Реферат по предмету "Разное"


1. 1Понятие erp-системы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА Отраслевой PRМ. УстименкоПРОДВИЖЕНИЕ ERP-СИСТЕМ В РОССИИ (2009)1Введение В связи с высокими темпами развития крупного и среднего бизнеса в России, в последние несколько лет время задачи обеспечения эффективного корпоративного управления приобретают постоянно растущую актуальность. В условиях формирующегося рынка и обострившейся конкуренции, вызванной приходом в Россию ряда зарубежных компаний, повышаются требования к оперативности ведения бизнеса, которые на практике приводят к необходимости проведения комплексной автоматизации основных бизнес-процессов компании (в т.ч. производства, снабжения, сбыта, обеспечения обратной связи с производственным сектором). Работа с зарубежными инвесторами как правило требует высокой эффективности управленческих функций (планирования, учета, контроля). Мировая практика последних лет показывает, что эффективное решение подобных задач достигается путем развертывания информационных систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP, классификация Gartner Group). Предметом данной работы является анализ мер, необходимых для успешного продвижения ERP-системы на российском рынке. В качестве работе проводится анализ тех особенностей, которые отличает процесс продвижения ERP-системы от процесса продвижения других категорий программных продуктов. В процессе анализа также будет рассмотрен опыт российских и зарубежных компаний, специализирующихся на поставке ERP-систем. По результатам исследования будет предложена схема продвижения для данной категории продуктов, позволяющая учесть существующие особенности этого сектора рынка.^ 1.1Понятие ERP-системы Само понятие ERP (Enterprise Resource Planning) введено компанией Gartner Group еще в 90-х годах, как стандарт к требованиям к функциям программных платформ, на которых строятся информационные решения для предприятий [1]. Согласно определению Gartner Group, ERP-система должна быть способна:Автоматизировать основные задачи бухгалтерского учета и составлять стандартизированную отчетность;Решать задачи финансового менеджмента;Автоматизировать работу с заказами и закупки;Решать отдельные задачи складского учета и различные производственные задачи;Осуществлять планирование персональных отношений с клиентами и поставщиками;Интегрировать перечисленные выше и иные бизнес-процессы внутри компании;^ 1.2Принципы работы ERP-системы Рассматривая различные существующие решения в данной области, следует отметить, что в некотором обобщении, почти все ERP-системы работают по одинаковой схеме (Рис. 1.).Рис.1. Общая схема работы ERP-системВ общую базу данных поступают первичные сведения о деятельности компании, в том числе: первичные документы бухгалтерского и оперативного учета, информация по заключенным контрактам, сведения кадрового учета, прочая информация, необходимая для проведения анализа в соответствии со спецификой задач конкретного предприятия. После этого корректно организованная ERP-система уже способна автоматически и оперативно предоставить необходимую аналитическую информацию (графики, прогнозы, отчеты). [2] Преимущества очевидны: достигается “прозрачность” бизнеса для руководства, степень влияния тех или иных операций на результативность работы предприятия может быть определена автоматически, путем проведения соответствующего вида анализа. Кроме этого, появляется возможность значительно сократить численность штата ряда подразделений компании и в то же время существенно повысить эффективность их работы.^ 1.3Основные особенности продвижения Следует отметить, что рассматриваемый сектор рынка ориентирован на корпоративных клиентов, а также имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при формировании стратегии продвижения.^ 1.3.1Различия в структуре бизнес-процессов компаний Необходимо сразу отметить, что разные компании имеют различную структуру бизнес-процессов и как следствие решения в данной области в силу их функциональных особенностям привязаны к определенным сегментам рынка и не могут быть универсальными, подходящими для всех компаний. [3] Так, например, навязав крупному корпоративному заказчику решение, которое функционально для него не подходит, производитель рискует понести значительные репутационные издержки и существенно ухудшить мнение других потенциальных заказчиков о предлагаемом продукте. ^ 1.3.2Необходимость адаптации Процесс внедрения ERP-системы, как правило, включает ее адаптацию под нужды конкретного заказчика. Кроме этого, в дальнейшем может измениться законодательство или бизнес-процессы компании-заказчика, что потребует дополнительной адаптации ранее развернутой системы. В связи с этим обычной практикой является платная подписка на обновления и услуги по адаптации продукта, стоимость которой за несколько лет в разы превышает стоимость самих лицензий на программные компоненты. Таким образом, для успешного продвижения ERP-системы необходимо обеспечить оказание таких услуг либо используя ресурсы компании-производителя, либо привлекая партнеров[5].^ 1.3.3Особенности принятия решения о выборе того или иного продукта Необходимо отметить, существует ряд особенностей при принятии решения о внедрении той или иной ERP-системы в компаниях, которые отличают такие решения от других видов программных продуктов. [179-183] Во-первых, в силу высокой стоимости такие решения обычно принимают, как правило, не IT-специалисты, а руководство компании, но нередко без консультаций с техническими специалистами. Причиной приобретения ERP-системы может стать не её функциональность, а, например, необходимость показать прозрачность ведения бизнеса зарубежным инвесторам. Решающим фактором при выборе решения в таком случае может стать известность товарного знака.^ 2Классификация ERP-систем, представленных на российском рынке 2.1Системы российских производителей К числу ERP-систем можно отнести целый ряд продуктов российских компаний: 1C, БЭСТ, ФРЕГАТ, Лагуна, Парус, Галактика. Проведем сравнение некоторых из них по основным критериям [6,7,8] (см. Табл. 1).^ Табл. 1. Сравнительный анализ ERP-решений от российских производителей. ^ СистемаКритерий 1С Предприятие Галактика Парус Пользователи: ПБОЮЛ, предприятия малого и среднего бизнеса. Предприятия малого и среднего бизнеса. Предприятия среднего, крупного и очень крупного бизнеса. ^ Функциональные возможности: Управленческий учет и построение аналитической отчетности, поддержка мультивалютного учета. Решение задач планирования, бюджетирования и финансового анализа. Расчет зарплаты и управление персоналом; другие области применения. Планирование деятельности, сбор фактических данных, трансформацию первичных данных в информацию для менеджмента, контроль отклонений показателей от плановых значений, развитые аналитические процедуры. Бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. Автоматизация бухгалтерского учета, основных торговых процессов и складского учета, расчета заработной платы и кадрового учет. ^ Возможности адаптации к нуждам предприятия: Компонентная архитектура системы позволяет приобрести набор модулей, покрывающий задачи конкретного предприятия. Модули могут докупаться по мере расширения производства. При необходимости решения нестандартных задач возможна работа программистов в среде 1C. Существует несколько вариантов поставки системы. Разработка нестандартных решений возможна только путем создания прикладных продуктов. Система имеет компонентную архитектуру. Разработка нестандартных решений осложнена применяемой технологической базой. ^ Технологическая база: Microsoft Windows, Microsoft SQL Server. Microsoft DOS, Pervasive SQL Server, разрабатывается версия для Microsoft SQL Server. Microsoft Windows, Oracle SQL, Seagate Crystal Reports ^ Наличие специализированных отраслевых решений. Существуют большое число готовых отраслевых решений узкой специализации. Существуют (программа-надстройка Галактика-Хлебопекарня) Предлагаются корпоративные решения для ряда отраслей, а так же решения для государственных учреждений. ^ 2.2Системы зарубежных производителей На данный момент существенным недостатком рассмотренных выше продуктов, является невозможность составления бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов (GAAP, IAS), полный переход на которые теоретически может произойти в случае вступления России в ВТО. Поэтому наряду с рассмотренными решениями российских производителей, не меньшего внимания заслуживают и ERP-системы международного класса. Кроме этого на практике, применение рассмотренных выше решений не всегда встречает понимание со стороны зарубежных инвесторов и лишь в отдельных случаях позволяет достигать высокого уровня интеграции между бизнес-задачами компании. При этом немало сложностей связано с использованием подобных решений для крупного бизнеса, отдельные задачи которого нередко разнесены по нескольким предприятиям. На российском рынке представлены решения международного класса от компаний Microsoft, SAP и Oracle. ^ 2.2.1Решения от Microsoft На настоящий момент корпорация Microsoft предлагает на российском рынке два основных продукта в данной области: Navision и Dynamics. [9] Следует отметить, что Microsoft Navision применяется в России с 1995 г и стала первым ERP-решением международного уровня, прошедшим сертификацию Министерства Финансов Российской Федерации. В настоящее время существует целый ряд базирующихся на платформе Navision решений от различных производителей, адаптированных для автоматизации бизнес-задач в различных отраслях. Наряду с основными задачами Navision реализует такие приложения, как SCM (управление цепочками поставок) и CRM (взаимоотношения с клиентами). Microsoft Dynamics (ранее Axapta) – новая для российского рынка платформа, которая позиционируется производителем как гибкая мультивалютная ERP-система для средних и крупных компаний.^ 2.2.2Решения от SAP Компания SAP является одним из лидеров данной отрасли и позиционирует свои продукты как комплексные решения для крупных предприятий. Решение «Управление ресурсами предприятия» обеспечивает полную функциональность, необходимую для реализации информационных сервисов самообслуживания, аналитики, а также для управления финансами, персоналом, оперативной деятельностью и сервисными службами предприятий. Кроме того, это решение предлагает средства для системного администрирования и для решения таких задач, как управление пользователями, централизованное управление данными и управление Web-сервисами. Вся функциональность решения базируется на технологической платформе SAP NetWeaver. [10] Решение «Управление ресурсами предприятия» расширено за счет специальных функций и моделей лучших практик бизнеса для конкретных отраслей. Вместе с тем стоимость пакета лицензий при приобретении средств автоматизации от SAP обычно в десятки раз выше других производителей, а обслуживание таких систем требует привлечения высококвалифицированного персонала узкой специализации, в связи с этим решения от SAP занимают весьма ограниченный сектор на Российском рынке.^ 2.2.3Решения от Oracle Oracle E-Business Suite - интегрированный комплекс приложений для электронного бизнеса, работающий в рамках локальной сети Интранет и глобальной сети Интернет. Комплекс включает в себе полный набор решений, необходимых для автоматизации управления современным предприятием. [11] Oracle E-Business Suite позволяет на единой платформе решать широкий спектр задач:Управление эффективностью предприятия на основе системы корпоративных показателей; Бюджетирование и консолидация; Учет и отчетность; Управление производством; Управление запасами и цепочками поставок; Управление персоналом; Управление качеством; Управление продажами. Пакет бизнес-приложений Oracle E-Business Suite включает в себя более 150 интегрированных программных модулей, позволяющих предприятию решать бизнес-задачи в области управления производством, финансами, материально-техническим снабжением, запасами и сбытом, маркетингом и продажами, взаимодействием с поставщиками и отношениями с покупателями, а также эффективно строить кадровую политику, управленческий учет и проводить операции через электронные торговые площадки. Функциональные блоки Oracle E-Business Suite 11i:Oracle ERP (Enterprise Resource Planning) - приложения для автоматизации управления внутрихозяйственными процессами предприятия (производство, финансы, снабжение, управление персоналом и др.) и их оптимизации Oracle CRM (Customer Relationship Management) — приложения для автоматизации и повышения эффективности процессов, направленных на взаимоотношения с клиентами (продажи, маркетинг, сервис) Oracle E-Hub (Электронная коммерция) - приложения для организации электронных торговых площадок Приложения Oracle CRM, Oracle ERP, Oracle E-Hub (Exchange) полностью интегрированы и созданы для работы друг с другом, образуя полный, единый комплекс для электронного бизнеса — Oracle E-Business Suite, что позволяет предприятиям использовать единый источник данных в системе. Основные возможности функциональных блоков: Oracle ERP (Enterprise Resource Planning) Управление дискретным производством Управление непрерывным производством Управление финансами Управление персоналом Управление снабжением и складом (Логистика) Управление проектами Oracle CRM (Customer Relationship Management) Маркетинг Продажи Сервис Центр взаимодействия (Call-center) Электронные торговые площадки (Exchange)^ 2.3Альтернативы ERP-системам Как правило, приоритетная задача ERP-системы – комплексная интеграция корпоративных задач не может быть достигнута только путем внедрения готового решения и почти всегда требует проведения анализа основных функциональных задач, характерных для конкретного предприятия. Поэтому многие компании создают собственные разработки для автоматизации конкретных задач. Однако практика последнего десятилетия показала, что разработка нестандартного решения приводит к увеличению штата собственного IT-подразделения, а также порой выражается в недостаточной гибкости системы на этапе эксплуатации. Как пример, даже незначительные изменения законодательства в области ПБУ (Правил бухгалтерского учета) на практике могут на длительное время парализовать работу компании. [12] В других случаях, источниками проблем могут стать реорганизационные процессы внутри самого предприятия (изменение профиля деятельности, перемещение активов). Модернизация такой системы станет неизбежной уже через несколько лет после введения ее в эксплуатацию, что при недостаточной эффективности решения приводит к необоснованно высокой совокупной стоимости владения. В случае внедрении готового пакета работа по приведению решения в соответствие с меняющимися условиями законодательства ложится уже на поставщиков программного обеспечения. Вместе с тем внедрение одного из существующих ERP пакетов и его адаптация к задачам предприятия тоже не всегда решает проблему автоматизации. Подобное решение в большинстве случаев позволяет эффективно обеспечить автоматизацию практически всех задач малого бизнеса. Но уже в условиях среднего и крупного бизнеса оно не лишено недостатков. Готовое решение не всегда удается в достаточной степени садаптировать к структуре подразделений предприятия, равно как и реализовать на его базе автоматизацию целого ряда нестандартных бизнес-задач. Данные факторы приводят к тому, что внедрение такого решения порой приводит не к интеграции структурных подразделений, а к необходимости их адаптации к возможностям ERP-системы. При этом наряду со средствами ERP-системы в ряде отраслей требуется использование узкоспециализированных программных средств для автоматизации отдельных задач предприятия, что иногда приводит к необоснованным трудозатратам по многократному переносу первичных документов между системами и снижению надежности в связи с возможными ошибками персонала. Еще одним недостатком может стать политика лицензирования подобного программного продукта, обычно предусматривающая регулярные выплаты за абонентское сопровождение, которое предусматривает получение обновлений, во многих случаях лишь устраняющих ошибки в самой системе.^ 2.4Используемые стратегии продвижения В данном разделе рассмотрим, какие стратегии и приемы применяются производителями для продвижения продуктов, рассмотренных выше.^ 2.4.1Стратегия продвижения продуктов 1С Стратегия внедрения решений 1С полностью основана на компаниях-партнерах, которые находят клиентов и в дальнейшем оказывают им полный спектр услуг по внедрению и адаптации продукта под нужды конкретной компании, в случае необходимости также оказывают услуги по обучению специалистов. Компания разработала систему квалификационных экзаменов и сертификации специалистов на умение работать с программными продуктами 1С. [6] Производитель в качестве основного преимущества системы 1С заявляет наличие системы обновлений, позволяющей в случае изменений в законодательстве оперативно привести систему в соответствие с новыми условиями.^ 2.4.2Стратегия продвижения продуктов Microsoft Компания Microsoft – признанный мировой лидер в области разработки программного обеспечения. Основа стратегии продвижения Microsoft – поставка «коробочных» программных продуктов, функциональность которых, в случае необходимости, однако, может быть расширена по желанию заказчика путем создания дополнительных модулей. Вместе с тем, Microsoft сама не оказывает такие услуги, перенося эти задачи на компании-партнеры, которые, во-первых, поставляют специализированные отраслевые пакеты, включающие продукт Microsoft и набор дополнительных модулей для конкретного применения (например, автоматизация процессов в типографии). Во-вторых, компании-партнеры готовы выполнить необходимую доработку под заказ. [9] Проводимые мероприятия по продвижению ERP-решений на Российском рынке сводятся к проведению бесплатных технических семинаров, презентаций новых продуктов, продвижение продуктов через лидеров отраслей (например, одно из заявленных успешных внедрений Microsoft Axapta – концерн АвтоВАЗ). ^ 2.4.3Стратегия продвижения продуктов SAP Решения SAP позиционируются как дорогие ERP-системы высшего класса для крупного корпоративного сектора, производственных и транспортных компаний. SAP является хорошо узнаваемым товарным знаком и во многих случаях внедрение таких решений позволяет существенно повысить капитализацию кампании. Инфраструктура поддержки внедрения SAP в России и подготовки специалистов достаточно мало развита, однако компании-партнеры решают этот вопрос, привлекая в качестве консультантов по внедрению специалистов из-за рубежа. [10] Стоимость лицензий и абонентская плата за обслуживание решений SAP почти на порядок выше, чем у аналогичных продуктов других производителей, а продукты в меньшей степени адаптированы к российскому законодательству. Вместе с тем можно говорить об огромном успехе SAP на российском рынке, который, в первую очередь, обусловлен тем, что продукт используется на большом числе предприятий, принадлежащих зарубежным владельцам и в представительствах зарубежных компаний в России. Во многом это обусловлено позицией производителя, который предлагает своё решение как средство надежного контроля удаленных активов.^ 3Основы стратегии продвижения продукта В данной части работы на основании выполненного анализа существующих решений определим основные опорные точки стратегии продвижения для новой ERP-системы.^ 3.1Основные ожидания клиентов Выделим основные характеристики, которые потенциальные клиенты желают видеть у внедряемой ERP-системы:Надежность Возможность быстрого внедренияВозможность адаптации к бизнес-процессам компанииНаличие технической поддержки и обновленийГибкая политика лицензирования^ 3.2Роль компаний-партнеров и партнерские программы В рассматриваемом секторе рынка ключевую роль играют компании-партнеры, которые оказывают услуги по адаптации и сопровождению, производят поддержку внедрения продукта. Фактически от их действий напрямую зависит, будет ли конкретное внедрение системы успешным, и соответственно какой будет репутация продукта в глазах потенциальных клиентов. [13] Таким образом, для успешного продвижения необходимо создать партнерские программы, предусмотреть программу скидок для партнеров в зависимости от объемов продаж, которые они обеспечивают. Цель таких программ – предоставить клиенту возможность осознанно выбрать рекомендованного партнера, через которого он может приобрести лицензионное программное обеспечение и получить качественные услуги по поддержке внедрения и адаптации продукта к задачам конкретной компании. Распространенной практикой также является разделение функций компаний-партнеров. Например, некоторые из них могут специализироваться только на поставках лицензий на программные продукты, другие – на адаптации продуктов, обучении персонала и оказании иных услуг.^ 3.3Преимущества решений «Под ключ» Решение «Под ключ» как правило, более привлекательно для потенциальных клиентов, чем продукты, которые требуют длительной адаптации, внедрение которых у крупного заказчика займет годы и приведет к временному снижению эффективности работы компании. В связи с этим применяемая партнерами компании Microsoft практика разработки недорогих «коробочных» отраслевых решений для малого и среднего бизнеса, которые включают лицензию на основной программный продукт и все необходимые дополнительные модули кажется особенно привлекательной.^ 3.4Программы поддержки клиентов Прямая поддержка клиентов производителем программного продукта является необходимым и неотъемлемым компонентом всей программы внедрения ERP-решения. Во-первых, такая поддержка должна предусматривать оперативное и бесплатное устранение ошибок, которые выявляются в продукте в процессе его эксплуатации с предоставлением обновлений для их устранения. Во-вторых, такая же политика должна быть установлена для компаний-партнеров, поставляющих отраслевые решения как обязательное условие участия в партнерской программе.^ 3.5Обучение персонала Еще одна проблема, которая встает перед клиентом при внедрении ERP-системы – обучение персонала компании работе с ней. Наиболее эффективным решением является создание учебного центра на базе одной из компаний-партнеров, услугами которого при необходимости смогут воспользоваться клиенты, купившие лицензии на продукт. Дополнительно можно увеличить привлекательность этой услуги, организовав гибкую систему скидок зависящих от числа обучаемых сотрудников.^ 3.6Гибкая политика лицензирования Стоимость лицензий на ERP-пакеты обычно рассчитывается исходя из числа рабочих мест, и является значительной для компании. К этой цифре прибавляется стоимость услуг по адаптации, а также ежемесячные платежи за поддержку продукта. Для клиента зачастую важно наличие возможности покупать необходимые компоненты продукта поэтапно, а также льготные условия при переходе на следующие версии продукта.^ 4Доведение информации о продукте до клиента Правильное доведение информации о продукте и его характеристиках до потенциального клиента является еще одним ключевым фактором процесса продвижения продукта. На российском рынке ERP-систем данный фактор имеет еще более существенное значение, поскольку зачастую решение о внедрение той или иной ERP-системы принимают люди, не разбирающиеся в технических характеристиках систем и особенностях их работы. Зачастую, такое решение может быть принято по результатам рекламной презентации, проведенной одним из партнеров производителя ERP-системы, либо только в силу того, что аналогичная система используется в другой компании, которая хорошо известна в данной отрасли. Кроме этого, как уже было сказано ранее, решение о внедрение ERP-системы – отчасти политическое решение руководства компании, которое зачастую ставит целью не получить ту или иную конкретную функциональность, а, например, показать прозрачность бизнеса для инвесторов, либо отчитаться перед ними о выполненной работе. Таким образом, решающим фактором при принятии решения могут быть не характеристики продукта, а известность торговой марки. [14] Такой прием использует, например, компания SAP.^ 4.1Информационные мероприятия Для обеспечения узнаваемости продукта и формирования у клиентов положительной установки о продукте в рамках тех ожиданий, которые были рассмотрены в п. 4.1. могут быть проведены различные информационные мероприятия.^ 4.2Публикации в прессе Публикации в прессе могут помочь повысить узнаваемость товарного знака и сформировать у потенциальных клиентов представление о технических характеристиках продукта, дать ссылки на Web-сайт и другие информационные ресурсы, сообщить о проводимых мероприятиях. Информация, подаваемая через прессу, в данном случае должна быть в первую очередь ориентирована на руководство компании, а не на технических специалистов, которые в случае необходимости получат необходимую информацию через сайт или у компании-партнера, который занимается реализацией продукта [15].4.3Web-сайт Сайт в сети Интернет является удобной площадкой, где можно разместить подробную техническую информацию о продукте, сообщить об успешных внедрениях продукта и предоставить координаты компаний-партнеров. Кроме этого, сайт может также являться одной из удобных площадок для сервиса обращений за услугами технической поддержки прямо с сайта, при помощи заполнения специализированных форм.^ 4.4Участие в промышленных выставках Участие в отраслевых выставках поможет оперативно довести информацию о продукте до сведения широкого круга потенциальных заказчиков. При проведении выставки существует возможность продемонстрировать сам продукт, показать его технические характеристики, заявить об успешных внедрениях продукта в разных компаниях.4.5Скидки Примером таких ходов может стать существенная скидка при приобретении сразу объединенного пакета из нескольких программных продуктов или устройств. Другой вариант – существенная скидка в случае, когда количество приобретаемых лицензий или устройств превышает определенный порог или объявление периода, в течении которого продукт поставляется по льготной цене.^ 4.6Бесплатная тестовая эксплуатация продукта Успешной и широко используемой практикой является предоставление по запросам потенциальных клиентов для предварительного ознакомления небольшой части предлагаемого продукта на определенный срок, в течение которого клиент сможет убедиться в высоком качестве продукта и оценить его функциональность. Как правило, срок ознакомления составляет не более трёх месяцев, после чего продукт перестает функционировать. Очевидно, что такая схема не подходит для крупных корпоративных клиентов, приобретающих системы управления производственными предприятиями, т.к. такие решения требуют адаптацию под нужды клиента, однако она может быть использована для «коробочных» отраслевых решений.5Выводы В работе представлен сравнительный анализ методов и средств, которые используют различные российские и зарубежные производители, продвигая ERP-системы на российском рынке. Выделены те ключевые характеристики, которые потенциальные клиенты ждут от продуктов в данной области, а также меры, которые различные производители принимают для успешного продвижения своих продуктов. Новизной работы является то, что проблемы продвижения IT-решений рассмотрены с учетом специфики конкретного сектора рынка – сектора ERP-систем, который имеет существенные особенности как по целевой аудитории (2.3), так и по процессу внедрения (2.3.2), а также структуре принятия решения потенциальными клиентами (2.3.3), что делает традиционные стратегии продвижения IT-решений в этом секторе малоэффективными. Также рассмотрены дополнительные риски, которые возникают при продвижении таких продуктов (2.3.1). По результатам анализа предлагается стратегия (4) по организации поставок продукта производителем и предложены рекомендации по проведению информационной кампании (5), направленной на информирование потенциальных клиентов о возможностях продукта и повышение его узнаваемости. По мнению автора, результаты данной работы могут быть использованы производителями ERP-систем при продвижении продукта на рынок.6Ссылки Дэниел О'Лири. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Москва, Вершина, 2004. – С. 112-156.Дэниел О'Лири. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Москва, Вершина, 2004. – С. 60-95.TopS Business Integrator. Информационные технологии в управлении предприятием. Москва, Три квадрата, 2004 г. – С 89-106.Дэниел О'Лири. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Москва, Вершина, 2004. – С. 179-183.Г. А. Васильев, Е. М. Деева Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг. Москва, Вершина, 2004 г. – С 27-44.Официальный сайт группы компаний 1С, посвященный продукту «1С Предприятие» (http://v8.1c.ru/) по состоянию на 20.12.2008Официальный сайт группы компаний Галактика (http://www.galaktika.ru/ ) по состоянию на 20.12.2008.Официальный сайт группы компаний Парус (http://www.parus.ru/) по состоянию на 20.12.2008.Официальный сайт компании Microsoft по продукту Microsoft Dynamics (http://www.microsoft.com/dynamics) по состоянию на 16.12.2008Официальный сайт компании SAP (http://www.sap.com/cis/index.epx) по состоянию на 02.12.2008.Официальный сайт Oracle по ERP-продуктам (http://www.oracle.com/applications/e-business-suite.html) по состоянию на 03.12.2008TopS Business Integrator. Информационные технологии в управлении предприятием. Москва, Три квадрата, 2004 г. – С 57-64. Дэниел О'Лири. Продвижение новых технологий на рынок. Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2007 г. – С 317-320 и 335-342. Дайджест McKinsey Маркетинг и управление брендом. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. – C 111-136.М. В. Харитонов Реклама и PR в массовых коммуникациях. Москва: Речь, 2008 г. – C 131-150.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.