Реферат по предмету "Прочее"


Рецепция римского права в Западной Европе в эпоху Средневековья

План Введение… 1.Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе… 2.Основные черты средневекового права в Западной Европе… 3.Становление рецепции… 10 Заключение…14 Список литературы… 15 Введение Начиная с XII века, большинство государств Западной Европы захватывает один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецеп¬ция


римского права. Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, пе¬реработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоре¬тического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция рим¬ского права — не единичное событие, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — исполь¬зование прошлого опыта в создании


нового права. Следует подчеркнуть, что предметом рецепции явилось преиму¬щественно римское частное право, а, римское публичное пра¬во, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. Если гер¬манская империя присвоила себе гордое название «священной рим¬ской империи», а во многих государствах были учреждаемы сенаты, титул императора получил значительное распространение, и до того, как стать императором, Наполеон утвердил должность перво¬го «консула», то все это явилось лишь заимствованием


некогда знаме¬нитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений. Сущность рецепции проявляется в нескольких этапах. Первый этап характе¬ризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков.


Третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достиже¬ний римского права. Важнейшим каналом рецепции ста¬новится закон. Следует учитывать, что приспо¬собление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — на втором (филологическая школа). Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с эпохой Возрождения и Ренессанса. Возрождение не следует понимать как новое только в области искусства и архитектуры.


Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни, это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех об¬ластях человеческой деятельности. Люди видели вы¬ход из средневекового варварства в восстановлении со¬хранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима, поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Сложность обна¬руживается в хронологическом несовпадении эпох.


Возрож¬дение обычно относят к XIII—XIV векам, тогда как изуче¬ние римского права началось в XI—XII веках. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным произ¬водством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принад¬лежностью к духовной жизни народа. Следует учитывать и то, что в XI— XII веках имело место лишь начало рецепции — изучение римского права.


Развивающаяся промышленность и торговля тре¬бовали развитой правовой надстройки стимули¬рующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных фео¬дальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было соответствовать им. Примене¬ние косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенной преградой


для развития производительных сил. Выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удо¬влетворяло потребностям средневековья в частной соб¬ственности и договорных отношениях. Немалую роль сыграла утрата им черт местного права, а также его способность к регулированию хозяйственного оборота различных народов. Таким образом римское частное право стало «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего


развития как феодального так и буржуазного права. Через ряд столетий после паде¬ния Рима оно приобрело значение действующего права в ряде государств Централь¬ной и Южной Европы, Однако как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать зако¬ном общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуаз¬ные отношения. Наряду с этим, тексты римских источников под¬вергались формально-логической обработке: из них извлекались


общие принципы, которые располагались во внешне стройном по¬рядке. Эта переработка не являлась результатом созна¬тельного стремления исказить римское частное право, она являлась исторически необходимым процессом приспособления римского права к новым производственным отношениям. Тексты римского права явились той основой, на которой развилась, в особенности в XVIII и XIX веках, общая теория буржуазного гражданского права.


1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития от примитивных протогосударств к крупным и конгломеративным "


варварским" королевствам, а, в конечном счете — к централизованным национальным государствам. Сам термин "средние века" западноевропейского происхождения, он восходит к итальянским гуманистам XV—XVI веков, видевшим в средневековье длительную, но промежуточную эпоху между двумя великими европейскими культурами — античной и новой, начавшейся с Возрождения. Поэтому данный термин лишь со значительной долей условности может быть применен к государствам как


Востока, так даже и Восточной Европы. Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Историю средневековья, которая охватывает в Западной Европе более тысячи лет, принято делить на периоды. Периодизация средневековья связывалась, прежде всего, с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма — раннее средневековье, расцвет феодализма — развитое средневековье, упадок


феодализма — позднее средневековье). В условиях крайней степени политической децентрализации, фактически феодальной раздробленности, единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство, превратившееся в Западной Европе в IX—XIII веках в великое множество государств-поместий и отличавшееся крайней степенью экономической


и политической децентрализации, приняло форму сеньориальной монархии. Экономический подъем в XIII—XV веках, связанный с ростом городов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий.


Для этого периода характерно становление сословно-представительных монархий. Наконец, в позднем средневековье (XVI—XVII века), когда полным ходом идет разложение феодализма и формируются основные элементы капиталистической системы, только сильная королевская власть способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Королевская власть все более возвышается над обществом, делает ставку на бюрократический централизм, на военно-полицейскую силу, на устранение политической оппозиции.


Таким образом, на своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии. Падение абсолютизма означало уже конец всего старого режима и начало Новой истории, давшей миру образцы представительной и демократической государственности. Особенность западноевропейской модели средневекового государства определяется не только эволюцией монархического строя и последовательной сменой его форм. Сама политическая власть, дающая возможность управлять вассалами,


крепостными и лично свободными крестьянами, горожанами, становится неотъемлемым атрибутом земельной собственности. В истории западноевропейского средневековья сельская община не порождала каких-либо особых проблем для государства. Она являлась простым объединением крестьян, ведущих индивидуальное хозяйство, и обладала минимальными административными и судебными функциями. В политическом плане она полностью находилась под властью короля, сеньора или церкви.


Особенно сложными и неоднозначными на разных ступенях средневековья были взаимоотношения государственной власти и христианской церкви. Они нередко порождали острые конфликты, а в ряде случаев приводили и к прямому противоборству. В раннем средневековье "варварские" короли, принимая христианство и получая тем самым поддержку церкви, подносили ей большие дары, прежде всего в виде обширных земельных владений. Однако до IX—Х веков церковь, хотя ее политический вес в обществе неуклонно возрастал, не


была еще в полном смысле политической организацией. Она являла собой духовное сообщество, оказывающее глубокое нравственное воздействие на верующих, а также способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознания. До XI века церковь находилась еще не под контролем римского папского престола, а под эгидой императоров и королей, обладавших в то время еще относительно сильной властью.


Возрастающий авторитет римско-католической церкви опирался не только на земельные богатства, на Священное писание и религиозные чувства верующих, но и на строго иерархических началах жизни духовенства и на его безусловном подчинении епископату, римской курии и верховному понтифику — папе. Большую политическую силу последнему придавали и возникавшие еще с VI века различные монашеские, а позднее духовно-рыцарские ордена, представлявшие собой строго централизованные


объединения, уставы которых утверждались папством. Иную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли средневековые города, некоторые из которых вели свое начало от римских времен. Но наиболее бурный рост городов относится к концу XI—XII века, когда начинается быстрое развитие ремесла и торговли, зарождаются капиталистические отношения.


Тем не менее, по своей сути западноевропейские города (в отличие от городов Восточной Европы) были как бы чужеродным телом в системе феодальных отношений. И в политической жизни города, особенно в эпоху Возрождения, горожане все больше ориентировались на забытые, на долгое время античные демократические порядки, а не на феодальные методы властвования. Политическая автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы


до простой покупки права самоуправления. Наибольшую степень политической автономии в средневековом государстве имели городские общины, приобретавшие статус коммуны, то есть полного самоуправления. Несмотря на характерную, особенно для определенных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной


раздробленности, являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой европейской культуры и цивилизации. 2.Основные черты средневекового права в Западной Европе Средние века — это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно


формируются основы будущих национальных правовых систем. Именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от племенных правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный


принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI— XII веках означал и повсеместное преобладание обычного права. Прежде всего, обычай регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами. В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями. Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и в другие


жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления ("Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во Франции и т.д.). Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право.


Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права.


В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших


католицизм. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий


и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века). В XI—XII веках в период "папской революции" складывается "новое право". Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве,


энциклики, рескрипты и др.). Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному и договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям. В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права.


3. Становление рецепции После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств, сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно не требовалось для регламентации простых отношений общества, и, находясь в явном противоречии с господством натурального хозяйства, было чуждо и непонятно широким массам, то есть в целом оно не давало надлежащих средств для регулирования новых отношений.


В период упадка товарно-денежных отношений искры знания римского права все же не затухали. Первоначально изучение римского права было частным делом отдельных лиц, университетов, но уже вскоре феодальные государи поняли важность его использования для достижения своих целей. Преподавание римского права в первых университетах, связанное с экономическим и культурным подъемом в отдельных городских центрах, на многие годы опередило потребность европейских государств в овладении


правовыми средствами регулирования развивающихся буржуазных отношений. Когда искаженное римское право стало вполне феодализированным, выступления против него стали частью борьбы против феодализма. Новая жизнь римского права в Западной Европе связана с жизнедеятельностью городов севера Италии в XI-XII веках. Это объясняется, прежде всего, социально-экономическими процессами, протекавшими


на севере Италии, где в конце XI века, а затем в XII-XIII веках наблюдался экономический подъем. Быстро развивались товарно-денежные отношения. Тогда в Италии не было единого государства, но на севере возникли города-государства с республиканской формой правления. Эти города в средневековой Европе приобретают выдающееся значение. Милан становится крупнейшим центром ремесленного производства;


Венеция, Генуя, Пиза начинают играть роль мировых торговых центров, а Флоренция выдвигается как центр ростовщического капитала. Почти одновременно или несколько позже появляются центры ремесленного производства во Франции. Здесь также развитие частной собственности, интенсивные торговые связи требовали соответствующих правовых средств. Ростки рецепции пробивались сквозь толщу феодальной отсталости, набирали силу так


же трудно, как экономические и культурные достижения. Одним из первых ее шагов было изучение римского права по Своду законов императора Юстиниана в Болонской школе искусств и связано с именем Ирнерия. Наиболее видными профессорами университетов, способствовавшими на этом этапе рецепции, были Плацентине, Ацо, Аккурсий. Они образовали школу глоссаторов, получившую такое название по характеру


деятельности: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах), делаемых между строками и на полях рукописей. Изучение римского права становится популярным, даже модным. Болонская школа приобретает общеевропейскую известность, становится главным европейским университетом, уже в начале XIII века в нем обучалось около 10 тысяч студентов, съехавшихся из разных стран Европы. Значительные достижения рецепции непосредственно были связаны с созданием филологической школы


права и усвоением идей Высокого Возрождения, а также судебной деятельностью государственных органов. В интерпретации юристов филологической школы римское право соединяется с гуманистическими идеями, совершенствуется метод исторического анализа, римское право рассматривается и изучается все целиком, в его развитии. На первом же этапе рецепции складывается школа постглоссаторов, для деятельности которой типично приспособление римского права к использованию в судах. Римское классическое право имело преимущественно процессуальный


характер – основным его делением были вещные и личные иски, в интерпретации же глоссаторов и позднейших комментаторов речь идет уже о вещных и личных правах – материальном праве. В Германии уже первые Германские императоры, стремясь повысить авторитет своей власти, стали развивать теорию ее преемственности от римских монархов. Возникшее на территории Германии и Северной Италии государственное образование они повелели именовать


Священной римской империей. В XII веке Фридрих I Барбаросса провозглашает римское право всемирным правом. В то время в германии юристами создавались правовые сборники, содержавшие в более или менее систематизированном виде действующие нормы местного и римского права. Таким сборником было Саксонское зерцало. В нем, в частности, для регулирования земельных отношений феодальнозависимого населения с помещиками использовался римский институт эмфитевзиса.


Появляется значительное число сочинений, более или менее полно и тонко излагавших римское право. Эти произведения именовались пандектами, а переработанное римское право – пандектным правом, или «современным римским правом». Агрессивная политика германских феодалов затрудняла рецепцию. Имела своим следствием отрицательное отношение в Польше к римскому праву. В XVII веке в Германии уже большинство гражданских дел проходило через юридические факультеты.


Их начинают рассматривать как особого рода судебную инстанцию. Представители филологической школы права подвергали резкой критике искажения римского права, допускаемые в судебной практике и комментариях поздних глоссаторов. В Англии рецепция римского права также имела свои особенности. Но на фазе изучения римского права значительных отклонений не наблюдалось.


Характерный пример своеобразия рецепции в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии». Основное ее содержание состояло в описании общего права, излагались те нормы, содержание и применение которых было установлено решениями королевских судов. Несмотря на то, что римское право было хорошо знакомо английским юристам, учитывалось ими в практике своей работы, не оно все же определяло своеобразие правового развития в


Англии. Особое отношение к римскому праву в Англии связно с долгодействующими факторами относительной географической изолированностью страны, историческими традициями, которые формировались всей ее социально-экономической историей, политическим, культурным развитием. Именно поэтому ограниченность рецепции в Англии лучше объясняется такими непосредственно действующими на право факторами, как национализм, приверженность правящих классов к старинным, исконно английским


правовым установлениям. Их осторожное отношение к абстрактным построениям и нормам общего характера, значительный эмпиризм в подходе к праву, использование метода частичных, постепенных изменений и доминирующая роль судебной практики в правотворчестве. Во Франции выдающуюся роль в изучении римского права сыграл Яков Куяций. Ему в частности принадлежит восстановление знаний о сочинениях таких выдающихся римских юристов, как Папиниан, Ульпиан, Павел. Я. Куяций проводит верную мысль о невозможности практического


использования римского права без учета тех условии, в которых оно возникло и развивалось. В странах Восточной Европы поступательное движение права было тесно связано с взаимообогащением правовых систем, усвоением опыта прошлого. Рецепции подверглось здесь не чистое римское право, а обработанное и исправленное соответственно феодальным условиям глоссаторами и позднейшими комментаторами. Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными


потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Церковное право складывалось под непосредственным воздействием более высокой римской правовой культуры.


Иногда каноническое право называют мостом, по которому римская правовая культура перешла в Средневековье. По мере укрепления своих позиций церковь устанавливает контроль над университетами. В 1220 и 1259 годах издаются папские буллы, направленные против преподавания римского права. В Парижском университете такое преподавание на долгое время прекращается. Церковь способствовала и развитию торговых сделок.


С помощью римского права она устраняла те ограничения в распоряжении недвижимостью, которые мешали переходу собственности в ее руки. С развитием экономической жизни и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права постепенно ограничиваются. Рецепцию римского права, в конечном счете, санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а, следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни.


Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных групп. Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования. Заключение Рецепция римского права как крупное и сложное явление общественной жизни,


как связующее звено правового развития Древнего мира, Средневековья и Нового времени неизменно привлекает, и еще долгое время будет привлекать внимание тех, кто интересуется правом и его историей. Рецепция была результатом конкретной жизненной потребности, на удовлетворение которой она и направлена. Она не антитеза автономному развитию правовых систем, а фактор, стимулирующий, ускоряющий их развитие. При рецепции происходило дополнение менее развитых правовых


систем опытом более высокого состояния. Но подчас возникала их частичная несовместимость и отторжение чужеродного, что не согласовывалось с существующим уровнем народной жизни и коренными устоями, традициями собственного права. Следовательно, рецепция – это не механическое перенесение чужого на свою почву, но сложный и многоступенчатый процесс заимствования на основе отбора, затем переработки применительно к своим условиям, наконец, усвоение, когда чужое становится органической частью собственного права.


Список литературы 1) Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М 1989. 2) Великая хартия вольностей 1215 г. // Документы по истории зару¬бежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой. М 1987. 3) Всеобщая история государства и права. Под ред. К. И. Батыра. М.: Былина, 1996. 4) Галанза. П.Н. Феодальное государство и право Германии. М 1963. 5)


Графский Г.Ф. Всеобщая история государства и права. М 2000. 6) История государства и права зарубежных стран в 2-х частях. Авт. колл. под ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. Учебник. Норма-Инфра-М. М с 1997 по 2001. 7) История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов. Авт. колл. по ред. Чибиряева С.А. Былина.


М 2002. 8) Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в За¬падной Европе. М 1963. 9) Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. Норма-Инфра-М. М 2002. 10) Методическое пособие по изучению курса основ римского права. Составитель Е. А. Скрипилев. М 1995. 11) Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М 1972. 12)


Новицкий Н. Б. Основы римского права 3-е изд М 1972. 13) Виппер Р. Очерки по истории Римской империи. Изд-во “Феникс”, 1995. 14) Римское право в Западной Европе. Эпоха до глоссаторов. / Покровский И.А. История Римского Права. Издание 3-е, исправленное и дополненное. 1917. // Allpravo.Ru - 2004. 15) Современные конституции.


Т. 2. СПб 1905—1907. 16) Савельев В.А. Римское частное право (проблемы теории и практики). М 1995. 17) Современные исследования римского права: реф. сб. / АН СССР. М.: ИНИОН, 1987 18) Стоютцкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средне¬векового города. М 1960. 19) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права.


Сост. Садиков В.Н. // Под ред. Черниловского З.М. Юристъ. М 1998. 20) Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С. Д. Сказкина. Т. 1—П. М 1961—1963. 21) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. II. (Новое и новейшее время). М 1999.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.