Реферат по предмету "Разное"


1. Философия, её роль в жизни человека

1.Философия, её роль в жизни человека. Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости. Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них. Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества. Значение философии: 1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире. 2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека. 3. Позволяет выработать культуру разумного мышления. 4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче. Философия – это свободное мышление и искание истины. Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон: - экономическую; - естественно научную; - правовую; Виды мировоззрений: 1. Научное и ненаучное; 2. Прогрессивное и реакционное; 3. Оптимистическое и пессимистическое. Типы мировоззрений: 1. Мифологическое (фантазия, вымысел); 2. Религиозное (сверхъестественная сила); 3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию); 4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире). Формула мировоззрения: Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе. Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения. Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний. ^ 2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма. Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный. Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого. Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его. Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя. В решении этого вопроса существует два подхода: Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно. Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы и материю и сознание. В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:1. Философский материализм или демакрический. Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи. За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма: Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека. Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики. Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.2. Философский идеализм. Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант). В философском идеализме развивалось два направления: Объективный идеализм; Субъективный идеализм. Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке. У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир. Два мнения: Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека. ^ 3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук. Метод (с греч. – исследование) – путь подхода к познанию или приобретению действительности. Философов с древности интересовал вопрос: что происходит с миром?; извечно он один и то же или изменяется? Ответ:Диалектика. Мир находится в постоянном изменении и развитии. В нём всё взаимосвязано, взаимопереплетено. Происходят количественные и качественные изменения. Метафизика. Мир в своей сущности неизменен, он остаётся один и тот же. Если есть изменения, то только количественные. Структура философии сложна. По мере накопления философских знаний, в них выделялись следующие науки: 1) Логика (наука о закономерностях); Эстетика (наука о прекрасном); Этика (наука о нравственности); Социология (наука о спецификах жизни); Религия (об истоках религиозных верований). Функции: Познавательная; Мировоззренческая (формы мировоззрения); Социальная (лучшее понимание прошлого и настоящего); Методологическая (даёт методы другим наукам); Воспитательная (позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).^ 4. Понятие «история философии». Исторические типы философии. Общая характеристика.История философии – это наука о развитии философских знаний. История философии – это философия в историческом развитии. История философии, как особая область исследования, зародилась в древности. Сочинения философов Платона, Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, подчинённый изложению собственной философии. В эпоху средневековья, а также в XVI-XVIII вв. историко-философские учения исследования стали частью сочинения выдающихся философов. История философии несёт в себе богатейший научно-практический опыт людей, их искания, находки. За 2,5 тыс. лет в ней выделяли 10 исторических типов. Каждый тип отражает самосознание каждой эпохи. Они отличаются характером конкретной эпохи, уровнем знаний в ней общественным строем личности философов. ^ Исторические типы философии. Философия Время Представители Характеристика 1.Философия Древнего Востока(Индия, Китай) V в. до н. э. – V в. н. э. Конфуций, Будда Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека. 2. Древнегреческая философия Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека 3. Средневековая философия V – XV вв. н. э. Августин Блаженный, Философы этого времени объясняли явления окружающего времени из веры в бога. 4. Философы эпохи Возрождения XV-XVII вв. Н. Коперник, Н. Куганский Философы этого времени подходят к анализу окружающего мира с художественно-эстетических позиций. 5. Философия нового времени XVII век Бэкон, Декарт, Лейбниц Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на научные знания. 6. Философия эпохи Просвещения XVIII век Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. Философы этого времени распространяли знания среди широких слоёв населения. 7. Немецкая классическая философия XVIII-XIX вв. Гегель, Кант Философы этого времени объясняли явления окружающего мира рационально 8. Русская философия XI-XX вв. Н. Фёдоров, Н. Бердяев, В. Соловьёв Существовало 2 течения: Русская религиозная философия; 2) Русский космизм. 9. Марксистская философия 40-е гг. XIX века Маркс, Энгельс Диалектико-материалистический подход к анализу явлений окружающего мира. 10. Современная западная философия (немарксистская) XX век Шопенгауэр, Камю, Ницше, Фрейд, Сартр Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь не только на разум, но и на его интуицию чувства. ^ 5. Философия Древнего Востока.Китай. VI – III век до н. э. – золотой век древнекитайской философии. Время соперничества 100 философских школ, в результате которого осталось только 6 школ. К этим школам относятся: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Школа Закона, Школа Имён, Натуральная философия. Основной школой философии Древнего Китая является Конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Основной труд Конфуция – «Беседы и высказывания». Эту книгу знал наизусть всякий образованный китаец. Разделы «Беседы и высказывания» 1. Небо и Духи. Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле. 2. Общество.Конфуций преклоняется перед людьми прошлого за то, что они не обращали внимание на мелочи, отличались прямотой, учились, совершенствуя себя. Конфуций критикует современников за то, что они учатся ради известности, занимаются обманом, срывают свой гнев на других. Общество представляет собой одну большую семью, где император – это глава семьи. Все отношения в обществе должны строиться как в хорошей семье.3. Этика. Конфуций пишет, что основными понятиями во взаимоотношениях людей являются: человеколюбие, взаимопонимание, золотая середина. Эти понятия составляют правильный путь человека в жизни или Дао (умение человека жить в равном согласии с окружающим миром, не противостоять ему). Этим путём должен идти всякий, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми и с самим мирозданием. 4. Управление. Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован и одарён. Правитель призван быть знающим, мудрым и нравственным. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственности примера вышестоящих и нижестоящих. 5. Знание.Знать – значит знать людей. Познание природы Конфуция не интересует. Учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным. Слушаю много, выбираю лучшее и следую ему.^ Школа Закона противопоставлена Конфуцианству. Характерные черты Школы Закона:1. Законники отказались от мотивов убеждения, как от нравственного убеждения. Главное воспитание – это наказание.2. Государство – это не большая семья, а безумный механизм. Правитель – не отец, а деспот. В IV в. н. э. идеолог Шан Янг изложил нормы нравственности. Доброта и человеколюбие – мать преступников. Призывал карать жестоко, внушая трепет.3. Разобщать людей взаимной подозрительности слежкой, доносительством. Всё это помогает навести порядок. ^ 6. Философия Древнего Востока.Индия. На развитие древнеиндийской философии оказало влияние деление общества на касты. Становление индийской философии произошло в VI-V в. до н. э. под влиянием мифологии и религии. Всего 4 касты: жрецы, войны, земледельцы, шудры. Первым литературным памятником философии были «Веды» (10 тыс. стихов, гимнов и т.п.). Рассуждения о человеке: человек – это творение богов, часть живой природы; различия между человеком, животными и растениями непринципиальны, ибо люди подобно животным и растениям имеют тело и душу. Тело смертно, а душа – вечна. После гибели тела душа переселяется в другое тело. Причём переселение души в то или иное тело зависит от того, кем её обладатель был в прошлой жизни. Основной школой древнеиндийской философии – ^ Буддизм. Основатель школы – принц Гаутама (563-483 гг. до н. э.). Четыре истины Буддизма: 1. Жизнь – это страдание (рождение, старость, разлука с приятным, смерть). Кем бы не был человек, он обречён на страдание. 2. О происхождении страдания: корень страдания – в жажде жизни, в жажде существования. 3. Страдание имеет причину, а значит его можно прекратить путём прекращения этой жажды. 4. О пути освобождения от страданий. Истины: 1) Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с условленными истинами). 2) Правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубости). 3) Правильные действия (не причинение зла живому, воздержание от воровства, жить честным трудом, отказ от пьянства). 4) Правильные усилия (борьба с соблазнами и дурными мыслями) Итогом этого сложного пути должно стать состояние полной невозможности, безразличия – Nirvana.^ Школа Джайданы. Секты:1. Одетые в белое - закрывают рот белой повязкой.Одетые в пространство – три ступени:I ступень – оставить семью, остричь волосы, жить на подаяние при храме;^ II ступень – только набедренная повязка, есть рис с ладони один раз в день; III ступень – всегда обнажён, есть рис через день. Главная цель в жизни человека – преодоление власти внешнего мира и обретение собственного совершенства. Джайданы считают, что можно освободиться от влияния злой кармы с помощью добрых дел и скромного образа жизни. Джайн всегда придерживается четырёх принципов: Прощение и смирение; Честность и правдивость; Воздержание и строгость к себе; Непривязанность к внешнему миру. Индийская философия обладает сильной стороной в том, что она обращена к душе человека, его сложным психическим состоянием и содержит призыв к человеку обрести.^ 7. Становление древнегреческой философии.Учение Демокрита. В древнегреческой философии отчётливо сформировались два основных типа философского мышления: материализм и идеализм; выявились важнейший области философского знания: логика, этика, эстетика. В развитии древнегреческой философии принято выделять три важных периода: VI-V вв. до н. э. – становление, рождение древнегреческой философии. На первом плане у исследователей была природа, а не человек. Этот период называют «натурфилософским созерцанием». V-IV вв. до н. э. – период расцвета древнегреческой философии. Поворот философии от темы «природы» к теме «человека и общества». Период классической древнегреческой философии. III в. до н. э.-VI в н. э. – период эмменизма. Период изменения в духовной жизни общества в связи с завоеванием Древней Греции Древним Римом. На первый план вышли этические, религиозные проблемы. Самой древней философской школой – стала Милетская школа. В этой школе творили семь мудрецов, которых интересовали три проблемы: 1. Проблема происхождения мира. Считалось, что сначала возник Хаос, потом Земля, потом Тартар, потом Эрос. 2. ^ Что является первоосновой мира? Первый древнегреческий философ Фалес считал, что первооснова мира – это вода. Вода – матерь всех вещей. Фалес говорил: «Всё из воды, всё в воду». Другой древнегреческий философ Гераклит считал, что первоосновой мира является огонь. Анаксимен считал, что первоосновой мира является воздух. 3. ^ Вопрос о развитии мира. Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики, как философского учения о взаимосвязях и развитии всего существующего. Положения философского учения: Всё в мире взаимосвязано, взаимопереплетено, что делает мир единым. Всё в мироздании противоречиво, состоит из противоречивых начал. Всё изменчиво, всё течёт, всё изменяется.Другой философской школой была школа Элеатов. Эти философы главное внимание уделяли проблеме бытия и движения. Зенон разработал 40 аккорий, в которых он пытался обосновать отсутствие движения вопреки его очевидности и наглядности. Наиболее известными являются 3 аккории Зенона:1) Деление напополам. Движение не может начаться, т.к. движущийся предмет дойти до половины пути прежде чем он дойдёт до конца. Но чтобы дойти до половины, сначала он должен дойти до половины половины, и т.д. 2) Ахиллес и черепаха. Стрела. Летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет всегда занимает равное себе место. Значительный вклад в древнегреческую философию внёс основатель материализма, первый энциклопедический ум среди греков – Демокрит (460-370 гг. до н. э.) Демокрит создал много произведений на самые различные темы (красота слов, земледелие, питание). Два основных труда Демокрита:1. «Большой мирострой». В этом произведении Демокрит ставит задачу создать учение о бытии, о глубоком понимании мира: Мысль – первоначало мира – это атомы (бытие) и простота (небытие). Движение – важнейшее свойство атомов. Мир в целом – беспредельная пустота, наполненная многими мирами. 2. «Малый мирострой». Демокрит пишет о живоё природе вообще и человеческой природе в частности: Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца. О причинности, как о необходимости в мире. Не одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи и необходимости. О душе человека. Разумная часть души находится в грудной клетке человека Этимесские взгляды Демокрита: а) О дружбе. Демокрит высоко ценит дружбу, но истинную. Чтобы не ошибаться в людях, нужно судить о них по делам, а не по словам. б) О воспитании. Цель воспитания – достижения добродетеля. Лучше добиваться этой цели убеждениями и доводами, а не принуждением. в) Об обществе. Богатство и бедность будут всегда. Богат не тот, кто много имеет, а тот, кто мало желает. г) О счастье. Счастье не в стадах и золоте, а в душе. Хороший дух – это такое состояние, при котором душа живёт безмятежно и спокойно, не волнуемая никакими страхами, переживаниями. Основной принцип Демокрита: «Проживи незаметно». ^ 8. Классическая древнегреческая философия. Школа софистов и Сократ.Период рассвета древнегреческой философии во II половине V в. до н. э. в Греции появились софисты – учителя мудрости. Отличия софистов:1. Софисты требуют проверки на прочность любого утверждения; требуют приводить доказательство; обосновывать свои суждения. 2. Софисты впервые начали учить искусству слова (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.3. Исходным принципом софистов – был принцип: человек – есть принцип всех вещей. Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) критиковал софистов. Он считал, что его призвание в том, что он приставлен к афинскому народу, как обод к коню, чтобы люди не впадали в духовную спячку, т.е. не заботились о своей карьере, делах, больше, чем о самих себе. Т.е. о своей нравственности и самосовершенствовании. Основной задачей своей философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.^ 9. Объективный идеализм Платона. Философия Аристотеля.Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – ученик. Основные труды Платона: «Мир», «Государство». При внешней бессистемности, взгляды Платона глубоко продуманы и включают 8 направлений: Бытология – учение о быте; Теология – учение о Боге; Космология – учение о мире; Космогония – учение о происхождении мира;; Психология – учение о душе; Гносеология – учение о познании; Этика – учение о нравственности; Социология – наука об обществе.Платон был первым философом, который понял, что история философии – это история борьбы материализма и идеализма. Платон – основатель объективного идеализма. Он разработал учение о мире идей, его содержание. Здесь в нашем мире всё возникает на время, а исчезает навечно. Лишь «мир идей» - это вечный, подлинный мир. «Мир идей» - это занебесная область, которая занимает бесцветные, бесформенные, неосязательные сущности. Эти сущности являются прообразом материальных вещей, их источником.О материи. Материя нужна, мир не может без неё обойтись, но она безжизненна. Лишь идея, сущность вдохнут жизнь в материю. О познании. Познание – припоминание человеком того, что его душа знала до рождения. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:1. Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.2. Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами: Материальная причина – то, из чего сделана вещь;2) Формальная причина – что это есть?3) Движущая причина – откуда начало движения;4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.^ 10. Эллинизм в древнегреческой философии (эпикуризм, стоицизм, скептицизм). Учение Эпикура.Философия Аристотеля не завершает Древнегреческой философии. Она завершает самый содержательный период в истории этой философии. Период эллинизма до 5 в. до н.э. - это время интенсивного философского творчества. Однако в этот период в античной философии больше не выдвигается новых идей, а идет осмысление, уточнение, комментирование учений Аристотеля, Демокрита, Платона. В конце IV в. до н.э. в связи с утратой Афинами самостоятельности произошли глубокие изменения в духовной жизни общества. В философии усилился созерцательный характер, и возникли 3 главных течения: Скептицизм (невозможность однозначных утверждений); Эпикурейство (главной задачей ставила создать учение о поведении, приводящем к счастью); Стоицизм (представители этого течения выше ставят благо государства и призывают быть бесстрашными перед ударами судьбы).Самой крупной фигурой философии периода эллинизма является Эпикур (341-270 г. до н.э.). Сын афинянина, начал рано изучать философию, создал школу «Сад Эпикура», написал 37 книг, общее название которых «О природе». ^ Основные идеи: призывает к полному отказу от социальной активности. Он отмечает, что индивид первиче6н, а общественные связи зависят от отдельных лиц, их желаний. Общественный союз не высшая цель, а средства для личного благоденствия. Главной темой в работах является вопрос счастья человека. Он считает, что счастье это цель человеческой жизни и подчеркивает, что счастье он понимает как удовольствие и цель счастливой жизни: здоровое тело и безмятежность души. Эпикур считал, что, говоря о счастье человека, что нельзя, чтобы страх предстоящей смерти заглушил в человеке тягу к благополучию. Счастье это всегда удовольствие. Это отсутствие страдания. Эпикур дает классификацию удовольствию: Удовольствие покоя; Удовольствие движения;Делит их на: Естественные; Вздорные (пустые);Исходя из классификации, Эпикур делает вывод, что страдания души худшие по сравнению со страданиями тела. Тело страдает только из-за настоящего, а душа еще из-за прошлого и будущего. Отсюда удовольствие души более значительны.Древнегреческая философия одна из самых ярких страниц в истории мировой мысли. В этот период был сформирован понятийный аппарат философии, преодолена мифологическая картина мира, зародились все типы мировоззрения.^ 11. Философия европейского средневековья. Учение Августина и Фомы Аквинского. Философия средних веков занимает длительный отрезок истории Европы: от распада Римской Империи до эпохи Возрождения (V – XV вв. н. э.). В развитии средневековой философии принято выделять два крупных периода. Раннее средневековье – Патристика или учение отцов церкви, которые заложили основы религиозной философии. Зрелое средневековье (XI – XV вв.) – Схоластика, когда философия стала достоянием общественного сознания. В рамках Схоластики сформировались главные философские направления: номинализм и реализм. По своему содержанию, философия средних веков – теецентризм. Т.е. Бог признаётся источником и основой всего существующего. Христианство не сразу стало безраздельно господствующей религией. Шла долгая борьба за его влияние. Христианство было естественным разумным стремлением людей найти утешение и надежду в условиях ломки традиционного образа жизни. Мир невозможно и человеку нечего не остаётся делать, как изменить самого себя. Наиболее заметной и влиятельной личностью в период патристики был ^ Августин Блаженный (354 – 430 гг.). Его работы: «Исповедь», «О величии души», «О граде Божьем». Четыре темы всех его работ:О Боге. Бог – высшее бытие. В Боге прибывают вечные и неизменные идеи, которые определяют существующий в мире порядок. Познание Бога – смысл и содержание всей человеческой жизни. Бог – единственная причина возникновения каждой вещи и любого вещества. Бог не только сотворил этот мир, но и продолжает творить его дальше, совершенствуя в нём всё сущее. Субъективно, человек действует свободно, но всё, что он делает – делает через него Бог. О познании мира. В познании мира вера выше разума. Разум призывает постигать вещи и явления мира, открытые человеку, а с помощью веры обнаруживается то, что невидимо, не очевидно. О душе человека. Душа человека бессмертна и тем самым превосходит тело. Это требует от человека постоянной работы над своим внутренним миром. Грех – это бунт смертного тела против бессмертной души, и поэтому человек всегда нуждается в божественной поддержке. Зло - результат свободной воли человека. Зло приходит в мир, когда низшее претендует на роль высшего. Спасение человека через добрые дела, возвышение духа. Тема общества. Социальное неравенство в обществе – результат грехопадения человечества. Вся история человечества – это борьба двух царств: «Божьего» и «Земного». «Божье» - это меньшая часть человечества, люди верующие и добропорядочные. «Земное» - себялюбцы, алчные, эгоистичные люди, отвергающие Бога. После «страшного суда» наступит тысячелетие «Царства Справедливости». Зрелое средневековье отличалось тем, что если патристика систематизировало христианское учение, то схоластика стремилась сделать его популярным и доступным для населения. Задача философии заключалась в обосновании истинности и незыблемости христианских вероучений. Философы этого времени располагали двумя проблемами: Что важно в познании: вера или разум. Вера выше разума, если в познании возникают ошибки, то это ошибки разума. Однако многие считают, что лучше понимать, чем верить. Занимались решением важного вопроса о природе понятий или универсалий. При ответе на это вопрос, философы разделялись на два течения:Номиналисты (ближе к материалистам) считали, что универсалии – это всего лишь названия вещей, их имена. Реалисты (ближе к идеалистам) – считали, что универсалии действительно существуют (Например, Бог, человек).Крупнейшим представителем этого времени был Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.). Его работы: «Сумма теология», «Сумма против язычников». Основные темы его работ:1. Основная его заслуга в том, что Аквинский разработал пять доказательств существования Бога: а) Если брать движение, во всей его полноте, и не только как механическое движение, нельзя не прийти к перводвигателю т.е. Богу; б) Если всё в мире имеет свою причину, то должна быть и первопричина т.е. Бог; в) Бесчисленное множество возможностей и случайностей должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом. г) Для изменения степеней совершенства (красоты, блага, истины) – всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило, т.е. Бог. д) Всё в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит должна существовать главная цель, т.е. Бог.2. О познании. Истина всегда одна, но ведут к ней разные пути: вера и разум. Наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Разум нередко ошибается, а органы чувств вводят нас в заблуждение. Вера – прочнее, достовернее, доступна каждому.3. Вскоре о понятиях универсалий Ф. Аквинский выступит, как умеренный идеалист. Универсалии существуют трояким образом:До вещей – в божественном разуме;В самих вещах – как их сущность;После вещей – в разуме человека.4. О душе человека Ф. Аквинский считает, что человек – это единство тела и душ, но главное в человеке – душа. Душа разлита по телу и существует как некая внутренняя энергия. Душа – бессмертна.Философия Ф. Аквинского – высшая точка в развитии средневековой схоластики. Она стала официальной доктриной католической церкви. В итоге, философии средневековья решила философские проблемы:Бог сотворил мир из нечего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Подлинное бытие у Бога: он вечен, неизменен, независим. Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку, через откровения в священных текстах Библии. Природа не самостоятельна, Бог творит природу. Главное не познание природы, а познание Бога и человеческой души. Если изучать природу, только как пример мудрости Бога. О человеке. Человек – образ о подобие Бога. Человек – царь и владыка над всеми тварями. Но злоупотребил дарованной ему свободой и стал греховным. О душе. Душа постоянно выбирает между добром и злом. По своей природе, душа должна повиноваться Богу, а тело – душе. Но иногда низшее берёт верх и человек следует влечениям и страстям, что переходит в привычку и делает человека греховным существом. Средневековая философия – это не застой и не регресс в истории развитии человечества, т.к. в рамках этой эпохи шло развитие и накопление знаний. Развивались такие области знания: логика, диалектика, эстетика. В это период возник острый интерес к проблемам истории.^ 12. Философские проблемы эпохи Возрождения.Эпоха Возрождения (Ренессанс) – означает кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Особенности философии эпохи Возрождения: Для философии эпохи Возрождения характерен переход от теоцентризма к рационализму. Т.е. к исследованию мира средствами научного познания. Произошла ломка теологической картины мира. Наибольший вклад в развитие внесли Д. Бруно, Н. Коперник.Важной характеристикой этой эпохи является антропоцентризм – тип философии, сутью которого является восприятие человека в качестве центра мира, венца эволюции природы. Выражением антропоцентризма является гуманизм – течение, которое провозгласило человека высшей ценностью и сформировало понятие личность. Основные философские проблемы в эпоху Возрождения решались иначе, чем в Средневековье:1. Проблема человека. Человек рассматривается не как греховное существо, а как творец самого себя. Бог дал человеку свою волю и человек должен сам решать свою судьбу, определить своё место в мире. Высшим видом деятельности считалась не молитва, как в Средневековье, а созидание нового, творчества. Все заслуги приписывались самому человеку, а не организации, в которой он состоял. Главным признаком великой личности считали оригинальность, непохожесть на других. Выше всего в эту эпоху ставилось своеобразие и уникальность каждого индивида. Почиталась одарённость людей (Рафаэль, Леонардо да Винчи).2. Проблема природы. Природа трактуется пантеистически (всеобще). Бог является не природным существом.3. О вселенной. Считалось, что центром вселенной является не неподвижная Земля, а Солнце. Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Вселенная неизмерима и безгранична, подобие бесконечности. Земля во вселенной исчезающе мала. 4. Возникало много социологических учений: 1. Учение Максвелла (Макиавеллизм). Благополучие и могущество государства – высший закон политики, и для достижения этой цели, признаются пригодными все цели.Макиавеллизм – беззастенчивое и не разбирающееся в средствах достижения капиталистических целей.^ 2.Утопический социализм – течение общественной мысли, в котором воплотилась давняя мечта трудящихся о справедливом устройстве общества.^ 13. Философия раннего Нового времени. Философские взгляды Ф. Бэкона. XVII век – это время крупных перемен в истории человечества; это время I-ой научной революции. Поэтому философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (механикой, математикой, физикой). Важнейшим объектом исследования для философов стал анализ источников знаний человека и методов его получения. Особенности философии XVII века: 1. В связи с разногласиями по вопросу объективных знаний человека в философии возникло 2 крупных течения:Эйнелизм. Представители данного течения (Бэкон, Гоббс, Локк) считали, что важнейший источник знаний человека – это живой чувственный опыт и достоверность знаний, проверяемая в ходе эксперимента.Рационализм. Представители данного течения (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали, что важнейший источник знаний человека – это деятельность человеческого разума. 2. В философии XVII века сформировался такой специфический тип философского мировоззрения, как механицизм. С позиции механицизма, и мир и человек рассматривались как сложные машины. 3. В XVII веке в философии сформировалась точка зрения делизма. С позиции делизма, Бог рассматривался как некий перводвигатель. Однако считалось, что после сотворения, мир развивался по собственным законам. Символом философии раннего Нового времени стал английский мыслитель и государственный деятель Ф. Бэкон (1561 - 1626). Работы Ф. Бэкона: «Новый Арсанон». «Новая Атлантида». «О принципах и началах». Основные моменты работа Бэкона:1. Ф. Бэкон много делал для обоснования научного знания. «Цель научного знания – это принесение пользы человеческому роду. Знание, не приносящее практических плодов – ненужная роскошь. Главное в знании – это его достоверность. Цель науки – познание скрытых сил всех вещей». Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание – это сила», т.к. он был убеждён в том, что знания и могущество человека совпадают.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автор(ы): Ф. И. О.(Смирнова Татьяна Сергеевна) Полное название образовательного учреждения
Реферат ПАМЯТКА О СПОСОБАХ И ПРИЕМАХ ВЫЖИВАНИЯ
Реферат Стимулювання навчальної діяльності молодших школярів
Реферат Понятие, структура и виды норм права в российском законодательстве
Реферат Упаковка как инструмент маркетинга
Реферат Административное право бояршинова А. К
Реферат Дисперсные системы, электролиты, РН показатель
Реферат Формирование культа личности и режима личной власти Сталина. Утверждение административно-командной системы управления
Реферат Аудит основных средств в ОАО "Совхоз-Весна"
Реферат Синтез трехконтурной САР положения производственного механизма
Реферат Исаак Ньютон и “английское экономическое чудо”
Реферат Социокультуроведческий аспект в обучении английскому языку в старших классах школ с углубленным изучением английского языка
Реферат История развития фтизиатрии Эпидемиология туберкулеза Организация и система борьбы с туберкулезом
Реферат Мода в авиации
Реферат Comparison Of Two Sculptures Essay Research Paper