Реферат по предмету "Разное"


1 Общие представления о реструктуризации угольной промышленности Каждая шахта проектируется на определенный, конкретный срок ее службы

1. ЗАКРЫТИЕ (ЛИКВИДАЦИЯ) НЕПЕРСПЕКТИВНЫХ, ОСОБО УБЫТОЧНЫХ ШАХТ - КАРДИНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ 1.1. Общие представления о реструктуризации угольной промышленности Каждая шахта проектируется на определенный, конкретный срок ее службы. В течение этого срока она проходит стадии разворота горных работ, работы с проектной производственной мощностью и стадию затухания работ, которая оканчивается закрытием (ликвидацией) шахты» Это естественный процесс, он существует с момента зарождения горной промышленности. Начиная с середины прошлого столетия процесс закрытия шахт интенсифицировался - шахты стали выводиться из производства более быстрыми темпами и, сравнительно с прошлым временем, в большем количестве. Это объясняется как возрастанием роли жидких и газообразных энергоносителей, широким внедрением в жизнь атомной энергетики, так и тем, что в традиционно угледобывающих странах горные работы ушли на такие глубины, на которых, даже при имеющем место прогрессе в горной технике и технологии, расходы на добычу угля часто не покрываются доходами от его реализации. Традиционно, учитывая что угольные шахты строились на свободных от застройки участках поверхности, шахта строила и имела в своем распоряжении целый комплекс социально-бытовых предприятий и служб. Расходы на их содержание большой долей ложились на себестоимость продукции, увеличивая тем самым разрыв между ценой угля на рынке и себестоимостью добычи. В условия экономической системы бывшего СССР подход к вопросу затрат на добычу угля коренным образом отличался от действующего в настоящее время. Тогда речь шла о наименьших затратах, а не о наибольшей прибыли для добывающего предприятия, поскольку в условиях замкнутой экономической системы отпускные цены на уголь устанавливал не рынок, а государство. По такому же принципу и проектировались горные предприятия (по минимуму затрат на добычу одной тонны определялись и производственная мощность шахты, и размеры шахтного поля, и отдельные параметры шахты). Переход к рыночной экономике заставил в принципе изменить подходы как к вопросам проектирования, так и эксплуатации. Шахты с устаревшей техникой, непроизводительной инфраструктурой стали настолько убыточными, что государство, как собственник, невсегда в состоянии покрывать эти убытки. Следующие данные наглядно подтверждают тезис о том, что объективные условия требуют принятия мер по перестройке, реорганизации угольной промышленности Украины. Средняя глубина работ - 635 м, на 35 шахтах — 1000-1300 м. На 30% шахт температура на рабочих местах выше допустимой. Более 100 шахт введены в эксплуатацию 45 лет назад, 52 шахты эксплуатируются около 100 лет, а реконструкция проведена только на 73 шахтах. Замене подлежит 57% подземных машин, практически на всех шахтах требуется реконструкция вентиляционных установок. В общем парке действующего забойного оборудования доля механизированных комплексов и проходческих комбайнов нового технического уровня составляет 2%, а погрузочных машин и ленточных конвейеров - 0,5%. Сказанное выше вызвало к жизни понятие и процесс реструктуризации угольной отрасли, т.е. изменение ее структуры - физической и организационной, направленное на снижение издержек производства и доведение их до уровня, при котором отечественный уголь станет конкурентноспо-собным на мировом рынке угля. Как свидетельствует мировой опыт, по существу альтернативы реструктуризации угольных отраслей промышленности просто не существует, а по своей идеочогии реструктуризация является не отраслевым, не региональным, а общегосударственным делом. Процесс реструктуризации не является одномоментной операцией. В условиях становления рыночной экономики угольная промышленность должна постоянно развивать свой потенциал, совершенствовать организационную и финансовую структуру. Это позволит отрасли добиться той гибкости и маневренности, которая поможет ей выжить в будущем. Для успешного проведения реструктуризации и конверсии необходим сбалансированный подход, который охватывал бы организационные, технологические и финансовые аспекты. При этом необходимо также учитывать особенности национальной политики и законодательства страны. Исходным директивным документом реструктуризации является Указ Президента Украины от 07.02.96 г. № 116 «О структурной перестройке угольной промышленности». Реструктуризация в угольной промышленности направлена на: - осуществление необходимой и достаточной государственной поддержки перспективных предприятий (шахт, разрезов), временно утративших рентабельность; - упразднение явно нерентабельных, экономически убыточных физических объектов (шахт, разрезов), затраты на обеспечение функционирования которых значительно превышают реально извлекаемую прибыль; - исключение из структуры объектов, не имеющих непосредственного производственного отношения к главным функциям отрасли - угледобыче и углеобогащению, а также избавление от объектов и комплексов структур, дублирующих функции контроля, управления и т. п.; - придание физическим объектам структуры хозяйственно-экономи­ческой самостоятельности. Среди названных путей наиболее кардинальным является консерва­ция и закрытие неперспективных, особо убыточных шахт. Последовательность шагов для принятия решения о ликвидации пред­приятия определена «Порядком ликвидации убыточных угледобывающих предприятий Минтопэнерго Украины» от 29 июня 1999 года № 1164. Следует отметить, что перестройка отрасли является характерной особенностью современной экономики угледобывающих стран и что принципиальной целью реструктуризации для многих стран с развитой рыночной экономикой является достижение конкурентоспособности на­циональной угольной отрасли в системе мировых поставок энергоносителей, ликвидация убыточных предприятий, работающих в тяжелых и опас­ных условиях и даже за счет снижения угледобычи. Процесс реструктуризации угольной отрасли Западной Европы на­чался в 1950-х годах, но проходил он в разных странах в разное время. Так, в Нидерландах решение о прекращении добычи угля было принято в сере­дине 1960-х годов, и уже через 10 лет там закрылась последняя шахта. В Бельгии подземная добыча была прекращена в начале 1990-х годов, а во Франции запланировано завершить ее к 2005 году. В Германии, Велико­британии и Испании отрасль продолжает свою работу, но сокращения ра­бочих мест в течение этих лет и здесь были весьма существенны. В целом в угольной отрасли стран Западной Европы число работающих снизилось с 1,8 млн. до 100 тысяч человек. Государственная программа закрытия неперспективных шахт и раз­резов Украины утверждена постановлением № 280 Кабинета Министров от 28 марта 1997. Ликвидация угольных шахт осуществляется в соответствии с требо­ваниями «Кодекса Украины о недрах» и «Горного закона Украины»; кото­рыми определены основные положения по закрытию предприятия: выра­ботки должны быть приведены в состояние, гарантирующее безопасность людей, имущества и окружающей среды, а принятые в проекте техниче­ские решения направлены на предотвращение опасного воздействия на другие предприятия. Сущность же закрытия шахты состоит в выполнении работ, связанных с ликвидацией вертикальных и наклонных стволов, скважин; демон­тажем оборудования и конструкций, разборкой предусмотренных к ликви­дации зданий и сооружений на поверхности; решением вопросов обеспе­чения экологической безопасности и преодолением негативных социально-экономических последствий, вызванных закрытием шахт. 1.2. Концептуальные основы и принципы принятия решений по закрытию (ликвидации) шахт Закрытие шахт, как свидетельствует опыт различных угледобываю­щих стран Европы, практически всегда является болезненным процессом. Ликвидация даже одной шахты в определенных условиях может иметь разрушительный эффект для местной экономики и не только в показателях потери прямой занятости. Нередко это вызывает «эффект домино» на по­ставщиков, социальные структуры, который индуцирует отрицательные последствия на несколько порядков выше, чем непосредственно ликвида­ция угольного предприятия. В специфических социально-экономических условиях предприятий угольной промышленности Украины, когда связи работников и членов их семей с шахтами многочисленны и весьма существенны, этот процесс про­ходит особенно остро. Поэтому принятие решения о закрытии угольной шахты является весь- ма ответственным шагом. Оно требует серьезных обоснований не только на основе глубокого анализа горно-геологических, горнотехнических условий, серьезных экономических расчетов и оценок, но и прогноза экологических, а в условиях Украины в особенности, и социальных последствий, а также раз­работки реальных и эффективных превентивных мер по их смягчению. Решение о закрытии шахты принимается как в случае полной отра­ботки производительных пластов, когда в шахтном поле остаются только маломощные, высокозольные пласты с неустойчивыми вмещающимися породами или пласты со значительными геологическими нарушениями, что не позволяет применить высокопроизводительную технику и обеспе­чить высокую степень безопасности труда шахтеров, так и по причине технико-экономической несостоятельности шахты, особой убыточности, когда себестоимость добычи одной тонны угля значительно превышает цену на внутреннем рынке. В первом случае изучаются возможности увеличения запасов шахты за счет вовлечения в работу ранее не разрабатываемых пластов, прирезки шахтного поля, полной или частичной отработки ранее оставленных предо­хранительных, охранных и технологических целиков угля по соответст­вующим технологиям, обеспечивающим рост добычи угля и снижение ее себестоимости. На многих шахтах и в ряде районов в предохранительных, охранных целиках, нетронутых участках шахтопластов сосредоточены значительные запасы. Так, например, в шахтных полях предприятий Донецка законсервировано более 100 млн. т. угля, на шахтах ГХК «Макеевуголъ» - около 90 млн. Отработка целиков, других оставленных запасов может в большой мере послужить демпфером в процессе реструктуризации угольной про- мышленности Украины, снизить остроту негативных последствий закры­тия шахт, частично компенсировать и перенести бремя затрат на более поздний, стабильный период экономики. Есть здесь и другая, не менее важная сторона вопроса. Полнота из­влечения угля, сокращение безвозвратных его потерь - это не только эко­номическая, но и социальная, и морально-нравственная проблема. Во втором случае исследуются возможности привлечения инвести­ций, получения технических кредитов для приобретения новой техники, разрабатываются проекты прогрессивных паспортов выемочных участков, концентрации горных работ, сокращения непроизводительных расходов, совершенствования структуры производства и управления и др. Отдельно в каждом конкретном случае определяется безубыточный объем добычи угля, и оцениваются условия его достижения по производ­ственным возможностям основных технологических звеньев шахты. При этом исследуемыми параметрами являются объем и количество добывае­мого угля, а факторами исследования — цена (в зависимости от качества угля), фактическая себестоимость и фактический уровень условно-постоянных расходов на рассматриваемой шахте. Если безубыточный уровень добычи шахты не может быть обеспе­чен из-за невозможности прирезки запасов, оставшиеся запасы ликвиди­руемый шахты передают-соседней, либо списывают с баланса как утра­тившие промышленное значение, или переводят их в категорию запасов у закрытой шахты, списывают как нецелесообразные к обработке по горно-геологическим условиям. Но даже в том случае, когда ни один из названных путей не дает по­ложительных результатов, окончательное, а точнее немедленное решение о' закрытии конкретной шахты вряд ли оправдано. Во-первых, целесообраз­но изучить наличие и возможность извлечения попутных полезных компо­нентов в угле, а во-вторых, при определении очередности и времени за­крытия шахт следует учитывать не только степень убыточности, наличие или отсутствие запасов угля, но и местоположение конкретной шахты в ряду шахт, ее гидрогеологические особенности и связи с другими шахта­ми, общее влияние закрываемой шахты на изменение гидрологической и экологической обстановки в регионе. В связи с этим еще на стадии эксплуатации целесообразно вносить коррективы в подходы к решению тех вопросов, которые затем будут оказывать влияние на технологию ликвидации шахты. Речь идет о приня­тии технических решений, в частности, по выбору очередности отработки пластов, формированию сети горных выработок, определению парамет­ров предохранительных, барьерных и охранных целиков и др., оценивая их влияние на развитие геомеханических и экологических процессов. Практика ликвидации шахт в Казахстане (Карагандинский бассейн) убе- ждает в том, что расположение барьерных целиков по пластам должно быть соосным, чтобы целики между соседними шахтами не подрабатыва­лись очистными работами по нижележащим пластам с образованием во-допроводящих трещин. То есть границы должны устанавливаться не по отдельным пластам, а по всему шахтному полю в целом. А это в реальных условиях может делать только заинтересованное лицо (организация), ко­торому предстоит вести работы по закрытию шахты и нести полную от­ветственность за последствия. Из сказанного следует, что заказчик (ПО, ГКХ), проектировщики, исполнители («Укруглереструктуризация», подрядчики) должны начинать взаимодействовать (не по форме, а по существу) заблаговременно: проек­тировщики участвуют в разработке планов горных работ на последнем этапе эксплуатации шахты, а компания «Укруглереструктуризация» на стадии предпроектных проработок и выполнения проектов закрытия шахт. В этой же связи практически полный отказ заказчиков от ликвидации шахт собственными силами не всегда логичен. Видимо, следует скорректировать и отношение к потерям угля в не­драх. Их увеличение может быть оправданным, если это окажет позитив­ное влияние на решение проблемы экологической безопасности, для чего необходимо иметь методику хотя бы укрупненной прогнозной оценки со­циально-экономических и экологических последствий проведения ликви­дационных работ. Но проблема в том и состоит, что пока такой методики нет и в ее создании должны быть заинтересованы государственные органы, органы местного самоуправления, ученые и специалисты. Это во-первых. А во-вторых, отсутствуют разработки по нормативно-правовому, органи­зационному, социально-экономическому, технологическому, экологиче­скому, финансовому, информационному и кадровому обеспечению про­цессов широкомасштабной ликвидации нерентабельных шахт. Таким образом, вывод о необходимости (целесообразности) закры­тия шахты может быть сделан только на основе глубокого технико-экономического обоснования с учетом всех социально-экономических и экологических последствий в ближайшей и отдаленной перспективе. И еще. Программа реструктуризации угольной промышленности должна определятся в рамках всей экономики страны как целостной сис­темы. Такой подход может вызвать и целесообразность (в определенных объемах и на некоторый период времени) сохранения ряда шахт относи­тельно низкого технического уровня и нерентабельных. Видимо правы те специалисты, которые утверждают, что действую­щие шахты, имеющие запасы, целесообразно дорабатывать, а не закры­вать. Даже «сухая» консервация шахт с последующим восстановлением их эксплуатации практически невозможна, а персонал через несколько лет можно считать потерянным для угольной промышленности. Использованию поземных пространств закрываемых шахт уделяется большое внимание во многих странах мира. Анализ опыта использования подземных пространств показывает, что этот вид хозяйственной деятель­ности имеет устойчивые тенденции к расширению объемов внедрения. Но из многочисленных примеров вторичного использования выработок видно, что в основном это выработки большого сечения, расположенные в креп­ких породах на небольших глубинах, при отработке сравнительно мощных пластов камерами. В Украине, где пласты в основном малой мощности и имеют боль­шую глубину залегания, а системы разработки предусматривают сплошную выемку с обрушением кровли, вторичного использования выработок прак­тически нет. Однако это вовсе не значит, что перспективы в этом направлении от­сутствуют. По этому поводу уже сейчас имеется немало предложений спе­циалистов. Одно из них - на закрываемых шахтах, в частности Центрального ' района Донбасса, смонтировать пиковые резервные подземные гидроакку-мулирующие электростанции. Принцип их работы прост. Два подземных резервуара с водой (верхний и нижний бьефы) расположены на разных го­ризонтах. В период минимальной нагрузки насосная установка станции перекачивает воду из нижнего бьефа в верхний, происходит ее заряжание гравитационной энергией; при максимальной -нагрузке (например, в вечер­нее время) вода перепускается по водоводу в специальной выработке сверху вниз и станция работает как обычная электростанция. Таким образом достигается выравнивание переменной части графи­ка потребления электроэнергии. Подземная гидроаккумулирующая станция в отличие от наземной не требует специальной площадки, негативно не влияет на окружающую сре­ду. При этом сохраняется часть шахтного фонда и рабочих мест. Несколько отличается предложение о строительстве миниэнерго-комплексов на закрытых шахтах. Сущность работы подземного комплекса заключается в том, что во время ветреной погоды запас потенциальной энергии можно осуществить путем перекачки шахтной воды насосами центрального водоотлива на верхние горизонты, а затем (при необходимо­сти получение электроэнергии) можно сбрасывать шахтные воды через подземные мини ГРЭС. Потухшие породные отвалы - это готовые нулевые циклы под агре­гатные ветроэлектрические установки. Их рационально располагать на пе­редвижных платформах для перемещения по периметру террас при изме­нении направления ветра. Среднегодовая скорость ветра в большинстве районов Донбасса больше экономического порога целесообразности строительства ветроэлектроустановок (6 м/с). Следует также помнить, что вместо закрываемых шахт возникает не­обходимость в строительстве новых. Но ведь только одна треть стоимости сооружения новых шахт (затраты на строительство шахты годовой произ­водственной мощности 1 млн. т. достигает 2млрд. грн.) расходуется на гор­ные работы, а две трети - на коммуникации и обустройство. А на «старых» шахтах это, в основном, уже имеется. Кроме того новые шахты надо укомплектовывать квалифицирован­ными рабочими и ИТР. Помимо сказанного следует иметь ввиду, что в соответствии с требо­ваниями «Инструкции о порядке ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых» (в частности обеспечение безопасности, рационального использования и охраны недр), запрещается ликвидация шахты, на которой осуществлена целевая подготовка подземных горных выработок, обеспечивающая их долговременную сохранность и возмож­ность дальнейшего эффективного использования в народном хозяйстве. В том случае, если шахта по технико-экономическим, горно-геологи-ческим и другим причинам временно прекратила добычу угля, разрабаты­ваются меры по обеспечению возможности приведения основных капи­тальных выработок и сооружений в состояние, пригодное для использова­ния в будущем (для добычи угля или размещения в них объектов, не свя­занных с добычей угля). Такие повторно используемые выработки подлежат консервации: сухой, когда имеющиеся водоотливные средства остаются в действии, или мокрой, когда работа прекращается и выработки затапливаются. В последнем случае определяются сроки продолжительности консервации без потери устойчивости подземных горных выработок, а также возмож­ные сроки их осушения, ремонта крепи и восстановления работы подъе­мов, вентиляции и проведения других мероприятий. Выработки, являю­щиеся перспективными для размещения в них объектов, не связанных с добычей угля, подлежат сухой консервации. При сухой консервации шах­ты все основные выработки (стволы, квершлаги, главные откаточные вы­работки и выработки, пройденные в предохранительных целиках), долж­ны периодически в сроки, предусмотренные проектом консервации, но не реже двух раз в год, тщательно осматриваться и в случае необходимости перекрепляться. Следует особо отметить, что подземное пространство является одним из важных ресурсов страны, освоение которого позволяет хотя бы частично решить такие проблемы как сохранение земли, энергосбережение, экология. В связи с этим актуальным сейчас является не просто избавление от неперспективных шахт, а их переориентация и функционирование в новом качестве за счет использования имеющегося георесурса - сети капиталь­ных и подготовительных выработок.Существует и другие предложение и разработки специалистов, в ча­стности, подземная ветроэнергетика. Источником ветровой энергии для подземных ветроэлектрических установок может быть шахтная депрессия, создаваемая главной вентиляционной установкой, или естественная тяга. В поддерживаемых выработках закрываемых шахт сооружается каскад вет­роэлектрических установок. Агрегаты непосредственно преобразуют энер­гию воздушного потока в механическую, которая трансформируется в электрическую. Представляет интерес размещение гидроэлектростанций в выработ­ках угольных шахт в целях покрытия пиковых нагрузок в энергосистеме и поддержания уровня подземных вод в допустимых пределах. Для этого надо создать насосы главного водоотлива обратимыми по типу гидротурбин на гидроаккумулирующих электростанциях. Предлагается такая схема работы водоотливной установки. В период минимальных нагрузок она функционирует в насосном режиме, откачивая шахтную воду на поверхность в пр^д-отстойник. Когда наступает максимум нагрузки, насосы не отключаются, а переходят в гидротурбинный режим. Их двигатели работают в режиме генерирования электроэнергии. Насос-турбина вращается под действием напора воды из пруда-отстойника на поверхности шахты. Для реализации этого надо увеличить емкость водосборника и заменить насосы с двигателями обратимой гидротурбиной с электрической машиной, способной работать в режиме двигателя и генератора. Одно из направлений использования подземных пространств - раз­мещение в шахтах твердых бытовых отходов (ТБО). Известно, что в развитых странах давно уже переходят на термиче­скую переработку ТБО на мусорозжигающих заводах или путем пиролиза. В Дании сжигают 80% ТБО, в Японии - 72%, в Швейцарии - 100%. Однако при сжигании отходов образуется 30% шлаков и около 5% зольного остатка, требующих для своего размещения специальных поли­гонов. • Но ведь мелкофракционные шлаки от термического обезвреживания ТБО по своим свойствам аналогичны мелкокусковатым породам, что по­зволяет использовать существующее транспортное и закладочное оборудо­вание для размещение шлаков в подземном пространстве. На первом этапе для сжигания ТБО могут быть использованы шахтные котельные. Поверхностный комплекс переоборудуется для приема ТБО. Размещение в подземном пространстве не переработанных ТБО ис­ключается как по санитарно-гигиеническим соображениям, так и по тех­ническим причинам (подземно-транспортное оборудование не приспособ­лено для перемещения влажных не отсортированных материалов). 1.3. Особенности закрытия шахт в нынешних условиях Закрытие шахты - процесс естественный. Он предопределен еще на стадии ее проектирования и строительства. После отработки отведенных ей запасов шахта, как угледобывающее предприятие должна быть остановлена и закрыта. Однако подходы к закрытию шахт могут быть различными. Ранее, до выхода Указа Президента Украины от 07.03. 96 г. № 116 «О структурной перестройке угольной промышленности», закрытие шахт на территории Украины производилось только в связи с отработкой ими промышленных запасов за счет основной деятельности других шахт, а процесс их закрытия был длительным, достигая в ряде случаев 10 и более лет. В то время экономическая нецелесообразность добычи угля на шахте не влияла на принятие решения о ее закрытии. В этих условиях проходил постепенный, производственно оправдан­ный переток рабочей силы на действующие или вновь строящиеся шахты, другие предприятия. Готовящиеся к закрытию шахты преобразовывались из самостоя­тельных в шахто-участки и включались в состав действующих шахт. Од­новременно с этим решались все социальные вопросы, связанные с ликвидацией предприятия - передавались списки получателей бытового топлива работающих и закрепленных за шахтой пенсионеров, списки лиц, получающих регрессные иски в связи с утратой трудоспособности от травм и профзаболеваний; списки лиц на получение жилья и др. В настоящее же время ликвидация шахт осуществляется в соответ­ствии с государственной программой реструктуризации угольной про­мышленности и финансируется за счет средств государственного бюдже­та. Как уже отмечалось (1.1), речь идет о закрытии не только тех шахт, которые отработали отведенные им промышленные запасы, но и шахт не­перспективных и особо убыточных. Уместно будет обратить внимание на то, что одновременно с этой программой реструктуризации предусматри­вается развитие перспективных действующих шахт, модернизация горно­го хозяйства, совершенствование структуры управления и др.,' что на­правлено на значительное повышение технико-экономических показате­лей работы шахт, поднятия уровня конкурентоспособности отечественно­го угля. Бюджетом предусматривается целевое финансирование на дота­цию, развитие действующих шахт, оснащение их передовой техникой, строительство новых шахт, передачу инфраструктуры в коммунальную собственность. К угледобывающим предприятиям, которые нуждаются в государ­ственной поддержке, отнесены предприятия, объем товарной продукции которых в ценах расчетного периода не покрывает плановой себестоимо­сти этой продукции и необходимых затрат на капитальные вложения Оценка и группирование предприятий по экономическим показате­лям осуществляется ежегодно специально созданной Минтопэнерго отрас­левой Комиссией. Для усиления контроля за использованием средств госу­дарственной поддержки в состав отраслевой Комиссии включаются пред­ставители Минэкономики, Минфина, Государственного казначейства, об­ластных государственных администраций. Материалы, обоснования в Kosfuccuro представляют холдинговые компании, производственные объединения, отдельные предприятия. В случае невыполнения на протяжении двух лет предприятием третьей группы установленных Минтопэнерго показателей (максимальный уровень себестоимости товарной угольной продукции, фонд оплаты труда, численность работающих, численность аппарата управления и смета на его содержание) оно переводится в четвертую группу и готовится к закрытию. Однако, по мнению многих специалистов подобный подход к деле­нию шахт на категории убыточности не является безупречным, особенно если шахты имеют достаточные запасы угля. Вряд ли без детального анализа и обоснования допустимо оставлять в недрах подготовленные к выемке запасы. Кроме того, в условиях рынка цены на уголь напрямую связаны со спросом и предложением, а, следова­тельно, изменчивы. И, наконец, на стадиях подготовки материалов в Ко­миссию холдинговыми компаниями (производственными объединениями) и установки Минтопэнерго показателей шахтам третьей категории трудно избежать элементов субъективизма. В тоже время реформирование социально-экономической системы в Украине в направлении рынка уже не позволяет не учитывать фактор экономичности добычи угля, а государственная дотация имеет свои ра­зумные пределы. В настоящее время согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2001 г. №17333 весь шахтный фонд условно разде­лен на три группы: 1-я группа - шахты, фактические хозяйственно-экономические пока­затели которых позволяют финансировать эксплуатационную деятельность и обеспечивать расширенное воспроизводство шахтного фонда; 2-я группа - шахты, деятельность которых не самодостаточна. Этим шахтам обеспечивается государственная поддержка на некоторые элемен­ты себестоимости, капитальное строительство; 3-я группа - шахты, хозяйственно-экономическая деятельность кото­рых не имеет положительной перспективы и они должны быть подготов­лены к ликвидации. Финансирование шахт 3-й группы осуществляется по «Смете содержания» в соответствии с Постановлением Кабмина Украины от 28.02.2002г№223. (техническое переоснащение, реконструкция и расширение действующих производств, поддержание их производственных мощностей, приобрете­ние горно-шахтного оборудования) и на содержание объектов социальной сферы. По экономическим и производственным показателям действующие предприятия, на которых производятся работы по добыче угля, в соответ­ствии с постановлением Кабмина Украины от 6.01.99 № 26 были разделе­ны на следующие группы: . первая — рентабельные, объем товарной продукции которых в ценах реализации покрывает плановую себестоимость производства товарной уголь­ной продукции, а также затраты, которые осуществляются за счет прибыли; вторая — рентабельные, объем товарной продукции которых в ценах реализации покрывает плановую себестоимость производства товарной угольной продукции, а также частично затраты, которые осуществляются за счет прибыли; третья - убыточные, объем товарной продукции которых в ценах реализации не покрывает расчетную себестоимость производства товарной угольной продукции, но предприятия имеют возможность за счет получе­ния государственной поддержки осуществить меры по уменьшению затрат на производство товарной угольной продукции и перейти в группу рента­бельных шахт; четвертая — убыточные, которые не имеют перспективы дальнейшего функционирования и подлежат ликвидации согласно с утвержденной про­граммой реструктуризации угольной отрасли. Предприятия первой группы не имеют права на получение государ­ственной поддержки и проводят свою производственную деятельность с привлечением средств коммерческих банков и инвесторов. Предприятия второй группы имеют право на получение государст­венной поддержки только на капитальные вложения и на покрытие убыт­ков, связанных с содержанием объектов социальной сферы. Предприятия третьей группы имеют право на получение государст­венной поддержки на покрытие себестоимости производства товарной угольной продукции пропорционально фактическому объему отгруженной угольной продукции в денежном выражении, в расчете на одну гривну стоимости отгруженной продукции, а также на капитальные вложения, на покрытие убытков, связанных с содержанием объектов социальной сферы. Предприятия четвертой группы получают государственную под­держку только на покрькие затрат, связанных с подготовкой предприятий к их передаче на ликвидацию: на выполнение работ, связанных с консер­вацией производственных объектов, их охраной; на финансирование за­трат, связанных с сокращением численности работающих; на покрытие убытков, связанных с содержанием объектов социальной сферы.Для осуществления квалифицированного руководства закрытием шахт в соответствии с утвержденными проектами в апреле 1996 года соз­дана специализированная государственная компания по реструктуризации угольной промышленности - «Угле реструктуризация» (УГКР). Она зани­мается всеми проблемами, оставшимися после прекращения добычи угля на шахте и новыми, связанными с трудоустройством массово высвобож­даемых работников, решением смягчения социальных последствий закры­тия шахты, созданием условий для эффективной работы подрядных орга­низаций и контроля их деятельности. Поскольку шахты, подлежащие закрытию и входящие в состав компа­нии, не имеют статуса юридического лица, то компания ведет бухгалтерский учет и отчетность, а также производит начисление и перечисление средств трудящимся, включая зарплату, регрессные иски, пособия, стоимость быто­вого угля и др., то есть выполняет роль временного правопреемника обяза­тельств государства по социальной защите высвобождаемых работников. Наконец, компания призвана стать координатором диверсификации , хозяйственного комплекса шахтерских поселений, в которых угледобы­вающая промышленность ликвидируется, на конкурсной основе принима­ются решения о подрядных организациях, осуществляющих ликвидацию угольных шахт. ' С целью анализа, обобщения хода и результатов закрытия шахт, вы- работки рекомендаций по важнейшим проблемам, совершенствования вы­полнения и реализации проектов ликвидации шахт по инициативе ГК УГКР в апреле 2000 года был создан технико-экономический Совет,;куда вошли руководители УГКР, научно-исследовательских и проектных ин­ститутов, других организаций. Положение о Совете и его состав утвержде­ны Минтопэнерго Украины. С целью анализа, обобщения хода и результатов закрытия шахт, вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам, совершенствования вы­полнения и реализации проектов ликвидации шахт по инициативе ГК УГКР в апреле 2000 года был создан технико-экономический Совет, куда вошли руководители УГКР, научно-исследовательских и проектных ин­ститутов, других организаций. Положение о Совете и его состав утвержде­ны Минтопэнерго Украины. Следует заметить, что во всех странах, где проводилась или прово­дится реструктуризация угольной промышленности, выполнение подобной работы поручалось имеющимся государственным структурам, но чаще создавались специальные организации. Во Франции, например, этим занималось управление французской угольной промышленности, его работа финансировалась за счет госбюд­жета. Была создана и государственная угольная компания «Шарбонаж де Франс» как средство пошагового закрытия шахт по всей стране. В Германии была создана компания «Рур коле АГ», которая стала средством стабилизации в угольной отрасли, где за 10 лет было потеряно две трети рабочих мест. В Польше в 1990 году создано государственное агентство каменного угля на правах акционерной компании, в 1996 году на базе этой компании образовано Государственное агентство реструктуризации каменоугоной промышленности. Было организовано также Горное агентство трудоуст­ройства высвобождаемых шахтеров. В России для осуществления закрытия убыточных и неперспектив­ных шахт было основано «Государственное учреждение по вопросам ре­организации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов» (ГУРШ), а для решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией пред­приятий угольной отрасли - Государственное учреждение по регионально-отраслевому содействию и координации программ местного развития и социальной защиты работников угольной промышленности (ГУ «Соц-уголь»). Оба учреждения независимы одно от другого и не наделены пра­вами юридических лиц. В Казахстане ликвидацией шахт и связанными с эти вопросами за­нимается специализированное предприятие «Карагандаликвидшахт». Аналогичные организации по решению технических и социальных проблем реструктуризации угольной промышленности были сформирова­ны и в других странах с переходной экономикой. 1.4. Содержание и порядок выполнения работ по подготовке угольных шахт к их ликвидац^ 3. ПРОЕКТ ЛИКВИДАЦИИ ШАХТЫ В соответствии с требованиями «Правил безопасности в угольных шахтах» при разработке проектов ли


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.