Реферат по предмету "Разное"


"Его стихов пленительная сладость " творческий вечер, посвященный В. А. Жуковскому

"Его стихов пленительная сладость..." творческий вечер, посвященный В.А. Жуковскому Действующие лица: 6 ведущих, 6чтецов,В.А .Жуковский, А.С. Пушкин, Маша Протасова, экскурсовод герои сказки “Спящая царевна”: царь Матвей, царица, 12 чародеек (сценка)Оборудование: репродукция портрета В.А. Жуковского кисти О.А. Кипренского, свеча, картины с пейзажами(времена года), набор открыток “В.А. Жуковский”, дневник, письма, перо, подарки чародеек, колыбель с куклой-младенцем, пяльцы, книги с произведениями В.А. Жуковского (выставка книг)^ Вступительное слово педагога:Его стихов пленительная сладостьПройдет веков завистливую даль,И, внемля им, вздохнёт о славе младость,Утешится безмолвная печальИ резвая задумается радость.В этих строчках короткого стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “К портрету Жуковского” восхищают и изящность рифмы, и глубина мысли, и точность предсказания, которой могут позавидовать любые ясновидящие. Сегодня можно утверждать, что пророчество Пушкина сбылось!Мы рады приветствовать вас, дорогие друзья, на нашей гостиной, посвященной 225-летию со дня рождения Василия Андреевича Жуковского. Жизнь и творчество великого романтика мы рассмотрим через призму его взаимоотношений с Александром Сергеевичем Пушкиным.Почувствовать атмосферу I половины ХIХ века нам помогут:В.А. ЖуковскийА.С. ПушкинМаша ПротасоваЭкскурсоводЧтецы, ведущие(Герои кланяются и рассаживаются по местам.)(Звучит фрагмент из “Времен года” П.И. Чайковского)Жуковский (сидя за столом, смотрит на пейзажи на стене, затем начинает писать):Что наш язык земной пред дивною природой?С какой небрежною и лёгкою свободойОна рассыпала повсюду красотуИ разновидное с единством согласила!Но где, какая кисть её изобразила?Едва-едва одну её чертуС усилием поймать удастся вдохновенью…Но льзя ли в мёртвое живое передать?Кто мог создание в словах пересоздать ?Невыразимое подвластно ль выраженью?Экскурсовод:Выразить “невыразимое” мог Василий Андреевич Жуковский. В Третьяковской галерее висит его портрет, написанный в 1816 году Орестом Адамовичем Кипренским. Всё в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего облика поэта-романтика: его задумчивый взгляд, направленный вдаль, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного облачного неба, общий сумрачный колорит живописи. Это - Жуковский времени его наибольшей популярности, Жуковский - автор элегий и баллад, Жуковский, о котором Пушкин сказал самые точные слова…Пушкин (обращаясь к портрету):- Что за прелесть чертовская небесная его душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким ещё! (Звучит музыка.)^ 1-й ведущий :Это был человек, который считал, что главное в поэте- его дарование, и поэт должен настойчиво преодолевать жизненные препятствия, чтобы они не смогли замутить поэтического родника его души. Именно это привлекало Пушкина, который признавал, что Жуковский всегда сохранял человеческое достоинство. А трудностей в жизни Жуковского, которые сломили бы и озлобили бы любого другого человека, было немало.^ 2-й ведущий: (во время его рассказа на экран проецируются открытки с видами Оки, Белёва, Мишенского)29 января (10 февраля) 1783 года в селе Мишенском, что в трёх верстах от уездного города Белёва Тульской губернии, появился на свет мальчик. Родители его – помещик Афанасий Иванович Бунин и пленная турчанка Сальха, при крещении получившая имя Елизавета Дементьевна. Крёстным отцом стал Андрей Григорьевич Жуковский – небогатый помещик из Украины, полудруг, полуслужащий в доме Буниных; крёстной матерью – 15 летняя Варвара Бунина, сестра мальчика по отцу.Имя младенцу дали Василий (по-гречески – царь), записали так: Василий Андреевич Жуковский.Марья Григорьевна, жена Бунина, приняла мальчика в своём доме, полюбив его, воспитывала вместе со своими внучками. Так среди девочек, в тишине и раздолье барской России, под благословением Оки начал свою жизнь будущий поэт.Незаконное происхождение наложило определенный отпечаток на характер мальчика. Он был очень скромным, лишённым кичливости, высокомерия, барства.Неброская красота природы в окрестностях Мишенского, тишина и спокойствие этих мест навсегда запали в душу поэта.1-й чтец (стихотворение “Там небеса и воды ясны…”):Там небеса и воды ясны!Там песни птичек сладкогласны!О родина, все дни твои прекрасны!Где б ни был я, но всё с тобойДушойТы помнишь ли, как под горою,Осеребряемый росою,Белелся луч вечернею пороюИ тишина слетала в лесС небес?Ты помнишь ли наш пруд спокойный,И тень от ив в час полдня знойный,И над водой от стада гул нестройный,И в лоне вод, как сквозь стекло,Село?Там на заре пичужка пела;Даль озарялась и светлела;Туда, туда душа моя летела;Казалось сердцу и очам –Всё там!... Сентябрь-ноябрь 1816 г.(Звучит фрагмент из “Времен года” П.И. Чайковского)^ 3-й ведущий: В 1800 году В.А. Жуковский блестяще окончил Благородный пансион при Московском университете, его имя было записано на золотую доску.Служба в Конторе соляных дел была недолгой: мечтательного юношу манила другая страсть – поэзия. В апреле 1802 года он приезжает домой, в Мишенское. Здесь, по русским полям и холмам, он бродил и сочинял. Кудрявый, с мечтательными глазами, он прочитал друзьям перевод элегии английского поэта Т. Грея “Сельское кладбище” и вызвал всеобщий восторг Элегия была длинна, певуча, наполнена чистой и прекрасной печалью. Поэт сумел выразить своё “в чужом”. На деревенском кладбище спят “поселяне”, люди безвестные, но, может быть, и неведомые гении, так и ушедшие, не проявив себя, как уйдёт и сам юный певец этого кладбища, томно бродящий близ реки.Элегия была напечатана в шестом номере “Вестника Европы”. Это уже был тот Жуковский, который входил в русскую литературу, чтобы занять в нем видное место.2-й чтец (отрывок из элегии “Сельское кладбище”):…Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;Что слава, счастие, не знал он в мире сём.Но музы от него лица не отвратилиИ меланхолии печать была на нём.Он кроток сердцем был, чувствителен душою –Чувствительным творец награду положил.Дарил несчастных он чем только мог – слезою,В награду от творца он друга получил.Прохожий, помолись над этою могилой;Он в ней нашёл приют от всех земных тревог,Здесь всё оставил он, что в нём греховно было,С надеждою, что жив его спаситель – Бог.(Звучит музыка)^ 4-й ведущий:Владимир Соловьёв находил, что лирическая поэзия России Х1Х века родилась близ Белёва – из лёгких строф молодого Жуковского.Откуда появился этот новый, прекрасный звук – воздыхание, нежное томление, элегия и меланхолия ? Прежде всего, это отозвалась собственная жизнь Василия Андреевича.Послушайте дневниковые записи В.А. Жуковского 1805 года.Жуковский (пишет в дневнике)“Не имея своего семейства, в котором я бы что-нибудь значил, я видел вокруг себя людей мне коротко знакомых, потому что был перед ними выращен, но не видал родных, мне принадлежащих по праву; я привык отделять себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому, что всякое участие казалось мне милостью. Я не был оставлен, брошен, но не был любим никем… Самое общество матушки, по несчастию, не может меня делать счастливым: я не таков с ней, как должен быть сын с матерью; это самое меня мучит, и мне кажется, я люблю её гораздо больше заочно, нежели вблизи…”^ 5-й ведущий: Жуковский появился в литературе, когда Пушкину было два года. Ко времени вступления Пушкина в русскую литературу поэтическая манера Жуковского уже сложилась, он был признанным мастером поэзии. Критики в один голос утверждали, что стихи Жуковского “мелодичны, как тихое роптанье ручейка, как лёгкое веянье ветерка”.С юношей Пушкиным Василий Андреевич встретился в сентябре 1815 года в Царском Селе. К тому времени Пушкин был автором уже двадцати стихотворений, напечатанных в журналах.О подробностях этой встречи мы узнаём из письма П.А. Вяземскому от 19 сентября 1815 года.^ Жуковский (пишет) “Я сделал ещё одно приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу…Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно объединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.^ 6-й ведущий:Жуковский для Пушкина – поэт -предшественник, поэт- учитель и одновременно старший друг. Учитель открыл ученику поэтическую многозначность слова, способность слова нести эмоционально-психологическую нагрузку и выражать душевные переживания, внутреннюю жизнь человека.Юный Пушкин не подражает Жуковскому, а либо сочиняет в духе Жуковского (стихотворение “Певец”), либо использует его стилистику. В послании 1816 года Пушкин признавался, что взял Жуковского себе в пример (“Мне ты пример…”)Учитель показал своему ученику высокое предназначение поэта, ответственное отношение к поэтическому, слову необходимость стремления к идеалу.3-й чтец (на фоне музыки читает отрывок из элегии “Море”)Безмолвное море, лазурное море,Стою очарован над бездной твоей.Ты живо! ;Ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты.Безмолвное море, лазурное море,Открой мне глубокую тайну твою:Что движет твоё необъятное лоно?Чем дышит твоя напряжённая грудь?Иль тянет тебя из земныя неволиДалёкое светлое небо к себе?...…Обманчив твоей неподвижности вид :Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,Ты, небом любуясь, дрожишь за него.^ 1-й ведущий:Жуковский с отроческих лет воспринимался Пушкиным как поэт по призванию, как образец истинного поэта.Юный Пушкин подчал высказывался о Жуковском запальчиво резко, говорил, что как поэт Жуковский исчерпал себя, подчас склонен был шутить над меланхолией и мечтательной сентиментальностью Василия Андреевича, иронизировал над попытками Жуковского сблизить идеальный мир прекрасного, в который тот погружался, с реальной действительностью. Восприятие поэзии Жуковского отчасти в комическом свете отразилось в пародии на “Двенадцать спящих дев” в поэме “Руслан и Людмила” и в ряде других произведений. Впоследствии Пушкин искренно об этом сожалел и дал такую характеристику своему учителю: “В бореньи с трудностью силач необычайный”.Наступило такое время, когда ученик перерос своего учителя. 26 марта 1820 года на квартире у Жуковского Пушкин прочитал свою поэму “Руслан и Людмила”. По окончании чтения Жуковский вручил Пушкину свой портрет с надписью “Победителю- ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму “Руслан и Людмила”, 1820, марта 26, великая пятница”.Жуковский уступил Пушкину своё место. Каким нужно было быть человеком, чтобы сделать это без боли и зависти!Теперь Пушкин - глава русской литературы, и Жуковский благоговеет перед его талантом и бережёт его.Жуковский (пишет письмо):“… На всё, что с тобою случилось, и что ты сам на себя навлёк, у меня один ответ: ПОЭЗИЯ. Ты имеешь не дарование, а гений… Ты рождён быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, всё твоё возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, - шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! Я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывёт, если захочет сам. Плыви, силач. А я обнимаю тебя… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе…”(1824 года).(Звучит музыка)^ 2-й ведущий:Летом 1831 года в Царском Селе Жуковский и Пушкин вступили в своеобразное шутливое состояние: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Николай Васильевич Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: “Почти каждый вечер собирались мы –Жуковский, Пушкин и я … Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина.. сказки русские народные…у Жуковского тоже русские народные сказки. Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский”…Жуковский тогда закончил “Сказку о царе Берендее” и “Спящую царевну”.Пушкин написал только одну- “Сказку о царе Салтане…” (Но, возможно, осенью 1833 года в Болдино он вернулся к мысли о соревновании и создал “Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях”, которую можно сопоставить со сказкой Жуковского “Спящая царевна”).Вашему вниманию предлагается сценка из сказки В.А. Жуковского “Спящая царевна”. (У царя Матвея родилась дочь, и на праздник он пригласил одиннадцать волшебниц, а “двенадцатой одной, хромоногой, старой, злой”, он не позвал, потому что исчезло двенадцатое золотое блюдо).^ Сценка из сказки “Спящая царевна”Действующие лица: двенадцать чародеек, царь и царица у колыбели, где лежит кукла, автор.Автор:Собралися пироватьГости, званые царём!Пили, ели, а потомХлебосольного царяЗа приём благодаря,Стали дочь его дарить:1-я волшебница:Будешь в золоте ходить;2-я волшебница: Будешь чудо красоты;3-я волшебница: Будешь в сем на радость тыБлагонравна и тиха;4-я волшебница: Дам красавца женихаЯ тебе, моё дитя;5-я волшебница Жизнь твоя пройдёт шутяМеж знакомых и родных…(Чародейки подходят к колыбели, кладут свои подарки. Одна остаётся стоять)Автор:Словом, десять молодыхЧародеек, одаривТак дитя наперерыв,Удалились; в свой черёдИ последняя идёт;Но ещё она сказатьНе успела слова- глядь!И незваная стоитНад царевной и ворчит;Ведьма: (наклонясь над колыбелью) :На пиру я не была,Но подарок принесла;На шестнадцатом годуПовстречаешь ты бету;В этом возрасте своёмРуку ты веретеномОцарапаешь, мой свет,И умрёшь во цвете лет!^ Автор: Проворчавши так, тотчасВедьма скрылася из глаз;Но оставшаяся тамРечь домолвила:12-я чародейка:“…Не дамБез пути ругаться ейНад царевною моей;Будет то не смерть, а сон;Триста лет продлится он;Срок назначенный пройдёт,И царевна оживет;Будет долго в свете жить;Будут внуки веселитьВместе с нею мать, отцаДо земного их конца.(Гостья уходит, царь и царица плачут над колыбелью).^ 3-й ведущий:Хотя у Пушкина и Жуковского было много общего и хотя они на многие вещи смотрели одинаково, всё же резкая противоположность их характеров не укрылась от современников и потомков, как не укрылось и различие их поэтических дарований. Жуковский и Пушкин были очень разными по характеру и темпераменту. Вследствие этого они по-разному относились к одним и тем же событиям. Жуковский всегда был склонен к компромиссу, к постепенной и длительной “осаде”. Пушкин – к штурму, к быстрому действию.В лирике Пушкина огромное место занимают стихотворения о любви, посвященные различным женщинам, встречавшимся в его жизни. Героиней любовной лирики Василия Андреевича Жуковского была только одна женщина- Маша Протасова, Мария Андреевна Мойер.(На экран проецируется её портрет. Звучит музыка)Маша: В 1805 году, когда мне было двенадцать лет, а моей сестре Александре – десять, мама, Екатерина Афанасьевна, пригласила к нам в качестве учителя своего брата по отцу, поэта Василия Жуковского. Ежедневный его приход был для нас праздником. Целый новый мир, мир прекрасной поэзии, явился нам в очаровательном облике. Гусиными перьями в ученические тетрадки записывали мы выдержки из поэтов, историков, имена европейских учёных. Рядом с ним нельзя было быть невнимательной, не приготовить заданного. Уроки продолжались три года, я подросла, и появились неясные, смутные мечтания, всё было так томно, нежно я сама себя не понимала (садится у окна, вышивает на пяльцах).Жуковский: Что со мной происходит? Грусть, волнение в душе, какое-то неизвестное чувство, какое-то неясное желание! Можно ли быть влюблённым в ребенка? Но в душе моей сделалась перемена в рассуждении её! Третий день грустен, уныл! Отчего? Оттого, что она уехала!...^ 4-й ведущий:Любовь к Маше рождает в Жуковском “звуки небесные”, он живёт в огне любви.Позже он скажет об этом времени: “То была поэтическая жизнь, и только тогда я был поэтом”. Это время выразилось в стихотворении “Имя где для тебя?”. Маша сохранила его в своём портфеле, который нашли после её смерти. Напечатано оно было уже после смерти Жуковского.4-й чтец: Имя где для тебя?Не сильно смертных искусствоВыразить прелесть твою!Лиры нет для тебя!Что песни? Отзыв неверныйПоздней молвы о тебе?Если б сердце могло бытьИм слышно, каждое чувствоБыло бы гимном тебе!^ 5-й ведущий :Маше было семнадцать лет, Жуковскому двадцать семь, когда между ними стало уже всё ясно- в светлом и высоком духе. Дело шло к “соединению жизней”. Однако речи о браке быть не могло, пока не благословит мать. Первое объяснение Жуковского с Екатериной Афанасьевной произошло в 1810 году. Ссылаясь на близкое родство, она заявила, что брак невозможен, и в благословении отказала.У этой любви не было будущего 14 января 1817 года Маша вышла замуж за доктора Мойера Ивана Филипповича.. 19 марта 1823 год Маша – Мария Мойер – умерла при родах.В.А. Жуковский очень тяжело переживал утрату. Больше о любви он никогда не писал, муза его любовной лирики замолчала.Стихотворение “Ты предо мною…”- надгробный памятник любимой.5-й чтец: Ты предо мноюСтояла тихо.Твой взор унылыйБыл полон чувства.Он мне напомнилО милом прошлом…Он был последнийНа здешнем свете.Ты удалилась,Как тихий ангел;Твоя могила,Как рай, спокойна!Там все земныеВоспоминанья,Там все святыеО небе мысли.Звезды небес,Тихая ночь!...(Звучит музыка)^ 6-й ведущий:Несмотря на все страдания, выпавшие на его долю, В.А. Жуковский не озлобился. Он всегда приходил на помощь своим друзьям, был их добрым гением.Именно Василий Андреевич встал на защиту Пушкина в 1820 году, когда в опасности оказалась сама жизнь поэта: Пушкину за вольнолюбивые стихи грозила ссылка в Сибирь. Жуковский использовал всё своё влияние, чтобы ссылка в Сибирь была заменена ссылкой на юг России. Он же хлопочет о том, чтобы Пушкин вновь оказался в Петербурге. Цензура не пропускает в печать любимое дитя Пушкина, трагедию “Борис Годунов”, и тут на помощь опять приходит Жуковский. Получив известие о хроническом аневризме у Александра Сергеевича, Жуковский уговорил хирурга Мойера выехать в Псков и прооперировать больного.^ 1-й ведущий:Жуковский ввёл Пушкина в литературу, и он же принял последний вздох гениального поэта. Он рассказал нам о последних минутах жизни Пушкина, о невыносимых его страданиях. Так, 28 января Жуковский записал, что поэт стал упрямо отвергать предписания докторов, “будучи испуган своими муками и ожидая(зачёркнуто: жадно желая) смерти для их прекращения”. При прощании поэт каждому молча пожимал руку и делал знак выйти. Данзас, Жуковский и Даль поцеловали ему руку. Так простились учитель и ученик.Благодаря хлопотам Жуковского семья погибшего Пушкина получила материальную поддержку от царя. Как и при жизни Пушкина, Жуковский защищал его и после смерти, рискуя поссориться с Николаем I. Он был верен памяти рано ушедшего друга. Он был верен себе.(Звучит музыка “Реквием” Моцарта)^ Заключительное слово педагога:Можно очень много говорить о Василии Андреевиче Жуковском как о поэте и как о великом человеке.Он был воспитателем будущего царя-освободителя Александра П.На склоне лет сбылась мечта поэта о семейном счастье: он женился на дочери своего друга – художника Рейтерна – Елизавете.Умер В.А. Жуковский 12(24) апреля 1852 года в Баден-Бадене (Германия), похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.Учитель пережил своего ученика на 15 лет. Они шли в жизни и литературе разными, но пересекающимися путями. В.Г. Белинский заметил очень точно: “Без Жуковского мы не имели бы Пушкина”.Сегодня мы можем с уверенностью сказать: “стихов пленительная сладость” Василия Андреевича Жуковского прошла “веков завистливую даль”.! Это был великий поэт-романтик и высочайшей души человек, наставник, друг и ангел - хранитель Александра Сергеевича Пушкина.(Зажигает свечу и ставит к портрету Жуковского. Звучит музыка)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Джордж Гордон Байрон. Корсар
Реферат Звезды: их рождение, жизнь и смерть
Реферат Экономика отрасли (транспорт)
Реферат Рекреационная и туристская сеть Казахстана
Реферат Непредельные или ненасыщенные углеводороды ряда этилена алкены или олефины
Реферат Review Of The Autobiography Of Malcolm X
Реферат Развитие морской темы в повести К.М. Станюковича "Вокруг света на "Коршуне"" и романе Ф. Купера "Красный Корсар"
Реферат Выбор материала и расчет параметров обделок вертикальных стволов метрополитенов
Реферат Физические методы переработки сырья при производстве пищевых продуктов
Реферат Президент РФ его правовой статус
Реферат Проблемы ипотечного кредитования и возможные методы усиления его ро
Реферат Рекламная кампания 3
Реферат Анархизм в Европе в 1/2 XX века
Реферат Blind Mans Bluff Essay Research Paper Blind
Реферат Формирование коллегии присяжных заседателей