Реферат по предмету "Разное"


1. аудиторская деятельность: понятие, цели, задачи

1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ…………………..3 1.1. История возникновения и развития аудита……………………………………………3 1.2. Пользователи аудита…………………………………………………………………….4 1.3. Теоретические положения аудита………………………………………………………5 1.4. Цели и задачи аудиторской деятельности……………………………………………...8 1.5. Виды аудита……………………………………………………………………………...9 1.6. Аудиторские услуги……………………………………………………………………13 2. Законодательство в области аудиторской деятельности……….16 2.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации…………………………………………………………………………………………...16 2.2 Организация аудиторской деятельности……………………………………………...182.3. Классификация стандартов аудиторской деятельности……………………………..202.4. Международные стандарты аудиторской деятельности…………………………….212.5. Федеральные стандарты аудиторской деятельности………………………………...232.6. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов……………………………………………….............23 2.7. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности…………………...25 2.8. Этические нормы аудита………………………………………………………………27 2.9. Ответственность аудиторов и аудиторской организации……………………………303. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ………………………………………323.1. Подготовка аудиторской проверки……………………………………………………32 3.2. Получение доказательств в аудите……………………………………………………36 3.3. Классификация возможных ошибок…………………………………………………..38 3.4. Планирование аудиторской проверки………………………………………………..47 3.5. Общие принципы документирования аудита………………………………………...52 3.6. Аудиторское заключение………………………………………………………………55^ 1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ1.1. История возникновения и развития аудита Аудитор, аудитория, аудиокассета... Что общего у этих слов? Аудитория — помещение для слушания лекций, аудиокассета — кас­сета для прослушивания записей. А аудитор? Правильно — слушаю­щий. В давние времена в школах (а школы существовали, как правило, при монастырях) учитель, объяснив урок, например текст из Священного Писания, перед началом следующего урока поручал старшему учени­ку проверить, как младшие выучили задание. Этот ученик назывался «аудитор» — выслушивающий. Впоследствии это слово прижилось и стало названием профессии, связанной с контролем, проверкой какой-либо деятельности. Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осущест­вляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной дея­тельности предприятий, впервые появились в Англии в XIX в. Датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем от­чет должен был быть проверен и подтвержден специальным челове­ком — независимым аудитором. С этого времени и до наших дней аудит прошел несколько этапов своего развития. Он перешагнул границы Англии и стал частью хо­зяйственной жизни Франции, Германии, Италии, США и других раз­витых стран. От проверки бухгалтерских счетов акционерных ком­паний отдельными профессиональными аудиторами аудит развился до комплексного понятия, включающего в себя ряд услуг — проверку бухгалтерской отчетности, финансовый анализ, консультирование, — оказываемых профессиональными аудиторами и аудиторскими фир­мами, от небольших, включающих десяток сотрудников, до транс­национальных гигантов с численностью в несколько тысяч человек, таких как Ernst & Young, КПМЖ, Price Waterhouse, Deloite & Touch (так называемая «большая четверка»). Одним из преобладающих направ­лений развития аудита в мире в настоящее время является стандарти­зация аудиторской деятельности, унификация всех существенных мо­ментов проведения аудита, представления аудиторской информации. В России должность аудитора была введена указом Петра I. Но поскольку Петр I был апологетом не столько рыночных отношений, сколько административно-командной системы (кстати, больше вреда или пользы принесла его деятельность России — это еще вопрос), то и аудитор в его время был не независимым специалистом, а воинским чи­ном. Следы этого мы можем найти в литературе, в сочинениях Козьмы Пруткова: «Мысль хороша, но рифма никуда не годится. Приказать ау­дитору исправить» (примечание командира полка на полях рукописи поручика Фаддея Козьмича Пруткова). Позднее эта должность была упразднена, и в современном понимании этого слова аудит появился в России в 1987 г. с образованием акционерного общества «Инаудит». Это общество было создано для осуществления проверок финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего совместных предприятий (предприятий с иностранными инвестициями), которые в это время уже начали функционировать в СССР. С возникновением новых организационно-правовых форм предпри­нимательской деятельности — кооперативов, товариществ, обществ, стало возможным появление новых аудиторских фирм. Вопрос о необходимости аудита в России возник с началом рыноч­ных преобразований. В Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» [3] упоминается необходимость проведения проверки для це­лей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности пред­приятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организа­ций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидацион­ного баланса предприятия при его ликвидации. После ряда попыток подготовить и принять в установленном по­рядке закон об аудите в конце 1993 г. появились Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Временные правила определяли в качестве цели аудиторской деятельности (аудита) установление достоверности бухгалтерской от­четности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действую­щим в Российской Федерации. Временными правилами было установлено, что организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации осуществляется специально созданным для этого орга­ном —Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Россий­ской Федерации. Временными правилами был предусмотрен также по­рядок аттестации специалистов в области аудита и лицензирования предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих аудиторскую деятельность. За прошедший период развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987—1993 гг.) характеризовался, с од­ной стороны, директивным характером создания аудитор­ских организаций (например, в 1987 г. была создана первая аудиторская организация «Интераудит»), с другой — сти­хийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сер­тификатов и лицензий в период 1990—1993 гг.). Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия Федераль­ного закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ) — период становле­ния российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утв. Указом Президента РФ от"22.12.1993 № 2263, поста­новление Правительства РФ от 06.05.1996 № 482 «Об ут­верждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» и др. Была начата и проводилась работа по аттестации аудито­ров п лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Третий этап аудиторской деятельности в России на­чался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ и продолжается по настоящее время. Принятие Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых ак­тов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международ­ную аудиторскую систему. Произошедшие изменения в экономике России приве­ли к принятию нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В настоящее время в России функционирует более шести тысяч не­больших отечественных аудиторских фирм (с численностью до 50 че­ловек), несколько десятков достаточно крупных российских аудитор­ских фирм (с численностью до нескольких сотен человек) и несколько иностранных аудиторских фирм («большая четверка» и некоторые другие западные фирмы).^ 1.2. Пользователи аудита Аудит — элемент рыночных отношений. Как и любой другой элемент рынка, он появляется на свет, как только у какой-либо группы участ­ников рынка возникает потребность в нем, возникает спрос (это одно из проявлений действия закона спроса и предложения). В свое время развитие и усложнение производства, развитие рынка привело к тому, что собственники организаций (акционеры, пайщики, учредители), а также инвесторы и кредиторы оказались не в состоянии самостоятельно убедиться в том, что все финансовые и хозяйственные операции интересующего их экономического субъекта (часто сложные и рискованные) соответствуют требованиям законов и правильно от­ражены в учете. Для этого требуются специальные знания и опыт, тре­буется свобода доступа ко всем документам в организации, чего заин­тересованные лица обычно бывают лишены. Таким образом, с одной стороны: • необходимость уверенности заинтересованных пользователей бух­галтерской отчетности в ее достоверности (поскольку бухгалтер­ская отчетность используется для принятия ответственных реше­ний); с другой стороны: • отсутствие у заинтересованных пользователей специальных зна­ний и опыта; • отсутствие свободного доступа к документации организации; • возможность необъективной информации со стороны руковод­ства и бухгалтерии организации в конфликтных ситуациях; • подверженность бухгалтерской отчетности искажениям вслед­ствие действия неизбежных факторов (субъективность соста­вителей, неоднозначность интерпретации нормативных актов и т. д.) привели к возникновению института независимых высококвалифи­цированных специалистов-аудиторов, мнению которых о достовер­ности бухгалтерской отчетности организации заинтересованные поль­зователи могли бы доверять. По сути, аудитор — это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями пред­ставленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) — высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности органи­зации. Кто является составителем бухгалтерской отчетности? В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. составителем бухгалтерской отчетности является организация в лице ее руководителя и главного бухгалтера, которые подписывают отчетность и несут ответственность за ее достоверность и соответствие действующим в Российской Федерации законодательным и нормативным актам. А кто же является пользователем информации, представленной в бухгалтерской отчетности? Это все те, кто связан с организацией иму­щественными или финансовыми интересами (табл. 1.1). Таблица 1.1 Пользователи информации, представленной в бухгалтерской отчетности № п/п Отношение к организации Интерес в организации 1 Собственники Получение дивидендов, доли прибыли 2 Кредиторы, заимодавцы Получение процентов, возврат кредитов и займов 3 Инвесторы Доход по вкладам 4 Руководство предприятия Оплата труда, другие привилегии 5 Поставщики Оплата поставок 6 Покупатели Получение товаров, работ, услуг 7 Государственные органы Налоги, сборы ^ 1.3. Теоретические положения аудита Аудит представляет собой функциональную науку о ме­тодах и приемах независимого финансового контроля. Он взаимосвязан с такими функциональными науками, как бухгалтерский учет (финансовый и управленческий), ана­лиз хозяйственной деятельности по данным учета и отчетности, оперативное управление (регулирование, координа­ция и мониторинг планов), финансовый контроль, включая разные его формы. В систему финансового контроля аудит входит как независимый финансовый контроль наряду с другими составляющими: общегосударственным финансовым контролем, бюджетно-финансовым, ведомственным финансовым контролем, общественным контролем. Аудит как наука представляет собой систему знаний о методах и приемах независимого финансового контроля. Аудит как практика — вид управленческой деятельности, сводящийся к независимому финансовому контролю ве­дения бухгалтерского учета и оценке бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности. Следовательно, именно принцип независимости определяет основную сущность аудита, этим он отличается от других видов контроля и являет­ся самостоятельной научной (и учебной) дисциплиной и практикой. Предметом аудита является одна из основных функ­ций управления, один из видов общественно необходимой деятельности по обеспечению пользователей достоверной информацией бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица для принятия решений пользователями этой отчетности, т.е. обеспечивается обратная связь между экономическими субъектами и пользователями. Объектом аудита является бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и отражение в ней итоговой про­изводственно-хозяйственной деятельности организаций. Такая отчетность является наиболее важным объектом аудита, но не может ограничивать аудит при изучении хо­зяйственной деятельности аудируемых лиц. Финансовый аудиторский контроль осуществляют субъ­екты контроля (аудиторские организации и индивидуаль­ные аудиторы), общественный статус, права, обязанности и ответственность которых строго регламентированы зако­нодательными актами. Метод аудита как общий подход к исследованию бази­руется, как и в других науках, на диалектике. Ее основные черты — единство анализа и синтеза, изучение показателей в их взаимосвязи, в развитии и т.д., которые определяют методологию и методику аудита. Методология аудита как науки принимает форму предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность как опре­деленных видов деятельности, так и описаний фактически выполненной деятельности. Методика аудита — совокуп­ность специальных приемов, т.е. конкретных процедур, расчетов, математических моделей, сопоставлений, приме­няемых для обоснования мнения о степени достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Для подтвержде­ния достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо получить достаточные доказательства в целях формулирования обоснованных выводов, в которых содер­жится мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате выполнения процедур по существу и проведения тестов средств внутреннего контроля. В отличие от комплексной проверки, т.е. аудита, иссле­дование и изучение отдельных элементов, составных частей финансовой отчетности или разделов бухгалтерского учета можно определить как методику проведения аудиторской проверки. Следует также отличать собственно аудит имен­но бухгалтерской отчетности от таких видов «аудита», как экологический, управленческий (производственный), тех­нический, аудит персонала, кадровый аудит, аудит эффек­тивности, аудит интеллектуальной собственности и т.д. К теоретическим положениям аудита относят также по­стулаты и принципы аудита. Наряду с понятием «аудит» различают и термин «аудиторская деятельность». В соот­ветствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ и мировым опытом аудиторская деятельность включает три компонента: аудит, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и ведения бухгалтерского учета. Целью аудита является выражение мнения о достовер­ности финансовой отчетности аудируемых лиц. Под дос­товерностью понимается степень точности данных финан­совой отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Сущность аудита заключается не только в подтвержде­нии или неподтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и в оценке эффективности хозяйственной деятельности аудируемых лиц, их способ­ности продолжать дальнейшую деятельность, по крайней мере, в течение следующего за отчетным года. Сопутствующие аудиту услуги — это отличные от аудита услуги, перечень которых устанавливается феде­ральными стандартами аудиторской деятельности. К та­ким относятся обзорные проверки, согласованные проце­дуры, компиляция финансовой отчетности (федеральные стандарты № 24, 30,31,33). Примерный перечень прочих аудиторских услуг содер­жит ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ: 1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование, постановка, восстанов­ление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций; 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности орга­низаций и индивидуальных предпринимателей, экономиче­ское и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связан­ное с реорганизацией организаций или их приватизацией; 5) юридическая помощь в областях, связанных с аудитор­ской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в граждан­ском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государствен­ной власти и органах местного самоуправления; 6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение ин­формационных технологий; 7) оценочная деятельность; 8) разработка и анализ инвестиционных проектов, со­ставление бизнес-планов; 9) проведение научно-исследовательских и эксперимен­тальных работ в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 10) обучение в областях, связанных с аудиторской дея­тельностью. Аудиторская деятельность — деятельность по проведе­нию аудита и оказанию аудиторских услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудито­рами. Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последо­ватель) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия за определенный пе­риод. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке документации; взаимоотношениям с клиентом; выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Аудит значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Он обеспечивает не только проверку достовер­ности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увели­чения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо прове­рок, предполагает оказание сопутствующих и прочих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие состоит в том, что аудит — это независимая провер­ка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, и применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе судебного исследования совершенных хозяйст­венных операций. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может суще­ствовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (право­вую сторону данного вида экспертизы). Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бух­галтера при проведении судебно-бухгалтерской эксперти­зы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы иссле­дования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. УК не предусматривает каких-либо огра­ничений для аудиторов-специалистов в выполнении своих профессиональных обязанностей.^ 1.4. Цели и задачи аудиторской деятельности Цели и задачи аудиторской деятельности весьма много­гранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на схеме (рис. 1.2). Исходя из приведенной классификации целесообразно подробнее рассмотреть цель и задачи аудиторской деятельно­сти. Преимущество в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту. Его цель и основные задачи определены в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ и Федераль­ных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Главная цель внешнего аудита — дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте. Достижению главной цели способствуют сложившиеся ныне требования к аудиторской деятельности. Прежде все­го — это независимость и объективность при проведении проверок, а также конфиденциальность, профессиона­лизм, компетентность и добросовестность аудитора. Он использует методы статистики и экономического анализа, применяет новые информационные технологии. Аудитор обязан уметь принимать грамотные решения, давать рацио­нальные рекомендации по данным аудиторской проверки. Доброжелательность и лояльность аудитора по отношению к клиентам, ответственность за последствия рекомендаций и заключений — обязательное условие его деятельности. Всегда и везде он обязан заботиться о росте авторитета ауди­торской профессии. Все эти требования определяют осо­бенности и нормы поведения аудитора. Задачами аудита является установление следующего: 1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования ак­тивов и обязательств); 2) принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию или организации) по состоянию на опреде­ленную дату актива или обязательства, отраженного в фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности (наличие прав и обя­зательств); 3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяй­ственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение); 4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете ак­тивов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота); 5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязатель­ства (стоимостная оценка); 6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответ­ствующему периоду времени (точное измерение и правиль­ная периодизация); 7) объяснение, классификация и описание актива или обязательства в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).^ 1.5. Виды аудита В отечественной теории и практике аудита признается систе­ма его классификации, в основу которой положены такие при­знаки, как статус аудитора, принцип инициативы, объект изуче­ния, сфера деятельности клиента, периодичность проведения и применяемые методы, что показано на рис. 1.1.Рис. 1.1. Классификация и виды аудита (Парушина Н. В., Суворова С. П. Аудит: учебник. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008)Внешний аудит проводится на договорной основе ауди­торскими организациями и индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки положения дел в сфере бух­галтерского учета и финансовой отчетности экономическо­го субъекта. В качестве экономических субъектов могут вы­ступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др. Внутренний аудит представляет собой независимую дея­тельность по проверке и оценке работы организации в инте­ресах ее руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие не­посредственно в данной фирме. В небольших организациях может не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. Аудит может быть инициативным (добровольным), ко­гда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведе­ние обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ. Основная цель инициативного аудита —- выявить недос­татки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетно­сти, в налогообложении, провести анализ финансового со­стояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению ру­ководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными, например: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка приме­няемых средств и методов автоматизации учета; оценка со­стояния расчетов по налогообложению и др. Можно назвать несколько причин проведения инициа­тивного аудита. Так, многие предприятия, особенно экс го­сударственные, ранее подвергавшиеся тщательному внут­риведомственному контролю, пройдя в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратив­шись в акционерные общества, лишились привычного кон­троля со стороны специальных органов. Важной причиной является текучесть бухгалтерских кадров, порожденная мно­гими обстоятельствами. Среди них — недостаточно высокая оплата, нежелание руководства новых экономических струк­тур принимать главного бухгалтера как одного из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. Сюда добавляется низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь об­разованных. Не случайно руководители предприятий и ор­ганизаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами об­ращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее тру­доемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — про­ведение инвентаризации активов и обязательств, выбороч­ная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охва­тывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отлича­ется от проведения обязательного аудита. Обязательная аудиторская проверка проводится в случа­ях, прямо установленных актами законодательства РФ, ини­циативная аудиторская проверка - по решению руководства экономического субъекта. Тот факт, что необходимость ауди­та в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, име­ет свои причины и определенные последствия как для ауди­торов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов. Рассмотрим причины необходимости проведения обяза­тельного аудита. Субъекты обязательного аудита, как пра­вило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организации, негосударственные пенси­онные фонды, открытые акционерные общества. Население не всегда умеет квалифицированно читать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показатели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае проверки таких эко­номических субъектов выступает посредником между про­веряемым экономическим субъектом и заинтересованным в его деятельности, но не квалифицированным пользова­телем бухгалтерской отчетности. Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы выручки от реализации и раз­меры имущества, государство в лице аудитора контролиру­ет деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков. К аудиторской организации, проводящей обязательную аудиторскую проверку, предъявляются определенные требо­вания. Такая проверка в отличие от контроля по специаль­ному аудиторскому заданию может быть только комплекс­ной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Помимо этого обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода - можно ли и в какой степени полагаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгал­терской отчетности. Обязательная аудиторская проверка имеет следующие особенности: - согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307 - ФЗ обязательный аудит проводится аудиторскими организация­ми и индивидуальными аудиторами; - аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведе­ния, составляющие государственную тайну, осуществляет­ся аудиторскими организациями, которые имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. - должны неукоснительно применяться (соблюдаться) положения федеральных стандартов аудита, определяющие действия аудиторов в конкретных ситуациях, возникающих при проведении аудита; - руководство экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, не может определять круг вопросов, по которым оно нуждается в помощи аудитора, а также соз­давать ограничения тематики проверки; - руководство экономического субъекта, имея аудитор­ское заключение по результатам проведения обязательного аудита, должно ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской финансовой отчет­ности; - получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а также рекомендации по их устранению, руководство эко­номического субъекта обязано принять меры к их исправлению. В настоящее время в соответствии со ст. 13 Закона о бух­галтерском учете бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотрен­ные нормативными актами, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных ко­оперативов, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с феде­ральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, и пояснительную записку. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307 – ФЗ обязательный аудит предусматривает ежегод­ную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в следующих слу­чаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обще­ством взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным вне­бюджетным фондом, источником образования средств ко­торого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные исчисления, про изводимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления фи­зических и юридических лиц; 3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.; 5) в иных случаях, установленных федеральными зако­нами. Отметим еще две особенности про ведения обязатель­ного аудита. Первая состоит в том, что индивидуальные аудиторы могут проводить обязательный аудит - кроме организаций, ценные бумаги которых допущены к обраще­нию на торговых фондовых биржах и (или) иных органи­заторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Для этих организаций обязательный аудит проводится только ауди­торскими организациями (п. 3 ст. 5 Закона). Вторая сводится к тому, что договор на проведение обя­зательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в фор­ме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Феде­ральным законом от 21.07.2005 № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Аудит по специальным аудиторским заданиям проводит­ся при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетно­сти, качественного состояния имущества, при необходимо­сти юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отноше­ния, при анализе эффективности использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансо­во-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. В последовательном развитии аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию, базирующуюся на риске. На подтверждающей стадии аудита при проведении про­верки аудитор проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером созда­вал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета. Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учета. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внут­реннего контроля облегчается проведение внешнего аудита. Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка, исходя из условий работы предприятия, проводит­ся выборочно. Анализируются в основном узкие места (кри­тические точки) в его работе. Сосредоточив аудиторскую проверку на областях с высоким риском, можно сэкономить время за счет отказа от проверки областей деятельности предприятия с низким риском. Те, кто полагается на сужде­ние аудиторов, считают, что это обеспечивает эффективную проверку


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.