Реферат по предмету "Разное"


1 Личность как предмет психологического исследования

Введение Данное пособие рассчитано на студентов психологических факультетов, слушающих курс “Психологии личности”. В нем в краткой форме дается представление о личности и ее компонентах, в качестве которых рассматриваются темперамент, характер, способности, мотивационная сфера и самосознание. Пособие направлено на то, чтобы раскрыть социально-историческую природу личности, показать сложность ее строения, отличие от понятия индивидуальности. Автор старался ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имеющимися в отечественной науке. В этом пособии рассматриваются преимущественно точки зрения отечественных психологов на природу личности и ее компонентов, зарубежные авторы упоминаются мало. Следующее пособие будет целиком посвящено обзору зарубежных теорий личности.^ Тема 1 Личность как предмет психологического исследованияПонятие личности относится к числу самых неопределенных и спорных терминов в психологии. В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт написал монографию "Личность: психологическая интерпретация", в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. К настоящему времени их число неизмеримо возросло. Можно ли в них выделить что-то общее, с чем согласилось бы большинство психологов? Рассмотрим несколько определений личности, данных отечественными психологами. С.Л. Рубинштейн писал: «Личность это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Б.Г.Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.Г.Асмолов считал, что «личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами». А.В.Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности: интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту; интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми; метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей. Л.И. Анцыферова определяет личность как «способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений». Много других определений личности приводится в книге И.Б.Котовой “Психология личности в России”, которая проанализировала представления о личности у отечественных философов и психологов, начиная с конца прошлого века по нынешнее время. Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет. А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности. Л.И.Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, так сразу начинается регресс личности. Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами. Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России очень много, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60-80-х годов. Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С.Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную - возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью. ^ Тема 2 Понятие индивидуальностиИндивидуальность в большинстве словарей и учебников по психологии определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет непроясненным ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Могут ли быть свойствами индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если по одной и той же черте человек от кого-то отличается, а на других похож? Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня: а) система индивидуальных свойств организма: биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства (свойства нервной системы); б) система индивидуальных психических свойств: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности (черты характера); в) система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальных группах и в социально-исторических общностях. Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него формируются свойства темперамента, черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни организации. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться. В.С.Мерлин отмечал, что индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека будут иметь два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они будут все равно непохожи по поведению, т.к. связи между этими свойствами будут разные. Надо сказать, что не все психологи согласны с таким расширительным пониманием индивидуальности. А.Г.Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. Известен его афоризм: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”. Этим А.Г.Асмолов хотел подчеркнуть, что индивидуальность отвечает за решение бытийных вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутриличностные, так и между личностью и окружающими. В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяется ее стойкость и масштаб. Полное определение индивидуальности, сформулированное А.Г.Асмоловым, таково: «В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека» В последнее десятилетие понятие индивидуальности стало расширяться за пределы личности. В.С.Мерлин ввел понятие метаиндивидуальности, под которым он понимал “психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации”. Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека глазами окружающих его людей. Л.Я.Дорфман, развивая идеи В.С.Мерлина в своей книге “Метаиндивидуальный мир”, вводит еще понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности. Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с воплощением индивидуальности в мире, в котором она живет: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но которые приводят к ее изменению, что отражается во взаимодействии со средой. Как же соотносятся понятия личности и индивидуальности, какое из них является более широким? Их можно графически изобразить как два накладывающихся друг на друга круга, имеющих общую площадь, но не совпадающих полностью. Общая площадь - это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, изображающего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. “Остаток” индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и несовпадающими по содержанию.^ Тема 3 Представления о структуре личности в отечественной психологииСтруктурный подход представляет собой такой способ анализа, при котором объект рассматривается как некая целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Он применяется в разных науках для анализа сложных объектов, в психологии таким объектом является личность. Рассмотрение личности в плане ее строения и составляющих компонентов является традиционным и в то же время актуальным подходом к ее исследованию. Если обратиться к истории изучения личности, то можно убедиться в том, что почти каждый исследователь, который пытался проникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходил к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки, а также концептуальные позиции авторов были чрезвычайно различны и вызывали ожесточенные дискуссии, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной. Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования – личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям. Не случайно о структуре личности психологи стали говорить задолго до того, как структурный подход оформился в качестве исследовательского метода в философии. Структурные представления в психологии возникали как реакция на атомизм и чрезмерную расчлененность при анализе психики человека. По мнению М.С.Роговина, одной из первых попыток структурного подхода к анализу личности можно считать концепцию З.Фрейда, который рассматривал человека как структурное единство трех частей: Оно, Я и Сверх-Я. Развитию структурного подхода в психологии немало способствовали работы гештальтпсихологов, в частности К.Левина, посвященные соотношению части и целого. С развитием философских концепций, связанных с понятиями структуры и системы, представления о структуре в психологии получили надежную опору. Наибольший расцвет структурного подхода к анализу личности в отечественной психологии пришелся на 70-е годы. Но это не было данью моде, просто отечественная психологическая наука вышла к этому времени на новый научный этап своего развития. Возникновение структурных представлений в психологии свидетельствует о достижении ею определенного этапа развития научного знания. Философ В.Ф.Сержантов считает, что каждая наука проходит три уровня развития: 1. феноменологический, на котором представление об объекте носит нерасчлененный целостный характер; 2. субстратно-феноменологический, характеризующийся аналитическим подходом к объекту; 3. системно-структурный, на котором благодаря синтезу теоретически воспроизводится конкретная природа объекта. В философском энциклопедическом словаре структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Чтобы провести структурный анализ какого-либо сложного объекта надо выполнить три основных условия: выделить элементы, из которых он состоит; изучить характер связи между ними; выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении окружающей среды. При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями. Их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным. Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры или факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы. В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический способ реализован в работах В.С.Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Теоретический подход к построению структуры личности реализован К.К.Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации. К.К.Платонов не только предложил свою концепцию динамической функциональной структуры личности, но и уделил большое внимание истории этого вопроса в отечественной психологии, которая подробно им изложена в работе «Структура и развитие личности». Основным критерием для выделения элементов структуры личности им было взято соотношение биологического и социального в их происхождении. На этом основании было выделено четыре подструктуры личности:направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания);опыт (знания, навыки, умения и привычки);черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей протекания психических процессов (воля, чувства, восприятие и т.п.);биопсихические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства). Подструктура направленности является результатом исключительно социальной детерминации, подструктура опыта обусловлена преимущественно социальными факторами, но имеет и врожденную основу, подструктура психических процессов формируется под преимущественным влиянием врожденных факторов при участии социальных, подструктура биопсихических свойств детерминирована только биологическими факторами. Наряду с основным критерием для выделения подструктур К.К.Платонов приводит еще дополнительные: внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из подструктур; вид формирования подструктур; иерархическая зависимость подструктур, при которой каждая вышележащая подструктура обусловлена нижележащими. По мнению К.К.Платонова, все известные свойства личности могут быть уложены в эти четыре подструктуры. Исключение составляют только характер и способности, которым он отводит особую роль. Характер является не самостоятельной подструктурой, а накладывающимся на них общим качеством личности. Аналогично он рассматривал и способности, утверждая, что любое свойство личности, входящее в любую из четырех подструктур личности, может и должно рассматриваться как элементарная способность, если это свойство личности профессионально положительно или отрицательно значимо.Принципиально иной подход к анализу структуры личности содержится в концепции В.С.Мерлина. По его мнению, под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами. В то же время каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных факторов. В основе каждого свойства личности лежит отношение к какой-либо стороне действительности. Принято выделять такие группы отношений как отношения к другим людям, к труду, к материальным объектам, к самому себе, к идеологическим и духовным явлениям, к природе и т.д. Свойства личности образуют нижний уровень структуры личности. На основе общности отношений может возникать вероятностная связь между свойствами личности, благодаря чему свойства образуют группы, именуемые им симптомокомплексами, которые составляют второй уровень структуры личности. Симптомокомплексы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью. Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность – по силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость – по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Между этими характеристиками существует взаимосвязь: объемные симптомокомплексы, как правило, обладают большей активностью и устойчивостью. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы: идейная направленность; стремление к самовыражению; стремление к удовлетворению материальных потребностей и органических влечений. По мнению В.С.Мерлина, они могут образовывать между собой разные иерархические соотношения (то есть один из этих факторов может доминировать), что определяет направленность личности. ^ Тема 4 Темперамент Темпераментом обозначается та часть свойств человека, которая характеризует динамику его поведения: скорость, активность, темп, эмоциональную насыщенность. В.Д.Небылицыным выделяется три основных компонента темперамента: 1) общая психическая активность, состоящая в стремлении личности к самовыражению и преобразованию окружающей среды, 2) моторный компонент, проявляющийся в силе, резкости, быстроте и темпе мышечной и речевой деятельности, 3)эмоциональный компонент, характеризующий легкость возникновения и силу эмоциональных процессов. Все они взаимосвязаны между собой и характеризуют определенный тип темперамента. История изучения темперамента восходит к Гиппократу, который первым выделил четыре типа в зависимости от преобладания одной из жидкостей в организме человека: сангвиник (кровь), холерик (желчь), меланхолик (черная желчь) и флегматик (слизь). Конечно, объяснения, лежащие в основе этой классификации темперамента, к настоящему времени устарели, однако описанные типы поведения можно наблюдать и у наших современников, чем и объясняется живучесть данной типологии. Современные исследователи пришли к выводу о том, что физиологической основой темперамента служат свойства нервной системы. Свойства темперамента являются врожденными, то есть они предопределены отчасти генетически, отчасти теми воздействиями, которые испытывает плод в процессе внутриутробного развития. После рождения темперамент продолжает формироваться до юношеского возраста. По мнению В.С. Мерлина, развитие темперамента включает три аспекта: 1) созревание темперамента по принципу развертывания, согласно которому разные свойства темперамента возникают и проявляются в разном возрасте, независимо от внешних воздействий (например, тревожность - в первые месяцы жизни, импульсивность – в начале второго года, агрессивность – в 2,5 года); 2) изменение отдельных свойств темперамента по величине под влиянием внешних воздействий (например, противоречивость требований к ребенку со стороны родителей может привести к повышению уровня его тревожности); 3) возникновение связей между отдельными свойствами темперамента, приводящие к их согласованности и взаимодополнению. У зрелого человека темперамент мало поддается изменению на протяжении всей жизни и проявляется в любых его формах деятельности и поведения. Только очень тяжелые болезни или потрясения могут привести к необратимым изменениям темперамента. Старение также приводит к изменению свойств темперамента, поскольку сопровождается в преклонном возрасте изменением свойств нервной системы. Однако существуют факторы, которые маскируют проявления темперамента. Одним из них является характер. Он является продуктом социализации человека, и одна из его функций состоит в окультуривании поведения человека, в приведении его в соответствие с нормами, принятыми в обществе. Таким образом, характер искажает проявление природных данных человека. Например, известная английская сдержанность объясняется запретом на бурное выражение эмоций, а не отсутствием таковых. Однако, в ситуации, которая не требует сдержанности, человек может дать волю чувствам и проявить свой темперамент. Известно, что английские футбольные фанаты считаются самыми большими хулиганами. Вторым маскирующим фактором являются мотивы поведения человека. В ситуации, когда человек сильно мотивирован на достижение какой-то важной для него цели, он будет проявлять большую активность и расторопность, даже если по свойствам темперамента он является медлительным и вялым. И, наоборот, если мероприятие не интересно человеку, он будет проявлять низкий уровень активности и участия в нем. Эти факты свидетельствуют о том, что по поведению взрослого человека трудно определить его темперамент. Наиболее непосредственно он проявляется в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не научился скрывать свои эмоции и намерения. Маскировать проявления темперамента в конкретных ситуациях могут профессиональные навыки и способности. Так, например, диктор или лектор должен говорить с определенной скоростью во время работы, независимо от его природного темпа речи. Однако, вне рабочей ситуации человек, как правило, возвращается к своему нейродинамически обусловленному темпу речи и движений. Люди с высокими интеллектуальными способностями решают интеллектуальные задачи быстрее лиц с низкими способностями, независимо от их свойств темперамента. В.С.Мерлин выделил ряд признаков, отличающих свойства темперамента от других психических свойств личности: а) они регулируют динамику психической деятельности в целом; б) характеризуют особенности динамики психических процессов; в) имеют устойчивый и постоянный характер; г) характеризуют тип темперамента; д) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.В настоящее время исследователи направляют свои усилия на изучение не типов темперамента, а отдельных свойств, которые обусловливают индивидуальные особенности поведения. У разных авторов существуют свои представления о составе и числе свойств темперамента. В.С.Мерлин выделяет девять основных свойств темперамента. 1.^ Эмоциональная возбудимость – отвечает за легкость и быстроту возникновения эмоций. 2.Возбудимость внимания – связана со скоростью возникновения ориентировочной реакции на новый раздражитель. Это свойство коррелирует с первым, поскольку оба основаны на высокой чувствительности человека к изменениям в окружающей среде. 3.^ Сила эмоций – характеризует интенсивность эмоциональных реакций человека. Это свойство находится в обратной зависимости с первым. Люди с высокой эмоциональной возбудимостью, как правило, переживают эмоциональные состояния менее интенсивно, иначе это привело бы их к эмоциональному истощению. 4.Тревожность – эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, которая сопровождается тревожным ожиданием. Принято различать тревожность как состояние, обусловленное ситуацией (экзамен, непривычная угрожающая обстановка), и тревожность как устойчивая предрасположенность к переживанию тревоги по поводу разных событий. 5. Реактивность (импульсивность) – характеризуется к быстрым недостаточно обдуманным реакциям на внешние раздражители. 6. Активность волевой целенаправленной деятельности – проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности. 7. Пластичность (в противоположность ригидности) – способность к быстрому приспособлению к изменяющимся требованиям деятельности. Ригидностью называют следование старым стереотипам поведения даже в тех случаях, когда они оказываются неэффективными. 8. Резистентность (работоспособность)– способность к сопротивлению всем внешним и внутренним помехам в процессе выполнения деятельности. Противоположностью является утомляемость. 9. Интроверсия (субъективация) – преимущественная опосредованность деятельности особенностями внутреннего мира личности, направленность процессов на себя. Противоположностью является экстраверсия (объективация), при которой главным для личности выступают объекты внешнего мира (объекты и другие люди). В.М.Русалов создал свою концепцию темперамента, основанную на теории П.К.Анохина. Он связывает свойства темперамента с блоками функциональной системы Анохина. Кроме того, он рассматривает каждое свойство темперамента в двух вариантах: в предметной деятельности и в социальном взаимодействии. В результате у него получается список, содержащий восемь свойств. 1.^ Эргичность предметная - высокая энергетическая насыщенность предметной деятельности (работоспособность, гиперактивность), связана с блоком афферентного синтеза. 2. Эргичность социальная – высокая общительность, жажда социальных контактов, связана с блоком афферентного синтеза. 3. Пластичность предметная – гибкость мышления, связана с блоком программирования. 4. Пластичность социальная – легкость вступления в социальные контакты, гибкость смены стилей общения, связана с блоком программирования. 5. Темп предметный – высокая скорость предметной деятельности, связана с блоком исполнения. 6. Темп предметный – высокая скорость коммуникативной деятельности (темп речи, реакций на поведение других людей), связана с блоком исполнения. 7. Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в предметной деятельности, связана с блоком обратной связи. 8. ^ Эмоциональная чувствительность предметная – высокая чувствительность к неудачам в общении, связана с блоком обратной связи. Классификации В.С.Мерлина и В.М.Русалова взаимно дополняют друг друга.^ Тема 5 ХарактерВ отечественной психологии существует традиция противопоставлять темперамент и характер. Действительно, они во многом отличаются друг от друга, но в тоже время они не являются антагонистами и тесно связаны между собой. Рассмотрим отличия между ними. Таблица 1 Отличия темперамента от характера № Темперамент Характер 1 Обусловлен генотипически, является врожденным Обусловлен фенотипически, формируется прижизненно 2 Основой свойств темперамента являются свойства нервной системы Основой черт характера являются отношения личности 3 Стабилен на протяжении всей жизни человека Может изменяться, на чем основано воспитание личности Продолжение таблицы 1 4 Свойств темперамента немного, но каждое проявляется в любом поведенческом акте, обуславливая динамические характеристики поведения Черт характера много, и они специфичны, каждая черта проявляется только в ситуациях, связанных с данным отношением 5 Связан преимущественно с эмоциональной сферой Связан преимущественно с волевой сферой 6 Не может быть оценен с точки зрения социальной желательности Может быть оценен с точки зрения социальной желательности 7 Проявляется автоматически Проявляется под контролем волевой сферы человека Начало изучению характера в отечественной психологии было положено работами А.Ф.Лазурского. Он выделял в личности человека два компонента: эндопсихику и экзопсихику. Под эндопсихикой он понимал «внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности». В нее входит вся совокупность таких основных психических (психофизиологических) функций или способностей, как восприимчивость, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуманность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений. Эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу. Содержание экзопсихики определяется отношением личности к внешним объектам, к среде, причем понятие «среды» берется в самом широком смысле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности, и к чему личность может так или иначе относиться. Сюда входят и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, религия,— и даже душевная жизнь самого человека, поскольку последняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности. Вопрос о делении личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все эндочерты являются прирожденными (унаследованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к отпечатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. Хотя, в общем, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим. По мнению А.Ф.Лазурского, всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25—30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается. К этому моменту основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям. При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уровень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся, в конце концов, к общему потенциальному запасу его нервно-психической энергии или, употребляя другой термин, к присущему ему большему или меньшему количеству психической активности. Он описал признаки, определяющие принадлежность человека к высшему уровню его развития: а) большое богатство внутреннего мира личности (объем интересов, уровень развития или дифференцированности интересов и т.д.); б) интенсивность от


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.