Реферат по предмету "Разное"


1 икт практически используется в процессе проведения занятий и подготовке методических материалов

Выступление на педсовете «Применение ИКТ в образовательном процессе» Применение ИКТ в средней школе: 1.Достаточный уровень знания в сфере ИКТ среди учителей и школьников, и в результате этого: 1.1.ИКТ практически используется в процессе проведения занятий и подготовке методических материалов; 1.2.Активное участие школьников при применении ИКТ в учебном процессе; 2.Наличие специального программного обеспечения (математика, физика) для системы среднего образования и в результате этого: 2.1. Применения ИКТ без помощи специалистов; 2.2.Соответствие существующих электронных книг, учебных и тестовых программ БУПу; 3.Использование Интернет технологий, в результате этого: 3.1.Возможности для распространения передового местного и зарубежного опыта, эффективного использования образовательных стандартов; 3.2.Эффективное использование создаваемых информационных образовательных ресурсов и учебных программ (примерные программы по предметам, факультативам, элективным курсам); Таким образом, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов, которые помогали бы: преподавателю при подготовке занятий и систематизации методического материала учащемуся осваивать новый материал и овладевать новыми технологиями организации совместного участия преподавателей и учащихся в образовательном процессе. Модель применения ИКТ в средней школе: Публикация новостей, материалов о проблемах в сфере образования, передовом опыте и др. (для преподавателей) Публикация материалов к урокам, учебно-демонстрационных материалов, домашних заданий и др. (для учеников) Средство общения учителей и учеников (режимы "вопрос-ответ", форумы, секции тестирования, голосования и др. К негативным чертам ситуации с доступом к ИКТ на уровне средних школ можно считать диспропорцию в соотношении количества учащихся и количества компьютеров, которыми оснащена школа. Во многих школах в настоящее время компьютер устанавливается в коридоре школы для получения необходимой информации, новостей. Модель условно называемая «американской», и базируется личностно – ориентированной парадигме. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы учащихся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации. Учащиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в случае использования «американской» образовательной модели средства ИКТ используются и в школах, и в вузах в максимальной степени. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают: * формирование навыков программирования, * обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.), * обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д., * обучение общению в сети Интернет, * использование ИКТ в домашних условиях школьников (в рамках семейного обучения, внеклассной работы и пр.). Обучение программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от выбранной программы и квалификации преподавателя информатики, причем в основном в старших классах средней школы. ИКТ, как правило, изучается как отдельный предмет и носит название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ). Официально на это отводится 72 часа в год, то есть в среднем один урок в неделю. Примерно в 50% школ компьютеры используются не только для изучения информатики, но и в других предметах (тесты, тренажеры, игры, оформление рефератов, справочные системы, Интернет, комплексно - для проведения образовательных проектов). Спрос на качественные электронные энциклопедии, учебные тренажеры, симуляции, модели и игры, выполненные на высоком методическом и эргономическом уровне, пока в России превышает предложение. Из фирм - производителей программного обеспечения, ориентированного на использование в школах, стабильно работает на рынке только одна фирма - «Кирилл и Мефодий», которая помимо выпуска электронных энциклопедий по практически всем основным предметам школьного цикла создает «Виртуальную школу» в Интернет. Системы поддержки процесса обучения (электронные учебники и энциклопедии (в том числе сетевые), тренажеры, электронные лаборатории и пр.) и системы поддержки процесса управления в школе (АРМ "Директор", АРМ "Библиотекарь", для составления расписания и пр.). Однако недостаточно активное использование программных средств учебного назначения и ресурсов Интернет на уроках объясняется прежде всего тем, что учителя-предметники не имеют достаточной подготовки в области использования средств ИКТ в образовании, а также отсутствием должной мотивации по переводу учебного процесса на современный уровень. По данным социологических опросов 32% российских учителей прошли специальную подготовку по использованию компьютеров в учебной деятельности и только 6% - использованию Интернет. Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку. Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера (32,4% учителей) и Интернет (6,3%). В целом российские учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса. ^ Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образованияВозможно применение общедидактических методов: объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, исследовательских, коррекции знаний учащихся, стимулирования и мотивации обучения и др. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока. Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом. При изучении раздела "Алгоритмизация и программирование" применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма (Паркетчик), "черный ящик", приемы: усложнение задачи, "найди ошибку в алгоритме", таблица значений и др. Например, шарады, кроссворды, ребусы - это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок (или команда, в зависимости от того, какой вариант игры выбран) представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения - движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить. ^ Методы применения средств ИКТ при преподавании общеобразовательных дисциплин направлены на совершенствование процесса обучения в рамках заданной научной области знания. Если в процессе обучения информатике средства ИКТ могут выступать и как средство обучения и как объект изучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они могут являться только средством обучения. Названные выше общедидактические методы обучения так же будут иметь место и сохранят свою специфику, что в конечном счете будет способствовать повышению качества обучения школьников за счет увеличения познавательного интереса учащихся, возможности индивидуализации обучения, интенсификации методов коррекции знаний учащихся без увеличения рабочего времени учителя. Особо необходимо отметить увеличение доли исследовательских методов обучения, таких как метод проектов. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. ^ Методы применения средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в школе ориентированны на совершенствование процесса управления. Здесь можно выделить следующие направления: управление персоналом, управление материально-техническим обеспечением, управление учебно-воспитательным процессом, управление информационными ресурсами. Для каждого из указанных направлений разработаны специальные электронные средства. Для совершенствования процесса управления персоналом - системы типа "Отдел кадров". Для совершенствования процесса управления материально-техническим обеспечением - системы типа "Склад", для учебно-воспитательного процесса - "Расписание", для информационного обеспечения - "Библиотека" и школьные сайты. Основными методами работы с этими системами являются информационно-поисковые и аналитические. В пределах модели применения средств ИКТ в учреждениях дополнительного образования детей будем выделять две основные области: ИКТ как объект изучения и активизации познавательной деятельности детей и как средство совершенствования процесса управления. Основным отличием системы дополнительного образования детей от системы среднего образования является отсутствие единых обязательных государственных стандартов на содержание образования. Эта особенность привносит качественные изменения в методы применения средств ИКТ. Рассматривая средства ИКТ как объект изучения можно отметить свободу педагога в выборе направления учебной деятельности детей. Учитывая, что в учреждения дополнительного образования дети приходят добровольно (в отличие от школ, куда дети приходят в обязательном порядке), педагог особое внимание уделяет методам стимулирования и мотивации обучения. В выборе содержания образования он исходит из запросов и интересов школьников, более активно реагируя на инновации в области развития ИКТ. Таким образом, содержание образования не дублирует школьный курс информатики, а расширяет и углубляет его. Безусловно, педагог может применить все известные методы обучения информатике, однако приоритетными остаются методы стимулирования и мотивации обучения, исследовательской деятельности (поскольку внеурочная работа позволяет более эффективно применять нелинейные методы обучения, каковыми являются исследовательские), игровые формы организации занятий. ^ Методы применения средств ИКТ в процессе управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования детей ориентированны на совершенствование системы работы с одаренными детьми в различных областях деятельности. Они в большей части соответствуют описанным выше для управления в учреждениях полного среднего образования. Вместе с тем здесь тоже необходимо указать на определенную специфику. Известно, что учреждения дополнительного образования детей довольно обособленны от системы общего образования и друг от друга. Условия самофинансирования вынуждают учреждения дополнительного образования детей более активно сотрудничать с социальным окружением: детьми и их родителями. Вместе с тем в каждом таком учреждении накоплен уникальный опыт работы с одаренными детьми, многие педагоги работают по авторским программам. Все это достойно обобщения и распространения, чему могут способствовать средства ИКТ и, прежде всего, сетевые технологии. Создание единой информационной образовательной системы регионов и России позволит аккумулировать и тиражировать опыт многих педагогов. Таким образом, в системе дополнительного образования детей, кроме названных выше методов обучения информатике и управления образовательным процессом, можно назвать методы распространения передового педагогического по работе с одаренными детьми, интеграции различных общеобразовательных систем. ^ Методы применения средств ИКТ в условиях домашнего обучения ориентированны на индивидуализацию процесса обучения школьников, их социальную адаптацию. Для использования в домашних условиях разрабатывается большое количество обучающих систем типа "Домашний репетитор" по всем общеобразовательным дисциплинам. Встроенные технологии обучения в таких системах имеют репродуктивный характер, основное их назначение -подготовка к выпускным или вступительным экзаменам, повторение пройденного в школе учебного материала. Кроме того, имея дома компьютер, школьник получает возможность более эффективно и качественно выполнять домашние задания (готовить рефераты и пр.). В этом случае средства ИКТ являются средством индивидуализации обучения и совершенствования учебной деятельности школьников. Как средство социальной адаптации школьников средства ИКТ выступают, когда ученики общаются друг с другом посредством Интернет. Сетевые технологии - это мощное средство социальной активности, мобильности и инициативности. Имея дома свободный доступ в Интернет ребенок получает возможность участвовать в сетевых проектах, получает доступ к разнообразной информации, получает возможность проявить социальную активность. Безусловно, школьник должен быть готов к восприятию любой информации (в том числе негативной). Для правильного восприятия любой информации у него должно быть развито критическое мышление, на что особое внимание необходимо уделять всем учителям и родителям. Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта. Кроме того, использование средств ИКТ в качестве объекта обучения порождает новые методы обучения - частнометодические методы обучения информатике.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.