Реферат по предмету "Психология"


Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста . Выполнила студентка 6 курса факультета дошкольной педагогики и психологии


Черненко Ю.В. Научный руководитель старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики и психологии, Сердкина Н.Д. Сдана на рецензию . Допущена к защите . Защищена . Иркутск 2002 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3-5 Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности у детей в системе родительских отношений. 1.Понятие родительские отношения , виды, критерии.


6-2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. 11-3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско- родительских отношений. 16 -20 Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в семье на материалах констатирующего этапа исследования. 21 -30 Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей


шестого года жизни в системе детско-родительских отношений. 31-39 Заключение. 40 Библиография. 41-42 Приложение. ВВЕДЕНИЕ Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других ребнок как самая чувствительная часть социума


подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространнными явлениями являются тревожность и страхи у детей И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалва и другие. Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи


С.В. Ковалв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи. Для маленького ребнка семья это целый мир, в котором он живт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи е членом, ребнок вступает в определнные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребнок растт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым,


лицемерным, лживым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения это система разнообразных чувств к ребнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребнка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком


Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие. Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе. Цель исследования апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей. Объект исследования детская тревожность и причины ее возникновения.


Предмет исследования процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожности у детей. Гипотеза мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии а создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в семье б изучения особенностей стилей детско-родительских отношений в комплексного использования средств и методов психолого-педагогической


коррекции в системе детско-родительских отношений. В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи 1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей. 2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений. 3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-родительских отношений,


выявить ее развивающий эффект. Методологическая основа Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения


Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие. Методы исследования 1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы. 2.Эксперимент констатирующий, формирующий, контрольный. 3.Количественная и качественная обработка результатов. Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности


у детей в системе детско-родительских отношений. Организация работы Экспериментальная работа проводилась в МДОУ 43 г. Усолье-Сибирское. В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей. Структура и объем работы Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложено на страницах.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 1. Понятие родительские отношения , виды, критерии. Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим е значение в его жизни. Семья как определнная социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов,


психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия семья , хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие. В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.


В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений 40. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семья это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении продолжении рода и самоутверждении самоуважении каждого е члена 39, 210. В социологии семья рассматривается как -первичная социальная группа, в которой начинается и протекает


социальная жизнь человека -основной фактор в социализации -социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе -социальная система, все члены которой имеют определнные статус и роли -общность, для которой характерна особая система межличностных отношений. По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие, семья может выступать в качестве положительного


или отрицательного фактора в воспитании ребнка. Положительное воздействие на личность ребнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нм. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, семейное воспитание это система воспитания и образования,


складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определнных принципах и иметь определнное содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребнка. Оно должно основываться на определнных принципах -гуманность и милосердие к растущему человеку -вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как е равноправных участников -открытость и доверительность отношений


с детьми -оптимистичность взаимоотношений в семье -последовательность в своих требованиях не требовать невозможного -оказание посильной помощи своему ребнку, готовность отвечать на вопросы. Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.


Либеральный когда при принятии решения последнее слово остатся за ребнком. Хаотический управление осуществляется непоследовательно иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально. Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.


Именно по отношению родителей к своему ребнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, родительские отношения это система разнообразных чувств к ребнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребнка, его поступков. Проблемой влияния родительского отношения к ребнку занимались такие


исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребнку отличаются высокой психологической напряжнностью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое,


постоянное, уверенное, обнадживающее. П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребнка 1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития. 2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.


3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям. 4.Родители постоянно не довольны ребнком, критикуют и порицают его. Ребнок растт раздражительным, эмоционально неустойчивым. 5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.


6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны. А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С.В. Ковалв выделяет следующие типы семейных отношений антагонизм, конкуренция,


соревнование, паритет, сотрудничество. Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С.В. Ковалвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие Диктат систематическое подавление инициативы другого.


Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребнка. Невмешательство предполагает сосуществование двух миров взрослых и детей . Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отноше-ний общим целям и задачам совместной деятельности. Паритет ровные союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. А.Б Добрович выделяет роли ребнка в семье, определнные для него родителями кумир семьи , мамино сокровище


, паинька , болезненный ребнок , ужасный ребнок , Золушка 7, 46. В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений 1. Принятие отвержение . Принятие родителю ребнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребнка, симпатизирует ему. Отвержение родитель воспринимает своего ребнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей


части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его. 2. Кооперация родитель заинтересован в делах и планах ребнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него. 3. Симбиоз родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.


4. Авторитарная гиперсоциализация родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха. 5. Маленький неудачник в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым


для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях безусловный содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д. и условный объективная


оценка, контроль, направленность на воспитание определнных качеств. Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.


Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка. 1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание


на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности. Понятие тревожность многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно


как ситуативное явление и как личностную характеристику. В психологическом словаре тревожность рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги один из основных параметров индивидуальных различий. По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.


В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как -психологическое явление -индивидуальную психологическую особенность личности -склонность человека к переживанию тревоги -состояние повышенного беспокойства.


В состав тревожности входят понятия тревога , страх , беспокойство . Рассмотрим сущность каждого. Страх аффективное эмоционально заострнное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога эмоционально заострнное ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.


Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает. Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности. Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности личностная и ситуативная реактивная.


Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу тревожность как черта личности. Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку. А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещ не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребнка именно в период дошкольного


детства происходит становление личности. А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных -с процессом обучения учебная тревожность -с представлениями о себе самооценочная тревожность -с общением межличностная тревожность. Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и е уровневое строение. И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем


его социуме. Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью деструктивный, недостаточный и конструктивный. Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.


Открытые формы острая, нерегулируемая тревожность регулируемая и компенсирующая тревожность культивируемая тревожность. Закрытые замаскированные формы тревожности названы ею масками . В качестве таких масок выступают агрессивность чрезмерная зависимость апатия лживость лень чрезмерная мечтательность. Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребнка аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни- тивную. Исследования


В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности. Так, какой он, тревожный ребнок Тревожный ребнок имеет неадекватную самооценку заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учбе снижен.


Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация. Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения. Приведм подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме. К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес- кому развитию тормозного типа


с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием маятникообразное воспитание сегодня запретим, завтра разрешим к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала недостаточное воспитание к трудностям в социальной адаптации. С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости


и агрессивности детей. П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребнку дат злостно-забитый тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере избыточно-заласкивающее мягко-забитый тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием воспитание по типу кумир семьи честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими. И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития


у них болезненного душевного состояния чрезмерно-снисходительное отношение причиной, переходящей через край эмоциональности у детей чрезмерная требовательность причиной душевной слабости ребнка. В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении воспитание


по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребнка к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля предъявление к детям непосильных требований как этиологический фактор неврастении. Е.Г. Сухарева делает следующие выводы противоречивое и унижающее воспитание ведт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью деспотическое воспитание к пассивно


защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью сверхопека, предохранение к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями. Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей 29. Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного


отношения родителей к ребнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребнка. С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребнка шестилетнего возраста является то, что а ребнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями А.В. Запорожец. б в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную


перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса Н.Н. Поддъяков. в ведущее значение приобретает развитие воображения Л.С. Выготский. Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в сущности понятия тревожности и е влияние на личностное развитие ребнка. Одним из факторов, влияющих на е разрастание, являются особенности родительского отношения к ребнку строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей


по отношению к ребнку, отсутствие эмоционального контакта с ребнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша. Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребнком, важно знать, как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме. 1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-родительских отношений


По мнению отечественных и зарубежных авторов А.И. Захаров, Е.Б. Ковалва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие очень важна коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности. Коррекция это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического


воздействия. Психологическая коррекция это такая деятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми, на раскрытие потенциальных творческих резервов человека. Психологическая коррекция различается по видам и формам. По видам симптоматическая, каузальная познавательной сферы личности аффективно-волевой сферы поведения межличностных отношений. По формам индивидуальная групповая смешанная программированная директивная


не директивная сверхкороткая длительная общая частная специальная. Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому, что один человек пытается помочь другому. Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских отношений, таких как педагогическая и психологическая неграмотность родителей ригидные стереотипы воспитания личностные проблемы и особенности


родителей, вносимые в общение с ребнком влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребнку и др предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг. Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга. Обоснование метода семья целостная система. И именно поэтому проблемы диады родитель-ребнок не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребнка или родителя.


Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий. А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских отношений социально-психологический тренинг. Под социально-психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.


Социально-психологический тренинг один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы В процессе социально-психологического тренинга применяются различные методические примы групповая дискуссия базовый методический прим, ролевая игра, невербальные упражнения


и так далее. Е.Б. Ковалва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определнное влияние эмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребнок находится под давлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие на его самосознание через уровень его развития. Методы коррекции органического уровня фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и


сосредоточения, обратить внимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон. Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных защитных проявлений игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и т.д Методы коррекции личностного уровня упражнение типа Вживание в образ , терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики рисование страхов,


составление рассказов по специальным картинкам и так далее. По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника социальный микроскоп , в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребнка, незнания его психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к нарушениям в системе детско-родительских отношений.


Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен- ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы.


К коллективным формам работы относятся собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому. В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы в театр, музей, кино, на выставки, посещение природы


и т. д. Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей. Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских отношений можно использовать тренинг когнитивно-поведенческий, социально-психологический.


Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных исследований психологов и педагогов, действительно актуальна. Влиянию родительского отношения на ребнка посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие. Родительские отношения это система разнообразных чувств к ребнку, поведенческих


стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребнка, его поступков. Исследователи выделяют типы родительских отношений диктат, опека, невмешательство, паритет, сотрудничество. Использование неэффективного типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка. Тревожность ребнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела личностный характер, необходимо насыщать


родителей знаниями о психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах, методах воспитания. Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребнка, нами проведен констатирующий этап исследования. ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ Цель изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье Задачи 1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах


воспитания детей. 2.Определить удовлетворнность своим положением в семье самого ребнка. 3.Выяснить родительское отношение к ребнку. Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребнка в семье. При работе с детьми мы использовали следующие методы - рисуночный тест Кинетический рисунок семьи Р. Бернс и С. Коуфман - методика


Неоконченные предложения . Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребнке и изучение родительских отношений с детьми. При работе с родителями нами были использованы следующие методы -анкетирование -тестирование Родительское отношение к детям А.Я. Варга, В.В. Столин. Исследование проводилось на базе МДОУ 43 г. Усолье-Сибирское. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.


Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана Кинетический рисунок семьи . Цель - исследование межличностных отношений в семье глазами ребнка -выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребнка. Методика проведения Ребнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие необходимо нарисовать свою семью так, чтобы е члены были чем-либо заняты


Формативными особенностями считается качество изображения тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры. Содержательными характеристиками рисунка являются изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.


Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям 1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых. 2.Эмоциональное напряжение и дистанция. 3.Дискомфорт. 4.Наличие враждебности по отношению к взрослым. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребнка. К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребнку комфортно в семье, на рисунке


присутствуют все члены семьи, в центре рисунка сам ребнок в окружении родителей изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребнка улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. Средний уровень детско-родительских отношений отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела рук, рта.


Низкий уровень детско-родительских отношений наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребнка ремень, запуганное выражение лица ребнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тмных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведнные руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д. Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести


только 9 семей 30 . В качестве примера разберм несколько рисунков. Настя С. помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей веслыми, счастливыми, все линии чтко прорисовывает, на рисунке много цветов. Вс это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях. На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином.


На лицах взрослых и ребнка улыбки, линии чтко прорисованы, в позах взрослых и ребнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей 50 . В качестве примера рассмотрим рисунок Артма С. Ребнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артма у него вообще отсутствует рот.


Руки у всех расставлены в стороны. Вс говорит о том, что ребнку не очень комфортно в этой семье. К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей 20 . Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные,


подчркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребнок не удовлетворн своим положением в семье и отношением к нему родителей. После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений -физическое наказание -отсутствие общения с родителями -неблагополучная обстановка в семье алкоголизм одного из


родителей -общение с ребнком на повышенных тонах. Результаты теста представлены в диаграмме 1. Диаграмма 1. Условные обозначения - высокий уровень детско-родительских отношений 9 детей - средний уровень детско-родительских отношений 15 детей - низкий уровень детско-родительских отношений 6 детей По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.


Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены. В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями. Методика Неоконченные предложения . Цель Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины,


вызывающие тревожность у детей. Методика проведения Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведтся в быстром темпе, чтобы ребнок отвечал бы первое, что придт в голову Приложение 1. Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей 30 . Так,


Света В. ответила Мой папа очень веслый , Моя мама и я любим стряпать Сержа А. Моя мама добрая , Мой папа и я играем в конструктор Стас В. Моя мама целует меня . Негативные отношения испытывают 6 детей 20 . Так, Вадим К. ответил Думаю, что моя мама редко обнимает меня Игорь Р. Моя мама ругается Артм А. Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает .


В 50 случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, Аня С. пояснила Мой папа и я никогда не играем , Мы с мамой любим гулять . Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях 30 Настя С Денис П Алша К Полина К Света В Сержа А Стас В Катя П Наташа Б. Так, Денис П. сказал Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю


Катя П. Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят . В 21 семье 70 детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М. Когда я шумно играю, папа кричит на меня Аня К. Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком Игорь Р. Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один .


По результатам нашего исследования нами были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребнка -боязнь физического наказания -страх остаться дома одному -отсутствие родительской ласки -крики родителей за проступки. Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребнка 70 . Из них у 15 50 наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей 20 были отмечены все эти причины и лишь в 9 30 случаях тревожность не наблюдалась.


По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания. Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов Приложение 2. Цель выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребнка шестилетнего возраста. Методика проведения Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить


уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо 13 имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребнком, регулировать сво эмоциональное отношение и поведение. Двадцать человек 67 имеют недостаточно знаний о ребнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.


У троих родителей 10 частичные, отрывистые знания о ребнке и его воспитании. А трое родителей 10 совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлнности по данному вопросу. Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребнка, о формах, способах, методах воспитания. Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения


А.Я. Варга, В.В. Столина. Цель изучить выявление родительского отношения к детям. Методика проведения Родителям были предложены бланки с вопросами 61 вопрос. На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ. Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений. На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация это


социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель- ность, старается быть с ним на равных. К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу симбиоз и маленький неудачник . Родитель видит своего ребнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.


К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализа-ция . Родитель воспринимает своего ребнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребнку злость, раздражение, досаду. Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям


Оптимальные родительские отношения к ребнку наблюдаются в 10 семьях 33 . К нейтральному уровню можно отнести 14 семей 47 . Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях 20 . По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей. Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов,


направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности. Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились - детские отношения к родителям - знания родителей о воспитании ребенка - родительские


отношения к детям. Высокий уровень характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность. Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует


себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности. Низкий уровень характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду. Результаты обследований представлены в диаграмме 2.


Диаграмма 2. Условные обозначения - высокий уровень 9 детей - средний уровень 15 детей - низкий уровень 6 детей Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности. На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что - у


родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка - ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье он не удовлетворен своим положением в семье - дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви боятся наказания - в семье неблагоприятная обстановка чрезмерная опека. Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.


ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. Цель коррекционной программы - создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у детей через коррекцию детско-родительских отношений - апробирование эффективных форм работы


с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности. Задачи 1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка шестого года жизни. 2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми. 3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений. Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и детьми.


Содержание работы реализовывалось через ряд этапов - пропедевтический - вводный - развивающий - контрольно-оценочный. На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей содержание коррекционной работы указано в таблице 1. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЭТАПЫ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ РОДИТЕЛИ ДЕТИ 1.Пропедевтический этап. Цель - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми - повышение уверенности


в собственных силах - устранение отрицательных эмоций. одно занятие. 2. Вводный этап. Цель повысить психолого-педагоги- ческую грамотность родителей развивать умения, направленные на общение детей с родителями. три занятия. Совместные детско-родительские занятия 1. Знакомство с родителями и детьми в круге Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нм


другие кем работает, чем любит заниматься и т.д 2. Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. Комплименты , Волшебный клубок . 1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы литературы Мухина Шестилетний Семейные праздники , Как быть ребнок . вежливым . 2.Просмотр видеофильма


Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью ка, каков ты и каждого родителя в отдельности. 3.Родительское собрание на тему 3.Составление рассказов о семье. Мы и наши родители. Семейные линии . ЭТАПЫ РОДИТЕЛИ ДЕТИ3. Развивающий этап. Цель Формировать умение общаться с детьми, строить правильные взаимо- отношения, оценивать детей соответст- венно их возможностям.


Способство- вать устранению тревожности у детей через совместную деятельность с роди- телями. 4 занятия 1.Дискуссии 1. Упражнение Расскажи свои страхи Роль родительских ожиданий. Что 2. Рисование на тему Расскажи свой они могут спровоцировать и породить страх . у детей , Как наши страхи становятся страхами наших детей . 2.Создание и разрешение педагогических ситуаций.


3. Составление характеристик на своего ребенка. Совместные детско-родительские занятия. Изготовление поделок из природного материала. Психологические игры Сиамские близнецы , Слепой и проводник .4.Контрольно-оценочный этап. Цель Анализ взаимоотношений, Эмоционального контакта между детьми и их родителями. 2 занятия Ход коррекционной работы Первый этап, направленный на установление доброжелательных отношений


с родителями и детьми, начался со знакомства. Ведущий назвал свое имя и рассказал о себе и предложил сделать то же самое остальным. Во время проведения игр не все родители и дети были раскованны. Мама Игоря М. вообще отказалась от игры. Общее впечатление от занятия у родителей и детей положительное. На втором этапе родители были более активны, с интересом прослушали лекцию о психологических особенностях детей шестилетнего возраста. Они отметили актуальность этой темы.


Просмотр фильма вызвал эмоциональный отклик, многие родители посмотрели на детей другими глазами. Проведенное родительское собрание помогло понять многим родителям, что они воспитывают своих детей так же, как воспитывали когда-то их самих, осознали свои ошибки в воспитании. Дети также принимали активное участие в беседах. Все с удовольствием рассказывали о праздниках, которые они отмечают семьей. Большинство детей любят Новый год и


День рождения . Руслан М. сказал Я больше всего люблю Пасху, мы с мамой красим очень красивые яйца . На третьем этапе все родители принимали активное участие в дискуссии. Велось активное обсуждение при разрешении педагогических ситуаций. Большинству родителей не составило труда охарактеризовать своего ребенка. Для выявления детских страхов, для развития умения говорить о своих негативных переживаниях открыто


с детьми провели упражнение Расскажи свои страхи . Сначала дети не решались говорить, чего они боятся, но после рассказа ведущего о своих детских страхах дети включились в разговор и рассказали свои страхи. Только Руслан М. сказал Я не знаю, чего я боюсь . В рисовании своих страхов дети с удовольствием принимали участие.


На совместном детско-родительском занятии было изготовлено много интересных поделок. Было видно, что детям очень нравится совместная работа с родителями. Очень красивую птицу сделали Вадим К. вместе со своим папой. После изготовления поделок была организованна выставка. В играх также участвовали все с удовольствием. Только маме


Игоря Р. показалось, что упражнения, которые выполняет ее сын, слишком сложные, и она отказалась от них, что вызвало негативную реакцию у ребенка. В основном занятия на этом этапе проходили в теплой и дружеской обстановке. На четвертом этапе родители делились впечатлениями о проведенных занятиях. Они пришли к общему мнению, что стали по-другому смотреть на своих детей, пересмотрели свои отношения с ними, стали обращать внимание на своего ребенка как на личность.


Папа Вадима К. сказал Мне так понравились ваши занятия, я открыл много нового для себя, понял, в чм мы допускали ошибки при воспитании своего сына. Теперь у нас дома благоприятная атмосфера и нашу семью можно назвать счастливой . Дети с большой любовью делали подарки в виде рисунков для своих родителей. В результате мы провели спортивный праздник для детей и родителей, который прошел в очень веселой обстановке. Все закончилось чаепитием. Родители и дети делились своими положительными эмоциями.


Мама Ани К. сказала Мы все стали одной большой дружной семьей . Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях. На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы проигрывание педагогических ситуаций,


потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь совместные занятия с детьми они сближают родителей и детей, помогают лучше понять друг друга. С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования. Анализ полученных результатов убедил нас, что произошли существенные изменения в детско-родительских отношениях диаграмма1,2.


Диаграмма 1. Диаграмма 2 Условные обозначения - высокий уровень детско-родительских отношений - средний уровень детско-родительских отношений - низкий уровень детско-родительских отношений На низком уровне детско-родительских отношений осталась одна семья из двадцати 14 70 семей перешло на высокий уровень детско-родительских от-ношений 5 25 семей - на средний уровень сравнительный анализ данных кон- статирующего и контрольного этапов эксперимента отображены в диаграмме 3,4.


Диаграмма 3. Диаграмма 4. Условные обозначения - высокий уровень детско-родительских отношений - средний уровень детско-родительских отношений - низкий уровень детско-родительских отношений Из результатов диаграммы мы видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений, у большинства детей тревожность снизилась до оптимального уровня. Одна 3 семья Игоря Р. Осталась на низком уровне детско-родительских отношений, но улучшение заметны


и в этой семье. Игорь стал добрее по отношению к другим детям, более открытым, веслым. На наш взгляд, индивидуальные занятия с этой семьй, помогут или справиться с существующими у них проблемами во взаимоотношениях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Тревожность влияет на психическое здоровье детей.


Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской тревожности является нарушение детско- родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей. Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы.


Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской тревожности. БИБЛИОГРАФИЯ 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология


Учебник для студентов вузов М 1972. 2.Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Психо-логический журнал, 1992. Т.13 5. 3.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. М 1990. 4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. -М 1995. 5.Выготский Л.С. Педагогическая психология.


М 1991. 6.Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога под ред. И.В. Дубровиной, -М 1987. 7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба М 1997. 8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия Психология ребнка . СПб 2000. 9.Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей М 1986. 10.Ковалв С.


В. Психология современной семьи М 1988. 11.Кочубей Б. Детские тревоги что, откуда, почему Семья и школа М 1988. 12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М 1999. 13.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. Вопросы психологии, 1969 1. 14.Немов Р.С. Психология.


Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования М 1994. 15.Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога М 1996. 16.Овчарова Р.Ф. Семейная академия вопросы и ответы М 1996. 17.Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию групповые методы работы


М Московский психолого-социальный институт Воронеж НПО МОДЕК , 2000. 18.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского под ред. Пилиповского В.Я М 1992. 19.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков психологическая природа и возрастная динамика М 2000. 20.Психология страха Популярная энциклопедия


М 1999. 21.Психологический словарь под ред. Давыдова В.В М 1983. 22.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании М 1995. 23.Сатир В. Как устроить себя и свою семью М 1992. 24.Семейная психотерапия.Эйдемиллер Э.Г Юстицкий В.В Александрова Н.В СПб 2000. 25.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей


М 1996. 26.Столяренко Л.Д Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике.Ростов-на-Дону, 2001. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ О РЕБНКЕ 1.Каков Ваш ребнок уверенный, нерешительный и т.д. 2.Насколько самостоятелен Ваш ребнок 3.Замыкается ли Ваш ребнок после замечаний 4.Насколько контактен с окружающими ваш ребнок 5.Является


ли Ваш ребнок кумиром семьи 6.Что в Вашем ребнка вас раздражает как вы с этим справляетесь 7.Как ведте диалог с ребнком Отвечаете ли на бесконечные Почему 8.Наказываете ли Вы ребнка, и как ребнок реагирует на это 9.Дате ли вы ребнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми 10.Решаете ли вы с ним его проблемы ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ


А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН Инструкция Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ верно , если оно совпадает с вашим отношение к своему ребнку, или не верно , если не совпадает. 1.Я всегда сочувствую своему ребнку. 2.Я считаю своим долгом знать вс, что думает мой ребнок. 3.Я уважаю своего ребнка. 4.Мне кажется, что поведение моего ребнка значительно отклоняется от нормы. 5.Нужно подольше держать ребнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.


6.Я испытываю к ребнку чувство расположения. 7.Хорошие родители ограждают ребнка от трудностей жизни. 8.Мой ребнок часто неприятен мне. 9.Я всегда стараюсь помочь моему ребнку. 10.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребнку приносит ему большую пользу. 11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребнку. 12.Мой ребнок ничего не добьтся в жизни. 13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребнком.


14.Мой ребнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят. 15.Для своего возраста мой ребнок немножко незрелый. 16.Мой ребнок ведт себя плохо специально, чтобы досадить мне. 17.Мой ребнок впитывает в себя вс дурное, как губка . 18.Моего ребнка трудно научить хорошим манерам при всм старании.


19.Ребнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 20.Я люблю, когда друзья моего ребнка приходят к нам в дом. 21.Я принимаю участие в свом ребнке. 22.К моему ребнку липнет вс дурное. 23.Мой ребнок не добьтся ничего в жизни. 24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.


25.Я жалею своего ребнка. 26.Когда я сравниваю своего ребнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям. 27.Я с удовольствием провожу с ребнком вс свободное время. 28.Я часто жалею о том, что мой ребнок растт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким. 29.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребнку. 30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.


31.Родители должны приспосабливаться к ребнку, а не только требовать этого от него. 32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребнка. 33.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребнка. 34.Я очень интересуюсь жизнью моего ребнка. 35.В конфликте с ребнком я часто могу признать, что он по-своему прав. 36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.


37.Я всегда считаюсь с ребнком. 38.Я испытываю к ребнку дружеские чувства. 39.Основная причина капризов моего ребнка эгоизм, упрямство и лень. 40.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребнком. 41.Самое главное, чтобы у ребнка было спокойное и беззаботное детство. 42.Иногда мне кажется, что мой ребнок не способен ни на что хорошее.


43.Я разделяю увлечения своего ребнка. 44.Мой ребнок может вывести из себя кого угодно. 45.Я понимаю огорчения своего ребнка. 46.Мой ребнок часто раздражает меня. 47.Воспитание ребнка сплошная нервотрпка. 48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 49.Я не доверяю своему ребнку. 50.За строгое воспитание дети благодарят потом. 51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребнка.


52.В мом ребнке больше недостатков, чем достоинств. 53.Я разделяю интересы своего ребнка. 54.Мой ребнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так. 55.Мой ребнок вырастет неприспособленным к жизни. 56.Мой ребнок нравится мне таким, какой он есть. 57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребнка. 58.Нередко я восхищаюсь своим ребнком. 59.Ребнок не должен иметь секретов от родителей.


60.Я невысокого мнения о способностях моего ребнка и не скрываю этого от него. 61.Очень желательно, чтобы ребнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям. Высокий тестовый балл интерпретируется как -отвержение -социальная желательность -симбиоз -гиперсоциализация -инфантилизация инвалидизация.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.