следственных связей с объективной реальностью. Таким образом, Бэкон стал родоначальником индуктивной логики. В дальнейшем индуктивная логика была систематизирована и значительно расширена в работах Гершеля и Милля. Известный вклад в развитие традиционной логики внесли и русские ученые. Среди них особое место занимает Михаил Иванович Каринский. Он разработал универсальную систему выводов, разделив их на две основные группы - основанные на тождестве субъектов и на тождестве предикатов. Каринский подчеркивал независимость существующего от субъективного представления о нем, признавал объективность интеллектуального восприятия действительности как отражения ее реальных связей и отношений. Каринский предложил различие понятие логической группы и агрегата. Первое определении он относил к совокупности, характеризующейся инвариантностью(утверждаемое обо всех утверждается о каждом). Второе – к совокупности, обладающей иными свойствами, чем составляющие ее элементы. В 19 веке была создана символическая логика. Растущие успехи в развитии математики выдвинули две фундаментальные проблемы: применение логики для разработки математических теорий и математизацию логики. При изучении проблемы взаимодействия логики и алгебры, приоритет отдавался алгебре. Г.Фреге отказался от алгебраических аналогий и разработал оригинальный символический, пригодный для использования в универсальной логической теории. Он выяснил истинную природу центрального понятия алгебры и логики – переменной. Обнаружилось родство между переменной и неопределенным местоимением. Продолжение развития символической логики занимались Рассел и Уайтхед. Новая логика позволила с большой точностью описать формы суждений и отношения между ними. С помощью формальной логики стало возможным найти окончательные решения философских проблем. В современной науке значение символической логики очень велико. Она находит приложение в кибернетике, нейрофизиологии, лингвистике. Символическая логика является современным этапом в развитии формальной логики. Она изучает процессы рассуждения и доказательства посредством его отображения в логических системах исчисления. Таким образом, по своему предмету эта наука является логикой, а по методу – математикой.^ 4.Основные формы развития знаний: проблема, гипотеза, теория. Под проблемой будем понимать вопрос, для разрешения которого средств недостаточно. Противоречия между теорией и фактами - главный источник появления проблем. Проблема возникает при появлении потребности в устранении противоречия. Противоречие проявляет себя при использовании теории как метода, средства достижения некоторых познавательных целей – объяснения, предсказания, систематизации фактов. После того, как проблема поставлена, начинается поиск ее разрешения. На этом этапе развития знаний центральное место принадлежит гипотезе. Гипотеза – предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный, как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы. Ее логическое значение находится между истинностью и ложностью и может вычисляться в соответствии с законами теории вероятностей. Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза – е обоснованность. Этим свойством гипотеза должна обладать не в смысле своей доказанности. Доказанная гипотеза – это уже достоверный фрагмент некоторой теории. Основания, на которые опирается гипотеза, являются положениями необходимыми, но недостаточными для ее принятия. Это то, что называется известным в проблеме, е предпосылками. Между ними имеет место отношение следования законам дедукции, из гипотезы выводятся предпосылки проблемы, а не наоборот. Всякая гипотеза имеет тенденцию в превращение в достоверное знание. Это превращение сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы, которое идет теперь не со стороны проблемы, а со стороны внешнего материала, с которым она соотносится. Этот новый этап обоснования называется проверкой гипотезы. Проверка – достаточная сложная процедура и может сопровождаться различными подходами – доказательством, опровержением, подтверждением, оспариванием. Теория – это высшая, самая развитая организация знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются или выводятся из них по логическим правилам. Положения теории отображают определенные существенные связи действительности. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь Таким образом, формы развивающихся знаний находятся между собой в неразрывной связи и взаимообусловленности. В то же время в процессе научного исследования каждая из них соответствует строго определенному этапу. Ориентация в этих формах, знание методологических требований – необходимое качество каждого исследователя.^ 5. Язык как условие мышления и как знаковая система. Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений с необходимостью облекается в материально-языковую оболочку и не существует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений. Функции естественного языка многочисленны и многообразны. Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать накопленные знания, жизненный опыт, практические умения от одного поколения к другому, осуществлять процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Языку свойственны такие функции как хранит информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций. Язык –знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми. Исходным конструктивным компонентом языка выступают используемые в нем знаки. Под знаком имеют в виду любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета и носителем информации о последнем. Среди различных знаков выделим два вида: знаки – образы и знаки - символы. Знаки - образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Пример: копии документов, фотоснимки, отпечатки пальцев. Знаки – символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Пример: нотные знаки, буквы в алфавитах национальных языков. Множество исходных знаков составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем- семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Синтаксис- раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоционально – психологические, эстетические и другие отношения носителя языка к самому языку. По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые(речь), а затем и графические(письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни. Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной - языком – объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатым по сравнению с языком – объектом выразительными возможностями. Искусственные языки широко используются в науке и технике: химии, математике, кибернетике и т.д. Искусственный язык используется и логической наукой для теоретического или практического анализа мыслительных структур. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической или символической логики.^ 6. Становление неклассической логики. Разнообразные неклассические направления составляют разнородное целое, которое принято объединять под именем неклассической логики. Но для направлений неклассической логики классическая была первой изначальной теорией, последовательно и полно реализовавшей программу математической логики. Классическая логика стала объектом жесткой критики. Л.Брауэр один из самых известных ее критиков начала 20 века. Его рассуждения послужили основой для возникновения интуиционистской логики, основы которой сформулировал в 1930 году А.Гейтинг. В 1912 году Льюис впервые разработал неклассическую теорию логического исследования. Существует семейство теорий, описывающих логическое следование и условные связки конкретней, чем классическая логика. Наибольшую известность получила релевантная логика, развитая американскими логиками Андерсоном и Белнапом. В двадцатые годы 20 века начали складываться: 1.деонтическая логика, изучающая связки нормативных понятий. 2.логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связки оценочных высказываний. 3.вероятная логика, изучающая теорию вероятностей для анализа проблематичных рассуждений и др. В область логического исследования оказались вовлеченными естественные и гуманитарные науки: 1.логика времени, описывающая логические связи высказываний, у которых временной параметр включается в логическую форму. 2.паранепроворечивая логика, исключающая возможность получать из противоречий все, что угодно. 3.эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержение», «неразрешимо», «доказуемо» и др.^ 7. Понятие и виды знаков. Смысловое и предметное значение знаков. Знак – это материальный объект, выступающий в процессе познания и общения представителем другого объекта, ситуации, состояния, свойства или отношения, т.е. всего, что требуется указывать. Знак имеет две основные функции: выделение объекта познания и мысленное оперирование с ним. Отсюда вытекают два свойства знака: чувственное восприятие и связь с обозначаемым. Способ, которым знак указывает на свое значение, называется смыслом знака. Смысл – это, что понимает человек, воспроизводящий и воспринимающий знак. Таким образом, значение и смысл – две основные характеристики знака. Виды знаков: 1. Знаки - индексы.( связаны с представляемым объектом причинно – следственным, т.е. объект – причина, знак – следствие) полоса от самолета – индекс, самолет - причина 2.Знаки - образы. Связаны с представляемыми предметами отношениями подобия. Фотография – подобие 3. Знаки – символы, не связаны с представляемыми объектами ни причинно – следственно, ни отношением подобия.^ 8.Многозначная логика. Классическая логика основывается на принципе, согласно которому, каждое высказывание является либо истинным, либо ложным. Ей противопоставляют многозначные системы. В последних допускаются также разного рода неопределенные суждения, учет которых, не только усложняет, но и меняет всю картину. Принцип двузначности был известен еще Аристотелю, который не считал его объективным. В более позднее время положение, что любое высказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками. Это было связано с невозможностью применения данного принципа к несуществующим, неустойчивым или ненаблюдаемым объектам. Первые современные многозначные логики создали независимо друг от друга Я. Лукасевич в 1920 и Э.Пост в 1921 году. Лукасевичем была предложена трехзначная логика основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. Ряд классических законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них оказались закон противоречия, закон исключения третьего, закон косвенного доказательства и др. Э.Пост подошел к построению многозначной логики формально. Он предложил обозначения: 1-истина, 0-ложь, находящиеся числа в промежутке между этими значениями, обозначают определенную степень истинности. В настоящее время построен ряд систем многозначной логики и разрабатывается общая теория этих систем. Разработка систем многозначной логики имеет целью решение различных конкретных задач научного исследования, как общечеловеческих, так и специальных научных. (приложение многозначной логики к обоснованию квантовой механики)^ 9.Имя. Виды имен. Имя- это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет(вещи, свойства, процессы и пр. как природы, как и общественной жизни, психические деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления). Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую обозначает имя данного предметов. Имена делятся на: 1.простые(книга, снегирь) и сложные или описательные(самый большой водопад в Канаде и США). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются. 2.собственные, то есть имена отдельных людей, предметов, событий(Обь) и общие – название класса однородных предметов(дом, действующий вулкан) Каждое имя имеет значение и смысл. Значением являются обозначаемый им предмет. Смысл имени – способ, каким имя обозначает предмет, те. Информация о предмете, которая содержится в имени. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен(синонимов) Такие знаковые выражения как «4», «2+2», «9-5» являются именами одного и того же предмета – числа «4». Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл.(т.е. смысл «4», «2+2», «9-5» различен) Такие языковые выражения как «самое глубокое озеро мира», «пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров», «озеро, глубина которого 1620 метров», имеют одно и то же значение «озеро Байкал», но различный смысл, поскольку эти языковые явления описывают озеро Байкал с помощью различных его свойств, то есть дают различную информацию о Байкале. Смысл – способ, каким имя обозначает предмет(информация о предмете) Значение – обозначаемый именем предмет или класс предметов. Имя – языковое изображение, обозначающее предмет.^ 10.Модальная логика. Модальная логика – пример одной из неклассических логик. Цель обогащения языка логики привела к возникновению модальной логики. Ее задача - анализ рассуждений, в которых встречаются модальные понятия, служащие для конкретизации устанавливаемых нами связей и оценок. Раздел модальной логики, изучающий такие понятия как «полагает», «сомневается», называется эпистемической логикой. Если субъект убежден в чем-то, неверно, что он убежден в противоположном. Логика времени изучает такие модальные понятия как «было», «будет», «раньше» и т.д.Пример: «Неверно, что произойдет логически невозможное событие». Все модальные понятия делятся на абсолютные и сравнительные. Понятия «хорошо» и «плохо» представляют собой абсолютные модальные понятия, понятия «лучше» и «хуже»-сравнительные. К абсолютным модальностям в логике времени относятся «было», «есть», «будет», к сравнительным – «раньше», «позже» и «одновременно». В логике оценок понятия «хорошо», «безразлично» и «плохо» являются абсолютными, «лучше», «равноценно» и хуже» - сравнительными. Абсолютными понятиями теории логических модальностей считается «логически необходимо», «логически возможно» и «логически невозможно», которым в качестве сравнительного понятия рассматривает понятие «…логически следует» Логики абсолютных модальных понятий несводимы к логическим теориям сравнительных понятий, и наоборот. Основное внимание в модальной логике отводится абсолютным модальностям. Формальные свойства – это общее для модальных понятий разных типов. Независимо, к какой группе относятся данные понятия, они определяют друг через друга по одной и той же схеме. Нечто допускается, если нет убеждения в противоположном; возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно и т.д. Сравнительные понятия разных групп определяются похожим способом: «первое раньше второго», «второе позже первого» и т.д. Принцип полноты в теории логических модальностей утверждает, что каждое высказывание либо необходимо, либо случайно, либо невозможно. В каждом разделе модальной логики существует собственная версия модальной непротиворечивости: высказывание не может быть необходимым и невозможным; действие не может быть как обязательным так и запрещенным и т.д.^ 11. Естественные и искусственные языки. Формализованный язык логики. По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни. Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемы е на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка называют мета языком, основной – языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями. Искусственные языки различной широты строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике и т.д. Искусственный язык используется логической наукой для теоретической или практического анализа мыслительных структур. Формализованный язык – искусственный язык формальных логических исчислений. От обычного языка, выполняющего познавательную и коммуникативную функцию и представляющего систему букв и звуков, формализованный язык отличается тем, что он является системой таких знаков, операции с которыми совершаются по правилам, которые определяются только формой выражения, составленного из символов. Главной отличительной чертой формализованного языка является наличие в нем теории или системы логического анализа. В формализованном языке слова заменяются буквами и специальными символами. Разработка системы логического анализа является фундаментом формализованного языка. Из этого следуют такие требования к построению формализованного языка: тщательность в формулировке правил, отсутствие неправильностей и исключений, наличие системы логического анализа.^ 12. Понятие парадокса в классической и неклассической логике. Парадокс – это формально-логическое противоречие, состоящее из двух противоположных утверждений, каждое из которых имеет убедительные аргументы. Одним из самых известных парадоксов является «парадокс лжеца». Его открыл древнегреческий философ Эвбулид. В его изложении парадокс звучит так: «Критянин Эпименид сказал: «Все критяне лжецы» - Эпименид сам критянин – следовательно, он лжец». Далее рассуждение ведется следующим образом: если Эпименид лгун, то его убеждение, гласящее, что «все критяне лжецы» - ложно; следовательно, критяне не лгуны. Эпименид сам критянин. Следовательно, он не лгун и его утверждение «все критяне лжецы» правильно. Несомненно, что парадоксы разрушают рассуждения как средство достижения и доказательства истины. Это обуславливает необходимость нахождения источников парадокса и их устранения. Все парадоксы имеют одно общее свойство – само применимость или циркулярность. В каждом из них объект, о котором идет речь, характеризуется посредством некоторой совокупности объектов, к которым он сам принадлежит. Во всех парадоксах имеет место самоприменимость понятий, значит, есть как бы движение по кругу, приводящее к исходному пункту. Несомненно, полезной была бы классификация парадоксов. Ф. Рамсей предпринял такую попытку. Он предложил разделить все парадоксы на синтаксические и семантические. По его мнению, синтаксические парадоксы должны содержать понятия логики и математики, а семантические – относящиеся к теории познания. Он предложил исследовать только синтаксические парадоксы. Однако практика доказала, что гораздо большие результаты дает исследование второй группы парадоксов. Со временем стало ясно, что деление парадоксов на две группы очень условно и не имеет в своей основе глубокого анализа. Не смотря на то, что парадокс – одна из важнейших проблем формальной логики, он в то же время имеет большое значение для нее. Парадокс в теории указывает на допущения в ее основе. Парадоксы заставляют задуматься, объективны ли методы, для формулирования понятий и построения рассуждений. Следует обратить внимание еще на один факт: устранение и разрешение парадокса - это не одно и то же. Устранение парадокса подразумевает перестроение теории таким образом, что парадоксальное утверждение оказалось недоказуемым. Однако это не станет его разрешением. Мало найти способ, чтобы исключить парадокс, гораздо важнее попытаться объяснить его возникновение. Именно эта задача и должна сейчас выйти на первый план в логике по отношению к такому явлению, как логический парадокс.^ 13. Основные законы логики. Законы логики используют при оперировании понятиями и суждениями, применяются в умозаключениях, доказательствах и опровержениях. Нарушение законов логики приводит к логической ошибке: как к непреднамеренной – паралогизму, так и к сознательной – софизму. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между объектами, или отражают такие обычные свойства предметов, как их относительная устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия или отсутствия одних и тех же признаков.^ 1.Закон тождества.(А=А) Если высказывание истинно, то оно истинно. Каждое высказывание вытекает из самого себя и является необходимым и достаточным условием для своей истинности. А-» А, если А, то А «если дом высокий, то он высокий.» Применительно к абстрактным объектам принцип тождества принимается в качестве интуитивно очевидного постулата, лежащего в основе логики иррационально мышления в целом. Эмпирические объекты тождественны друг другу, если и только если они обладают они обладают одними и теми же свойствами.^ 2.Закон противоречия(непротиворечивости, А не равно не А) Говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицание другого. «Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли». В одном из высказываний что-то утверждается, а в другом – это же самое отрицается. Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными. Никакое высказывание не является вместе истинным и ложным. Из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным. Закон противоречия был открыт Аристотелем, сформулировавшем его так: «…невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…»^ 3. Закон исключения третьего. « Из двух противоположных суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано» А или не –А. Например:» Аристотель умер в 322 г. до н.э. или он не умер в этом году» дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом высказывании, или так, как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет. Закон исключения третьего с иронией обыгрывается в художественной литературе: «жила одна старушка, вязала кружева, и если не скончалась – она еще жива». Немецкий ученый Гегель весьма иронично отзывался о законе исключения третьего и о законе противоречия. Первый он представлял так: дух является зеленым или не является зеленым и задавал каверзный вопрос, как ему казалось, вопрос: какое из этих двух выражений истинно? Ни одно из этих выражений не является истинным, поскольку оба выражения бессмысленны. Закон исключения третьего приложим только к осмысленным высказываниям. Только они могут быть истинными или ложными. Бессмысленное же ни истинно, ни ложно.^ 4.Закон достаточного основания. Впервые был сформулирован Лейбницем: «Ничто не происходит без причины и должна быть причина, почему существует это, а не другое». Лейбниц пришел к выводу, что существующий мир находится в предустановленной Богом гармонии, является логически непротиворечивым и наилучшим из возможных миров. При этом он подчеркивает, что сам Бог есть нечто такое, пониманию чего способствует принцип достаточного основания. «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Это значит, что любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным. Формализованный язык может служить основой для разработки информационного языка, которым пользуются в вычислительных машинах.^ 14.Понятие и структура аргументации. Аргументация – это логический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная на обоснование истинности или ложности некоторого высказывания или теории. Структура аргументации: 1.тезис 2. аргументы 3.демонстрация Положение, истинность которого подлежит обоснованию, называется тезисом. Его можно выразить только в форме суждения. Положения, используемые для обоснования тезиса, называются аргументами или основаниями(посылками) Их истинность уже обоснованна или не нуждается в обосновании в силу очевидности. Способ доказательства или демонстрация – это вид логической связи как между самими аргументами, так и между аргументом и тезисом. Обосновывать свои утверждения можно разными способами. Полный список всех видов представить нельзя, но их можно сгруппировать в несколько разновидностей по некоторым признакам и составить компактную классификацию видов доказательных рассуждений. ^ 15.Понятие как форма мышления. Содержание и объем. Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основе существования их признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в данном понятии называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Логика также оперирует понятиями «класс»(множество), «подкласс»(подмножество), «элемент класса». Класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений- подкласс экономических преступлений. Класс, стоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом. Если класс состоит из одного элемента, то это единичный класс. Класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым(пустым) классом. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Виды понятий: 1. единичные и общие В зависимости от того, мыслится в них один или множество элементов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Они имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующими и имеет бесконечный объем. 2. собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющие единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия относится ко всей совокупности элементов, а не к каждому отдельному предмету. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому из его элементов, называется несобирательным. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементы класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, то такое употребление называется собирательным. 3.конкретные и абстрактные. Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли . Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными. 4. положительные и отрицательные Понятия, содержание которых составляют свойства, присуще предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. 5.безотносительные и относительные Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство» и другие. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отнош


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.