Реферат по предмету "Разное"


1 Сравнительный анализ подходов к мотивации эффективности труда и управления персоналом в России и за рубежом 20 глава 2

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВедение 3ГЛАВА 1. Теоретические аспекты или основы мотивации эффективности труда и управления персоналом 61.1 Основные понятия мотивации труда и ее эффективности 61.2 Управление персоналом в системе повышения эффективности труда 151.3. Сравнительный анализ подходов к мотивации эффективности труда и управления персоналом в России и за рубежом 20ГЛАВА 2. Практическое применение системы (методов) эффективной мотивации и управления персоналом на практике работы компании «Космос-Тв» 352.1 Краткая характеристика деятельности компании «Космос-Тв» 352.2 Анализ системы мотивации и управления персоналом в компании. Основные проблемы применения зарубежного опыта в подходах к мотивации и управления персоналом 382.3 Эффективность предложенных мероприятий по выбору системы мотивации и управления персоналом 49 Заключение 53 Список использованной литературы 58 Приложения 61 ВВедение В современных условиях искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и стабильность их предпринимательского успеха. Именно поэтому в последнее столетие так вырос интерес к такой сфере психологии, как мотивация персонала, составляющей значительную часть концепции управленческой науки. Знание мотивационных установок работника, умение их формировать и направлять в соответствии с личными целями и задачами компании – вот важнейший вопрос в современном бизнесе. Как известно, работники могут активно способствовать росту эффективности деятельности организации, а могут безразлично относиться к результатам деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный для них ритм работы. Только заинтересованный в своей работе человек и удовлетворённый ею может по настоящему эффективно работать и приносить пользу организации и обществу. В этом - главная задача продуманной системы мотивации труда. Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направлен­ных на стимулирование предприимчивости и развитие рыноч­ных отношений предприятий с разными формами собственно­сти, часто недостаточно эффективно и не достигает постав­ленных целей. Одной из основных причин этого является сла­бая обеспеченность проводимых реформ необходимыми кад­рами, способными нетрадиционно, на высоком профессио­нальном уровне решать сложные задачи перехода к рыночной экономике. Разрешению данной проблемы должна способст­вовать продуманная система работы с персоналом. Сложивша­яся система, неэффективность которой все более очевидна, каких-либо радикальных изменений не претерпевает. Недостаточно глубоко разбираются в основах кадровой политики руководители различных уровней и специалисты кадровых служб, среди которых большинство лиц с техническим образо­ванием, что определяет технократическую ориентацию систе­мы управления производством в целом. Отсюда часто негатив­ное отношение руководителей к интересам социального и культурного характера, планированию и организации действенной работы с персоналом фирм. Положение усугубляется еще и тем, что отсутствует серьез­ная система подготовки специалистов в области управления персоналом, что существенным образом тормозит как разви­тие теоретических основ работы с персоналом, так и практи­ческое применение уже имеющихся разработок на практике. Разрушение отраслевых научных центров, занимающихся проблемами практической социологии и психологии на своих предприятиях, еще больше усугубило и без того плачевное со­стояние науки и практики в сфере управления людьми. С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятием, а также к управленческим кадрам. Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: инновации и человеческие ресурсы. Это время можно охарактеризовать усложнени­ем внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей по­вышения эффективности. Именно человеческий ресурс или чело­веческий потенциал стал организационным ресурсом, скрываю­щим наибольшие резервы для повышения эффективности функ­ционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть мо­жет, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п. Повышающийся в последние годы интерес к проблеме уп­равления персоналом как важнейшему фактору эффективно­сти менеджмента на предприятии в целом свидетельствует о признании теоретиками и практиками важности кадрового ме­неджмента. Вышеперечисленные доводы свидетельствуют об актуальности выбранной темы исследования – «Мотивация эффективности труда и управление персоналом. Цель данной работы – исследовать теоретические и практические аспекты проблемы мотивации эффективности труда и управления персоналом. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: рассмотреть основные понятия мотивации труда и ее эффективности; определить место и значение управления персоналом в системе повышения эффективности труда; провести сравнительный анализ подходов к мотивации эффективности труда и управления персоналом в России и за рубежом; проанализировать систему мотивации и управления персоналом в компании и основные проблемы применения зарубежного опыта в подходах к мотивации и управления персоналом; оценить эффективность предложенных мероприятий по выбору системы мотивации и управления персоналом. Объектом исследования является компания ООО «Космос-Тв». В основу данной работы вошли российские и зарубежные раз­работки, которые могут быть использованы на отечественных предприятиях: А.П. Егоршина, В.А. Дятлова, А.Я. Кибанова, В.И. Матирко, В.В. Травина, С.В. Шекшни и др. ^ ГЛАВА 1.Теоретические аспекты или основы мотивации эффективности труда и управления персоналом 1.1Основные понятия мотивации труда и ее эффективности Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждении и условий внешней среды. Существует много определений мотивации [1; с. 218]: Мотивация - процесс стимулирования отдельного сотрудника или груп­пы к действиям, приводящим к осуществлению целей орга­низации. Мотивация - процесс побуждения себя и дру­гих к достижению личных целей или целей организации.Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудо­вой деятельности [22; с. 108]. В структуру мотива труда входят: потребность, которую хочет удовлетворить работник; благо, способное удовле­творить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия. Мотивы труда формируются, если: в распоряжении общества (или субъекта управления) име­ется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека; для получения этих благ необходимы личные трудовые уси­лия работника; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности. Необходимо раскрыть и такое понятие, как сила мотива, которая определяется степенью актуальности той или иной потребности для работника. Чем насущнее нужда в том или ином благе, чем сильнее стремление его получить, тем актив­нее действует работник. Мотивация труда формируется еще до начала профессио­нальной трудовой деятельности, в процессе социализации ин­дивидуума путем усвоения им ценностей и норм трудовой мо­рали и этики, а также посредством личного участия в трудо­вой деятельности в рамках семьи и школы. В это время закла­дываются основы отношения к труду как ценности и форми­руется система ценностей самого труда, развиваются трудовые качества личности: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, инициативность и т.д., приобретаются первоначальные трудовые навыки. На рис.1. изображен процесс мотивации. Рис. 1. Процесс мотивации Как видно из рисунка, процесс мотивации начинается с какой-либо ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, кото­рая предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое направление действий, посредством ко­торых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности. Основой мотивации является стимулирование труда. Стимулирование труда – это, прежде всего, внеш­нее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мо­тивации персонала. Вместе с тем оно несет в себе и нематери­альную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Она выполняет эко­номическую, социальную, нравственную функции [22; с. 126].^ Экономическая функция выражается, прежде всего, в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективно­сти производства, которое выражается в повышении произво­дительности труда и качества продукции.^ Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоко­нравственный общественный климат в обществе.Социальная функция обеспечивается формированием со­циальной структуры общества через различный уровень до­ходов, который в значительной степени зависит от воздейст­вия стимулов на различных людей. Стимулы могут быть материальными и нематериальными (рис.2.). Рис.2. Виды стимулов труда Стимулирование труда - довольно сложная процедура. Су­ществуют определенные требования к его организации: комп­лексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.Комплексность подразумевает единство моральных и мате­риальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значе­ние которых зависит от системы подходов к управлению пер­соналом, опыта и традиций предприятия. Комплексность предполагает также наличие антистимулов.Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть подходы и к кадровым и молодым работникам. Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе. В целях максимизации дей­ствия стимулов необходимо соблюдать определенные принципы.Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть демократичными и понятными.Ощутимость. Практика показывает, что существует некий порог действенности стимула. В разных странах и коллективах он существенно различается. Для одних работников ощутимым может быть стимул и в один доллар, для других мало и десяти. Данное обстоятельство необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать на практике. Однажды резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.^ Минимизация разрыва между результатом труда и его опла­той. Переход большинства зарубежных фирм на еженедель­ную оплату труда обоснован, прежде всего, необходимостью соблюдения этого принципа. Одномоментность действия сти­мула (вознаграждения) замечена давно. Соблюдение этого принципа позволяет в боль­шинстве случаев даже снижать уровень вознаграждения, так как большинство людей предпочитают принцип "лучше мень­ше, но сразу". Кроме того, учащение вознаграждения, его четкая связь с результатом труда - сильный мотиватор. По­вышение уровня вознаграждения по отношению к предыду­щему приносит работнику как материальное, так и моральное удовлетворение, повышает его тонус и настроение. Временное же снижение этого уровня у большинства людей вызывает чувство "реванша" и положительно сказывается на трудовой активности.Сочетание материальных и моральных стимулов. По своей природе материальные и моральные факторы одинаково силь­ны. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Имеются в виду уровень развития экономики, тра­диции того или иного государства, а также материальное по­ложение, возраст и пол работника. Принимая во внимание данное обстоятельство, необходимо разумно сочетать эти ви­ды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каж­дого работника. Известно, например, что в молодом возрасте материальные стимулы более приоритетны для работника. Но это не означает полного отсутствия воздействия моральных стимулов. Об этом свидетельствует, в частности, опыт нашей страны. Десятки тысяч советских спортсменов достигали вы­дающихся успехов, в основе которых были моральные стиму­лы, так как о серьезных материальных стимулах в то время не могло быть и речи.^ Сочетание стимулов и антистимулов. Споры о значимости стимулов и антистимулов в научной литературе и практической деятельности менеджеров не утихают. На мой взгляд, необходимо разумное их сочетание. Опыт ведущих экономически развитых стран показывает постоянную трансформацию мотиваторов (стимулов) от преобладания антистимулов (страх, голод, штрафы и т.д.) к преимущественному использованию стимулов. Все зависит от уровня развития общества, его исто­рии, нравов и традиций. Необходимую корректировку надо делать и на историю компании, род ее деятельности, уровень квалификации, профессиональной подготовки и социальный состав работников. Изначально можно утверждать, что уро­вень стимулов и антистимулов в коллективе шахты, стройки, атомной электростанции или научно-исследовательского цен­тра будет различен. Научные исследования и практика по­зволили выработать следующие правила мотивации, соблю­дение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий [22; с. 137].. Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики. Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом трудаи его поощрением). Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируютбольше, чем ожидаемые и прогнозируемые. Постоянное внимание к работнику и членам его семьи -важнейший мотиватор. Людям нравятся победы, поэтому чаще давайте людям чувствовать себя победителями. Поощряйте за достижение не только основной цели, но ипромежуточных. Дайте работникам чувство свободы действия, возможностьконтролировать ситуацию. Не ущемляйте самоуважение других, предоставляйте имвозможность "сохранить лицо". Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые - удовлетворяют боль­шинство. Разумная внутренняя конкуренция - двигатель прогресса. Рассмотрим виды мотивов к труду. Мотивы к труду с определенной сте­пенью условности делятся на духовные и биологические. К духовным мотивам относятся:Стадность (потребность быть в коллективе). Данный мо­тив особенно характерен для восточного (японского) стиля уп­равления персоналом: групповая мораль, отсутствие индиви­дуального соревнования, корпоративная культура и т.д. Для работников бывшего СССР данный мотив до сих пор являет­ся существенным фактором в выборе места работы и ценност­ных ориентаций. Потребность "работать в хорошем коллекти­ве", по мнению многих социологов, до сих пор входит в лиди­рующую группу ориентации работника.^ Мотив личной аффирмации, или самоутверждения, харак­терен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. По Герцбергу, он является собст­венно мотивирующим фактором сотрудников высокой квали­фикации.^ Мотив самостоятельности присущ работникам с "хозяй­ской" мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки "быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес". Опыт организации кооперативов еще во времена СССР и становле­ния бизнеса в РФ подтверждает силу и значимость данногомотива. Значительная часть кооператоров и предпринимателейоставили стабильную и порой высокооплачиваемую работу взамен на рискованный бизнес, дающий вначале только одно - самостоятельность.^ Мотив надежности (стабильности) - по существу, мотив самостоятельности с противоположным знаком. Если в пер­вом случае работники предпочитают риск, активный поиск новых решений, новые виды деятельности, то в данном случае предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. Как показывают последние социологические исследования, в основе ностальгии по прошлому у большинства опрошенных лежит именно стабильность, существование которой характер­ но для прошлой системы. В силу различных причин (истори­ческих, этнических и т.д.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство. Именно в этоммногие причины затянувшегося перехода к рыночной эконо­мике.^ Мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежитв основе многих элементов рыночного менеджмента, и, преж­де всего, маркетинга. На этом мотиве построена система созда­ния материально-вещественного мира в экономически разви­тых странах. Именно он используется производителями новых товаров и услуг, а другие мотивы - порой лишь его внешняя оболочка или начинка.^ Мотив справедливости пронизывает всю историю разви­тия человеческой цивилизации. Сколько лет существует чело­вечество - столько лет идет полемика о том, что справедливо, а что несправедливо в этом обществе. В каждом обществе ус­танавливается свое понимание справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации работ­ников, а порой и к катаклизмам. История многократно под­тверждала эту истину, подтверждает и сейчас. С этой пробле­мой столкнулись многие предприятия в РФ в ходе приватиза­ции, последствия которой ощутимы до сих пор. Опыт Герма­нии, Италии и других стран показывает важность этого моти­ва даже для стран с богатой рыночной историей и более дли­тельной адаптацией к неравенству по сравнению с РФ.^ Мотив состязательности - один из сильнейших моти­вов, действующий во все времена. Определенная степень вы­ражения состязательности генетически присуща каждому че­ловеку. Наиболее часто применяется в США и Канаде и фор­мулируется так: "мы работаем в спортзале". При малых затра­тах он дает ощутимый экономический эффект. Мотив состя­зательности - основа организации соревнования на предпри­ятии. Рассмотрим типы мотивации работников [22; с. 139].."Инструментально" мотиви­рованный работник ориентирован на "голый" заработок, жела­тельно наличными и незамедлительно. Он противник других форм поощрения, индифферентен к форме собственности и работодателю.^ Профессионально мотивированный работник считает важней­шим условием деятельности реализацию своих профессио­нальных способностей, знаний и возможностей. Его в значи­тельной степени волнуют содержание труда и характер работы. Для него типично развитое профессиональное достоинство.^ Патриот (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основа его мотивации к труду - высокие идейные и че­ловеческие ценности; построение социалистического общества достижение равенства, социальной гармонии и т.д."Хозяйская" мотивация основана на достижении и приум­ножении собственности, богатства, материальных благ и т.п. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него достаточно этой внутренней идеи постоянного уве­личения материальных благ. Потребности таких работников практически неограниченны.^ Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ. Его постоянно преследует чувство зависти и неудовлетворенности порядком распределе­ния благ в обществе. Такие работники не любят ответственно­сти, индивидуальных форм труда и распределения.^ 1.2Управление персоналом в системе повышения эффективности труда Становление рынка уже сегодня поставило ряд новых задач, решение которых невозможно на базе старых представлений, подходов и методов. Особую остроту в этом плане приобрели сегодня вопросы перестройки кадровой работы. В промыш­ленности, как и в других сферах экономики, проблемы интен­сификации производства, повышения его эффективности, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадро­вых ресурсов вышли на первый план, начали приобретать ключевое значение для выживания и приспособления пред­приятий к новой для них экономической ситуации. Важнейшая цель управления персоналом - использование личностного потенциала каждого работника, который предста­вляет собой комплексную характеристику способности работника выступать в роли субъекта производственной деятельности. Принцип эффективного использования личностного потенциала человека, лежащий в основе управления персоналом на современном этапе, реализуется по трем главным направлениям: 1. Создание необходимых условий для всестороннего развития личностного потенциала человека. 2. Обеспечение условий для наиболее полной мобилизации потенциала работников предприятия на достижение стоящих перед ними задач. 3. Постоянное и систематическое развитие профессиональных качеств трудящихся в соответствии с долгосрочными задачами развития производства. Общие принципы управления персоналом на современном этапе представлены в Приложении 2. Возрастание значения субъективного фактора в современных условиях по-новому ставит вопрос о роли функции управления персоналом в повышении эффективности производства. Основные направления, по которым осуществляется это воздействие, разнообразны: тщательный отбор, подбор и оценка персонала в соответствии с требованиями должности или рабочего места; специальное обучение, профессиональная подготовка и тренинг; непрерывное обучение в соответствии с потребностями обновления знаний; усиление реальной зависимости оплаты труда и других вознаграждений от результатов труда. О влиянии управления персоналом на эффективность производства говорит и тот факт, что производство, социальное развитие и воспитание людей представляют собой единый процесс. Поэтому учет социальных особенностей объекта управления и влияние на них повышения результатов функционирования конкретного предприятия – одна из ведущих задач управления персоналом. Конкретные социологические исследования в работе по управлению персоналом позволяют: решить вопросы, сказанные с регулированием процесса становления опытного, квалифицированного работника, - выборе профессии, адаптации на предприятии, формирования определенного отношения к труду и т.д.; учесть социально-психологические аспекты подбора и расстановки кадров; изучить межличностные отношения в трудовом коллективе; оценить демографическую структуру коллектива; изучить удовлетворенность трудом; применять средства социально-психологического воздейст­вия на личную жизнь работника (быт, досуг) для максималь­ной активизации личностного потенциала работающих. Необходимым условием эффективного управления персона­лом на предприятии является понимание участниками трудового процесса целей и средств их достижения. Речь идет о формирова­нии механизма, позволяющего работающим на предприятии одинаково эффективно влиять как на разработку планов дея­тельности, так и на выбор способов и путей реализации состав­ленных планов. Правильное функционирование такого механиз­ма возможно при условии хорошо налаженной системы коммуникаций на предприятии, которая обеспечивает четкое понима­ние каждым трудящимся своих функций как в личном трудовом процессе, так и в деятельности производственного коллектива в целом. Одновременно важно обеспечить полное и своевремен­ное информирование службы управления персоналом о степени восприятия и выполнения трудовых заданий каждым участни­ком производственного процесса. Иными словами, коммуника­ции выступают здесь в роли инструмента, с помощью которого служба управления персоналом имеет возможность воздейство­вать на всех участников трудового процесса. Социально-экономические и социально-психологические мето­ды управления персоналом в настоящее время должны преобла­дать над административными. Руководство направлено на осу­ществление сотрудничества персонала и администрации в до­стижении поставленных перед фирмой целей. Все чаще при­меняется принцип коллегиальности в управлении, когда ме­неджеры работают в тесном контакте друг с другом, связаны узами сотрудничества, взаимозависимости и взаимопомощи. Главным в менеджменте становится побуждение работни­ков к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Менеджер должен не приказывать своим подчиненным, а ориентировать их на проблемы, стоящие пе­ред компанией, ранжируя их по значимости, направлять усилия, помогать раскрытию способностей людей, концентрировать их на самом главном, формировать вокруг себя группу единомышленников. Последнее в настоящее время приобретает особую значи­мость. В компании важным участком деятельности менеджера, определяющим достижение стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных самонастраиваю­щихся структур, которые обычно именуются командой. Речь идет не просто о группе профессионалов. Команда - это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующий­ся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изме­нения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Строго говоря, весь коллектив должен быть командой, самосто­ятельно решающей текущие проблемы. В этом случае менеджер имеет больше времени для решения стратегических задач. Создание команды - дело сложное и кропотливое. При ее формировании в полной мере должно быть учтено следующее: каждый участник команды обязан во всей полноте осозна­вать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся ко­манда; команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер; любой участник команды должен постоянно совершенство­вать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Это позволяет эффективно и творчески работать не только на закрепленном за ним участке, но и на местелюбого другого члена команды. Он должен быть способен в любое время подставить плечо нуждающемуся в этом чле­ну коллектива, постоянно взаимодействовать с другими его представителями. В то же время команда не может дикто­вать состоящим в ней партнерам свою волю - каждый со­храняет самостоятельность; все члены команды имеют равные права в ее работе, плани­руют свою трудовую деятельность, участвуют в планировании деятельности всего коллектива и каждого члена команды; как и в любом коллективе, обязанности каждого участникакоманды уточняются, а в процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется; подбор участников команды осуществляется в первую оче­редь по психологической совместимости; управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления ее интересов во внешней сфере. Практика показывает, что оптимально, когда действует це­лый ряд таких команд. Именно так должны функционировать фирма в целом, ее правление, коллектив каждого управления или отдела. Создание эффективно действующей команды обычно начи­нается с образования временных групп работников для выпол­нения конкретных заданий, имеющих поисковый характер, формирования новых служб. Такой коллектив включает спе­циалистов из разных подразделений. Участие в этом коллекти­ве расценивается как основная нагрузка на каждого специали­ста. При этом важнейшие функции по месту главной его дея­тельности с работника снимаются. Вместе с тем он не теряет связь со своим подразделением. Все члены рабочей группы принимают живейшее участие в создании новой службы, по­могают подбирать работников, консультируют, разрабатывают концепцию деятельности и т.д., т.е. действуют как отдельное подразделение. На этой основе формируется ядро команды, выявляется ее лидер, вырабатывается стратегия деятельности. В современной литературе по проблемам персонала существу­ет в основном единство мнений о том, что управление персо­налом ориентировано как на экономические, так и на соци­альные цели. Поэтому в основу положена двойная связка це­лей, называемых экономической и социальной эффективно­стью. Исходным пунктом является следующее соображение: при принятии решений в сфере управления персоналом долж­ны быть учтены как экономические аспекты, так и потребно­сти и интересы сотрудников.^ Экономическая эффективность в области управления персо­налом означает достижение целей организации (например, производство товаров) путем использования сотрудников по принципу экономичного расходования ограниченных средств. Этот принцип реализуется при наиболее благоприятном соот­ношении между результатом труда и масштабом его использо­вания (продуктивность труда) и соответственно при наиболее благоприятном соотношении между результатами труда персо­нала и затратами на персонал (экономичность труда).^ Социальная эффективность реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников, которые многообразны. Сюда относятся, например, хорошая оплата труда, приятные условия работы и возможности для развития личности. Единство экономической и социальной эффективности ра­боты с персоналом единодушно признается всеми специалиста­ми. ^ Сравнительный анализ подходов к мотивации эффективности труда и управления персоналом в России и за рубежом В палитре мирового опыта мотивации и стимулирования труда условно можно выделить три модели - американскую, японскую, западноевропейскую. Представляется, что знакомство с их специфическими чертами принесет пользу специалистам, разрабатывающим соответствующие системы на отечественных предприятиях [13; с. 23]. В США и Канаде размер вознаграждения работника зависит, прежде всего, от результативности его деятельности. Механизм стимулирования в рамках основной заработной платы предусматривает два важных элемента: дифференциацию окладов с учетом качественных различий в труде; дифференциацию индивидуальной оплаты в пределах разряда или должности в зависимости от трудовых достижений, личных и деловых качеств на основе периодической аттестации. Направленность стимулирования работников компаний смещается с ориентацией на текущие результаты деятельности к долговременной эффективности, что проявляется, в частности, в системе опционов, предусматривающей предоставление в качестве поощрения права на приобретение в будущем определенного количества акций компании по действующей на момент вознаграждения цене. Такая система целесообразна для стимулирования высшего и среднего звена руководителей, ответственных за долговременные результаты. Значительную роль играет премирование за рационализаторскую и изобретательскую деятельность, которая ведет к увеличению прибылей фирм. Соотношение общей суммы выплаченных премий за рационализаторские предложения с прибылями, полученными благодаря их внедрению, в США составляет 1:8, в Швейцарии -1:6, в Германии - 1:10. Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Для стимулирования талантливых специалистов применяется система ”двух направлений в карьере”: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров. Гибкая система оплаты труда в США построена таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы. К основным видам дополнительной оплаты труда в США относят: премии управленческому персоналу; компенсационные выплаты при выходе на пенсию; специальные премии менеджерам, не связанные с их успехами; премии, зависящие от величины прибыли, при неизменной величине базового оклада; доплаты за повышение квалификации и стаж работы; продажу работникам акций компаний. В американских корпорациях обычно действуют две основные программы стимулирования персонала, основанные на компенсационных (в виде постоянного жалованья) или стимулирующих выплатах. Побуждение работников предприятия к более усердному труду в интересах компании включает в себя наградные бонусы и ряд других форм поощрений, в частности, право на доход в виде акций. Бонусы не являются фиксированной величиной (в отличие от оклада) и могут варьироваться в значительных пределах. Они рассматриваются как награда, начисленная в качестве вознаграждения за услуги, оказанные компании в течение года. В части материального вознаграждения американские компании, прежде всего, уделяют внимание основному жалованью (окладу) и в целом общему ”набору” выплат сотрудникам. Жалованье менеджерам низшего звена обычно устанавливается на уровне окладов, типичных для соответствующих должностей в других компаниях. Оплата управляющих высшего звена зависит от важности работы и почти всегда индивидуальна. На некоторых американских предприятиях повышение заработной платы ставится в зависимость не столько от выработки, сколько от повышения квалификации работника и количества освоенных специальностей. Система ”оплаты за квалификацию” охватывает высококвалифицированных рабочих, а также руководителей среднего звена и мастеров: при освоении каждой новой специальности исполнитель получает прибавку к заработной плате, при этом приобретенные знания должны в той или иной степени использоваться в работе. Механизм системы включает в себя понятие ”единицы квалификации”, которое характеризует сумму знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения новой, дополнительной работы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.