Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Ситуативная мотивация и ее исследования

Уровень притязаний и мотивация достижения.
Изучаетсяв школе Курта Левина. Деятельность, поведение человека определяется еговнутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому, по мнению Левинапсихология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов.Первоначально он понимает источник мотивации не внутри субъекта, но и не вовне,а во взаимодействии субъекта с объектом.
Теорияполя. Всеобщая мотивационная значимость отражаемых явлений. Он отходит отдетерминизма «стимул-реакция». Гештальтпсихологическое объяснение механизмовповедения. В нем должны учитываться вся совокупность факторов, которыеотражаются субъектом, представлены ему.
Человекнаходится (в каждый момент времени) под влиянием целой системыактуализированных мотивационных отношений и побуждений, которые вследствиесвоего взаимодействия составляют мотивационное поле, которое динамично и гибкоопределяет как достигаемые им цели, так и способы их достижения.
Формальноповедение человека определяется двумя факторами:
V(поведение)= ¦ (Р,U)
P– личностные факторы – мотивационные факторы, инстинные потребности иквазипотребности
U- факторы окружающей среды.
Мотивационныепеременные личности делятся на истинные и квазипотребности, которые возникают вситуации, т.е. при выполнении задания. Потребность — это результатвзаимодействия внешнего с внутренним. Истинные потребности — устойчивые,длительно существующие напряжения, которые стремятся к разрядке в поведении,возникающие вне зависимости от ситуации (физиологические потребности). Кактолько человек оказывается в какой-то ситуации, то у него возникаетквазипотребность (ситуативная мотивация) — это поставленная экспериментатором ипринятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность взавершении начатого действия). Квазипотребность – напряженная система(намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельностьчеловека и стремится к разрядке (удовлетворению) — эксперименты по прерываниюдействия – потом возвращение к его выполнению (эксперимент Зейгарник понезавершенным действиям). Закономерности протекания истинных иквазипотребностей одни и те же.
Ситуация- целостное представление субъекта о том окружении, в котором он находится внастоящий момент. Поведение субъекта происходит не в объективной ситуации, а втой, какой он ее имеет в своем воображении – наше знание об объекте –субъективное…
Предметыв окружающем мире имеют валентность — побудительная сила предмета(притягательность, отталкиваемость, требовательный характер объекта — в сказкеоб Алисе пирожок кричит: «Съешь меня!», пузырек кричит: «Выпей меня!»).Валентность объектов возникает в момент появления у субъекта квазипотребности.От субъекта к объекту начинают исходить силы (притяжения или отталкивания).Валентность — характеристика величины силы притяжения или отталкивания.
Притяжение:1) Объекты, имеющие статус цели; 2) Способствующие достижению цели.
Отталкивание:объекты, препятствующие достижению цели. Поведение строится исходя из всехдинамических соотношений данной ситуации. При этом ситуация может ослабитьпобуждающую силу предмета.
Валентностьзависит от потребностей (напряжений личности). Но некоторые предметы имеютсамостоятельную валентность (не зависят от напряжений личности – не имеютпотребностного смысла). Валентность порождает силы. Сила – векторная величина,и поэтому характеризуется – направлением, величиной и точкой приложения. Силане прямое следствие валентности (зависит от внешних условий). Силы находятся вовзаимодействии. Совокупность сил образует силовое поле – которое реальноопределяет поведение субъекта (полевое взаимодействие сил).
Основныехарактеристики силового поля (в теории Левина):
1)Поведение человека рассматривается в целостной ситуации; человек действует всиловом поле.
2)Поле является феноменальной, а не объективной ситуацией (человек действует изсвоего понимания ситуации).
3)Движущей силой поведения являются динамические силы, которые возникают в связис принятием субъектом намерения действовать.
4)Поведение определяется ситуативными факторами, которые действуют здесь исейчас, актуальное поле.
5)Теория становится универсальной, с помощью нее можно объяснить частныеконкретные ситуации.
6)Теория позволяет применять для описания поведения язык математики.
Исследования в школе К.Левина.
Признакналичия и сохранения квазипотребности — это намерение и сохранение целевойструктуру выполняемого действия. Квазипотребность создает эту структуру,которая сохраняется до удовлетворения потребности.
ЭффектЗейгарник: демонстрация влияния квазипотребности на эффективность запоминания.В течение получаса испытуемому предлагались разного вида задания – практические– что-то нарисовать, слепить из пластилина, переложить спички на плоскости.Задания несложные, и за полчаса можно выполнить 15-20 заданий (общее количествовыходит за пределы рабочей памяти). Прием – некоторые задания она нарочнопрерывает – на самом интересном месте. Через полчаса – какие-то действияпрерваны, какие-то доведены до конца.
Теперьиспытуемого мимоходом спрашивали, какие задания он может вспомнить. Так какпервоначально не была дана инструкция к запоминанию, то запоминание здесьнепроизвольное. И если он вспоминает какие-то задания, то прежде всего онвспоминает прерванные задания. НЗ/ЗЗ=1.9 (незавершенные действия запоминаютсяпочти в 2 раза лучше). Это связано с тем, что квазипотребность не разряжалась,а сохранялась в виде тенденций к завершению незаконченных действий. Прерванныедействия (содержание прерванных действий) непроизвольно запоминаются лучше, чемсодержание законченных. Причем даже если испытуемый сразу согласился, то онначинает перечислять содержание прерванных действий, и только потом содержаниезаконченных. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем выраженнееэффект Зейгарник. Со временем неудовлетворенная квазипотребность разряжается(границы напряженной системы проницаемы). Эффект Зейгарник ослабляется приутомлении, аффективном возбуждении (повышается «текучесть» границ областей).
ЭкспериментОвсянкиной. Модифицировала эксперимент Зейгарник — вместо проверки запоминаниядействий – спонтанное возобновление отдельных заданий. Для этого материалзаданий оставлялся разложенным перед испытуемым, экспериментатор покидалпомещение. В этом случае незавершенные квазипотребности проявляютсянепосредственно.
Экспериментпо формированию уровня притязаний Хоппе.
Конструктивнаяпричинность – причина в данной ситуации. Мотивационное поле проявляется тогда,когда субъект уже начал действовать. На этот процесс могут повлиять любыедополнительные факторы. Все окружающие предметы обладают валентностью, но онапотенциальна. Будет ли она побуждать – определится в ходе действия. Это актуальнаямотивация – имеет настоящий, актуальный характер.
Уровеньпритязаний – это ситуативная мотивация. Уровень притязаний – это сообщаемаяэкспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установкапо отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. Уровеньпритязаний образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определитьуровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место впроцессе решения задачи.
Испытуемыйучится попадать в мишень. Мы застаем его в процессе формирования данногопрактического навыка.
Предшествующеедостижение — испытуемый получает некий результат. Совершил бросок и получилопределенный результат — мы обратили внимание на его результат.
Постановкацели, установление уровня притязаний – решение о цели следующего действия. Мыпросим нашего испытуемого поставить себе цель. Внутреннее несоответствие (т.е.относящееся к данной ситуации) — расстояние между предшествующим достижением иидеальной целью. Далее Левин рассуждает – вряд ли мы найдем испытуемого, чтобыон после шестерки сразу стал попадать в центр мишени. Испытуемый поставит себеболее близкую цель. Скажем, скажет, что в следующий раз хотел бы попасть ввосьмерку. И тогда Левин введет еще одно понятие — целевое несоответствие — расстояние между предшествующим достижением и реально поставленной целью.
Очередноедостижение. Испытуемый получил определенный результат – величину достижения,новую оценку. Разница между уровнем притязаний и величиной достижения будет«несоответствием достижения». Оно будет положительным если результат вышеуровня притязаний и отрицательным – если ниже. Положительное несоответствиеможно интерпретировать как успех, отрицательное – как неудачу.
Реакцияна успех или неудачу (мы просим испытуемого снова поставить цель). И этособытие в его сопоставлении со вторым дает возможность установить тенденцию.Первая тенденция – основная – выражается в том, что наш испытуемый адекватнореагирует на свои достижения. Успех – повышает свои целевые установки (после 6на 8). Вторая – избегание неудачи. Адекватное реагирование (уровень притязаний)– успех повышает уровень цели, неудача – понижает. Неадекватное реагирование(уровень притязаний) – тенденция избегания неудач.
Хоппесчитал, что тенденций может быть несколько, по крайней мере, не одна или две.Я-уровень — представление субъекта о себе как решающим данную задачу,занимающимся данной деятельностью. В ходе выполнения задания формируетсяпредставление о своих способностях. Я-уровень — стремление повышать свои способностии поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности,достижения в которых считаются обязательными и могут либо удаваться, либо нет.Я-уровень стремится к стабильности.
Тенденции– стремление к успеху и избегание неудач. Избрал уровень, представил своивозможности, и во всяком случае не хотелось его менять, по крайней мере,тендировать на повышение. Т.о., стремление к успеху и избегание неудачи – дваспособа сохранить Я-уровень, два способа его поддержать. Это – две тенденции.
Мотивация достижения
Мотивациядостижения – достаточно устойчивая мотивационная диспозиция, мотивационноеустановление, побуждение, что-то внеситуативное, стабильное, устойчивое.Мак-Клелланд с помощью проективных тестов (аналог ТАТ, касается соревновательнойситуации – выявляет переходные между базовыми и ситуативными мотивациями),выделяет два вида мотивации – мотивация достижения и мотивация избеганиянеудач. Операционально они есть способ принятия ситуации.
Мотивациядостижения – стремление к успеху, мотивация избегания неудач – стремление уйтииз ситуации.
Выделяютсяуже мотивационные диспозиции (а не просто мотивационные тенденции). Позитивнаянаправленность – антипод, негативная целевая установка. Это способ принятияситуации (испытуемый, который принял позицию ученика, говорит все ОК, и онориентирован на более успешное, позитивное выполнение задания; позитивная цель,позитивная направленность). В мотивации достижения испытуемый проявляетинструментальную активность – как, какими способами он добьется успеха, приизбегании неудачи – такой инструментальной активности не наблюдается. Какотдельный фактор Мак-Клелланд выделяет в первом случае – ожидание успеха, вовтором – неуверенность в нем. Избегание неудачи став особым мотивом начинаетобрастать новыми особенностями — страх успеха, боязнь (опасением даже успешногорезультата, опасением появления новизны). В первом случае – ориентация напохвалу, во 2-м – на критику.
Мак-Клелландописал их как феномен, не пытаясь объяснить. Объяснительная модель объединилаоткрытия левиновской школы и открытия Мак-Клелланда.
Модельпринятия риска Аткинсон — цель: изучить мотивацию достижения и построитьопределенную теоретическую модель по всем требованиям Левина (модель принятияриска). Основные положения:
1.В любой ситуации действуют две тенденции — тенденция стремления к успеху (+) итенденция избегания неудачи (-). Они разнонаправлены, поэтому результирующимбудет нечто третье, вектор их суммы:
Тенденциястремления к успеху, по его предположению:
Тсу= Мсу х СВу х СЦу
являетсяфункцией трех составляющих:
1)Мотивация стремления к успеху (связано с субъектом).
2)Субъективная вероятность успеха (СВУ).
3)Субъективная ценность удачи (СЦУ).
Тенденцияизбегания неудач — Тин = Мин х СВн х СЦн.
2.Вероятность успеха и его субъективная ценность связаны обратной связью(допущение Аткинсона – что субъективная вероятность успеха или неудачи исубъективная ценность успеха или неудачи – это зависимые величины), чем вышевероятность – ниже ценность; на бытовом уровне — если мне обеспечен успех, тоценность его понижается. То же касается и неудачи – чем выше вероятностьнеудачи, тем ниже ее субъективная ценность.
3.Ситуация риска: Субъективная вероятность успеха = субъективной вероятностинеудачи. СВУ = СВН. Шансы — 50х50. Возможны 2 варианта:
1.“+”, мотивация стремления к успеху преобладает над мотивацией избегания неудач:МД (СкУ) > ИН Человек идет на риск.В диагностике уровня притязаний первоначально выбирает средние задания, вслучае успеха постепенно повышает трудность. Максимальный результат там, гдеесть задачи среднего уровня.
2.”-”, преобладание мотивации избегания неудачи, т.е. человек избегает риска,результирующая тенденция отрицательна. МД (СкУ)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта psy.piter.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.