Реферат по предмету "Разное"


1-я страница. «Мой край, задумчивый и нежный»

Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный!С. Есенин Тихо звучит песня «Над окошком месяц» в исполнении Государственного Рязанского народного хора (в записи). На фоне песни открывается первая страница литературного журнала. Другие страницы также оформлены музыкальным сопровождением.1-я страница. «Мой край, задумчивый и нежный».Ведущий. В ста семидесяти километрах южнее Москвы начинается древняя рязанская земля — «страна березового ситца». Современная автотрасса пересекает широкую долину реки Вожи, недалеко от районного центра — города Рыбное Рязанской области. В далеком 1378 года русское войско во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем, впоследствии названным Дон­ским, впервые за 140 лет гнета татаро-мон­гольских завоевателей одержало победу над войском Бегича, мурзы хана Мамая. Сразу же за долиной этой исторической реки дорога выходит на просторы полей с островами березовых рощ.Ученик. Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе, В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.Ведущий. Родина великого русского поэта Сергея Есенина — старинное село Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки.Ученик. Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.Ведущий. В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито:Здесь родился и жилизвестный русский поэт^ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.2-я страница. Есенин о себе.1-й ученик. В октябре 1925 г. поэт писал о себе: «Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Констан­тиново.^ 2-й ученик. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все мое детство.^ 3-й ученик. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.^ 4-й ученик. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками....^ 5-й ученик. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах.^ 6-й ученик. Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам мыли меня, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.^ Старший ученик. Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки пепелищ, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты.^ 1-й ученик. Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив кото­рую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.^ 2-й ученик. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве, Я стою у -дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки, И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. (1910)^ 3-й ученик. В эти годы я поступил в Университет Шанявского (в Москве), где пробыл всего полтора года, и снова уехал в деревню... Что касается остальных биографи­ческих сведений,— они в моих стихах..."3-я страница. Сергей Есенин и отчий край.Ученик. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.Ведущий. Сергей Александрович Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его, он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родны­ми и близкими. Сам С. Есенин так писал о родных местах: Рязанские поля, Где мужики косили, Где сеяли свой хлеб, Была моя страна,Навсегда сохранил поэт светлые и волную­щие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.Ученик. А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.Ученик. Я любил этот дом деревянный, В бревнах теплилась грозная мощь, Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь.Ведущий. Чувство Родины было основ­ным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, где «по заре и звездам» он начинал познавать жизнь, где впервые, очарованный красотой родного и близкого, «выплеснул душу в слова». Жизнь поэта протекала в самые смутные годы истории России, в канун множества войн, революций, лишений. Все это отрази­лось в его стихах. «Малая родина» поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Здесь, в Константинове, все было мило его сердцу. На чем бы Есенин ни добирался до отчего дома, пешком или на лошадях, он с волнением преодолевал знакомый путь.Ученик. Мелькают часовни, колодцы, Околицы и плетни, И сердце по-старому бьется, Как билось в далекие дни.Ведущий. С особенной остротой пере­живал поэт встречи с родным селом в последние годы жизни, когда в крестьянском быте происходили сильные перемены. По приезде он шел на высокий берег Оки, вдыхал полной грудью воздух, смотрел и не мог наглядеться на необъятный простор родной земли. Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий... Один из сверстников, товарищ по дере­венским играм, вспоминал, что Сергей Есенин очень любил цветы: «Для него цветы — что живые друзья были». Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, переливы тальянки, кругом слышались шутки и смех.Ученик. Я люблю над покосной стоянкою Слушать вечером гуд комаров, А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров Загорятся, как черна смородина, Угли-очи в подковах бровей, Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей.Ученик. Вместе с деревенскими ребята­ми взрослый Есенин изредка отправлялся в ночное, ездил на Оку поить лошадей. Сам поэт вспоминал: «Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».Ведущий. За свою недолгую жизнь поэт побывал во многих близких и дальних странах, но больше всего его стихов — о родном крае, отчем доме, о природе села, где он родился и куда любил приезжать. Одно из них так и называется «Возвращение на родину». Чуткое сердце поэта не могло не заметить перемены, происходящие в родных краях в те переломные годы.Ученик. Я посетил родимые места, Ту селыцину, Где жил мальчишкой, Где каланчой с березового вышкой Взметнулась колокольня без креста. Как много изменилось там, В их бедном, неприглядном быте, Какое множество открытий За мною следовало по пятам. Отцовский дом Не мог я распознать: Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей. Стара, должно быть, стала... Да, стара. Я с грустью озираюсь на окрестность: Какая незнакомая мне местность! Одна, как прежняя, белеется гора, Да у горы Высокий серый камень...(1924)4-я страница. Есенин и Россия.Ведущий. Кто бы мог представить, глядя на деревенского паренька в нахлобучен­ной на лоб кепке, что пройдут годы и он станет поэтическим сердцем России... Судьба Родины, народа всегда волновала Есенина. Вот что главным образом определяло художествен­ное своеобразие его стихов и поэм. Еще в 1914 году юный пЯ скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Есенин остался верен этой юношеской клятве до последних дней своей недолгой жизни. Россия, ее будущее всегда волновали поэта:Ученик. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть,— Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».^ 1-й ученик. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть, Звени, звени, златая Русь.^ 2-й ученик. О, Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.3-й ученик. Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь...5-я страница. Есенин и музыка.Ведущий. Больше всего любил Есенин русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни. Он заставил петь всех, приходивших к нему. Он знал русскую песню, как теперь редко кто знает, и любил ее — грустную, задорную, старинную, совре­менную. Есенин понимал песню, чувствовал ее как-то по-особенному, по-своему. Большой радостью бывало для него подбить свою мать, Татьяну Федоровну, на песни. Споет она, а он говорит: «Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня». Может, потому вся поэзия Сергея Есенина так мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться... Многие композиторы создавали музыкаль­ные произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. (Звучат фрагменты вокально-симфонической поэмы Георгия Сви­ридова «Памяти Сергея Есенина»). Особенно глубоко звучат есенинские строки в исполне­нии народных хоров.6-я страница. Есенин — нежное имя.Ведущий. Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимый след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта.^ 1-й ученик. «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». (Алексей Толстой.)2-й ученик. «Какой чистый и какой русский поэт!» (Максим Горький.)3-й ученик. «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стихов говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь. Есенин — это вечное, как это озеро, это небо... (Николай Тихонов.)^ 4-й ученик. «Есенину я обязан многим. Он научил меня видеть небогатую и простор­ную рязанскую землю — ее синеющие речные дали, обнаженные ракиты, пожухлую крапиву, перепадающие дожди, молочный дым над селами, мокрых телят, пустынные, неведомо куда ведущие дороги. (Константин Паустов­ский.)^ 5-й ученик. «Иного поэта можно лю­бить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин же входит в сердце, просто и спокойно остается в нем аде-то рядом с тем чувством, которое не поддается описанию и которое принято называть любовью к России». (Лариса Васильева.)7-я страница. «...Еще я дого буду петь...»Ведущий. Вот и перевернута последняя страница нашего устного журнала, который мы подготовили к 110-летию Сергея Александ­ровича Есенина. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном — Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Как никогда широко отметили юбилей поэта не только в России, но и во многих странах. Во всем мире знают и любят Есенина. Любят его стихи за теплоту, лиричность, свежесть чувств и удивительную образность, за огромную любовь к природе, ко всему живому, к своей родине. Участники праздника слушают песню Евгения Мартынова «У Есенина день рожде­ния» (слова Андрея Дементьева): Мне приснился сон о Есенине, Ведь родился он в ночь осеннюю Догорает лес, золотит закат, Как листки стихов, Листья вдаль летят. У Есенина день рождения. В звонком золоте Даль осенняя. Словно музыка вдохновения, Над землей шумит листва. Выходила мать за околицу, Сердцем верила: он торопится. Рядом с нею ждал Золотистый клен, Как похож листвой на Сережу он. Вновь звучат стихи Синей полночью. Все хорошее с ними вспомнится. По-есенински я хочу любить, Чтобы с песнею всюду рядом быть. Осень празднует день рождения. Гроздья красные, Даль осенняя. У Есенина день рождения, День рождения любви.^ Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №5с.Новоромановское, Арзгирского района,Ставропольского края( для учащихся 6-8 классов)Автор:Чудакова Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы.Адрес: 356582, Ставропольский край, Арзгирский район, с.Новоромановское, ул.Ленина, д.52.Телефон: рабочий - 8-865-605-62-74, мобильный - 8-903-442-71-122009 год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема жанра. Основные приемы комического (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
Реферат Соотношение политики и идеологии
Реферат Контролирующее поведение руководителя
Реферат Is Nationalism An Infantile Disease Essay Research
Реферат Коммерческая деятельность и стратегическое управление предприятия "Лотос"
Реферат Вербальное общение
Реферат Міжнародні відносини та зовнішня політика держави Україна у світовій спільності
Реферат Производственно-экологическая безопасность при сборке и сварке корпуса теплообменного аппарата
Реферат Стимулы успеха как заключить выгодную сделку используя психологические приемы
Реферат Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития
Реферат Принципы управления качеством на предприятии
Реферат *Пе­ре­вод кэкц. Опуб­ли­ко­ва­но: Naturopa, 1997. №83. Р. 7-8
Реферат Сознание как предмет философского анализа
Реферат Коммагена
Реферат Общие сведения об изделии 9С467-2 и сопряженных с ним РЛС и средств АСУ