Реферат по предмету "Разное"


1. предмет и значение логики для выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает опреде­ленный результат. Первый метод этимологиче­ский

1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИДля выяснения предмета логики можно использовать несколько методов, каждый из которых дает опреде­ленный результат. Первый метод - этимологиче­ский. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегре­ческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Древнегреческие фи­лософы считали, что в речах человека есть некая сила. Она побуждает, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, кото­рый отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.Этимология слова «логика» показывает, что это нау­ка, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, ^" которые впоследствии стали называться логически­ми законами.Недостатком данного метода является многознач­ность слова «логика». В повседневной жизни, в попу­лярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использовать­ся для характеристики человеческих действий, оцен­ки событий и т. п.Второй метод - справочно-академический. Он за­ключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в слова­рях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учеб­ников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки при­знается человеческое мышление. Однако логика рас-сматриваетне только правильное мышление, но и ошиб­ки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.Логика - наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.Значение логики состоит в следующем: (логика выступает важнейшим средством формиро­вания убеждений (прежде всего научных). Эти убеж­дения опираются на доказательные процедуры свое­го представления и обоснования. Именно в этом плане логика применялась даже средневековыми схоластами, пытавшимися придать христианскому вероучению рациональную форму, что послужило формальной предпосылкой возникновения действи­тельной науки, отказавшейся от теологических под­ходов; формальная логика применяется в науке и технике. При этом техническими приложениями формальной логики являются: исчисление высказываний и ис­числение предикатов. Без исчисления предикатов не могли появиться искусственные информацион­ные языки,основа современной компьютерной тех­ники. Традиционная формальная логика остается важнейшим логическим инструментом построения доказательств, обоснований во всех науках;традиционная формальная логика остается важней­шим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов зна­ния для его подачи в процессе обучения;логика является важнейшим и незаменимым инст­рументом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вооб­ще, поскольку в ней присутствуют и играют принци­пиальную роль рациональные элементы.^ 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИПредмет логики - человеческое мышление. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по от­ношению кдругим наукам. Психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нор­мальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить зако­ны мышления путем их моделирования. Массовое со­знание и мышление изучается социологией.Однако логика, в отличие от других наук, рассматри­вает мышление не как само по себе, а как средство познания. Сущность познания заключается в сле­дующем:1)оно начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное зна­ние о действительности. Чувственное познание про­текает в трех основных формах: ощущение, восприя­тие, представление. Но чувственное познание дает представление лишь о внешних свойствах предме­тов, об отдельных конкретных вещах. Подобное познание присуще и высшим животным; 2(познание сущности вещей, законов природы и об­щества невозможно без абстрактного мышления. Абстракция - это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.В мышлении, его образах выделяют две стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона мышления определяется признаками тех предметов, которые оно отражает.Формальная сторона мышления связана с от­ношениями, которые возникают между образами, их Vсоставными частями (мыслями и частями мыслей)отражающими те или иные стороны предметного со­держания. Формальная сторона мышления не совпа­дает с отношениями, которые имеют место в самих предметах, отраженных в мышлении.Логика отвлекается от всего богатства предметно­го содержания мышления и сосредоточивает все свое внимание на формальной стороне мышления, учитывая при этом основные особенности предмет­ного содержания.С формальной стороны мышление предстает как не­который набор форм. В широком смысле формой мыш­ления называют всякое отношение между мыслями или частями отдельной мысли. Взятое в чистом виде всякое такое отношение называется логической фор­мой. Логическая форма мысли не зависит от конкрет­ного предметного содержания и может характеризо­вать различные виды предметного содержания.Логические формы, носящие необходимый, устой­чивый и повторяющийся характер связи мыслей, на­зывают логическими законами.Мышление отражает познаваемый мир в абстрак­циях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выде­лять наиболее важные свойства, раскрывать законо­мерные связи,Свойства абстрактного мышления:отражение действительности в обобщенных образах;опосредованное отражение действительности (не наблюдаемое непосредственно);3)неразрывная связь с языком.Предметом логики является правильное мышле­ние, т. е. такое, которое соответствует логическим законам(принципам).^ 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКАЯзык - знаковая информационная система, выпол­няющая функцию формирования, хранения и переда­чи информации в процессе познания действительно­сти и общения между людьми.При создании языка основным элементом являются знаки. Знак - это любой чувственно воспринимае­мый предмет, выступающий представителем другого предмета.Выделяют несколько видов знаков: 1) знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев и т. п.); 2)знаки-признаки (дым - признак огня, боль- при­знак болезни и т. п.); 3) знаки-сигналы (звонок - начало занятия); 4)знаки-символы (дорожные знаки, буквы алфавита и т. п.). По происхождению языки бывают естест­венные и искусственные.Естественные языки - исторически сложившие­ся в обществе звуковые (речь), а затем и графиче­ские (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накоплен­ной информации в процессе общения между людьми. Искусственные языки - вспомогательные знако­вые системы, создаваемые на основе естественных языков для точной и экономичной передачи научной и другой информации.Естественные языки имеют определенные недостат­ки, затрудняющие точную передачу информации. К таким недостаткам относится тот факт, что со време­нем слова изменяют свое значение. Например, слово «танк» первоначально обозначало резервуар, цистер­ну, а сейчас оно обозначает боевую машину. В естест­венном языке также одно слово часто обозначает разные предметы и имеет несколько смысловых зна­чений (кисть руки и кисть винограда). Бывает, что V разные слова имеют одно и то же значение (перевес и превосходство). Иногда значение слов естествен­ного языка бывает неопределенным, расплывчатым (человек не совсем здоров). Искусственные языки лишены данных недостатков, но бедны образами. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации. В логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основ­ными знаками формальной логики являются слова, а сложными - предложения естественного языка. С помощью формализованного языка из формул, со­ответствующих истинным высказываниям, можно по­лучить формулы, соответствующие другим истинным высказываниям, не принимая во внимание преобра­зование самого высказывания.Общепринятым является язык логики предикатов. Его основными категориями являются: имена пред­метов, выражения, обозначающие свойства и отно­шения, и предложения.Имена предметов обозначают как единичные пред­меты или явления, так и их множества. Например, студент Иванов и студент. Обьектом исследования могут быть как материальные, так и идеальные объек­ты. Имена бывают простые (государство) и сложные (студенты третьего курса); единичные (обозначающие один предмет) и общие (обозначающие множество предметов).Выражения, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложении они обыч­но играют роль сказуемого (например, быть синим, бегать и т. п.).Предложение - это выражение, обозначающее высказывание о предметах, в котором утверждает­ся или отрицается наличие определенных призна­ков или свойств у предмета или отношения между предметами. По своему значению они выражают истину или ложь.^ 4. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИКИВ своем развитии логика прошла два этапа:1)с IV в. до н.э. до XIX в. и. э. В этот период произош­ло возникновение формальной логики, автором ко­торой традиционно считается Аристотель, и ее мед­ленное совершенствование; 2)с конца XIX в. до наших дней произошла научная революция и на смену аристотелевской логике при­шла современная.Отдельные логические проблемы возникали перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад в Древ­ней Индии. В индийской логике много внимания уде­ляется теории умозаключения, которое в ней отождеств­ляется с доказательством.Логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других -^| наук. Логика Древней Индии была практически неиз­вестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение толь­ко в Древней Греции и Риме.Основными причинами возникновения логи­ки как науки являются:1 (зарождение и развитие наук. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым долж­но удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности; 2) развитие ораторского искусства и искусства спора. Основателем логики как науки принято считать Аристо­теля. Однако первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древ­негреческим философом - Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех кни­гах «О логическом, или о канонах» (от греч. canon -«правило, предписание»). В данной работе была рас­крыта сущность основных форм познания и критерии истины, показана роль логических рассуждений в по­знании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику.В центре логических размышлений Аристотеля ле­жит теория дедуктивных умозаключений и доказатель­ства. Он также дал классификацию категорий и близ­кую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышле­ния - закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.В Средние века в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий - «универсалий». Суть проб­лемы заключается в том, что появляется раньше -общие понятия, вытекающие из нашего разума (рацио­нализм), или единичные, фактические предметы (номинализм).В эпоху Возрождения логика переживала настоя­щий кризис. Она расценивалась как искусственное мышление и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и вообра­жении.Следующий этап в развитии логики начинается сXVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы по­лучения общих знаний на основе накопившегося эмпи­рического материала. Потребность в таких знаниях наи­более полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон. Он и стал родоначальником интуитивной логики.Растущие потребности научно-технического про­гресса обусловливают дальнейшее развитие совре­менной логики.^ 5. ЛОГИКА И ЯЗЫКПредметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.Функции естественного языка многочисленны и мно­гогранны. Язык - средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмо­ций, быть средством познания. Язык является знако­вой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация пе­редается с помощью знаков (слов) языка.Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выражен­ной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алго-метрические языки программирования для ЭВМ, ко­торые получили широкое применение а современных вычислительных машинах и системах.Имя - это-слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свой­ства, отношения,процессы,явления как природы,так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.Имена делятся на: 1)простые (книга, снегирь); 2)сложные или описательные (самый большой во­допад в Канаде и США);3)собственные, т. е. имена отдельных людей, пред­метов или событий (П. И. Чайковский); 4(общие (действующие вулканы).Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся про­позициональными функциями.Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обо­значение предмета. Возьмем именную функцию «отецу». Подставим вместо «у» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» - имя предмета.Пропозициональной функцией называется выраже­ние, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постанов­ке вместо переменной имени предмета из определен­ной системной области.Понятие пропозициональной функции широко ис­пользуется в математике. Все уравнения с одним неизвестным представляют собой одноместные про­позициональные функции.При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.Знак - это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве пред­ставителя какого-либо объекта.Можно выделить знаки следующего вида: 1)знаки-индексы; 2(знаки-образцы; 3) знаки-символы.Логика исследует знаки последнего вида.Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.^ 6. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИКИНеобходимые потребности научно-технического про­гресса ведут к развитию современной логики. Прошед­шая революция в логике в конце ХГХ-начале XX вв. послужила результатом возникновения логической тео­рии, впоследствии получившей название «классиче­ская логика». Ее основателями являются ирландский логик Д. Буль, американский философ и логик Ч. Пирс и немецкий логик Г. Фреге. В своих работах они пере­носили в логику методы, в своем большинстве прини­маемые в математике. Но классическая логика все еще остается центром современной логики, она продолжа­ет традиции аристотелевской логики, используя при этом современный математический путь.В первой половине XX в. классическая логика под­верглась критике, после чего возникло большое ко­личество новых направлений, которые и получили название неклассической логики. Ее главное отли­чие от классической логики состоит в том, что она сформировалась не как единое целое, а стала пред­ставлять собой различные теории. К их числу мож­но отнести следующие направления: 1 {многозначная логика. Она начала складываться в 20-х гг. XX в. В классической логике присутство­вал один особенный принцип, на основании кото­рого все высказывания либо истинны, либо ложны. Данный принцип назывался принципом двузначно­сти. В противопоставление данному принципу были выведены многозначные системы. В них вместе с истинными и логическими суждениями допуска­ются и неопределенные суждения. Данный принцип был известен еще Аристотелю, кото­рый не считал его лучшим. Данный подход Аристотеля еще в древности вызывал споры. В более позднее время принцип двузначности также оспаривался мно-V гими логиками. Но только в современной логике стало возможный использовать, сомнения в универсально­сти принципа двузначности в форме логических систем. Независимо друг от друга первые многозначные логи­ки были построены польским логиком Я. Лукасевичем и американским логиком Э. Постом. Лукасевичем была предложена трехзначная логи­ка, которая основана на предположении, что вы­сказывания бывают истинными,ложными и неопре­деленными, в отличие от него, Пост формально подходил к многозначной логике; 2)интуиционистская логика. В 1908 г. классические законы исключенного третьего, двойного отрица­ния и косвенного доказательства были подверже­ны сомнению голландским математиком и логиком Л. Брауэром. В результате чего возникла интуицио­нистская логика, которая, естественно,не содер­жала данных законов. Брауэр полагал, что, возник­нув в рассуждениях о конечном множестве объектов, закон исключенного третьего впоследствии был распространен на бесконечные множества, в ре­зультате чего проверить, обладают ли все предме­ты определенным свойством или нет, не представ­ляется возможным; 3)релевантная логика.Классическая логика была подвержена критике еще и за то, что не дает никакого описания логического следования. Логическое следование - это отно­шение, которое существует между утверждением и вы­водимыми из него заключениями. Выводимое след­ствие должно быть связано с тем, из чего оно выводится. Наиболее полное развитие данное поло­жение получило в релевантной логике.^ 7. МНОГОЗНАЧНАЯ ЛОГИКАПринцип двузначности был известен еще Аристоте­лю, который не считал его, однако, универсальным и не распространял его действия на высказывания о бу­дущем. Аристотелю казалось, что высказывания о буду­щих случайных событиях, наступление которых зависит от человека, не являются ни истинными, ни ложными. Они не подчиняются принципу двузначности. Прошлое и настоящее определены однозначно и не подверже­ны изменению. Будущее же в определенной мере сво­бодно для изменения и выбора.Подход Аристотеля уже в древности вызывал ожес­точенные споры. Его высоко оценивал Эпикур, кото­рый допускал существование случайных событий. Другой древнегреческий логик Хрисипп, категориче­ски отрицавший случайное, с Аристотелем не согла-шалея. Он считал принцип двузначности одним из ^ основных положений не только всей логики, но и фи­лософии.В более позднее время положение, что всякое вы­сказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками и по множеству причин. В частно­сти, указывалось на неприменимость данного прин­ципа к высказываниям о неустойчивых, переходных состояниях, о несуществующих объектах, об объектах, недоступных наблюдению.Но только в современной логике оказалось возмож­ным реализовать сомнения в универсальности прин­ципа двузначности в форме логических систем. Пер­вые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 г. и аме­риканский логик Э. Пост в 1921 г.Лукасевичем была предложена трехзначная логи­ка, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и неопределеннымиК последним были отнесены высказывания наподо­бие: «Студенты летом поедут в отпуск». Событие, опи­сываемое данным высказыванием, сейчас никак не определено - ни позитивно, ни негативно. Значит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно.Все законы трехзначной логики Лукасевича оказа­лись также и законами классической логики, однако обратное утверждение смысла не имело. Ряд класси­ческих законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них были закон противоречия, закон исключен­ного третьего, закон косвенного доказательства и ряд других.В отличие от Лукасевича, Э. Пост подходил к по­строению многозначной логики чисто формально. До­пустим, 1 обозначает истину, а 0 - ложь. Естественно допустить, что числа между единицей и нулем обо­значают степени истины.В то же время, чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система - сугубо формальной конструкцией, необходи­мо придать символам данной системы определенный логический смысл и содержательно ясную интерпрета­цию. Вопрос о такой интерпретации - самая сложная и спорная проблема многозначных логик. Как только между истиной и ложью допускается что-то промежу­точное, встает вопрос: что означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ник ложным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи.Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы, однако удовлет­ворительного объяснения до сих пор нет.^ 8. РЕЛЕВАНТНАЯ ЛОГИКАНепосредственным результатом революции, произо-| шедшей в логике в конце 1ХХ-начале XX вв., было ' возникновение логической теории, получившей со I временем название «классическая логика».Классическая логика по-прежнему остается ядром I современной логики, сохраняющим как теоретическую, I так и практическую значимость. Основной задачей ло-' гики считается систематизация правил, которые позво-I ляют из принятых утверждений выводить новые. Клас-сическая логика подвергалась критике долгое время за I то, что она не дает корректного описания логического I следования, которое представляет собой отношение, 1 существующее между утверждениями и обоснованно | выводимыми из них заключениями. Для логики важноуточнить интуитивное представление о следовании, I а также сформулировать на этой основе однозначно I определенное понятие следования. Основная задача . логики - систематизация правил, позволяющих из при-I нятых утверждений выводить новые.Логическое следствие - это отношение, существую-' щее между утверждениями и обоснованно выводи-I мыми из них заключениями. Логика должна уточнить■ интуитивное представление о следовании и сформу-I пировать на этой основе однозначно определенноеI понятие следованиия. Логическое следование ведетот истинных положений только к истинным. Класси-| ческая логика удовлетворяет этим требованиям, но I многие ее положения плохо согласуются с привыч-I ными представлениями.Так, классическая логика говорит, что из противоре-. чивого суждения «Студент Иванов - отличник» и «Сту-| дент Иванов не является отличником» следует утверж-V дение «Студенты не хотят учиться». Но при этом между исходным утверждением и этими вытекающими из него утверждениями нет никакой содержательной связи. Здесь видно уклонение от обычного представления о следовании, выводимое следствие должно быть ка­ким-либо образом связано с тем, из чего оно выводит­ся. Но классическая логика пренебрегает этим обстоя­тельством.Американский логик К. И. Льюис в 1912 г. обратил внимание на эти так называемые «парадоксы импли­кации». Он разработал неклассическую теорию логи­ческого следования,основанную на понятии строгой импликации.Американскими логиками А. Р. Андерсоном и Н. Д. Бел-напом эта концепция получила наиболее полное разви­тие в релевантной логике, которая была в суммирован­ном образе представлена в их работе «Выведение следствий» (1975). Они считали, что для высказываний характерно существование некой связи между их содер­жанием, так как для релевантной логики не считается постыдным быть интенсиональной и допускать свободные рассуждения о значениях.Это учение об импликации, об обусловливании (в бо­лее широком смысле) получило развитие в довольно неортодоксальных направлениях в Австралии и Южной Америке, положив начало «паранепротиворечивым» логикам. Требования релевантной логики исключали парадоксы как строгой, так и материальной имплика­ции. Существовало множество дискуссий о том, что является ли «релевантность» формальным понятием, отличным от понятий риторики, или нет.^ 9. ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ИХ СВЯЗЬ С ПРИНЦИПАМИ МЫШЛЕНИЯСвязность - всеобщее свойство составляющих его элементов. Это способность предметов и явлений существовать не порознь, а вместе, вступая в те или иные связи и отношения. Одним из видов связей яв­ляется и закон.Закон - это внутренняя, существенная и необходи­мая связь между предметами и явлениями, повторяю­щаяся всегда и всюду при определенных условиях.Мышление тоже имеет связный характер, но его связ­ность качественно иная. Структурными элементами здесь выступают не сами вещи, а лишь мысли, т. е. отражения вещей. Поэтому связность проявляется в том, что возникающие и циркулирующие в головахлю-дей мысли существуют не отдельно и изолированно одна от другой, подобно осколкам разбитого зеркала, в каждом из которых отражаются лишь какие-то отдель­ные кусочки действительности. В логике аналогом любой формы целостности, в которой прослеживаются те или иные связи, выступает универсум - та сово­купность объектов, мыслимая как единое целое, на элементах которой мы рассматриваем необходимые нам связи. Универсум задает предметную область ло­гических действий, связывает в одно целое все части рассуждений. Например,если мы собираемся рассмат­ривать преступления, то универсумом выступают все преступления, совершаемые сейчас, совершенные ранее, а также те, которые будут совершены в будущем.Поскольку мышление имеет содержание и форму, то эти связи двоякого рода - содержательные и фор­мальные. Так, в высказывании «Москва есть столи­ца» содержательная, или фактическая, связь состоит в том, что мысль о конкретном городе - Москве - соот­носится с мыслью о специфических городах - столи­цах. Но здесь есть и иная, формальная связь между самими формами мыслей - понятиями. Она выража­ется в русском слове «есть» и означает, что один предмет включается в группу предметов. С измене­нием содержания высказывания меняется и содер­жательная связь, а формальная может повторяться сколь угодно долго. Высказываниях «Право есть об­щественное явление» и «Конституция есть закон» со­держательная связь каждый раз новая, а формаль­ная - одна и та же. Так вот, логика изучает не содержание высказываний, а их форму. Соответствен­но, формальные связи между высказываниями полу­чили название «логические связи». Логических свя­зей также существует огромное множество. Это связи между признаками в понятии и самими понятиями, между элементами суждения и самими суждениями и т. п. Они выражаются союзами «и», «или», «если,... то» и др. В них отражаются реальные, объективно сущест­вующие связи и отношения между предметами и яв­лениями действительности: соединения,разъедине­ния, обусловленности и пр. Особым видом логической связи является закон мышления, или закон логики.Закон логики - это внутренняя, необходимая и су­щественная связь между мыслями в процессе рас­суждения, рассматриваемая со стороны ее формы.Цель законов логики - сформулировать основа­ния, фундамент правил и рекомендаций, следуя кото­рым можно достичь истины. Поэтому законы мышле­ния не являются законами в том смысле, в котором указанный термин используется для описания явле­ний природы.^ 10. ЗАКОН ТОЖДЕСТВАПредмет мысли понимается на всем протяжении суж­дения в одном и том же содержании его признаков. Тре­бованиями закона тождества являются определенность и однозначность. Им запрещается многозначное исполь­зование терминов.Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления - его определенность - выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассужде­ния должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а = а, где под а понимается любая мысль).Закон тождества может быть выражен формулойр ->р (если р, то р),где р - любое высказывание, —» - знак импликации.Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли при­нимать за нетождественные. Нарушение этого требова­ния в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.Например, два суждения «Н. совершил кражу» и -Н. тайно похитил чужое имущество», выражают одну и ту же мысль(если, разумеется, речь идет об одном и том же лице). Предикаты этих суждений - равно­значные понятия: кража и есть тайное хищение чужо­го имущества. Поэтому было бы ошибочным рассмат­ривать эти мысли как нетождественные.С другой стороны, употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению раз­личных мыслей. Например, в уголовном праве сло­вом -штраф' обозначают меру наказания, предусмот­ренную Уголовным кодексом, в гражданском праве этим словом обозначают меру административного воздействия. Очевидно, употреблять подобное слово в одном значении не следует.Отождествление различных мыслей нередко связа­но с различиями в профессии, образовании и т. д. Так бывает в следственной практике, когда обвиняе­мый или свидетель, не зная точного смысла некото­рых понятий, понимает их иначе, чем следователь. Это нередко приводит к путанице, неясности, затруд­няет выяснение существа дела. Отождествление раз­личных понятий представляет собой логическую ошибку - подмену понятия, которая может быть как неосознанной,так и преднамеренной.Соблюдение требований закона тождества имеет большое значение в работе юриста, требующей упо­требления понятий в их точном значении.При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуется обви­няемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.Таким образом, закон тождества представляет за­кон человеческого мышления, гласящий, что в про­цессе рассуждения значение понятий и рассуждений изменять запрещается. Они должны оставаться тож­дественными сами себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совер­шенно другому объекту.Данное требование является справедливым не только в русле логики, но и в других науках, поэтому данный закон носит всеобщий характер.^ 11. ЗАКОН НЕПРОТИВОРЕЧИЯЛогическое мышление характеризуется непротиво­речивостью. Противоречия разрушают мысль, затруд­няют процесс познания. Требование непротиворечи­вости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновремен­но истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложноЭтот закон формулируется следующим образом: не­верно, что а и не-а (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую). Он выража­ется формулой1(р л]р) (неверно, что р и не-р одно­временно истинны). Под р понимается любое выска­зывание, под ]р - отрицание высказывания]р,знак ] перед всей формулой - отрицание двух высказыва­ний, соединенных знаком конъюнкции.Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений.Для правильного его понимания необходимо иметь в виду следующее.Утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же самом предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.Понятно, что не будет противоречия между сужде­ниями, если в одном из них утверждается принадлеж­ность предмету одного признака, а в другом отрица­ется принадлежность этому же предмету другого признака и если речь идет о разных предметах.Противоречия не будет и в том случае, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относитель­но одного лица, но рассматриваемого в разное вре­мя. Допустим, что обвиняемый Н. в начале следствия дал ложные показания, однако в конце следствия он был вынужден под тяжестью изобличающих его улик признаться и дать истинные показания. В этом слу­чае суждения «Показания обвиняемого Н. являются ложными» и «Показания обвиняемого Н. являются истинными» не противоречат друг другу.Наконец один и тот же предмет нашей мысли мо­жет рассматриваться в разных отношениях. Так, о сту­денте Щукине можно сказать, что он хорошо знает не­мецкий язык, так как его знания удовлетворяют требованиям, предъявленным к поступающим в ин­ститут. Однако этих знаний недостаточно для работы в качестве переводчика. В этом случае мы вправе сказать: «Щукин плохо знает немецкий язык». В двух суж­дениях знание Щукиным немецкого языка рассмат­ривается с точки зрения разных требований, следо­вательно, эти суждения также не противоречат друг ДРУГУ-Закон непротиворечия выражает одно из коренных свойств логического мышления - непротиворечи­вость, последовательность мышления. Его сознатель­ное использование помогает обнаруживать и устра­нять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение хо всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях.Н. Г. Чернышевский подчеркивал, что непоследо­вательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках. У кого не уяснены принципы во всей ло­гической полноте и последовательности, писал он, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха. Умение вскрывать и устранять логические противо­речия, нередко встречающиеся в показаниях свиде­телей, обвиняемого, потерпевшего, играет важную роль в судебной и следственной практике.^ 12. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГОЗакон исключенного третьего действует только в отно-I шении противоречащих (контрадикторных) суждений. | Он формулируется следующим образом: два противо-I речащих суждения не могут быть одновременно I ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-b. Истинно либо утвержде­ние некоторого факта, либо его отрицание. Проти-, воречащими (контрадикторными) называются суждения, I в одном из которых что-либо утверждается (или отрица-| ется) о каждом предмете некоторого множества, а в дру-' гом - отрицается (уПонятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим. По­нятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, - подчиненным. Если в отноше­нии подчинения находятся два общих понятия, то подчи­няющее понятие называется родом, а подчиненное -видом.Если а отношении подчинения находятся общее и единичное понятие, то общее называют видом, а еди­ничное - индивидом. Понятия, объемы которых не со­владают ни полностью, ни частично, называются не­совместимыми.Существуют три вида несовместимости: сопод­чинение, противоположность, противоречие.1. В отношении соподчинения находятся два или более неперекрещивающихся понятия, подчинен­ных общему для них понятию.Напри


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационные аспекты деятельности анестезиолога
Реферат Підприємство як головна структурна ланка підприємницької діяльності
Реферат 650004, Кемерово, ул. Соборная, 24 тел
Реферат Оценка экономической эффективности инновационного проекта
Реферат Отчет по производственной практике завод Фиолент
Реферат Отраслевая структура Республики Бурятия анализ за ряд лет
Реферат Отчет об экономической практике в ЗАО КОМДИВ
Реферат Отчет по практике по экономике организации
Реферат Отчетность по МСФО в MS Excel
Реферат Отчет по производственной практике гостиничное дело
Реферат Адвокатура Российской Федерации: история и перспективы развития
Реферат Оффшорный бизнес сущность и перспективы развития
Реферат Ялтинская конференция
Реферат Оценка финансового положения и перспектив развития предприятия
Реферат Открытость экономики