Реферат по предмету "Разное"


1 февраля 2011 года Конференция прошла при поддержке Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенка

Министерство образования и науки Российской ФедерацииОмский государственный педагогический университетЦентр психолого-педагогических проектов и экспертизСоциально-педагогические и психологические аспекты преодоления зависимостей в молодежной средеМатериалы II Международной заочной научно-практической конференции1 февраля 2011 годаКонференция прошла при поддержке Уполномоченного при Губернаторе Омской области по правам ребенкаОмск 2011ВВЕДЕНИЕСоциальные катаклизмы, переживаемые нашим обществом во всех сферах жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существующая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно-административного и уголовного наказания, постепенно замещается на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям, подросткам, юношеству. Слово профилактика произошло от греч. prophylaktikos, что означает предохранительный, предупредительный. В современном понимании профилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды. В последнее десятилетие в образовательных учреждениях все более отчетливо стали видны социальные «нарывы», которые проявляются в разного рода зависимостях у молодых людей. Так, подростковая и юношеская наркозависимость привела к тому, что алкоголизация и курение отошли на задний план в профилактической деятельности. Сегодня профилактика стала направлением профессиональной деятельности всех педагогов. Многие из работающих педагогов не имели возможности пройти курс обучения по освоению данного вида профессиональной деятельности. Поэтому им приходится самостоятельно осваивать все тонкости профилактической работы. Не случайно основным направлением профилактики выступает проектная деятельность, предусматривающая как образовательный компонент (знания об опасностях и последствиях тех или иных зловредностей), так и воспитывающий (умения организовать и проводить досуг, полезную значимую деятельность). Реализуя разработанные проекты, педагоги получают новые результаты, нацеленные на структурирование свободного времени, например, путем включения ребят в волонтерское движение. Необходимость проведения широких профилактических мер в отношении детей и юношества, включая прежде всего меры воспитательного и санитарно-просветительского характера, увеличивается и в связи с тем, что в этом возрасте формируются основные поведенческие установки, взгляды, навыки, привычки, вкусы, т.е. все, что определяет в дальнейшем образ жизни человека. В этот период еще можно предупредить возникновение вредных привычек, эмоциональности, невоздержанности, установки на пассивный отдых и нерациональное питание, которые в дальнейшем могут стать факторами риска возникновения неинфекционных заболеваний и с большим трудом, а порой болезненно изживаются в зрелом возрасте. Не секрет, что именно у детей следует воспитывать привычку к двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, разнообразному и умеренному питанию, чуткости и вниманию к окружающим, рациональному режиму. Эти привычки будут способствовать противодействию влияниям факторов, обусловливающих возникновение и развитие различных форм неинфекционной патологии, коррекции, а возможно и ликвидации внутренних факторов риска. Как научная проработка, так и практическое решение проблем профилактики существенно затруднены тем, что в настоящее время в отечественной науке и практике сложилось парадоксальное положение. С одной стороны, к участию в воспитательно-профилактической работе привлечено значительное количество социальных институтов и общественных организаций. Так, по данным криминологов, в одном административном районе действуют до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних и остро нуждающихся в научном обеспечении своей деятельности. С другой стороны, исследование проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков ведется многочисленными представителями смежных отраслей знания: психологии, педагогики, медицины, криминологии и т.д. Самые разнообразные неблагоприятные факторы отклоняющегося поведения детей и молодежи от психобиологических предпосылок, условий семейного воспитания, неформального уличного общения, до тех причин, которые приводят к ослаблению воспитательного влияния классных коллективов и студенческих групп, обусловливают отчуждение подростков от таких ведущих институтов социализации, которыми являются школы, другие учебно-воспитательные коллективы. Личность полифонична в том смысле, что самый краткий, самый мелкий и незначительный акт ее поведения несет с собою целый комплекс разнообразных отношений. Поэтому главными принципами профилактической работы выступают принципы сознательности, ориентации на ценности и ценностные отношения, субьектности и целостности. Вся работа выстраивается с учетом указанных принципов. Современные педагоги отличаются тем, что не выстраивают аморфных идей полной победы зла, а ищут пути, способы и средства его снижения. Обобщению и актуализации опыта профилактики и коррекции зависимостей и посвящены опубликованные в представленном сборнике материалы II Международной заочной научно-практической конференции «Социально-педагогические и психологические аспекты преодоления зависимостей в молодежной среде». В первом разделе сборника представлены статьи, раскрывающие различные аспекты проблемного поля профилактики и коррекции зависимостей. Второй раздел сборника содержит описание опыта использования различных методов и направлений воспитательной работы общеобразовательных учебных заведений в профилактике зависимостей школьников. В третьем разделе сборника описан опыт учреждений начального среднего и высшего профессионального образования в профилактике и коррекции зависимостей студенческой молодежи. Четвертый раздел сборника посвящен описанию опыта работы учреждений дополнительного образования, социальных центров, общеобразовательных учебных заведений и учреждений профессионального образования по профилактике и коррекции зависимостей средствами организации молодежного досуга. В пятом разделе сборника рассматриваются аспекты профилактики зависимостей молодежи в рамках семейного воспитания. Развитие и совершенствование деятельности образовательных учреждений по профилактике и коррекции зависимостей в молодежной среде невозможно без теоретического осмысления, обобщения и анализа опыта работы на основе научной теории. Идеи, лежащие в основе такого опыта, могут способствовать решению многих аспектов проблем, стоящих перед ними. Надеемся, что представленные идеи и опыт решения проблем профилактики и коррекции зависимостей, будут способствовать дальнейшему развитию творческого и профессионального потенциалов педагогов, совершенствованию деятельности специалистов образовательных учреждений.^ Злобина Т.В. На пути к духовности.Самая надежная защита от негативных влияний среды – это воспитание зрелой личности, которая полностью свободна от инфантильных зависимостей. Такая личность стремится к духовным потребностям, умеет различать добро и зло. В данной работе рассматриваются ценностные ориентации как критерий потребности духовных устремлений человека. Переоценка ценностей в обществе, утверждение приоритета общечеловеческого в общественном сознании требуют такого конструирования учебно-воспитательного процесса в школе, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Причем, с конца 90-х годов ХХ века и по сей день об этой проблеме говорится только тогда, когда подчеркивается, что раньше воспитывались классовые ценности, а теперь акцент сделан на общечеловеческие. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности – меняются нормы – меняются цели [2], [3]. При этом вполне естественны определенные запаздывания, когда общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила или не в полной мере отразила этот факт. Бывает и просто запаздывание, когда отстает от жизни ее теоретическое осмысление, соответственно нет четкости в формулировке целей образования и воспитания, и школа вовремя не получает необходимые технологии. В течение всех постперестроечных лет, ожидая необходимые технологии, школы сталкиваются с проблемой противоречия в воспитании. Школы обязаны нравственно воспитывать своих учеников, а общество еще не преподает нравственность как государственную политику. Средства массовой информации, развлекательные структуры деформируют потребности человека к высоким чувствам. Душа нуждается в высокой культуре, а вместо этого получает культ «удовольствия и наслаждения» – низменные, в психологической терминологии «утробные удовольствия», которые травмируют психику детей. Душа, стремящаяся к высоким идеалам и эмоционально наполненным переживаниям, остается в вакууме, пустота не заполняется. Государственные требования к воспитанию провозглашают одни образцы желательного поведения, а в жизни вознаграждаются совсем другие. Это явление объясняет Н. Пастуович: «Совершенно наивно думать, что в обществе, составленном из групп с конфликтующими интересами, политически доминирующая группа не попытается контролировать образование в попытке сохранить существующее разделение власти. Такая попытка будет более успешной, если она скрыта. И это делает «скрытую программу» универсальным феноменом [4, с. 410]. Само же понятие «скрытой программы» (hidden curriculum) было введено в обиход раньше Б. Снайдерсом для обозначения именно этого случая – провозглашены одни цели (ценности), фактически формируются и действуют другие. В таких условиях воспитать личность, которая «будет правильно ориентироваться в быстро меняющейся политической и культурной жизни страны, разбираться в человеческих отношениях, справляться со своими личностными проблемами и прийти к личностно-социально-приемлемому самоутверждению» – задача и школы, и общества [1]. Сейчас часто можно слышать: «Прежде всего, должна школа…» Да, должна! Но, не может школа «наполнять душу», а общество – «выхолащивать» одновременно, причем обвинять в этом опять-таки школу. Какие взрослые, такие и дети. Наше общество совершенно? Тогда откуда взяться совершенной школе? Исследуя ценностные ориентации школьников с 1995 года, когда слова «нравственность», «ценностные ориентиры» произносились часто в отрицательном контексте, школы пытались сохранить нравственные категории, которые являются содержанием в формировании самосознания, духовности, смысла жизни, умения определять жизненные цели, что очень важно для сохранения психического и психологического здоровья любого человека и в любом возрасте и, что является естественным барьером от незрелых зависимостей. Но есть период в жизни, когда проблема поиска смысла своего существования становится действительно ключевой, определяющей. Это период юности. Опираясь на исследование к.п.н. А.В. Кирьяковой [1], мы выделяем ведущие группы ценностей: Человек как ценность 4. Отечество как ценность Жизнь как ценность 5. Труд как ценность Познание как ценность 6. Красота как ценность Это позволяет обозначить наиболее актуальные направления ориентационной деятельности школы, учитывая то, что ценностные ориентации зависят не только от внешних влияний, но и являются продуктом внутренних побуждений личности. Дети нуждаются в авторитетных и любящих взрослых, которые способны влиять на них положительно и защищать в любых обстоятельствах, а значит, и формировать их нравственность. Жесткое давление на русское учительство в последние годы ставит безусловный барьер в воспитании. А ведь дети 1999 – 2010 годов на вопрос «Что тебя радует в настоящей жизни?», отвечают: «Человеческая доброта, хорошие взаимоотношения: интересные, бескорыстные, честные; спокойствие; справедливость; близкие люди; быть в ладу с самим собой и окружающими; люди, которые меня любят». Только 5 – 7% (в среднем за эти годы) ценят деньги, свободное времяпровождение, удовольствия («скрытая программа» с ее экономическими возможностями и массированными усилиями не может пока изменить потребности в добре. В массовом потребительстве «застревает» пока еще не много детей). Человек и жизнь как ценности стабильно оцениваются детьми как приоритетные категории. Человек: 1999 г. – 75% высокий уровень предпочтений, 2009 г. – 89%. Жизнь: 1999 г. – 78% высокий уровень предпочтений, 2009 г. – 90%. На вопрос «Если бы я мог, то изменил бы в окружающей жизни…» ребята каждый год отмечают людей, несущих зло, равнодушие, подлость, ложь во взаимоотношениях; нравственные устои; социальные изменения (государственные законы, экономический уровень жизни в России, социальное неравенство, бедность, богатство и т.д.). Процент детей, думающих о будущем страны, с каждым годом приобретает осознанные и расширенные представления в мировоззренческих потребностях. Ничего не хотят менять 5 – 8% учащихся. Из них некоторые довольны жизнью по разным причинам, некоторые считают, что ничего уже не изменишь. Объем высказываний по этим темам говорит о высоком уровне общественной ответственности, которую старшеклассники готовы признать за каждым человеком. Ответы об изменении мира приобретают качественные и количественные значимые предпочтения, даже если они представлены в романтизированной форме, что естественно и желательно для данной возрастной категории учащихся. Наблюдается тенденция активной позиции, даже если пока нет возможности ее проявить. В вопросе о смысле жизни ребята дают разнообразные ориентиры. Ответы «жить и радоваться жизни, просто жить» сочетаются с «приносить пользу себе и людям», «служить Родине», «создать семью». 31% – высказывания о смысле жизни со зрелым анализом и убеждениями и только 3% характеристик имеют «не возвышенный» смысл – «умереть», «не умереть от голода», «стать богатым». Экзистенциальные ответы (56%) сочетаются с жизненными бытовыми проблемами 40%. И только 4% детей дали ответы эгоистические и даже циничные (проанализировав эти анкеты, можно угадать браваду и нежелание задумываться над этими вопросами, попытку «закрыться» от всех). В контексте содержания всех ответов, данные предпочтения не являются потребительскими. Скорее это стремление молодых навстречу миру, где все предназначено для радости и счастья. Возможно они не очень зрелые, зато их детская иллюзия говорит о наивности и чистоте. 8% ответов вызывают тревогу (жить в свое удовольствие, зарабатывать деньги, существовать, убивать друг друга). В высказывании «Я живу, чтобы…» 7% ответили: «получать от жизни удовольствия». 90% ответов говорят о продуманных жизненных планах, пусть еще не очень совершенных, но с надеждой и верой в свои возможности. Вообще содержание ответов дает основание предположить (что подтверждается результатами наблюдений), что психологическое здоровье, в основу которого входят любознательность, трудолюбие, миролюбие, человеколюбие, достаточно крепко усваивается генетической памятью человека, даже несмотря на «потребительские эталоны» поведения в обществе. Ценность познания учащиеся отмечают как важную значимую для себя категорию. На протяжении этих лет ребята стабильно выбирают данную ценность, высокие приоритетные критерии в своем миропонимании (80% детей – высокий уровень, 20% – средний уровень). Проблемной зоной является категория «Отечество». В 1999 году 28% учащихся отметили высокий уровень значимости понятия «Родина». 38% – средний уровень, 39% – низкий уровень. Было больно читать высказывания некоторых детей. В этот период значение Великой Отечественной войны в жизни нашей страны принижалось. Акценты героизма были смещены. После прихода В.В. Путина, вернувшего уважение к фронтовикам, в школах гражданско-патриотическое направление стало более эффективно в воспитании. Ученики выпуска 2007 года отмечают категорию «Отечество»: 54% – высокий уровень, 29% – средний, 17% – низкий. Анализируя высказывания учащихся, только 5% дают ответ: «Она мне не нужна» (в середине 90-х годов ХХ века такие ответы были не редкостью). Остальные ребята имеют расширенные характеристики и представления: «как родной дом, где безопасно, есть поддержка; это твое место в мире» – 22%; «ощущать свои корни» – 6%; «быть полезным для нее и исполнить свой долг» – 11%; «продолжить род» – 10%. Таким образом, 49% детей имеют достаточно глубинные представления о своей связи с Родиной. Ответы: «Любить, уважать, защищать ее, гордиться ею и верить в нее» – 40%. У выпускников 2010 года эти ответы достигают уже 60%. Категория «Труд» остается проблемной, хотя в последние годы становится более значимой и осознается учащимися как необходимость и важность. Но содержание этой необходимости заставляет задуматься. Здесь побеждает «ценность» – деньги. Пока в лексиконе нашей экономики будут присутствовать такие слова, как «рейдерские захваты», «легкие деньги», а учителя и врачи будут называться немного надоевшим словом «бюджетники», воспитание трудолюбия будет носить некий двойной стандарт. Причем, учителю здесь уготована неубедительная роль. В воспитании учащихся школа прилагает неимоверные усилия, чтобы сохранить нравственные качества детей и для этого нуждается в поддержке государственных структур и общественных организаций. Совместные усилия учителей и родителей, даже при задержке новых технологий в воспитании, позволят реализовать нашим детям все духовные устремления, надежды и быть в этом мире счастливыми.Список литературы:Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. – Ленинград, 1991.Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3 – 10.Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. – 1991. – № 3. – С. 51 – 56.Пастуович Н. Problems of reforming educational systems in postcommunist countries // International review of education. V.39. 1993 № 5 Р. 410 – М.: «Дрофа», 1995. – № 3.Шпехт В. Мобильная работа с молодежью как основа социальной профилактики: развитие функциональных эквивалентов.Цель мобильной работы с молодежью состоит в развитии и создании нового пространства обучения для детей и молодежи, условия жизни которых можно назвать сложными, в совместной деятельности с ними. Это касается детей и молодых людей, которых общество выделило в особую группу. Такое пространство обучения должно стать для молодежи функциональным эквивалентом опасных ситуаций и представить альтернативу их повседневных действий, мешающих им развиваться и стать личностью, ответственной за свои поступки.^ Социальное пространство обучения и развития следует понимать как ресурс, происходящий из окружения в семье, общения с друзьями, соседями, отношений в школе, с органами власти, в сфере образования и работы. Все эти аспекты жизнедеятельности молодого человека должны занять центральное место в повседневной работе с молодежью. В конце 60-х годов ХХ века [4, с. 132] наблюдение за молодежью с делинквентным поведением в Западной Германии сконцентрировалось на криминализированной молодежи. Для определения способа изменения данной модели поведения, необходимо сначала определить функцию делинквентного действия для каждого молодого человека, для которого социально-педагогические ситуации должны стать предпочтительными по отношению к делинквентным и показать ненужность последних. Поскольку делинквентное действие выполняет для молодого человека не только определенную функцию «обладания чем-либо», «привлечения внимания», принятия в группировку, но и является причиной его изоляции от общества в повседневной жизни или стигматизации, а через государственные санкции также может привести к зависимости, ограничениям и даже лишению свободы, в центре обсуждений находились именно действия, направленные на коррекцию модели делинквентого поведения. Важным является то, что социальные педагоги вместе с подростками и группами молодежи находят альтернативные, привлекательные для них виды деятельности, выполняющие те же значащие функции, что и производимые ими ранее действия, неодобряемые обществом. В 1979 году под освобождающим и обучающим шагом вперед подразумевалось «замещение делинквентного действия привлекательной социально-педагогической ситуацией» [4, с. 132]. Необходимо создать место, которое будет выполнять для подростка функцию освобождения и коррекции и обстоятельства, уменьшающие и ликвидирующие его изолированность от общества и зависимость делинквентного поведения. Эта концепция фокусирования на делинвентных моделях поведения молодежи, связанных с воровством и насилием, и замены их социально-педагогическими альтернативами произошла из опыта работы на улицах в США и была высоко оценена как в Германии, так и в других странах мира. Позже она распространилась и на другие виды девиантного поведения. За последние 25 лет ключевое понятие мобильной работы с молодежью, развитие функциональных эквивалентов, расширилось для всех видов поведения, наносящего вред самому подростку или окружающим его людям. Основанием для этого стали не только изменения в политической и общественной жизни на национально-европейском и глобальном уровнях, но и вытекающие из них практические проблемы увеличения употребления наркотиков, различные экстремистские молодежные движения, проблемы миграции и интеграции, вопросы получения среднего и высшего образования, безработица, нищенство среди детей и молодежи в Германии, Европе и во всем мире. Эти вопросы становятся сегодня все более актуальными и их призвана решать мобильная работа с молодежью. В модельном проекте «Звуковой удар» (1979 – 1984 гг.) при научном сопровождении Института педагогики Университета Тюбинген перед мобильной работой с молодежью впервые встала проблема широкого употребления тяжелых наркотиков (героина) в молодежной среде. Практический опыт мобильной работы с героин-зависимыми наркоманами на тот момент отсутствовал. Эксперты, преимущественно из медицинско-терапевтической сферы, выступили за привлечение мобильных социальных работников к решению данной проблемы. Существующее в то время научное мнение, основывающееся «теории страдания», категорически пропагандировало долгосрочную клиническую терапию (15 – 18 месяцев). Молодые люди из проекта «Звуковой удар» не полагались на это мнение и искали новое решение в социально-педагогической команде мобильной работы с молодежью. Существует ли для героина конкурирующая сила? Да, она была, хотя и не для всех стадий наркотической зависимости. К. Курцвег на основе освобождающих и обучающих шагов В. Шпехта [4, с. 132] вывел новое понятие – «привлекательный антиполюс» употребления наркотиков [2]. Оба употребляли социально-педагогическую практическую деятельность, в основе которой лежал поиск действенных функциональных эквивалентов, созданных в сфере социальной педагогики, для оказания помощи наркоманам на начальной стадии употребления героина и на стадии привыкания. В сфере психологических исследований Зильберайзен проводил долгосрочный сравнительный анализ в Варшаве и Берлине. Объектом исследования были молодые люди, употребляющие наркотики. Результаты исследования показали, что молодые люди говорили об употреблении наркотиков как о способе преодоления претензий развития и указывали на то, что употребление наркотиков, как и делинквентное поведение вообще, выполняет для употребляющих их людей определенную функцию. Когда эта функция выполняется чем-либо другим, более привлекательным, – появляется функциональный эквивалент. Такой теоретический конструкт «функциональных эквивалентов» Кастнера / Зильберайзена был принят для практической деятельности мобильной работой с молодежью, так как он основывался на используемых ранее принципах освобождающих и обучающих шагов. В брошюре о региональном обществе мобильной работы с молодежью на улице земли Баден-Вюртемберг среди прочего значиться: «Сотрудник мобильной работы с молодежью знаниями и опытом, касающимся условий жизни молодых людей в той местности, в которой они работают… Мобильная работа с молодежью сопровождает молодых людей в их повседневной жизни и охраняет их посредством деятельности, направленной на поддержку, предотвращающей их сползание на глубокое дно. Если молодые люди в своей биографии уже имели случаи проступки, получали штрафы, правонарушения, отказы и т.д. и этот негативный опыт настроил их против признания и позитивной самооценки, им необходимо время, для того, чтобы найти свой путь и свои ценности. Мобильная работа с молодежью дает такой целевой группе шанс, который поможет им открыть их скрытые способности и возможности, стать законопослушными гражданами» [3]. В каждом обществе имеются ресурсы для решения проблем. Найти эти ресурсы и применить для «возвращения к жизни» (Брукдорфер) детей и молодежи, ставших изгоями, превратить их в социальный капитал для таких молодых людей является первоочередной задачей мобильной работы с молодежью. Например, в одном из городских районов существует проблема страха, который испытывают многие жители данного района по отношению к группе агрессивно настроенной молодежи, проживающей в этом же районе (поведение этой группы характеризируется провокациями, порчей имущества, драками, стычками между соперничающими этническими группировками и молодежными бандами) и многократные отступления жителей и/или вызовы полиции могли для таких жителей выполнять функцию выражения беззащитности и опасности. В случае такой комплексной проблемы перед мобильной работой с молодежью возникают задачи, которые надо решать, планировать и выполнять, по крайней мере, на двух уровнях:уровень 1 – налаживание контакта с изгоями, молодыми людьми с «агрессивным» поведением и завоевание их доверия посредством солидарных действий (работа на улице, индивидуальная помощь, групповая работа) социальных работников, социальных работниц [4, с. 112].уровень 2 – сотрудничество мобильной работы со всеми учреждениями социального контроля и помощи, которые в состоянии оказать помощь исключенной молодежи и мобилизация критически-солидарных жителей района, которые могут стать союзниками как исключенных молодых людей, как и мобильной работы с молодежью [1, с. 1223]. Применение функциональных эквивалентов, показанное на этом примере, относится к профессиональному искусству работы социального педагога. Поскольку в среднем примерно 80% правонарушений с применением насилия происходят в социально-психологическом контексте группы (группировки, товарищества, банды), нахождение функциональных эквивалентов в этом случае является комплексной задачей, в отличие от работы с «солистами», потому что необходимо принимать во внимание многоплановые групповые взаимодействия и влияния отдельных членов группы. Таким образом, в первую очередь, необходимо установить контакт с группой молодых людей с агрессивным поведением, в которую входит молодой человек, и на этом коммуникативном уровне построить доверительные отношения с определенным подростком. Следующим этапом будет ответ на вопрос: какую функцию выполняет насилие для этого человека? Для этого можно применить следующие приемы: насилие всегда является результатом происходящего взаимодействия; насилие – это приобретенная модель поведения на примере отношений в семье или в каком-либо учреждении (приюте, тюрьме) или на улице, или в молодежной группировке, компании или банде; форма насилия, применяемая молодым человеком, зависит от его физических и психических возможностей и его опыта. Она также может являться следствием когнитивного опыта (наблюдение и принятие моделей поведения из телевизионных передач); насилие – очень важный ресурс и его в любое время можно использовать по своему усмотрению (Хайтмайер); насилие всегда имеет предысторию; насилие является действием по проверке власти; насилию служит утверждению доминирования и воспроизводству или установлению авторитета; человек прибегает к насилию, будучи непризнанным или игнорируемым окружающими. У молодых людей имеется немного средств достижения признания. Признание всегда является двусторонним коммуникативным процессом: «компания признает меня – я признаю компанию». Поэтому сначала необходимо выяснить: каковы источники признания для молодого человека? Родители, семья, школа, образование, работа, взрослые как пример, ровесники? Кто отказывает в признании или видит себя не в состоянии быть признанным? В этих общественных сферах социализации молодого человека подстерегают источники невнимания и отказа в статусе. Для него основным становятся вопросы: Кому я нужен? Для кого я являюсь ценным? Кто меня уважает? При этом важно уяснить, что имеющее в этом случае место чувство несправедливости в высшей степени субъективно. Люди, страдающие от непризнания, часто не признают права на неприкосновенность других людей. В этом случае нравоучения взрослых не соответствуют опыту молодых людей. Когда педагог по мобильной работе с молодежью сталкивается с молодыми людьми, практикующими насилие, он попытается на основе названных приемов вместе с молодыми людьми выяснить и проанализировать функции применяемого ими вида насилия. За этой фазой анализа должны следовать предпринятые и организованные практические действия, которые можно назвать функциональными эквивалентами по отношению к практикующимся до этих пор формам насилия. Этот эквивалент должен иметь в сознании молодого человека высокую ценность, должен предлагать лучшую, более привлекательную, конкурирующую с применением насилия силу и показать ему новый, доступный путь развития. Рассмотрим пример по отношению к отдельному молодому человеку. 16-летний Йонас получает признание в кругу своей группировки посредством грубости по отношению к членам соперничающей группы сверстников. Этому источнику признания необходимо найти альтернативу. Во время индивидуального консультирования с вошедшим к нему в доверие мобильным работником Ханси, молодой человек получил признание благодаря футбольному турниру, организованному в одном из городских районов. Заново открытые в нем, благодаря Ханси, спортивные способности, помогли ему получить признание и похвалу не только в группировке, но и на уровне района города и в местной ежедневной газете. Таким образом, в работе с группировкой социальный работник должен предложить конкурентоспособную альтернативу существующему до сих пор их негативному имиджу [1, с. 1228 – 1230]. Данный пример объясняет основной принцип применения «функциональных эквивалентов». Просвещение и информация жителей района об условиях жизни исключенной из общества молодежи при этом является первым шагом. Важным инструментом налаживания общения могут стать социальные, культурные, спортивные мероприятия и представления, которые приносят радость и приятные переживания являются особо ценными. Они являются конкурирующей силой анонимности и игнорированию, благоприятствуют пониманию, толерантности и понимания ценности других. Это лишь некоторые размышления о ключевых концептах мобильной работы с молодежью, которые многим молодым людям открыли глаза на их новые возможности и на способность нести ответственность за себя и за других. Шансы на реализацию данной концепции, конечно же, следует постоянно интерпретировать в контексте определенной фазы исторического и общественного развития.Список литературы:Keppeler, S./Specht, W. 2005: Mobile Jugendarbeit, in: Thiersch, H./Otto, H.-U., 2005, Handbuch Sozialarbeit, Sozialpädagogik,Kurzweg, K. 1991: Jugendlicher Drogenkonsum und Mobile Jugendarbeit, in: Specht, W. (Hrsg.) Gefährliche Straße. Bielefeld. Landesarbeitsgemeinschaft (LAG) Mobile Jugendarbeit/Streetwork, Baden-Württemberg e.V., LAG Jugendaufbauwerk und Kommunalverband für Jugend und Soziales Ba.-Wü. 2005: Was leistet Mobile Jugendarbeit? Stuttgart.Specht, W. 1979: Jugendkriminalität und mobile Jugendarbeit. Neuwied.^ Оськина Н.Г., Гао С. Проблема интернет-аддикции и модель ее решения в КНР.Современное общество живет в новом мире и сама жизнь заставляет нас осмыслить глубину произошедших изменений. Изменились не только условия жизни человека, изменилось само общество в целом. Главной особенностью современного общества является переход от индустриального общества к постиндустриальному или, как его называют, информационному, которое рассматривается как качественно новый период в развитии современной цивилизации. Одним из основных факторов, определяющих ускорение научно-технического прогресса и существенно влияющих на все сферы деятельности современной цивилизации, является применение автоматизированных информационных систем и Интернета, которые позволяют получить в нужное время и в полном объеме необходимую информацию. Благодаря новейшим технологиям можно успешно решать многие накопившиеся проблемы, но параллельно создаются и новые. По мнению исследователей-психологов (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина и др.) негативным следствием современных технологий является Интернет-аддикция.Интернет-аддикция – это феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [4]. В западной научной литературе этот феномен получил название Internet Addiction Disorder (IAD) – «Интернет-аддиктивное расстройство». По материалам зарубежных исследований, данный вид нехимической аддикции среди западных пользователей Интернет Сети в конце ХХ века составлял от 1% до 5% (Young K.S., 1998, Griffiths M.D., 2000) и в настоящее время приближается к 10% (Cash H., Parker J.) [1].^ Основными симптомами интернет-аддикции являются: нежелание отвлечься от работы в Интернете и как следствие раздражение на отвлечение; неспособность спланировать окончание сеанса в Интернете; забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы в Интернете; пренебрежение сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером; ощущение эмоционального подъема во время выхода в online. Согласно Шоттон, типология зависимости от компьютера включает в себя три разновидности:«сетевики» (networkers) – оптимистичны, в сравнении с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них – нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, к примеру, играть в ролевые групповые игры, однако при этом меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоят Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // URL: http://psyfactor.org/lib/addict.htm Общественный комитет «За нравственное возрождение отечества» // URL: http://www.moral.ru/news/061005_bryansk.html^ Online словарь интернет-терминов /// URL: http://www.i-hoster.ru/glossary.html Форум безопасного интернета // URL: http://www.safor.ru/ Шестаков П. Сетевых наркоманов посчитали // URL: http://www.dtf.ru/news/read.php?id=43293 Ярославский форум // URL: http://forum.yarcom.ru/index.php?showtopic=12123^ Шмидт Н.М., Юферева В.В. Вредные привычки в студенческой среде: пути выхода из ситуации.Согласно статьи 51 Федерального Закона «Об образовании», «Образ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.