Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Становление и развитие древнерусского воспитания и образования и педагогического сознания. Киевский период

Меньшиков В. М.
Воспитаниеи образование России представляют сложное, исторически развивающееся явление.Историю образования в России принято отсчитывать от даты принятия христианства.Однако предпосылки для его появления сложились на Руси гораздо раньше, впредшествовавшие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обособлениеремесленного труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затемукрепленных городов; формирование первых государств, появление специальныхвоенных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейнымотношениям – все эти перемены привели к усложнению процесса воспитания, появлениюего новых форм.
Воспитаниеземледельцев и ремесленников осуществлялось в основном в семьях посредствомучастия в трудовом процессе. Если ребенок из иной семьи должен был освоитьпрофессию ремесленника, то он переходил жить в семью ремесленника.
Вэтот период складывается специальное воспитание воинов, которое начиналось сдвенадцати лет в военных поселениях.
Достаточносложным было воспитание жрецов, поскольку они должны были владеть большимобъемом знаний о духовном мире, природе, человеке. Вполне возможно, что онивладели рунической письменностью («русскими письменами»), получившей название«черт и резов», и не исключено, что они владели глаголицей, если этот алфавитбыл создан не Кириллом и Мефодием, и вместе с тем ими были созданы определенныесистемы образования и воспитания.
СVII в. на основе греческого алфавита начинает складываться славянскаяписьменность, получившая название протокириллицы. Во второй половине IX в.Кирилл и Мефодий создают славянскую письменность и переводят на славянский языксвященные и богослужебные книги. Их миссионерская деятельность и деятельностьих последователей способствовала широкой христианизации славянского населения.Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры. И, видимо, еще доофициального принятия христианства кириллица стала основным алфавитом Руси, вытеснивдругие алфавиты, в том числе и первоначальные славянские письмена. И в то жевремя глаголица еще долго сохранялась на Руси. Христианизация Русиспособствовала появлению тех или иных форм образования еще до официальногопринятия ею христианства.
Принятиехристианства в 988 г. стало точкой отсчета коренных изменений всех сторон жизниДревней Руси, в том числе воспитания и образования. Благодаря принятиюхристианства, Русь включалась в культурный мир наиболее передовых государствэтого времени и прошлого: «Сложение своей системы письма и достаточно гибкого иразвитого древнерусского литературного языка предоставили Руси возможностьполучить из Византии и других стран Центральной и Западной Европы, а такжеБалканского полуострова и Ближнего Востока огромную сумму информации поразличным областям знаний раннего средневековья – богословию, натурфилософии, космогонии,зоологии, астрономии, истории (хронографы), праву, этнографии. Через культуруВизантии Русь приобщалась к вечно живому источнику цивилизации Эллады иДревнего Рима».
Однакоуже в первые десятилетия Русь не только смогла освоить эти духовные богатствачеловечества, но и создать свои собственные творения, и поныне поражающие своимсовершенством. Б.В. Сапунов пишет: «Если рассматривать русскую культуру XI в.во всем ее объеме, и особенно духовную культуру, то невольно возникает чувствоглубокого удивления и восхищения перед темпами и широтой ее распространения. Закакие-нибудь 50 – 70 лет после крещения Руси страна смогла выдвинуть целуюплеяду блестящих писателей, философов».
Спринятием христианства коренные перемены произошли во всем строе русскоговоспитания, появились его новые формы.
Сэтого периода ведущим видом воспитания во всем обществе, каждом сословии всеболее становится религиозно-христианское воспитание.
Государственноевоспитание обрело более определенные черты. Оно было направлено на формированиеединства русского народа, защиты своего государства и т.д. Самые существенныеперемены произошли в семейном воспитании. Православная церковь стала утверждатьв русских людях идеал христианской семьи и семейного воспитания, построенногона христианских заповедях. Благодаря христианству стали меняться отношения всемьях. Уже при Ярославе отношения между супругами, между родителями и детьминачинают регулироваться законом.
Принятиехристианства имело огромное значение для развития образования. Даже если доофициального принятия христианства у славян и существовали школы, то спринятием христианства они кардинально изменились во всех своих компонентах:целях, содержании, методах, отношениях между учителями и учениками.
Образованиев это время складывается в определенную систему, которая включает в себяначальные школы («ученье грамоте»); школы, дающие более высокий уровеньобразования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы,«училища».
Начальныешколы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастераграмоты, которые обучают вне церкви.
Первоначальноесодержание обучения включало в себя чтение: Часослов, Псалтырь, Апостол, некоторыепроизведения древнерусской литературы, чаще всего, может быть даже во всехшколах, «Житие Бориса и Глеба»; письмо: вначале по образцам учились писать нанавощенных дощечках (церах), затем на бересте; счет: обучение «счислению шлопри помощи суставов (изгибов) пальцев с учетом возможности концом большогопальца прикоснуться при счете к каждому из 12 суглубовостальных четырехпальцев. Суставам на других пальцах приписывалось значение совокупности(дюжины)»]; пению – «пение составляло излюбленное занятие наших предков, именноцерковное, оно входило в курс нашей древней школы», а обучение пениюосуществлялось с голоса.
Вцелом же и содержание, и методика первоначального обучения соответствовалианалогичным образцам Византии и государств Западной Европы. Но были и своиотличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детямцерковно-славянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает рядисследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к ученикам.
Помимо« учения грамоте», существовало и «учение», дающее более высокое образование, –«книжное учение». По-видимому, основная масса городских образованных людей исвященников готовилась именно в этих школах. Если предположить, чтодеятельность священников, служащих, переписчиков книг требовала более высокогообразования, нежели простое знание грамоты, то можно утверждать, что такиешколы существовали во многих городах Древней Руси.
Вшколах «книжного учения» главным предметом обучения была грамматика, здесьучили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи. Основным пособиембыла «Книга осмочастная». «Методика преподавания состояла в том, что учительчитал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась втом, чтобы обнаружить скрытый аллегорический, символический его смысл».
Неменьшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красивоговорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям. Кроме того,риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по трактату ГеоргияХировску «О образах».
Изавершалось обучение знакомством с диалектикой или философией, которые былисвязаны с богословием, толкованием Священного писания. Обучение шло по книгеИоанна Дамаскина «Источник знаний».
Кромеэтих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборникипоучений, например, «Пчела»; право – «Правда Русская»; история – «Повестьвременных лет», литературные произведения и т.д.
Вэтих школах учили иностранным языкам – прежде всего древнегреческому, латинскому.Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другиеязыки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.
Вполневозможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке. В этомотношении большое значение имеет работа Р.А. Симонова, которому удалось, можетбыть, пока только отчасти, реконструировать общее содержание математическойкультуры Древней Руси, не уступающей культуре наиболее развитых государств тоговремени, и методику обучения арифметическим расчетам с помощью абака. Он пишет:«Если допустить, что Кирик использовал абак, то проблема «второй грамотности»на Руси, по крайней мере, персонифицируется. Можно утверждать, что Кирик нетолько продукт средневековой компьютеризации, но и первый известный по именипедагог, разрабатывавший методические принципы использования вычислительнойтехники в научных (для своей эпохи) вопросах времясчисления. Можно полагать, чтоблагодаря использованию абака Кирик достиг результатов, которые являютсявершиной интеллектуального подъема на Руси XII в.».
Наконец,серьезно обосновано мнение Б.В. Сапунова о том, что при Софийском Соборе вовремена Ярослава Мудрого существовала академия. Он пишет: «Система культурногостроительства в первой половине XI в. была бы не законченной, если бы она невключала высшее звено – средневековую академию… Ярослав Мудрый учредил приСофийском Соборе особую переводческую коллегию и скрипторий, где работалирусские и греки. Плоды их деятельности в более поздних списках сохранились донаших дней. Кроме переводческой деятельности в этой академии велись летописи, составлялисьораторские произведения, жития святых и князей. Можно предположить, чтоакадемия, сложившаяся при великокняжеском дворе в Киеве, функционировала какнекая более или менее организованная структура, обладавшая квалифицированнымикадрами, способными решать поставленные перед ними сложные задачи».
Вакадемии, кроме этих знаний, если не изучали, то в любом случае при переводекниг получали «сведения по всемирной истории, космогонии, философии, филологии,этике, географии, математике, медицине».
Видимо,высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего вКиево-Печерском. Это «знаменитая обитель, ставшая уже в XI веке центромлетописания и книжности, просвещения, своеобразной Академией и УниверситетомДревней Руси. Распространение печерских монастырей на Руси от Пскова до НижнегоНовгорода – не случайность, а закономерное следствие авторитета первой печерскойобители в Киеве». Здесь получали не только высшее богословское образование, («вКиево-Печерском монастыре образование в рамках богословской программыподымалось до уровня высших духовных учебных заведений Византии», поэтому измонастыря только за XI – XII вв. вышло более 50 епископов, а до середины XIIIв. – более 80), но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев(историков).
Крометого в этот период просветительскую деятельность осуществляли библиотеки.«Крупные библиотеки, сложившиеся при академии Ярослава Мудрого в стенахКиево-Печерского монастыря, Новгородского Софийского собора и в других крупныхмонастырях, соборах, княжеских резиденциях, были базой относительно широкойпросветительской и школьной деятельности».
СXI в. начинается обучение грамоте женщин. Образование давали как дома, так и вмонастырях, по мере их открытия. Наибольшей известностью пользуется школаЕфросиньи Полоцкой. Девочек учили чтению, письму, счету, пению, а такжерукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей большойобразованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию.
Сэтого же времени на Руси стали появляться первые дома для сирот-малюток –«божедомки».
ВXI в. сложилось определенное, достаточно сложное и устойчивое содержаниеобразования, предназначенное для каждой ступени школы. Основу содержанияобразования древнерусской школы составлял церковно-славянский язык, близкийдревнерусскому, поскольку православную веру Русь приняла на церковно-славянскомязыке; тексты религиозной, художественной и другой литературы. Содержаниеобразования характеризует литературно-художественная направленность всегопроцесса обучения; тесная связь народной и православной культуры (народнаякультура входит во все жанры литературы от проповеди до художественныхпроизведений). Основы содержания образования, выработанные в начале
XIв., просуществовали в российской школе едва ли не до XVIII в.
Вэтот же период начинают складываться соответствующие образовательные технологии,отчасти аналогичные европейским (буквослагательный метод обучения чтению, «ручнойсчет», индивидуально-групповая форма обучения), и свои, особенные, объясняющиесятем, что обучение шло на близком церковно-славянском языке. Обучение отличалосьмягкостью – учителя относились к ученикам с любовью, по-отечески.
Основнойформой обучения, как и в западноевропейской школе, были индивидуально-групповыезанятия. «Изложение и истолкование содержания учебного материала осуществлялосьтремя методами: экзегетическим, художественным и научным… Особое местоотводилось «прениям» и «состязаниям», которые считались высшей формойпроявления знаний».
Такимобразом, в сравнительно короткий срок Русь добилась не только значительныхуспехов в развитии многих сфер культуры, но и стала высокообразованной (помасштабам того времени) страной, в которой сложилась в определенной мерецелостная система образования. Такие объемы культурного строительствабезусловно требовали сознательной и долговременной государственной политики.«Для осуществления столь грандиозного мероприятия в столь сжатые сроки нужнабыла единая общегосударственная политика в вопросах планирования и проведения вжизнь более или менее последовательной программы развития просвещения…Конечно, не следует модернизировать события и приписывать государственнымдеятелям конца Х – начала XI в. современные стандарты. Автор никоим образом несобирается утверждать, что у Владимира I Святославича и Ярослава Мудрого быладетально разработанная и как-то письменно оформленная программа действий. Но тообстоятельство, что культурное строительство проходило последовательно исистематически, – вне всякого сомнения».
Впринципе, это утверждение не должно казаться неправдоподобным, если вспомнитьэпоху Каролингского Возрождения, когда благодаря деятельности Карла и Алкуинаобразование получило устойчивое и даже динамическое развитие. Аналогичныепричины – политические и религиозные (государству и церкви требовалисьобразованные и высокообразованные люди) – вызвали широкое развитие русскогообразования в первой половине XI в.
Распадединого централизованного Киевского государства не остановил процесса развитияи расширения образования. XII – первая половина XIII в. характеризуютсяследующими тенденциями:
а)распространением киевских и новгородских школьных традиций на ближние и дальниегорода;
б)усилением заботы купеческих и ремесленных объединений о школах грамоты;
в)возникновением в центрах княжеств школ «повышенного типа».
Потребностьв последних была, поскольку именно из них выходили люди, чья деятельностьтребовала более высокого образования: переводчики, деятели литературы, искусства,права. В этой связи достаточно истинным выглядит предположение С.Д. Бабишина, сделанноеим на основе многих источников «о существовании школ в 87 древнерусских городах,а не 4–5, как это утверждается в учебниках по истории педагогики. Полученныеданные имеют серьезный недостаток, так как они не позволяют установитьколичество школ в том или ином городе, например в Новгороде, Киеве, Смоленске, гдеони, видимо, исчислялись десятками, лишают возможности представить полнуюкартину сети школ ХI – первой половины XIII вв., хотя вполне позволяют сделатьпервый шаг в этом направлении».
Вцелом же, функционирование всех типов школ, всех форм обучения позволяло иметьдостаточно большое количество образованных людей в это время. Так, Б.В. Сапуновполагает, что можно «определить нижнюю границу прослойки грамотных людей вНовгороде XII – начале ХIII: не менее 5 % от всего населения или не менее 10 %от населения взрослого. Верхнюю границу пока установить затруднительно. Такойже процент грамотных людей должен был существовать и в других наиболее крупныхгородах Древней Руси».
Тяжелейшиепоследствия для русского образования и воспитания имело монгольское нашествие.Резко сократилось число школ, исчезли государственные школы. Произошло падениедуховного и нравственного уровня.
Болеевысокий уровень образования и культуры в это время был в Новгороде. Во-первых, потомучто он имел политическую свободу, сохранял прежние формы культуры иобразования; во-вторых, потому что был торговым городом-республикой, и этотребовало определенного уровня образования.
Педагогическоесознание этого периода представлено двумя формами: народным и нормативным.
Высказанноеранее замечание о недопустимости сведения педагогического сознания только к еготеоретической форме и необходимости изучения других форм педагогическогосознания, относится и к русскому педагогическому сознанию, поскольку почти всеего исследования, в том числе и в истории педагогики, сводятся к изучению идейпедагогов-теоретиков. Поэтому в его изучении не представлена должным образомистория народного и нормативного педагогического сознания. Во многом этосвязано с запретом на изучение православной педагогической мысли в ее разных формах,в том числе и теоретической. Например, только в учебнике истории педагогики подредакцией А.И. Пискунова представлены педагогические идеи славянофилов, но неттам анализа педагогических взглядов Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского. И нетправославных мыслителей, по крайней мере, последним из них упоминается ФеофанПрокопович. И, разумеется, даже в этом учебнике нет таких мыслителей и«воспитателей» русского народа, как Сергий Радонежский, Димитрий Ростовский, ТихонЗадонский, Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, МитрополитФиларет (Дроздов), Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский и др. А между тем ихзаслуги перед русским воспитанием и педагогикой отнюдь не ниже, чемпредставленных в учебнике педагогов и общественных деятелей.
Народноепедагогическое сознание отразило в себе систему представлений о воспитаниичеловека от рождения до совершеннолетия. Оно сформировало цели-образы, цели-идеиэтого воспитания, выработало содержание – от эстетического (громадный детскийфольклор) до трудового; формы и методы воспитания и включения ребенка всоциальную жизнь. При этом народное педагогическое сознание решило много важныхпроблем воспитания. Достаточно сказать, что проблема содержания образования, соответствующегодетскому возрасту, в педагогике была поставлена только в эпоху Возрождения, нозадолго до того она была уже решена в народной педагогике.
Представлениео человеке в русском народном педагогическом сознании складывается на основеправославия. Человек в этой системе видения представляется существом не толькофизическим, но, прежде всего, духовным. И это православное видение человекабыло определяющим и в понимании его формирования и воспитания. Это видениепросуществовало на протяжении тысячелетия и было основанием жизни русского человека.Но ослабевать стало только в последние десятилетия.
Целевойкомпонент русского народного педагогического сознания носит достаточно сложныйиерархический характер. На протяжении веков этот иерархизм задавался системойдуховных православных ценностей, которые определяют ценности нравственного, трудового,умственного, эстетического воспитания. После ХVIII века, и особенно послереволюции 1917 года, эта иерархия стала стремительно разрушаться.
Соответственноэтим понятиям осмысливалось содержание и технологии народного воспитания.
Принятиехристианства способствовало формированию нормативного педагогического сознания.Русское нормативное педагогическое сознание – это уникальное и практически неосмысленное в нашей педагогике явление, представленное десятками дошедших донас творений, хотя, к сожалению, до сих пор практически все богатство этойлитературы в нашей педагогике сводится к двум произведениям – «Поучению»Владимира Мономаха и «Домострою». Поэтому укажем хотя бы основные направленияэтой литературы.
Богословскоенаправление. Принятие христианства имело для Руси бесконечно более важноезначение, чем только принятие религии. Православие для Руси стало имировоззрением, и идеологией, и философией, и педагогикой. Поэтому всебогословские труды несли в себе педагогическое содержание. Сохранилось большоеколичество древнерусских проповедей, начиная со «Слова о Законе и Благодати», несущихв себе уникальное и до сих пор жизненное педагогическое значение.Педагогическое содержание несут произведения религиозной литературы.
Любимымчтением на Руси были жития святых. Сюда входит большое число литературныхпроизведений, начиная с «Жития Феодосия Печерского» и «Сказания о святыхмучениках Борисе и Глебе». Среди этой литературы надо указать на такие шедевры,как «Житие Александра Невского» и творения Епифания Премудрого «Житие СергияРадонежского» и «Житие Дмитрия Донского». В XVI Митрополит Макарий пишет«Великие Минеи Устьи». В 20-е гг. XIII в. создается Киево-Печерский патерик, азатем – другие патерики. (Эта традиция продолжается вплоть до XX века. Так, вXX веке появился замечательный Глинский патерик.
Летописи.Начиная с «Повести временных лет» и кончая «Хронографами», все они также несутв себе нравственно-воспитательное содержание, и более того нравственный смысл.Нравственное содержание является определяющей идеей этих исторических творений.
Художественнаялитература. Воспитательная направленность практически всех художественныхпроизведений Древней Руси очевидна. Достаточно указать только на такие шедевры,как «Слово о полку Игореве» или «Повесть о Куликовской битве». Поэтому многиеисследователи древнерусской литературы указывают на ее педагогическоесодержание как на существенную черту.
Дидактическиесборники. Наиболее известны «Изборник» 1076 г., многочисленные сборники «Пчела», содержащие нравственные наставления, «Златоструй», «Златоусты» – поучения, произносимыев церквях, «Измарагды» – поучения для домашнего чтения, рассказы из ВетхогоЗавета, «Мудрость Менандра» – сборник пословиц и наставлений.
Поученияможно назвать, собственно, и специальной педагогической литературой, потому чтоони не только по содержанию, но и по форме представляют собой педагогическиетворения.
Известныпоучения Владимира Мономаха, Серафима Владимирского. Наибольший вклад вразвитие нормативного педагогического сознания внесли митрополит Иларион, ФеодосийПечерский, Владимир Мономах и др.
МитрополитИларион (XI в.). Его по праву можно считать основоположником древнерусскойидеологии и философии, русского нормативного педагогического сознания. Егоглавный труд – «Слово о Законе и Благодати», в котором заложены духовные иконцептуальные основы развития русского народа и государства, русской культурыи воспитания. В. Я. Дерягин пишет: «До нас дошло более пятидесяти списков«Слова» Илариона – русских и южнославянских. Это означает, что проповедь читалии переписывали на протяжении шести с половиной веков».
Вэтом произведении, во-первых, утверждается новозаветная идеология жизни русскогонарода и его государства, а это значит, что на первое место в жизни обществастановится любовь, а не закон, приоритет нравственного, а не юридическогоначала. Этот момент имеет колоссальное значение для понимания всей жизнидревнерусского государства, так как до сих пор бытует мнение, что Древняя Русьжила по Ветхому закону, а это не дает возможности адекватно понять историю Русиэтого периода; во-вторых, обосновывается право на самостоятельность Русскогогосударства и церкви; в-третьих, здесь формируется система взаимоотношенийгосударства и церкви, получившая название симфонии. О некоторых аспектах этогоявления В.Я. Дерягин пишет: «Несомненным благим делом Илариона и князя Ярослава,духовником которого был Иларион, надо считать установление на Руси совершенноособого отношения светской и духовной власти: на Руси Церковь не подчиняласьполностью государю, как патриархия подчинялась императору в Царьграде, и несоперничала со светской властью, как папская церковь в Западной Европе.Православная церковь на Руси стала вассалом и духовником государстваодновременно. Как был духовником и соратником Ярослава Иларион, так сталвпоследствии вдохновителем победы Дмитрия Ивановича Преподобный Сергий. Длявеликих государственных мужей Руси, во все времена переступавших сакральное, наставникамии соратниками делались те лучшие представители церкви, у которых христианское инародное не существовало отдельно, но было слито в идею, обретшую со временемимя – Святая Русь. И в XVI–XVII вв., особенно в Смутное время, эта идеявоплотилась в деятельности первых русских патриархов. Она же воплощена втипично русском явлении – соборности, истоки которого, судя по «Слову» Илариона,мы видим в деятельности Владимира». В-четвертых, провозглашаются любовь, добротав отношениях между людьми и к людям, воплощенным образом такого человекапредстает в «Слове» князь Владимир Великий; в-пятых, закладываются идеи ипринципы развития многих областей культуры и литературы; в-шестых, утверждаетсяновозаветная философия воспитания и одобряется высокая образованность русскихлюдей – «ведь не к несведущим пишем, но к преизобильно насытившимся сладостьюкнижной».
ФеодосийПечерский (XI в.). Своими проповедями и примером своей жизни служил развитиюправославного и нравственного воспитания, обоснованию приоритетадуховно-нравственных ценностей в жизни государства и человека. Во многомблагодаря его деятельности Киево-Печерский монастырь стал центром духовнойжизни Древней Руси, ее культуры и просвещения.
ВладимирМономах. В историю вошел как выдающийся государственный деятель и мудрыйправитель. Для педагогики наиболее значимо его «Поучение», в котором онобосновал идеал христианской жизни человека, его воспитания.
Характеризуятруды древнерусской педагогики в целом, можно сказать, что русское нормативноепедагогическое сознание выработало свою особую систему идей и взглядов навоспитание, выделив его приоритетные ценности, обосновало его содержание иметоды.
Отличительнойчертой российского педагогического нормативного сознания является пониманиечеловека не как изолированного, автономного, замкнутого в себе существа, извнутренних потенций которого выводятся законы его воспитания, как это имеетместо в гуманистической, а еще более в педагогике Просвещения, но как существа,включенного в систему многих отношений, в которой он только и может бытьчеловеком.
Важнейшимихарактеризующими чертами российского педагогического сознания являютсяследующие отношения и идеи-требования: отношение к Богу и требование жить вБоге – это основа основ всей русской жизни; отношение к земле русской, обостренноечувство ее и готовность отдать жизнь ради ее сохранения (в этом смысле русскиепоучения решительно расходятся с поучениями многих цивилизаций. Так, если вбольшинстве поучений средневекового арабского мира основной идеей являетсядостижение и удержание личной власти, то для русского сознания характернадругая идея: пусть я погибну и имя мое никто не узнает – только бы стояла землярусская.); отношение к государству российскому и требование его сохранения изащиты – это требование воплощено в личностях многих русских князей; отношениек семье как высшему нравственному началу – требования сохранения и упрочения ее(увы, часто люди любят писать о темных сторонах русской семьи, но забывают о ееподлинной, светлой сущности, которую составляет «какая-то особенная теплота, задушевность,сердечность отношений, не допускающая мысли об эгоистической отдельности одноголица от другого» (К.Д. Ушинский)); отношение к другим как к близким людям, воплощенноев таких понятиях, как братство и братолюбие, соборность, причем личность здесьне только не подавляется, но максимально развивается, как сказал В.О.Ключевский о педагогической деятельности Сергия Радонежского: «Под еговоспитательным руководством лица не обезличивались, личностные свойства нестирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил всостав сложного и стройного целого»; отношение к труду как высшему мерилунравственности человека: человек нетрудящийся достоин презрения, кем бы он нибыл; отношение к собственности: человек, который за собственностью забывал овысших духовных ценностях, считался пропащим человеком, потому что не помнил ине боялся ни Бога, ни людей.
Следовательно,русское нормативное педагогическое сознание – это сложнейшее и уникальнейшееявление. Само развитие его в Древней Руси можно объяснить развитием высочайшейдуховной культуры православия. Это делает понятным само рождение и расцветвысокого дидактизма всех без исключения форм литературы от юридической дохудожественной, направленных на утверждение высших духовно-нравственныхценностей в жизни общества, государства, отдельных сословий, отдельногочеловека. При этом русская литература открыта к лучшим достижениям мировогогения, и в то же время она никогда не теряет своей самобытности.
Вместес тем нормативное педагогическое сознание органически связано с народнымпедагогическим сознанием. Эта связь, даже единство, рассматривается и в общемсодержании, и в общих идеях, и в общих образах, даже в общем миропонимании, мировоззрении.Русское нормативное педагогическое сознание, если в качестве критерия взятьсредневековое западноевропейское сознание с его горизонтальным видением ипониманием мира, – скорее центристское сознание, потому что в нем все строитсявокруг Бога. Отсюда большая очеловеченность, одушевленностъ религиозногосознания, что, в свою очередь, сказывалось и на воспитании.
Характеризуяже русское нормативное педагогическое сознание в целом, можно вполнесогласиться со словами В.П. Андриановой-Перетц, которыми она оценивает русскуюучительную литературу: «Русская литература на каждом этапе своего историческогопути выполняла воспитательные, учительные функции. Менялись самые цели, которыеставились этим литературным учительством, и средством, каким его осуществлялалитература, менялись философские и социальные направления учительства, соответственноиными становились положительные и отрицательные герои литературы. Но восходящаялиния развития русской литературы в той или иной форме всегда помнила о своемвоспитательном воздействии».
Такимобразом, воспитание и педагогическое сознание Древней Руси прошло сложнейшийпуть своего развития. Они усложнялись по мере развития славянских племен. И неисключено, что образование стало складываться на Руси еще до принятия христианства.
Принятиеже христианства имело основополагающее значение для древнерусского воспитания ипедагогического сознания, так как оно перестроило языческую систему воспитанияи создало достаточно развитую систему образования, выработало строгое и устойчивоесодержание образования, новые технологии образования – по сути, была созданасамодостаточная система древнерусского образования. И в это же время былосформировано нормативное педагогическое сознание.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.