Реферат по предмету "Разное"


1 Политика и ее роль в жизни общества

1 Политика и ее роль в жизни общества. Слово «политика» является производным от «полис» — «город-государство» (греч.). В современном понимании политика — это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Политика — это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т. е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает также процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.4, 5 История, этапы становление политологии.Политику, мир политического изучает специальная отрасль научного знания — политология. История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции, где становление античной демократии дало мощный импульс осмыслению политики, политическая наука прошла длительный путь развития, включающий несколько этапов. В политической мысли античности появляются первые концепции общественно-политического устройства, классификация форм государственной власти и форм правления (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). Классические труды Платона «Республика» и Аристотеля «Политика» позволяют считать их основателями политической науки.В средневековье в рамках христианства как государственной религии обосновывается происхождение политической власти от бога и необходимость повиновения не только из страха наказания, но и по совести. В ХII-ХШ вв. в учении Фомы Аквинского обосновывается законность государственной власти.В эпоху Нового времени развитие получила концепция «общественного договора». Представители политической теории нового времени (Т. Гоббс, Ш. Монтескье, М. Ф. Вольтер и др.) отстаивали равенство граждан перед законом, свободу слова, предлагали ввести пропорциональные имуществу налоги. Они считали разумной формой власти конституционную монархию, либо склонялись к республиканской форме правления.Ведущим направлением первой половины XIX в. становится либерализм, основывавшийся на признании прав и свободы человека, разделения законодательной и исполнительной власти. В XIX в. возникло и революционно-демократическое течение политической мысли. Марксизм абсолютизировал классовую природу политических отношений, считая, что на смену государству как орудию господства буржуазной частной собственности должно придти пролетарское, устраняющее бюрократию и утверждающее полное народовластие.В 1880 г. появляется политология как самостоятельная наука. Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже — Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Берджеса принял решение о создании школы политической науки. В 1871 г. во Франции была создана «Свободная школа политической науки».Политические идеи Древней Руси прослеживаются в летописи «Повесть временных лет» (1113 г.), обосновывающей необходимость единства Земли Русской. В «Русской Правде» и в «Слове о полку Игореве» (XI-XIII вв.) заложены идеи сильной княжеской власти и призыв к единению. В XIV — XVI вв. в России складывается идеология централизованного государства. Крупнейшим политическим трактатом XVIII в. были «Разговоры о государстве» Ю. Крижанича, который отстаивал идею «славянского единства». В XIX в. в России получают распространение идеи либерализма. Активным сторонником либеральных реформ был М. М. Сперанский, предлагавший избрать Государственную Думу, перейти к конституционной монархии, осуществить разделение властей. Свой вклад в развитие политической мысли внесли Н. Чернышевский, и А. Герцен, С. Муровцев, Н. Бердяев и др. В России в конце XIX — начале XX вв. сложилась своя, российская политологическая традиция, связанная с именами Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского и др.В начале XX в. политология активно развивалась в США в рамках бихевиоризма — науки о поведении. Современная теория бихевиоризма изучает поведение избирателей и общественное мнение, политическое лидерство, политическую культуру, проблемы голосования и др. Однако подлинный расцвет политологии как науки приходится на вторую вину XX в; Политическая наука стала достаточно самостоятельной, бы сотрудничать с другими науками, не растворяясь в них и не смешиваясь с ними.Таким образом, политология в своем развитии прошла сложный и трудный путь, став сферой действительно научного социально-гуманитарного знания и атрибутом общей и профессиональной культуры цивилизованного человека.Функционирование поли гики в обществе, ее общественное бытие определяется как обществом, государством, властью, так и самой политикой, ее исторически сложившимися свойствами или принципами ее существования. Перспектива исчезновения политики явно нереальна ни в каком гипотетическом будущем. Поэтому будущее политики — это процесс ее усложнения, повышения эффективности и ответственности.3 Сущность политической власти Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядовающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладет гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.^ Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.^ Понятие ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом).^ Виды власти. Особенности различных эл-в власти - субъекта , объекта, ресурсов - могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается , на экономическую, социальную, духовно-информационнцю, принудительную ( которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов власть делится на госуданственню, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные центру орг-ции ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти. Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков: легальностью в использовании силы в пределах гос-ва; верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе ликвидировать их; публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам; моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.; многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных и т.п.), политико-правового статуса государства (консти-туционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых, с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них, историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным либо пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.).Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям); партии, крупные общественные организации, союзы и пр. На каждом из уровней, на которые разделена П.с., образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами. 1. Для построения полной и современной теории политической системы исследуются не только ее институциональные элементы (подсистемы) и отношения, но и неинституциональные, не только официальные (легальные), но и скрытые элементы и функции, которые также входят в политической системе, глубоко интегрированы ею и в совокупности с другими определяют ее облик. Учитываются все характеристики, которые формируют отношение общества к его политическому устройству (наша система). 2. Определяются основные членения политической системы на вертикальные структуры институтов, горизонтальные уровни власти и компетенции, затем определяются внутренние деления на легальные и нелегальные структуры и функции, а также отношения между субъектами власти и политических отношений и их носителями. 3. Обозначаются границы, отделяющие систему от ее окружения, тем самым уточняется представление о самой системе, ее пространстве, о ее окружении и о разделяющей их границе, т.е. о социальных, идеологических, культурных, экономических, правовых явлениях и процессах и о том рубеже, за которым они становятся политическими, т.е. совокупность явлений, потенциально значимых для организации и жизни политической системы. Граница же - это порог, который такие явления переходят, чтобы стать политически значимыми. Следовательно, требуется определение политического пространства и времени вступления извне в жизнь системы поступающих в нее новых явлений: когда, где, как, а также почему они происходят. Напр., экономическая и социальная дестабилизация - движение протеста - образование народного фронта - формирование политической партия - выборы - приход партии в руководящие политические органы страны (региона, города). 4. Центральный аспект исследования - определение иерархии частей (подсистем) и элементов системы и отношений между ними основных членений системы, а также отношений между субъектами и объектами (носителями и исполнителями) этих отношений. Имеется в виду передача власти и политических импульсов в системе от одного (активного) субъекта другому (пассивному), их носителю, исполнителю, который в свою очередь передает волевые импульсы (приказы, распоряжения, идеи и т.п.) следующему и т.д. (напр., от премьера кабинета - к министру - далее к руководителю ведомства и т.д. вплоть до непосредственных исполнителей). 5. Когда определены части, элементы системы, выясняются их функциональные связи, т.е. устанавливается, что данный процесс (или явление), есть функции другого процесса (явления). Знание функциональных зависимостей между частями системы позволяет построить ее синтаксис - правила, модель, по которой эти части складываются в систему (напр., последовательность: закон об ассоциациях - образование групп по интересам, но не политическим - ветеранов, инвалидов, пилотов и т.п. - их взаимное определение с политическими движениями и партиями - их вступление в политическую жизнь). 6. Теория политической системы - это не только структурная схема, но и содержательный анализ отношений в ней от политических до социально-психологических, поведенческих и культурных. В ней анализируется принцип политической организации общества, рассматриваются отношения большинства и меньшинства и способы их защиты от взаимной тирании. 7. Описание статичного состояния системы не дает представления о ее подлинной природе. Исследование ее динамики касается модуса, направления и интенсивности изменения ее спе¬цифических признаков, а также соответствующих тенденций (что сообщает исследованию прогностическую ориентацию); таких, например, как расширение или сужение системы (появление новых органов власти, смена их функций, возникновение новых политических сил и т.п.), изменение правил ее отношений с окружением (напр., национальным), границ между системой и ее социальной средой (материальными условиями существования партий), например, форм, в которых проявляются эти правила (модальность институционализации системы: ее бюрократизация или дебюрократизация), культуры (политической в частности). 8 Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режимов: а) демократический политический режим; б) либеральный политический режим; в) авторитарный политический режим; г) тоталитарный политический режим. Характерные черты демократического режима:Суверенитет народа. Периодическая выборность основных органов государства.Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Тоталитарными являются режимы, при которых : есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе; партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс. доминирует роль идеологии. тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.). Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .Особенности политической мысли РоссииI. Политическая мысль Древней Руси. Основные политические идеи В. Мономаха : - о качествах идеального христианского (православного) государя, который не терпит беззакония в религиозной и обыденной жизни, - признает старшинство в роде, - блюдет честь перед другими странами, - ратует за единство русской земли как целого, скрепленное договорами между князьями. Древнерусская политическая мысль и политика имели богатую нормативно-правовую базу. Одним из источников являлась "Русская Правда краткой редакции - Закон русский". В ней определялось правовое положение отдельных групп населения, которое разделялось на свободных и независимых людей. Большое значение в "Русской правде" придавалось показанию свидетелей как важного элемента судебного процесса. В целом "Русская Правда "представляла собой целую серию разновременных юридических установлений. Со временем "Русская Правда" из княжеского доминального закона превратилась в сборник норм феодального права в целом. Объединение русских земель вокруг Московского княжества, образование единого русского государства, завершение процесса формирования великорусской народности стали важными причинами подъема национального самосознания россиян. Cамым значительным памятником права был Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. Судебник 1497 г. имел и другую цель - закрепить новые общественные порядки, в частности постепенное выдвижению мелких и средних феодалов - дворян и детей боярских. В угоду этим социальным группам он внес новые ограничения в судебную деятельность кормленщиков, а главное, положил начало всеобщему закрепощению, введя повсеместно Юрьев день. Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота; текущее законодательство московских князей. Но он не просто обобщил накопившийся правовой материал. Больше половины статей было написано заново, а старые нормы были в основном переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права, кодифицированные нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и др. И только к ХVI веку в России появляются первые признаки начала процесса освобождения политической мысли от религии. Он был связан с творчеством Ф.И. Карпова, И.С. Пересветова, А.М. Курбского, выступавших за справедливость государственного устройства, сословную монархию. К ХVII веку в России проблемы власти становятся предметом специального наблюдения и анализа. Яркими представителями политической мысли в этот период явились А. Ордин-Нащекин, Ю. Крижанич. Он написал труд "Политика", в котором писал, что " безграничная власть противна божественному и природному закону."^ II. Российская политико-правовая мысль 18 века. Новый этап в истории политической и правовой мысли России начинается на рубеже ХVII - ХVIII вв., с реформ Петра I. Политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства, структуры государственного аппарата, социального устройства общества и сословных отношений. Петр I стремился укрепить абсолютную монархию, ограничить церковь и власть родовой аристократии. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма, политические теоретики: Ф. Прокопич, Ф.С. Салтыков, В.Н. Татищев - рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную облегчить "общенародную пользу" и "внимать разуму подданных". Идеология просвещенного абсолютизма находила отражение в реформаторской политике первого императора России - Петра I. Он способствовал упрочнению положения дворянства, и использовал жесткие меры для ее осуществления. Многие политические документы, идеи, лежащие в их основе Петр I разрабатывал сам, в силу чего его по праву считают выдающимся российским политическим мыслителем. Во времена Екатерины II начинается следующий этап в развитии политической мысли России. Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде, понимая, что далеко не все применимо к русской жизни. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей Екатерина II для этой Комиссии составила "Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения". Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. "Наказ" был роздан всем депутатам. Над "Наказом" Екатерина II трудилась более двух лет. В "Наказе" она говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. "Наказ" показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. В годы царствования Екатерины II сформировалась яркая плеяда политических просветителей - Н.И. Новиков, И.А. Третьяков, Я.П. Козельский. Общим мотивом просветителей была критика крепостничества. Развивая идею естественного права, Козельский поставил вопрос о нравственном характере войны. Так, захватнические войны он называл злом, но считал правомерным войны для отечества и восстание против завоевателей. Хорошо известен афоризм А.П. Сумарокова "Мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна". ^ III. Характер политических учений в России 19 - 20 вв. XIX век для политической мысли России - век особый. В середине этого века в России указом "сверху" было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества - самодержавие - оставалось во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и ложились основные направления русской политической мысли: либерализм, революционизм, консерватизм, "западники" и "славянофилы". Все эти характерные направления, возникшие в 19 веке, в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны. В 19 веке в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее основные направления и течения: - Либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии ( М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев); политико-правовой либерализм середины - конца 19 века. - Радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы. - Консерватизм, он отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России; проимператорское направление - в него входили Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев). В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым - основоположником первой русской марксистской организации "Освобождение труда", созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным - одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудав "Развитие капитализма в России", "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" в этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России. В последней трети 19 века в России начался новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного права, судебной и земской реформации. Сформировался конституционный либерализм. Его представители - Б.Н. Чичерин, Н.М. Коржуков и другие - первостепенное значение они придавали разработке программ правового государства, защите прав и свобод граждан, теории власти, истории политический учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вкалд в развитие российской политической науки. ^ Характерные черты политической мысли 19 века: - необычайное разнообразие различных политических учение и идей. - Преобладание крайностей: радикализм и консерватизм. - Тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций. - Чрезмерная идеализация, а так же мифологизация. - Своеобразие набора и содержания поставленных вопросов и решаемых задач. - Категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей. - Недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации; - Слабая постановка систематического изучения и преподавания политических наук в учебных заведениях В XX веке в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905-1907) и создание думской монархии; революция 1917 года; распад СССР (1991) и становление современной России. До 1917 года политическая мысль России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Ведущим теоретиком "большевизма" явился В.И. Ленин. К числу важнейших положений "ленинизма" можно отнести: учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического центризма, идею о гегемонии пролетариата, его партии в буржуазно-демократической революции в России и возможности ее перерастания в социалистическую, стратегию и тактику пролетарской партии на различных этапах революционного процесса. Ведущей и единственной с 30-х по конец 80-з гг. в СССР идеологией являлся марксизм - ленинизм. Его отличительной чертой являлся подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет идей марксизма - ленинизма. Рассматривались такие актуальные вопросы политической теории, как "руководящая роль партии", "закономерности развития социализма" и другие. Принципиальное значение имеет принятие Конституции Российской Федерации, закрепляющей принципы политического и идеологического плюрализма в российском обществе. За последние годы подготовлено и опубликовано большое количество политологических исследований и учебной литературы. Рубежи второго и третьего тысячелетий стали плодотворными для развития политической науки в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет интересные работы по истории политических учений, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на общественную жизнь. Важное место стали занимать проблемы теории политики, политического управления и другие. Заключение. Многовековая история политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли научного знания - политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития. На этом пути всегда складывались различные мнения, которые нередко сталкивались друг с другом, обеспечивая прогресс в теории и на практике. Русская и российская политическая мысль отличается прежде всего своеобразием набора и содержания поставленных и решаемых вопросов, особенностями видения общих для всех стран проблем, отстаиванием в постановке некоторых вопросов, заимствованием основополагающих идей Запада. 10 - 11 вв. - начало развития политической мысли России. Православие, обогащая древнейшие русские политические представления, открыло для Древней Руси возможность свободного идейно-политического диалога с Византией, Европой, всем христианским миром. Середина ХVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. К этому времени в России сложились определенные исторические предпосылки для складывания абсолютной монархии как формы правления. В период правления царя Ивана IV Грозного в годы опричнины была ликвидирована независимость и экономическое могущество Новгорода, исчезла экономическая и административная обособленность духовных феодалов, борьба с пережитками раздробленности составляет основу политической истории того времени. Говоря о политике Ивана IV Грозного можно сказать, что монархия ХVI-ХVII вв. в Российском государстве исторически характеризовалась стремлениями к самовластию и полновластию государей. То есть монархия как форма государственного устройства тяготеет к наибольшей полновластности, самостоятельности единоличного правителя. В 17 в. происходило укрепление позиций дворянства, падало значение феодальной аристократии, разрушались внутренние границы в правящем классе, господствующий класс в целом постепенно бюрократизировался. Табель о рангах окончательно устранил назначение на государственную службу по степени родовитости и ставил на первый план заслуги перед отечеством. В целом, российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, имеет соответствующий авторитет в обществе.9 Политические институты (государство, партия)Проблемы государства являются центральными в теории и практике политической деятельности. Государство характеризуется такими чертами, которые качественно отличают его от других институтов политической системы общества. Среди них можно выделить следующие:Главным признаком государства является публичная власть, опириющаяся на механизм принуждения, правовые санкции, деятельность особого слоя лиц, профессией которых является государственная служба. Эта власть хотя и объявляет себя носительницей интересов всех подданных данного государства, однако не совпадает полностью с населением.Принадлежность (подданство, гражданство). Принадлежность к государству является общественной необходимостью. Общественная сущность человека в современной цивилизации может реализоваться только в государственных структурах. Эта необходимость приобретает правовой характер в законодательстве внутреннем и международном. Отсутствие принадлежности к государству трактуется Всеобщей декларацией прав человека ООН (1948г.) как ненормальное явление. Проявление аптридизма создаёт предпосылки международных конфликтов, либо внутренних беспорядков.Право на притеснение, принуждения. Государство располагает специальными органами принуждения, которые может применять в ситуациях, оговорённых законом. Государственное право на насилие всегда главенствует над подобным же правом, которым могут обладать отдельные организации в границах данного государства.Суверенитет. Суверенитет государства бывает внешний и внутренний. Он означает, что государство обладает высшей и неограниченной властью внутри страны, а другие государства обязаны считаться с этим и уважать этот принцип. Суверенитет является формальной юридической нормой, но не считается безусловной политической нормой, поскольку суверенитет всегда ограничен реальными отношениями внутри страны. Нет страны, которая обладала бы абсолютным суверен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.