Реферат по предмету "Разное"


1 Инновационная экономика – стратегическое направление развития Казахстана

1.7. Инновационная экономика – стратегическое направление развития Казахстана   Современная экономическая наука признает роль инноваций как важнейшего элемента экономических процессов, определяющих развитие не только отдельных государств, но и глобальной экономики в целом. Для обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Это требует реформирования всех сфер общественной жизни, и прежде всего, экономики. Известно, что в основе каждой социально-экономической революции лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения. Для постиндустриального общества эту роль, прежде всего, играют информационные технологии и компьютеризированные системы, высокие производственные технологии, являющиеся результатом новых физико-технических и химико-биологических принципов, и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы и инновационная организация различных сфер человеческой деятельности. Ее конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики - инновационной экономики. Результаты наших исследований, анализ результатов исследовании отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме убедили нас в том, что создание инновационной экономики является стратегическим направлением развития нашей страны [110, 111, 114]. Итак, что понимается под инновационной экономикой? Анализ современных тенденций развития экономики ведущих западных стран говорят о том, что инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным. Информационные технологии (ИТ), компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами инновационной экономики. Они в своем развитии радикально трансформируют все средства получения, обработки, передачи и производства информации, радикально технологизируют интеллектуальную деятельность (например, автоматизация проектирования и технологической подготовки производства, автоматизированный контроль за ходом производства, автоматизация ведения финансово-бухгалтерской отчетности и организационно-распорядительной деятельности, многоязычный автоматизированный перевод, диагностика и распознавание образов и т.п.).  Каковы основные признаки инновационной экономики? Нам представляется, что экономика общества является инновационной, если в обществе: любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах; производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта; имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию; происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказываются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека; доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения; имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств; имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий. Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. Что эти понятия из себя представляют, каково их содержание и объем? Коротко ознакомимся с этими понятиями, ибо от их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и т.п., порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое. Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений. В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает: профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.; практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм "заказ - исполнение"; обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта; исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями). Из вышеизложенного мы заключаем, что под инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике "под ключ" производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики. Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Что же представляет собой инновационная инфраструктура, почему же она является базовой составляющей, фундаментом инновационной экономики? Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как "архимедовы рычаг и точка опоры", способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Что это значит? А это значит, что она должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. По нашему глубокому убеждению, упомянутая совокупность должна содержать набор следующих свойств: распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности "под ключ"; универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта "под ключ" в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики; профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя; конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.; высокий уровень научно-технического потенциала; кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры; финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала); высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата; гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры. Как показывают результаты выполненных нами исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи "под ключ" с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием. Остановимся на раскрытии содержания некоторых из перечисленных выше свойств инновационной инфраструктуры.  Исследования и мониторинг потребностей рынка, необходимость постоянного и оперативного обновления выпускаемой инновационной продукции требуют придания первостепенного значения в инновационной экономике внедрению гибкой автоматизации. Комплексная гибкая автоматизация с широким применением информационных технологий и компьютеризированных систем является сердцевиной инновационной экономики. Поэтому в фундамент всех структурных преобразований экономики региона, в основу региональной инновационной инфраструктуры должны быть положены автоматизированные высокие технологии и компьютеризированные системы со сквозным "безбумажным" циклом: "проектирование - производство - контроль - реализация". Отсюда следует, что важнейшей региональной проблемой формирования и развития инновационной экономики является решение научно-методических и организационно-технологических вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, осуществляющих в автоматизированном режиме сквозной "безбумажный", цикл и объединяющих в одной системе инновационное направленные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, направленные, в конечном итоге, на создание инновационной продукции. Более того, в таких системах должны быть автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование инноваций; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пуско-наладочные работы и испытание новой наукоемкой системы.  Важной проблемой, требующей своего актуального решения в условиях инновационной экономики, является опережающее создание в регионах эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга регионов. Подобный мониторинг, по нашему мнению, должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований в регионе. В связи с этим представляется целесообразным создание в регионах автоматизированных центров инновационно-информационного обеспечения (АРЦИ) для постоянного поддержания обновления и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из следующего положения: субъектам инновационной деятельности нужна, в первую очередь, информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг и т.п. И здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности на предприятиях региона как составной части информационного обеспечения инновационной эргономики. Инновационный маркетинг, представляя собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятий, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурентоспособности их инновационного продукта; изучением "ниши" рынка, в которой предприятие имеет наилучшие возможности по реализации своих преимуществ - должен стать одной из ведущих структур АРЦИ [86]. Создание на уровне регионов отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры - автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейшей задачи инновационной экономики государства: обеспечению конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и страны в целом. Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с республиканскими. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из республиканского бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные - с долевым финансированием государства и региона. Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора являются следующие. 1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики. 2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона. 3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития. 4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы. Считаем необходимым особо выделить, следующее положение. В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему глубокому убеждению" подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и республиканской проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров [88]. В ее основу, по мнению автора, должны быть положены такие принципы: становление, развитие и самореализация творческой личности; постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации; ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности; рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов; обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок; создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции; сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям. Инновационная практика (производство наукоемких инновационных услуг в широком смысле) требует оборотного капитала. Получить этот оборотный капитал (например, кредит) в современных условиях без специальных мер поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное производство инновационных услуг проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывают, что в инновационной экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении всех этапов единого инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной продукции "под ключ" и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных товаров и услуг. Эффективным механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инвестициями в новые проекты и т. д. Из изложенного следует, что активизация формирования инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам. Итак, подводя итог изложению нашего видения формирования и развития инновационной экономики в нашей стране, постараемся дать коротко ответы на следующие три вопроса: 1. Какова стратегическая цель формирования и развития инновационной экономики в Казахстане на ближайший период? 2. Каким ресурсом обеспечить достижение поставленной стратегической цели? 3. Как обеспечить достижение стратегической цели намеченным ресурсом? Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития - кадровую, должна быть срочно дополнена инновационной составляющей. Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны. Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы Казахстана должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе казахстанской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов Казахстана перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы. В Казахстане по сравнению с индустриально развитыми странами развитие научно-технического и инновационного прогресса имеет принципиальные особенности. В развитых странах отмечается за счет разных источников ежегодное увеличение финансирования фундаментальных и прикладных исследований, ускоренное освоение нововведений. Правительство оказывает всемерное содействие в создании и развитии корпоративного сектора науки, осуществляется ориентация научно-технического потенциала на решение насущных экономических и социальных задач. В частности, расходы государства на научные исследования и разработки за последние годы составила в среднем от ВВП в США 2,9, в Японии 3, в Германии 2,35, во Франции 2,25, в Швеции 4% ВВП. Следует отметить, что Евросоюз рекомендует всем своим членам довести уровень вложений в науку минимум до 2,5% ВВП. В Казахстане за последние пять лет ежегодные объемы финансирования науки составляют порядка 0,2% ВВП [98]. В последнее время в развитых странах отмечается значительный рост доли частного сектора в общенациональных затратах на научные исследования и разработки. По уровню этого показателя лидируют США, Швеция и Южная Корея, у которых он достигает 75%, далее следует Япония, и Германия (более 70%), Великобритания и Франция (около 65%). Еще более знаменательно то, что в этих странах на долю крупнейших наукоемких корпораций приходится сейчас около половины общих затрат на фундаментальные исследования, а уровень концентрации в сфере исследований выше, чем в сфере производства. Важным является приоритетное проведение государственной политики, ее основными направлениями в области развития науки должны стать: определение науки в качестве одного из основных стратегических приоритетов развития экономики и общества; разработка программы реформирования и развития фундаментальной и прикладной науки; разработка технологий, ориентированных на получение конкурентоспособной продукции и обеспечение интересов национальной экономической безопасности за счет сохранения и развития промышленного и научно-технического потенциала республики. Научно-техническая политика Казахстана должна быть направлена на активизацию инновационных процессов, внедрение новых технологических укладов (сегодня республика базируется на третьем хотя развитие страны подходит к шестому), активизацию национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии и внедрение международных стандартов. Инновационный процесс представляет собой неразрывную цепочку: фундаментальные научные исследования - прикладные исследования - опытно - конструкторские работы - опытный образец – технологии - товар-коммерциализация товара. Инновационный фонд призван обслуживать инновационный процесс до стадии технологии, т.е. осуществлять научно-техническое обеспечение начальной стадии инновационного процесса, после него на стадии «технология» его подхватывают различного рода инвестиционные структуры, осуществляя широкомасштабные развития инновации. В целях широкомасштабного развития инвестиций инновационного процесса в Послании Президента народу Казахстана подчеркнута необходимость создания мощной финансовой структуры инновационного фонда, куда планируется направить 23 млрд. тенге, т.е. в 8 раз больше, чем в Инновационный фонд. Большое внимание должно быть обращено на новые формы научно-инновационной деятельности, использующие современные информационные технологии. Должны формироваться инновационная инфраструктура, региональные инновационные фонды, которые будут иметь особое значение для поддержки финансирования наукоемких и высокотехнологичных производств в малом бизнесе. Тем самым закладываются основы для формирования территориальных промышленно-инновационных кластеров. На наш взгляд для успешного развития инновационной деятельности необходимо создать межотраслевой научно-инновационный инжиниринговый центр, основными задачами которого будут: реализация программ научно-технического обеспечения инновационных производств, включая отраслевые и региональные программы инновационного характера; осуществление производственно – хозяйственной деятельности в области науки путем реализации программ научно-технического обеспечения инновационных производств; проведения ярмарок, выставок и других и других подобных мероприятий- необходимое условие формирования рынка научно-технической продукции; оказание инжиниринговых услуг, организация трансферта технологий и другие. Отрадно, отметить инициативу Национального центра научно-технической информации (НЦ НТИ) Республики Казахстан, выпустившего в свет четвертое издание «Каталог инновационных разработок, рекомендуемых для внедрения», который содержит около 200 завершенных научно-технических разработок казахстанских ученых. Этот каталог является наглядным примером творческого потенциала отечественной науки, и не случайные к нему проявление заметный интерес со стороны министерств и агентств, организаций, фирм и частных предпринимателей, в т.ч. и зарубежных. В настоящее время в НЦ НТИ РК в базе данных имеются сведения о более 1600 инновационных разработках казахстанских ученых и специалистов, выполненных в последние годы [95-97]. Чтобы добиться успеха, необходимо вкладывать капитал самый главный ресурс - человеческий. Только так экономика сможет лучше воспринять и осуществить инновации. Инновационная модель развития нашей страны требует больших затрат на фундаментальную науку и подготовку научных кадров. Намеченный инновационный путь развития страны, базирующийся на производстве новых знаний (ноу-хау) и технологическом прогрессе, естественно, невозможен без инноваций в науке и образовании и их реформирования. Эти сферы в Казахстане должны стать динамично развивающимися, способными адекватно реагировать на ускоряющиеся мировые научно-технические и инновационные процессы, включая глобализацию и информатизацию. В стратегии четко обозначены основные направления государственной политики в области развития науки: ее определение в качестве одного из стратегических социально-экономических приоритетов; развитие исследований, направленных на разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых производств; создание системы механизмов и стимулов, способствующих практической реализации научных достижений; укрепление материальной базы для проведения научных исследований. Для успешного решения этих задач необходимо наличие в сфере науки качественного человеческого капитала. Поэтому государственная политика включает и такие направления, как сохранение и развитие кадрового потенциала, подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации, их стажировка в лучших научных центрах мира, поддержка молодых талантливых ученых. Необходимо начать подготовку специалистов новых профессий, которых раньше в Казахстане не было. В частности, это касается производства нержавеющей стали, которое должно обязательно появиться в стране, алюминия, различных видов продукции проката, профиля, фольги и т.д., а также активизировать подготовку специалистов в области машиностроения, химии и других сфер. В Казахстане за последние пять лет объемы финансирования образования составляют порядка 0,2% ВВП, что является недостаточным. Исходя из стратегических интересов Казахстана, необходимо осуществить поэтапный переход к 2010 г. к финансированию науки до уровня 2% от ВВП и до 2,5-3%разработку наукоемких, ресурссосберегающих и экологически чистых производств; создание системы механизмов и ст в 2015г. Главное достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что через такое развитие системы высшего образования можно эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки Казахстана, а также передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема абсолютности – относительности научного познания и единый метод обоснования
Реферат Редактирование научно-технических изданий
Реферат Редакторский анализ статьи Брат динозавра крокодил
Реферат Chicago Housing Authority Essay Research Paper Chicagos
Реферат Is An Open Mind A Good Thing
Реферат Sex Hereditary Determination Essay Research Paper Concerns
Реферат Редакторський аніліз підручника з української мови
Реферат Редагування політичної, релігійної та езотеричної літератури
Реферат Редакторский анализ статьи Слово и его значение или Как слова замещают вещи
Реферат Religious Differences In Colonial America Essay Research
Реферат Death Essay Research Paper Death Good for
Реферат Мир запахов и управление человеческим поведением
Реферат Редакторский анализ календаря как вида справочного издания
Реферат Редактирование краеведческой литературы на примере книги В Свиридова Многоточие Путешествие
Реферат Abortion Essay Research Paper Abortion 2