Реферат по предмету "Разное"


1. Периодизация истории языкознания. Религиозные и мифологические воззрения на Слово как единицу бытия

1. Периодизация истории языкознания. Религиозные и мифологические воззрения на Слово как единицу бытия.Языкознание зародилось в эпоху мифотворчества и долго развивалось в рамках философии. В истории этой науки различают отдельные периоды, в основе которых лежат различные факторы: уровень цивилизации, практические потребности общества, логика развития самой науки, господство тех или иных философских идей, влияние национальных лингвистических традиций. В истории языкознания различают следующие периоды: 1)античная философия языка2)античные грамматические традиции3)универсальные грамматики4)сравнительно-историческое языкознание5)системное языкознание6)структурализм7)антропоцентрическое языкознаниеСо Словом связывали становление мира и человека. В мифах и религиозных воззрениях показывалось, что в основе зарождения языка лежит духовное начало – Бог Логос, Слово и др. Слово появляется до человека, управляет материей, находящейся в хаосе, упорядочивает ее, создавая, наконец, человека. Об этом говорится в сюжетах о сотворении мира многих народов, отдаленных во времени и пространстве. Об этом же говорит и Библия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через него начало быть». Т.е. Слово признается самостоятельной духовной сущностью, или атрибутом Бога, к-я является творящей или разрушительной. Слово создает мир, но может быть и грозным оружием. Следует, однако, различать мифологические и научные истины. Если первые являются образными и эмоциональными, не требуют доказательств, не пытаются преодолеть противоречия, то последние основаны на установлении реальных причинно-следственных связей между явлениями.^ 2. Зарождение науки о языке. Языкознание в Древней Индии. Идея о всемогуществе Слова стала толчком к формированию языкознания в Древней Индии. Она считается колыбелью языкознания. Древне Индийская традиция насчитывает 3 тыс. лет. Это вызвано практическими причинами: стремлением нормализовать санскрит (язык Др.Индии , считавшийся языком самого Бога, и потому священным, на практике распавшийся в то время на разговорные варианты – пракриты) и необходимостью точно воспроизводить священные гимны – веды (веда – «я знаю»). Панине (5-4 вв. до н.э.) «Восьмикнижие» в 4 тысячах кратких стихотворных правил. В этом труде содержатся исчерпывающие описания санскрита: тщательно описаны звуки и буквы, их передающие; большое внимание уделяется сочетаниям звуков, правилам их произнесения на стыке слогов; дается подробное описание словоизменительных и словообразовательных элементов; описываются правила сочетания морфем; описываются основные синтаксические конструкции.^ 3. Зарождение науки о языке. Языкознание в Древней Греции и Риме.Античное языкознание было частью философии, в которой космос, природа, человек рассматривались как единое целое. Одной из философских проблем, решению которой в античном языкознании уделялось большое внимание, явл. проблема смысла языковых единиц, прежде всего слов и способов соединения данного смысла с данной формой. Эта проблема являлась одной из важнейших и в современном языкознании, и даже сейчас она далека от окончательного решения. В решении этой проблемы древнегреческие философы разделились на 2 лагеря. Представители первого были убеждены, что наименование определяется природой предмета. Предметы издают звуки, либо оказывают осязательное (или зрительное) воздействие, создавая, таким образом, у человека определенные впечатления. Это впечатление напрямую отражается в слове. % слово “mel”(мед) – предмет сладостно воздействует на вкус, имя также мягко и сладостно действует на слух. Представители второго лагеря считали, что между формой и содержанием слов природная связь отсутствует. Предметы получают наименования «по соглашению». В качестве аргумента приводится наличие в языке омонимов, синонимов, возможности переименования. В этом споре устанавливается важнейшая антиномия языка: планов содержания и выражения, каждый из которых имеет свою структуру, но не может существовать без другого. Собственно грамматическое учение в Древней Греции так же, как и Древней Индии, дает метод описания языка: все слова языка по своим грамматическим характеристикам (грам. значению, грамматической форме, способам соединения с др. словами) разделяются на 8 частей речи. Затем описывается функционирование каждой части речи в предложении. Особое место в римском языкознании занимает крупнейший учёный Марк Теренций Варрон (116—27 гг. до н.э.). Ему принадлежат трактаты “О латинском языке”, “О латинской речи”, “О сходстве слов”, “О пользе речи”, “О происхождении латинского языка”, “О древности букв”, грамматический том девятитомного энциклопедического труда “Наука”, лингвистические вкрапления в труды по литературе, истории, философии и даже по сельскому хозяйству. В своём главном лингвистическом труде — трактате “О латинском языке” он выражает убеждение в “трёхчастном” строении речи и необходимости её последовательного описания в трёх науках — этимологии, морфологии и синтаксисе. Изложению основ этих наук и посвящён трактат.^ 4. Языкознание в эпоху Возрождения (XIV-XVIвв.) «Грамматика Пор-Рояль» как первый опыт общеоингвистической теории. Вплоть до 14в. в языкознании царили традиции, идущие из античности. В эпоху Возрождения наблюдается всплеск интереса к языкознанию по следующим причинам:1) Создаются и развиваются национальные языки, появляются многочисленные нормативные грамматики современных европейских языков – англ., нем., франц., испанск., венгерск., чешск., славянского. 2) В результате открытия Америки в 1492г., морского пути в Индию, кругосветного путешествия Магеллана происходит расширение лингвистического кругозора, изучение языков в международном масштабе. Знакомство Европы с огромным количеством новых экзотических языков, в том числе с санскритом.Открытие санскрита и знакомство с ним европейских лингвистов вызвало интерес в проблеме происхождения языков, поиском древних корней и общего источника, известных на то время языков, поскольку явные сходства санскрита и современных европейских языков не могло быть случайным. Возникает гипотеза о том, что именно санскрит является праязыком европейских языков, эта гипотеза впоследствии не подтвердилась, однако, исторические исследования в этом направлении имели важное научное значение, т.к. они стали предпосылками развития нового революционного направления – сравнительно-исторического языкознания. Знакомство с большим количеством новых языков поставило важную задачу обнаружения причин их сходств и различий, что также является началом сравнительно-исторического языкознания. Возрождение интереса к античной культуре. Авторитет церкви заменяется авторитетом античного мира, оживляется изучение греческого и латинского языков.К этому периоду относится появление первой теор. грамматики. Ею стала универсальная грамматика Арно и Ланско. В ее основе общие универсальные признаки, присущие всем языкам, общая природа всех языков, общие свойства слов. Эта грамматика представляет собой начало научного исследования языка, т.к. в ней представлена попытка научно осмыслить строение и функционирование естественно языка во всем многообразии языков мира, вскрыть их единство и указать специфику . Материалом для этой грамматики послужили языки, которые являлись представителями наиболее значительных культур и позволяют выделить общие основы языков: греческий, латинский, др.еврейский, французский, английский, немецкий, испанский, итальянский. В «Грамматике» выявляются универсальные категории, которые позволяют описать как отдельный язык, так и все другие языки. В ней также описываются основные способы развития мыслей, т.е. описывается механизм функционирования языка, и даются примеры синтаксических построений в различных языках.^ 5. Языкознание в эпоху Просвещения (XVII-XVIII в.в.). Философия языка и общелингвистические проблемы в трудах Ж.Ж. Руссо, Р. Декарта, Ф. Бэкона, М.В. Ломоносова17-18 в.в. (э. Просвещения) характеризуется интересом к философским проблемам языка. Жан Жак Руссо развивает, зародившиеся еще в античности вопросы происхождения языка (междометная и звукоподражательная) и подробно разрабатывает теорию соц. договора, которая трактует происхождение языка следующим образом. Когда человек от изолированного проживания перешел к первичным объединениям возникла необходимость общения. Первичное общение происходило при помощи выкриков которые носили инстинктивный характер. Человек развивался физиологически, таким образом что выкрики стали носить все более отчетливый и членораздельный характер. Далее происходит договоренность людей о том, чтобы принимать определенные звукокомплексы за определенные знаки.Эта теория справедливо ставит на первое место происхождение языка социальный фактор, но на многие вопросы ответы не дает. Френсис Бэкон не создал общей теории языка, но наметил путь эмпирического изучения языков – важного принципа сравно-исторического языкознания. Рене Декарту принадлежит идея создания искусственного языка (эпиранто).В нашем отражении действительности мы какому-то объекту приписываем определенный смысл.С именем Ломоносова связано становление литературной нормы языка. Кроме того ему принадлежит основательный труд «Российская грамматика», который долгое время оставался непревзойденным по точности описания и живости примеров.^ 6. Сравнительно-истор яз-е(СИЯ) в Европе.Раск,Бопп,Гримм.СИЯ-это направ-е в лингвистике 19в,кот охватывает все ее отрасли, кот заключ в новом подходе к изучению языка:с точки зрения его истор.развития и в степени родства с др.языками.Это подлинно-научный подход к изучению язык.явлений, чтобы понять их истинную сущность, вскрыть причинно-следств.связи,существующие между ними. Это направление было разработано в трудах зап.ученых Раска,Боппа,Гримма. Расмус Раск- датский лингвист «исследование происхождения древне-северного или исландского языка». Кроме исследования вопроса (название книги), Раск обосновывает в ней принципы определения родства языков, что явилось теор.обоснованием в СИЯ. Для определения родства языков,необходимо обнаружить сходства на след. яз.уровнях: лексический состав в целом,в этом смысле не надежен, т.к именно лексика подвергается наиболее активному заимствованию.Необходимо рассматривать первич.слова,т.к они всегда исконны, являются родственными у общих языков.1)Являются обозначением обьектов, непосредственно окруж. человека(вода,солнце,луна), близ. родственников (отец,мать), числит до 10.2) При рассмотрении грам-ки следует рассматривать не грам.категории(наст.прош.вр),а формы,склонения,спряжения(падеж.имен и личных оконч.глаголов),т.к они не заимствуются и не отражают признаки мышления. 3)Самым надежным признаком родства явл. оответствие в языках звук. законов, т.е регулярность звук.изменений в данном языке, в данный период.Бопп показал родство на примере глагола и таким образом доказал родство индо-европ языков. Сравнивает глагольные флексии в санскрите, греческом, латинском, персидском, германских языках. Обнаруживает их сходство в историч. плане, следоват., он обосновывает единство индоевроп. языков. % asmi,sum,am,есмь.Доказано что флексии произошли от самостоятельных корней.(worked-lehrte). На языковом материале описано передвижение согласных в инд и герм яз. Суть этого передвижения заключается в изменении способа образования ряда соглас при сохранении места их обр-я. П -> Ф, К -> Х, на 2 этапе Б -> П, Д -> Т,Г -> К. Выявляет силу закона в этих передвижениях, их единство для герм и других индо-евр языков, и таким образом обосновывает их родство. При изучении истор.корней индоевр.языков выявляют 3 стадии в развитии каждого языка:1.отсутствие морфологии,отношения выражаются сочетаниями слов2.рассвет флексии,совершенство,вершина языка.3.распад флексии, стремление к аналитизму, утрата языком гибкости и точности выражения. Язык изначально заложен в человеке в виде способности к такого рода деятельности. Язык- это единство противоположных и взаимо-предполагаемых начал антиномии, пребывающих в подвижном равновесии. Антономии языка и духа, произвольности и мотивированности, деятельности и продукта деятельности, устойчивости и движения.^ 7. Сравнительно-истор яз-е(СИЯ) в России.Востоков,Срезневский,Буслаев. В российском языкознании первой половины 19 в. был весьма ощутим акцент сравнительного аспекта по сравнению с историческим (генетическим), что объяснялось и неактуальностью для славянских языковедов проблемы языка-источника, и серьёзным интересом к идеям универсальной логической грамматики. В истории языка исследовались лишь отдельные ключевые моменты. Этим было обусловлено отсутствие в русской науке больших обобщающих трудов по сравнительно-исторической грамматике индоевропейских и даже славянских языков, подобных трудам Ф. Боппа и Я. Гримма. Русские исследователи уделяли большее внимание слову в целом, нежели морфемам в его составе. Лексикографические занятия служили базой для сравнительного подхода к языкам. Слово, как правило, рассматривалось не в отрыве от текста. Благодатной почвой для утверждения в науке о языке принципа историзма явилось русское славянофильство. Сильное воздействие на русских мыслителей оказали философия истории Гегеля и идеология романтизма. Следует отметить, что сторонники сравнительного подхода скорее ориентировались на форму, а сторонники исторического подхода - на значение. Первым представителем сравнительно-исторического языкознания в России явился Александр Христофорович Востоков (1781--1864). Он известен как поэт-лирик, исследователь русских песен и пословиц, автор двух грамматик русского языка, грамматики и словаря церковнославянского языка, издатель. В 1820 им публикуется "Рассуждение о славянском языке", заложившее основы сравнительного славянского языкознания. В этом труде рассматриваются вопросы о периодизации истории славянских языков и их месте среди индоевропейских языков. А.Х. Востокову принадлежит подготовка теоретической и материальной базы для последующих исследований в области исторического словообразования, лексикологии, этимологии и даже морфонологии. Другим основоположником отечественного сравнительно-исторического метода был Фёдор Иванович Буслаев (1818--1897), автор многих трудов по славяно-русскому языкознанию, древнерусской литературе. Его концепция формировалась под сильным влиянием Я. Гримма. Он сопоставляет факты современного русского, старославянского и других индоевропейских языков. Буслаев стремится установить связь истории языка с историей народа, его нравами, обычаями, преданиями и верованиями. Исторический и сравнительный подходы им различаются как подходы временной и пространственный. "Снятие противоположности" сравнительного и исторического подходов происходит в работах Измаила Ивановича Срезневского (1812--1880), знакомого с трудами немецких философов и даже слушавшего их лекции в Германии. Завершается синтез лишь в последующий период А.А. Потебнёй. В его работах сочетаются "морфологизм" сравнительного подхода и "фонетизм" исторического подхода. Этот языковед осознает базисную роль фонетики в сравнительно-историческом исследовании. Он понимает различие между буквой и звуком. Им по сути дела открываются оттенки (комбинаторные варианты) фонем.^ 8. Филос.основы лингв концепции Гумбольдта. По мнению Г, язык и мышление-это полностью тождественные вещи,а категории языка однозначно соответствуют категориям мышления. Предложению соответствует суждение. Конечно, категории мышления всегда оформлены яз. средствами, даже если вслух мы этого не произносим. Язык есть обязательная предпосылка мышления, даже и в условиях полной изоляции.Язык и мышление –это 2 противоположные стихии(язык материален,мышление идеально), и вместе они образуют диалектич.единство. Впервые Г подчеркивает нац.специфику каждого языка. Язык не отражение мира,а его индивид.и национ.интерпретация. Язык неизбежно несет отпечаток культ-истор.развития данного народа. Эти мысли нашли свое дальнейшее развитие в соврем.языкознании и дали начало лингвокультурологии,задачей которой является описание национально-культ.компонентов языка. Индивид.интерпретация мира, кот находит свое отражение в индивидуальности языка, ведет к тому что «всякое понимание есть непонимание».Вывод: владение огромным эмпирическим материалом позволило Г построить стойкую и цельную лингв систему, это способствовало выделению общего языкознания в самостоят.дисциплину. Его учения характеризуются глубоким пониманием сущности языка(антиномией). Г являлся основоположником антропологическогго подхода в языкознании, когда в центре исследования находится не система языка,а человек говорящий,с особенностями восприятия мира,нац и культ.ценностями. Г являлся создателем структурной классификации языков, которая актуальна и в наши дни(языки:аморфные,агглютинативные,синтетические,аналитические). Но, в его теории мы находим идеализм доведенный до абсолюта,тем более что определение духа он не дает.^ 9. Натурализм в языкознании. Шлейхер.Натурализм- это взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего. Это ведущий принцип просвятительской мысли в Европе 17-18вв.Существовали,например, концепции естественного «человека» и естест. «общества», когда любые соц.явления объяснялись исключительно естественными причинами. Существовала даже «естеств.психология»-«мозг выделяет мысль, подобно тому как печень выделяет желочь» Сущность натурализма в яз-и состоит в том, что язык приравнивается к животному организму в прямом,биологич.смысле. Теория Дарвина (1859) усилила позиции натурализма.У языков существует борьба за существование и естест.отбор. Языки тоже происходят от «одноклеточных» корней. Как и любой живой организм, язык рождается,развивается,стареет,может «заболеть» и даже умереть.Наиболее ярким представителем амер.яз-я явл.немец.лингвист Шлейхер-говорил «языки-это естест.организмы, которые возникли без участия чел.воли, выросли и развились по определенным законам, и в свою очередь стареют и умирают»1) Натуралистическая концепция Шлейхера не наивность. Он и сам понимал принципиальное различие биологических организмов и языков. Натурализм возник как протест против идеалистич.концепций языка (в первую очередь концепцию Гумбольдта), стремление подчеркнуть его материальный характер. Шлейхер-великий лингвист. Его идеи во многом предопределили дальнейшее развитие яз-я: а)натуралист.концепция подготовила систем.подход к языку,в соответствии с которым язык понимается как целостная система,состоящая из четко-выделимых компонентов, связанных между собою разнообраз.отношениями. Данный подход явл.одним из основополагающих в соврем.яз-я.2) Шлейхер изучал язык в тесной связи с мышлением «язык-звуковое выражение мысли,проявляющийся в звуках процесс мышления»3) Впервые в яз-и Шлейхер говорит о существовании внешних и внутренних лингвистик.4) Шлейхер- выдающийся индоевропеист, частично решил проблему реконструкции индоевр.праязыка на основе язык.законов.^ 10. Сущность психологизма в языкознании. Основные положения теории Г. Штейнталя и В. Вундта.Псизологизм – это совокупность школ и концепций в рамках которых акцент делается на язык как феномен психического состояния. В той или иной степени он проявился у многих лингвистов и сейчас актуален. На развитие психологизма оказали влияние идеи Гумбалта (Язык народа – это его дух). В целом психологизм противопоставлен натурализму. Исследования языка в рамках психологизма характеризуются акцентом на проблемах его функционирования и используется психологами в качестве методологической базы. Основателем психологизма считается Гейман Штейнталь, который рассматривал язык в тесной связи с мышлением. Классификацию языков: изолирующие, корневые, агглютинативные и флективные объяснял определенными ступенями психологического развития народа. Изолирующие (корневые, аморфные), аглюционирующие (появление морфемы несущей одно значение). Центральным звеном лингвистических исследований должно стать толкование речевых актов, описание высказываний в различных ситуаций, т.е. функционирование языка. Вундт был психологом и изучал мыслительные процессы и их отражение в языковых структурах. В основе лежат три типа операций: ассимиляция, апперцепция, ассоциация. ^ 11. Сущность психологизма в языкознании. Лингвистическая концепция А.А.Потебни.Выдающийся отечественный представитель психологизма – А.А.Потебня (1835-1891) – профессор Харьковского университета, член-корреспондент АН России, лауреат многих наград за филологические труды, признанный заруб. и отечеств. авторитет. [Лингв. психологизм ощущается в трактовке Потебней сущности языка, которая видится ему в непрерывной духовной дея-ти. Язык появл. как результат духовной дея-ти человека, как воплощение духовной жизни в языке и далее существует как непрерывная дея-ть по совершенствованию форм, обновлению, развитию, как непрерывное словесное творчество. В связи с этим интерес исследователя должен быть сосредоточен не на застывших готовых языковых конструкциях, а на функционировании языка. Изолированное слово мертво, оно не обнаруживает всех своих качеств. Только в речи оно приобретает свой истинный (только один) смысл, соответствующий данному акту мысли. Т.о., каждый акт речи индивидуален и неповторим, как индивидуальна и неповторима психическая дея-ть человека. Содержание речи субъективно, понимание тоже, т.к. мысли говорящего и слушающего различны. Потебня, т.о., разделяет точку зрения Гумбольдта о том, что «всякое понимание есть непонимание». При этом Потебня развивает мысль Гумбольдта, у которого эта фраза означает отклонение от мысли говорящего. Потебня считает, что это не отклонение, а понимание по-своему, привнесение слушающим в высказываемую мысль своего опыта, восприятия мира, психологических особенностей, творчества и т.д. Услышанное для слушающего – не способ передачи мысли от 1 человека к другому, а повод для появления своих мыслей. «Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать в другом его собственные мысли». Психологизм ощущается в трактовке Потебни проблемы языка и мышления. В отличие от Гумбольдта, Потебня разводит эти понятия. Это разные вещи в онтологическом плане (по происхождению). Язык возникает на базе достаточно развитого мышления, явлением духовной жизни, предшествующим языку. На опред. этапе они неизбежно и объективно получают воплощение в языковой форме; возникнув, язык оказывает влияние на духовную дея-ть. Язык и мышление различны и по своему функционированию. «Область языка далеко не совпадает с областью мысли», например, в творческой дея-ти большое место занимает бессловесное общение. Вместе с тем только в слове мысль получает свое место в системе человеческих знаний. «Бессловесное» мышление базируется на мышлении, ассоциируемом со словом.] В лингвистической теории Потебни центральное место занимает учение о внутренней форме слова. По мнению Потебни, внутренняя форма слова является тем механизмом, при помощи которого происходит соединение языкового значения и языковой формы. Под внутр. формой Потебня понимает первоначальное, этимологическое значение слова, воплощение в слове нашего представления об объекте, обозначенном в этом слове. Поскольку языкоз. – непрерывная дея-ть, то на это первоначальное значение, внутреннюю форму слова, накладываются новые смыслы. Слово получает дальнейшее значение. Этимолог. значение забывается, хотя и остается в слове. На слово наслаивается кроме дальнейшего значения и субъективное впечатление. Однако, первопричиной воплощения того или иного значения в данной форме остается его этимолог. значение, т.е. внутр. форма. % в названиях ягод «черника», «голубика» явно просматривается внутр. форма «черный», «голубой», которая отражает наше представление об этих ягодах. Оно и явл. этимолог. значением этих слов, хотя сейчас мы можем и не считать цвет их главным признаком. Тем более, что он чаще всего забывается, утрачивается. % «брусника» - «красный». Внутр. форма слова явл. основой, на которой происходит соединение функции и значения в языке. Значит. место в его теории занимает учение о предложении. Эволюция предлож. также связана с эвол. психич. дея-ти. Ранний этап псих. дея-ти характеризуется конкретностью восприятия =>первичными предл. были именные конструкции (не моя печаль), глагол появ. позже. По этой же логике развивались и части речи: сначала появ. сущ., которые отражали предметное мышление, затем прил., которые отражали признаки и качество объектов, что было важно для практ. дея-ти, потом появ. глагол как отражение действий и процессов. ^ 12. Младограмматическое направление в языкознании. Общие принципы лейпцигской лингвистической школы. Теоретическую основу м. составляют след. теории – они изложены в класс. труде Германа Пауля «Принципы истории языка». 1. Единств. научным принципом лингвис. исслед. явл. историзм. Любое неисторическое исследов. ненаучно. Главное в лингв. анализе – не простая констотация фактов, а попытка объяснить явления, уловить связь между ними. А это невозможно без обращения к истории.2. Психологизм. Он заключается в том, что язык – реализация индивид. психики, а значит, целью языкоз. должно стать изучение индивид. языков. Конечно, до конца провести этот принцип невозможно. Однако, следует иметь ввиду, что языки индивидов как бы не были индивидуальны, имеют в своей основе нечто общее («узус»), среднее в индивид. языках. Задача исследователя – изучать взаимоотн. узуса и речевой дея-ти отдельного лица. 3. Эмпиризм. Это отсутствие широких обобщений, точность и скрупулезность в описании фактов, обработка огромного фактического материала; истинны и научны только те положения, которые проверены на практическом материале, в области теории допустимы обобщения только частного порядка, причем строго аргументированного эмпирическим материалом, не распространенным на другие явления.^ 13. Младограмматическое направление в языкознании. Учение о звуковых законах. Синтаксические исследования младограмматиков. Центральным положением учения м. явл. учение о звуковых законах. З.з. – единообразие, возникающее в известном языке в известное время и имеющее силу закона для этого языка и времени. Другими словами, это закономерные изменения языка в историческом плане. О з.з. говорилось и раньше (% детальное изучение з.з. для индоевроп. и герм. языков Я.Гримма). З.з. явл. определяющим фактором развития языка, поэтому их изучение д.б. важнейшим принципом для исследования. Звуковые изменения называются законами, т.к. они имеют вид закономерности. Но это не аналогия законов природы. Если законы природы указывают, что обязательно должно произойти при некоторых условиях, то з.з. констатируют лишь регулярные определенные исторические явления. Звуковые изменения происходят механически, их источник в сфере бессознательного. Именно поэтому они явл. надежным источником подлинного знания о языке. Многие полагают, что з.з. не знают исключений; кажущиеся нарушения этих законов можно объяснить чаще всего дей-ем других фонетич. законов. В языке действует также тенденция, уравновешивающая действие з.з., а именно аналогия. Аналогия – унификация явл., замена менее употреб. форм на более употреб, устранение расхождения зв. формы в грам. парадигмах. Если з.з. нарушает симметрию в языке, то аналогия стремится привести всё в систему. Диалектическое ед-во этих 2 противоположных процессов обеспечивает баланс явлений языка. В синтаксической модели также ощущается влияние психологизма. Все грам. связи в предл. имеют психол. основу. М. разграничивают 1.грам.и 2. псих. членение предл. При 1. в предл. выделяют подл. и сказ., это чисто формальное отношение. Ист. основу предл. составляют псих. отношения между объектами и процессами дейст-ти. В соответствии с 2 в предлож. выделяются: псих. субъект и предикат. Псих. суб. – представление, которое уже имеется в сознании говорящего, нечто ему уже известное. Псих. предикат – новое представление, которое в предлож. связывается с псих. субъектом. Грам. членение может не совпадать с псих. членением. Последнее при этом явл. истинным, поскольку отражается сущность предложения как организации представлений говорящего. ^ 14. Московская лингвистическая школа. Лингвистическая концепция Ф.Ф. Фортунатова. Фортунатов – выдающийся русский языковед, профессор МГУ, лингвист европейского масштаба (1848-1914), создатель научной школы: М.М. Покровский, Д.Н. Ушаков, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский. Он последователь младограмматизма, который неустанно подчеркивал необходимость сравнит.-историч. изучения языков. По его убеждению, каждый язык представляет собой постоянно изменяющееся явление. Каждый данный этап в развитии языка – видоизменение предыдущего этапа. Поэтому факты языка следует изучать с исторической точки зрения. Однако, исторический метод не является единственным, полагал Ф. Он не абсолютизирует историзм и считает, что для адекватного описания языковых явлений должны применяться и псих, и соц. подходы, т.к. сущностью языка явл. сочетание физиол., псих. и соц. факторов. В грам. теории центр. положением явл. учение о грам. форме, которое завоевало много сторонников. Иногда это учение даже называют формальным направлением в языкоз. (формализмом). Под грам. формой Ф. понимает морфологическую членимость слова. О наличии той или иной грам. катег. в языке мы можем судить только по наличию ее морфол. выражения. Аналит. граммат. формы, т.о., лишаются права называться грам. формой и исключаются из грам. анализа языка. В области синтаксиса Ф. также применяет формальный подход, в соотв. с которым не разграничивается словосоч. и предлож. «Законченное словосоч. есть предлож.»^ 15. Казанская лингвистическая школа. Проблемы языка в трудах И.А. Бодуэна де Куртене. Бодуэн де Куртене (1845-1929) – гордость российской лингв. мысли, создатель Казанской, а затем Петербургской лингв. школ. Его учениками и последователями были выдающ. лингв.: Н.В.Крушевский, В.А. Богородецкий, Л.В. Щерба, Е.Д. Поливанов. Стремление к теор. обобщениям, к филос. осмыслению яз. проблем выгодно отличало учение Б. де К. от эмпиризма младограмматиков. Не абсолютизирует он и психологизм в языке, постоянно подчеркивая его соц. обусловленность. Еще до Соссюра он выделял противоположные стороны в сущности языка, которые образуют его сущностные характеристики. Такими сторонами явл., например, язык и речь. Язык – комплекс членораздельных звуков и обобщенные конструкции из них, а речь – это реальный язык. Кроме того: статика и динамика. В связи с этим может быть 2 способа описания языка – того, что сущ. без учета изменений, и описание изменений. Хотя разрыв статики и динамики – явл. искусственное, т.к. «спокойствие, остановка, застой – явление кажущееся… статика языка есть только частный случай его динамики. Соврем. явл. станут понятными, если спросить историю языка». Изменчивость языка обусловлена как внешними, так и внутренними факторами. Внеш. причины – соц. причины (изменения в об-ве), а к внутренним Б. де К. относил причины психич. хар-ра – «бессознательного забвения», «стремления к удобству», «бессознат. абстракция». Он одним из первых выдвинул тезис о языке как системе взаимосвяз. и взаимообуслов. элементов. Понятие «системности» языка он связывал с понятием «знаковости». В области лингв. теории важным достижением Б. де К. явл. его учение о фонеме. Он первым в языкоз. указал на несовпад. физич. и функцион. св-в звука. И ввел, в связи с этим, понятие фонемы. Звук – физич. явл., продукт вибрации воздуха, фонема – лингв. элемент, обобщающий фонетический тип. Т.о., Б. де К. явл. родоначальником фонологии. Своим трудом «Опыт теории фонетических альтернаций» он положил также начало морфонологии, показав, что в ряде случаев происходит варьирование не фонем, а морфем. Т.е. он показал фонетич. изменения в синхронии. Он выделяет разные виды морфонологических альтернаций:1. макроскопические (на уровне морфем) % ходить – хаживать2. дивергенция % воды – вода – водяной3. эмбриональные (микроскопический) % мат-мать, гОда-годАОн установил историч. изменен. основ в индоевроп. языках. Общие индоевроп. основы в их первонач. виде давно не сущ. В морф. структуре индоевроп. языков произошел целый ряд процессов, которые привели к полному расхождению морф. систем индоевроп. языков, а также к смешению морф. типов внутри отдел. языков.1. аналогия – морф. изменения происх. в определенных, характерных для данного языка направлениях2. переразложение – изменения границ между частями слова (рука – древняя общеевроп. основа)3. опрОщение – структура слова становится проще (подушка, кольцо)^ 16. Ф. де Соссюр как основатель общего языкознания. Языковые дихотомии в теории Ф. де Соссюра. Соссюр – выдающийся лингвист 20в. (1857-1913). «Курс общей лингвистики»Многие проблемы, которые поставил Соссюр, были поставлены и решены его предшественниками (Гумбольдтом, Потебнёй и особенно Куртене). Заслуга С. в том, что он объединил все сказанное до него и создал общую теорию языка. Ее силда в том, что в ней нет абсолютизации каких-то отдельных подходов. Его теория явилась концептуальной основой структурализма – научной парадигмы в языкоз. 20в. Сущность языка: она состоит в том, что представляет собой триединство речи, языка и речевой дея-ти. Язык – ср-во общения, соц. явление, т.к. человек не может его создать или изменить. Оно потенциально, он потенциально существует в мозгу человека в виде словаря и грам. правил. Язык устойчив, долговечен, нормативен. Речь – индивид. комбинации, в кот. говорящий использует код языка. Это реализация потенциальной системы языка. Речь неустойчива, реальна, однократна, подвержена колебаниям и отклонениям. Язык и речь противоположны, однако, предполагают друг друга. Язык необходим, чтобы речь была всем понятна, речь нужна, чтобы сложился язык (исторически речь предшествует языку). Язык и речь – части общего феномена речевой дея-ти. Реч. дея-ть – свойство, присущее человеку, которое имеет психофизиологическую природу, т.к. имеет внешнюю (звуковую) и внутреннюю (психич.) сторону. В лингв. следует различать внеш. и внутр. сторону, т.е. экстралингвис. факторы и собств. языковые факты. Внешняя лингв. – история нации, которая оказывает влияние на язык, но не входит в понятие языка. Внутр. лингв. – грамматика, строй языка. Истинный объект лингв. – ее внутр. сторона, языковая система. ^ 17. Системный подход к языку в учении Ф. де Соссюра. Теория де Соссюра о языковом знаке.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.