Реферат по предмету "Разное"


1 Правовые основы свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства военнослужащих, а также их выезда за пределы Российской Федерации

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНастоящая работа не содержит сведений, составляющих государственную тайнуФортушин Владимир ЕвгеньевичПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА Москва - 2004СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………3Глава 1. Сущность и содержание прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации…………………………..……..….…………19 1.1. Правовые основы свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства военнослужащих, а также их выезда за пределы Российской Федерации……………………….……………………………………………...…19 1.2. Понятие прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации………………………………………………………………….…… ..55 1.3. Ограничения прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации…………………………………………………….…………………..99Глава 2. Реализация прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации………………………………………………………………………...154 2.1. Механизм реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации……………………..……………………….……………….…...…..151 2.2. Правоприменение в механизме реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, на выезд за пределы Российской Федерации…………………………………………………….…………………...191Заключение……………………………………………………………………….218Список нормативных правовых актов и литературы……………………...226Приложения………………………………………………………………………244ВВЕДЕНИЕ^ Актуальность исследования. Демократизация общественных отношений, происходящая в нашей стране с конца 80-х годов XX столетия способствовала преодолению несоответствия положения личности в Российской Федерации международным стандартам в области прав человека. Россия приняла на себя обязательства по соблюдению Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах и свободах человека, всех иных ратифицированных ею конвенций о правах и свободах. В результате происходящих преобразований впервые в истории правового развития России на конституционном уровне было закреплено право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах ее территории, а также на выезд за пределы Российской Федерации (ст. 27 Конституции Российской Федерации). Данные права являются существенным элементом свободы личности, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, в том числе и военнослужащим. Сами по себе с теоретической точки зрения вышеназванные права еще очень мало изучены, не исследован и понятийный аппарат, применяемый в правовом регулировании отношений, связанных со свободой передвижения, выбором места пребывания и жительства, выездом за пределы Российской Федерации. Вызывает интерес возможность применения указанных выше прав в различных сферах человеческой деятельности, особенно в тех, в которых свобода деятельности индивида подчинена государственным и общественным интересам, и на первый взгляд само существование подобных прав или возможность их реализации может вызывать определенные сомнения. К таким сферам применения человеческой деятельности можно относить военную службу. В связи с вышесказанным, возникает необходимость в исследовании сущности указанных прав, их содержания, изучения механизма их реализации в условиях военной службы, а также их влияния на боевую готовность воинских частей. В недавнем прошлом для населения страны существовал разрешительный порядок изменения места пребывания и жительства. При этом главным контрольным элементом такого порядка выступал институт прописки. В настоящее время в Российской Федерации действует уведомительный порядок, предусматривающий право каждого самостоятельно и беспрепятственно пользоваться вышеназванными правами. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации данные права могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Апробация права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства в российских условиях проходит болезненно для общества и граждан. Многие проблемы, связанные с передвижением населения, решаемые в недавнем прошлом исключительно с помощью административных рычагов, в настоящее время становятся трудно разрешимыми. Существующие демократичные способы их разрешения неэффективны в силу отсутствия взвешенной миграционной политики, слабости экономического развития страны, и в первую очередь регионов Российской Федерации. Как указывается в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации1, количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. Вместе с тем, отмечается в Концепции, из северных, восточных и приграничных районов страны происходит интенсивный отток населения, что приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов Российской Федерации. В связи со складывающейся негативной демографической ситуацией в некоторых густонаселенных регионах страны на уровне субъектов Российской Федерации периодически предпринимаются попытки разрешения региональных проблем по-старому, т. е. путем введения административных ограничений и запретов. Региональные акты, ограничивающие право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в делах о проверке конституционности положений ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, Краснодарского края, регламентирующих условия и порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы; положения указанных актов, ограничивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, признавались неконституционными2. Не признавались конституционными и отдельные положения Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713. Пожалуй, ни одно из прав, содержащихся в «каталоге» основных прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, не подвергалось таким регулярным нарушениям и как следствие энергичной защите Конституционного Суда Российской Федерации, как право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Это в первую очередь говорит не о правовом нигилизме правоприменителей, а о наличии глубоких национальных, этнических, территориальных противоречий в обществе, которые проявляются в трудноконтролируемой миграции населения, осуществляемой в основном посредством пользования свободой передвижения, выбора места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Многократно возросшая в последние годы реальная угроза терроризма ставит вопросы о свободе передвижения, пересечения границ с некоторыми государствами на острие политических споров. Происходящие в обществе процессы, связанные с ограничениями граждан в свободе передвижения и выборе места жительства, неизбежно влияют и на Вооруженные Силы Российской Федерации в целом и на правовой статус военнослужащих в частности. Нерешенность жилищного вопроса сделала военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей весьма уязвимыми в борьбе субъектов Российской Федерации с незаконной миграцией. Военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, в процессе исполнения служебных обязанностей перемещаются с одного места военной службы на другое, по всей территории Российской Федерации в первую очередь в интересах государства. Оказавшись «мигрантами» в силу профессиональной необходимости, они вместе с членами семьи зачастую сталкиваются с проблемами регистрации по месту жительства в местах постоянной службы. Причем многие командиры (начальники), осуществляющие управление жилищным фондом, беспокоясь за его сохранность, активно противодействуют в осуществлении данной регистрации. В целом такие негативные проявления существенно понижают правовой и социальный статус военнослужащих и членов их семей. В то же время использование права на свободу выбора места жительства, посредством осуществления регистрации по месту жительства нередко становится предметом злоупотреблений со стороны военнослужащих в жилищной сфере. В связи с вышеизложенным, нуждаются в исследовании вопросы соотнесения института регистрации с институтом найма жилых помещений, возложения на регистрацию не свойственных ей функций. Зачастую отказы в осуществлении регистрации по месту жительства со стороны органов, включенных в процесс регистрации военнослужащих, напрямую связываются с вопросами возникновения у военнослужащих права на постоянное пользование конкретным жилым помещением. Признание военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий нередко ставится в зависимость от факта регистрации по месту жительства. По сути, регистрация становится инструментом контроля в сфере жилищных правоотношений. Право военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в период прохождения ими военной службы ограничивается, однако ограничения, определенные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», весьма противоречивы, они не в полной мере соответствуют конституционным принципам ограничения основных прав граждан. В юридической науке не исследованы пределы ограничений права военнослужащих на выбор места жительства. В настоящее время актуальным является вопрос об удаленности места жительства от места службы военнослужащего. Проблемы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями создают тенденции размещения военнослужащих все дальше от мест дислокации воинских частей, что не способствует обеспечению их боеготовности. Нуждаются в законодательном совершенствовании основания ограничения права военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации. По форме выражения нормы, содержащие такие основания, находятся в подзаконных секретных, устаревших, не отвечающих современным условиям развития общества и международных отношений ведомственных актах. Правовая регламентация механизма реализации данного права такова, что создает серьезные затруднения в самой реализации права. Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность понятий, относящихся к правам, связанным со свободой передвижения, выбором места пребывания и жительства, выездом военнослужащих за пределы страны, оснований ограничения этих прав, определения путей совершенствования механизма их реализации определяет актуальность диссертационного исследования. Актуализирует работу и соответствие ее темы основным направлениям развития военно-правовой науки в процессе военного реформирования, которые были сформулированы на научно-практической конференции, прошедшей в апреле 2004 года в Военном университете. В частности, была отмечена необходимость в исследовании отдельных прав и свобод военнослужащих, их ограничения, механизма реализации3. ^ Степень разработанности проблемы. Исследованиям проблем правового положения личности в обществе, реализации ее прав и свобод на общетеоретическом и отраслевом уровнях посвящены труды: С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.А. Кучинского, А.И. Ледях, А.И. Лепешкина, Н.С. Лукашевой, Н.С. Малеина, Н.И. Матузова, В.А. Патюлина, В.М. Фарбера, Р.О. Халфиной, В.Н. Хропанюка, В.М. Чхиквадзе и многих других авторов. Общетеоретические вопросы правового положения (статуса) военнослужащих были рассмотрены в трудах военных ученых: Н.В. Артамонова, И.Н. Арцибасова, Х.М. Ахметшина, В.Г. Колибабы, Н.И. Кузнецова, А.В. Кудашкина, А.В. Коровникова, Ю.И. Мигачева, Н.А. Петухова, А.В. Пчелинцева, П.И. Романова, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, К.В. Фатеева и других ученых. На общетеоретическом уровне вопросы права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства были рассмотрены в кандидатских диссертациях Н.А. Лимоновой4. и О.В. Ростовщиковой5, в которых с позиции государственного права исследовано их конституционное содержание, проведен исторический анализ становления и развития данного права в России, сравнительный анализ закрепления прав в Конституции Российской Федерации и конституциях зарубежных государств, затронуты вопросы паспортной системы в СССР и Российской Федерации, роль органов внутренних дел в реализации указанных прав граждан, рассмотрены гарантии их защиты. Права военнослужащих в указанных работах затронуты лишь незначительно. ^ Объект и предмет диссертационного исследования. Объект диссертационного исследования составляет совокупность общественных отношений, складывающихся в области реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, права на выезд за пределы Российской Федерации. Предметом исследования являются правовые нормы, определяющие содержание прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации, их ограничение и порядок реализации. ^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является комплексное исследование социально-правовой сущности прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на выезд за пределы Российской Федерации, правового регулирования отношений, возникающих при их реализации, и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию военного законодательства в области ограничения и реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации. Достижение цели предполагает решение следующих задач: 1. Исследование конституционных основ прав граждан, в том числе военнослужащих, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 2. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих социально-правовую сущность прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 3. Исследование содержания понятийно-категориального аппарата, применяемого в правовых нормах, регламентирующих права военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации. 4. Определение понятия права военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 5. Исследование сущности и оснований ограничения прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 6. Выявление специфики проявления права военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезд за пределы Российской Федерации на уровне общей и специальной составляющих их правового статуса. 7. Исследование механизма реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 8. Исследование роли правоприменения в механизме реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, выезд за пределы Российской Федерации. 9. Разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в области реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, выезд за пределы Российской Федерации.^ Методологическая основа и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составили комплекс научных методов познания: общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные и специальные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-догматический. Юридической базой исследования стали международные правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, Конституция Российской Федерации, федеральные законы: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и другие законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие права, свободы, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации, а также гарантии их правовой и социальной защиты. Исходной теоретической базой работы являются научные труды ученых дореволюционного, советского и современного периодов, работы зарубежных ученых, специальная литература в области теории государства и права, гражданского, административного и военного права.^ Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в российской военно-правовой науке проведено теоретическое исследование прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также выезда за пределы Российской Федерации, их ограничения и механизма реализации. Теоретическая значимость работы определяется разработкой обладающих определенной научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих: – определение понятия субъективных прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, при этом уточняются понятия: «выбор места жительства военнослужащим»; «выбор места пребывания военнослужащим», которые имеют свои особенности и не учитываются нормами, регламентирующими реализацию этих прав в сфере отношений, не связанных с военной службой; – определение оснований ограничения прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, на выезд за пределы Российской Федерации и предложения по совершенствованию законодательства в данной области; – на основе анализа действующего законодательства, регулирующего вопросы реализации прав военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации, выявление недостатков социально-юридического механизма реализации данного права военнослужащих. Выводы диссертации могут быть использованы в качестве основы для продолжения и углубления исследования элементов правового статуса военнослужащих. Практическая значимость диссертационного исследования проявляется в возможности практического использования обоснованных в работе предложений, способствующих укреплению правового статуса военнослужащих и членов их семей, упорядочиванию общественных отношений, связанных с передвижением военнослужащих, обеспечением их жилыми помещениями, выездом за рубеж по частным делам. Результаты исследования могут быть положены в основу проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ограничения и реализации исследуемых прав военнослужащих.^ Основные положения, выносимые на защиту: 1. Право военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства можно определить как закрепленную в Конституции Российской Федерации и реализуемую в условиях прохождения военной службы в установленной законодательством организационно-правовой форме возможность беспрепятственно передвигаться, изменять место своего временного нахождения и постоянного проживания в пределах ограничений, установленных требованиями военной службы, которые обусловлены необходимостью защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Право военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на должностях солдат (матросов), сержантов и старшин, военнослужащих – иностранных граждан, на выбор места жительства имеет существенное ограничение на срок прохождения ими военной службы. Возможность выбирать место жительства для военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, определяется рядом правомочий: – избирать место жительства в пределах местности военной службы, где военнослужащий постоянно или преимущественно проживает; – избирать место жительства для проживания после увольнения с военной службы; – изменять место жительства путем перевода в другую местность по основаниям и в порядке, установленным законодательством. 3. Место, где военнослужащие – граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, могут размещаться для проживания, ограничивается административными границами военных городков, населенных пунктов по месту дислокации воинских частей, иных близлежащих населенных пунктов, находящихся на территории гарнизона и отвечающих условиям своевременного прибытия военнослужащих к месту военной службы. 4. В отношении военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, должен применяться единый подход к их регистрации в местах прохождения ими военной службы, основанный на презумпции их места жительства в местах прохождения военной службы на постоянной основе и предусматривающий возможность их регистрации по месту жительства в местностях постоянной дислокации воинских частей по адресам предоставленных жилых помещений либо по адресам воинских частей до обеспечения жилым помещением. 5. Правовое регулирование ограничения права военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации не в полной мере соответствует конституционным принципам ограничения основных прав и свобод граждан, так как нормативными актами федеральных органов исполнительной власти необоснованно расширены основания ограничения прав военнослужащих на выезд из Российской Федерации и круг лиц из числа военнослужащих, право которых ограничивается. Вместе с тем ограничение права военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации должно осуществляться в целях обеспечения боевой готовности воинских частей, а также обеспечения охраны жизни и здоровья военнослужащих. 6. Предложения по совершенствованию законодательства в вопросах ограничения и реализации прав военнослужащих на выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации, сформулированные в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»» и других проектах нормативных правовых актов (прилагаются к работе).^ Структура и содержание диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяются цель и задачи исследования, его методологические основы, указываются основные положения, выносимые на защиту, и апробация результатов исследования. Первая глава «^ Сущность и содержание прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации» - состоит из трех параграфов, имеет теоретический характер, посвящена анализу международно-правовых и конституционных основ прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда за пределы РФ, а также раскрытию содержания этих субъективных прав военнослужащих, оснований их ограничений. В первом параграфе проводится анализ международно-правовых норм, содержащих право лиц, законно находящихся на территории страны на свободу передвижения, выбор места жительства, право покидать страну. Проведен анализ норм Конституции Российской Федерации, закрепляющей указанные права в Российской правовой системе, норм федерального законодательства и подзаконных актов, регулирующих отношения, затрагивающие права военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на выезд за пределы Российской Федерации. На основе данного анализа выявлено комплексное правовое регулирование указанных прав военнослужащих нормами различных отраслей права. Во втором параграфе рассматривается естественная природа свободы передвижения, конституционные основы прав каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации, определяется сущность и содержание данных субъективных прав военнослужащих, понятия: свобода передвижения, место пребывания, место жительства. Проанализирована правовая взаимосвязь постоянного места военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и места его жительства, результаты анализа дают основание полагать, что в местах службы военнослужащих находится место их жительства. Их место пребывания всегда отлично от постоянного места военной службы. В третьем параграфе проводится исследование ограничений прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации, определяются конституционные основания таких ограничений. Выявлено несовершенство правового регулирования ограничения выбора места жительства и выезда военнослужащих за пределы Российской Федерации, в связи с чем, предложены меры по совершенствованию законодательства в данной области. Вторая глава «Реализация прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, на выезд за пределы Российской Федерации» - состоит из двух параграфов и посвящена рассмотрению понятия механизма реализации исследуемых прав и его гарантирующей роли. В первом параграфе исследуется содержание реализации исследуемых субъективных прав военнослужащих, определяются их формы, этапы и стадии проявления. Проанализирована роль законных интересов в механизме правореализации. В ходе исследования показана специфичность реализации права военнослужащих на свободу передвижения и выбор места жительства, если она осуществляется посредством участия военнослужащих в военно-служебных отношениях. Такая специфика выражается в реализации исследуемых прав военнослужащих в специальных организационно-правовых формах, определенных нормами военного законодательства. Общегражданская обязанность военнослужащих регистрироваться по месту пребывания или жительства выделяется как заключительный этап правореализации. Исследовано влияние международных норм на механизм реализации права военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации. Во втором параграфе проводится анализ правоприменительной деятельности в механизме реализации прав военнослужащих на свободу передвижения, выбор места жительства, на выезд за пределы Российской Федерации, который характеризуется как оперативно-исполнительный процесс органов и должностных лиц, в котором военно-административная деятельность выступает как начальная стадия правоприменения в механизме реализации исследуемых прав. В параграфе затрагивается вопрос о сущности регистрационного учета по месту жительства и роли должностных лиц, осуществляющих правоприменительную деятельность в данной области (воинских должностных лиц, должностных лиц ОВД). Сделан вывод об обязанности должностных лиц, ответственных за регистрационный учет и осуществляющих его, регистрировать военнослужащих – граждан РФ, если уведомление об этом поступило от них по месту прохождения военной службы на постоянной основе. Причем такая регистрация должна осуществляться, не зависимо от характеристик статуса жилого помещения, в котором проживает военнослужащий. При невозможности регистрации военнослужащих по адресам предоставленных жилых помещений, они должны регистрироваться по месту жительства по адресам воинских частей. Исследована роль правоприменения в механизме реализации прав военнослужащих на выезд за пределы Российской Федерации, отмечается смещение акцентов в регулировании вопросов выезда военнослужащих в сторону организованного туризма. При этом, другие случаи инициативного выезда военнослужащих урегулированы крайне слабо. В заключении изложены основные выводы исследования и научно-практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего право военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также их право на выезд за пределы Российской Федерации. В приложении приводится проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», и проекты других нормативных правовых актов.^ Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре военной администрации, административного и финансового права Военного университета, где проводилось ее обсуждение. Положения и выводы, полученные диссертантом в ходе проведенного исследования были апробированы им в выступлениях на курсах усовершенствования военных юристов по специализации “юрисконсультская работа”, на научно-практических конференциях и семинарах, при проведении лекций в системе общественно-государственной подготовки в Военном университете, при проведении учебных занятий с курсантами и слушателями Военного университета. Материалы диссертации послужили основой для подготовки автором ряда публикаций в журнале «Право в Вооруженных Силах», в Российском Военно-правовом сборнике.Глава 1. Сущность и содержание права военнослужащих на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 1.1 Правовые основы свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства военнослужащих, а также их выезда за пределы Российской Федерации. Право каждого (в том числе и военнослужащего) на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также право на выезд за пределы Российской Федерации относятся к основным правам и свободам человека, признанным таковыми мировым сообществом. Передовыми государствами в 1945 году был принят Устав ООН, в котором впервые в мировой практике межгосударственных взаимоотношений была заложена основа широкого развития сотрудничества государств в области прав человека. Как записано в Уставе, одной из целей ООН является обеспечение международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии…»6. Таким образом, Устав ООН ввел в международное право принцип уважения основных прав человека, налагающий на государства соответствующие обязательства7. С принятием Устава ООН в мире получила мощное и динамичное развитие новая отрасль международного права – международное право прав человека.8 Ядро отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека, которые содержатся в декларациях, многосторонних международных договорах и соглашениях (конвенциях). Одним из основных документов, по которому можно судить о содержании общепризнанных принципов и норм о правах человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года9. Важность этого документа заключается в том, что в нем был впервые закреплен перечень основных прав и свобод человека. В ст. 13 Всеобщей декларации определяется право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. По общему правилу Декларация не является документом, имеющим обязательную силу, и не налагает каких-либо конкретных обязательств на государства-члены ООН. Всеобщая декларация прав человека провозглашена «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства…»10. Однако в связи с чрезвычайно важным значением, Всеобщая декларация прав человека в силу обычая признается документом, устанавливающим правила, которые являются обязательными для других государств11. Бывший член Конституционного суда Австрии Р. Махачек справедливо отмечает, что «мы можем с полным основанием сказать, что Всеобщая декларация прав человека стала частью обычного права наций и является обязательной для всех государств»12. Другим важнейшим источником общепризнанных норм и принципов о правах человека является Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.13 В ст. 12 данного Пакта предусмотрено: «Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства (п.1); Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную (п.2)». Кроме этого, в пункте 3 данной статьи предусмотрены основания ограничения указанных прав. Положения данного Пакта имеют для государств, его подписавших14, обязательную юридическую силу, с его помощью в судебном порядке может обеспечиваться защита прав человека в случае их нарушения. Этим же Пактом установлен механизм защиты нарушенного права. В части IV Пакта содержится процессуальная норма, закрепляющая организационные мероприятия и механизмы, необходимые для защиты и реализации указанных в нем прав и свобод. Например, для защиты гражданских и политических прав образуется Комитет по правам человека. В Факультативном протоколе к международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., ратифицированном Россией только в 1991 году15 рассматриваются дополнительные процедуры в работе комитета по правам человека, а также уточняются его полномочия, определяется порядок обращения в Комитет пострадавших лиц. Нормы о правах и свободах человека закрепляются также в международных документах регионального уровня – в рамках Совета Европы. В 1996 году Российская Федерация вступила в Совет Европы. 30 марта 1998 года ею был ратифицирован протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. В ст. 2 данного протокола содержатся права каждого на свободу передвижения, выбор места жительства, а также на выезд из страны и возвращения в страну. Содержание данной статьи, за некоторыми исключениями16, почти полностью воспроизводит содержание ст. 12 вышеупомянутого Пакта. Следует отметить, что на уровне Совета Европы создан эффективный механизм защиты основных прав и свобод человека, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основны


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.