Реферат по предмету "Разное"


1. История развития франчайзинга

Содержание Введение……………………………………………………………………….......3 1.История развития франчайзинга…………………………………………….....5 2.Печатные салоны Alfa Graphics..........................................................................6 3.Франчайзинг..........................................................................................................7 3.1 Сущность и определения франчайзинга..................................................7 3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга..........................................10 3.3 Виды франчайзинга.................................................................................14 4. Франчайзинговый договор...............................................................................18 4.1 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений................18 4.2Как заключить договор концессии?........................................................20 4.3 Права и обязанности сторон в договоре концессии.............................21 5.Особенности Франчайзинга в России..............................................................24 5.1Франчайзинг одежды и обуви.................................................................29 6.Особенности франчайзинга Mango..................................................................33 6.1История фирмы.........................................................................................34 6.2«Фруктовый» стандарт 6.3Mango как международное явление..........38 6.3Mango как международное явление........................................................39 6.4 Имидж и визуализация Mango................................................................40 6.5Образ Mango..............................................................................................42 Заключение.............................................................................................................50 Список использованных источников...................................................................51Введение Данная курсовая работа посвящена одной из новых для российской практики технологий ведения бизнеса, которая может быть полезной для предпринимателей. Считается, что каждая уважающая себя наука должна иметь красивую легенду. В физике - упавшее на голову Ньютона яблоко, в химии - создание искусственного золота, в кибернетике - искусственный разум. В этом смысле франчайзинг очень похож на легенду в экономике. Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Поэтому я хочу подчеркнуть актуальность выбранной темы, поскольку продажа франшиз и открытие фирм, действующих по договору франчайзинга, имеют очень широкое распространение во всем мире. Франчайзинг в России делает первые шаги. Его не распространенность в России связана не с какой-либо спецификой нашей страны, а с крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов-предпринимателей. Основываясь на вышеперечисленных фактах, формулирую цели работы: 1. Дать определения франчайзинга, охарактеризовать его сущность, преимущества и недостатки. 2. Выяснить, почему столь эффективная форма ведения бизнеса за рубежом не находит должного распространения в России. Для достижения этой цели потребуется решить следующие задачи: а) сравнить российский франчайзинг с западным б) сравнить договор франчайзинга с российским договором коммерческой концессии 3. На примере сети магазинов одежды Mango определить методы франчайзинга в управлении ассортиментом и качеством продукции. Информация курсовой работы представлена в виде теоретических положений, а так же в виде графиков, диаграмм и таблиц.^ 1.История развития франчайзинга История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов,… пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию. Аналогичная система была разработана 1898 году компанией General Motors, по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы — продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйства, широко распространен в зарубежной практике и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса. Договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в 80-ти странах мира. Франчайзинг сложен в исполнении в первый год существования, на этапе формирования системы. Развитие же системы после ее апробации происходит достаточно стремительно. Это можно проиллюстрировать на примере одной из франчайзинговых систем, которые пришли и на Российский рынок. ^ 2.Печатные салоны Alfa Graphics Открытие первого салона относится к 1970г. (штат Аризона). Трудно сказать, когда появилась идея развития сети, продажа же торговой марки зарегистрирована в 1979г. Восемь салонов в штате были открыты уже в 1980г. и к 1985г. сеть была расширена до 100 предприятий. Первые международные салоны появились в 1986г., сеть к тому моменту насчитывала около 200 предприятий, в 1987г. их количество достигло 275. В 1989 г. открылся первый салон в Москве. К 1996г. сеть салонов распространилась в 23 государствах. Рисунок 2.1 - Alpha Graphics На приведенном примере наглядно видны темпы развития системы. Что же такое франчайзинг и в чем его преимущество перед другими схемами работы? 3.Франчайзинг3.1 Сущность и определения франчайзинга По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей как правило ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль) , технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи. Рисунок 3.1.1 - Схема франчайзинга.Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - брэнднэйм).После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франшизный пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Созданная в 1977 году Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) дает определение франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая: а) дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером; б) дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы; в) обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т. д.); г) обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи; д) не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им. ^ 3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга Как и любой другой способ ведения бизнеса франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. В чем же заключаются плюсы и минусы системы для участников франчайзингового соглашения и их покупателей ? Преимущества для франчайзера: а) быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса; б) отсутствие расходов на содержание вертикально-интегрированной сети управления, т.е. снижение затрат на персонал ; в) более низкий уровень собственных капиталовложений; г) государственная регистрация договора франчайзинга; д) подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентуры, рост доверия к качеству и единому ассортименту продукции фирмы; е) доход от продажи лицензии; ж) прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования; з) прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота. и) продвижение на рынке товаров и услуг и самой организации за счет участников системы; к) увеличение степени контроля на рынке; Недостатки для франчайзера: а) получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного; б) невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой фирмы; в) трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи; г) трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи; д) обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента. Преимущества для франчайзи: а) возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капиталовложениями при всесторонней поддержке опытного франчайзера; б) франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным; в) мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием; г) возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабных рекламных мероприятий, научных разработок и маркетинговых исследований, проводимых франчайзером; д) возможность ведения бизнеса некомпетентным лицом за счет обучения в фирме франчайзера по стандартам высокого качества; е) гарантированность постоянного снабжения; ж) возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости. Недостатки для франчайзи: а) контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе; б) потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации; в) услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи; г) опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса; д) вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству, т.к. франчайзи обычно реализуют узкий перечень товаров и услуг. Преимущества для потребителя: а) в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг; б) если закрывается какая-то определенная торговая точка - можно обратиться в головную компанию; в) за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания; г) франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия. Недостатки для потребителя: а)франчайзинг может ограничивать конкуренцию и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг; б) франчайзи может оказаться недостаточно обученным. Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления перспективных длительных целей. На стадии разработки безусловно возникают определенные трудности, т.к. вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это естественно требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге. Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:     1) Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.      2)Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе.      3)Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям.     4)Стремиться работать и общаться с франчайзером.      5)Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.      6)Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером.     7)Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес. ^ 3.3 Виды франчайзинга Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым». Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются: ^ Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране. Рисунок 3.3.1 - Прямой франчайзинг  Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таким образом, франчайзи становится субфранчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны. Рисунок 3.3.2 - Мастер франшиза В соответствии с вышеназванными двумя способами определяем виды франчайзинга: Товарный (селективное распределение). Франчайзер реализует свою продукцию не через оптово-розничную торговлю, а в основном через предприятие–франчайзи, которое не продает аналогичный товар конкурентов. Данный вид франчайзинга повсеместно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров и сельскохозяйственного оборудования.Производственный. Компания–правообладатель предоставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательное условие — строжайший контроль качества со стороны франчайзера.Деловой (франчайзинг в бизнесе). Франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком или знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующим обеспечением (обычно в форме ноу-хау). В основном применяется для открытия магазинов и киосков с целью продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера. Если первые три вида франчайзинга "завязаны" на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата предполагает собой не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включение в систему различных разнородных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должна лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы.Конверсионный. Это такой способ расширения сети франчайзинга, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.Субфранчайзинг. Форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании–франчайзера.(рисунок3.2.3)Районный. Франчайзер получает право на освоение определенного района, т.е. создание франчайзинговой системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.4. Франчайзинговый договор ^ 4.1 Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений Так как договор франчайзинга применяется в различных сферах и имеет много разновидностей, некоторые виды франчайзинговых договоров имеют много общих черт с иными видами обязательств: 1)Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры по передаче права пользования на интеллектуальную собственность. Но между ними имеются и отличия, основные из которых состоят в том, что цель договора франчайзинга всегда является создание новых предпринимательских комплексов, лицензионные же договоры направлены на использование отдельных объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от цели такого использования. Кроме того, предмет договора не ограничивается передачей объектов интеллектуальной собственности в пользование, а включает в себя также элементы договора на возмездное оказание услуг, товарищеского договора и даже договора купли-продажи. В отличии от лицензионного договора, где лицензиат во внешних отношениях выступает как лицо, отличное от лицензиара, а при франчайзинге франчайзи во взаимоотношениях с потребителями фактически идентичен франчайзеру. 2)Договор сбытового или товарного франчайзинга иногда сравнивают с Договором  об исключительной продаже товаров или применительно к международной купле продаже товаров с договором об исключительном импорте, т.е. с дилерскими договорами. Отличия, как и в предыдущем случае, заключаются в том, что дилер перед покупателями выступает как самостоятельное юридическое лицо, занимающееся исключительно продажей товаров правообладателя. При договоре франчайзинга франчайзи полностью идентичен своему франчайзеру для потребителей его товаров и услуг. 3)Договор франчайзинга надо отличать также от предпринимательских договоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическим лицом. Их сходство в том, что договору франчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическое управление  со стороны одного лица по отношению к другому, из-за чего законодательство некоторых государств предусматривает ответственность «управляющего» лица по обязательствам контролируемого им лица. Отличия в том, что целью договора франчайзинга является передача «делового комплекса» как объекта и извлечение прибыли посредством использования данного предприятия другим лицом. Основной целью предпринимательского договора управления является установление контроля одного лица над органами управления другого лица. При этом данные лица, в отличие от сторон договора франчайзинга, могут осуществлять различную деятельность. 4) Договор франчайзинга в случае выплаты франчайзеру вознаграждения в виде фиксированного разового платежа фактически может быть воспринят близким к договору купли-продажи, т.к. в обоих случаях за передачу сходного объекта гражданских прав следует денежный платёж. Однако, юридически разница между ними велика. Во-первых, предметом договора купли-продажи являются вещи, а предметом договора франчайзинга могут являться и вещи, но, прежде всего, передается право на пользование объектами интеллектуальной собственности. Во-вторых, по договору купли-продажи имеет место отчуждение объекта договора. По договору франчайзинга  имущество (вещи) также могут отчуждаться, однако права на интеллектуальную собственность, несмотря на передачу прав на ее использование другому субъекту, сохраняется за франчайзером. 5) При выплате франчайзи вознаграждения франчайзеру за право пользования франшизой в форме периодических платежей договор франчайзинга становится схож с договором имущественного найма (аренды), т.к. в обоих случаях объект гражданских прав передаётся во временное пользование за плату. Но отличие в том, что предметом договора аренды являются вещи, а не объект интеллектуальной собственности. Кроме того, отношения арендодателя и арендатора сводятся к простой схеме – пользование за вознаграждение. Отношения же франчайзера и франчайзи гораздо шире. Абсолютно бесполезно искать слово «франчайзинг» в отечественном законодательстве. В Гражданском кодексе есть одна из форм франчайзинга — договор коммерческой концессии, который лишь с большой натяжкой можно назвать аналогом договора франчайзинга (гл.54. Коммерческая концессия). Основное обязательство, определяющее особенности договора — предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Предоставляемый по договору коммерческой концессии комплекс исключительных прав включает права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау). Коммерческие информация и опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, как то: управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п.^ 4.2Как заключить договор концессии? Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме (ст.434 ГК). Кроме того, он подлежит: а) государственной регистрации в соответствующем органе, ведущем реестр юридических лиц и граждан–предпринимателей (п.3 ст.433 ГК); б) регистрации в Роспатенте, если по договору передаются права на использование объектов, охраняемых патентом или свидетельством, зарегистрированным и выданным Комитетом. Для договора коммерческой концессии предусмотрена специальная регистрационная процедура, обусловленная особенностями регистрационной системы возникновения и закрепления исключительных прав на фирменные наименования, товарные знаки и другие объекты, а также вытекающими отсюда специальными правилами передачи прав. Несоблюдение требований, предъявляемых к моменту и форме заключения договора коммерческой концессии, влечет серьезные последствия для сторон — признание договора недействительным (ст.167 ГК). Существует разновидность договора коммерческой концессии, которая предусматривает для франчайзи возможность разрешать другим лицам использовать предоставленные ему исключительные права на условиях субконцессии. Подобный договор обязательно согласуется с правообладателем (франчайзером) либо заранее определяется в договоре коммерческой концессии. Предоставленные на основе субконцессии права являются производными от прав, полученных пользователем по основному договору и не выходят за их пределы. В обратном случае это будет рассматриваться как нарушение обязанностей франчайзи по договору концессии. При досрочном прекращении договора субконцессии он с согласия правообладателя может быть преобразован в договор концессии между правообладателем и вторичным пользователем. Это правило имеет диспозитивный характер. Таким образом, вторичный пользователь отвечает непосредственно перед франчайзером за причиненный вред, хотя и не состоит с ним в прямых договорных отношениях. К пользователю в этом случае могут предъявляться требования в порядке субсидиарной ответственности (ст.399 ГК) при условии, что это не противоречит договору коммерческой концессии, на основе которого предоставлена субконцессия.^ 4.3 Права и обязанности сторон в договоре концессии Договор коммерческой концессии содержит (ст.1031 и ст.1032 ГК) обязательные для сторон правила, от которых они не должны отступать. Правообладатель (франчайзер) обязан обеспечить пользователю (франчайзи) все необходимые условия для реализации предоставленных прав и осуществления договорной деятельности. Франчайзи, со своей стороны, должен реализовать в полном объеме полученные права, т.е. осуществлять предусмотренную договором хозяйственную деятельность в определенном масштабе и на таком уровне, который полностью соответствует качеству товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем (включая требования эстетики, комфортности и т.п.). При этом пользователь (франчайзи) не вправе вводить потребителя в заблуждение и обязан информировать его о том, что торговля товаром или иная деятельность осуществляется им по договору коммерческой концессии. В основные обязанности пользователя также входит неразглашение предоставленной ему правообладателем конфиденциальной коммерческой информации. Нарушение этого требования может нанести правообладателю серьезный ущерб, т.к. сохранение сведений в тайне служит необходимой предпосылкой их коммерческой ценности (ст.139 ГК). Согласно ст.1033 ГК, в договор коммерческой концессии можно включить обязательства, ограничивающие свободу действий той или другой стороны в рамках договорных отношений. Например, отказ пользователя от получения аналогичных коммерческих концессий по договорам с конкурентами правообладателя. При этом договорные условия, направленные на ограничение конкуренции, не должны подпадать под действие Закона о конкуренции. В противном случае они могут быть оспорены и признаны недействительными. Обязательство правообладателя не выдавать концессию (франшизу) другим пользователям на той же территории и обязательство франчайзи не конкурировать с правообладателем на территории действия договора, предусмотренные в п.1 ст.1033 ГК, обусловлены необходимостью четко определить объем предоставляемых по договору исключительных прав, включая разграничение территориальной и иной сферы их использования между франчайзером и франчайзи. Аналогичные условия существуют и для традиционных лицензионных договоров на объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, пользователь должен согласовывать с правообладателем вопросы расположения и оформления коммерческих помещений. Данное требование прямо вытекает из его обязанности соблюдать инструкции и указания правообладателя относительно внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений (ст.1032 ГК). Согласно ст.1035 ГК, пользователь имеет преимущественное право на заключение нового договора коммерческой концессии в течение 3 лет с момента окончания срока действия первоначального договора. Если правообладатель нарушил права франчайзи, заключив в указанный срок договор концессии с другим лицом или выдав разрешение на субконцессию, то он обязан возместить пользователю понесенные им вследствие этого убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Изменения, а также досрочное расторжение договорных отношений оформляются в том же порядке, в котором был заключен договор. Изменения в правах пользователя на объекты интеллектуальной собственности следует внести в соответствующие государственные реестры, в которых зарегистрированы договор и выданные на его основе лицензии (ст.1028). В противном случае они могут быть признаны недействительными в отношениях с третьими лицами. Законодательством (ст.1037 ГК) установлены специальные основания прекращения договорных отношений: а) вследствие прекращения принадлежащих концессионеру прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение без приобретения другого наименования; б) вследствие объявления одной из сторон договора банкротом.^ 5.Особенности Франчайзинга в России В российской прессе в последнее время появилось много статей, посвященных раскрытию понятий "франчайзинг" и "франшиза", а также анализу преимуществ и недостатков, присущих данной форме ведения бизнеса. При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь сл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Дед Мороз и Санта Клаус»
Реферат Сравнение картин Гаврилова "Свежий день" и Кугача "Перед танцами"
Реферат Автотранспортные перевозки Оказание автотранспортных услуг перевозчиками, имеющими не более 20 транспортных средств, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области облагается енвд
Реферат Бедная Лиза Н М Карамзина и проблемы наррации в русской прозе последней четверти XVIII века
Реферат Повышение продуктивности Зай-Каратайской скважины
Реферат Дворцы и усадьбы Строгановых
Реферат Формирование легиона Украинских Сечевых Стрельцов
Реферат Брат на брата. Глава из книги "История Народа Хунну"
Реферат Научные основы школьного курса химии. Методика изучения растворов
Реферат Совершенствование деятельности предприятия 2
Реферат Великий князь Константин Константинович и писатель ИА Гончаров
Реферат 1. Выращивание рассады
Реферат Лингвистический миф в отражении фольклора и литературы. (На материале мифа о русском мате)
Реферат Международная торговля России на современном этапе
Реферат Плодоовочева галузь України проблеми і перспективи конкурентоспроможності