Реферат по предмету "Разное"


1. Понятие мировоззрения и его исторические типы

1. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Мировоззрение - это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение - своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации. Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.^ Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме (классический пример - античная мифология).^ Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.^ Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, определяя зачастую их социальную ориентацию, в то же время оно не является достаточно продуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии.^ Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. 2. Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема - отношение человека к миру - конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным - материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности - материальная или идеальная - является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos - один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis - двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов - от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека - бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). 3. Основные этапы становления и развития фил. мысли.Ф. зарод. ок.2500 лет наз. в странах др. мира (Индия, Китай, Египет). Классич. форма - в Др. Греции. 1-й чел-к, назыв. себя ф. - Пифагор. В кач-ве особой науки выделена Платоном. Сначала вкл. в себя всю совок. знаний, позже превр. в сист. общих знаний о мире, им. задачу дать ответ на наиб. общие и глуб. вопросы о природе, обществе, человеке. Формир. разделы ф.: онтология (о бытии и его сущности), гносеол. (о познании) - осн. вопросы; логика (о мышл., его законах и формах), этика (о морали), эстетика (о прекрасном), социальн.ф. (о чел. о-ве), история ф. (зарожд.,становл., разв-е ф.мысли). Проблемы ф.: начальн. пер-д - космоцентризм - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов, общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи дейст-сти - природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн., бытия и мышл. Всеобщее - это св-ва, связи, отн-я, присущие как объ. дейст-сти, так и субъ. миру ч-ка. Колич. и кач. опред-сть, структ. и прич.-следств. связи и др. св-ва, связи относятся ко всем сферам дейст-сти: природе, о-ву, сознанию. Предмет ф. необх. отл. от проблем ф. Пр.ф. сущ. объ-вно, незав. от ф. Всеобщ. св-ва и связи (пр-во и время, кол-во и кач-во) сущ-ли, когда ф. еще не было. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. осн. вопр. ф. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.о. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы. Сл., ф. мир-е не совсем тожд. ф-ии. Ф. - теор. основа ф. мир-я 4. Предмет и основные проблемы философии. Структура философского знания. Философия — одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции. Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон. В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон — в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия. Еще большее разнообразие в понимании своего предмета обнаруживает философия в XIX — XX вв., представленная множеством школ и направлений, предметом исследования которых являются различные стороны бытия, познание человека и его существования. В частности, представитель неокантианства В. Виндельбанд понимает философию как критическое самопознание разума, сторонники одного из направлений современной западной философии позитивизма задачи философии сводят к логическому анализу языка науки. При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще. Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления. Внутреннее деление философской проблематики намечено еще в античности (правда, там она включает всю область современного гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части — онтология , или учение о бытии, гносеология (эпистемология) — учение о познании, логика — учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия , аксиология — учение о ценностях, история философии, этика и эстетика . 5. Социальное предназначение и функции философии, ее место в культуре. Философия занимает особое место в культуре, являясь и тем «фокусом», в котором сходятся все другие области познавательной и практической активности человека, и своего рода общим источником для всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека. В ходе дискуссий определились крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках», вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание (что в действительности является верным только для периода античности)позитивистская , утверждавшая, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты, теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» конкретные науки. Тем самым необходимо прояснить проблему соотношения философии и науки.Сциентизма считают научным исключительно строго рациональное познание в том понимании, какое оно имеет в естественнонаучной области, отвергая познание, не имеющее строго рациональной формы, не формализованное. Достоверным считается лишь знание, подтверждаемое строго научными доказательными методами (наблюдением, опытом, экспериментом). Сциентисты считают, что подобного критерия достоверности философского знания не существует, тем самым философия не может считаться наукой.Иррационалистическая точка зрения, утверждающая философию как высшую науку, постигаемую только интуитивно, иррационально, отвергающую какие бы то ни было научные методы для решения философских проблем. Проблема, однако, не решается так однозначно, ибо философия и наука находятся в сложных отношениях — не совпадая абсолютно, но и не отличаясь абсолютно. Хотя философия не может строиться по естественнонаучному образцу (несмотря на это, существовали неоднократные попытки претворить подобную цель в жизнь — например, попытка голландского философа XVII в. Спинозы представить философское знание в виде геометрического знания с теоремами и доказательствами), она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, свою меру точности и доказательности, и, подобно науке, имеет целью построение объективного знания, нахождение объективной истины. Философия способна осуществлять процесс обобщения, интеграции знаний. Как и в других науках, в философии нераздельны интуиция и логически мыслящий разум. Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств.Мировоззренческая функция - вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи». Методологическая функция - философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. При этом, в отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук.^ Аксиологическая функция - предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей. Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Философия с самого начала своего существования выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии. Прогностическая функция - формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания.Интеллектуальная функция - развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами. 6. Первые философские школы Древней Греции.Милетская школа, пифагореизм.Др. гр.ф (дгф) влзникла в ионийских городах зап побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб., торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта - более древние цив.)Первые учения - г. Милет 7-6 в. днэ - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом откуда все возникает и во что превращается они искали начало происхлждения и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС. конец 7 начало6 вднэ. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды . Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.АНАКСИМАНДР. Первоисточник - это некое первовещесто (апейрон) из которого обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. вождухом.^ ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ. Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение о порядке. В общ. жтзни порядок - влась аристократов. Последов П. объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 вднэ этот союз был разгромлен демокр. Отвергали матереализм Милетцев. Основа мира не матер первоначао а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вороса о роли колич. стороны явл. природы. Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки, скульптуры.( высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется мат. соотношениям - гармония сфер. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха.Гераклит Эфесский Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм – Бог = природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. 7. Классический период древнегреческой философии. Сократ, Платон, Аристотель. Сократ, совершивший поворот в греческой философии от проблем Космоса к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья. Логическое продолжение идей Сократа в трудах Платона, учение об идеях которого - отрицательная реакция на атомизм Демокрита и первая форма объективного идеализма. Учение о государстве у Платона. Критика платоновского объективного идеализма Аристотелем. Социально-философская проблематика у Аристотеля и Платона. В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (ок. 470 — 399 гг. до н. э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из «сократических сочинений» Платона. По своему облику Сократ скорее был народным мудрецом, целью которого являлась борьба с абсолютным скептицизмом софистов (Протагора и Горгия). Поворотным пунктом в философии здесь явилось то, что сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания. Сократ и начинает свою философию с фиксации этического момента, в некоторых случаях едва не отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот) и тем самым предельно сближая предметы философии и этики. Новым в учении Сократа являлось и то, что диалектику он понимал как искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия. Этот момент диалектики является, безусловно, шагом вперед, сделанным Сократом по сравнению с его предшественниками. Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427 — 347 гг. до н. э.), учение которого — первая в истории философии форма объективного идеализма. Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей — миру идей. Земные, материальные, несовершенные, преходящие предметы — лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая, по мнению Платона, и составляет главную суть человеческого существа. С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. Его этика была ориентированна не на формирование совершенной личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества, а отсюда — и на создание идеального государства. Платон делил людей на три типа в зависимости от преобладающей в них части души: разумной, аффективной (эмоциональной) или вожделеющей (чувственной). Преобладание разумной части души свойственно мудрецам или философам. Платоном отводилась роль правителей в идеальном государстве. Преобладание аффективной части души наделяет человека благородными страстями: храбростью, мужеством, подчинением долгу. Это — качества «стражей» безопасности государства. Люди же вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом. Общей же добродетелью для всех Платон считал «меру», а высшим из всего, что может существовать на Земле, — справедливое и совершенное государство. Поэтому у Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека. С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик — Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Вечные идеи Платона он считал лишь поэтическими метафорами, пустыми абстракциями. Аристотель критикует положение Платона о существовании идей независимо от чувственных вещей: «невозможно, чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность». По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Он правильно указал на слабость идеалистической аргументации Платона. Однако в учении о материи и форме сам приходит к идеалистическому выводу, полагая, что Бог заключен в каждом предмете как мысль этого предмета. Так, форма кирпича, по его мнению, по отношению к самому кирпичу — форма, а по отношению к форме дома, который из него построен, — материал. Неорганическая природа, сама по себе, — форма, но она же — материал для органической и т. д. Лестница форм идет от низшей к высшей природе. На каждой следующей ступени — больше формы и меньше материи. И наконец, есть такая высота, на которой форма не имеет материи (здесь Аристотель противоречит сам себе, допуская форму без материи). Это — форма форм, высшая форма, которая, согласно философу, является корнем всех существующих форм и высшим совершенством, целью каждого предмета. Поскольку форма предмета — это его мысль, то форма форм, по его мнению, — смысл всей действительности. В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству 8. Философские идеи Платона. Учение о бытии и познании, концепц. идеальн. гос-ваОтличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры 9. Философия Аристотеля. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - гимнасии (Ликей). До нас дошли не все тексты А.. Многие из дошедших по видимому не явл. текстами самого А.. Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов А. Очень важны для поним. А. его сочин.: “О душе”, “Физика”, “категории”. Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б. ценность. Критика П. теориии “идей”, Логика. Учение А. - объективный идеализм. Оно сложилось в рез. критики учен.П. об идеях. Эта теор.(об идеях) несостоят. по ряду причин: 1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию. 2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не может объяснить отнош идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идей быть непоср. сущностями вещей. 3.Утверждая , будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, кот. и будет ее сущностью. 4.П. учение о сущ. идей независимых по отнош к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна сущ едея, то кроме идеи , наприм. чел. и кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного , что сущ между ними. Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первой идеи и ее вещей должна сущ еще одна - третья - идея... 5.Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувств. мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения, гибели и движения. По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом. 10. Специфика и основные проблемы Средневековой философии. Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия в Греции и Риме) было сильно влияние фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства. Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях). Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог. Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика. Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса. 1.общие роды (унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам, наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи. 2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин). Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Главные представители схол. Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс С


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.