Реферат по предмету "Разное"


1 Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество

Оглавление 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления 81.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава) 101.3. Государственная политика в области формирования информационного общества 141.4. Цель настоящего учебника 15ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 162.1. Информация как основной объект информационной сферы и системы права 162.1.1. Определение понятия «информация» 162.1.2. Информация в актах действующего законодательства 162.1.3. Классификация информации по роли, в которой она выступает 18в правовой системе 182.1.4. Классификация информации по доступу к ней 182.1.5. Юридические особенности и свойства информации 192.2. Модель информационной сферы 202.2.1. Область поиска, получения и потребления информации 212.2.2. Область создания и распространения исходной и производной информации 222.2.3. Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг 232.2.4. Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 252.2.5. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности 26^ ОБЩАЯ ЧАСТЬ 31ГЛАВА 3 ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 313.1. Понятие информационного права. История становления информационного права 313.2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права 333.3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом 373.4. Методы информационного права 383.5. Принципы информационного права 393.6. Субъекты информационного права 403.7. Система информационного права, место информационного права в системе права 413.8. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере 423.8.1. Информационное право как наука 423.8.2. Применение методов правовой информатики и правовой кибернетики для исследования информационного права 433.8.3. Информационное право как учебная дисциплина 453.8.4. Информационное право как система норм, регулирующих отношения в информационной сфере 46^ ГЛАВА 4 ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 474.1. Информационно-правовые нормы. Общая характеристика 474.2. Понятие, содержание, структура информационного правоотношения 504.3. Классификация информационных правоотношений 514.3.1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 514.3.2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг 51 4.3.3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения 534.3.4. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности 53^ ГЛАВА 5 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 555.1. Информационное законодательство — основной источник информационного права 555.2. Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации 575.3. Акты и нормы отрасли информационного законодательства 575.4. Отдельные нормы в составе нормативных правовых актов других отраслей 58^ ГЛАВА 6 ПРАВО НА ПОИСК, ПОЛУЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 596.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации 596.2. Основные субъекты правоотношений 606.3. Право на поиск и получение документированной информации из государственных информационных ресурсов 60^ ГЛАВА 7. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБОРОТА 657.1. Вопросы информационной собственности 657.2. Модель гражданского оборота информации 667.3. Субъекты информационных правоотношений в гражданском обороте информации 67^ ГЛАВА 8 ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 698.1. Конституционная основа формирования и использования информационных ресурсов 698.2. Государственная политика в области формирования и использования информационных ресурсов 708.3. Правовой режим документированной информации 718.4. Обязательный экземпляр документа как разновидность документированной информации 738.5. Документированная информация в международном информационном обмене 75^ ГЛАВА 9 ИНФОРИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 779.1. Правовой режим информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 779.2. Порядок разработки и внедрения информационных систем, технологий и средств обеспечения 779.3. Государственная политика в области создания информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения 799.5. Правовое регулирование отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» 82^ ГЛАВА 10 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 8610.1. Правовая основа защиты объектов информационных правоотношений от угроз в информационной сфере 8610.2. Правовая защита интересов личности, общества, государства от угроз воздействия недоброкачественной информации, от нарушения порядка распространения информации 8610.3. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц 8710.4. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации 8910.4. Защита прав и свобод в информ. сфере в условиях информатизации 8910.5. Структура правового регулирования отношений в области информационной безопасности 90^ ГЛАВА 11 ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ 9111.1. Интернет и правовая система 9111.1.1. Интернет как виртуальная среда 9111.1.2. Правовые аспекты Интернет 9311.2. Особенности информационных правоотношений в Интернет 9411.2.1. Область реализации права на поиск, получение и потребление информации в Интернет 9511.2.2. Области создания и распространения исходных документов, формирования информационных ресурсов и предоставления информационных продуктов и информационных услуг в Интернет 9611.2.3. Область информационных технологий и средств их обеспечения в Интернет 9611.3. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет 98^ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 99ГЛАВА 12 ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1002.1. Основные источники института интеллектуальной собственности 10012.2. Особенности регулирования информационных отношений институтом авторского права 10012.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства 10012.2.2. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ и баз данных 10512.2.3. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении топологий интегральных микросхем 10712.3. Особенности регулирования информационных отношений институтом патентного права 10812.4. Особенности регулирования информационных отношений институтом ноу-хау 110^ ГЛАВА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 11213.1. Конституционные гарантии свободы массовой информации 11213.2. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении массовой информации в Российской Федерации 11313.2.1. Обеспечение гарантий свободы массовой информации 11413.2.2. Организация деятельности средства массовой информации 11413.2.3. Распространение массовой информации 11613.2.4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями 11813.2.5. Правовой статус журналиста 11913.2.6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации 12013.2.7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации 12113.3. Государственная поддержка средств массовой информации 12213.4. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации 12313.5. Об опубликовании в средствах массовой информации нормативных правовых актов 12513.6. Реклама 12613.7. Особенности регулирования информационных отношений, возникающих в деятельности печатной прессы и электронных средств массовой информации 12613.8. Средства массовой информации и Интернет 12713.9. Опыт регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и распространении массовой информации за рубежом 12813.10. Особенности правового регулирования информационных отношений в области массовой информации в США 13013.10.1. Свобода самовыражения 13013.10.2. Диффамация 13113.10.3. Права и обязанности средств массовой информации с позиций государственной (национальной) безопасности 13213.10.4. Защита истопников информации 13313.10.5. Вопросы государственного контроля и лицензирования средств массовой информации 134^ ГЛАВА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА 13614.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, распространении и потреблении библиотечной информации 13614.2. Объекты и субъекты правоотношений института библиотечного дела 13614.3. Права граждан и иных субъектов в области библиотечного дела. Право граждан на библиотечное обслуживание. 13714.4. Обязанности государства в области библиотечного дела 13814.5. Особые условия сохранения и использования культурного достояния народов Российской Федерации в области библиотечного дела 13814.6. Организация взаимодействия библиотек 13914.7. Экономические аспекты библиотечного дела 14014.8. Авторское право в деятельности библиотек 140^ ГЛАВА 15 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ШФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ АРХИВОВ 14115.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации 14115.2. Объекты и субъекты правоотношений в области архивного дела и архивов 14115.3. Правовой режим архивов 14215.4. Государственное управление архивным делом в Российской Федерации 14215.5. Хранение, комплектование и учет архивных фондов 14315.6. Порядок доступа к Архивным фондам и использования архивных документов 14315.7. Ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах 14415.8. Международное сотрудничество в области архивного дела 144^ ГЛАВА 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ 14516.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну 14516.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений в области государственной тайны 14616.3. Перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне 14716.4. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание 14816.5. Вопросы собственности в связи с информацией, составляющей государственную тайну 14916.6. Рассекречивание сведений и их носителей 15016.7. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну 15016.8. Защита государственной тайны 15116.9. Контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны 152^ ГЛАВА 17 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 15417.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей коммерческую тайну 15417.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 15417.3. Правовой режим коммерческой тайны 15517.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях 15617.5. Права и обязанности органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления в отношении коммерческой тайны 15617.6. Защита прав на коммерческую тайну 156^ ГЛАВА 18 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 15818.1. Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении персональных данных 15818.2. Субъекты и объекты информационных правоотношений 16018.3. Правовые основы работы с персональными данными 16118.4. Права субъекта персональных данных 16318.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных 16418.6. Государственное регулирование работы с персональными данными 16618.7. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных 167Приложение СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В АКТАХ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 169^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 196 Копылов В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь, 2002. 512с. Предисловие ко второму изданию В первом издании «Информационного права», вышедшем и свет к 1997 г., излагались представления о формирующемся информационном праве как новой комплексной отрасли права, юридической науке и учебной дисциплине. Основное внимание обращалось на содержание информационной сферы — сферы обращения информации и правового регулирования общественных отношений, возникающих в этой сфере. Рассматривались особенности объектов информационного права — информации разного вида и формы представления, информационных технологий и средств их обеспечения, информационной безопасности. Давалось описание источников информационного права. Издание сопровождалось большим числом нормативных правовых актов, составляющих информационное законодательство, — источников информационного права. Прошедшие годы характеризовались активным наступлением новых интеллектуальных информационных технологий на все сферы и виды человеческой деятельности, невиданно разрослась по всем странам и континентам информационная сеть Интернет. Информационная сфера активно преобразуется в виртуальную среду этой сети. Однако, несмотря на активную работу теоретиков и практиков, специализирующихся в области информационного права, — юристов, математиков, философов, специалистов технического профиля, темпы формирования этой отрасли права «активно» отстают от темпов наступления на пас реалий информационного общества. Тем не менее, анализ научных исследований в этой области позволяет утверждать, что информационное право представляет собой комплексную отрасль права и одновременно межотраслевую юридическую науку. Комплексность отрасли информационного права объясняется тем, что эта отрасль регулирует отношения, возникающие при производстве, передаче, обработке, распространении, поиске, получении и потреблении информации, т.е. практически во всех областях человеческой деятельности, связанной с информацией иди с деятельностью в информационной сфере. Информационное право как отрасль права имеет свой предмет правового регулирования - информационные отношения и свои принципы, четко ограниченную сферу правового регулирования - информационную сферу, свой источник. В отличие от других отраслей права здесь дополнительно к традиционным методам используются также методы правовой информатики и правовой кибернетики, особенно при исследовании основных объектов информационных правоотношении. Применение методов информатики и кибернетики как наук, изучающих проблемы производства и обращения информации и проблемы управления в информационной сфере, объясняется необходимостью изучения физических особенностей и свойств объектов информационных отношений — информации, информационных технологий и средств их обеспечения, информационных процессов. Это позволяет устанавливать юридические особенности и свойства объектов информационных правоотношений и, в результате, осуществлять наиболее качественное и эффективное правовое регулирование таких отношений. Особенно это относится к регулированию информационных отношений в виртуальной среде Интернет, в системах электронного документооборота, где информационные технологии вживляются в правовую материю. Информационное право как межотраслевая юридическая наука изучает информационную сущность (информационное строение) права как сложной социальной системы, основываясь при этом наряду с традиционными методами и способами права также на упомянутых выше естественно-научных дисциплинах. Актуальность курса «Информационное право» и необходимость его преподавания в школах, вузах и при подготовке специалистов высшей квалификации определяется еще и тем, что информационное право является правовым фундаментом информационного общества XXI в., активно формируемым ныне как в отдельных странах, так и в рамках международного сообщества. Настоящее издание учебника кардинально переработано. Он состоит из Вводной, Общей и Особенной частей. Вводная часть посвящена вопросам информационного общества и места, которое должно занять право в этом обществе. Определяется роль информации в жизни личности, общества, государства, дается понятие информационного общества, излагается содержание Хартии Глобального информационного общества — документа, подписанного «восьмеркой» в Окинаве в 2000 г., координирующего и организующего деятельность стран по их согласованному вхождению в информационное общество XXI в., в том числе и в области правового обеспечения таких процессов. Даются основы государственной политики в области формирования информационного общества в Российской Федерации. Изучается сущность основных объектов правоотношений в системе информационного права, их особенности и юридические свойства, во многом определяющие структуру и состав системы информационного права и место этого права в системе права. К. таким объектам относятся информация разных видов и форм представления, информационная сфера и ее юридическая модель, информационные процессы и возникающие при их осуществлении информационные отношения. Общая часть представляет собой как бы системообразующее начало информационного права, в котором излагаются предмет, методы, способы, принципы правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде. Исследуются вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернет. Особенная часть посвящена правовому регулированию информационных отношений, возникающих при производстве и обращении информации разных видов на основе методов, способов и принципов информационного права, изложенных в Общей части. Это две группы институтов информационного права — институты обращения открытой информации и институты обращения информации ограниченного доступа. К институтам информационного права, регулирующим отношения, связанные с обращением открытой информации, относятся институт интеллектуальной собственности (в части регулирования информационных отношений), институт массовой информации, институт библиотечной информации, институт архивной информации. К институтам информационного права, регулирующим отношения, связанные с обращением информации ограниченного доступа, относятся институты государственной тайны, коммерческой тайны, персональных данных. Очевидно, что по мере расширения видов информации как новых объектов информационных правоотношений возможно дальнейшее формирование новых институтов на основе методов и принципов Общей части информационного права. Приложения к учебнику содержат: проект учебной программы «Информационное право» для юридических вузов; словарь терминов, используемых в актах информационного законодательства; перечень актов и норм актов информационного законодательства: рекомендуемую литературу. ^ ГЛАВА 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВО^ 1.1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информационное общество. Стадии становления Существование человечества на планете Земля, формирование и разлитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею. Недаром в Библии вначале было слово: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:1-5). Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество. Первая информационная революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в информационном развитии общества. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, тем самым отчуждать их от производителя и передавать от поколения к поколению. Вторая информационная революция (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания (первопечатники Гуттенберг и Иван Федоров). Появилась возможность тиражирования и активного распространения информации, возросла доступность людей к источникам знаний. Эта революция радикально изменила общество, создала дополнительные возможности приобщения к культурным ценностям сразу больших слоев населения. Третья информационная революция (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в значительных объемах. Следствие этой революции — повышение степени распространяемости информации, повышение информационного «охвата» населения средствами вещания. Повысилась роль средств массовой информации как механизмов распространения сообщений и знаний на больших территориях и обеспечения ими проживающих на них граждан, повысилась доступность членов общества к сообщениям и знаниям. Существенно возросла роль информации как средства воздействия на развитие общества и государства, появилась возможность оперативного общения людей между собой. Четвертая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением вычислительной техники и появлением персонального компьютера, созданием сетей связи и телекоммуникаций. Стало возможным накапливать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в электронной форме. Возросли оперативность и скорость создания и обработки информации, в памяти компьютера стали накапливаться практически неограниченные объемы информации, увеличилась скорость передачи, поиска и получения информации. Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции — Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие личности, общества, государства. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем природные финансовые, трудовые и иные ресурсы. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет. Все это серьезно трансформирует жизнь личности, общества, государства. Цивилизация в целом и каждый из нас. в частности, находимся в стадии формирования общества нового типа — информационного общества. Это общество все еще непонятно для многих. Социальная система и право как один из основных регуляторов этой системы существенно отстают от темпов развития информационного общества, от непостижимых скоростей наступления на нас новых информационных технологий и всемирной паутины Интернет — (строительного материала» информационного общества. Что же такое информационное общество? В соответствии с концепцией 3. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, поддерживаемой и другими зарубежными учеными, информационное общество — разновидность постиндустриального общества. Рассматривая обществе иное развитие как «смену стадий*, сторонники этой концепции информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за тремя известными секторами — сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд, как основа индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. Информационное общество — общество особое, не известное истории. Дать его определение трудно, однако можно перечислить основные особенности и характеристики: наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний; массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов; подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях; новые формы и виды деятельности в ТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.); возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию; практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет); трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа; отсутствие географических и геополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства. Типичный пример информационной инфраструктуры такого информационного общества — Интернет. Сегодня Интернет активно заполняет информационное пространство во всех странах и на всех континентах и является основным и активным средством формирования информационного общества. Существует две оценки объемов информационного наполнения Интернет. По одним данным (контролируемый Интернет) на начало 2000 г. в Интернет насчитывалось более I млрд. документов на 4 млн. серверов, по другим данным («невидимый» или «глубокий» Интернет) в нем содержится более 550 млрд. документов. В целом же объемы информационных ресурсов растут в Интернет экспоненциально. США и Европа идут в информационное общество несколько разными путями1. США были своего рода пионером в формировании основ практического осуществления информационной инфраструктуры — технологической основы информационного общества. В 1993 г. правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры (НИИ) (Agenda for Action). Для изучения проблем, связанных с построением НИИ, была создана Рабочая группа по Информационной Инфраструктуре (Information Infrastructure Task Force). В специально подготовленном докладе были рекомендованы основные принципы формирования информационного общества: поощрение частных инвестиций; концепция универсального доступа; помощь в технологических инновациях; обеспечение интерактивного доступа; защита личной жизни, безопасности и надежности сетей; улучшенное управление спектром радиочастот; защита прав интеллектуальной собственности; координация государственных усилий; обеспечение доступа к государственной информации. В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали как технологического средства, позволяющего каждому найти информацию, развлечение себе по вкусу, и которая определяется как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, будь то телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, коммерческие онлайновые компании. Доклады рабочих групп, призванных изучать связанные с этими процессами проблемы, посвящены гуманитарным темам — здравоохранению, образованию, сохранению неприкосновенности личной жизни и информации, охране прав интеллектуальной собственности и т.п. С учетом глобального характера происходящих под воздействием информационных и телекоммуникационных технологий изменений инициатива из национальной постепенно перерастает в глобальную. В Европе также уделяется серьезное внимание формированию информационного общества. Разработана стратегия вхождения Европы в информационное общество, подготовлены и реализуются рекомендации по вхождению в него. Резолюции и документы Совета Европы посвящены разным аспектам становления информационного общества в европейских странах. Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума — проследить процесс становления информационного общества в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные, государственные службы; образование, переквалификация, обучение в информационном обществе; культурное измерение и будущее СМИ; устойчивое развитие, технология и инфраструктура. Обращается внимание на то, что если Европа не сможет быстро и эффективно адаптироваться к условиям информационного общества, ее ждет потеря конкурентоспособности перед лицом США и азиатских экономик, а также социальное отчуждение внутри европейского сообщества. Проблемы развития информационного общества представлены в первом ежегодном докладе Форума «Сети для людей и сообществ». Практически каждая из стран Европы имеет программу, посвященную формированию национальной политики в деле построения информационного общества, причем эта политика воспринимается не как лань моде, а как императив, невыполнение которого чревато потерей конкурентоспособности всей страны, сравнительным снижением уровня жизни, потерей темпов развития и отбрасыванием с передовых экономических, торговых, технологических позиций. Если рассматривать проблему формирования информационного общества в целом, то специфика современного момента выражается в том, что дальнейший прогресс информационных и теле коммуникационных технологий зависит не столько от прорывов собственно в технологиях, сколько от того, насколько быстро будут приспособлены к новым реалиям старые нормы, регулирующие традиционно разные сектора, — телекоммуникации, телевидение и иные средства массовой информации. Наиболее квалифицированным ответом на новые требования, предъявляемые к регулированию информационной сферы, представляется новый закон о телекоммуникациях в США, подписанный в феврале 1996 г.^ 1.2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава) В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» приняла Хартию Глобального информационного общества, в которой устанавливаются основные принципы вхождения государств и стран в такое общество. «Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. Это следующие положения. 1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИТ быстро становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они также дают возможность всем частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы. Перед всеми нами открываются огромные возможности. 2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого руководители стран «восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИТ служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, международного мира и стабильности. 3. Стремясь к достижению этих целей, руководители стран «восьмерки» подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких, как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. 4. Руководители стран «восьмерки» будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство, по обеспечению экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству, по оптимизации глобальных сетей, борьбе со злоупотреблениям


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.