Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Тема любви в творчестве А.И. Куприна: опыт изучения в старших классах

Илья Хазанов
г. Курган 
Впрограмме по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой предлагаются следующие произведения А.И. Куприна для изучения в 11-м классе: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет» (по выбору учителя). При исследовании темы любви в творчестве А.И. Куприна мы рекомендуем остановиться на двух наиболее ярких его произведениях – рассказе «Гранатовый браслет» (1911) и повести «Олеся» (1898)с  оригинальной гуманистической трактовкой великого чувства. Программапредлагает  учителю обратить внимание на следующие моменты. «Гранатовыйбраслет»: смысл  спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любвиЖелткова; тема  неравенства в рассказе. «Олеся»: поэтическое изображениеприроды; богатство  духовного мира героини; трагическая судьба Олеси.
Урокипо творчеству Куприна целесообразнее провести сразу после изучения темы  любвив произведениях И.А. Бунина, сопоставляя личности художников и концепции  любвиобоих писателей. Учителю важно опереться на жизненные впечатления одиннадцатиклассников, подвигнуть к сопереживанию купринским героям. Уроки на «вечную» тему должны раскрыть философию любви в понимании А.И.Куприна. Без  вдохновения, без особого эмоционального настроя провести ихневозможно.  Первый урок учитель посвящает биографии и творческому путиписателя.
«Гранатовый браслет»
Дасвятится имя Твоё...
Этотрассказ – чистый вымысел или Куприн сумел найти в реальной жизни сюжет, отвечающий авторской идее?
Писательстарался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих  произведений. Воснову рассказа положены факты из семейной хроники князей  Туган-Барановских. Воктябре 1910 года Куприн сообщал об этом своему другу,  критику и историкулитературы Ф.Д. Батюшкову: «Это – помнишь? – печальная  история маленькоготелеграфного чиновника Желткова, который был так безнадёжно,  трогательно исамоотверженно влюблён в жену Любимова (Д.Н. теперь губернатор в Вильне)».
–Где происходит действие? Какие картины природы описывает автор, как они влияют на настроение княгини Веры Николаевны?
Действиепроисходит в морском курортном городе. Куприн показывает середину  августа,когда «вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря». Дождь, ураганный ветер, густой тумангонят  обитателей курорта, печально выглядят «оставленные дачи с ихвнезапным  простором, пустотой и оголённостью». Но к началу сентября«наступили тихие  безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, какихне было даже в июле».  Покой, наступивший в природе, передаётся и ВереНиколаевне: она «очень  радовалась наступившим прелестным дням, тишине,уединению».
–Как княгиня воспринимает день своих именин?  «По милым, отдалённымвоспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда  ожидала от негочего-то счастливо-чудесного».
–Как Вера Николаевна относится к мужу?  «Прежняя страстная любовь к мужудавно уже перешла в чувство прочной, верной,  истинной дружбы».  – Какхарактеризует княгиню её портрет?  С высокой гибкой фигурой, холодным и гордымлицом, она «была строго проста, со  всеми холодно и немного свысокалюбезна, независима и царственно спокойна».  – Будет ли она способна напылкую, страстную любовь?
Возможно,в юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное,  всепоглощающеечувство, недаром Куприн упоминает о прежней страстной любви к  мужу. Но«время лечит», в том числе и от пылких порывов. Теперь эта женщинауже  не пустит так просто кого-нибудь в свою душу. Куприн не осуждает героиню,только  констатирует изменения в её характере, происшедшие с течением времени.Да и кто  из нас с возрастом не утрачивает непосредственности и глубины чувств!Но есть  люди, для которых любовь в любом возрасте – святое и страстноеоткровение. Они  сумели сохранить свою душу для великой стихии. Встреча с ними–  счастливо-чудесный миг в жизни женщины.
–Какое событие нарушает спокойный ход именин? Прочитайте описание браслета. Что почувствовала княгиня, когда его увидела?
Вплохо отшлифованных гранатах перед огнём лампочки загораются «прелестные густо-красные живые огни». Браслет предвещает будущую трагедию.("«Точно кровь!»  – подумала с неожиданной тревогой Вера".)
–Что подумала Вера Николаевна, когда увидела письмо?
"«Ах,это – тот!» – с неудовольствием подумала Вера". Видимо, это далеко не первое письмо, которое получает княгиня от своего почитателя.
–Зачитайте письмо. Какие свойства имеет зелёный гранат? Какие чувства испытывает Г.С.Ж.?
Редкийсорт граната – зелёный – «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти». Заметим, что у Г.С.Ж. теперь нет талисмана – иничто  теперь не защитит несчастного влюблённого от гибели. Чувства Г.С.Ж.необычайно  возвышенны – «благоговение, вечное преклонение и рабскаяпреданность». Они  сродни чувствам Хвощинского – героя рассказа И.А.Бунина «Грамматика любви». «Я  умею теперь только желать ежеминутно Вамсчастья и радоваться, если Вы  счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели,на которой Вы сидите, паркету,  по которому Вы ходите, деревьям, которые Вымимоходом трогаете, прислуге, с  которой Вы говорите». Это жертвенная, вкакой-то мере даже безумная любовь.  Г.С.Ж. предан возлюбленной до смерти и«после смерти покорный слуга». Но он  несчастен, это подтверждает иВера: "… теперь не только этот несчастный будет  смешон, но и я вместе сним".
–Что входит в домашний юмористический альбом князя Шеина?
Вэтот альбом помещена история «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». Из иронического рассказа Василия Львовича мы узнаём, как Вера, не будучи ещё замужем, получила первое письмо «с целующимися голубками назаголовке» и  показала его родителям и жениху. Князь Шеин издевается надчувствами Г.С.Ж. Для  Шеина настоящая любовь ничего не значит, она – уделсумасшедших. И снова в  рассказе князя – упоминание о смерти влюблённого...
–Какова история генерала Аносова и почему она даётся так подробно? В чём драма этого человека?
Аносовзнает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. «Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Даи  в моё время не видел». Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. Уженщин –  «желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной… Ктому же потребность  материнства, и чтобы начать вить своё гнездо». Умужчин другие мотивы –  «усталость от холостой жизни, от беспорядка вкомнатах… от долгов, от  бесцеремонных товарищей… Чувствуешь, что семьёйжить выгоднее, здоровее и  экономнее… думаешь: вот пойдут детишки, – я-тоумру, а часть меня всё-таки  останется на свете… бывают иногда и мысли оприданом». Как мы видим, мотивы  вступления в брак людей, живших в началеXX века, мало отличаются от устремлений  наших современников… Устами своегогероя Куприн восклицает: «А где же  любовь-то? Любовь бескорыстная,самоотверженная, не ждущая награды? Та, про  которую сказано – «сильна, каксмерть»?.. Такая любовь, для которой совершить  любой подвиг, отдать жизнь,пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость».  По мнению писателя,«любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!  Никакиежизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». Такую любовь Куприн пытался найти в реальной жизни и воспевал в своём рассказе. Писатель уверен, что «почти каждая женщина способна в любви на самыйвысокий  героизм… Для неё… любовь заключает весь смысл жизни – всювселенную. Но  вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такиепошлые формы и  снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленькогоразвлечения.  Виноваты мужчины… неспособные к сильным желаниям, к героическимпоступкам, к  нежности и обожанию перед любовью». Каждая женщина мечтает олюбви «единой,  всепрощающей, на всё готовой, скромной исамоотверженной». Таков идеал любви по  Куприну. Но достичь идеала трудно,практически невозможно. Если любви нет,  женщины мстят. Мстят себе и другим.
Какглубоки и верны мысли автора о любви! Как тонко понимает он её природу! Рассказ «Гранатовый браслет» – это учебник жизни, источник мудрости и нравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всейполноте.  Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнует людейво все  времена...
КнязьШеин и брат княгини решают найти Желткова и вернуть ему браслет, дабы сохранить доброе имя Веры и её мужа. Облик телеграфиста необычен: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине». Он очень взволнован, глядит на Василия Львовича умоляющими глазами. Семь лет «безнадёжной и вежливой любви»прошли, но  заглушить чувство нельзя. Желтков видит единственный выход –смерть. «Громадная  трагедия души» разрешается самоубийством.
–О чём думает Вера, узнав о гибели Желткова?
Онапредчувствовала трагический исход. Что это было – любовь или сумасшествие?
–Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? Кажется ли он уже изначально мёртвым человеком?
Желтковпризнаёт, что «неудобным клином врезался» в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он – мёртвый человек.
–Какова судьба гранатового браслета? Что чувствует княгиня при последнем свидании с Желтковым?
Несчастныйвлюблённый просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.  Губымёртвого героя «улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». И Вера поняла, что «та любовь, о котороймечтает каждая  женщина, прошла мимо неё». Желтков уже после смертиполучает высшую награду:  Вера «поцеловала его в холодный, влажный лоб долгимдружеским поцелуем». И  всё-таки дружеским поцелуем! Нет, даже послесамопожертвования Желткова княгиня  не полюбила своего почитателя. Сердцу неприкажешь...
–Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? Какие чувства навевает она княгине?
Соната№ 2 Бетховена – «исключительное, единственное по глубинепроизведение».  (Если есть возможность, желательно дать прослушатьученикам отрывок из этого  сочинения.) Музыка удивительно гармонирует спереживаниями Веры, в душе которой  звучат слова: «Да святится имяТвоё». В этих нежных звуках – жизнь, которая  «покорно и радостнообрекла себя на мучения, страдания и смерть». Последние  воспоминаниявлюблённого овеяны сладкой грустью. «Успокойся, я с тобой. Подумай  обомне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь?» Мгновение счастья для Желткова становится вечностью.
–Простил ли Желтков княгиню?
Верачувствует, что влюблённый простил её. Не мог не простить, ибо в скорбный  часрасставания, на пороге смерти, всё-таки пел славу своей богине.
–А вы бы простили человека, которого страстно любили и который не ответил вам взаимностью?
–Какой видит писатель истинную любовь?
Истиннаялюбовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и злобы.
«Олеся»
Купринлюбил «Олесю», хотя видел недостатки повести и соглашался с А.П. Чеховым, находившим её «юношески-сентиментальной и романтической вещью».Куприн  признавался жене: "… прав и Антон Павлович, который считает этувещь слабой и  указывал мне, что загадочное прошлое старухи колдуньи итаинственное  происхождение Олеси – приём бульварного романа". Именнопоэтому писатель не  включил «Олесю» в свой первый большой сборник –«Рассказы», изданный в 1903  году. Однако несколько лет спустя Куприн навопрос, какой из своих рассказов он  считает лучшим, ответил: «Их два:«Олеся» и «Река жизни». Здесь жизнь, свежесть,  борьба со старым, отжившим,порывы к новому, лучшему. В этих двух рассказах  больше, чем в других моихрассказах, моей души». М.Горький хвалил эту повесть и  сожалел, что она невошла в сборник «Рассказы». «Эта вещь нравится мне тем, –  говорил он, –что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы  писали еётеперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы  уже небыло». Удивительным обаянием обладает это произведение, и прежде всего загадочен, притягателен образ главной героини. В повести запечатлена душа писателя, задача читателя – постичь её.
–С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухуюдеревушку  Волынской губернии?
«Полесье…глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, –  размышляетгерой, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями,  своеобразнымязыком… и уж, наверно, какое множество поэтических легенд,  преданий ипесен!» Всё это так привлекательно для начинающего писателя! Но в деревне, кроме охоты, нечем заняться. Иван Тимофеевич не может сойтись сместной  «интеллигенцией» в лице ксендза, урядника и конторщика, неудаётся установить  контакт и с крестьянами.
–Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского «барина»?
ИванТимофеевич узнаёт о существовании ведьмы. «Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома… настоящая, живая, полесская ведьма!» Этамысль  сразу взволновала и заинтересовала его. «Паныч» решаетпосетить дом загадочной  ведьмы.
–Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?
Домеё находится в труднодоступном месте – за болотом: «Это даже была не хата,а  именно сказочная избушка на курьих ножках». Хозяйка дома – старуха,сидящая на  полу около печи. «Все черты бабы-яги, как её изображаетнародный эпос, были  налицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу вострый, длинный, дряблый  подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом;провалившийся беззубый  рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то;выцветшие, когда-то голубые  глаза, холодные, круглые, выпуклые, с оченькороткими красными веками, глядели,  точно глаза невиданной зловещейптицы». Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но  внезапно слышится свежий,звонкий женский голос и на пороге появляется самая  загадочная героиня повести– Олеся.
–Чем привлекателен портрет Олеси?
ИванТимофеевич невольно залюбовался ею: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белаярубаха  свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальнуюкрасоту её  лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, дажепривыкнув к  нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших,блестящих, тёмных  глазах, которым тонкие, надломленные посредине бровипридавали неуловимый  оттенок лукавства, властности и наивности; всмугло-розовом тоне кожи, в  своевольном изгибе губ, из которых нижняя,несколько более полная, выдавалась  вперёд с решительным и капризнымвидом».
Портретдевушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё этонеуловимо,  необычно, волнующе.
–Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?
Простыелюди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.
–Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)
Вдушу Ивана Тимофеевича «вливалась… поэтическая грусть». Образ Олесине  покидал его. «Мне нравилось… беспрестанно вызывать в своёмвоображении её то  суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, еёмолодое тело, выросшее в  приволье старого бора так же стройно и так же могуче,как растут молодые ёлочки,  её свежий голос, с неожиданными низкими бархатныминотками». В облике Олеси, в  её движениях и словах герою видится что-тоблагородное, «какая-то врождённая  изящная умеренность». Как не хватаетэтой умеренности городским жителям!  Оказывается, настоящее благородствоприсуще не обязательно выходцам из богатых,  образованных слоёв общества, но ив глуши Полесья может вырасти красивая,  гордая, таинственная девушка.Зарождается чувство, ещё не осознанное, но  глубокое, сильное и чистое.
–Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?
ИванТимофеевич – человек хотя и добрый, но слабый, «слову своему негосподин».  Деньгами не дорожит, копить не умеет. Гадание обещает ему любовьсо стороны  какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся. Самой же дамевыходит долгая  печаль и большое несчастье. Легко догадаться, что трефовая дамаи есть Олеся.  Предсказание сбылось в точности.
–Каким чудесным даром обладает Олеся?
Полицу она может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.
–Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)
Впроцессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. «О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но бытьвместе  для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когданаши  взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялисьглаза  Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске». ИванТимофеевич  очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной,свободной  натурой, ясным, детски невинным умом.
–Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)
Олесеи её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: «В её обращении со мною не осталось и следапрежней  доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в котором так милосмешивалось  кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. Внашем разговоре  появилась какая-то непреодолимая неловкаяпринуждённость». Иван Тимофеевич  удивлён: «Откуда, в самом деле,могла явиться у простой, выросшей среди леса  девушки такая чрезмернощепетильная гордость?» Куприн прослеживает этапы  развития чувства:сначала интерес к необычному облику, натуре, затем тяга к  общению, наконец,период «смутных, томительно грустных ощущений». Сердце героя «привязано тонкими, крепкими, незримыми нитями» к очаровательнойдевушке:  "… все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существостремилось к ней,  каждое воспоминание… сжимало с тихой и сладкой болью моёсердце".
–Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Основнаямысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города  можно найтичеловека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении  сприродой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
–Что несёт с собой болезнь героя?
Онанесёт разлуку. Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней». Олеся счастлива, на еёлице  «в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг,тревога и  нежная, сияющая улыбка любви». Иван Тимофеевич испытывает«чистый, полный,  всепоглощающий восторг». В глазах Олеси он видитволнение встречи и горячее  признание в любви.
–Кто первым признаётся в любви и какое предчувствие сопутствует объяснению?
Первойсвоё чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги,  предчувствиеблизкой беды не покидает обоих.
–Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви». Какиечувства  испытывает Иван Тимофеевич? (гл. XI)
Выросшаясреди леса, не умеющая даже читать девушка «во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождённый такт».«Спокойная,  здоровая, чувственная» любовь порождает мысль оженитьбе. Но героя пугает то,  что Олеся, став его женой, будет исторгнута изродной среды. Олеся же боится,  что однажды надоест любимому. К тому же силён веё душе и суеверный страх перед  церковью.
–На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?
Олесяпреодолела свой страх и пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх крестьян, от которых ей чудом удалось ускользнуть. В отчаянии Олеся погрозила толпе и теперь вынуждена уехать, поскольку первое же происшествие в селе будет приписано её чарам. На память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых красныхбус,  которые (как и гранатовый браслет в одноимённом произведении) будутвечно  напоминать о нежной, великодушной любви.
–В чём драма этой любви?
Этокрасивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но слишком много внешних препятствий для счастья. Влюблённых ждут разлука и печаль.
Купринищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» и «Олеся» – гимны женской красоте и любви, гимны женщине, духовно чистой и мудрой, гимны возвышенномупервозданному  чувству. Вечная тема любви всегда волновала и будет волноватьсердца людей, но  тайны её способны разгадать немногие. Среди них –замечательный русский писатель  Александр Иванович Куприн, произведениякоторого несут в себе не только тихую  грусть, но и веру в духовноесовершенство человека.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.repetitor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система управления и контроль качества продукции на ОАО Гродненский мясокомбинат
Реферат Система внебюджетных фондов назначение источники и механизм действия
Реферат Система показателей и методика финансового анализа
Реферат Система тестов по оценке финансовой устойчивости
Реферат Исследование рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе ВУЗа
Реферат Россия в 90-е годы ХХ-го века
Реферат Сибирь - Китай рынок и леса
Реферат Интернет-технологии в учебном процессе
Реферат Система управления регионом на примере Ростовской области
Реферат Система національних розрахунків
Реферат Мераб Мамардашвили
Реферат Содержание анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия
Реферат Современные структурные сдвиги в мировой торговле
Реферат «История государства Российского...» А.К.Толстого
Реферат Социально экономические проблемы безработицы 2